Патриотизм широкое понятие. Патриотизм: сущность, структура, функционирование (социально-философский анализ). Современная критика патриотизма

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. В Толковом словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот - это «любитель отечест­ва, ревнитель о его благе, однолюб». Патриот в переводе в грече­ского «patriots» означает «земляк, соотечественник», от француз­ского «patriote» - «сын отечества». Сами же понятия «родина» и «отчизна» заимствованы из латинского языка и вошли во француз­скую лексику в XVI в. Понятие «Отечество» у В.И. Даля «родная земля, где человек вырос; корень, земля народов, к которой человек принадлежит по рождению, языку и вере». У С.И. Ожегова «Оте­чество - страна, где родился данный человек и к гражданам кото­рой он принадлежит».

В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых емких, простых и взаимосвязан­ных формулировках. Патриотизм - это любовь, возвышенная и пре­данная к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм - это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.

Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, пат­риотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компо­ненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.

Истинный патриотизм всегда есть единство духовно­сти, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Историческая почва формирования и развития патриотизма -существование обособленных отечеств, в рамках которых складыва­ются относительно замкнутые территориальные общности людей со своеобразной системой ценностей, определенным образом жизни, особыми интересами. Первые элементы патриотизма возникли в глу­бокой древности в виде привязанности человека к природной среде своего обитания. Сохранившийся отголосок этого - характерное для большинства людей эмоционально-возвышенное отношение к так называемому отчему краю, малой родине - месту, где происходило становление человека как личности. Одновременно формируется приверженность к условиям и особенностям жизни, определяющим социокультурную среду Отечества. Как правило, на формирование патриотического сознания и чувств большое влияние оказывают эт­ническая (родоплеменная, позже - национальная) общность и рели­гиозная конфессия. Их исторический опыт и традиции, а также ха­рактер и состояние межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений воздействуют на содержание и формы проявления патриотизма. С образованием государства патриотизм неразрывно связывается с ним. Ответственное отношение к государству и госу­дарственной власти, в целом к политической среде становится неотъ­емлемой и важной частью патриотизма, который тем самым приоб­ретает характер политического умонастроения. В зависимости от конкретно-исторической ситуации в обществе патриотизм может иметь разную направленность - от безусловной поддержки сущест­вующего политического режима до абсолютного неприятия его. Современное определение патриотизма базируется на его об­щей трактовке в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и содержит интерпретацию на личностном и макроуровне (уровне общественного сознания).

На личностномуровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая, интегративная характеристика человека, в которой в ак­центированном виде следует выделить три признака.

Во-первых , по своему основному сущностному проявлению патриотизм - это любовь к Родине, верность своему Отечеству. Это изначально социальное чувство - чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. Как первичная целостная эмоция любовь к родине является источником и лежит в основе комплекса переживаний, воззрений и идей.

Патриотизм как социальное чувство носит индивидуально-личностный, глубоко интимный характер. Как значимое, дорогое и святое чувство, патриотизм наполняется субъективными смыслами на уровне бессознательного и осознанного и занимает ведущее место в ценностной иерархии человека.

Патриотическое чувство глубоко укоренено в человеческой свободе. Любовь к родине всегда есть дело свободного самоопреде­ления индивидуальной человеческой личности. Она или есть, либо ее нет: заставить кого-то или что-то нельзя. Любовь возникает и разви­вается, появляется или исчезает спонтанно, не по принуждению и не намеренно.

В нормальных жизненных и исторических ситуациях патрио­тизм представляет собой единый эмоционально-волевой комплекс.

Именно любовь к родине пробуждает волю к сплочению, единению всех, кто любит родину, ради активного, деятельного, а в определен­ных ситуациях жертвенного служения.

Во-вторых , патриотизм, кроме социально-чувственного проявления, находит выражение в других личностных характери­стиках, которые отражают патриотическую (патриотически-идеологическую) направленность (то есть зависимость от интересов Родины) мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной не­приязни); стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.

В-третьих , патриотизм на личностном уровне опосредо­ванно, через интегративные связи с другими качествами, формируе­мыми иными (кроме патриотического) видами воспитания, характери­зует общую воспитанность человека, выражающуюся в целостном ми­ровоззрении, духовности, нравственных идеалах, нормах поведения личности. Он выступает социально-нравственным императивом, ха­рактеризующим ценностное отношение человека к Родине и Отечест­ву и побуждающим его к патриотически направленной деятельности.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его об­разу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагаю­щих ценностей. Как элемент общественного сознания патриотизм ха­рактеризует не только важнейшую грань жизни общества, но и пред­посылку его устойчивого развития. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества» оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духов­ное достояние личности, он характеризует ее гражданскую зрелость и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.

Патриотизм выступает в качестве одною из факторов развития общества, атрибутов ею жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных национальных, религиозных и других групп соотечественников, что особенно отчетливо проявляет­ся при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понима­ние патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдель­ные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значи­мыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, ее демократическое переустройство), так и негативными (се­паратистское стремление к отделению от своего государства и др.) мотивами.

Основными структурными компонентами патриотизма как явления общественной жизни являются: патриотическое соз­нание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность.

Патриотическое сознание - это отражение субъектом значи­мости своего Отечества и готовности предпринять необходимые дей­ствия по защите его национальных интересов. Оно является детерминантой патриотического поведения, а также морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.

Патриотические отношения возникают в процессе общест­венной практики как реальная связь субъекта с объектом своих дей­ствий, как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздей­ствия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуще­ствления патриотической деятельности.

Патриотическая деятельность - это способ воплощения пат­риотического сознания и реализации всех видов воздействий субъек­та на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Эта деятельность составляет ма­териальную основу патриотизма, его реально ощущаемую и види­мую сторону. Она основывается на единстве рациональной, эмоцио­нальной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально-нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданствен­ности и социальной активности личности, любого другого субъекта государства, осознающего свою тесную связь с Отечеством. Социальная роль и значимость этих субъектов проявляются в деятельно­сти, соответствующей интересам Отечества. Дальнейшее развитие этой деятельности осуществляется посредством заинтересованного участия личности в процессах, происходящих в обществе в интере­сах возрождения России, обеспечения ее гражданам необходимых социально-экономических, правовых, культурных и политических условий для их полноценной самореализации.

Отечество, отчизна, родина - родная для человека, социальной или национальной общности людей страна, принадлежность к кото­рой они воспринимают как необходимое условие своего благополу­чия; исторически принадлежащая данному народу территория.

Пред­ставляя собой природную, социальную, политическую и культурную среду обитания людей, Отечество сплачивает их в единую общность, одновременно обособляя от других отечеств. Такая общность харак­теризуется рядом сохраняющихся на протяжении длительного пе­риода исторического развития признаков: принадлежащей ей терри­тории, этническим составом, языком и национальными особенностя­ми культуры и др. Важное значение для каждой из подобных общно­стей имеет государственность своего Отечества, которая реализуется различными путями: народы бывших колониальных стран утвержда­ли право на суверенитет их Отечеств в длительной национально-освободительной борьбе; некоторые народы (например, курды в За­падной Азии) ведут борьбу за образование собственного Отечества на исторической территории своего проживания, входящей в состав нескольких стран; многие народы объединены в исторически сло­жившихся или созданных на добровольной основе общих государст­венно-суверенных отечеств в рамках унитарного государства, феде­рации или на базе национально-культурной автономии и др. Лозунги государственного оформления собственного Отечества нередко ис­пользуются и сепаратистскими силами, действующими в узкогруп­повых целях, в ущерб интересам своих народов, выступающими за Разрушение общего Отечества, обеспечивающего этим народам благоприятные условия экономического и социального развития.

Отечество - явление историческое. Оно приходит на смену идее племени и складывается усилиями многих поколений в боль­шинстве случаев различных этносов, тесно взаимодействующих между собой. Характер и социокультурные особенности Отечества, от­ражающие уровень общественного развития народа (политический режим, экономические отношения, социальная структура, духовные ценности, образ жизни, нравственность, особенности быта и т.д.) изменяются во времени. Противоречивое влияние на Отечество ока­зывает процесс глобализации экономической и всей общественной жизни. С одной стороны, под его влиянием ослабевает роль Отечеств в различении и обособлении народов, с другой - это активизирует их усилия, направленные на сохранение и укрепление собственной идентичности.

Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привя­занности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырас­тает до понимания своей связи со страной, до сознательной борьбы с притеснителями и поработителями Отечества. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественного и индивиду­ального сознания отражается и закрепляется в патриотизме. Он связыва­ет соотечественников, людей разного социального положения и раз­ных национальностей узами общей солидарности, общей готовности служить интересам Отечества, нравственным долгом и обязанностью защиты Отечества. Реальное проявление патриотизма выступает как реализация одной из высших его ценностей, какой является Оте­чество.

Истинная ценность Отечества особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотиз­му как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях, способно мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времен и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых пред­полагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, гибели людей и разруше­ния материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряженного труда, обращение к святым для каж­дого человека чувствам неоднократно являлись средством мобилиза­ции самых различных слоев российского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. В пере­ломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, Отечество становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и дея­тельность людей, помогает им объединиться во имя служения обще­ству и государству.

«Патриотизм» - широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм - это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты - защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.

Иными словами, патриот - это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

(адаптировано по ст. В. Б. Славина)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) просвещённый патриотизм и его сущность;

2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом;

3) отношение патриота к истории своей страны.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей:

3) защитники Отечества.

Типы людей могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред;

2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.

Могут быть приведены иные объяснения.

Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты. Поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.

Пояснение.

1. Типы людей:

1) простые люди, которые делают добро;

2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;

3) защитники Отечества.

1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны);

2) жизнь не для людей, а за их счёт;

3) унижение иностранцев и «инородцев»;

4) консервация отживших порядков;

5) навязывание обществу ложных идей и целей.

3. Подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны).

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам;

2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии;

3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.

Могут быть приведены другие уместные примеры.

Комментарий:

20. Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и

дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.

Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за

неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая

боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) просвещённый патриотизм и его сущность;

2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом;

3) отношение патриота к истории своей страны.

типа таких людей.

Ответ:

В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей:

1) простые люди, которые делают добро;

2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;

3) защитники Отечества.

3. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой

одной из них.

Ответ:

В правильном ответе должны быть указаны черты и дано пояснение одной из них, например:

1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны);

2) жизнь не для людей, а за их счёт (патриотизм предполагает, что человек полезен для своей страны, соотечественников, а такое поведение явно противоречит патриотизму);



3) унижение иностранцев и «инородцев» (патриотизм предполагает бескорыстную любовь к своей стране, а не унижение других народов и стран);

4) консервация отживших порядков (это мешает развитию страны);

5) навязывание обществу ложных идей и целей (препятствует нормальному развитию страны, может даже причинить ей значительный ущерб).

Ответ:

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам;

2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии.

3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.

5. В некоторых школах сформированы отряды учащихся, которые посещают места боёв в

ходе Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями погибших воинов, пытаются восстановить имена неизвестных солдат, встречаются с ветеранами и помогают им. Можно ли назвать эту деятельность патриотической? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: эта деятельность является патриотической;

2) объяснения, например:

− школьники лучше узнают о героических страницах истории своей Родины;

− школьники помогают сохранять память о защитниках отечества;



− школьники оказывают бескорыстную помощь ветеранам.

6. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.

Ответ:

Могут быть приведены такие объяснения:

1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред;

2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.

21. Девятиклассник общеобразовательной школы Сергей участвует в общероссийских олимпиадах по математике. Кроме этого он занимается в секции фигурного катания. На какой ступени образования находится Сергей?

1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

Состояние вопроса: Возникшие еще в первобытном обществе зачатки патриотизма основывались одновременно и на материальной основе, в качестве которой выступала коллективная собственность, и на духовной основе - чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. Появление государства как политической организации, обеспечивающей жизнедеятельность общества через обогащение его предприимчивой части, привело к отторжению большинства от объектов собственности и в целом предопределило акцент только на духовные начала патриотизма. Поэтому весьма актуальной становится проблема именно материально-духовных основ патриотизма.Результаты: Исторически сложившееся определение патриотизма и рассмотрение его основ во времени показало, что патриотизм базируется одновременно и на материальной, и на духовных основе. С разложением первобытного общества и возникновением имущественного неравенства материальная основа патриотизма - собственность подверглась модификации, а его духовная основа - чувство естественной привязанности к родной земле, родному языку и т...

Состояние вопроса: Возникшие еще в первобытном обществе зачатки патриотизма основывались одновременно и на материальной основе, в качестве которой выступала коллективная собственность, и на духовной основе - чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. Появление государства как политической организации, обеспечивающей жизнедеятельность общества через обогащение его предприимчивой части, привело к отторжению большинства от объектов собственности и в целом предопределило акцент только на духовные начала патриотизма. Поэтому весьма актуальной становится проблема именно материально-духовных основ патриотизма.Результаты: Исторически сложившееся определение патриотизма и рассмотрение его основ во времени показало, что патриотизм базируется одновременно и на материальной, и на духовных основе. С разложением первобытного общества и возникновением имущественного неравенства материальная основа патриотизма - собственность подверглась модификации, а его духовная основа - чувство естественной привязанности к родной земле, родному языку и т. п. соединилось с осознанием гражданских обязанностей по отношению к усложнившемуся обществу. Это привело к тому, что материальные начала патриотизма уступили место духовным.Поскольку материальная основа патриотизма неразрывно связана со сложившимися представлениями о собственности и полностью определяет его духовную составляющую, то введение на базе форм собственности в рамках действующего законодательства публичной собственности позволяет рассматривать именно ее в качестве материальной основы патриотизма. Условие, что в рамках публичной собственности каждый гражданин является сособственником всего достояния страны без выделения его доли, позволяет приравнять понятия «родина», «отечество» к новой «специальной организованности» общества, обеспечивающей интересы и общества, и его предприимчивой части.Область применения результатов: Полученные результаты устанавливают возможность совместного использования объектов публичной собственности всеми членами общества без выделения в ней доли каждого для обеспечения своей жизнедеятельности и именно на этой основе формируют духовные начала патриотизма, которые позволяет приравнять понятия «родина», «отчизна» к новой «специальной организованности» общества, обеспечивающей интересы и общества, и его предприимчивой части.Выводы: Материальную основу патриотизма составляет публичная собственность, на базе которой усилиями общества непосредственно обеспечивается его жизнедеятельность, а определяемая при этом ею духовная составляющая оказывается неразрывно связана с гордостью достижениями и культурой своей страны, желанием сохранять ее характер и культурные особенности, стремлением защищать интересы Родины и своего народа.

Что такое патриотизм.

Само слово «патриотизм» уходит своими корнями в древнюю Грецию. В переводе с греческого языка это понятие обозначает «отечество, соотечественник». Толковый словарь русского языка дает определение патриотизма как нравственного и политического принципа, который заключается в любви к Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам. Патриотизм подразумевает под собой гордость за принадлежность к определенному государству, гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножить и сохранить на протяжении долгих лет.

Если смотреть глубже, то историческим источником патриотизма является закрепленное веками и тысячелетиями существование людей в рамках отдельных государств, что само по себе формировало у человека любовь и преданность именно к той местности, где он вырос и жил. В условиях образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью национального самосознания и культуры. При ответе на вопрос - в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение - что такое патриотизм.

Классификация типов патриотизма

1.Полисный патриотизм – явление, которое наблюдалось в эпоху античных государств, и представляющее собой любовь к определенному городу-государству (полису).

2.Имперский патриотизм – выражал лояльное отношение к империи, а также к ее правительству.

3.Этнический патриотизм - явление, представляющее собой любовь к определенному народу без какой-либо привязки к определенной местности или же государству.

4. Государственный патриотизм. Представляет собой чувство глубокой любви и преданности к определенному государству, стране.

5. Квасной патриотизм. Представляет собой очень сильное, гипертрофированное чувство любви к государству и его населению.

Понятия «патриотизм» и «патриот»:



1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

Современное военно-патриотическое воспитание молодежи

Военно-патриотическое воспитание в школе – это система мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы отечества.

Лояльность к существующему государственному строю, приоритет интересов страны над личными, нетерпимость к нарушениям норм права и морали – это те ценности, которые закладываются детям в ходе патриотического воспитания.

Какова цель военно-патриотического воспитания?

Военно-патриотическое воспитание подразумевает:

· подготовку молодежи к службе в армии;

· воспитание патриотизма и преданности Родине;

· повышение уровня физической подготовки у подрастающего поколения.

Военно-патриотическое воспитание также включает в себя развитие у учащихся социальной активности и ответственности за свои действия и поступки. Поэтому детей привлекают к различным спортивно-массовым мероприятиям. Дети очень любят соревнования и спорт. Тем самым, они всесторонне развиваются и повышают уровень своей физической подготовки.

Спортивно-массовые мероприятия помогают сохранять преемственность поколений и традиций различных военных формирований. Военно-патриотическое воспитание детей. А в глазах школьников повышается значение воинской службы.

Военно-патриотическое воспитание помогает формировать у детей чувство гордости за себя, своих соотечественников, уважение к достижениям своей страны и историческим событиям прошлого.

Сложно недооценить роль военно-патриотического воспитания школьников. Ведь воспитание патриотизма – это формирование любви к своей стране, а также воспитание ответственности и социальной активности у своих граждан. А, как известно, активная гражданская позиция является залогом становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.

Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:

Военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;

Массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;

Начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах, трудовых коллективах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;

Деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание населения.

Важнейшими задачами патриотического воспитания молодежи являются:

· формирование моральных и нравственных качеств патриотизма в сознании молодежи,

· воспитание преданности Родине и готовности к ее защите,

· обеспечение преемственности поколений,

· пропаганда исторического прошлого Отечества, героического наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защите,

· подготовка молодых людей к службе в Вооруженных силах РФ,

· привлечение молодежи к активному участию в спортивно-массовых мероприятиях и военно-прикладных видах спорта.

Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»