Коды окоф в декларации по имуществу. Может ли код окоф влиять на применение льготы по налогу на имущество организаций? Приложения к Порядку заполнения

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

По всем основным средствам, числящимся в учетных регистрах по состоянию на 01.01.2017, должны выполняться правила:
1. Они остаются на тех же аналитических счетах счета 101 00, на которых учитывались по состоянию на 01.01.2017;
2. Срок полезного использования по ним не пересматривается и амортизация начисляется по прежним нормам.
Об этом прямо написано в Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, от 30.12.2016 N 02-08-07/79584.
В то же время учреждение имеет право дополнительно проставить в Инвентарных карточках (ф. 0504031) по "старым" основным средствам новый код ОКОФ. Такую разноску можно провести машинным способом - соответствующую услугу предоставляют многие разработчики бухгалтерского программного обеспечения. Для целей ведения бухгалтерского учета новые коды ОКОФ по "старым" основным средствам на сегодняшний день не нужны - это мы уже разобрали в предыдущем абзаце. Однако новые коды ОКОФ по всем без исключения основным средствам (включая объекты, поступившие до 01.01.2017) могут, например, понадобиться:
- для заполнения раздела 2.1 отчетов по налогу на имущество (при разработке этих отчетов было предусмотрено проставление по всем объектам недвижимости нового кода ОКОФ и только недавно налоговая разрешила указывать и старые коды - смотрите, в частности, ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-21/16786@);
- для составления иной дополнительной отчетности, включая статистическую.
Определять принадлежность объекта к основным средствам надо только в соответствии Инструкцией, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н). Если по заключению комиссии учреждения объект может использоваться самостоятельно более 12 месяцев в деятельности учреждения, его обязательно надо принять к учету в составе основных средств (исключения предусмотрены только Инструкции N 157н). Не выполните это требование - ревизоры обоснованно напишут в акте проверки о нарушении. Упомянут объект в новом ОКОФ или нет - не важно. Также не имеет значения то обстоятельство, что в переходных ключах указано "не являются основными фондами". Дело в том, что N 157н не предусматривает использование ОКОФ для решения вопроса: "Является ли объект основным средством?".
ОКОФ нужен для определения срока полезного использования согласно Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 по объектам, которые комиссия уже отнесла к основным средствам.
Что же делать, если комиссия отнесла объект к основным средствам, но в ОКОФ его нет и поэтому воспользоваться Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 не получается? В таком случае срок полезного использования объекта надо определять без этого постановления - согласно рекомендациям производителей и т.п. (соответствующая процедура описана в Инструкции N 157н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

На учете числятся здания мобильные или вагон-дома, которые используются для проживания вахтовиков на месторождениях. Какой код ОКОФ у таких ОС и облагаются ли они налогом на имущество, если относятся к группе ОС "Здания"?

Указанные объекты могут быть отнесены к категории «Здания (кроме жилых)» - код ОКОФ 11 0000000 .

Если мобильные здания, вагон-дома можно при желании разобрать на части, а затем снова установить, то ваша компания - обладатель движимого имущества. Речь идет о так называемых сооружениях модульного типа. К ним вы можете отнести бытовки и другие передвижные сборно-разборные объекты. Если это имущество получено не в результате реорганизации (ликвидации) организации или сделки между взаимозависимыми лицами и принято на баланс, начиная с 1 января 2013 года, то налог на имущество платить не нужно.

Однако налоговые инспекторы неоднозначно относятся к подобным конструкциям. Как показывает судебная практика, многие ревизоры на местах убеждены, что речь идет все же о недвижимости. И значит, с нее надо платить налог на имущество. Поэтому, чтобы точно избежать недоразумений, лучше узнайте позицию своего инспектора по поводу спорного объекта.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Постановление, Классификатор Госстандарта России от 26.12.1994 №№ 359, ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). ОК 013-94 (коды 10 0000000 - 14 2949220) (с изменениями на 14 апреля 1998 года)»

Передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и пр.) относятся к зданиям;* установленное в них оборудование относится соответственно к машинам и оборудованию или другим разделам основных фондов.


11 0000000
3 ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ)

2. Статья: Как отличить недвижимые объекты от движимых, чтобы без ошибок сдать расчет по налогу на имущество

Сборно-разборные помещения

Если у вас на балансе числится конструкция, которую при желании можно разобрать на части, а затем снова установить, то ваша компания - обладатель движимого имущества. Речь идет о так называемых сооружениях модульного типа. К ним вы можете отнести павильоны, торговые ряды, бытовки и другие передвижные сборно-разборные объекты.* Во всяком случае, киоски, навесы и подобные временные сооружения не относятся к капитальному строительству (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Другое дело, что налоговые инспекторы неоднозначно относятся к подобным конструкциям. Как показывает судебная практика, многие ревизоры на местах убеждены, что речь идет все же о недвижимости. И значит, с нее надо платить налог на имущество. Поэтому, чтобы точно избежать недоразумений, лучше узнайте позицию своего инспектора по поводу спорного объекта.*

Вы готовы дойти до суда? Тогда можете налог не платить (если, конечно, речь идет о конструкциях, оприходованных в этом году). Шансы отстоять свой подход в суде высоки. Свидетельство тому - постановление ФАС Московского округа от 21 августа 2012 г. по делу № А40-132980/11-116-357 .

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно.* При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.*

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) , утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 . Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 .

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:*
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по

О льготе по налогу на имущество в целом

Льгота по налогу на имущество организаций - это предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков возможность (право) не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Основание - п. 1 ст. 56 НК РФ.

! Пониженная ставка налога - это налоговая преференция, но не льгота (в подтверждение Письмо Минфина РФ от 03.09.2015г. № 03-05-05-01/50668).

В зависимости от того, к компетенции каких публично-правовых образований относятся вопросы установления и отмены льготы по налогу на имущество, их можно разделить на:

  • федеральные льготы . Установлены Налоговым кодексом РФ и могут применяться во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций (п. 3 ст. 56, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Федеральные налоговые льготы по налогу на имущество организаций перечислены в ст. 381 НК РФ.

! Федеральные льготы по налогу на имущество не требуют повторного закрепления в соответствующем законе субъекта РФ (Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2006г. № 74-Г06-11).

  • льготы субъектов РФ. Установлены законом субъекта РФ и могут применяться только на территории такого субъекта (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Региональные льготы по налогу на имущество организаций перечислены в законах субъектов РФ, ознакомится с ними можно на сайте ФНС с помощью сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам", перейдя по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ .

В данной статье рассмотрим федеральные льготы, при установлении права применения которых существенную роль играет код ОКОФ, присвоенный основным средствам, в частности это:

  1. льгота в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
  2. льгота в отношении энергоэффективных объектов.

! Важно! Налоговое законодательство РФ не обязывает применять налоговые льготы (пп. 3 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 56 НК РФ). Т.е. организация самостоятельно принимает решение воспользоваться предусмотренными преференциями, и не носит заявительный характер. Однако, налоговые органы имеют право проверить основания применения льгот организациями при камеральных и выездных налоговых проверках (п. 6 ст. 88 , п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ).

Федеральные льготы по налогу на имущество, применение которых напрямую зависит от кода ОКОФ

От кода ОКОФ, присвоенного объекту основного средства, зависит не только установление объекта налогообложения налогом на имущество организаций, размер амортизационных отчислений, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, применение в налоговом учете ускоренной амортизации и амортизационной премии, но и правоприменение льготы по налогу на имущество, поэтому верная классификация объекта основного средства играет существенную роль при принятии его к учету.

Рассмотрим подробнее виды федеральных налоговых льгот, применение которых напрямую связано с кодом ОКОФ.

Льгота по налогу на имущество для организаций в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью

Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью. Перечень имущества , относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В настоящий момент действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504. В нем отражена таблица с указанием кода ОКОФ в цифровом и текстовом виде, примечаний к коду.

Таким образом, льгота предоставляется в отношении имущества, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504, что обуславливает должное внимание к верной классификации объектов основных средств.

Льгота по налогу на имущество для организаций в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность

Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Данную льготу можно применять в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. В состав основных средств такое имущество должно быть включено после 31.12.2011г.

Под объектами, имеющими высокую энергоэффективность, следует понимать следующие объекты:

1) вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ .

С 30.06.2015г. по настоящее время такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015г. № 600. До 29.06.2015г. действовал перечень Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № 308.

В Перечне отражена таблица с указанием наименования объекта, его кода ОКОФ в цифровом и текстовом виде, качественные характеристики объекта, обусловливающие его высокую энергетическую эффективность.

Таким образом, льгота предоставляется в отношении имущества, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015г. № 600, что обуславливает должное внимание к верной классификации объектов основных средств.

2) вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности , если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности .

В отношении имущества, имеющего высокий класс энергетической эффективности, законодатель не закрепил перечень кодов ОКОФ, соответствующие льготируемому имуществу.

Однако при применении указанной льготы, верная классификация объектов является безусловным подспорьем.

Неоднозначные противоречия

Стоит обратить внимание на следующие противоречия, возникшие с утвержденными на текущий момент перечнями Постановления Правительства РФ в отношении льготируемых объектов по налогу на имущество организаций:

1) С 01.01.2017г. в действие введен новый Классификатор ОКОФ ОК 013-2014. При этом в Перечень Постановления Правительства РФ № 540 и № 600 не внесены изменения, в документе указаны старые коды ОКОФ из Классификатора ОКОФ ОК 013-94, действующего до 31.12.2016г.

При выявлении с 01.01.2017г. вновь вводимых льготируемых объектов в соответствии с п. 11 и п. 21 ст. 381 НК РФ необходимо руководствоваться старыми кодами ОКОФ ОК 013-94. Позиция подтверждена в Письме Минфина России от 05.10.2016г. № 03-05-04-01/57818. Т.е. налогоплательщикам, присвоившим объекту основного средства код ОКОФ ОК 013-2014, можно воспользоваться обратным переходным ключом от ОКОФ ОК 013-2014 к ОКОФ ОК 013-94 и определить, относится ли такой объект к льготируемому имуществу.

Каждое предприятие использует в своей работе различные основные средства, являющиеся его собственностью и использующиеся в производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ. Для принятия их к учету определяется первоначальная стоимость. Учет во время использования ведется по остаточной стоимости.

Все имущественные объекты с течением времени изнашиваются, амортизируются: часть их стоимости переносится на себестоимость. Амортизация производится на всем периоде их полезного использования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В зависимости от СПИ все основные средства классифицируются по определенным амортизационным группам. Для этого используются Классификатор ОС и ОКОФ. В 2019 году группировка основных средств претерпела значимые изменения, которые необходимо знать для правильного ведения учета.

Главные нюансы

По общему правилу предприятия амортизируют активы в течение сроков их полезного использования (СПИ). Они определяются по Классификатору ОС (таблица).

Группировка ОС по Классификатору:

Амортизационная группа СПИ, годы
Первая 1-2
Вторая 2-3
Третья 3-5
Четвертая 5-7
Пятая 7-10
Шестая 10-15
Седьмая 15-20
Восьмая 20-25
Девятая 25-30
Десятая более 30

Подтверждение даты ввода в работу ОС осуществляется путем составления об этом отдельного акта. Он необходим для начисления имущественного налога, вычетов НДС, начала амортизации, а также для подтверждения начальной стоимости имущества, срока его службы, амортизационной группы, установленных для него.

Последние изменения

Ранее кодировка основных фондов шифровалась 9-значными значениями, имевшими формат ХХ ХХХХХХХ. С 2019 года новая кодировка представляет собой вид ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Такие изменения значительно преобразовали структуру ОКОФ.

Некоторые наименования, содержавшиеся в старом классификаторе, удалены, а в ОКОФ-2017 заменены обобщающими позициями. К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие».

Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было. К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке.

В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе. Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете.

Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2019 года. Повторно определять амортизационную группу основных средств, имеющихся у предприятия, не требуется. Амортизация по ним будет осуществляться в прежнем порядке.

Для нового имущества предусмотрены специальные инструменты для удобного перехода на новый ОКОФ – переходные ключи между редакциями (прямой и обратный). ОКОФ-1994 и 2019 имеются в приказе Росстандарта № 458 от 2019 года. Они представлены в виде сравнительной таблицы с сопоставлением конкретных имущественных объектов. С его помощью просто подбирается новая кодировка.

Важные замечания

Какового назначение

Независимо от формы собственности фирмы, ее размеров и видов деятельности вопрос эффективности использования основных фондов является одним из первостепенных. От нее зависит конкурентоспособность производимой компанией продукции, позиция в промышленном производстве, финансовое состояние организации. Поэтому особо важно использование ОКОФ.

Основные задачи, которые позволяет решить классификатор ОС:

  • возможность повышения экономической эффективности использования имущества;
  • доступ к подробным, удобно сгруппированным сведениям о работе компании;
  • появление возможности принятия максимально выгодных управленческих решений;
  • упрощение ведения налогового и ;
  • снижение вероятности ошибок в учете.

Проверке правильности ведения бухгалтерского учета, особенно ведущегося одновременно с налоговым учетом, контрольные органы посвящают максимум внимания. Поэтому важно знать все нюансы и новшества в отражении основных средств в отчетных документах. Это избавит от риска ошибочного заполнения и получения штрафов.

Ошибочное отражение ОС становится причиной многих проблем для предприятий. Важный термин, используемый в их учете «основные фонда», которые включают два вида имущества: материального и нематериального. Основные средства являются материальными активами компании. Этот вывод сделан на основе понятий, закрепленных законодательными нормами.

Классификационные признаки

Цель бухгалтерского учета заключается не только в отражении наличия, состояния и движения ОС фирмы, но и в правильном распределении амортизационных отчислений по затратным статьям. Для ее достижения используются разные способы классификации основных средств.

Наиболее укрупненные классификации:

  • по функциональному назначению;
  • по степени задействованности в работе;
  • по имущественно правовой принадлежности;
  • по способам воздействия на предметы труда.

Более подробная классификация ОС предполагает разнесение их по отраслевым группам. Часто этот признак недооценивается, хотя вместе с функциональностью, помогает относить амортизационные отчисления по затратным статьям. Он обязателен в учете, анализе и составлении отчетности (главным образом статистической) и особо важен в многопрофильных структурах.

Основным признаком классификации ОС в учете и налоговой отчетности является срок эксплуатации (службы). Законодательством разрешено фирмам самостоятельно относить свое имущество к той или иной амортизационной группе, исходя из интенсивности его использования, особенностей хозяйственно-производственных процессов и иных факторов, позволяющих определить период полезной службы.

Наиболее широко распространена практика использования общего стандарта, основанного на разделении ОС по единым группам амортизации. Самая подробная классификация, логически связанная с группировкой по возрастному признаку, — по натурально-вещественной принадлежности называется классификацией по ОКОФ.

Постановка на учёт

Ставить на учет основные средства следует пошагово в определенной последовательности.

Сначала необходимо определить, относится ли объект к ОС. Срок службы актива в налоговом учете должен быть более 12 месяцев и иметь стоимость от 100 тысяч рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). При соответствии данным критериям относить стоимость имущества на затраты единовременно нельзя. Нужно выбрать для него подходящую группу и срок полезного использования. После этого можно осуществлять его списание через амортизацию.

На следующем этапе производится выбор амортизационной группы. Начинать его необходимо с классификации. Если в ней не нашелся вид имущества, стоит обратиться к ОКОФ. В первую очередь определятся код вида основного средства, состоящий из 9 цифр. Группа находится по первым 6 обозначениям, которые должны совпасть с кодировкой Классификатора.

Основные средства, имеющиеся в Классификаторе:

ОС Группа Срок службы, годы Куда относится
Принтер II 2-3 Электронно-вычислительная техника
Персональный компьютер, ноутбук II 2-3
МФУ печатающее III 3-5 Средства светокопирования
Музыкальный центр, плазменный TV IV 5-7 Теле- и радиоприемная аппаратура
Офисная мебель IV 5-7 Мебель для полиграфии, торговли, бытового обслуживания
Легковой автомобиль III 3-5 Легковые автомобили
Грузовой автомобиль III 3-5 Грузовые автомобили грузоподъемностью до 0,5 т

Следующим шагом будет установление срока полезного использования ОС. Допускается выбор любого числа лет в установленных пределах. Для имущества стоимостью более 100 тысяч рублей желательно установить одинаковый срок в налоговом и бухгалтерском учете во избежание расхождений.

Иногда необходимого средства не имеется ни в Классификаторе, но в ОКОФ. В таком случае его определить можно по рекомендациям изготовителя или техническим документам. Другие варианты – направление запроса производителю или обращение к разъяснениям Минэкономразвития.

На заключительном этапе нужно провести срок службы ОС по документации – внести сведения в инвентарную карточку. При установлении разных сроков для налогового и бухгалтерского учета это необходимо отразить.

Классификация ОС согласно ОКОФ:

Алгоритм установления

Для правильного отнесения имущественного объекта к ОС необходимо проверить, имеются ли у него признаки:

  • способность принесения собственнику экономической выгоды в будущей деятельности;
  • фирма не планирует его дальнейшую перепродажу;
  • возможно длительное использование (более 12 месяцев).

При соответствии имущества всем обозначенным признакам оно принимается в учет в качестве основного средства.

Все ОС классифицируются на группы с отличительными особенностями в зависимости от срока полезной эксплуатации, под которым понимается время, в течение которого объект может служить достижению целей компании в хозяйственно-производственной деятельности.

В бухгалтерском и налоговом учете используется Классификация ОС. Стоимость уже учтенного имущества, использование которого продолжается, в текущем году не пересматривается.

Как определить срок полезного использования

Первоначально устанавливается амортизационная группа и срок полезного использования по Классификации, утвержденной Правительством РФ. Пункт 2 статьи 258 НК РФ делит все основные средства на 10 групп. Срок эксплуатации плательщик определяет самостоятельно в установленных для каждой группы пределах (письмо МФ РФ № 03-05-05-01/39563 от 2019 года).

Расшифровка групп имеется в ОКОФ. Он используется при отсутствии имущества в Классификаторе ОС. Поиск осуществляются одним из двух способов: по кодировке подкласса и по коду класса имущества.

При отсутствии объекта и в Классификаторе ОС, и в ОКОФ, срок определяется по техническим документам или рекомендациям изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ, письмо МФ РФ № 03-03-06/1/36323 от 2019 года).

Особенности включения в амортизационные группы

Основные средства распределяются по 10 амортизационным группам в зависимости от срока их службы: от 1 года. Первая группа включает недолговечные объекты сроком эксплуатации 1-2 года. Далее идет имущество, эксплуатируемое 2-3 года (вторая группа), 3-5 лет (третья группа), 5-7 лет (четвертая группа), 7-10 лет (пятая группа). Остальные группы отличаются пятилетним сроком полезного использования.

Классификацию ОС, подлежащих включению в амортизационные группы, утверждает Правительство РФ. Для учета амортизируемые основные средства принимаются по первоначальной стоимости.

Приметы имущества по ОКОФ

ОКОФ основан на признаке натурально-имущественной принадлежности имущества и объединяет ОС по следующим группам:

  • Здания – промышленные и административные строения, корпуса, склады, где ведется хозяйственная деятельность.
  • Сооружения – инженерно-строительные конструкции для выполнения технологических и технических функций: туннели, мосты, очистные сооружения, скважины, шахты и т.д.
  • Передаточные устройства – предназначены для передачи различных энергетических ресурсов, транспортировки газа, жидкостей: продуктопроводы, тепло- и электросети.
  • Машины и оборудование – оборудование и станочно-приборный парк (силовые и рабочие машины, регулирующие и измерительные риборы, вычислительная техника). Это самая крупная группа.
  • Транспортные средства.
  • Инструмент.
  • Инвентарь и принадлежности.
  • Прочие ОФ – входят категории имущества, не включаемые в другие группы.

Каждая группа ОКОФ детализирована и раскрывает конструктивные особенности внутригруппового имущества. Классификация построена иерархическим способом до уровня подкласса ОС.

В силу п. 1 ст. 386 НК РФ учреждения здравоохранения, как и другие плательщики налога на имущество организаций, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять расчеты по авансовым платежам по налогу и декларацию по налогу в налоговые органы. Форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Приказ содержит новые формы налоговой декларации, а также налогового расчета по авансовому платежу, форматы представления форм отчетности в электронном виде и требования к их заполнению (далее – декларация, расчет, Порядок заполнения). В статье мы рассмотрим основные новшества данного приказа.

Состав декларации.

В соответствии с п. 3 Приказа ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ новая форма налоговой декларации применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2017 года. Однако Письмом ФНС РФ от 14.04.2017 № БС-4-21/7145 налоговым органам рекомендовано принимать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за I квартал 2017 года уже по новой форме. Это связано с тем, что новые расчеты учитывают изменения, внесенные в порядок уплаты налога на имущество организаций, вступившие в силу 1 января 2017 года.

Согласно п. 1.2 Порядка заполнения включает в себя:

    титульный лист;

    раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;

    раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

    раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости»;

    раздел 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как ».

Как мы видим, в отличие от декларации, утвержденной Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, новая форма декларации дополнена разделом 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости, в отношении которого налог исчислен в разделе 2 декларации, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на последний день налогового периода.

Кроме того, в Приказе ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ уточнен порядок согласования одной декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ (в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования).

В силу п. 1.6 Порядка заполнения декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования, согласно ОКТМО. При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

В случае, если законодательством предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ, полученному до начала налогового периода, за который представляется такая декларация. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

В случае, если налог зачисляется полностью или частично в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может оформляться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ, полученному до начала налогового периода, за который представляется такая декларация. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

В свою очередь, если налог полностью или частично зачисляется в бюджеты муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, одна декларация может составляться в отношении сумм налога, исчисленных отдельно по каждому муниципальному образованию и соответствующему ему коду ОКТМО. При этом одна декларация в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться только в случае, если отсутствует решение представительного органа муниципального района о зачислении доходов от налога в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов.

Титульный лист.

В отношении как формы, так и порядка заполнения титульного листа надо отметить следующие новшества:

2. Уточнено, что номер контактного телефона учреждения должен состоять из кода страны, кода населенного пункта, номера телефона без знаков и пробелов. Например, «84950000000».

3. В связи с принятием Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» исключена обязанность заверять декларацию печатью юридического лица.

Раздел 1

Как и ранее, указанный раздел заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения учреждения, месту нахождения обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс, месту нахождения недвижимого имущества.

Раздел 2

Согласно п. 5.2 Порядка заполнения данный раздел заполняется отдельно в отношении:

    имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения учреждения;

    имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

    недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения учреждения и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

    имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;

    каждого объекта недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне РФ);

    имущества, расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства;

    льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения всей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества.

При заполнении строк и граф данного раздела учитываются следующие особенности (п. 5.3 Порядка заполнения).

Порядок заполнения

Указывается код вида имущества. Все коды представлены в приложении 5 к Порядку заполнения

Проставляется код ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа по налогу

Отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств за налоговый период по состоянию на соответствующую дату

Указывается среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, исчисленная как частное от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 – 140

  • в первой части показателя – код налоговой льготы в соответствии приложением 6 к Порядку заполнения;
  • вторая часть показателя по строке с кодом 160 заполняется только в случае, если в первой части показателя обозначен код налоговой льготы 2012000

Отражается среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества за налоговый период, исчисленная как частное от деления на 13 суммы значений по графе 4 строк с кодами 020 – 140

Отражается налоговая база, исчисленная как разница значений строк с кодами 150 и 170

Указывается составной показатель:

  • в первой части показателя – код налоговой льготы 2012400;
  • во второй части показателя – последовательно номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота

Приводится налоговая ставка

Отражается сумма налога за налоговый период, исчисленная как:

  • произведение значений строк с кодами 190, 210 и 215, деленное на 100, в случае заполнения раздела 2 декларации с кодом 09 по строке «Код вида имущества (код строки 001)»;
  • произведение значений строк с кодами 190 и 210, деленное на 100, в случае заполнения раздела 2 декларации с прочими кодами вида имущества, указанными по строке «Код вида имущества (код строки 001)»

Приводится сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по окончании отчетных периодов (I квартал, полугодие (второй квартал), девять месяцев (III квартал)), по налоговым расчетам по авансовым платежам по налогу, представленным в течение налогового периода

Указывается составной показатель:

  • в первой части показателя – код налоговой льготы 2012500;
  • во второй – последовательно номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота

Проставляется сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет

Отражается всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по пп. 1 – 7 п. 4 ст. 374 НК РФ

* Заполняется только в случае установления законом субъекта РФ для учреждения по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения ставки.

** Заполняется только в случае установления законом субъекта РФ для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Раздел 2.1

Как мы уже отметили, декларация дополнена разделом 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости, в отношении которого налог исчислен в разделе 2 декларации, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на последний день налогового периода.

Данный раздел заполняется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается среднегодовая стоимость, сумма налога в отношении которых исчисляется в разделе 2 декларации.

Напомним, что в соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как:

1) среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). При ее определении имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политикой учреждения. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В том случае, когда для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов для целей налогообложения рассчитывается как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода;

2) кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 375 НК РФ закреплено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. В силу положений пп. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости применяется в отношении организаций – собственников объектов недвижимого имущества. Между тем все имущество учреждений здравоохранения является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления.

Следовательно, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению здравоохранения на праве оперативного управления, нормы ст. 378.2 НК РФ не распространяются.

При заполнении строк и граф данного раздела учитываются следующие особенности (п. 6.2 Порядка заполнения).

Порядок заполнения

Отражается кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии)

Обозначается условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости

Указывается инвентарный номер объекта недвижимого имущества

Проставляется код объекта недвижимого имущества в соответствии с ОКОФ

Приводится остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода

* Заполняется в случае отсутствия информации по строке 010 или 020.

В случае выбытия объекта недвижимого имущества до 31 декабря налогового периода (ликвидации организации до 31 декабря налогового периода) в отношении него раздел 2.1 не заполняется (п. 6.3 Порядка заполнения).

Раздел 3

    российскими и иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость;

    иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

    иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Как мы уже отметили, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению здравоохранения на праве оперативного управления, нормы ст. 378.2 НК РФ не распространяются. Следовательно, и указанный раздел декларации ими не заполняется. Вместе с тем отметим что в данном разделе:

а) добавлена строка (001) «Код вида имущества». Коды приведены в приложении 5 к Порядку заполнения;

б) исключены строки, заполняемые в отношении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества иностранных организаций за налоговый период 2013 года;

в) отредактированы наименования строк, в которых указывается кадастровая стоимость;

г) добавлены строки, в которых отражается доля налогоплательщика в праве на объект недвижимого имущества (заполняется только в отношении объекта, находящегося в общей собственности), доля по п. 6 ст. 378.2 НК РФ.

Приложения к Порядку заполнения.

Здесь следует сказать об изменениях, коснувшихся справочника «Коды налоговых льгот» (приложение 6 к Порядку заполнения). Указанный порядок дополнен тремя новыми кодами льгот.

Код льготы

Наименование льготы

Основание

Организации – в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ

Пункт 23 ст. 381 НК РФ

Организации – в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящей налоговой льготы, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года

Пункт 24 ст. 381 НК РФ

Организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества

Пункт 25 ст. 381 НК РФ

В заключение отметим наиболее важные изменения в новой форме налоговой декларации:

1. Исключен код вида экономической деятельности по ОКВЭД.

2. Уточнен порядок согласования одной декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ (в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования).

3. Декларация дополнена разд. 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости, в отношении которого налог исчислен в разд. 2 декларации, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на 31 декабря налогового периода.

    добавлена строка «Код вида имущества»;

    отредактированы наименования строк, в которых указывается кадастровая стоимость;

    добавлены строки, в которых отмечается доля налогоплательщика в праве на объект недвижимого имущества (заполняется только в отношении объекта, находящегося в общей собственности), доля по п. 6 ст. 378.2 НК РФ.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»