Шпиль петропавловской крепости. Шпиль петропавловской крепости интересные факты Петропавловская крепость амплитуда колебаний

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Петропавловский собор - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор возведён в 1712-1733 годах архитектором Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве

Лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие


В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Архитектор Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние Царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.


В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.


На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.


Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.


После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).


17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.



), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.


1. Вид в сторону Васильевского острова

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.


Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.


2. Кадр вниз


После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.


3. В сторону Троицого моста


16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх.
Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.


4.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI.


По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.


5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.


За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.


6.


Если говорить о самом соборе в современности:

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.


7. Начинаем спускаться вниз


Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г

В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.


8.


В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.


9. За окнами циферблат со стрелками


10. Часовой механизм


На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам.

Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.


11.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.


В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.


14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)


На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.


21.


Спасибо за внимание.

January 3rd, 2014

На территорию Петропавловской крепости мы пришли по деревянному Кронверкскому мосту.

У меня было ощущение, что этот длинный проход между двумя стенами я видела в кино.

Труба Монетного двора.

Крепость была заложена на Заячьем острове 27 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена.
Вид на Петропавловскую крепость с вертолета (фото из Векипедии).

Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) возведен в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте деревянной церкви (1703—1704). В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновились редкие богослужения. Его высота - 122,5 метров, высота шпиля Петропавловского Собора - 40 метров, высота ангела, венчающего шпиль - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.

Ботный дом (1761 г., архитектор А. Ф. Вист), построенный специально для ботика Петра I, привезенного из Москвы. Статуя на крыше (1891 г.) — аллегорическое изображение навигации. В Ботном доме расположена касса комплекса. Вход в Собор платный.

Ботик- "дедушка Российского флота"- стоит здесь. Посетители бросают в него монеты.
Корма ботика.

Интерьер Собора великолепен.

Иконостас закрыт на реставрацию.

Собор является усыпальницей царской династии Романовых.
Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887—1906 году: Александра II (из зеленой яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).
Остальные саркофаги выполнены из белого мрамора (1865 г.)


В Екатерининском приделе собора преданы земле останки последнего императора России и его семьи, найденные в Екатеринбурге (Николай II, императрица Александра Федоровна, великие княжны Татьяна, Ольга и Анастасия). Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова..

Погода стремительно портилась. Только что я снимала сияющий золотой шпиль на фоне пронзительно синего неба, и вот уже все затянуто чернотой. От дождя решили спрятаться в Музее истории телесных наказаний. Экспозиция не для слабонервных. Вышла с тяжелым ощущением.
Предлагаю лишь несколько фотографий, дабы не травмировать особо впечатлительных сообщников.

Напротив Обер-офицерской гауптвахты восседает Петр I Михаила Шемякина.

При всем моем интересе к творчеству этого художника, памятник Петру я считаю ужасным. Вот что по поводу пропорций памятника (а точнее, их отсутствия) говорит его автор.
«…— И все же: почему такая маленькая голова и такое длинное туловище?

— Идея памятника принадлежала Володе Высоцкому. Он сказал: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?» Я объяснил, что образы государей мне трудно даются. Они всегда какие-то напыщенные.
После смерти друга я в очередной раз рисовал профили Петра I и вдруг подумал, что хорошо бы в память о Володе сделать скульптуру. Стал создавать первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. Мы выносили замотанную глину в парк, ставили ее на кресло, и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов — крошечная голова, длинное тело. Для того, чтобы показать величие их духа.» (Из интервью М.Шемякина газете «МК»)

А это мое собственное наблюдение: лицо скульптурного Петра - копия его прижизненной маски (Растрелли), хранящегося в Эрмитаже.

Вход на Государев бастион с Невской панорамой был закрыт. Пришлось снимать вечернюю Неву с точки за стенами крепости (но все еще с Заячьего острова).

Вышли мы с территории крепости с ее противоположной стороны через Петровские ворота.

С Заячьего острова ушли по Иоанновскому мосту.

Справа у моста в Неве сидит на бревнышке заяц (видимо, как символ Заячьего острова), которому, как и Чижику-Пыжику, бросают монетки. Кстати, кто-нибудь знает, для чего это делают?

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге во многих смыслах «самый-самый». Это и самый старый собор, и самый высокий, и самый известный, и не только потому, что в нем находится усыпальница русских царей. Стиль постройки был необычным для России, его отличает и форма иконостаса, и самого храма, далекая от «византийской».

Зарождение города

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге относится к первым застройкам Северной столицы. Петропавловская крепость, заложенная 15 мая 1703 года, в первую очередь была фортификационным сооружением. Размещенная в устье Невы, там, где река хорошо просматривалась, а потому врагов можно было заметить издали, она по справедливости стала «историческим ядром» города. Основа основ Санкт-Петербурга расположилась на Заячьем острове, отделенном от суши Кронверским проливом. И все здесь было первым и во многом новаторским. Первый мост Северной столицы - Петровский - был построен здесь, первый канал для снабжения войск питьевой водой был прорыт тоже здесь, и первая церковь заложена была тоже на Заячьем острове.

Первая деревянная

В день святых Петра и Павла, 29 июня, на территории крепости была заложена будущая жемчужина столицы - Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Изначально, как это часто бывало при строительстве крупных храмов, возводилась небольшая деревянная церковь, которая была освящена митрополитом Новгородским Иовом уже в 1704 году, 1 апреля. В мае, через год после основания, здесь была проведена праздничная служба в честь очередной победы русских войск - фельдмаршал Б. П. Шереметьев разбил шведский флот на Чудском озере. Сама церковь была очень красива. Вокруг активно возводился каменный город, которому деревянная церковь служила 8 лет. Но и над ней, стали возводить каменные стены будущего храма. Заслуженную церковь аккуратно разобрали, и на Городовом острове поставили на каменный фундамент. Со временем все деревянные здания Санкт-Петербурга были перестроены в каменные. Бывшую Петропавловскую церковь переименовали в храм Апостола Матфея, и в таком виде он дожил до Великой Отечественной войны. Есть предположение, что возведена первая церковь будущей столицы была по проекту самого Петра I, потому как он принимал участи в проектировании самой крепости наряду с французским генералом-инженером Жозефом Гаспаром Ламбер де Гереном. Церковь имела колокольню с курантами и смотровой площадкой, на которой часто бывал царь. Над ней по праздникам развевались государственные флаги.

Зарождение нового стиля

Для строительства города на Неве Петром I были приглашены выдающиеся зодчие из нескольких стран. Естественно, что они внесли в общую картину свое видение архитектуры. В результате получился стиль, названный «петровским барокко», сильно разнящийся с самой «жемчужиной с изъяном» (дословный перевод «барокко»), а также с «галицынской» ветвью этого архитектурного направления, тяготевшей к классицизму Франции и Италии.

Отличался стиль Северной столицы и от «нарышкинского барокко», который был ближе к византийской архитектуре и по которому застраивалась Москва. Стиль, возникший в Санкт-Петербурге, широкого хождения во всей стране не получил. Редким его примером вне Северной столицы может служить Петропавловская церковь в Ярославле.

Замечательный архитектор

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге строился под неусыпным и дотошным руководством итальянского зодчего Доменико Терезини, вникающего в любую мелочь. Он был назван первым архитектором Северной столицы и основателем стиля «петровское барокко». Олицетворение этого архитектурного направления, большой просторный каменный храм был заложен 8 июня 1712 года. Уникальность собора начала проявляться уже в момент закладки здания. Впервые были вырыты сотнями рабочих глубокие рвы, в которые был заложен ленточный фундамент глубиной 2 метра, хотя до этого строения возводились только на сваях. И очередность строительства была нарушена - поднимать собор начали с колокольни. Что вполне объяснимо - смотровая площадка оставалась жизненно необходимой для Санкт-Петербурга, так как Северная война закончилась только в 1721 году. Город должен был знать о перемещении шведского флота.

Уникален во всем

Петропавловский собор в Петербурге удивлял всем, в том числе и курантами на недостроенной колокольне. Появление часов с боем на незаконченном строении, у которого вместо шпиля каркас, вполне понятно. Идея Великого царя, заключавшаяся в том, что Россия ни в чем не будет уступать Европе, пронизывала все. Потрясенный курантами, увиденными в Голландии, царь-инженер привез лучшие образцы в количестве трех штук в Россию. И настоял на их быстром водружении. Зазвучали они впервые в августе 1720 года. Этому событию предшествовала восьмилетняя неспешная работа по возведению самой колокольни. И потом еще понадобилось 3 года, чтобы 25 метровый каркас шпиля был покрыт листами позолоченной меди.

Неповторимая от фундамента до макушки ангела

Очень печально, что в те времена не мог быть предусмотрен «громоотвод». Молнии стали систематически бить в торчащий в небеса металлический шпиль, пока в 1756 году последняя из них не уничтожила его полностью. Пострадала и внутренняя часть храма. Колокольня Петропавловского собора оригинальна не только своей высотой, символизирующей утверждение России на Балтике, она и по форме отличалась от того, что строилось на Руси раньше. Ей присущи черты светских зданий. Трехъярусная, она продолжает свое стремление в небо высоким шпилем, который венчает знаменитый ангел Петропавловского собора с размахом крыльев в 3,8 м и высотой 3,2 м. Сам шпиль спроектирован и воспроизведен голландцем Германом фон Болесом.

Светлый и праздничный

Здание самого храма было пристроено к колокольне позже, с учетом всех выявленных в результате возведения колокольни ошибок. Оно тоже своеобразно. Стены его намного тоньше стен старинных православных храмов. Отличается он и формой основания - это прямоугольник. Храм украшен высокими окнами, чего раньше не бывало вообще. Большое количество света, льющегося через них, и 16-метровая высота помещения придают зданию торжественный вид. Ряды более узких, но мощных пилонов поддерживают свод. Вместо традиционных пяти куполов - один. Да и роспись стен храма стала новаторской. Впервые библейские сюжеты были дополнены реальными, историческими картинами. Храм расписывали известные русские мастера, стены - Воробьев и Негрубов, плафон - Петр Зыбин.

Даже люстры, одна из которых, ближняя к алтарю, дожила до наших дней, неповторимы. Много написано об иконостасе собора. Изготовленный в Москве из липы и дуба по чертежам Доменико Терезини, по эскизам которого изготовлена и первая статуя ангела на шпиле, иконостас имеет форму триумфальной арки. Это еще одна дань победе России над Швецией в Северной войне. Устанавливали уникальное сооружение 50 рабочих при непосредственном участии руководителя мастерской Ивана Зарудного. Позолочен он был уже в самом соборе после полной сборки. О каждом сантиметре этого храма написаны десятки трудов. Он единственный в своем роде, неповторим, как неповторим сам город с очень непростой историей, уникален как сама крепость.

Всегда главный

Шли времена, укреплялись разрушающиеся основания и колоны, пристраивались необходимые помещения, восстанавливались разбитые молниями шпили, менялась фигура и функция ангела на нем, изменялось само назначение исторического сердца города, которым всегда был и остается Петропавловский кафедральный собор, перенесший все невзгоды. В 1742 возникает Санкт-Петербургская епархия, и первый храм города становится кафедральным. Позднее, в XIX веке, кафедра митрополита переносилась сначала в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы. Но самый старый храм Северной столицы никогда официально не лишался статуса «кафедральный». Сейчас времена, когда он был зловещей тюрьмой и музеем, ушли в прошлое. Отреставрированный, прекрасный, исполняющий свою основную роль, он является самой узнаваемой визитной карточкой города. У самого старого собора Северной столицы есть другое, официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Но нигде применительно к нему не упоминается словосочетание «Свято-Петропавловский собор». С таким названием есть огромные красивые храмы в Минске и Луганске.

Для справки

Петропавловский Собор работает в будние дни с 10.00 до 19.00, в субботу с 10.00 до 17.15, в воскресенье и дни богослужений с 11.00 до 19.00.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»