Восемь благих символов. Буддистские символы. Семь драгоценных эмблем Владыки Мира

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибет манит своей загадочностью и таинственностью. Он пестрит необычными символами, причудливыми изображениями, понять которые несведущему человеку очень сложно. Эта статья расскажет про тибетские амулеты и их значение, приоткроет завесу тайны магической стороны Тибета, объяснит, из чего изготавливаются талисманы икак они обретают свою силу.

Вступление

Мир магических символов Тибета огромен, и их разнообразие будоражит воображение. Защита от сглаза, привлечение денег, продолжение рода, сохранение здоровья, ловля удачи за хвост, победа над болезнями – это лишь малая толика волшебства, которое способны совершать обереги.

Они все называются «сунг», что с санскрита переводится как «защита». Совсем неудивительно, ведь главная их задача – оберегать своего хозяина от всякого рода напастей.

Сложно сказать, когда именно они появились. Но Тибет – это место, где сошлись эпохи, столкнулись две мощные культуры: , пришедший прямиком из Индии, и , господствовавшая здесь до пришествия новой религии. Каждая цивилизация имела свои понятия о мироустройстве, учения, а значит – символику, атрибутику, талисманы.

Современные талисманы тибетского происхождения – это симбиоз двух направлений мысли, гармоничное, уникальное сочетание буддийской религии с бонской.

Из чего же сделаны их амулеты

Фантазия тибетцев была неуемна – изготавливались обереги разных форм, размеров, с нанесением изображений, узоров из всего, что было доступно. Так, существуют талисманы из металла, бумаги, глины, бересты, ткани, а самый диковинный среди них – из кости яка и его рогов. Их расставляют, развешивают по дому, носят на теле или даже принимают внутрь, как лекарственное средство.

Очень сильные защитные апотропеи – это специальные символы, которыми расписывают стены, потолки в интерьере и экстерьере дома. Они способны призывать духов, оберегать жителей или гостей. Также эти буквы, словосочетания или мантры могут наноситься на специальные полотна и флаги, развевающиеся около входа.

Похожие обереги с нанесением отдельных фраз на бумагу могут быть и нательными. В некоторых случаях специальные листочки скатывают в молитвенные шарики, а потом проглатывают – считается, что это способно подправить здоровье, излечив от болезней.

Более сложными являются талисманы с мотивами божеств, картинами, показанными в сутрах, образами религиозных деятелей. Они сулят удачу, долголетие, богатство, счастье, а также отгоняют злых духов.


Мощной энергетикой обладают металлические вещицы – из серебра, золота, меди, их сплавов. Они не нуждаются в нанесении дополнительных образов вроде мантр или традиционных буддийских знаков, потому что могут бороться со злом своими силами.

С точки зрения европейского взгляда и традиционной астрологии принято полагать, что Солнцу соответствует золото, а Луне – серебро. Невероятно, но только среди тибетцев и немцев укоренилось мнение, что Луна – мужское небесное тело, а Солнце – женское.

Виды талисманов

Среди всего многообразия причудливых названий иневедомых для европейцев узоров самыми удивительными и любимыми представляются следующие:

  • знак Ом;
  • камни Дзи;
  • амулет рю.

Звук Ом

Первая песня Вселенной после своего рождения, главный знак, объединяющий буддизм и индуизм – Ом . Именно с этим звуком появилась наша Вселенная, а звучит он как «аум ». Он успокаивает своими вибрациями, дарит душевное равновесие, превращает энергию человека во вселенскую энергию.

Образ этого слога наносят всюду: на одежду, украшения, предметы домашнего обихода, здания, даже переносят в природу, высекая на камнях, деревьях, песке. Этот божественный знак ограждает от дурных сил как извне, так и изнутри, спасает и от злых существ внешнего мира, и от негативной энергии внутреннего пространства.

Мандала

Это слово известно, наверное, многим сегодняшним модникам и последователям популярных тенденций. Мандалы сейчас приобрели колоссальную популярность, занимая целые книжные полки, стеллажи с журналами, блокнотами. Еще бы, ведь эти узоры – отличное успокоительное в наше время стресса и депрессий.

Антистресс, арт-терапия – как только не называют теперь это новомодное течение. Но не все знают, что они появились много веков назад, а среди истинных тибетцев не менее популярны, чем у нас. Их вырезали, рисовали, создавали из песка самых разных цветов.


Тибетские монахи, трудясь над одной сложной песочной мандалой не одну неделю, затем в специальном ритуале в одночасье сметают ее, чтобы подчеркнуть непривязанность к вещам, понять иллюзорность этого мира. Узоры многочисленны, каждый имеет свое значение, воздействуя на определенную сторону жизни человека.

Бусинки Дзи

Бусинки Дзи – это камни из агата или кварца, имеющие особую, обычно продолговатую, трубчатую форму. На них наносятся самые разные росписи: чаще всего глаза, а иногда полоски, геометрические фигуры, цветы. Тибетцы верят, что эти небольшие камешки притягивают большое везение для своего обладателя, обещают ему золотые горы и богатырское здоровье.

Бусины Дзи такие же древние, как цивилизация бон – именно оттуда они берут свое начало. С ними связана забавная легенда, согласно которой Дзи носили полубоги как украшения. Когда камни портились, божества выбрасывали их с небес на землю, и те превращались в насекомых, закапываясь в почву. Но когда этих насекомых касалась рука человека, они вновь приобретали первозданный вид, суливший нашедшему неземное счастье.

Амулет Рю

Это тантрический оберег, защищающий от сглаза и порчи. Останавливает негативное воздействие людей и духов, предупреждает появление психических болезней.

Как это работает

Чтобы волшебные артефакты «заработали», недостаточно их просто сотворить. Нужен особый обряд монахов, который освящает предмет, наделяя его магическими свойствами. Лама проводит над ним роскошный торжественный ритуал по всем правилам, с соблюдением последовательности действий, также может просто начитываться . Нательные обереги часто обматываются разноцветными нитями так, чтобы скрыть их от посторонних взглядов.


Любой такой предмет индивидуален и помогает только одному человеку или семье. Если он был потерян, а потом его нашли другие люди, то для них он не будет защитником. Но самое главное в амулете, что придает ему безграничную силу, – в него нужно верить. Искренне, безоговорочно, самозабвенно.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

Э тот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.

Зонт - традиционный символ благородного происхождения и защиты. Его тень бережет от палящего солнца, ее прохлада символизирует защиту от болезненного жара страдания, желания, препятствий, болезней и вредоносных сил. В качестве символа благородного происхождения и особенного богатства зонт указывает на положение в обществе: чем больше зонтов несутся окружением, тем выше статус. Традиционно тринадцать зонтов соответствовали статусу короля, и ранний буддизм в Индии заимствовал это число в качестве символа верховного положения Будды - «вселенского монарха» или Чакравартина. Тринадцать колес в форме зонтов соединяются в конические шпили ступ, которые отмечают главные события жизни Будды или содержат его реликвии.

Зонт над головой естественным образом означает славу и уважение, что и привело к его становлению в качестве значительного символа в раннем буддийском искусстве. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

По другой версии считается, что король Нагов поднес Будде именно зонт, украшенный драгоценными камнями. Зонт был сделал из золота, а камни по его краям источали нектар. Мелодичные колокольчики свисали с него, а рукоятка была сделана из сапфира. На изображениях часто встречается большой белый зонт тонкой работы над головой Будды, и этот большой белый зонт позже превратился в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый Зонт» - это один из наиболее сложных йидамов Ваджраяны - тысячерукая, тысяченогая, тысячеголовая и смотрящая «тысячами миллионов» глаз. Ее двурукая форма часто изображается держащей белый зонт над сидящим Буддой. Типичный зонт в буддизме состоит из длинной белой или красной сандаловой рукоятки или оси, сверху украшенной маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его куполоподобный остов покрыт белым или желтым шелком и складки шелковой бахромы окантовывают края вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками. Иногда зонт также бывает украшен павлиньими перьями, висящими ожерельями из драгоценных камней и подвесками из хвостов яка.

Церемониальный шелковый зонт обычно чуть меньше полутора метров в диаметре, что позволяет держать его как минимум в метре над головой. Часто встречаются также квадратные или восьмиугольные зонты, и большие желтые или красные зонты часто подвешиваются над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах. Белый или желтый шелковый зонт это символ духовного владычества в то время как зонт из перьев павлина чаще представляет мирскую власть. Купол зонта символизирует мудрость, а его свисающие шелковые оборки - разнообразные методы сострадания или искуссные средства. Белый зонт, который был поднесен Будде в наибольшей степени символизирует его способность защитить всех существ от заблуждений и страхов.


2. Золотые рыбки

Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.

В санскрите две рыбы известны под названием матсьяюнгма, что значит «пара рыб». Это указывает на их происхождение от символа двух священных рек Индии: Ганги и Ямуны. Метафорически эти реки представляют солнечные и лунные каналы или психические нервы (нади), которые начинаются от ноздрей и несут перемежающиеся ритмы дыхания или праны.

В буддизме золотые рыбы представляют счастье и так как они обладают полной свободой движения в воде. Они также плодородие могут очень быстро размножаться. свободу от ограничения касты легко смешиваются прикасаются

Рыбы часто плавают парами и в Китае пара рыб символизирует супружеское единство и верность. Две золотые рыбы, женского и мужского пола, обычно изображаются симметрично и в форме карпа с грациозными хвостами, плавниками и жабрами, а также длинными усиками, начинающимися от верхней челюсти. Карпы традидионно считаются святыми рыбами востока из-за их элегантной красоты, размера и долголетия, а также из-за того, что ассоциируются с определенными благосклонными божествами. Золотые рыбы являются аттрибутом индийского махасиддхи Тилопы, и символизируют его реализацию равно как и его способность освобождать людей из океана цикличного существования - Сансары. По одной из версий, пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.


3. Драгоценная Ваза

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего - обретение освобождения и Просветления. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Символ долгой жизни, богатства и процветания. Ваза драгоценностей это в основном символ некоторых йидамов богатства, таких как Дзамбала, Вайшравана и Васудхара, она является их атрибутом и обычно располагается у их ног. Одна из форм богини богатства Васудхары стоит на паре горизонтальных ваз с драгоценностями, из которых выливается бесконечный поток драгоценных камней.

В качестве священной «вазы изобилия» (тиб. бумпа дзангпо) она обладает свойством спонтанного проявления: как бы много драгоценностей ни было взято из вазы, она остается неизменно полной. Типичная тибетская ваза с драгоценностями изображается в виде богато украшенной золотой вазы и мотив из лепестков лотоса опоясывает ее различные части. Одна драгоценность исполняющая желания или группа из трех драгоценностей венчают ее верхний край в качестве символа Будды, Дхармы и Сангхи. Великая ваза с драгоценностями согласно описаниям в подношении Мандалы сделана из золота и украшена многочисленными драгоценными камнями.

Шелковый шарф из мира богов обвязан вокруг ее горлышка, а верх запечатан деревом исполнения желаний. Корни этого дерева источают концентрированную воду долголетия, чудесным образом создавая все виды богатства. Запечатанные вазы с драгоценностями могут размещаться или закапываться в священных местах земли, таких как горные перевалы, места паломничества, источники, реки и океаны. В этом случае их функция состоит распространении изобилия и умиротворении духов, там обитающих.


4. Лотос

Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений. Он представляет расцвет благородных качеств, которые проявляются абсолютно независимо от несовершенства цикличного существования. Лотос, на котором сидят или стоят будда-аспекты представляет их священное происхождение. Они спонтанно проявляются, врожденно совершенны и абсолютно чисты телом, речью и умом. Эти аспекты проявляются в цикличном существовании, но при этом они полностью не загрязнены его недостатками, эмоциональными препятствиями и умственными завесами. Лотос это эмблема Амитабы - красного Будды запада и «главы лотосового семейства или семьи падмы».

Качества Амитабы связаны с краснотой огня, жизненными жидкостями, вечерними сумерками, летним сезоном и трансформации страсти в различающую мудрость. Супругой Амитабы является Пандара и красный лотос - это ее аттрибут. Главным бодхисаттвой Амитабы является Падмапани Авалокитешвара - «Держатель Лотоса» - бодхисаттва великого сострадания. Лотос в буддизме обычно состоит из четырех, восьми, шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух, шестидесяти четырех, ста или тысячи лепестков. Эти числа символически соотносятся с внутренними лотосами или чакрами тонкого тела, а также к числу составных частей мандалы. В качестве аттрибута, который держится в руке, лотос обычно розовый или светлокрасный из восьми или шестнадцати лепестков.

Цветки лотоса также могут быть белыми, желтыми, золотыми, голубыми и черными. Белая Тара, например, держит в руках шестнадцатилепестковый белый лотос утпала. Желтый или золотой лотос обычно известны, как падма, а более распространенный красный или розовый лотос называется камала. Санскритский термин утпала особенно соотносится с голубым или черным «ночным лотосом», но его тибетский эквивалент под тем же именем может относиться к любому цвету лотоса.


5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо

Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

Белая раковина, чья спираль разворачивается по часовой стрелке, это известный индийский атрибут героических богов, чьи могучие раковины провозглашали их мужество и победы на войне. Извергающая огонь раковина Вишну называлась Панчаджанья, что значит «обладающая контролем над пятью типами существ». Раковина Арджуны была известна под именем Девадатта, что значит «богом данная» и ее триумфальный глас вселят ужас во врага. Раковина сродни современному рогу в качестве боевой трубы, как эмблемы силы, власти и главенства. Считается, что ее благоприятный глас изгоняет злых духов, отклоняется природные катастрофы и отпугивает вредоносных существ.

Огненная раковина Вишну (Панчаджанья) находится в его верхней левой руке и соотносится с колесом или чакрой в его верхней правой руке. Первые пять из десяти аватаров Вишну держат эти два атрибута в руках. В традиции индуизма Будда считается девятым из десяти перерождений Вишну. Когда великие боги небес Индра и Брахма обычно изображаются перед троном Будды, они обычно держат в руках атрибуты Вишну - раковину и колесо - что, вероятно, не является простым совпадением. Вишну также обычно известен как «великий человек» (санскр. махапуруша) или «бог правой руки» (санскр. дакшинадева). То же самое может быть отнесено и к Будде с его волосами, завивающимися вправо и телом, отмеченным тридцатью двумя знаками благоприятного рождения (санскр. махапуруша-лакшана). Ранние индуисты классифицировали раковины по полу, более толстые выпуклые раковины считались мужскими или пуруша, а более тонкие изящные раковины - женскими или шанкхини.

Индуистское разделение на четыре касты, также находило свое применение к раковинам: гладкие белые раковины соответствовали касте браминов-священнослужителей, красные - кшатриям-воинам, жертые - торговцам-вайшьям, а тускло серые - простым рабочим шудрам. Существовало еще одно разделение по типу спирали. Обычные раковины, которые закручивались налево назывались вамаварта, а более редкие закручивающиеся направо - дакшинаварта - и считались наиболее подходящими для использования в ритуалах. Верхушка раковины отпиливается, формируя рупор и ветер, закручивающийся по правой спирали и создающий звук символизирует истинное («правой руки») провозглашение Дхармы. Брахманизм перенял героическую раковину в качестве ритуального символа религиозного главенства. Ранние буддисты похожим образом переняли этот символ, как эмблему превосходства поучений Будды. Здесь раковина символизирует бесстрашие в провозглашении истины Дхармы и его зов пробудиться и работать на благо других. Один из тридцати двух символов тела Будды - это его глубокий и звучный голос, напоминающий глас раковины, который распространяется по всем десяти направлениям пространства. В иконографии этот признак изображается тремя раковинообразными изогнутыми линиями на его горле.

В качестве одного из восьми благоприятных символов раковина обычно повернута вертикально, часто лента пропущена через ее нижний край. Правое направление спирали обозначается изгибом и входным отверстием, направленным вправо. Раковина также может быть повернута горизонтально, в этом случае внутри будут ароматические жидкости или масла. В качестве атрибута, который держится в руке и символизирует провозглашение учения Будды, как один из аспектов речи, ее обычно можно встретить в левой руке - руке «мудрости».


6. Безконечный узел

Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри - это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми - это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название - нандьяварта - что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).

В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.

В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.

В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.


7. Знамя победы

Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

Санскритское слово дхваджа значит знамя, флаг или эмблема, и изначально было боевым знаменем в древнем индийском военном искусстве. Это знамя украшало заднюю часть колесницы великого воина и устанавливалось позади великого или королевского зонта. На каждом флаге была определенная эмблема короля или воина. Колесница Кришны, например, была украшена флагом с гарудой, а Арджуны - флагом с обезьяной. Но наиболее часто дхваджа была эмблемой Шивы, великого бога смерти и разрушения, чей стяг был украшен трезубцем. Этот трезубец символизировал победу Шивы над тремя мирами или «тремя городами», находящимися на земле, над землей и под ней. В индийском военном искусстве армейский стяг часто принимал ужасающие формы, чтобы вселять страх во врага. Это могла быть, например, насаженная на кол голова и содранная кожа врага или жертвы. Часто использовались головы и шкуры свирепых животных, в частности тигра, крокодила, волка и быка. А также на стяг помещались большие изображения других внушающих страх существ вроде скорпиона, змеи, грифа, ворона и гаруды.

Знамя с головой крокодила или так называемая макарадхваджа была эмблемой Камадевы, ведического бога любви и желания. В качестве «искусителя» или «обманщика» Камадеву можно считать индуистским аналогом Мары, «воплощенного зла», который пытался помешать Будде достичь просветления.

В раннем буддизме образ Мары, как демонического создателя препятствий в духовном прогрессе был представлен группой из четырех мар или «злых влияний». Идея этих четырех мар изначально основывалась на четырех дивизиях армии Мары: пехоте, коннице, слонах и колесницах. Первый из этих четырех мар - это демон пяти накоплений личности (скандха мара). Второй - демон мешающих эмоций (клеша мара). Третий - демон смерти (мритью мара). И четвертый Мара - «сын бога» (девапутра мара) - демон желания и искушения. Именно этот четвертый Мара соответствует Камадеве, «королю богов наивысшего уровня мира желаний». Считается, что Будда преодолел завесы чувственных желаний Камадевы в сумерках перед Просветлением, медитируя на «четыре безграничных качества»: сострадания, любви, сопричастной радости и равностности. На рассвете он преодолел Мару накоплений и мару мешающих эмоций. Но только за три месяца до конца жизни он сумел победить мару смерти через силу свой бесстрашной решительности войти в окончательную нирвану (паринирвану). Ранние буддисты переняли символ Камадевы с головой крокодила в качестве символа победы Будды над четырьмя марами. Обычно четыре таких стяга устанавливались по главным направлениям вокруг ступы Просветления. Похожим образом боги решили установить флаг победы на вершине горы Меру, чтобы восславить Будду, как «победителя» разгромившего армии Мары.

У этого «знамени победы в десяти направлениях» остов из драгоценного камня, верхушка с месяцем и солнцем, и свисающий тройной флаг из трех разноцветных шелков, украшенных «тремя победоносными гармоничными существами». В тибетской традиции одиннадцать вариаций знамени победы соответствуют одиннадцати определенным методам преодоления завес. Немало вариантов знамени встречается на крышах храмов и монастырей: четыре флага обычно размещаются по углам крыши, символизируя победу Будды над четырьмя марами.

Наиболее традиционный вид знамени - это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верх знамени повторяет форму маленького белого зонта, а на его вершине находится драгоценность исполнения желаний. Этот куполообразный зонт окантован богато украшенной золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых свисают волны желтого или белого шелкового шарфа. Цилиндрическая основа знамени задрапирована несколькими вертикальными слоями разноцветных шелковых складок и подвесками из драгоценных камней. Основание украшено волнистым шелковым фартуком с развевающимися лентами. Верхняя часть бывает украшена ободом из шкуры тигра, символизируя победу Будды над злостью и агрессией. Многие аспекты держат в руках знамя победы, в частности связанные с богатством и силой. Например, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.


8. Колесо Дхармы

> Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам.

Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь.

Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

  1. Правильное воззрение.
  2. Правильное мышление.
  3. Правильная речь.
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное осознание.
  8. Правильное созерцание.

Колесо - это ранний индийский солнечный символ верховности, защиты и творения. Самые ранние находки с этим символом датируются 25в. до нашей эры. Колесо или чакра - это главный атрибут ведического бога защиты Вишну, его свирепые колеса или диски с шестью спицами (сударшана чакра) символизируют колесо проявленной вселенной. Колесо представляет движение, продолжительность и перемену, поворачиваясь постоянно, как и вращающийся шар небес. В качестве орудия чакра без обода имела шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать остро заточенных лезвий. Ее можно было бросать, как диск, или размахивать на веревке.

Буддизм заимствовал колесо в качестве главного символа «вращающего колесо» Чакравартина, но само колесо стало «колесом дхармы » дхармачакрой (тиб. чокьи корло), что буквально значит «колесо трансформации» или духовных перемен. Быстрое движение колеса соответствует быстрому духовному преображению, которое открывает учение Будды. Сопоставление колеса Будды и вращающегося орудия Чакравартина соответствует способности учения отсекать все препятствия и иллюзии.

Первое поучение Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где он преподал Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, известно как «первый поворот колеса Дхармы». Его последующие известные поучения в Раджгире и Шравасти известны в качестве второго и третьего поворота колеса Дхармы. Три составные части колеса - ступица, спицы и обод - соответствуют трем аспектам буддийских поучений о моральной дисциплине (винайя), мудрости (абидхарма) и концентрации (сутра). Центральная ступица представляет моральную дисциплину, которая центрирует и стабилизирует ум. Острые спицы представляют мудрость или различающее осознавание, которое отсекает невежество.

Обод соответствует медитативной концентрации, которая делает возможным и осуществляет движение колеса. Колесо с восемью спицами символизирует Благородный Восьмеричный путь, а также распространение этих поучений в восьми направлениях. Колесо в качестве благоприятного символа описывают, как сделанное из чистого золота. Это золото добывается в реке Джамбуд нашего континента - Джамбудвипы. Традиционно колесо изображается с восемью ваджраподобными спицами и центральной ступицей с тремя или четырьмя «завихрениями радости», которые раскручиваются наружу наподобие китайского символа инь-ян. Если в центральной ступице три завитка, то они соответствуют Трем Драгоценностям - Будде, Дхарме, Сангхе, а также победе над тремя ядами ума - невежеством, желанием и злостью.

Когда изображаются четыре завитка, они обычно окрашены в разные цвета, соответствующие четырем направлениям и элементам, а также символизируют поучения Будды о Четырех Благородных Истинах. Обод колеса может изображаться обычным круглым кольцом, часто с небольшими круглыми золотыми украшениями выступающими в восьми направлениях. Иногда он изображается внутри богато украшенного грушеобразного обступа из золота с драгоценными камнями. Шелковая лента часто драпирует обод колеса, а его низ обычно покоится на небольшом цветке лотоса.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.

Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. Подобно другим основным верованиям, у буддизма тоже свои символы, тесно связанные между собой. В этой статье мы кратко изучим значение и важность некоторых из них.

Изображения Будды

Символизм буддизма расширялся по мере его распространения и деления на разные традиции. Его обогащали культуры, с которыми религия вступала в контакт.

Для изображения Будды на ранних этапах в основном использовались следующие символы:

  • Колесо с восемью спицами. Другое название – Дхармачакра. Означает поворот Буддой Колеса истины и изменение хода судьбы.
  • . Считается, что именно под ним Гаутама достиг просветления.
  • Следы Будды. Согласно легенде, правитель духовного мира оставил отпечатки своих стоп на камне, что напоминало бы о его присутствии на Земле.
  • Пустой Трон. Отсылка к королевскому происхождению Сиддхартхи Гаутамы и идея духовного царствования.
  • Чаша для подаяний. Символизирует отказ Просветлённого от всех материальных ценностей. Кроме того, чаша указывает на образ жизни монаха.
  • Лев. Один из самых мощных символов. Традиционно лев ассоциируется с королевскими правами, силой и властью.


Гораздо позже появилось изображение глаз Будды (чаще всего на ступах), которое часто встречается в Непале. Очи смотрят во всех четырех направлениях, олицетворяя всеведущий разум духовного правителя.

Восемь благих символов

Этот комплекс очень популярен на Тибете, и известен на санскрите как «Аштамангала». Его также знают последователи Буддизма во всем мире. В него включают следующие символы:

  • Зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти. Также символизирует защиту от вреда (солнца), такого как болезнь, препятствия, и удовольствие от пребывания в прохладной тени.
  • Золотые рыбки (матсья) изначально символизировали реки Ганг и Ямуна, но стали представлять собой удачу в целом. К тому же, олицетворяют собой живых существ, практикующих дхарму, не боящихся утонуть в океане страданий, свободно перемещающихся, то есть меняющих свою судьбу.
  • Ваза с сокровищами (бумпа) является воплощением неисчерпаемого богатства, доступного в буддийских учениях, долгой жизни, процветания и всех преимуществ этого мира.
  • (падма) – главный символ в Индии и Буддизме. Относится к полному очищению тела, речи и ума. Белый цвет означает чистоту, стебель – практику буддийских учений, которые поднимают разум над земным существованием.
  • Раковина (шанкха) символизирует глубокий, далеко идущий и мелодичный звук учения, доходящий до всех учеников, пробуждающий от невежества, помогающий достичь благополучия.
  • Бесконечный узел (шриватса) – это геометрическая диаграмма, воплощающая природу реальности, где все взаимосвязано и существует только как часть кармы. Также олицетворяет мудрость Будды, ее союз с состраданием, иллюзорный характер времени и долгую жизнь.
  • Знамя (дхвая) ассоциируется с победой учения Будды над смертью, невежеством, дисгармонией и всеми негативными аспектами этого мира. Крыши тибетских монастырей часто украшают флаги разных форм и размеров.
  • (Дхармачакра). Когда Сидхарта Гаутама достиг просветления, Брахма передал его ему и попросил Будду учить других.


Другие символы

Триратна – это ядро Буддизма, состоящее из трех столпов Будды, Дхармы (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь). Тесно взаимосвязаны между собой. Триратна изображается как три драгоценных камня.

Триратна означает, что без исторического Будды Шакьямуни не было бы Дхармы и Сангхи. Без своего учения Гаутама не имел бы большого значения, не существовало бы духовного сообщества. Без Сангхи эта традиция никогда бы не передавалась через века.

Ом – священный звук, духовный знак, уходящий корнями в индуизм. Олицетворяет собой единство всего творения, включая небеса, землю и подземный мир. По другой теории, это представление трех индуистских богов, Брахмы, Вишну и Шивы. Ом считается одной из самых мощных мантр, ритуал воспевания которой известен на протяжении тысячелетий.


Свастика в буддийской традиции символизирует следы духовного правителя и часто используется для обозначения начала текстов. В современном тибетском буддизме этот круг солнца используется как украшение для одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где использовался знак плюрализма, изобилия, процветания и долгой жизни.

Система цикла существования или появилась в Индии задолго до Будды. Изображалась как круг, разделенный на 6 секторов-царств, у каждого из которых множество подразделений.


Хотя практики Дхармы могут наблюдать, как люди живут и наслаждаются возбуждением всех чувств, они сами не жаждут этого мира, осознавая связанное с ним рабство. Они стремятся прекратить цикл перерождений, выйти из Колеса сансары, освободиться от страданий, привести других к Нирване и проникнуть в природу Будды.

В художественном изображении в этом круге Небеса помещаются сверху, в окружении Асуров с одной стороны и Царства людей – с другой. В нижней части располагаются два ада – в одном Призраки, в другом – Животные.

Подношения

Совершать – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:

  • Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
  • Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
  • Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
  • Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
  • Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
  • Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
  • Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.


Заключение

Также подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран себе на почту!

Первым Просветлённым (Буддой) стал Сиддхартха Гаутама, сын правителя одного из государств, располагавшегося в северо-восточной Индии. Ему была предсказана карьера либо светского политика, либо религиозного лидера. Отец Сиддхартхи желал, чтобы сын последовал по его стопам, но, как известно, юноша выбрал путь отречения.

Многочисленные символы буддизма имеют большое значение для последователей этого религиозного учения. Следует отметить, что символика действует на двух уровнях: первый из них (мирской) обусловлен общественными отношениями и историей, второй (духовный) - более тонкий, непосредственно связанный с просветлением.

Религиозные символы буддизма

1. Лотос - наиболее чистое растение в природе. Это сила созидания, творческой силы, долголетия. В буддизме лотос олицетворяет отсутствие привязанности к сансаре (кругу перерождений), а, следовательно, свободу от , чтобы жить на земле. Из семян этого растения изготовляют чётки, используемые при чтении молитв.

Традиционно многие боги Индии изображались с цветком лотоса в руках, либо сидящими на лотосе. Это символизирует их чистоту, целомудрие и божественную власть. Лотос связан с тремя первоэлементами (земля, вода и воздух), а человек - с тремя мирами (интеллектуальным, материальным и духовным).

2. Канглинг. Это музыкальный инструмент , используемый мистиками Тибета при совершении различных ритуалов и церемоний. Изготовляется канглинг из человеческой берцовой кости, нередко его оправляют в серебро.

Бесцельно дуть в канглинг запрещается - его применение допустимо только во время выполнения определённых церемоний. К изготовлению этого символа буддизма предъявляются строгие требования: нельзя использовать кости с дефектами, кости безумцев, убийц, самоубийц и прочих осквернённых людей.

3. Пурба. Ритуальный кинжал , который предназначен для изгнания злых духов. Используют этот предмет следующим образом - совершающий обряд должен наносить кинжалом колющие удары (разумеется, с которыми он сражается) и произносить при этом мантру «хум».

В некоторых ритуалах тантрического буддизма кинжал пурба используется в качестве оружия, способного подчинить себе силы, противоборствующие учению. Кроме того, этот символ буддизма позволяет разрушить привязанность к собственному «я» - один из основных барьеров на пути к просветлению.

4. Мандала - сакральный символ и ритуальный предмет, используемый в медитациях. Мандала символизирует чистые земли будд, сферу обитания божественных существ. Обычно мандала представляет собой символ чрезвычайно сложной структуры, который можно интерпретировать как «карту космоса», своего рода модель вселенной.

Бывают рельефные и двухмерные мандалы, эти символы изображают на песке, рисуют на ткани, изготовляют из камня, металла либо дерева. Для проведения изготовляют мандалы из цветных порошков. Их разрушают по завершению обряда.

5. Сансара - круг перерождения . Многие символы буддизма взаимосвязаны, и круг сансары не стал исключением, его можно связать с законом кармы. Сансара - это вечный цикл, круг, который находится в когтях демона.

Человек будет перевоплощаться снова и снова до тех пор, пока не будет отработана вся его карма (как отрицательная, так и положительная). А когда его ничто не будет привязывать к земле, то он сможет отправиться в более совершенные миры и фактически стать просветлённым - Буддой.

6. Мантра. Это не совсем чтобы символ буддизма, скорее мистическая формула, состоящая из звуков. Мантры с давних времён использовались в различных духовных традициях Индии, обычно в сочетании с ритуальными жестами (мудра), а также с особыми положениями тела (асана).

В священных текстах буддизма упоминается множество мантр, одной из главных считается слово «ОМ» - смех вселенной. Символическое значение мантр заключается в возможности разума оказывать влияние на материю. Но мантру нельзя назвать молитвой в полном смысле этого слова, поскольку при их прочтении значение имеет только точное воспроизведение звуков, но не смысл высказывания.

Многие символы буддизма не были рассмотрены в этой статье, поскольку это очень объёмный и многогранный материал. Тем, кто интересуется применением вышеописанной символики в различных ритуалах, рекомендуем ознакомиться с книгой А. Дэвид Ниль - «Мистики и маги Тибета», в которой подробно описаны религиозные церемонии и магические ритуалы, совершаемые мистиками этой страны.

После того, как Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов: Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотой Дхармачакрой – Колесом Учения; небесное божество Индра принес белую раковину для провозглашения истинного учения; земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия; другие божества принесли Будде двух золотых рыбок, цветок лотоса, знамя победы и драгоценный зонт (Чемитдоржиев). Так трактует легенда.

Все эти восемь символов стали Символами Дхармы, указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Эти символы называют также Восемью символами удачи, поскольку Мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья. Они также считаются самыми лучшими и могущественными талисманами.

Если обладать всеми восемью символами, то обязательно придет полная удача – от духовной гармонии до материального благополучия.

Но можно приобрести какой-то один, в котором по вашему мнению Вы нуждаетесь больше всего.

У Вас конечно же возник вопрос: «Как выбрать именно тот благоприятный предмет?»

Самый «благоприятный предмет» для Вас надо выбирать, прислушавшись к внутреннему голосу. Для этого посмотрите на восемь рисунков, изображающих «благоприятные предметы», и выберите тот, который нравится больше всего. Позвольте свободно течь своим мыслям, но не раздумывайте слишком долго – пусть это будет интуитивная реакция.

Символ Золотое колесо учения с тысячью спиц или еще его называют «Колесо Драхмы» – символ дарования освобождающего Учения Буддой. Будды вращают золотое колесо Дхармы во всех мирах, чтобы помогать существам избавиться от неведения, источника всех страданий. Это колесо обычно изображается с восемью спицами и символизирует достижение спокойствия мудрости и ума.

Такой талисман подойдет для тех, кто находится в поисках родственной души, способной дать счастье и мудрость.

Этот символ генерирует энергию терпимости и гармонии. Его лучше располагать в северо-восточном углу дома.

Пара золотых рыб – Двойная рыба – символизирует независимость, неприятие условностей, раскрепощенность. Этот символ - символ бесстрашия и радости, с которыми рыбка плывет в океане сансары, самостоятельно выбирая направление своего движения и не боясь страданий. Символ легкости и удачности перерождений бодхисаттвы в мирах сансары и способность радостно и беспрепятственно скользить по ее волнам.

Пара рыб – прекрасная защита от несчастных случаев, злых помыслов и косых взглядов. К тому же талисман принесет столь необходимое вам материальное процветание.

В лавках экзотических товаров этот «благоприятный предмет» чаще всего продают в виде брелков и кулонов. Можно их носить и в бумажнике – тогда самым мощным направлением воздействия пары рыб станет защита вашего благосостояния от мошенников и пустых трат.

Символ Пара золотых рыб является прекрасной защитой от несчастных случаев, косых взглядов и злых помыслов. Кроме этого талисман принесет еще и материальное процветание.

Победное знамя – символизирует активность, энергию, общительность, победу учения Будды над невежеством и смертью. Это символ победы над всеми внутренними и внешними ограничениями, преодоления всех препятствий – главным образом, это две завесы: пять мешающих чувств (и их комбинации) и жесткие идеи.

Победоносное знамя – знак военного превосходства. Означает победу над страданием, смертью и невежеством.

Талисман Победное знамя несет удачу в виде счастливого случая, которым только нужно суметь воспользоваться. Его надо помещать туда, где по вашему удача более желательна: в машине, в офисе, дома

За этим талисманом не обязательно отправляться в магазин экзотических товаров. Вы сами можете смастерить себе красивый флажок, главное, чтобы в нем сверху вниз присутствовали три цвета – алый, зеленый и белый.

Бесконечный или Мистический узел – символизирует уравновешенность, единство мудрости и сострадания, преданность и гармонию.

Бесконечный узел – символ бесконечности интеллектуального познания и внеконцептуальной глубины Учения Будды (Дхармы). Он демонстрирует взаимозависимость всех обусловленных вещей и явлений, проявляющихся в мире, а также единство, недвойственность проявлений и пустоты.

Мистический узел изображают на кулонах и других ювелирных изделиях, на предметах декоративно-прикладного искусства (шкатулках, вазах, ширмах), вышивают на одежде, вплетают в узор ковров. Используете ли вы его для оформления интерьера или в качестве аксессуара туалета – работать он будет одинаково хорошо.

Этот символ иногда называют «узлом счастья». Он притягивает энергию здоровья и долголетия, оберегает от разочарований в людях. А еще гарантирует долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Драгоценный белый зонт – символизирует защиту от негативных влияний, он привлекает энергию всеобщего уважения и успеха. Такой зонтик лучше разместить в доме по диагонали от входной двери, чтобы препятствовать всякому негативу.

Драгоценный зонт – символ царственного величия и защиты, богатства, власти и социального статуса. Даруемая драгоценным зонтом прохлада защищает от палящих лучей страданий, непреодолимых несбыточных желаний, неврозов и вредоносных сил.

Зонтик подразумевает защиту от негативных влияний. Кроме того, он – эмблема достоинства и высокого ранга (зонтик на Востоке всегда держали над вельможами в знак почтения к ним). Этот «благоприятный предмет» привлекает энергию успеха в карьере и всеобщего уважения – при условии, что он красный или пурпурный и сделан из чистого шелка.

Символ Белый цветок лотоса – символизирует сдержанность и симпатию, чистоту учения. Цветок Лотоса указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь.

Лотос – образ чистоты и совершенства. Его энергия способствует ощущению покоя и умиротворенности, предотвращает измены и предательство, направляет мысли к благим целям. Приобрести картину или какую-нибудь вещицу с изображением лотоса – не проблема, а наибольшую пользу она принесет, если вы поместите ее в гостиной или спальне.

Этот талисман лучше расположить в гостиной или спальне.

Белая раковина закрученная по часовой стрелке – символизирует музыкальность, романтичность, эмоциональность. Это символ вибрирующего звучания Дхармы, пробуждающего существ от сна неведения. Достигая ушей существ, с разными способностями и предрасположенностями, звуки Учения Будды резонируют с внутренней природой Будды существ, открывая всем путь к освобождению, побуждая прислушаться к лучшему в себе, задуматься, а впоследствии вступить на Путь Бодхисаттвы.

Для привлечения «удачи репутации» лучше разместить этот символ в южной части дома, а чтобы наладить любовные дела – в юго-западной.

Позитив несет лишь та раковина, у которой внутренняя поверхность светлая. Это прекрасный талисман для тех, чья работа требует умения ладить с людьми и кому на пользу известность.

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания (ваза) – символизирует изысканность, щедрость и рассудительность. Это символ тайного сокровища, хранилище нектара благополучия, здоровья и долгой жизни. Из нее неисчерпаемым потоком сыплются драгоценности, давая тому, кто развивается на духовном пути, защиту от нищеты и безвременной смерти.

Хрустальная или фарфоровая ваза – резервуар для накопления хорошей энергии. Если красивую вазу наполнить ценными предметами (украшениями или денежными купюрами), она будет привлекать богатство.

Любой благоприятный символ, помещенный в вазу, будет усиливать свое действие.

Фарфоровая или хрустальная ваза – сосуд для накопления позитивной энергии. Если такую вазу наполнить ценными предметами, то она привлечет богатство. Если поставить в нее сосновую ветку – то это обеспечит счастливую жизнь семейной пары.

Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012. с.243-245.

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы//Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»