Федор Петрович Литке: второе кругосветное плавание. Морское кругосветное путешествие: самые известные путешественники Фамилия человека совершившего второе кругосветное путешествие

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Завоеватели открытого моря - первый человек, проплывший вокруг земли

Век открытий
Век открытий был полон морских путешествий и желания найти дорогу к пряностям Дальнего Востока, тогда как восточное средиземноморье было блокировано мощными конкурентами. Когда Васко да Гама проплыл вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы достигнуть Индии в 1488 году, португальцы сконцентрировали свои усилия на юге и востоке. Испанцы, которые согласились разделить с португальцами мир пополам в Договоре Тордесиллас от 7 июня 1494 года, поплыли на запад. Они не имели ни малейшего понятия об Американском континенте и никто не знал о том, что есть Тихий океан.

Христофор Колумб (1451-1506), итальянец, переехавший в Испанию, исходя из теории, что земля круглая, решил, что можно достигнуть Дальнего Востока с другой стороны. Он убедил монархов финансировать свою экспедицию и выплыл в 1492 году. После 10 недель плавания, он достиг острова на Багамах, который он назвал Сан Сальвадор. Думая, что он нашел острова возле Японии, он продолжил плавание до тех пор, пока не доплыл до Кубы (которую он посчитал Китаем) и Гаити. Он встретил там темнокожих людей, которых он назвал "Индийцами", поскольку он был уверен, что плыл через Индийский океан.

Колумб совершил еще 3 морских путешествия в Новый Свет, который был, как он полагал, Востоком, в 1493, 1497 и 1502 годах, исследовав Пуэрто-Рико, Вирджинские острова, Ямайку и Тринидад. Он никогда не доплывал до Северной Америки, и пока был жив, думал, что он достиг Азии.

Северная Америка уже была открыта

Корабли викингов достигли Северной Америки почти за 500 лет до того как Колумб отправился в плавание. Отплыв от Исландии в средине 990-х, Биарни Хериолфссон сошел с курса и прибыл на неизвестную землю. Он не исследовал и не называл ее. В 1002 году, Лейфр Эйрикссон последовал курсу Биарни и прибыл на побережье современной Канады. Затем он отправился южнее, и открыл остров, который он назвал Винланд (сегодняшний Ньюфаундленд), где он основал колонию и торговал с местным населением, известным как Скраэлинги 3 года. В конечном счете, Скраэлинги принудили их убраться, но викинги продолжали плавать в Канаду за лесом.

"Новая Найденная Земля"

В 1497 году, король Генри VII жаловал Джона Кабота (1450-1498) правом исследовать. 2 Мая, Кабот и команда из еще 18 человек собрались на маленьком корабле под названием Мэттью в Бристоле, Англия. Он проплыл на север дальше, чем Колумб, чтобы выйти из испанских территорий. 24 июня команда заметила землю. Кабот полагал, что он нашел остров у берегов Азии и назвал его "новой найденной землей". Это было первой документированной высадкой на Ньюфаундленде со времен плаваний викингов. Кабот вернулся в Англию 6 августа 1497 года, и хотя он не привез никаких сокровищ и пряностей, он стал первым, который отметил на карте североамериканское побережье.

Название "Америка"

Линия, которой португальцы и испанцы разделили мир между собой, проходила через Атлантику, вследствие чего Испания заполучила западные земли, включая Америки. Бразилия досталась португальцам, которые кроме того имели восточную Африку и Индию. Но, поскольку не возможно было определить четкое расположение линии, возник вопрос о точном местонахождении линии. В 1501 году, португальский король Мануэль I отправил свой флот в Бразилию. Одним из членов флотилии был итальянец Америго Веспучи . Он был одним из тех первых исследователей, которые сказали, что Южная Америка вовсе не остров, а целый континент, назвав его "Новым Миром". Веспучи - прекрасный картограф, продал копии своих карт немецкому картографу Мартину Вальдсемюллер, который, перерисовывая их в 1507 году, оказал честь Веспучи и написал его имя на Южно-американском континенте. Так вот и стал называться южный континент "Америкой".

Америго Веспучи, в честь которого и назван Американский континент в 1507 году.

Первое путешествие вокруг света

Первым обплыл земной шар Фердинанд Магеллан . Он родился в Опорто, в Португалии в 1480 году. В 1505 году он был зачислен во флот, где он и выучил все тонкости управления кораблем и военное дело во время боя в Индии у португальского королевского наместника. В 1509 году он принимал участие в Бою за Смерть, которое дало португальцем огромное превосходство в Индийском океане. 7 лет он торговал кохинхинками, фарфором и тростями.

Как и Колумб, Мегеллан верил, что Дальний восток достижим через запад. После того, как португальский король отнесся к его словам с пренебрежением, он убедил короля Испании Чарльза I в том, что по меньшей мере половина всех "пряных" островов находятся в испанской части неисследованного мира. В сентябре же 1519 года, Магеллан отправился на 5 кораблях ("Сан-Антонио", "Сантьяго", "Тринидад", "Виктория" и "Концепцион"), в составе 280 человек команды, преисполнимый желания путешествовать, не смотря на невзгоды и мятежи, возникавшие на судне. Итальянский дворянин, Антонио Пигафетта, вел дневник во время всего путешествия.

20 ноября 1519 года они пересекли экватор, и увидели Бразилию 6 декабря. Магеллан полагал, что будет неразумно проплывать около португальской территории, поскольку он плыл под испанским флагом, и 13 декабря он бросил якорь близ сегодняшнего Рио-де-Жанейро. Их встретили индейцы гуарани, которые верили в то, что белые люди - боги и одарили их подарками. После того, как они пополнили свои запасы, они отправились на юг, достигнув Патагонии (Аргентина) в марте 1520. Сантьяго был послан, чтобы исследовать юг дальше, но был потерян в шторме.

В Августе, Магеллан решил, что время проплыть на юг, чтобы найти дорогу к востоку. В октябре они увидели пролив. Во время их плавания, капитан Сан-Антонии повернул назад в Испанию, забрав большую часть всей провизии.

В тихоокеанские просторы

К концу ноября 3 корабля вышли из залива в воды Тихого океана. Магеллан думал, что "пряные" острова были уже недалеко, но они проплыли еще 96 дней, не видев и края земли. Состояние команды на кораблях было ужасным. Они выживали за счет опилок, кожаных полосок и крыс. Наконец, в январе 1521 года, они увидели остров и остановились, чтобы отпраздновать это событие. В марте они подплыли к острову Гуам. Они продолжили свое плавание и отправились на Филиппины, прибыв туда 28 Марта.

После поддержки островным королем, Магеллан по глупости был втянут в племенную войну и погиб в бою 27 апреля 1521 года. Себастьян дель Кано взял на себя командование суднами и 115 выжившими. Из-за недостачи команды для третьего судна, корабль "Концепцион" был сожжен.

Они доплыли до Молуккских островов ("пряные" острова) в ноябре и загрузились ценными пряностями. Чтобы гарантировать прибытие в Испанию хоть одного корабля, "Тринидад" поплыл назад на восток через Тихий океан, в то время как "Виктория" продолжила свой путь на запад. "Тринидад" был схвачен португальцами, и большая часть команды была убита. "Виктории" удалось избежать нападения португальцев в водах Индийского океана, и они обошли мыс Доброй Надежды. 6 сентября 1522 года, спустя почти три года после начала исторического путешествия, "Виктория" и 18 человек команды (среди которых был и Пигафетта) прибыли в Испанию. Они были первыми , кто совершил кругосветное путешествие вокруг земного шара .


Репродукция корабля, на котором Фердинанд Магеллан возглавил первое кругосветное плавание.

Второе кругосветное путешествие

Второе кругосветное плавание было совершенно исследвателем-бывшим пиратом англичанином Фрэнсисом Дрейком (1540-1596). Увидев, что испанцы собирают новую большую империю, королева Елизавета I тайком отправила Дрейка на запад, с добавленной целью обеспокоить испанцев. 13 декабря 1577 года, Дрейк отплыл из Плимута в Англии, с 6 судами под своим командованием.

В сентябре 1578 года, 5 кораблей вернулись назад в Магелланов пролив, но Дрейк плыл дальше на своей "Золотой Лане". К июню 1579 года, он достиг берегов сегодняшней Калифорнии и продолжил плавание к северу до сегодняшней границы Канады и США. Затем, он развернулся на юго-запад и пересек Тихий океан за 2 месяца. Он проплывал через Индийский океан и вокруг мыс Доброй Надежды. Он вернулся на "Золотой Лане", загруженной золотом и пряностями, обратно в Плимут 26 Сентября 1580 года. Он стал первым капитаном , совершившим кругосветное плавание.

Капитан Кук

Еще одним известным кругосветным плаванием было плавание Джеймса Кука . Он отплыл из Англии 25 Августа 1768 года на корабле "Индивэ" с 94 человеками команды и ученых на борту. 11 апреля 1769 года они достигли острова Таити. По правительственному приказу они продвинулись южнее, прибыв в Новую Зеландию 6 Октября. К апрелю 1770 года, Кук изучил и записал заметки об Австралии. Затем, "Индева" отправился на Яву, к концу проплыв через мыс Доброй Надежды. 13 Июля 1771 года, Кук причалил в Дувр. За его историческое 3-летнее плавание он был назначен капитаном морского судна королем Джорджем III.

Первое одиночное кругосветное плавание

Джошуа Слокум . Родился в Нова Скотии в 1844 году, но стал американским гражданином и капитаном Слокумом уже в возрасте 25 лет. 24 Апреля 1895 года, 51-летний Слокум отправился в дальнее плавание из Бостона в своем 11 метровом шлюпе "Спрэй", ветхом судне для ловли устриц, которое он перестроил сам.

Слокум пересек Атлантический океан и подошел к Суэцкому каналу. В Гибралтаре, он встретился со средиземноморскими пиратами, и отправился обратно через Атлантику и прошел вниз по бразильскому побережью через ужасный Магелланов пролив. Он сталкивался со смертельными течениями, скалистыми побережьями и бурными водами неспокойного моря, когда он проплывал около Австралии, через мыс Доброй Надежды и Атлантику.

27 июня 1898 года, спустя более 3 лет и 74000км, Джошуа Слокум вошел в Ньюпорт, в Род-Айленде, как первый человек, совершивший первое одиночное кругосветное плавание . Он описывает свое выдающееся морское путешествие в своей книге "Плавание Вокруг Света".


Джошуа Слокум - первый человек, проплывший один вокруг света (1895-1898). Планируя начать свое плавание от Амазонки, Слокум отправился из Винйард Хэвен 14 ноября 1909 года, но он пропал вместе со своим короблем


Джошуа Слокум стал первым человеком, совершивший кругосветное на своем шлюпе "Спрэй"

Первый вокруг света с одной остановкой

Честь проплыть вокруг света всего лишь с одной остановкой досталась Фрэнсису Чичестеру (1902-1972). В 1966 году, 64-летний Чичестер отплыл на своем 16-метровом кече "Джипси Мот IV" из Англии. Рулевой механизм сломался на расстоянии 3,700км от Австралии. Скоро, после отплытия из Сиднея, "Джипси" перекинулся, но выровнялся сам. Около мыса Горн, Чичестер столкнулся с 15-метровыми волнами. Но он не человек, отступающий от своих планов. В 1960 году он был победителем в первом трансатлантической гонке для одного. Он совершил также и самый далекий одиночный перелет на гидросамолете (из Англии в Австралию). 28 Мая 1967 года, после 226 дней в море, его приветствовало полмиллиона человек в Плимуте, Англия.


Фрэнсис Чичестер на корабле "Джипси Мот IV" совершил первое кругосветное плавание с одной остановкой.

Вокруг света в одиночку

Сегодняшние одиночные безостановочные плавания вокруг света до сих пор захватывают воображение. Чэй Блит , по кличке "стальной человек", был одним из немногих, путешествовавших против ветра вокруг света с востока на запад на кече "Бритиш Стил" в 1971 году. Он завершил свое плавание за 302 дня. Двумя годами позже, француз Ален Кола на своем тримаране "Манурева" проплыл вокруг света через три великих мыса, что заняло у него всего 129 дней плавания.

Первой женщиной , проплывшей вокруг света, стала англичанка Лиза Клэйтон . Он отплыла на 11-метровом, обитом жестью "Спирит оф Бирмингэм" из Дартмута, Англия 17 сентября 1994 года, закончив свое суровое плавание через 285 дней.

Джонатан Сандерс 5 раз в одиночку путешествовал вокруг света. Ему также удалось совершить выдающееся безостановочное плавание вокруг света в период между Маем 1986 года и Мартом 1988, преодолев 128,000км. Кругосветное плавание стало страстью, как это произошло с гонкой Уитбред. Потом, француз Филипп Жанто предложил идею кругосветной гонки без остановки.

Состязания

В 1982 году, британская компания предложила соревнование BOC - вокруг света в одиночку. Сейчас оно переименовалось в AroundAlone , главная цель которого, как она гласит: "Один человек, Одна лодка, Вокруг света". Это самая длинная дистанция в индивидуальном спорте. Трудный путь, расстояние которого 43,000км состоит в основном из далеких океанов. Финиш находится буквально за краем мира. (Следующая гонка состоится 26 Сентября).

А еще есть The Race - безостановочная гонка вокруг света без правил и без границ, которая начинается от Гиблартарского пролива в полуночный бой часов 31 декабря 2000 года. Без правил означает только то, что единственное ограничение - это воображение и технологии.

В 120 году н.э. египетский математик Птолемей (Клавдий Птолемеус) изобрел несколько планов, посредством которых, участки на неровных поверхностях Земли могут быть отображены на плоских поверхностях. Его география появилась в Европе в 1406 году, и с изобретением печатной машины в 1450 году, его планы были опубликованы и повсеместно приняты.

Корабельная компания Кунард Лакония предложила первый кругосветный круиз на Лаконии в 1922 году.


7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде


В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.

Кругосветное путешествие на джипе-амфибии


В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.

Кругосветное путешествие на воздушном шаре


В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.

Кругосветное путешествие на такси


Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.

Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке


Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.

Кругосветное путешествие на розовой яхте


Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.

Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде


75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.

Кругосветное путешествие трусцой


Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.

Кругосветное путешествие на мотоцикле


В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».

Одиночное кругосветное плавание нон-стоп


Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.


Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).

Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.

Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .

О пребывании на одном из Коралинских островов Литке писал: «…Трехнедельное пребывание наше на Юалане не только не стоило ни одной капли крови человеческой, но… мы добрых островитян могли оставить с прежними неполными сведениями о действии огнестрельных орудий наших, которые они почитают назначенными только для убивания птиц… Не знаю, найдется ли подобный пример в летописях раннейших путешествий в Южное море» (Ф. П. Литке. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.).

В первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили более 20 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций, предпринятых англичанами и французами вместе взятыми. А некоторые русские мореходы совершили кругосветные плавания дважды и трижды. В первой русской кругосветке мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда» был Беллинсгаузен, который через некоторое время первым подойдет к берегам Антарктиды. На этом же корабле совершил свое первое плавание О. Коцебу, впоследствии возглавивший две кругосветки: в 1815-1818 и в 1823-1826 гг.

В 1817 г. Василий Михайлович Головнин, уже завершивший кругосветное плавание на шлюпе «Диана», которое стало легендарным, собрался в свою вторую кругосветку. Попасть в команду знаменитого мореплавателя считалось великой честью. По рекомендации капитана 2-го ранга И. С. Сульменева, впоследствии адмирала, Головнин взял на судно в качестве начальника гидрографической службы его воспитанника, 19-летнего мичмана Федора Литке, уже успевшего принять участие в морских боях с французами и заслужить орден.

На шлюпе «Камчатка», готовившемся к выходу в кругосветное плавание, собралась замечательная компания - будущее русского флота. Литке встретился здесь с волонтером Федором Матюшкиным, бывшим лицеистом и однокашником Пушкина, будущим адмиралом и сенатором, и с младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем, впоследствии знаменитым исследователем Арктики, адмиралом. В команду вошел и совсем юный гардемарин Феопемпт Лутковский, который сначала увлечется идеями декабристов, а потом станет контр-адмиралом и морским писателем. В ходе двухлетнего плавания «Камчатка» прошла Атлантику с севера на юг, обогнула мыс Горн, через Тихий океан достигла Камчатки, побывала в Русской Америке, на Гавайях, Марианах и Молукках, затем пересекла Индийский океан и, обойдя Африку, 5 сентября 1819 г. вернулась в Кронштадт.

В 1821 г. по рекомендации Головнина Литке, уже ставший лейтенантом, был назначен руководителем арктической экспедиции на бриге «Новая Земля». Экспедиция обследовала Мурманский берег, западный берег Новой Земли, пролив Маточкин Шар, северный берег острова Колгуев. Проводились астрономические наблюдения. Обработав экспедиционные материалы, Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах». Этот труд был переведен на несколько языков и принес автору заслуженное признание в научном мире. Карты, составленные экспедицией, служили морякам на протяжении века.

В 1826 г. капитан-лейтенант Литке, которому в то время не было еще и 29 лет, принял командование шлюпом «Сенявин», построенным специально для новой кругосветки. В августе того же года корабль вышел из Кронштадта в сопровождении второго шлюпа «Моллер», которым командовал М. Н. Станюкович (отец известного писателя). Согласно инструкции, экспедиция должна была произвести опись берегов Охотского и Берингова морей, а также Шантарских островов и осуществить исследования в Русской Америке. В зимнее время ей предстояло вести научные изыскания в тропиках.

Шлюп Станюковича оказался значительно быстроходнее «Сенявина» (почему-то в большинстве русских кругосветных экспедиций пары комплектовались из кораблей с существенно различавшимися ходовыми качествами), и второму пришлось все время догонять первый, главным образом на стоянках в портах. Почти сразу же корабли разлучились и далее совершали плавание в основном по отдельности.

После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на Тенерифе «Сенявин» пересек Атлантику и в конце декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, где уже стоял «Моллер». В январе 1827 г. шлюпы вместе направились к мысу Горн. Обогнув его, они попали в жестокий шторм - один из тех, которые, похоже, специально поджидают корабли, входящие в Тихий океан, - и вновь потеряли друг друга. В поисках «Моллера» Литке зашел в бухту Консепсьон, а затем в Вальпараисо. Здесь корабли и встретились, но Станюкович уже отправлялся на Камчатку, транзитом через Гавайские острова.

Литке же остановился в Вальпараисо. Там он проводил магнитные и астрономические наблюдения, а натуралисты экспедиции совершали экскурсии по окрестностям и собирали коллекции. В начале апреля «Сенявин» отправился на Аляску. До Новоархангельска добрались 11 июня и пробыли там больше месяца, ремонтируя шлюп, собирая коллекции, занимаясь этнографическими изысканиями. Затем экспедиция обследовала острова Прибылова и произвела съемку острова Святого Матвея. В середине сентября «Сенявин» пришел на Камчатку, где экспедиция в ожидании почты оставалась до 29 октября, изучая окрестности.

Двинувшись на юг, в конце ноября Литке достиг Каролинских островов. В самом начале 1828 г. экспедиция открыла доселе неизвестную часть этого огромного архипелага, назвав ее в честь своего корабля островами Сенявина. Затем шлюп зашел на Гуам и другие Марианские острова. Постоянно велись гидрографические работы; Литке, сверх того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения. На островах натуралисты продолжали пополнять свои коллекции. В конце марта шлюп отправился на север, к островам Бонин (Огасавара). Моряки обследовали их и подобрали двух англичан, потерпевших крушение. В начале мая Литке взял курс на Камчатку.

В Петропавловске простояли три недели, а в середине июня началась вторая северная кампания Литке. «Сенявин» проводил гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, экспедиция определила координаты точек камчатского побережья, описала остров Карагинский, затем направилась в Берингов пролив и определила координаты мыса Восточный (ныне мыс Дежнёва). Работы по описи южного побережья Чукотки пришлось прервать в связи с неблагоприятной погодой. В конце сентября «Сенявин» вернулся на Камчатку, а через месяц вместе с «Моллером» вышел в Тихий океан.

В начале ноября корабли вновь разлучил шторм. Условленное место встречи находилось в Маниле. Перед тем как двинуться к Филиппинам, Литке решил еще раз зайти на Каролинские острова. И снова удачно: ему удалось открыть несколько коралловых атоллов. После этого он направился на запад и 31 декабря подошел к Маниле. «Моллер» уже был там. В середине января 1829 г. шлюпы двинулись на родину, прошли Зондским проливом и 11 февраля оказались в Индийском океане. Затем их пути снова разошлись: «Моллер» отправился в Южную Африку, а «Сенявин» к острову Святой Елены. Там в конце апреля шлюпы воссоединились, а 30 июня вместе достигли Гавра. Отсюда Станюкович взял курс прямо на Кронштадт, а Литке еще зашел в Англию, чтобы проверить инструменты в Гринвичской обсерватории.

Наконец 25 августа 1829 г. «Сенявин» прибыл на кронштадтский рейд. Он был встречен пушечным салютом. Сразу после возвращения Литке произвели в капитаны 1-го ранга.

Эта экспедиция, продлившаяся три года, стала одной из самых плодотворных в истории мореплавания, и не только российского. Были открыты 12 островов, исследовано на значительном протяжении азиатское побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатейшие материалы по океанографии, биологии, этнографии, составлен атлас из нескольких десятков карт и планов. Большой интерес у физиков вызвали опыты Литке с постоянным маятником, в результате которых была определена величина полярного сжатия Земли, и измерения магнитного склонения в различных точках мирового океана. В 1835-1836 гг. Литке опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Сенявин” в 1826-1829 гг.», переведенное на несколько языков. Оно было удостоено академической Демидовской премии, а Литке избран членом- корреспондентом Академии наук.

Однако путешествие Литке на «Сенявине» стало для него последним - против его собственной воли. В 1832 г. император Николай I назначил офицера и ученого воспитателем своего второго сына Константина. Литке оставался при дворе в качестве воспитателя 16 лет. Он не был рад этой высочайшей милости, но ослушаться не посмел. Именно в эти годы Федор Петрович Литке сделался одним из основателей Русского Географического общества (наряду с моряком Врангелем и академиками Арсеньевым и Бэром) и был избран его вице-председателем, тогда как почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич, воспитанник Литке. К слову, он был толковым морским офицером и дослужился до адмирала, сыграл видную роль в проведении либеральных реформ в России, а в 1861 г. стал председателем Государственного совета. Неплохое воспитание.

В 1850-1857 гг. в географической деятельности Литке наступил перерыв. В это время он был командиром Ревельского порта, а затем Кронштадтского. На его плечи легла организация обороны Финского залива от англичан и французов в ходе Крымской войны (1854-1855 гг.). За блестящее выполнение этой задачи Литке получил чин адмирала и был назначен членом Государственного совета, а в 1866 г. получил графский титул. В 1857 г. Литке снова был избран вице-председателем Общества; его заместителем стал Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Достижения отечественной географии в значительной мере связаны с деятельностью Общества и не в последнюю очередь с умением Литке и его преемников привлекать к своим предприятиям талантливую молодежь. В 1864 г. Литке занял пост президента Академии наук и параллельно до 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Федор Петрович Литке, русский мореплаватель, географ

Другие действующие лица

Мореходы В. М. Головнин, М. Н. Станюкович, Ф. П. Врангель; Великий князь Константин Николаевич; географы К. И. Арсеньев, К. М. Бэр, П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Время действия

Маршрут

Вокруг света с востока на запад

Цели

Описание дальневосточных берегов России, исследования в Русской Америке и в тропической области Тихого океана

Значение

Исследовано азиатское побережье Берингова моря, собраны богатейшие научные материалы, определена величина полярного сжатия Земли, открыты 12 островов

Возможно Вам будет интересно:


Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай

Про «Кругосветные путешествия» - 1.

Так уж мы устроены: не успеем достичь одной цели, как на горизонте начинает маячить новая цель - более высокая, далекая и труднодостижимая. У всякого путешествующего, рано или поздно, появляется цель проехать вокруг света.

Вот и я - путешествовал всегда много и по разному. И по суше, и по воде, и поздуху. И пешком - по горам и долам, на мотоцикле и машине - по городам и странам, на байдарках, надувных плотах, яхтах и кораблях - по рекам, озерам и морям, на самолетах и воздушных шарах даже - по странам и континентам.
И когда появилась возможность, время (вышел на пенсию) и некоторое количество денег (которых на самом деле, при правильной организации путешествия, надо не так уж и много) - задумал это свое Кругосветное автомобильное путешествие - «100 стран - 100 000 км»

Прежде чем что-то сделать самому - необходимо изучить опыт других.
Так что же такое - Кругосветное путешествие?
Кругосветное путешествие («кругосветка») - путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось, пересекая все ее меридины, и завершается в исходной точке.
Очевидно, что попав на Северный или Южный полюса, можно сделать малый круг вокруг этого центра и формально вы сделали Кругосветное путешествие. Это самый простой и быстрый вариант Кругосветного путешествия, если только вы не добирались до этих полюсов самостоятельно, по поерхности Земли.
А последовательное путешествие по отдельным странам Европы, Азии, Америки и Африки хоть и будут вашим личным достижением, но не могут считаться Кругосветкой.
Опять же, не могут считаться кругосветчиками те, кто облетел Землю по "кругосветному" самолетному билету за две недели с пятью промежуточными посадками.
Кругосветным путешествием считается такое путешествие, при котором путешественник обходит Землю по большому кругу.
Длина этого большого круга определяется с большой точностью в соответствии с правилами Международной авиационной федерации для установления рекорда скорости в кругосветном перелёте. В таком полете самолёт должен пересечь все меридианы и приземлиться на том же аэродроме, с которого вылетел. Эта длина составляет 36787,559 км.
Для кругосветных путешествий эту дистанцию можно округляют до 37 000 км.
Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным утешествием.

Совершить Кругосветное путешествие в непрерывном, одностороннем движении, очень трудно и в вопросе о том, какое путешествие можно считать кругосветным, а какое - нет, существует большое количество разнообразных мнений.
Одни полагают, что нужно побывать на всех континентах (кроме Антарктиды) или частях света, другие настаивают на посещении определенного количества стран.
В Союзе кругосветчиков России (есть такой союз, учрежденный одним из известных путешественников России - Владимиром Лысенко, Новосибирск), для каждого вида передвижений установлены свои критерии.
Для обычных путешественников (бэкпекеров - рюкзачников), пользующихся общественным транспортом, достаточно трех критериев:
- 2 раза пересечь экватор,
- пересечь все меридианы,
- проехать по. земле (или воде) не меньше 40 тыс. км.

Выдающиеся кругосветные путешествия.
1519-1522 - первое в истории человечества кругосветное плавание под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано.
1525-1528 Андрес Урданета. Из 450 членов экспедиции Гарсия Жофре де Лоиза спаслось 25 моряков.
1577-1580 - второе кругосветное путешествие под командованием англичанина Фрэнсиса Дрейка (галеон «Золотая лань»).
1580-1584 и в 1585-1589- Мартин Игнатио Лайола, внук Великого Инквизитора, первый из европейцев, совершивших кругосветку дважды.
1586 - 1588 - третье кругосветное путешествие под командованием английского мореплавателя и пирата Томаса Кэвендиша
1598-1601 - Оливье ван Ноорт - первый голландец.
1766 - француженка Жанна Барре, переодевшись мужчиной, стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие.
1803-1806 - первое русское кругосветное плавание под командованием адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.
1819-1821 - кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в сложнейших условиях в южнополярных морях на шлюпах «Восток» и «Мирный»; подтвердила факт существования Антарктиды, которая формально была открыта ими 16 (28) января 1820 года.
1853 - "Арго", первый пароход совершивший кругосветный переход.
1872 - «Вокруг света за 80 дней» - вымышленное Жюлем Верном кругосветное путешествие.
1895-1898 - первое одиночное кругосветное плавание на парусной яхте (за 3 года, 2 месяца и 2 дня), капитан яхты «Спрей» - канадский моряк Джошуа Слокам.
1911-1913 - русский спортсмен Анисим Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде.
1929 - первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания. Немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера за 20 суток преодолел с тремя промежуточными посадками около 34 тыс. км.
1933 - Пост, Уайли (22 ноября 1898 - 15 августа 1935), американский лётчик, первым, в одиночку, совершил кругосветный перелёт.
1957 - три американских самолёта B-52 осуществили первый беспосадочный полет вокруг Земли.
1960 - первое подводное плавание на подлодке «Тритон» (США) под командованием капитана Эдварда Бича.
12 апреля 1961 - первое космическое Кругосветное путешествие. Летчик советских ВВС Юрий Гагарин, на корабле «Восток-1», осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли.
1966 - отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение.
1968-1969 - первое одиночное безостановочное кругосветное плавание на парусной яхте (312 дней), капитан яхты «Суахили» - Роберт Нокс-Джонстон. Нокс-Джонстон совершил свой переход во время первой безостановочной парусной гонки вокруг света под названием "Золотой глобус", причём Нокс-Джонстон единственный из девяти участников благополучно завершил гонку.
1976-1978 - первое женское одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурек», отважная путешественица - Кристина Чойновская-Лискевич.
1986 - первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Дик Рутан (англ.) и Джина Игер (англ.) на «Вояджере»). Длительность - 9 дней, 3 минуты, 44 секунды.
1992-1998 - Пётр Плонин и Николай Давидовский совершили конное кругосветное путешествие.
1996-1999 - Николай Литау совершил на яхте «Апостол Андрей» первое кругосветное плавание в меридиональном направлении, впервые пройдя на парусной яхте по Северному морскому пути.
1997-2002 - Владимир Лысенко первым из россиян совершил автомобильное кругосветное путешествие по оригинальному маршруту - через крайние точки континентов («перекрестив» их), проехав 160 тыс. км через 62 страны мира.
1999-2002 - Валерий Шанин проехал вокруг света автостопом - на попутных машинах, самолетах, грузовых судах. На это потребовалось 1080 дней и $280.
2002 - американский миллионер Стив Фоссетт стал первым в мире человеком, совершившим кругосветное путешествие на воздушном шаре в одиночку. Длительность полёта - 13 дней.
4 марта 2005 - американский миллионер Стив Фоссетт завершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт без дозаправки на реактивном самолёте «Глобалфлайер-311». Длительность полёта - 67 часов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»