Социальная психология понятие виды общения. Определение общения (Андреева Г.М.). знак, модальность отношения к партнеру

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Под общением в психолог ии понимается любой процесс социального взаимодействия между людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей человека. Общение включает обмен информацией, выработку единой основы совместных действий, восприятие и понимание другого человека. Цель общения состоит также в достижении желаемого изменения состояний и поведения партнера.

Средства общения - поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения.

Первыми возникают экспрессивно-мимические средства общения : улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п. Эти средства общения возникают в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка,

Предметно-действенные С. о . возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д.

Наиболее эффективными являются речевые средства общения, Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.Виды общения

Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

Стороны общения.

Общение – сложный многоплановый процесс в который входят три составляющие:

Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания). Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем.

В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Невербальная коммуникация : Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека). Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

    Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

    уместностью принятых управленческих решений;

    четким распределением обязанностей среди сотрудников;

    умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);познание самого себя в процессе общения (рефлексия);прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому. Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

Вопрос 34 Проблемы личности в соц. психологии:социализация, соц. Установка,проблемы личности и группы. Выделяют три основных подхода к трактовке понятия личности: 1) Антропологический . В его основе лежат представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобился понятию индивид. 2) Социологический. Рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Личность - это персона, актер, носящий определенную маску и выполняющий определенные роли, т. е. личность - это система ролевого поведения. Обусловлено совокупностью социальных отношений. 3) Персоналистический. Рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

Личность - это человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющих существенные отношения для него самого и окружающих. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность .

Личность, следовательно, формируется в процессе онтогенеза в обществе.

Социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем, и в пожилом возрас­тах. Его исследования позволяют выделить ряд различий социализации у детей и у взрослых:

1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей - в коррекции базовых ценностных ориентаций.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети - только усваи­вать их.

3. Социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество "оттенков" проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчи­нении взрослым и выполнении определённых правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие кри­терии, как "более хорошо" или ""менее плохо".

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение оп­ределенными навыками; социализация детей - в основном на мотивацию их поведения.

Цель социализации личности как воспитания заключается в том, чтобы сформировать, у человека навыки саморегуляции личностных процессов, мак­симально развить те способности, которые создают доминирую­щую направленность его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.

Социальная установка личности – одна из основных категорий соц. психологии в целом и соц. психологии личности, в частности. Социальная установка дал определение (Г. Олпорт 1924году) это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом. Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида.

Социальная группа - это социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Это субъект социально организованной и социально значимой деятельности, социальные группы различают большие, средние и малые. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны - с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Разновидности соц. установки – это стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта формы существования соц. установки. Они выполняют защитную функцию благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего соц. окружения. Социальная установка защищает самооценку субъекта в группе – он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко объединенным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Другими причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким – то причинам процессов ее развития.

Предрассудок – это социальная установка с искажением содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сфере личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально - оценочное отношение к нему.

Измерение социальных установок невозможно измерить непосредственно. В идеальном случае установки следует выводить из наблюдения за поведенческими реакциями индивида во множестве социальных ситуаций. На практике это сделать не возможно. Поэтому более или менее стандартной процедурой измерения установок является процедура рассмотрения главным образом вербальных (оценочных) реакций индивида на символические (предполагаемые) представления объекта установки.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

33. Функции и средства общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

3.2. Вербальные и невербальные средства общения Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

автора Мунин Александр Николаевич

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения.

Общение в социальной психологии трактуется как специфическая информационно - коммуникативная деятельность, включающая познание партнерами друг друга (взаимопознание), отношения между ними (взаимоотношения), влияние друг на друга (взаимовлияние) сопереживание и взаимодействие.

Структура. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, можно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; социально-перцептивная сторона общения – в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся:1.язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. 2. 2. интонация, эмоциональная выразительность , которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.3. мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.4. жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.5. расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.3. Ориентировка в личности собеседника.4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».Общение включает в себя 4 составляющие:предметное сообщение (о чем идет речь);самораскрытие (Я-сообщение);отношение к слушателю (мотив рассказа);призыв (что надо сделать).

Критерии общения делятся на 2 группы: формальные и содержательные.

К формальным относятся:

Семиотическая специализация общения (знаковая система)- вербальное и невербальное общение.

ориентированность общения: объектное – субъектное; ролевое – личностное.

степень опосредованности общения: непосредственное – опосредованное общение

результат общения: эффективное - неэффективное;

качество общения: оптимальное - неоптимальное;

Степень субъективности (личностности) общения: суб-суб, суб-объектное, об-об.

На этой основе выделяют: монологическое общение (суб-об)

Диалогическое (суб-суб)

Коммуницирование (передача информации, об-об) - примитивное общение.

Диалогическая и монологическая установка в общении

Диалогическая установка в общении – это установка на принятие личности партнера.

Монологическая установка в общении – это подавление и не принятие индивидуальности партнера

знак, модальность отношения к партнеру;

тема общения;

тип "пристройки" партнеров;

образ, понятие о партнере по общению и самом себе;

способы, средства вхождения и выхода из контакта.

На основе этих критериев выделяют:

Примитивное общение,

манипулятивное,

конвенциальное;

духовное (личностно - развивающее)

Показатели творческого, личностно-развивающего общения

субъект - субъектная система отношений;

признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга;

диалогичность общения;

отношение друг к другу как к цели общения;

предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения.

доверительность

психологическая безопасность, атмосфера открытости,

удовлетворенность общением всех его участников.

Виды общения: : 1. Конвенциональный . Это свод правил поведения в общении, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. предполагает равенство позиций собеседников, уважение и внимание друг к другу, определенную культуру поведения. Он оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. По сути это пристройка “рядом”, когда каждый из собеседников принимает другого и принимает себя. 2. Примитивный . Этот уровень общения всегда означает со стороны одного из собеседников пристройку “сверху”, т.е. одна из сторон диалога совершенно не принимает во внимание, какие чувства, мысли, переживания может вызвать у партнера разговор. Собеседник воспринимается как предмет.

3. Манипулятивный. партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду - если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг “Вы знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что...” - и тут он ставит перед экзаменатором вопрос, на который должен был ответить сам. По форме манипуляция может напоминать пристройку “рядом» или пристройку “снизу” (когда в ход пускается лесть, угодничество), но по сути это всегда пристройка “сверху”, т.к. манипулятор всегда хозяин ситуации и ведет общение к той цели, которую поставил перед собой.

4. Стандартизованный . Общение на этом уровне основывается на неких стандартах, на контакте масок. Масок множество: маска нуля (я вас не трогаю, и вы меня не трогайте), маска любезности, агрессивности, высокомерия, послушания. На этом уровне устанавливается кажущаяся пристройка “рядом”, на самом деле ее нет. 5. Игровой. Основывается на пристройке “рядом”, которую питает не своекорыстный интерес к человеку, а искренняя симпатия. Партнер игрового уровня общения то неявно, то открыто дает понять, что для вас обоих возможны и желательны любого типа пристройки друг к другу. Каждому участнику хочется быть интересным другому - и он непроизвольно играет. На первом месте здесь - ценность возникшей человеческой связи. период влюбленности. 6. Деловой. на первом месте - дело. “Я” человека отодвинуто назад, это надличное общение. И хотя личности отодвинуты, люди объединены - общим делом, заботой, проблемой, поиском истины. 7. Духовный . Это высший уровень человеческого общения. Оно не может быть односторонним: либо его нет, либо в него вовлечены оба собеседника. тема послужила поводом для проваливания в глубины собственной души и души другого, взаимопроникновения.

Любой вид общения выполняет определенные функции.

коммуникативная,

информативная,

когнитивная,

эмоциональная,

эмотивная,

креативная (творящая).

Понятие и функции средств общения

Определение 1

Общение – сложный процесс взаимодействия между индивидами, который заключается в обмене информацией, а также в понимании и восприятии собеседниками друг друга.

Функции, которые осуществляют средства общения:

  • информационно-коммуникативная (общение заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами);
  • интегративная (дает возможность объединяться/объединять в группы людей);
  • побудительная (имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения);
  • интерактивная (заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в ходе их взаимодействия);
  • функция социализации (обмен опытом с задачей выработки и усвоения концепции правил и норм, которые действуют в социуме);
  • коммуникативно-аффективная (неосознанное или направленное влияние на эмоциональную сферу оппонента);
  • координации (координация действий при активности группы);
  • понимания (понимание и расшифровка кода информации в том виде и значении, в котором оппонент хотел передать информацию).

Все средства общения принято разделять на две категории: вербальные и невербальные.

Каждая группа реализует свою функцию. И если вербальные (словесные) средства общения обращены на то, чтобы донести до оппонента смысл произнесенного, то невербальные средства передают эмоции и отношение человека к тому, с кем он находится во взаимодействии.

Невербальные средства общения

Определение 2

Невербальная коммуникация ‒ это система знаков, символов, которая применяется для передачи сообщения и предназначенная для наиболее совершенного его осознания, которая в определенной степени не зависит от психологических и социально-психологических свойств личности, которая имеет довольно четкий круг значений и может быть представлена как специфическая знаковая система.

Невербальные средства в общении людям нужны для четкости в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Так как внешнее невербальное выражение чувств и эмоций, выполняемое телом, тоже представляется некоторым набором знаков и символов, его часто именуют «языком тела».

Невербальное общение складывается из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.

Паралингвистическая группа:

  1. Просодика . В данную группу полагается включать компоненты, которые дополняют речь. Это тембр, сила и глубина голоса, величина выразительности артикуляции, ударения, длина и характер пауз, и т.д. Другими словами средства просодического уровня дают возможность придать оттенок информации при помощи воздействия на голос.
  2. Кинесика – комплекс телодвижений (жестов, мимики), которые используются в ходе общения людей (исключая движения речевого аппарата).
  3. Графемика - способ письма, который передает эмоции и чувства человека. Манера писать слова и буквы может изменяться в зависимости от эмоционального фона. Так, скажем, сердитый человек сильно нажимает ручкой на бумагу, а человек задумчивый может допустить погрешности и забыть завершить «крючки».

Замечание 1

Паралингвистические средства общения нельзя применять без привязки к речи.

Экстралингвистическая группа:

  1. Такесика - это невербальное средство общения, которое основано на осязаемых сигналах, передаваемых друг-другу людьми. В их число включаются поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания, рукопожатия и другие коммуникативные действия.
  2. Проксемика. Собеседники в процессе взаимодействия могут располагаться в отдалении или вблизи друг от друга, преднамеренно или подсознательно осуществляя контроль дистанции. Способ организации контакта в пространстве, который отражает отношения собеседников друг к другу, именуется проксемикой.
  3. Хронемика . Распределение времени в ходе общения. Человек может торопиться на встречу, а может откладывать звонок. Он может долго ожидать, когда собеседник освободиться, а может уменьшить время контакта.
  4. Экстралингвистика . Передача эмоций с поддержкой голоса, но без привязки к речи. К данным средствам относится недовольное урчание, покашливание, вздохи, вскрики и т.д.
  5. Сенсорика . Восприятие собеседника при помощи органов чувств. Человек откликается на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальное восприятие собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. Примером здесь могут быть ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и средства общения фонационные (восприятие на слух).

Невербальному общению обучаться нет необходимости, так как это врожденные умения.

Вербальные средства общения

Определение 3

Вербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации, то есть, вербальное общение – это общение с помощью речи, слов.

Вербальные средства коммуникации также именуют «знаковыми».

В отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде невозможно интерпретировать двусмысленно.

Основной компонент вербального общения ‒ речь.

Речевые виды деятельности:

  • чтение;
  • письмо;
  • говорение;
  • слушание.

Речь разделяется на письменную, устную и внутренне направленную.

Язык тесно связан с народом, который выступает в роли носителя языка. Используя язык, люди общаются друг с другом и транслируют мысли на самом доступном и простом уровне.

Язык и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Их формирование также совершается параллельно, потому любые перемены в жизни общества сразу же обретают отражение в языке.

Функции языка:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная (передача и хранение знаний);
  • конструктивная (при помощи языка можно предавать мыслям форму);
  • познавательная;
  • этническая (соединяет людей в группы);
  • эмоциональная (передача и описание чувств в форме кода слов).

Замечание 2

Процесс воспроизведения речи ‒ это последовательная цепочка от возникновения мысли и ее кодировки в форму звуков, до конкретного проговаривания и передачи информации собеседнику.

Общение, в котором фигурирует речь, предполагает три функциональных компонента такие как, объект, субъект и речевое сообщение.

Свободное владение средствами общения и умение их точно интерпретировать дает возможность эффективно сосуществовать в социуме. Важно сбалансировать в своей речи невербальные и вербальные формы общения. Это даст возможность наиболее полно доносить до собеседника свою информацию и воспринимать его послания.

Вопросы для повторения

1. понятие методологии научного исследования

2. основные требования к научному исследованию в социальной психологии

3. теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследования

4. программма социально-психологического исследования

5. проблемы измерения в социальной психологии (валидность)

а) шкалы как способы измерения социально-психологических характеристик

б) надежность и обоснованность данных

в) виды выборки

г) условие применения тестов в социальной психологии

6. методы социально-психологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов)

7. активные методы социально-психологического воздействия (социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, методологические игры, социально-психологическое консультирование)

8. критерии эффективности прикладных исследований


В психологической науке все существующие подходы к изучению общения сводятся к трем сторонам:

· коммуникативная сторона (общение как обмен информацией)

· перцептивная сторона (общение как взаимонимание)

· интерактивная сторона (общение как взаимодействие)

Общение как обмен информацией. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией.

Информация в ходе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, кодируется и декодируется. Возникает процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Простейшая модель межличностного общения – пара индивидов, связанных между собой и вступивших в диалог. Для ее построения отвечают на следующие вопросы.

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

Что? (передается) – сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) – канал

Кому? (направлено сообщение) – аудитория (адресат)

С каким эффектом? – эффективность

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии изучают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются неречевые знаковые системы).

Речь – это самое универсальное средство коммуникации. Речь – процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

Внешняя речь развернута, ориентирована на других.



Внутренняя речь предназначена для самого себя. Она характеризуется обобщенностью, сжатостью, ориентацией на смысл сообщения.

Важнейшим способом общения как обмена информацией является диалогическая речь.

Диалог предполагает и включает:

· уникальность и равенство партнеров,

· различие и оригинальность их точек зрения,

· ориентацию каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером,

· ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

· взаимодополнение позиций участников общения (их соотнесение и является целью диалога).

Отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого построения речи.

В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог – обмен речевыми высказываниями только для поддержания разговора.

Информационный диалог – обмен информацией различного свойства.

Дискуссионный диалог – при столкновении различных точек зрения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие с каждым из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог – самое доверительное общение. Интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении или общих смыслов ценностей и жизни.

Вербальная речь дополняется употреблением неречевых (невербальных) средств общения: кинессикой, паралингвистикой, проксемикой, визуальным общением. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинессика (оптико-кинетическая система знаков ) включает восприятие моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, тела – пантомимика) – отображает эмоциональные реакции человека.

Паралингвистическая система знаков – вокализация речи (качество голоса, его диапазон, тональность).

Экстралингвистика – паузы в речи, покашливания, смех, плач, темп речи.

Проксемика – нормы пространственной (оптимальные дистанции общения: интимная, личностная, социальная, публичная) и временной организации общения (оптимальное время общения – 30 минут).

Визуальное общение – контакт глаз, ранее связывали с интимным общением, сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз (например, общение лицом к лицу или окрик в спину), включаются в более широкий диапазон общения.

Общение как взаимопонимание. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Взаимопонимание может иметь две функции.

1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию;

2) не только понимание, но и принятие , разделение этих целей, установок, которое позволяет не только составить действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающееся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Познание другого человека предполагает одновременное осуществление нескольких процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения. Но в эти процессы включены, как минимум, два человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки своего собеседника, т.е. восприятие человека человеком предполагает идентификацию.

Идентификация – уподобление себя другому. Один из самых простых способов понимания другого человека в реальной ситуации, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Второй такой механизм познания другого – эмпатия (не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы).

Эмпатия – это эмоциональное понимание другого (ситуация другого человека не продумывается, а прочувствывается).

Особое значение для познания в общении имеет и механизм рефлексии. В социальной психологии Рефлексия– осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но и знание того, как он понимает тебя, оценка ситуации и ее перспективы.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению социально-психологических эффектов: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола . Информация о человеке «прочитывается» определенным образом. Она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ярко проявляется эффект ореола при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств, а общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее ярко эффект ореола проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, или когда суждения касаются моральных качеств.

С эффектом ореола тесно связаны эффекты первичности и новизны. Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления информации о нем.

Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше.

Эффект новизны –в ситуациях восприятия знакомого человека новая информация оказывается наиболее значимой.

Шире все эти эффекты можно рассматривать как проявление особого процесса, сопровождающего восприятия человека человеком – явление стереотипизации .

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания.

Социальные, профессиональные, этнические стереотипы в общении имеют специфическое происхождение и смысл. Они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при построении выводов на основе ограниченной информации.

Это приводит, во-первых, к определенному упрощению и сокращению процесса познания, хотя и не способствует точности построения образа другого. Во-вторых, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения , когда на основе негативного опыта, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Предубеждения могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда, на основе ограниченной информации об отдельных представителях этнических групп, строятся предвзятые выводы обо всей группе.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Одновременное участие людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее.

Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать (т.е. организовывать совместную деятельность). В психологии все взаимодействия подразделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация способствует организации совместной деятельности, достижений.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время исследованиями психологов установлены позитивные стороны конфликта. Например, описаны 6 типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности и пути их лреодоления. Сходные с этими внутриличностные конфликты возникают у ряда специалистов профессиональной сферы «человек-человек», интенсивно взаимодействующих, контактирующих с людьми.

1. конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутриличностному конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт – следствие плохой организации труда педагога; его преодолеть можно выбрав главные, но реальные и посильные задачи (при рациональных средствах и методах решения).

2. конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать методы, формы обучения и воспитания, правильность выставления оценок и т.д. Педагогическая позиция, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к «второстепенным» предметам. В то же время престиж любого школьного предмета зависит, в конечном счете, от личности и качества работы учителя.

4. конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных предписаний и планов, не оставляющих места самодеятельности. При этом деятельность педагога находится под вниманием и контролем общественности и органов управления.

5. конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере . Не многие учителя занимают пост директора школы и его заместителей, имея неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. конфликты, обусловленные несовпадением ценностей , которые пропагандирует учитель в школе с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия является соотношение индивидуальных «вкладов» в единый процесс деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга.

Совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником.

Совместно-взаимодействующая деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

Способы воздействия в общении. Общение включает три основных способа воздействия:

1. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. (Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления воздействий через заражение является паника, как эмоциональное состояние массы людей).

2. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на группу или на другого человека. (Основано на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое обычно носит невербальный характер, (музыка, эмоции, игры, танцы) внушение – носит вербальный характер. Осуществляется через речь, особенно сильно воздействует на впечатлительных, не имеющих жизненных принципов и убеждений, неуверенных людей с неразвитым логическим мышлением.)

3. Подражание – проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу (воспроизведение). Особое значение имеет в процессе психического развития человека.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»