Учение Аристотеля о душе, чувствах, воле и характере. Вклад аристотеля в развитие психологии Психологические взгляды аристотеля

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

1. Учение Аристотеля о душе.

1.1. Структура человеческой души.

1.2. Душа и тело. Виды души.

1.3. Разумная часть души человека.

2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.

3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

Заключение

Источники

Введение

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, - пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»

Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе».

Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.

В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния, оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

1. Учение Аристотеля о душе.

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).

По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с Богом , т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.

«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях : все вещи есть сочетание материи ( вещества) и формы ( вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия . Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).

1.3. Душа и тело. Виды души.

Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.

Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены.

1. Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.

2. Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной.

3. Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.

Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности возникают из низших и на их основе ; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

1.2. Разумная часть души человека

Такие функции души как ум, мышление, рассуждение, способность к умозрению, по мнению Аристотеля, составляют исключительно род души человека и «только эти способности могут существовать отдельно, как вечное–отдельно от преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно и, в отличии от души бессмертно. То есть разумная часть души не умирает вместе с телом, а существует вечно. Бог, по Аристотелю, – наивысшая из форм, «мысль мыслей», – есть чистый разум.

Разумную души Аристотель делит на две части, каждая из которых имеет свою интеллектуальную добродетель и по-своему относиться к этическим добродетелям.

1. Рассудочная часть разумной души имеет дело с человеком, его жизнью и деятельностью. Это практический разум , практическая истина, относящаяся к людским делам, т е. к частному, поэтому она тесно связана с опытом. Применять общие знания к частному приходиться именно этой части души, как и осуществлять выбор. Её добродетель–практичность. Аристотель определяет ее как «разумно приобретенное свойство души, осуществляющее людское благо». Практичен, по его мнению, тот, кто способен оценивать обстоятельства и рассчитывать средства для достижения целей и действия, ведущие к благополучию. Для практичности необходимы такие добродетели, как опыт (потому молодые люди не могут быть практичными) и умеренность, поскольку, по Аристотелю, практический ум утрачивается при избытке наслаждения или страдания. С практичностью Аристотель связывает добрый совет, рассудительность, проницательность и изобретательность. Рассудительность он считает не лучшей стороной практичности, поскольку, в отличие от последней, которая приказывает, рассудительность только критикует. Изобретательность же, состоящая в добывании подходящих средств для некой цели, похвальна, но только если похвальна сама цель, в противном случае она опасна. Поэтому изобретательность должна служить практичности, так же как практичность служит добродетели. Правда, Аристотель подчеркивает, что практичность лишь низший вид человеческой деятельности, поскольку «лишена покоя, стремиться всегда к известной цели и желательна не ради ее самой», она присуща низшей части разумной души.

Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души, как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Учение о воле развивается Аристотелем в связи с характеристикой действия.

«Все люди делают одно непроизвольно, другое произвольно, а из того, что они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое - по необходимости; из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению, другое - согласно требованиям природы. Таким образом, все, что совершается ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы, или по принуждению. А то, что делается людьми произвольно и причина чего лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием стремления, и при этом одно под влиянием стремления разумного, другое - неразумного».

Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые - понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов- делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности- стремление и ум». Ум размышляет о цели - достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным. Поэтому в нашей власти как прекрасные действия, так и постыдные: порок и добродетель одинаково свободны, их психологический механизм одинаков.

По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.

О характере.

Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств - нравов - людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Описываются с присущей Аристотелю конкретностью характерные черты, свойственные людям благородного происхождения, а также юности, старости, зрелому возрасту. Это учение было развито учеником Аристотеля Теофиллином (370-288 гг. до н. э.).

В своем трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров (лицемер, льстец, болтун, деревенщина, низкопоклонный, нравственный урод, говорун, разносчик новостей, нахал, скупой, наглец, святая простота, навязчивый, нелюдим, суеверный, брюзга, недоверчивый, неряха, надоедала, тщеславный, сутяга, хвастун, гордец, трус, аристократ, молодой старик, злоречивый, алтынник) и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей. Эти описания отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. Начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени (Монтень, Лабрюйер, Ларошфуко).

Учился в платоновской Академии, был его учеником. После смерти Платона жил на острове Лесбос, а затем при дворе царя македонского был воспитателœем его сына Александра. Вернувшись в Афины, создает свою школу – Ликей, где работает над систематизацией научных знаний.

Круг научных интересов ученого был достаточно широк – логика, онтология, физика, этика, педагогика, политика, экономика. Наиболее весомыми для психологии являются его труды ʼʼО душеʼʼ, ʼʼМетафизикаʼʼ, ʼʼО Памятиʼʼ, ʼʼО сновиденияхʼʼ.

Его самый большой труд посвящен душе, который считается первым собственно психологическим трудом в рамках донаучной психологии. Аристотель в нем систематизировал всœе предшествующие идеи о душе и выдвинул несколько базовых положений:

  1. душа - ϶ᴛᴏ способ организации живого тела. Она позволяет быть телу живым. Душа - ϶ᴛᴏ особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Тело мыслит посредством души.
  2. Объективный мир существует независимо от нашего сознания. Познаем его через воздействия на наши чувства.
  3. Сам термин организм он увязывает со словом ʼʼорганизацияʼʼ, ᴛ.ᴇ. продуманное устройство. Устройство этого целого и его функции неразделимы. ʼʼГлаз – живое существо, его душа – зрениеʼʼ.
  4. Трактуя организм как систему, он выделил в ней различные уровни способностей к деятельности (введено понятие способностей) . Существовала так называемая иерархия способностей, ᴛ.ᴇ. функций души:

- вегетативная (есть у животных, растений и человека);

- чувственно-двигательная (имеется у животных и человека);

- разумная (присуща только человеку).

Функции души - ϶ᴛᴏ уровни ее развития. Способность ощущать формируется на втором уровне, а способность мыслить – развивается на третьем. От младенца до старика – человек проходит всœе те ступени, что и весь органический мир за всю историю. Это биогенетический закон.

Душа, по Аристотелю, в целом, смертна, как и тело. При этом, часть ее (теоретическое, абстрактное мышление) бессмертна.

Аристотель построил свою концепцию ощущений, и в трактате ʼʼО душеʼʼ ей отведено много глав. Ио пишет, что из способности ощущать рождается познание. Ощущение - ϶ᴛᴏ производное от внешних воздействий состояние. С помощью ощущения мы воспринимаем предметы, имеющие цвет, вкус. Но воспринимаем не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество.

Ощущение есть способность, а не действующая сила. В душе остается не камень, а образ камня. Процесс ощущения является исходным по отношению к памяти. Воображению и суждениям, ᴛ.ᴇ. высшим познавательным процессам: ʼʼсущество, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не пойметʼʼ.

Ощущение не зависит от нашей воли, оно производится извне. Стоит сказать, что для него крайне важно присутствие возбуждающего предмета.

Исследованию разума (ума) также отведено не мало места. Анализ его сочинœений свидетельствует о противоречивом характере его мыслей относительно данного вопроса: с одной стороны, ʼʼнемыслимо уму быть связанным с теломʼʼ, с другой – ʼʼсущество, не имеющее ощущений, не способно ничего познать и понятьʼʼ. Он выделяет деятельный разум и страдательный. Первый находится вне человека, он нечто вечное и бессмертное. Он мыслит понятиями. Второй – находится в человеке. Он преходящ, однако без первого он не может мыслить. Проявляется он тогда, когда обращается к мысленным предметам. Это ум в действительности. Здесь могут встречаться и ложь, и истина.

Аристотель предпринял попытку объяснить закономерности развития характера. Он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая определœенные поступки. Уже именно в данном моменте заложено нравственное отношение к ним. Это ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от деятельности.

Аристотель попытался принципу детерминизма придать новый смысл: ʼʼприрода ничего не делает напрасноʼʼ, ʼʼнужно видеть то, ради чего совершается действиеʼʼ. Те., это подтверждение того, что конечный результат процесса заранее воздействует на его ход: психическая жизнь зависит не толь ко от прошлого, но и от желаемого будущего.

Аристотель. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аристотель." 2017, 2018.

  • - Аристотель

    По мере накопления знаний о мире все более насущной становилась задача их систематизации. Ученик Платона, знаменитый мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) составил систематический свод научных знаний своего времени. Аристотель родился в Греции, в г. Стагире,... .


  • - Античная натурфилософия. Аристотель. Ионийская школа: Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Фалес.

    Наиболее развитые формы древняя философия приобрела в Античности. Античная философия возникла на рубеже VII–VI вв. до н. э. и была связана с установлением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры Древнего мира. Развитие древнегреческой... .


  • - АРИСТОТЕЛЬ. ПОЛИТИКА, II, 6, 14-23

    …Плохо обстоит дело и с эфорией. Магистратура эта ведет важнейшие отрасли управления в Лакедемоне, пополняется же коллегия эфоров из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди очень бедные, которых вследствие их... .


  • - Типы политических режимов. Основные признаки древнегреческой демократии (Фукидид, Аристотель, Ксенофонт)

    Итоги войны Каллиев мир 449 до н. э. считается заключительным моментом греко-персидских войн, так как и персы перешли к мирной политике. Едва ли был заключён формальный договор (Каллиев мир). Вероятнее всего, что война фактически прекратилась, хотя... .


  • - Сократ, Платон и Аристотель: жизнь и учение.

    Общеэллинские спортивные и мусические игры. Изначально игры и празднества посвящались богам, так как религия была основополагающим фактором греческой культуры. В 5в, в условиях афинской демократии в большинстве греческих полисов празднование в честь... ..


  • Аристотель: душа – способ организации тела . Аристотель (384–322 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

    Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.

    На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже словом «лицей» стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. «Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом». Итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя» – противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души.

    Аристотель был как философом, так и натуралистом-исследователем природы. Одно время он обучал наукам юного Александра Македонского, который впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.

    Накапливалось огромное количество фактов сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших опытной основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности.

    Уже сам термин «организм» требует рассматривать его под углом зрения организации, то есть упорядоченности целого для достижения какой-либо цели или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», – говорил Аристотель.

    Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.


    Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

    Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

    Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этот центр познает общие для всех ощущений качества – движение, величину, фигуру и т.п. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха).

    Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

    Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биологическим законом.

    Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Они формируются в реальных поступках, придающих человеку определенную чеканку. Это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам).

    Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания. Например, говоря о дошкольном возрасте. Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души; поэтому для маленьких детей такое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. Школьникам необходимо развивать и другие свойства, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

    Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

    Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целями, уже являются проступком.

    В отличие от него Аристотель подчеркивал значение самого стремления к нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, «быть хорошим», создавая тем самым дополнительную мотивацию.

    Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

    Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но «чистых фактов» в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравнительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.

    Его работа «О душе» по праву считается первой психологической монографией. Эта книга не только обобщила все, что было сделано предшественниками Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую систему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив вопросы, на которые стремились найти ответ многие поколения психологов.

    До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от философии.

    Процесс становления психологии как науки прошел долгий путь, он начался в глубокой древности с первых мифологических представлений о душе, объединенных названием «анимизм» (от лат. anima – душа).

    Общее для анимистических представлений – это вера в то, что мир насыщен душами-призраками, обитающими в телах людей, животных, растений и даже в неодушевленных предметах. Из древнейших анимистических представлений возник гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи: весь мир (универсум, космос) – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. В основе гилозоизма лежал принцип монизма (все сущее – порождение единой первичной праматерии). Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы природы. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в природные процессы, о зависимости психического от материального мира.

    Выдвигая общие вопросы о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосму, древние мыслители внесли вклад не только в учение об основных проблемах данной области знания. Их попытки дать содержательный ответ на поставленные вопросы также не прошли бесследно, так как накопленные ими фактические сведения о деятельности человека стали отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы.

    Открытые две с половиной тысячи лет назад идеи организации (системности) Анаксагора , причинности Демокрита и закономерности Гераклита стали основой познания душевных явлений. Софисты и Сократ поставили акцент на исследовании самого человека как «меры всех вещей», заложили основу для создания техники диалога, – методики, которая впоследствии сыграет ключевую роль в психологических исследованиях мышления; Платон , родоначальник философии идеализма, обратил внимание на феномен «внутренней речи» и процесс интериоризации (от лат. internus – внутренний), впервые описал конфликт мотивов.

    Многие из древних философов (Демокрит ,Анаксагор ,Гиппократ ,Аристотель , Теофраст ,Гален и др.) являлись естествоиспытателями в самом строгом смысле слова. Их суждения и гипотезы базировались на наблюдаемых фактах, на изучении организма (в доступных им пределах).

    Аристотель.

    Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу. Сам Аристотель, будучи учеником Платона, отвергает идею отделенности идей от вещей, он исходит из того, что каждая вещь является единством формы и материи. Душа – форма живого органического тела, она заставляет тело осуществлять программу, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – животным. Тело и все его органы – инструменты на службе у души, она – суть, причина и цель действий тела.

    Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т.е. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. Орган нахождения души в человеке – сердце.

    Суммируя известные к тому времени точки зрения о функциях и проявлениях души, Аристотель дал собственное истолкование их в систематической форме в виде учений о познании, эмоциях и характере. Общие положения его систематики можно обнаружить и в современном психологическом знании (в учении о психических функциях). В учении о познании Аристотель выделяет следующие процессы – ощущение, которое происходит через уподобление воспринимаемому объекту посредством пяти органов чувств; общее чувство – восприятие общих качеств и объединение ощущений в образ. Орган общего чувства – душа.

    Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.

    Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.

    Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения. Он не видел смысла в подавлении аффекта, т.к. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.

    Все действия человека бывают произвольными и непроизвольными в зависимости от того, где находится основание действия – вне субъекта или в нем самом. Волевыми являются действия на основе тщательного взвешивания мотивов и по разумному стремлению.

    Аристотель дал описание душевных качеств и нравов людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Ученик Аристотеля Теофраст продолжает это начинание – в трактате Характеристики дает описание уже 30 характеров. Это стало началом традиции составления классификаций типов людей.

    Философская мысль все более интересовалась этической составляющей человека, поиском путей к счастью.

    Эпикур

    Наряду с механистическим детерминизмом появляется рационализм с убеждением в превосходстве умственного (интуитивного и дискурсивного) знания над эмпирическим, сенсорно-ассоциативным. Однако именно чувственное знание, считавшееся в ту эпоху наименее совершенным, оставалось по существу единственным объектом детерминистских объяснений. Только оно выводилось из общих начал природы. Важнейшие детерминистские теории в области психического, и прежде всего теория ощущений, рефлекторных действий и ассоциаций, определялись принятым механикой способом объяснения динамики материальных тел. Что касается высших форм мыслительной активности, то никто из философов 17 в., кроме Гоббса, даже не пытался поставить вопрос о том, каким образом можно объяснить эту активность из принципа механического взаимодействия, определяющего жизнь природы.

    Учение Декарта.

    Принцип действия простых технических устройств все больше привлекал научную мысль для объяснения функций организма по их образу и подобию.

    Рене Декарт создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.

    Понятие о рефлексе.

    Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Появление этого понятия – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на деятельность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, «устранить» причинное воздействие души как особой сущности. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, «устраняя» душу из разряда ее внутренних регуляторов, – Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения на уровне целостного организма.

    Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов». По Декарту, взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано мозгом (центр) и нервными «трубками», расходящимися радиусами от него, по образцу гарвеевского процесса кровообращения. Внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим каналам «животные духи» направляются в мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит в результате этого акта, определяется материальными изменениями «на входе».

    Учение о душе.

    Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется Страсти души .

    Декарт считал, что сущность тела, – в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является субстанцией, состоящей из непротяженных явлений сознания – «мыслей». Работа внутренних органов, и взаимодействие с другими внешними телами не нуждается в душе как организующем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. «Под словом мышление... – пишет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, –постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).

    Декарт – дуалист: душа и тело – самостоятельные субстанции (машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание – это две независимые друг от друга сущности). Объяснение того, как же они сосуществуют в человеке, названное психофизическим взаимодействием, состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его действовать. Орган, где эти две субстанции общаются, – одна из желез внутренней секреции – «шишковидная» (эпифиз).

    Дуализм прослеживается и в различении душевных актов. В сочинении Страсти души , он разделяет эти акты на два разряда: а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти души). «Страстями можно вообще назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на тела.

    Освободив тело от души, Декарт «освободил» и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа – только мыслить; принцип работы тела – рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души – рефлексия (от лат. – «обращение назад», т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

    Результатом стала концепция «двух психологий» – объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу – понимаем.

    Декарт пытался объяснить многообразие стилей поведения человека «диспозицией органов», понимая под этим состояние и изменение анатомической нервно-мышечной конструкции. Оно происходит в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление.

    Он предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость.

    Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу ассоциативной психологии Гартли .

    Аффекты.

    Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определенные эмоциональные состояния. У Декарта же его значение совсем иное: оно охватывает не только чувства, но и ощущения и представления (т.е. явления, которые сейчас относятся к категории образа). Если в качестве первоисточника активных состояний души выступал сам субъект, то страсти трактовались как продукт работы телесного механизма. В зависимость от деятельности тела ставились не только мышечные реакции, но и ощущения, представления, чувства. По Декарту, без участия души они не могут возникнуть, но душа в этом случае выступает не как порождающее, а как «нечто» осознающее, созерцающее то, что производится в организме внешними воздействиями.

    Согласно Декарту, воспринимать, представлять, желать – и иметь непосредственное знание об этих психических процессах и их результатах - одно и то же. Иначе говоря, психику Декарт приравнял к сознанию, а сознание отождествил с рефлексией как знанием о непространственных феноменах.

    Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей 17 в. Гоббс и Спиноза отвергли постулат о субстанциальности сознания. В качестве единственной субстанции у них выступила природа, в понимании которой они стояли на общей для всего 17 в. почве механицизма. Различия между ними касались воззрений на место и значение психического, а не на законы мироздания.

    Спиноза

    в своем сочинении Этика попытался построить психологическое учение о человеке как целостном существе. Согласно ему, психическое (мышление) столь же реально, как и физическое (протяжение). Оба – атрибуты бесконечной единой и вечной субстанции – Бога, или Природы, с бесконечным множеством атрибутов. Только они (протяженность и мышление) открыты человеческому разуму. Из этого следует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек – целостное телесно-духовное существо.

    Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей – монад (от гр. monos – единое). Каждая из них «психична», т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» – неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт – апперцепция. Она включает внимание и память. Это представление Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница, который, в сущности, ввел в обиход понятие бессознательной психики.

    Спиноза пытается объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводит все многообразие эмоциональных состояний.

    Гоббс

    считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Психические качества – это своего рода призраки, эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей во Вселенной.

    До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio – разум). Гоббс противопоставил рационализму эмпиризм (от лат. empirio – опыт). Так возникла эмпирическая психология.

    Гоббс одним из первых выдвинул тезис о «естественном человеке». Он утверждал, что человек от природы наделен неистребимым стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Естественное состояние – это «война всех против всех», которая вынуждает людей передать ему свои права искусственно созданному государству.

    Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом и Спинозой, выражали их идеи:

    о принципиальной неотделимости души от тела и о неправомерности трактовки души как самостоятельного по отношению к телу «начала»;

    о том, что предметом психологического познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность (или субстанция);

    об учении о психике как части общего учения о материальном мире.

    Последующее развитие представлений о психике выдвинуло понятие о бессознательной психике. Учению о том, что объектами сознания служат имманентно присущие ему явления, стал противопоставляться принцип изначальной направленности сознания на внешний объективный мир. Эти принципы 17 в. стали методологической предпосылкой всего последующего развития конкретнонаучных знаний о психической деятельности.

    Локк.

    Учение Локка о сознании с декартовским роднится на предположении, что единственным предметом разума (понимания) служат не внешние объекты, а находящиеся «внутри нас» идеи. Вместе с тем не может быть мыслей (образов, представлений и т. д.), о которых сам человек не имел бы знания. Локковская «идея» являлась внутренним психическим объектом, эквивалентным декартовским «мыслям». Природу психического оба понимали идентично. От Декарта к Локку перешел постулат «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Опыт, согласно Локку, образуется из двух источников: ощущений и рефлексии. Термин «рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями».

    Лейбниц

    выступил против отождествления психики и сознания, одним из важнейших нововведений явилось понятие о бессознательном. Он разделил психическое явление и его представленное на уровне сознания. И при отсутствии сознания, считал он, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Правда, писал Лейбниц, нелегко представить, чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но ведь люди не сознают и реальность корпускул.

    Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй – его осознание, представляющее такой же динамический процесс, как и все остальное во внутреннем развитии монады. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за пределами того, что дано интроспективно, могут быть только материальные, физиологические процессы.

    Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности. Он поставил вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию.

    Эпоха Просвещения – 18 в.

    Эпоха Просвещения дала науке

    1. трактовку психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души

    2. учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром людей.

    Новая механика Ньютона была воспринята современниками как образец и идеал точного знания, как торжество разума. В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705–1757) объяснял психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма – «вибраторной машины», когда вибрация внешнего эфира посредством нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые приводят к вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические производные вибраций – от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно, в результате усложнения первичных сенсорных элементов путем ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребенка регулируют два элемента – удовольствие и страдание.

    Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных.

    Выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций , П.Гольбах, Д.Дидро . Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделенного психикой «человека-машину» как продукт внешних воздействий и естественной истории. Врач-философ П.Кабанис (1757–1808) выдвинул положение, согласно которому мышление – это функция мозга.

    Русский физиолог и психолог И.М.Сеченов (1829–1905) под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии – объективное наблюдение развития психических процессов, которые проходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся «свернутыми» формами действий (мысли).

    Сеченов проводил эксперименты над мозгом, в ходе которых открыл эффект «центрального торможения» (прежде нервная физиология знала только один процесс – возбуждение), который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Это открытие не только начинало новую главу в физиологии головного мозга, но и изменяло всю систему представлений о функциях этого органа. Вместе с понятием торможения в физиологическое мышление вошел обширный комплекс проблем нейродинамики, касающихся соотношений между торможением и возбуждением.

    Последующий ход развития психологического знания показал смысл переворота, произведенного Сеченовым. Он состоял в радикальном перемещении отправного пункта анализа с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, – на объективное, психически регулируемое поведение, познаваемое, подобно другим явлениям науки, только опосредованно.

    Он радикально преобразовал понятие рефлекса. Под «мозговой машиной» он понимал не простое передаточное устройство внешнего раздражителя на двигательные органы, а механизм, снабженный несколькими центральными придатками, от деятельности которых зависит конечный эффект внешнего импульса. Один придаток – это тормозной центр, который ставит барьер на пути импульса к исполнительным органам. Другой придаток усиливает движение и служит субстратом чувств, побуждений. Третий позволяет сохранять следы прежних воздействий. Это память «мозговой машины». И наконец, четвертый выполняет «предуведомительную роль»: он улавливает и усиливает раздражители, с тем чтобы отреагировать на них, прежде чем они успеют нанести ущерб организму. Наделенная такими свойствами «машина» способна, по Сеченову, объяснить основные свойства человеческого поведения. Таким образом, был намечен новый естественнонаучный способ объяснения психических актов, выступивших как действия «мозговой машины», а не бессубстратной души.

    Труды Сеченова по разработке психологии на основе объективного метода продолжили в России А.А.Токарский, Н.Н.Ланге, Бехтерев (автор общепсихологической теории, названной им рефлексологией и основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета). Труды Бехтерева и Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке.

    К концу 19 в. появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Огромную роль в построении психологии как самостоятельной науки сыграли В.Вундт (1832–1920) и Ф.Брентано (1838–1917).

    Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет - непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта.

    В 1875 Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт. В связи с этим очень важным был выход в свет его труда Основы физиологической психологии . В нем предметом психологии был признан «непосредственный опыт» – содержание сознания; главным методом – интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своем сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

    Вундт разрабатывает программу построения двух психологий – экспериментальной и социальной (культурно-исторической). Вся деятельность Вундта как психолога представляла собой реализацию этой программы.

    Одновременно с В.Вундтом философ Ф.Брентано исходя из аристотелевских идей изложил свою программу изучения психологии в работе Психология с эмпирической точки зрения (1874).

    Согласно Брентано, психический процесс характеризуется тем, что в нем всегда «сосуществует» его объект. Это «сосуществование» выражено в трех моментах: а) идеация, т.е. представливание объекта в форме образа; б) суждение о нем как истинном или ложном; в) эмоциональная оценка его как желаемого или отвергаемого. Область психологии – это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Акт в свою очередь с необходимостью предполагает «направленность на» – т.н. интенцию.

    Когда человек слышит, например, какое-либо слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический феномен, который разрушается, если брать порознь акустический раздражитель и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, стало быть, к области психологии не относятся.

    Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Поэтому психолог, согласно Брентано, должен исследовать не элементы (ощущения различного качества, интенсивности и т. д.), а акты, благодаря которым эти элементы становятся объектом осознания.

    Таким образом, центральная для психологии проблема субъектно-объетных отношений получила у Брентано иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание. Оба интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания: какова его (сенсорная в своей основе) «фактура». Брентано полагал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

    Вундт делал упор на то, что психология – наука опытная и экспериментальная, Брентано – что она опытная, но наблюдательная. С точки зрения Брентано, принятая в лабораториях физиологической психологии процедура анализа сознания укладывает в прокрустово ложе реальные процессы сознания, которые следует тщательно наблюдать в их естественном течении и составе.

    Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль. В частности, рождение гештальтпсихологии непосредственно связано с феноменологией Гуссерля – ученика Брентано. Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).

    В 19 в. была поставлена задача диагностики индивидуальных различий между людьми, развивалась психологическая практика: французский психолог Анри Бине (1857–1911), в поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врожденными интеллектуальными дефектами, создал систему тестов по изучению внимания, памяти, мышления. В этом же направлении работал германский ученый В.Штерн. Он ввел понятие «коэффициент интеллекта» (Ай-Кью).

    В начале 20 в. возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. Это фрейдизм, гештальтпсихология, функционализм, бихевиоризм и школа Курта Левина.

    Зигмунд Фрейд

    (1856–1939) –основатель одного из самых известных направлений в психологии, изучающей бессознательные психические процессы. Фрейд, изучая феномен постгипнотического внушения, пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Основные теоретические положения учения Фрейда: психическая жизнь состоит из трех уровней (бессознательного, предсознательного и сознательного). Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией (либидо), которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в имеющих символический план нейтральных формах (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

    Выделял следующие компоненты личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

    Человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

    Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг (1875–1961), расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами).

    Другой последователь Фрейда, А.Адлер (1870–1937), разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

    Гештальтпсихология.

    В 1912 немецкий ученый М.Вертгеймер создал новую психологическую школу – гештальтпсихологию (от нем. «gestalt» – форма, структура). В нее входили известные психологи В.Келер (1887–1967), К.Коффка (1886–1941), ее методы использовали К.Гольдштейн, Э.Маслоу, К.Левин.

    Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение-выключение неоновых ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Гештальт-подход был с успехом использован в таких областях, как патопсихология, психотерапия, теория личности, психология научения, психология восприятия и социальная психология. Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

    Функционализм и бихевиоризм.

    Если структурализм уделял главное внимание осознаваемому внутреннему опыту (например, ощущениям), то функционализм интересовался не структурой психики, а ее функционированием. Бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. В 1913 один из основателей бихевиоризма, Д.Уотсон, заявлял, что может взять любого человека и, используя лишь «метод обусловливания», сделать его врачом, адвокатом, художником, нищим или вором независимо от его талантов, склонностей, способностей, образования, а также этнической принадлежности. Такие последовательные бихевиористы, как К.Халл, Б.Скиннер и Н.Миллер, Э.Торндайк утверждали, что нет принципиальных различий между процессом научения у крыс и людей: и те и другие находятся под влиянием процесса обусловливания – подкрепления поведения с помощью награды или наказания.

    В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но игнорировались важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «черный ящик».

    Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.

    Развитие психологии в 1930–1940 характеризовалось преобразованием основных школ. Развиваются такие отрасли психологии как инженерная, социальная и медицинская; большое внимание обращается на преобразование внутренней структуры умственной деятельности в онтогенезе (Ж.Пиаже); изменяется взгляд на роль нейрофизиологический механизмов (Хебб, К.Прибрам). Возникают неофрейдизм, связывающий бессознательное с действием социальных и культурных факторов (К.Хорни , Х.Салливан , Э.Фромм) и экзистенциальная (гуманистическая) психология, утверждающая, что исследование научных понятий и использование объективных методов искажает процесс развития личности, дегуманизирует ее.

    В советской психологии появляется плеяда замечательных ученых (Блонский П.П., Басов М.Я., Выготский Л.С. Лурия А.Р., Леонтьев, Рубинштейн и др.), которые, на основе психофизиологических исследований Павлова, Бехтерева, Ухтомского, Орбели, Бернштейна проводили теоретическую и экспериментальную работу по основным проблем психологии.

    Литература:

    Психология : словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990
    Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира . М. – Воронеж, 1995
    Годфруа Ж. Что такое психология , тт. 1–2. М., 1996
    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию . М., 1997
    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии . СПб, 1998
    Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности . М., «Педагогическое общество России», 2002
    Малашкина М. Популярная история психологии . М., «Вече», 2002
    Морозов А.В. История психологии .
    История психологии . Учебное пособие для вузов. М., «Академический проект», 2003

    

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»