Вопросы к олимпиаде обж про лекарственные травы. Викторина "лесная аптека" - викторины - разное - методические разработки - самарский школьный портал. Демонстрация способов лечения и профилактики

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Интегрированная игра-викторина для школьников с ответами "Лекарственные растения".

Николаева Татьяна, ученица 7 класса, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Руководитель :Фролова Валентина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Описание : викторина, составленная ученицей 7 класса, может быть использована учителями природоведческого цикла, а также учителями русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности, на элективных курсах, факультативах, кружках при проведении познавательных и развлекательных мероприятий по ознакомлению с окружающим миром. В ходе мероприятия осуществляются межпредметные связи: с литературой-выразительное чтение, загадки, пословицы; с русским языком-составление предложений по каждой иллюстрации с употреблением слов на изученные правила из любого раздела русского языка.
Цель: формирование потребности в приобретении новых знаний о лекарственных растениях, способах их получения путём самообразования; развитие речи.
Задачи : пробудить познавательный интерес к лекарственным растениям;
расширить знания детей о лекарственных растениях в медицине;
определить значение растительного лекарственного сырья в жизни человека;
развивать внимание, память. любознательность, умение задавать вопросы, выражать свои мысли устно и письменно;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе.

Проведение викторины.

Вступительное слово учителя.
Растительный мир насчитывает более 400 тысяч растений. Многие из них обладают целебными свойствами.
-Какие растения являются лекарственными?
-Какие из лекарственных растений вы знаете?
Ваши знания мы проверим при помощи викторины о лекарственных растениях. Так как эти растения у нас сегодня главные герои, мы для удобства выделили их большой буквой. По каждой иллюстрации вы будете составлять предложения, используя разряды прилагательных.

Лекарственные растения

.
1. Где используется Алтей? (В фармацевтической промышленности, в изготовлении верёвки и грубой бумаги, при уходе за волосами и кожей, добавляют в муку). Составьте предложение.

2. Назовите полезные свойства Жасмина. (Жасминовый аромат считается сильнейшим антидепрессантом. Он лечит неврозы, бессонницу, способен бодрить лучше, чем кофе). Составьте предложение о жасмине.


3. Где произрастает Зверобой? Каково его лечебное значение?(В Европейской части России, в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе). Лечит мигрень, кашель, заболевание почек и печени. Составьте предложение о растении.


4. Как выглядит Лаванда? (Вечнозелёный кустарник с тёмно-зелёными листьями, прямыми стеблями и нежно-фиолетовыми цветками). Составьте предложение.


5. Чем полезен Шалфей для женщин? (Он омолаживает женский организм, способствует генерации клеток, укреплению суставов, хрящей и соединительной ткани). Составьте предложение о растении.


6. В качестве чего используется Можжевельник? (Плоды можжевельника применяют для ароматизации блюд из дичи, мяса. Для приготовления приправы используют молотые высушенные ягоды). Составьте предложение о растении.


7. Почему растение Мать-и-мачеха имеет такое название? Какую пользу приносит данное растение? (Это оригинальное название «мать-и мачеха» связано с разными на ощупь листьями. С внешней стороны лист у растения мягкий и тёплый, а с внутренней-шершавый и прохладный на ощупь, что и вызвало ассоциации с материнским теплом и холодностью мачехи). Используется для лечения многих заболеваний: бронхиальной астмы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, золотухи, почек, ожогов, мозолей. Свежий сок из листьев можно закапывать в нос при простудных воспалительных заболеваниях. Составьте предложение о растении.


8. Какие витамины и минеральные вещества входят в состав Люцерны? (Витамины группы В, аскорбиновая кислота, витамины Е, С, Д и К, каротин). Кроме того - углеводы, эфирные и жирные масла, жирные и органические кислоты, глициды, антоцианы, биофлавоноиды. Из минеральных элементов люцерна богата магнием, кремнием, железом, хлором, марганцем, фосфором, цинком). Составьте предложение о растении.


Загадка.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
9.Какие виды Подорожника бывают? (Подорожник большой, средний, ланцетолистный, блошиный и другие). Составьте предложение о растении.


Загадка
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
10. Как чаще всего называют Календулу? (Ноготки).Назовите её свойства. (Растение обладает противовоспалительными, ранозаживляющими, бактерицидными, спазмолитическими, желчегонными свойствами). Составьте предложение о растении.


11. Как Бузина используется в кулинарии? (Из ягод делают кисели, компоты, варенье, а также лимонады и горькие настойки). Составьте предложение о растении.


12.Куда добавляют Имбирь? (В мясные и овощные блюда, холодные и горячие закуски, соленья и маринады, пряники). Составьте предложение о растении.


13.Куда добавляют мятное масло? (В шампуни и кремы, косметические продукты, в мыловарение). Составьте предложение о растении.


14.Когда и чем полезна Эхинацея?(Настой эхинацеи особенно полезен и даже необходим нашему организму зимой; он защищает от вирусов и простуды, повышает иммунитет, избавляет от усталости, помогает бороться с зимней депрессией, придаёт бодрости и стимулирует физическую активность). Составьте предложение о растении.


15. Знаменателем чего является Цикорий? (Кофе). Расскажите о пользе этого растения.


16. Как на Руси называли Чистотел? (Эту траву называли «подтынником из-за её широкой распространённости, живучести и способности прорастать абсолютно везде, даже под тыном). Составьте предложение о растении.


17. Какое известное и распространённое блюдо делают из Щавеля? (Зелёный борщ или щи).


18.Где можно встретить семена Мака? (В кондитерских изделиях).

Составьте предложение о растении.
19.Какое народное название имеет Ольха? (Елоха, вильха, лешенник, олешник, волька). Что является противопоказанием для использования препаратов ольхи? (Повышенная свёртываемость крови). Расскажите о лекарственных свойствах ольхи.


20. Как принимают Иван-чай? (В виде отваров и настоек для приёма внутрь, компрессов и полосканий).


Итог занятия. Чтение стихотворений учащимися о бережном отношении к природе.
-Какое главное правило мы обязаны помнить по отношению к богатствам растительного мира? (Соблюдать правила поведения в природе и бережно относиться ко всем живым организмам).
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем: "Значение лекарственных растений в современной медицине" или "Лекарственные растения леса".

Викторина: « Лекарственные растения»

Цель: выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе.

Вопросы к викторине:

  1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел);
  2. Достаточно съесть 5-7 ягод в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят вас витаминами. Что это за ягода? (рябина);
  3. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама (мать – и – мачеха);
  4. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны (подорожник);
  5. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик);
  6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы (мята);
  7. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами (шиповник);
  8. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки);
  9. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению (крапива);
  10. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы (зверобой);
  11. Какая ягода заменяет лимон? (клюква);
  12. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
  13. Когда следует собирать лекарственное сырьё? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
  14. Назовите правила сушки лекарственного сырья? (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Викторина "Лекарственные растения"

1. Возраст 3-4 года2. Вид занятия - интегрированное Задачи: Образовательные: Формировать представление детей о водоплавающих птицах, расширять словарь детей, используя слова - клюв, к...

Мероприятие, проведенное в рамках работы биологического кружка

«За здоровый образ жизни»

^ Класс: 7-8 класс

Зеленая аптека на службе человека

Цель: углубить знания учащихся о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений; познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний; формировать желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование:


  • Иллюстрации дикорастущих лекарственных растений;

  • Индивидуальные раздаточные карточки с теми же растениями;

  • Плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке»;
Участники: 2 команды. Один ведущий, жюри.

Ход мероприятия.

Ведущий.

^ ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду-

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята-

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

^ Вопрос: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

Ведущий. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс. до н.э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.

^ Конкурс № 1. Лечебные свойства растений.

Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. (один верный ответ- 1 балл.)

Загадки:


  1. Очень вкусные плоды
И полезные они:

Много жира, витаминов,

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа - краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех.)


  1. Эти разные листочки
Лечат сердце, лечат почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке. (Петрушка.)


  1. Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,

Семечки -деликатес,

И глистам – противовес.

Диетическое блюдо –

От болезней всех, как чудо! (Тыква.)


  1. Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы,

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (Лук.)


  1. В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.

Давленье понижает

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья,

А сок – от воспаленья. (Свёкла.)


  1. Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (Укроп.)

Ведущий. Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов –

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу

Ты к себе скорей зови!

Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками».

От какого слова образовано это название?

Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас.

^ 1-й ученик. Природа – сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить нам те растения,

Что пригодны для лечения.

Ведущий. С некоторыми из них вы сегодня уже познакомились.

Ведущий. Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая. Кто она такая?

^ Появляется ромашка.

Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка.

Ведущий. Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка. Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

^ Появляется подорожник.

Подорожник. Это я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая –нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.

С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок – подорожник

Растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли…

Невзрачный цветок подорожник

Растёт у дороги в пыли.

Ведущий. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?

Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат – беги ко мне срочно. Я помогу!

^ Появляется Шиповник.

Ведущий. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?

Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.

Шиповник.

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и запах моих цветков.

Хоть куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Ведущий. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.

^ Мать -и –Мачеха выходит вперед.

Мать -и –Мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

Ведущий. Знаем! Ты - Мать -и –Мачеха!

Мать -и –Мачеха.

Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдет!

^ Ромашка . Как хорошо, что все мы вместе собрались на этой поляне! Давайте танцевать.

Появляются мама с дочкой

Мама.

Что ты, доченька моя, побледнела?

Иль головка у тебя заболела?

Надо, надо обратиться к врачу…

Девочка.

Ой, к врачу я не хочу!

Появляется доктор Пилюлькин.

^ Мама.

Осмотрите мою дочь внимательно.

И поставьте ей диагноз обязательно.

Ну, а я её потом полечу…

Девочка. Я таблеток не хочу!

Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!

Девочка.

Боли, доктор, в голове,

Помогите, доктор, мне.

Не хочу я даже сладость –

Вот какая везде слабость!

Пилюлькин.

Сейчас осмотр проведу,

Чем смогу – тем помогу,

Ручки слабые, ножки тоже.

Так. На что это похоже?

Ну-ка рот открой пошире:

Раз, и два, и три, четыре.

^ Советы-реплики от ребят.

Надо дать ей таблетки!

В нос закапать из пипетки!

Надо выпить порошок!

Антибиотиков мешок!

Надо дать ей микстуру!

Справку дать от физкультуры!

Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!

Ваши знания видны,

Но таблетки ей вредны!

Организм ваш молодой –

Сам он справится с бедой.

Только чуда вы не ждите –

Себе сами помогите.

А помощников не счесть!

Травы лечащие есть!

Отвари и пей, когда

Подойдет к тебе беда.

Ведущий. О каких же растениях говорит доктор Пилюлькин? Разгадав кроссворд, мы узнаем, чем ещё можно лечить простуду.


  1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.

А в один из майских дней

Май серёжки дарит ей.


  1. Я красна, я кисла –
На болоте росла.

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?


  1. Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.

Здесь разные птицы снуют

И, галдя, его клюют.


  1. Маленький, горький, луку брат.

  2. Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Ответы: 1. Береза. 2. Клюква. 3. Рябина. 4. Чеснок. 5. Малина.

Пилюлькин. А ещё, девочка,

Баня с паром, кипятком,

Венком и лежаком!

Девочка. Нет! Сегодня я уже купалась!

Без ушей чуть не осталась!

Пилюлькин. Нет так нет! Тогда скорей

Чая с мёдом ты попей!

Иль с вареньем из малины,

Или с соком из рябины.

У природы есть секрет,

Как быть здоровым много лет.

Девочка. Вот спасибо, доктор, вам!

Каждый должен думать сам,

И болезни победить.

Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!

^ Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, и у неё всё перестает болеть.

Конкурс № 2. «Зеленая аптечка»

Каждой команде даются 3 карточки. Необходимо заполнить таблицу, правильно сопоставив название растения, используемую часть и применение (1 балл – за правильно составленную строку).


Карточка №1

Название растения,

Его изображение


Карточка №2

Какую часть

используют


Карточка №3

Применение

В медицине


  1. Одуванчик лекарственный

  2. Ромашка аптечная

  3. Подорожник большой

  4. Чистотел большой

  5. Тысячелистник обыкновенный

  1. Лист, корень

  2. Надземную часть

  3. Цветки

  4. Надземную часть

  5. Листья




  1. Лечение кожи, туберкулеза


Лекарственные растения (ответ)

Растение

Какую часть

используют


Применение

В медицине


  1. Одуванчик лекарственный

Лист

Корень


Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

  1. Ромашка аптечная

Цветки

Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос

  1. Подорожник большой

Листья

Заживляет раны, помогает при ушибах

  1. Чистотел большой

Надземную часть

Лечение кожи, туберкулеза

  1. Тысячелистник обыкновенный

Надземную часть

Кровоостанавливающее, заживление ран

Ведущий. Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача. Для того, чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечебных свойств, необходимо соблюдать определенные правила.

^ Конкурс № 3. Памятка сборщика

Необходимо каждой команде назвать как можно больше правил по сбору лекарственных растений. (Верный ответ – 1 балл).

^ ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ


  • Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду; листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

  • Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

  • Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

  • Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

  • Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

  • Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.

  • В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

  • Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Ведущий . Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми: для того, чтобы обезопасить себя, запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:


  • Рвать

  • Нюхать

  • Брать в рот
Практикум.

Демонстрация способов лечения и профилактики:


    • Ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;

    • Пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше парить руки, а не ноги, а чтобы не было скучно, положить в таз игрушки;

    • Витаминный салат из лука.
Ведущий. Чтобы вы все не только посмотрели и послушали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые подскажут, как ещё можно лечиться без лекарств.

^ Раздаёт с Пилюлькиным рецепты, подводят итоги конкурсов.

Ведущий. Друзья, нам прощаться настала пора!

Сегодня окончена наша игра.

Чтоб ни случилось, всегда человек

Здоровья желает другому навек!

Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше занятие не пройдет бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чем вам хочется рассказать? (ответы детей.)

Лекарственные растения можно собирать в природе, но это – целая наука, а пока их можно купить в аптеке.

Природу, друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в степи цветы!

Интересные и познавательные викторины для начальной школы и школьников среднего школьного возраста.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина: Помоги себе сам «Лекарственные растения»

Вопросы викторины

■ И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый... Ответ: Отвар.

■ Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник.

■ Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. Ответ: Крапива.

■ Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка.

■ С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. Ответ: Мята.

■ Плоды какого фрукта являются источником витамина С? Ответ: Лимона.

■ Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. Ответ: Лесной ландыш.

■ Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник.

■ Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Другое его название столетник. Ответ: Алоэ.

■ В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. Ответ: Крапива.

■ Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. Ответ: Сосна.

■ Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? Ответ: Ноготки.

■ Корень этого растения помогает возбудить аппетит. Ответ: Корень одуванчика.

■ Быстро убивают вредные бактерии. Ответ: Лук и чеснок.

■ Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. Ответ: Алоэ.

1. Назовите всем известное растение, ягоды которого в XIX веке были чуть ли не единственным средством для лечения туберкулеза. Что вы о нем знаете?
Крыжовник обыкновенный
Многолетний кустарник высотой до 1,5 м семейства крыжовниковых. Впервые культура крыжовника зароди¬лась в XI в. в Древней Руси в монастырских садах, где он был известен под названиями «берсень» и «агрыз». В Мо¬скве при Иване III в XVв. были заложены плодовые сады с крыжовником; широкая культура растения начата с XVI в.
Плод-шаровидная или широкоэллиптическая ягода, зеленая, желтая или пурпуровая, голая или усаженная же¬лезистыми щетинками. Крыжовник - одна из ценных ско¬роспелых ягодных культур; нередко его называют север¬ным виноградом. Плоды содержат до 14 % Сахаров (боль¬шая часть их представлена легкоусвояемыми моносахара-ми глюкозой и фруктозой), более 1 % пектиновых веществ, до 2 % органических кислот (в основном лимонной и яб¬лочной), до 60 мг% аскорбиновой кислоты, каротин, вита¬мины Bi, PP, минеральные вещества (соли железа, меди, калия, натрия, кальция, магния, много фосфора).
Спелые ягоды едят свежими, сушат и консервируют с сахаром впрок, из недозрелых плодов делают варенье, ки¬сели, компоты, мармелад, вина, наливки. Крыжовник- диетический продукт, рекомендуемый детям и пожилым людям при нарушении обмена веществ и ожирении, хоро¬шее освежающее, тонизирующее, желчегонное и мочегон¬ное средство. В народной медицине отвар ягод применяли и как легкое слабительное при хронических запорах, и как вяжущее при поносах, как кроветворное, болеутоляющее при желудочных коликах, витаминное, противотуберкулез¬ное средства, а также для нормализации функций желудочно-кишечного тракта.

2. Древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств этого кустарника, вследствие чего его назвали "панацея Диоскорида". Как называется этот кустарник и что вы можете о нем рассказать?
Боярышник кроваво-красный
Древовидный кустарник семейства розовых. Плоды боярышника кроваво-красного содержат сахара (до 10 %), органические кислоты (яблочную, кратегусовую, лимонную, виннокаменную и др.), дубильные вещества, фитостерины, флавоноиды, сапонины, гликозиды, каротин (по 0,5 мг°/о), холин, витамин С (до 30 мг%), жирные масла. Плоды засахаривают, используют для приготовле¬ния варенья, киселей, суррогатов кофе и чая. Муку из су¬шеных плодов иногда добавляют в тесто - получается хлеб с фруктовым привкусом. Цветки содержат флавоноиды (гиперозид, кверцетин, витексин), эфирное масло, органи¬ческие кислоты. С лекарственной целью используют настойку цветков, жидкий экстракт плодов (входит в состав комплексного сердечного препарата кардиовален и других) для усиления сокращения сердечной мышцы, нормализации ритма сер¬дечной деятельности, усиления кровообращения.
Препараты рас¬тения применяют при функциональных расстройствах сер¬дечной деятельности, сердечной слабости, ангионеврозах, в начальной форме гипертонической болезни, при бессон¬нице, при повышенной функции щитовидной железы.
В народной медицине преимущественно использовали боярышник колючий. О его употреблении с лекарственными целями известно со времен Диоскорида. В прошлом цветки и плоды боярышника колючего применяли при бессоннице, головокружении, одышке, болезнях сердца, ревматизме, отеках, атеросклерозе, мигрени, психических расстройствах в климактерическом периоде, эпилепсии; кору молодых веток - как противолихорадочное и вяжущее средства.

3. Раньше считали, что это растение "вооружено" острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине. Что же это за растение и как его можно использовать?
Чертополох
Это растение из рода колючих растений семейства сложноцветных. Существует около 120 видов. Встречается в Евразии, Северной Африке. Многие виды чертополоха - сорные растения, растут в полях, по обочинам дорог. Но некоторые виды чертополоха - медоносы.
Чертополохом называют также и другие виды колючих растений этого семейства. Виды рода чертополох часто называют репейником. Используют это растение как мочегонное, потогонное средство, а также для роста и лечения волос. Используют чертополох и в пищу.

4. В Болгарии, Белоруссии и на Украине это растение именуется здравницей. Известны его сорта с запахом лимона, мяты и даже перца. Оно является не только украшением окон, балконов и газонов, но служит прекрасным лекарственным средством. Что вы знаете об этом растении и его использовании в народной медицине?
Фиалка трехцветная
Все народы считают ее символом пробуждения жизни в природе. Она очень рано зацветает, задолго до вездесущего одуванчика появляются ее круглые со шпорцем цветки, а ухо¬дят лишь с летом. Пожалуй, трудно найти так умело подобранную гамму цветов, как у этой фиал¬ки: два верхних лепестка темно-фиолетовые, боко¬вые два - голубые, пятый - светло-голубой с по¬лосками, а сам зев венчика - желтый. У нас фиал¬ка трехцветная известна как анютины глазки. И дикие, и выведенные утонченные ее виды прекрасно чувствуют себя в квартире, радуя глаз своими необыкновенными красками.
Трехцветная фиалка, где бы она ни росла - то ли на лугу, то ли в помещении,- везде сохраняет свои целебные свойства. В ней содержатся рутин, сапонины, гликозид виоланин, алкалоид виолазметин, аскорбиновая, виннокаменная, салициловая кислоты, каротин. При катарах верхних дыхатель¬ных путей, хронических пневмониях, бронхитах на¬стой фиалки усиливает секрецию бронхиальных желез, разжижает мокроту, облегчает ее выделе¬ние. Такой настой пьют как моче¬гонное средство при заболеваниях почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, как «кровоочиститель¬ное» средство при различных заболеваниях кожи. Трава фиалки трехцветной входит в состав аптеч¬ных отхаркивающих и мочегонных сборов, противо-золотушного сбора и Аверина чая.
Фиалка трехцветная украшает городские парки и скверы, жилые ква-ртиры и заводские цехи.
5. Это растение индейцы Бразилии издавна используют в случае укуса ядовитой змеи, а у нас из него приготавливают большое количество блюд и кулинарных изделий. Что это за растение?
Фасоль обыкновенная
Родина фасоли Южная Америка, где она с древних времен возделывалась индейцами. По своей форме фасоль делится на вьющиеся и кустовые виды, а по строе¬нию боба - на лущильную, которая выращивает¬ся для получения семян, и сахарную (спаржевую), дающую зеленые бобы. Семена фасоли содержат до 20 процентов бел¬ка, 50 процентов углеводов, 2 процента жира, в два раза больше, чем в других овощах, солей калия (0,54 процента) и фосфора (0,53 процента), витамины А, В;, С. В них больше усвояемого бел¬ка, чем в говядине, баранине или свинине, по кало¬рийности они превышают их почта в 3 раза, по качеству белка приравниваются к диетическим ку¬риным яйцам.
Лучшими считаются сахарные сорта фасоли. Свежие недозревшие бобы употребляют в пищу в вареном и жареном виде, замораживают и консер¬вируют, готовят из них разнообразные блюда.
Установлено, что фасоль усиливает секрецию желудочного сока и эвакуацию желчи. Пюре из нее можно давать как диетическое блюдо при гастритах с пониженной кислотностью желудочно¬го сока, заболевании печени и желчного пузыря. При камнях в почках рекомендуется 5-процентный отвар сухих цветков фасоли (по четверти стака¬на 3-4 раза в день). Отвар из створок сухих бо¬бов обладает мочегонным, антибактериальным и снижающим сахар крови действием. В народной медицине отвар створок используют при легкой форме диабета, по¬чечнокаменной болезни, заболеваниях мочевого пузыря, подагре, ревматизме, гипертонической болезни, ишиасе. Мукой из семян присыпают свежие раны и ожоги, лепешки из нее с медом при¬кладывают к нарывам и фурункулам, чтобы уско¬рить их созревание. Фасоль содержит особые вещества, которые повышают устойчивость челове¬ческого организма к некоторым инфекционным за¬болеваниям.

6. Это лекарственное растение цветет ранней весной. Листья появляются лишь после цветения. А латинское название его происходит от слова "кашель" - "туссис". О каком растении идет речь?
Мать-и-мачеха обыкновенная
Tussilago farfara L.
Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое рас¬тение семейства сложноцветных. Корневище длинное, ползучее. Цве¬тоносные стебли высотой 10-25 см покрыты чешуевидными при¬жатыми, яйцевидно-ланцетовидными, часто красноватыми листьями. Прикорневые листья появляются после цветения. Они длинночерешковые, округло-сердцевидные, 10-25 см в поперечнике, угловатые, неравнозубчатые, кожистые, сначала с обеих сторон покрытые войлочком, затем сверху голые, снизу с белым мягким войлочным опушением. Корзинки одиночные, 2-2,5 см в поперечнике, после цветения поникающие. Цветки золотисто-желтые. Семянки длиной 3,5-4 мм с летучкой из белых волосков.
Цветет мать-и-мачеха в апреле - мае; плодоносит в мае - июне. В качестве лекарственного сырья используют листья.
Применение в медицине. Листья мать-и-мачехи применяют как отхаркивающее и мягчительное средство. Употребляют внутрь в виде отваров, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктазах. Применяют также при абсцессах и гангрене легких. Наружно употребляют в виде припарок как мягчительное, дезинфицирующее и противовоспалительное сред¬ство.

7. Какой цветок за свои лекарственные свойства назван в честь греческого врача? Что это за растение и как его используют в народных целях?
Василек
Коль заходит речь о полевых цветах, сразу вспоминают синий василек, и никто даже мысли не допускает, что он может иметь другой цвет. Но, скажем, у шероховатого, или лугового, василька цветки красно-лиловые, а среди извест¬ных в мире более 500 видов их есть самые различ¬ные цвета, вплоть до черного.
Свое научное название «кентавр» василек полу¬чил благодаря древнегреческой легенде. Как она гласит, с его помощью мудрый кентавр Хирон из¬лечил раненного отравленной стрелой Геракла.
Зная эту легенду, великий шведский ботаник Карл Линней дал название васильку «кентавр».
В народной медицине известен более других ва¬силек шероховатый, или луговой, он обладает мо¬чегонным, желчегонным, вяжущим, противовоспа¬лительным, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используют всю его надземную часть при желтухе, расстройствах пи¬щеварения, зудящих сыпях, как обезболивающее при болях в пояснице. Свежую измельченную тра¬ву прикладывают к ранам, воспаленным местам, зудящим сыпям.

8. Весной среди больших остроконечных листьев появляются гирлянды белых ароматных маленьких колокольчиков. Летом на месте цветов - красная ягода, но не бери ее в рот, она содержит яд. Это растение ядовито для кроликов, хотя для пятнистого оленя - любимый корм. Человек применяет это растение для лечения многих болезней. О каком растении идет речь и где его применяют?
Ландыш майский
Многолетнее травянистое растение семейства лилейных. Цветет в мае-июне, плоды созревают в июне-июле. Плод-дву-шестисемянная оранжево-красная ягода, не¬съедобная.
Все части растения содержат гликозиды, активно действу¬ющие на сердце. Кроме того, есть алкалоид маялин, крах¬мал, в небольшом количестве эфирное масло, лимонная и яблочная кислоты. Растение ядовито.
Препараты растения прочно вошли в меди¬цинскую практику как ценнейшее сердечное средство.
Препараты ландыша майского применяют при невро¬зах, пороках сердца, кардиосклерозе. В отечественной народной медицине растение применя¬ли внутрь как успокаивающее и диуретическое средства, при болезнях сердца, особенно при тахикардии, для регуля¬ции сердечного ритма, при отеках, болезнях щитовидной железы, эпилепсии, лихорадке, болезнях горла; наружно- при глазных болезнях, ревматизме.

9. Это очень популярное лекарственное растение. Его в народе называют "Иванове зелье", "Кровник", считают средством от 99 болезней. Назовите это растение.
Зверобой проды¬рявленный
Зверобой- многолетнее травя¬нистое растение. Достигает в высоту 30- 100 см, стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый, цилиндри¬ческий, с двумя продольными выдающимися ребрами. Листья супро¬тивные, эллиптические или продолговато-яйцевидные, цельнокрайные, сидячие, тупые, с многочисленными просвечивающимися светлыми и черными железками. Цветки многочисленные, собраны в широко-метельчатое или щитковидное соцветие. Венчик золотисто-желтый; лепестки продолговато-эллиптические, большей частью неравнобокие, наверху кососрезанные, по краям покрытые желёзками, у вер¬хушки зубчатые. Плод - продолговато-яйцевидная коробочка. Семе¬на мелкие, продолговатые, коричневые, мелкоячеистые.
Цветет с июня до августа, плоды созревают с июля.
В медицине используют надземную часть (траву) зверобоя проды¬рявленного. Настой травы зверобоя применяют в ви¬де полоскании для лечения и профилактики гингивитов и стоматитов, а в виде компрессов - при кровоточащих и инфицированных ранах. Настойкой травы полощут полость рта для устранения дурного запа¬ха, смазывают десны для их укрепления. Препараты зве¬робоя применяют при дискинезиях желчных путей и желчного пузы¬ря, гепатитах, холециститах, при начальных симптомах желчнокамен-ной болезни, гастритах с секреторной недостаточностью, метеоризме, при болезнях почек, сопровождающихся задержкой жидкости и эле¬ктролитов в организме, а также как вспомогательное средство при мочекаменной болезни, при нарушениях периферического кровообращения.

10. Какое растение является близким родственником женьшеня и имеет подобные лечебные свойства?
Элеутерококк колючий
Декоративный высокий кустарник семейства аралиевых, густо усаженный тонкими ломкими шипами. Цветки двуполые в простых зонтиках на концах ветвей, тычи¬ночные - фиолетовые, а пестичные - бледно-желтые. Плоды - шаровидные, блестящие, черные костянки с 5 косточками. Цветет в июле - августе, плодоносит в сентябре.
Растет в изобилии в лесах Приморского края. Собира¬ют корневища и корни осенью.
Жидкий экстракт корневища предложен как замени¬тель женьшеня. Препарат стимулирует работоспособность, функцию половых желез, понижает уровень сахара в крови. Его применяют при общей слабости, переутомлении, после изнуряющих тяжелых заболеваний. Препараты элеутерококка повышают остроту зрения, улучшают слух, нормали¬зуют сон, улучшают общее состояние организма, повышают сопротивляемость его отрицательным факторам внешней среды (перегрев, переохлаждение, простудные заболева¬ния, кислородное голодание и т. д.). Американцы называют элеутерококк сибирским женьшенем.

11. Препаратами из него лечат туберкулез, ревматизм. Им лечатся лоси. Ядовит. В лесу его ни с чем нельзя спутать даже издалека. О каком растении идет речь? Опишите его лекарственные свойства.
Мухомор
В народной медицине достаточно широко используют мухомор. На первый взгляд это может показаться удивительным (ведь мухоморы -очень ядовитые грибы), но медици¬на уже давно использует много ядовитых растений в очень малых дозах. Исследования показали, что красный мухомор содержит ядовитые вещества мускарин и мускаридин и антибиотик мускаруфин. В небольшом количестве мускаруфин усиливает деятельность желез внутренней секреции и поднимает общий тонус организма. Красный мухомор и сейчас используют в гомеопатии.
Водные и спиртовые настои мухомора также являются лечебним способом народной медицины. Их используют как внешний способ для лечения ревматиз¬ма.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»