Философское учение пифагора. Нумерологическая теория пифагора Основные идеи философии пифагора

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский Государственный Технический Университет имени М.Т. Калашникова»

Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки»

Кафедра Экономика предприятия

Философские взгляды Пифагора

Работу выполнил:

студент 1 курса очного отделения

Хазимуллин Антон Салаватович

Научный руководитель:

Воловик Ирина Владимировна

Ижевск 2016

философский пифагор познание мировоззрение

Введение

1. Биография Пифагора

Заключение

Введение

Следует отметить, что Пифагор не оставил после себя письменных трудов своего философского учения. Из имеющихся сведений мы имеем только записи его последователей и учеников, воспоминания современников, из чего следует, что подлинную историю его жизни и философских взглядов сложно отделить от вымысла и легенд. Одним из учеников Пифагора был Гераклит. По его словам, Пифагор был ученее всех своих современников, хотя Гераклит видит в его мудрости какое-то «худое искусство» -- знахарство своего рода. Неизвестно, сколько времени Пифагор оставался в Кротоне, но несомненно, что умер он в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. После его смерти вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции и в половине V в. разразилась катастрофой: в Кротоне многие пифагорейцы были убиты и сожжены в доме, где они собрались; разгром повторился и в других местах. Уцелевшие -- например, Филолай, Лизис -- бежали в Грецию, куда принесли с собою учение и мистерии своего союза. Мистерии эти, смешивавшиеся иногда с орфическими, дали союзу возможность существовать и тогда, когда он утратил свое прежнее политическое и философское значение. Уже при Пизистратидах пифагорейцы принимали живое участие в разработке орфической литературы. К концу V в. мы видим возрождение политического влияния пифагорейцев в Великой Греции: например, Архит достигает большого политического значения в Таренте как стратег и государственный деятель. С IV в. пифагорейство приходит в упадок; его учение поглощается платонизмом, и от него остается лишь мистическая секта, вплоть до появления неопифагореизма.

1. Биография Пифагора

Пифагор Самосский - древнегреческий математик, философ, мистик. Был назван Геродотом «величайшим эллинским мудрецом». Пифагор появился на свет в 570 году до н. э. на острове Самос. Отец, Мнесарх, был по разным версиям или камнерезом, или богатым купцом. Имя Пифагор означает «тот, кого предсказала Пифия»: рождение ребенка, согласно легенде, было предсказано Пифией в Дельфах. Первым учителем Пифагора был Гермодамас. Он прививает своем ученику любовь к музыке и живописи, заставляет наизусть учить отрывки из «Илиады» и «Одиссеи». Будучи юношей, Пифагор уехал в Египет, чтобы обучаться у жрецов и постигать древние премудрости. По сведениям Диогена и Порфирия, Пифагор имел при себе рекомендательное письмо к фараону Амасису, написанное тираном Самосса Поликратом. Это письмо позволило Пифагору получить знания, недоступные другим чужеземцам. По сведениям Ямвлиха, родной остров Пифагор покинул в 18 лет, затем много путешествовал и спустя несколько лет добрался до Египта. Там он жил 22 года, после чего был вынужден уехать в Вавилон как пленник. В 525 до н. э персидский правитель Камбиз захватил Египет и Пифагору пришлось смириться с ролью раба. В Вавилоне он активно изучает науки, много общается со жрецами и возвращается на родной Самос только в 56-летнем возрасте. Соотечественники относятся к нему с уважением, как к очень мудрому человеку. Одна из древних легенд гласит, что в Вавилоне Пифагор близко сошелся с персидскими магами, впитали идеи восточной мистики и мифологии. Уже на родном острове Пифагор изучает политическую деятельность, медицину, этику, другие науки. Согласно Порфирию, Пифагор прожил на Самосе до 40 лет, а затем покинул остров из-за конфликта с тираном Поликратом. При этом точно не установлено, был ли Пифагор в Египте, Финикии, Вавилоне. Аристоксен утверждает, что многие свои знания Пифагор получил от Фемистоклеи Дельфийской, которая жила не в отдаленных для греков местах. Современные исследователи склоняются к тому мнению, что отъезд Пифагора из острова вряд ли был вызван разногласиями с Поликратом. Скорее всего, причина заключалась в том, что на материковой Элладе и в Ионии Пифагор испытывал серьезные затруднения в проповедовании своих идей. Пифагор попытался организовать свою философскую школу. Однако по неизвестным причинам он вскоре оставляет Самос и селится в Кротоне (греческая колония на севере Италии).

Здесь Пифагору удалось организовать свою школу, которая действовала почти тридцать лет. Школа Пифагора, или, как ее еще называют, пифагорейский союз, была одновременно и философской школой, и политической партией, и религиозным братством. Статут пифагорейского союза был очень суровым. Каждый, кто вступал в него, отказывался от личной собственности в пользу союза, обязывался не проливать крови, не употреблять мясной пищи, беречь тайну учения своего учителя. Членам школы запрещалось обучать других за вознаграждение. По своим философским взглядам Пифагор был идеалистом, защитником интересов рабовладельческой аристократии. Возможно, в этом и заключалась причина его отъезда из Самоса, так как в Ионии очень большое влияние имели сторонники демократических взглядов. В общественных вопросах под "порядком" пифагорейцы понимали господство аристократов. Древнегреческую демократию они осуждали. Пифагорейская философия была примитивной попыткой обосновать господство рабовладельческой аристократии. В конце V в. до н. э. в Греции и ее колониях прокатилась волна демократического движения. Победила демократия в Кротоне. Пифагор вместе с учениками оставляет Кротон и уезжает в Тарент, а затем в Метапонт. Прибытие пифагорейцев в Метапонт совпало со вспышкой там народного восстания. В одной из ночных стычек погиб почти девяностолетний Пифагор. Его школа прекратила свое существование. Ученики Пифагора, спасаясь от преследований, расселились по всей Греции и ее колониям. Добывая себе средства к существованию, они организовывали школы, в которых преподавали главным образом арифметику и геометрию. Сведения об их достижениях содержатся в сочинениях позднейших учёных - Платона, Аристотеля и др. В первом веке до нашей эры, во времена Цицерона, склеп Пифагора показывали в качестве одной из местных достопримечательностей. Пифагор имел жену Феано, вместе с которой воспитывал дочь и сына.

2. Философское учение Пифагора

Существует понятие, что философия - наука о неизвестном. Она освещает нам темноту неясного, раскрывает содержание возможного и указывает пути и границы недостижимого.

Изобретение самого термина традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому Пифагор утверждал, что он не есть воплощение мудрости - мудрец (софос), а лишь любитель мудрости - любомудр (философ). Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.

Он был первым человеком, который назвал себя философом. До него умные люди называли себя гордо и несколько высокомерно - мудрецами, что означало - человек, который знает. Пифагор же назвал себя философом - тем, кто пытается найти, выяснить.

По понятиям Пифагора, кровопролитие приравнивалось, ни много ни мало, к первородному греху, за который, как известно, бессмертная душа изгоняется в бренный мир, где ей суждено блуждать, перепархивая из одного тела в другое. Душе такие бесконечные перевоплощения не по душе, она рвётся на свободу, в небесные сферы, но по невежеству неизменно повторяет греховное деяние.

Если верить Пифагору, освободить душу от бесконечных перевоплощений может очищение. Простейшее очищение заключается в воздержании от излишеств, от пьянства или от употребления в пищу бобов. Так же строго должны соблюдаться и правила поведения: почитание старших, законопослушание. Во взаимоотношениях пифагорейцы во главу угла ставили дружбу, всё имущество друзей должно быть общим. Немногим избранным, как сегодня говорят, наиболее продвинутым, становилась доступной высшая форма очищения - философия, слово это, как мы уже упоминали, а до нас утверждал Цицерон, было впервые употреблено именно Пифагором, называвшим себя не мудрецом, а любителем мудрости. Математика - одна из составных частей религии пифагорейцев, которые учили, что Бог положил число в основу мирового порядка.

Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово “Пифагор” означает “убеждающий речью”.

“Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать”.

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов. Эта часть включала в себя указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла «Очищения».

В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир -- значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Как отмечал И. Д. Рожанский: «Несмотря на пережитки магического мышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Как отмечал Стобей: «Судя по всему, больше всех (наук) Пифагор почитал науку о числах, он продвинул её вперёд, выведя её за пределы употребления в торговле и выражая, моделируя все вещи числами» (1, «Проэмий», 6, с. 20).

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

В качестве критика Пифагора выступал его современник Гераклит: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество». По Диогену Лаэртскому, в продолжение известного изречения Гераклита «Многознание уму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

Что же касается собственных знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике - учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.

Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону - упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”. Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную “космическую цель - перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека”.

Космогонию пифагорейцев можно описать так: мир, слагающийся из предела и беспредельного, есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середине мира находится огонь, дом Зевса, связь и мера природы. Далее идут Противоземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противоземля введена для круглого счета, как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Космические тела произошли из центрального огня и вращаются вокруг него, прикрепленные к хрустальным сферам. Планеты, в том числе Земля, вращаются с запада на восток, обращенные к центральному огню всегда одной стороной, поэтому мы его не видим. Наше полушарие согревается отраженными Солнцем лучами центрального огня.

Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточного обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной, представляли значительное приближение к истине.

Но этой физической картиной дело не ограничивается. Пифагоризм создает определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственной оценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, что представляется так: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и многое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, светлое и темное, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее.

Дело не просто в противопоставлении - противоположности соединяются. Говоря о Пифагоре как основателе гражданского воспитания, Ямвлих приписывал ему мысль о том, что ни одна из существующих вещей не является чистой, все смешано, и с землею огонь, и огонь с водой, и воздух с ними, и они с воздухом, и даже прекрасное с безобразным, и справедливое с несправедливым.

Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самого Пифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни. Здоровье - есть соразмерное смешение таковых сил. Это соразмерное смешение и получило у пифагорейцев название “гармония”, став одним из основных понятий их учения: все на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государство и царь, потому что от него зависит сила скрепления всех людей в единое целое.

Поразительны физиологические догадки и открытия Алкмеона: он установил, что орган душевных и мыслительных процессов - не сердце, как полагали до него, а мозг, установил различие между способностью к восприятиям и способностью к мышлению, принадлежащей только человеку, а также доказал, что ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединяющих органы чувств с мозгом.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа - особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления - геометрическое понимание чисел: единица - это точка, две точки определяют прямую линию, три точки - плоскость. Отсюда представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник - есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой. Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском символе - пифагорская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

Поразительным является и еще одно обстоятельство. Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой природе (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен в кристаллических решетках неживой природы. Симметрию пятого порядка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристаллизации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве символа здоровья и жизни.

Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга.

Из множества чисел священно число “36”: 1 + 2 + 3 .

Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует “ед.” - единство бытия и мира.

Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д.

Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.

Кроме того, в числе “36” возможны удивительные превращения, например: 36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю “число - есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать”.

В его философии много космического. Он утверждал, что для понимания Бога, человека и природы надо изучать алгебру с геометрией, музыку и астрономию. Кстати, именно пифагорейская система знаний, и называется по-гречески "математикой". Что касается пресловутого треугольника с его гипотенузой и катетами, то это, согласно великому греку, больше, чем геометрическая фигура. Это "ключ" ко всем зашифрованным явлениям нашей жизни. Всё в природе, говорил Пифагор, разделено на три части. Поэтому прежде чем решать любую проблему, её надо представить в виде треугольной диаграммы. "Узрите треугольник - и задача на две трети решена".

3. Нравственные принципы и заповеди Пифагора

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города - смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется в виду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - “Золотые стихи”. Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами:

Зороастр был законодателем персов.

Ликург был законодателем спартанцев.

Солон был законодателем афинян.

Нума был законодателем римлян.

Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Вот некоторые извлечения из книжки, содержащей 325 Пифагоровских заповедей:

Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.

Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний - нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)

Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей)

Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)

Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно)

На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Не будь членом учёного общества: самые мудрые, составляя общество, делаются простолюдинами.

Почитай священными числа, вес и меру, как чад изящного равенства.

Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.

Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.

Если спросят: что есть древнее богов? - ответствуй: страх и надежда.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Делай великое не обещая великого.

Для познания нравов, какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга.

Дружба есть равенство.

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные -- торговать, а самые счастливые -- смотреть.

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.

Начало -- половина целого.

Не давай полной воли своему воображению. Оно произведет чудовищ.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.

Не поднимайте пыли на жизненном пути.

Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.

Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца.

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях -- до совершенной потери ума.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.

Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.

Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.

Привычка и с рабством примиряет.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

Старайся прежде быть мудрым, а ученым -- когда будешь иметь свободное время.

Статую красит вид, а человека -- деяния его.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.

Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии - внутреннее не соответствует наружному.

Уходя на чужбину, не оборачивайся.

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Что бы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

Есть мнение, что первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, шестая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце - символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть. В целом же все эти истории только лишний раз нам напоминают, что жили пифагорейцы очень давно - два с половиной тысячелетия назад, что ясный ум и высокая нравственность окутаны были в сознании древнего человека красивой сказочной пеленой.

Сегодня абсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят к самому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.

Вступив в ордер пифагорейцев (своего рода школа) надлежало вести примерно следующий образ жизни: День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

На протяжении всей истории Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.

Пифагорский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни - подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

Пифагор не оставил после себя собрания сочинений, он держал своё учение в тайне и передавал ученикам устно. В результате тайна умерла вместе с ними. Кое-какая информация всё же просочилась в века, но теперь уже трудно сказать, сколько в ней истинного, а сколько ложного. Даже с пифагоровой теоремой не всё бесспорно. Некоторые историки сомневаются в авторстве Пифагора, утверждая, что её вовсю использовали в хозяйстве самые разные древние народы.

Что уж говорить об отдельных фактах биографии великого математика! Рассказывали, например, что он мог заставить птиц изменить направление полёта. Он разговаривал с медведицей, и та перестала нападать на людей, он беседовал с быком, и тот под влиянием беседы перестал трогать бобы и поселился при храме. Однажды, переходя вброд реку, Пифагор вознёс молитву духу реки, и из воды послышался голос: "Приветствую тебя, Пифагор!" Говорили также, что он повелевал духами: посылал их в воду и, глядя на рябь, делал предсказания.

Влияние его на людей было так велико, что похвала из уст Пифагора переполняла его учеников восторгом. Однажды ему случилось рассердиться на ученика, и тот покончил с собой. Потрясённый философ никогда больше ни с кем не говорил раздражённо.

Он будто бы умудрялся исцелять людей, напевая им стихи из "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Он знал лекарственные свойства огромного количества растений.

В последующие столетия фигура Пифагора была окружена множеством легенд: его считали перевоплощённым богом Аполлоном, полагали, что у него было золотое бедро, и он был способен раздваиваться и запросто в одно и то же время преподавать в двух разных местах. Отцы раннехристианской церкви отвели Пифагору почётное место между Моисеем и Платоном. Хотя и не очень понятно, за что: Пифагор прославился своим учением о космической гармонии и переселении душ, что не очень-то вписывается в христианские догматы. К тому же, учёный муж не чурался и колдовства, даже в XVI в. были нередки ссылки на авторитет Пифагора в вопросах не только науки, но и магии. Как в России все дворники - философы, так и в Древней Греции все философы были математиками. Пифагор в этом отношении не был исключением.

Заключение

Значение религиозного, научного и философского учения пифагорейцев.

Длительная и сложная история пифагоризма ставит перед исследователями немало вопросов. Однако можно сформулировать следующие достаточно обоснованные оценки смысла и теоретического содержания пифагорийских учений.

Идеология пифагоризма включает три главных компонента: религиозно-мифологически-магический; научный, связанный с развитием математики; и философский. Последний аспект демонстрирует стремление найти “начало” всего сущего и с его помощью объяснить мир, человека и его место в космосе. Однако ведущая материальная тенденция заменяется идеалистической, которая опиралась на важнейшее открытие, связанное с развитием математического знания, - обнаружение возможности выявления упорядоченных и численно выразимых количественных отношений всего сущего.

Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальной гармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан божеству.

К сожалению, за тысячу лет антично традиции реальные и вызывающие глубокое уважение к личности Пифагора сведения были перемешаны со множеством легенд, сказок и небылиц. Можно было бы много чудес рассказать о Пифагоре. Но главное чудо, прославившее его, состояло в том, что он вывел человечество из лабиринтов мифотворчества и богоискательства к берегам океана точного знания. Утренние купания пифагорейцев в волнах Ионического моря были и ежедневной прелюдией к плаванию по океану знания. Только целью плавания были не поиски сокровища, а поиски истины.

Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.

Они считали возможным при помощи математики достигнуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. “Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей.

То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным”.

Таков был пифагорейский союз - любимое детище великого эллианского мудреца. Воистину то был союз истины, добра и красоты.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания Пифагорейского союза. Краткая характеристика научного учения Пифагора и пифагорейцев, их религиозно-философские взглядов. Особенности научного мировоззрения. Влияние учения на развитие философии, математики, астрономии, этики, эстетики.

    реферат , добавлен 12.11.2014

    Пифагор как древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Истоки мировоззрения ученого, содержание его учений и направления деятельности, творческое наследие, оценка роли и значения в истории философии.

    презентация , добавлен 11.06.2013

    Жизненный путь и основы философского учения Пифагора. Школа Пифагора "Пифагорейский союз". Моральный кодекс пифагорейцев. Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства. Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором. Учение раннего пифагореизма.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2011

    Связь человека с природой в работах древних философов. Роль идей Лукреция в развитии материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. География Страбона, труды Аристотеля, эзотерическая доктрина Пифагора. Идеи Варрона и Катона.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Нравственные основы христианства. Филосовские взгляды Ж.- Ж. Руссо. Религиозно-филосовские взгляды Булгакова С.Н. Религиозная трактовка общественности позволит понять практическое назначение и пределы социальной науки и социальной политики.

    реферат , добавлен 25.06.2004

    Место пифагореизма в политической жизни Греции. Социально-политическая обстановка в Греции в VI-V веках до н.э. Философия пифагорейского государства, возможность его существования. Отражение философии Пифагора в его социально-политических взглядах.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Понятие теодицеи как совокупности религиозно-философских доктрин. Философские взгляды. Телеологические учения различных философских школ, начиная с античных материалистов и стоиков, заканчивая эсхатологическими учениями христианства, иудаизма и ислама.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик: биография, учение, афоризмы и высказывания. Школа Пифагора, система педагогических методов. Пифагорейская теория чисел - ключ жизни и суть бытия.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2007

    Специфика философского знания, функции философии. Основные типы, формы бытия и законы, принципы диалектики, сознание и бытие. Познавательные способности человека, истина и заблуждение. Происхождение, сущность человека. Ценности, смысл человеческой жизни.

Учил тайно и не оставил после себя письменных трудов. Пифагор придавал большое значение числу. Его философские взгляды в значительной мере обусловлены математическими представлениями. Он говорил: «Все есть число», «все вещи суть числа», выделяя, таким образом, лишь одну сторону в понимании мира, а именно, его измеряемость числовым выражением.

На это обратил внимание еще Аристотель , который отмечал, что «поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них пифагорейцы видели начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле… Они видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда, полагали они, элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум - гармонией и числом». Весь Космос, Вселенная отражают гармонию чисел. Число становится субстанцией.

Пифагор считал, что число владеет всеми вещами, в том числе и нравственными, и духовными качествами. Он учил (согласно Аристотелю): «Справедливость… есть число, помноженное само на себя».

Он полагал, что в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда основная идея пифагореизма: число - основа всего сущего. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.

По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Они - некая реальность, стоящая выше реальности вещей. Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство - единица.

Единица - это бытие вещей, неуничтожимая и неразложимая, неизменное. Раздробите любой предмет на мельчайшие частицы - каждая частица будет одна. Утверждая, что числовое бытие есть единственно неизменное бытие, Пифагор пришел к выводу, что все предметы есть суть копии чисел. Например, камень есть Один камень. Он есть копия числа Один, или, есть воплощение абстрактного Одного в конкретном камне. Человек есть воплощение абстрактной Единицы в данном человеке.

Единица есть абсолютное число. Единица обладает вечностью. Единице не надо находиться ни в каком отношении к чему-либо иному. Она существует сама по себе. Два есть только отношение одного к одному. Все числа есть лишь числовые отношения Единицы, ее модификации. А все формы бытия есть лишь определенные стороны бесконечности, а значит и Единицы. Первоначальное Один заключает в себе все числа, следовательно, заключает в себе элементы всего мира.


Пифагор был убежден, что числа есть действительные предметы, а не простые символы. Число - это определенное состояние материальных предметов, сущность вещи. Предметы - это реальные проявления абстрактного бытия. Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, осознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир.

Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Космос после Пифагора стал рассматриваться как упорядоченное числом мироздания. В космологии Пифагор - один из первых геоцентристов. Он учил о «гармонии сфер». Каждая планета, двигаясь вокруг Земли по эфиру, производит монотонный звук особой высоты. Например, звук Луны высокий и пронзительный, звук Сатурна самый низкий. Совместно эти звуки образуют гармоничную мелодию, слышать которую, правда, мог только Пифагор.

Пифагор учил, что душа человека бессмертна. Ему принадлежит идея о переселении душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Душа, как число, представляет собой Единицу, т.е. душа совершенна по существу. Но всякое совершенство, поскольку оно приходит в движение, обращается в несовершенство, хотя и стремится обрести вновь свое прежнее совершенно е состояние.

Несовершенством Пифагор называл отклонение от Единицы; поэтому Два считалось проклятым числом. Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного несовершенства. Она состоит из трех элементов: разум, ум, страсть. Но если умом и страстями обладают и животные, то разумом (рассудком) наделен только человек. Какая-либо из этих трех сторон в человеке может возобладать, и тогда человек становится по преимуществу или разумным, или здравомыслящим, или же чувственным. Соответственно он оказывается или философом, или обыкновенным человеком , или животным.

Душа располагается в различных частях тела: в сердце и мозге. Та часть, которая находится в сердце - это аффект, а которая в мозге - это разум, рациональность и бессмертие. Таким образом, нерациональное - смертно. Диоген : «Пифагор учил, что нельзя есть сердце какого-либо животного, т.к. в этом случае душа индивида будет охвачена отрицательными аффектами. В отношениях же между людьми человеку необходимо действовать так, чтобы своих недругов делать друзьями».

Вывод: В период формирования пифагореизма пережитки мифологии и магии в нем были очень велики. В «Великой Элладе », удаленной от Востока, влияние науки чувствовалось меньше. Тем более удивителен быстрый прогресс италийской философии и науки, начало которому было положено Пифагором.

Тезис: гармония бытия есть числовая гармония.

Вопросы для анализа и обсуждения:

1. Проанализируйте, каким образом в воззрениях Пифагора и его последователей сочетается философское и преднаучное. Выявите значение математики при осмыслении мира. Сформулируйте философские принципы осмысления бытия, предложенные ими. Установите гносеологические основания разработанных онтологических принципов.

2. Раскройте содержание понятия гармонии. Дайте характеристику процесса установления гармонии. Выявите значение числовых пропорций, правильных геометрических фигур в становлении гармонии материального мира. Раскройте значение противоположности предельного и беспредельного в становлении гармонии. Подумайте, почему учение Пифагора рассматривают как предидеалистическое. Определите, какие черты данного учения обусловливают возможность введение особого идеального мира.

3. Покажите, как противопоставление мира чисел и мира вещей, с онтологической точки зрения, взаимосвязано с противопоставлением умопостигаемого и чувственного, с гносеологической точки зрения. Подумайте о взаимосвязи онтологических и гносеологических принципов.

Приложение 2. Взгляды Пифагора и его последователей (фрагменты)

Мнения философов : Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку, который ему присущ. ПЛАТОН. Горгий : Мудрецы говорят, Калликл, что и небо и земля, и боги и люди, связаны в одно целое общностью, дружбой, благочинием, целомудрием и справедливостью, и именно поэтому друг мой, они называют весь этот видимый мир «космосом» (порядком), а не акосмией (беспорядком) и распущенностью.

Ямвлих : Пифагор говорил, что числу все вещи подобны.

Взгляды учеников Пифагора

Теано

СТОБЕЙ: Из сочинения Теано «О благочестии»: И многие эллины, как мне известно, думают, будто Пифагор говорил, что все рождается из числа. Но это учение вызывает недоумение: каким образом то, что даже не существует, мыслится порождающим? Между тем он говорил, что все возникает не из числа, а согласно числу, так как в числе - первый порядок, по причастности которому и в счислимых вещах устанавливается нечто первое, второе и т. д.

Эпихарм

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ: Много он [Платон] позаимствовал и у комедиографа Эпихарма, списав у него большую часть [своих учений], как говорит Алким в четырех книгах «Против Аминта». В первой из них он говорит так: «Совершенно очевидно, что Платон повторяет многое вслед за Эпихармом. Судите сами. Платон определяет чувственно воспринимаемое как то, что никогда не пребывает ни в качестве, ни в количестве, но всегда течет и изменяется, поскольку, как он полагает, все, из чего устранено число, не обладает ни равенством [самотождественностью], ни чтойностью, ни количеством, ни качеством: это то, чему становление присуще всегда, а бытие никогда. «Умопостигаемое» же он определяет как то, от чего ничто не убывает и к чему ничто не прибывает: это природа вечных вещей, которой присущи подобие [самой себе] и вечная самотождественность. Ну так вот, Эпихарм ясно говорит тоже о чувственно воспринимаемых и умопостигаемых вещах.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, III, 12: Вот что еще говорит Алким: «Философы говорят, что одни вещи душа ощущает посредством тела, например видя или слыша [их], а другие припоминает сама по себе, совершенно не пользуясь телом. Поэтому сущие делятся на чувственно воспринимаемые и умопостигаемые. Потому Платон и говорил, что, кто хочет постичь начала универсума, должен, во-первых, определить идеи сами по себе, как, например, подобие, единицу, множество, величину, покой и движение; во-вторых, установить прекрасное в себе, благо в себе, справедливое в себе и т.д; в-третьих, постичь, какие идеи соотносятся с другими идеями, например наука, величина или власть. При этом следует иметь в виду, что вещи нашего мира соименны [«омонимичны»] идеям потому, что «причастны» им, т. е. «справедливо» то, что причастно справедливости, а «прекрасно» то, что причастно красоте. Каждый из эйдосов вечен. Поэтому он и говорит, что в природе идеи стоят как первообразы [парадигмы], а прочие вещи подобны им, представляя собой их копии. Так вот, о [нечто подобное] о благе и об идеях говорит и Эпихарм.

Филолай

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ: Филолай из Кротона полагает, что все происходит через необходимостьи гармонию. И первым сказал, что Земля движется по кругу.

Мнения философов: Пифагореец Филолай [полагает началами] предел и беспредельное.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ: «Природа в космосе образовалась [~ гармонически сладилась] из безгра­ничных и ограничивающих [элементов]: и весь космос в целом и все вещи в нем».

СТОБЕЙ: Из сочинения Филолая «О космосе»: «Все сущие по необходимости должны быть либо ограничивающими, либо безграничными, либо и ограничивающими и безграничными [одновременно]. Но быть только безграничными или только ограничивающими они не могут. Стало быть, так как очевидно, что они не [состоят] ни из одних лишь ограничивающих, ни из одних лишь безграничных [элементов], то, следовательно, ясно, что и космос и вещи в нем были слажены из ограничивающих и безграничных [элементов]. Это явствует из того, что [наблюдается] в произведениях: те из них, что из ограничивающих, ограничивают, те, что из ограничивающих и безграничных, ограничивают и не ограничивают, а те, что из безграничных, окажутся безграничными. Ср.: ДАМАСКИЙ. О началах: Сущее состоит из границы и безграничного, как говорят Платон в «Филебе» и Филолай в книгах «О природе».

СТОБЕЙ: С природой и гармонией дело обстоит так. Сущностьвещей, которая вечна, и сама природа требуют божественного, а не человеческого знания. Кроме того, ничто из того, что есть и познается нами, не могло бы возникнуть, если бы не было в наличии сущности вещей, из которых составился космос: и ограничивающих и безграничных [элементов]. Но так как начала не были подобны и единородны, то они не могли бы упорядочиться в космос, если бы [к ним] не прибавилась гармония, каким бы образом она ни возникла. Вещи подобные и единородные нисколько не нуждаются в гармонии, а неподобные, неединородные и не одного порядка необходимо должны быть сопряжены гармонией, с тем чтобы удерживаться вместе в космическом порядке.

ЯМВЛИХ. Комм. к Никомаху: Единица (монада), согласно Филолаю, начало (архэ) всех вещей; разве он не говорит: «Одно - начало всех [вещей]»

ПРОКЛ. Комм. к «Тимею»: Низшее, несовершенное подчи­няется власти высшего, божественного, и образуется единый космос, гармонически сопряженный из противоположностей и возникший, согласно Филолаю, из «ограничи­вающих» и «безграничных» [элементов].

ПРОКЛ. Платоновская теология: Второй способ изложения - посредством образов - пифагорейский. Математические науки были изобретены пифагорейцами для припоминания (анамнесис) о божественном; посред­ством них как посредством образов они пытались трансцендировать к потусторонним началам. Как говорят те, кто занимается изложением пифагорейских учений, они посвящали богам и числа, и фигуры.

Мнения философов: Пифагор принимает пять объемных фигур, которые называют также математическими: из куба, по его словам, возникла земля, из пирамиды - огонь, из октаэдра- воздух, из икосаэдра - вода, из додекаэдра - сфера Вселенной.

Мнения философов: Филолай посредине, в центре [космоса, помещает] огонь, который он называет «Очагом» (Гестией) Вселенной, «домом Зевса», «Матерью богов», «алтарем», «связью и мерой природы». Кроме того, он принимает и другой огонь, расположенный выше всего и служащий Объемлющим. Первый по природе - центральный огонь, вокруг него кружатся в хороводе десять божественных тел: небо и планеты, за ними - Солнце, под ним - Луна, под ней - Земля, под ней - Противоземля (Антихтон), а после них всех - огонь Очага, занимающий центральное положение. Самую верхнюю часть Объемлющего, в которой- беспримесная чистота элементов, он называет «Олимпом»; пространство под сферой Олимпа, в котором расположены пять планет вместе с Солнцем и Луной, - «Космосом», а расположенную под ними подлунную и околоземную часть, в которой находится мир переменчивого рождения, - «Небом» («Уранос»). Относительно упорядоченных небесных явлений бывает мудрость (софия), относительно неупорядоченности возникающих вещей - добродетель (аретэ); первая совершенна, вторая несовершенна.

АЛЕКСАНДР АФРОД. Комм, к «Метаф.»: Также и Солнце. . . помещается, как они утверждают, в том месте, которому соответствует число семь. . . так как среди десяти тел, вращающихся вокруг центра и «Очага», оно занимает седьмое место; оно движется после сферы неподвижных звезд и пяти планет, за ним на восьмом месте - Луна, на девятом - Земля, а за ней - Антиземля. Считая декаду совершенным числом, но наблюдая среди явлении лишь девять движущихся сфер (семь сфер планет, восьмую - неподвижных звезд, девятую - Земли: они полагали, что и она тоже движется по кругу вокруг неподвижного «Очага», что на их языке означает огонь), они прибавили к ним в своих теориях некую Антиземлю, которая, как они полагали, движется с противоположной стороны Земли и потому не видна наземным наблюдателям. Аристотель говорит об этом подробнее в трактате «О небе» и в «Мнениях пифагорейцев».

АРИСТОТЕЛЬ. О небе: Большинство считает, что она [Земля] находится в центре. . . Италийские же философы, известные под именем пифагорейцев, держатся противоположного взгляда: в центре, утверждают они, находится огонь, а Земля - одна из звезд - движется по кругу вокруг центра, вызывая смену дня и ночи. Сверх того, они постулируют еще одну Землю - Антиземлю, как они ее назы­вают, не ища теорий и объяснений, сообразных с наблюдаемыми фактами, а притягивая за уши наблюдаемые факты и пытаясь их подогнать под какие-то свои теории и воззре­ния. [. . .] Но вернемся к пифагорейцам. Исходя из того что самая важная часть Вселенной должна быть надежнее всего защищена, а таковой является центр, они называют огонь, занимающий это место, «острогом Зевса», рассуждая так, будто [термин] «центр» однозначен и будто геометрический центр в то же время есть центр самой вещи и естественный центр. Однако у животных центр животного и центр тела не совпадают, и, надо полагать, что со всем Небом дело обстоит аналогичным образом. Поэтому им нет никакой нужды беспокоиться о Вселенной и укреплять ее математиче­ский центр «острогом», но следует искать тот центр и т. д.

СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых: Пифагорейцы считают [критерием истины] разум, но не вообще, а тот, что проистекает из математики (так полагал и Филолай), ибо, обладая способностью созерцать природу Вселенной, он находится с ней в веком родстве, так как подобное постигается подобным.


Похожая информация.


Философская школа Пифагора

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы первыми поставили вопрос о роли количественной стороны явлений природы.

Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское делится на 2). Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон (мужское). Четверка – образ четырех элементов природы и т. д. Числам 1, 2, 3, 4 соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10 – священная декада, основа мира. Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к возникновению мира живого и человека.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

256. ШКОЛА Школа есть наиболее оригинальный институт, созданный библейским иудаизмом.Гинзберг - Студенты, ученые и святыеСинагогу дозволяется превращать в школу.Иошуа б. Леей - Талмуд, Мегилла, 27аМир сей выстоял ради школы для детей. Посещение ее не может быть отменено

Из книги Образование и смысл жизни автора Джидду Кришнамурти

V. Школа Правильное образование направлено на воспитание в человеке внутренней свободы, ибо только с ее помощью возможно истинное воссоединение с целым, со всеми. Но свобода эта достигается отнюдь не при помощи доминирования над другими или успеха. Она приходит с

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

Философская навигация Согласно одному из взглядов, философия - это форма терапии, цель которой - освобождение от тревожности, возникающей в результате вовлечения в жизненные ситуации. Мне близка другая аналогия: идея философии как концептуальной навигации. Все самые

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Древнегреческий идеализм. Религиозно-мистический характер идеализма Пифагора Пифагор – самый загадочный мыслитель античной Греции. Все, что мы знаем о нем сегодня, от биографии до учения, является крайне условным, приблизительным, пришедшим из вторых и третьих рук, но

Из книги Код Майя--MMXII автора Романов Роман Романович

23. Философская тройка Дальнейшее углубление в психоисторическую ретроспективу на основе майянской символической разметки эпох имеет смысл, если каждый шаг будет углублять также наше понимание взаимосвязей, образующих для каждой эпохи уникальный «дух

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Философская вера

Из книги Эрос и цивилизация. Одномерный человек автора Маркузе Герберт

5. Философская интерлюдия Теория цивилизации Фрейда вырастает из его психологической теории: истоки его понимания исторических процессов - в анализе психического аппарата индивидов, которые представляют собой живую материю истории. Такой подход легко преодолевает

Из книги Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века автора Деррида Жак

Философская интуиция Интуиция, которую мы до сих пор рассматривали, - это акт, имеющий место в установке, которую Гуссерль назвал «естественной»1 или, обобщенно, «догматической»2 установкой.В «естественной установке» человек обращен к миру и полагает его как

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

Их философская ценность

Из книги Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Гипноз разумности [Мышление и цивилизация] автора Цаплин Владимир Сергеевич

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. Философская антропология Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл

Из книги Мирология. Том I. Введение в мирологию автора Бэттлер Алекс

3. Философская школа «толковательного диалога» Такой школы не существует. Однако чтение монографии «Теория международных отношений и философия» с подзаголовком «Толковательные диалоги» подтолкнуло меня назвать этот параграф именно таким образом. Вообще-то такой

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Философская дружба Нам так недостает ее, и мы хотим ее вернуть – ведь мы знаем, что она никогда не переставала существовать. Философская дружба – это то, в чем заключена любовь к познанию и передаче его от одного человека к другому, то, что преодолевает все испытания

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Философская лирика Наконец, еще одна ипостась литературного наследия великого художника и мыслителя – это философская лирика. Сказки, притчи, легенды, белые стихи Николая Рериха выделены в отдельный раздел в данном сборнике.В своей исследовательской работе в странах

«Пифагоровы штаны во все стороны равны» - без преувеличения можно сказать, что 97% людей знакомы с этим выражением. Примерно столько же людей знают о теореме Пифагора. На этом знания большинства о великом мыслителе заканчиваются, а ведь он был не только математиком, но и выдающимся философом. Пифагор и пифагорейцы оставили свой след в мировой истории, и об этом стоит знать.

Так писал Гераклит

Пифагор был сыном Мнезарха, родился в Самосе во времена тирании Поликрата. Доподлинно не известно, в каком именно году родился мыслитель. Историки сходятся на двух датах: 532 год или 529 год до н. э. В италийском городе Кротоне, который был тесно связан с Сомосом, основал общество своих последователей.

Гераклит писал, что Пифагор был ученее своих современников, но в то же время Гераклит говорил, что его учение - это «худое искусство», своего рода знахарство, но не более того.

Все закончилось трагедией

Никто не знает, как долго Пифагор и пифагорейцы были в Кротоне, но известно, что мыслитель умер в другом месте: в Метапонте. Именно в этот город он переселился, когда кротонцы подняли мятеж против его учения. После смерти Пифагора враждебное отношение к пифагорейцам усилилось не только в Кротоне, но и во всех городах Великой Греции. Во второй половине V века до н. э. противостояние превратилось в настоящую катастрофу. В Кротоне многих пифагорейцев убили и сожгли в том же доме, где они собирались. Такой разгром провели и в других городах, те, кто смог уцелеть, бежали в Грецию.

Сам Пифагор никогда не записывал своих мыслей и результатов исследований, единственное, чем может пользоваться современное общество - малочисленные записи его учеников и последователей. После смерти Пифагора его учение утратило свое прежнее политическое и философское значение, но пифагорейцы продолжили свое существование. Они стали принимать активное участие в создании орфической литературы и уже к концу V века до н. э. усилили свое политическое влияние в Греции. Но уже в следующем столетии на смену учению Пифагора пришел платонизм, а от старого учения осталась только мистическая секта.

От Платона и Аристотеля

Об учении раннего пифагореизма известно только со слов Аристотеля и Платона и по некоторым фрагментам Филолая, которые признаны подлинными. Поскольку сам Пифагор после себя не оставил никаких записей, то в таких условиях сложно определить истинную суть первоначального пифагорейского учения. Даже свидетельства Аристотеля противоречивые и нуждаются в критике.

Есть предпосылки считать Пифагора учредителем своеобразного мистического союза, который учил своих последователей проводить обряды очищения. Эти обряды были связаны с учениями о загробной жизни, бессмертии и переселении душ. Об этом говорится в записях Геродота, Ксенофана и Эмпедокла.

Также, согласно преданиям, Пифагор был первым мыслителем, который назвал себя «философом». Именно Пифагор был первым, кто назвал Вселенную космосом. Именно космос, цельный мир в котором царит порядок и который подчинен «гармонии чисел», был предметом его философии.

Считается, что та философская система, которую сегодня принято называть пифагорейской, была создана его учениками, хотя основные мысли все же принадлежат ученому.

Числа и фигуры

Пифагор видел таинственный смысл в числах и фигурах, он свято верил, что числа и есть сущность вещей. Гармония у него выступала основным законом мира и нравственности. Пифагор и пифагорейцы смело, но достаточно своеобразно пытались объяснить устройство Вселенной. Они считали, что Земля и любая другая шарообразная планета движутся вокруг центрального огня, от которого получают жизнь и тепло. Они были первыми, кто указал на то, что планеты соблюдают пропорции в расстоянии между друг другом. И только благодаря этому вращению и расстоянию образуется гармония.

Пифагор и пифагорейцы считали, что основной целью человеческой жизни является гармония души. Только та душа, которая смогла достичь гармонии, может вернуться к вечному порядку.

Классовое деление

Пифагор и ранние пифагорейцы считались религиозно-политическим обществом, которое делилось на несколько классов. К высшему классу относились эзотерики. Их число не должно было превышать 300 человек. Эти люди были посвящены в тайные учения и знали конечные цели ифагора и союза пифагорейцев. Низший класс тоже состоял из эзотериков, но не посвященных в таинства сообщества.

Чтобы вступить в ряды эзотериков-пифагорейцев, нужно было пройти строгое испытание. Во время этого испытания ученик должен был хранить молчание, во всем повиноваться наставникам, приучать себя к аскетизму и отречься от житейской суеты. Все, кто состоял в этом союзе, вели нравственную жизнь, следовали правилам и во многих вещах себя ограничивали. Можно даже сказать, что пифагорейский союз чем-то напоминал монастырскую жизнь.

Они собирались вместе, чтобы заниматься физическими упражнениями, умственной деятельностью, вместе обедали, совершали разные очищающие обряды. Каждому, кто состоял в пифагорейском союзе, Пифагор присвоил отличительные знаки и символы, по которым его ученики могли узнавать друг друга.

Нравственные заповеди были изложены в «Золотых изречениях» Пифагора. Те, кто не следовал правилам, исключался из союза. Но это происходило крайне редко, участники этого сообщества были настолько преданы своему предводителю, что слова «он сам так сказал», считались нерушимыми истинами. Все пифагорейцы были воодушевленные любовью к добродетели и состояли в братстве, где человеческая личность была подчинена целям общества.

Философия и власть

Пифагореизм в философии - это размышления о числе и гармонии, понятия, что совпадали с понятиями закона и порядка. Каждая из заповедей союза должна была принести в жизнь каждого человека закон и гармонию. Поэтому пифагорейцы усиленно занимались музыкой и математикой. Они считали, что это лучшие средства для достижения спокойствия. Также они занимались гимнастикой и медициной, чтобы улучшить здоровье и придать телу сил. Проще говоря, гармония, которую пытались достичь пифагорейцы, не была исключительно духовным предписанием. Учение такого рода не могло быть односторонним: укреплять нужно и тело, и дух.

Стоит отметить, что в союзе состояли не только простые граждане, но и весьма влиятельные персоны того времени, поэтому он оказывал значительное влияние на общественную и политическую жизнь. Если говорить кратко, Пифагор и пифагорейцы создали союз, который был не только религиозно-нравственным сообществом, но и политическим клубом. Это была строго аристократическая партия. Но аристократическая по Пифагору. Он хотел, чтобы в обществе правила аристократия образованности, а не знати. Стремясь внедрить в политику свои идеи, которые противоречили существовавшему государственному устройству, пифагорейцы и навлекли на свои головы немилость.

Учение о числах

Философия, математика и религия в пифагореизме гармонично сплетались в одно целое. Их представления о мире базировались на представлениях о мере и числе, которыми они пытались объяснить формы предметов и их место в первобытном мире. В учении Пифагора единица была точкой, двойка - линией, тройка - плоскостью, а четверка - отдельным предметом. Даже окружающие предметы, а не только геометрические фигуры, представлялись пифагорейцам числами. Было принято считать, что частицы землянистых тел имеют форму куба, молекулы огня похожи на пирамиды или тетраэдры, а частицы воздуха являются восьмигранниками. Только зная форму, можно познать истинную сущность предмета, именно это в философии пифагореизма было основным учением.

Сравнивая материю с формой, принимая числа за сущность самих предметов, а не за пропорции, пифагорейцы приходили к достаточно странным выводам.

Семейная пара - это две единицы, двое. На деле их два, но они составляют одно. Если ударить одного, то боль ощущают двое. Но если бьют одного, а другому все равно - это никакая не пара. Да, они рядом, совместно живут, но не составляют одно целое. Если такие люди разойдутся, то в их отношениях расставание ничего не изменит, равно как и последующее соединение.

Согласно их учению, все числа, которые идут после десяти, являются повторением ряда от 0 до 9. В числе 10 заключены все силы чисел - это совершенная цифра, которая считается началом и правителем земной и небесной жизни. На числа пифагорейцы раскладывали весь физический нравственный мир. К примеру, они говорили, что справедливость - это умножение равных чисел, справедливостью они называли число 4, так как это первое квадратное число, после него идет 9. Число 5 было символом брака, так как оно образовалось от соединения мужской цифры 3 и женской 2. Здоровьем выступало число 7, а любовь и дружбу символизировала восьмерка. Единица была разумом, а двойка - мнением.

Гармония

Учение Пифагора и пифагорейцев о гармонии заключалось в следующем. Все числа можно поделить на четные и нечетные. Но только четные числа считаются неограниченными. Нечетное число - это власть над противоположностями, поэтому оно намного лучше четного числа. В четном числе нет противоположностей, поэтому и нет совершенства.

Каждый предмет, взятый отдельно, является несовершенным, только соединив воедино несовершенные объекты, можно достичь гармонии.

Учение о Вселенной

Пифагор пытался объяснить происхождение и устройство Вселенной. Благодаря постоянным занятиям математикой и созерцанию звезд пифагорейцы дали описание Вселенной, которое было наиболее близко к истине. Хотя их идеи о том, как появился мир, были на удивление фантастическими.

Пифагорейцы считали, что сначала в центре образовался огонь, он породил богов, и пифагорейцы назвали его монадой, то есть первым. Пифагор считал, что этот огонь породил и другие небесные тела. Он был центром Вселенной, той силой, что сохраняла порядок.

Размышления о переселении душ

Философия Пифагора и пифагорейцев была направлена и на создание религиозного учения о переселении душ. Во Вселенной присутствует гармония, она должна быть и в человеке, и в государстве. Поэтому человек должен стремиться именно к гармонии, подводить под нее все противоречивые стремления своей души, брать верх над инстинктами и животной страстью.

Пифагор считал, что душа, соединенная с телом, несет таким образом наказание за свои прошлые прегрешения. Она погребена в теле, словно в темнице, и не может его сбросить. Но и не хочет, она любит тело по определению. Ведь только благодаря телу душа получает впечатления, а освободившись, будет вести бестелесную жизнь в лучшем мире. В мире порядка и гармонии. Но попасть в него душа сможет только в том случае, когда обретет гармонию в себе, достигнет благодетели и чистоты.

Нечистая и негармоничная душа не попадет в это царство, она вернется в землю для последующих перерождений, для странствий в телах людей и животных.

В чем-то учения Пифагора и школы пифагореизма были схожи с восточными идеями, где считалось, что земная жизнь - это время очищения и подготовки к будущей жизни. Считалось, что Пифагор умел узнавать в телах души, с которыми был знаком ранее и он помнил свои прежние воплощения. Он говорил, что сейчас проживает свое пятое воплощение.

Согласно учениям пифагорейцев, бестелесные души были духами, так называемыми демонами, которые существовали в воздухе и под землей. Именно от них пифагорейцы получали откровения и пророчества.

Милетская школа

Часто упоминается о Пифагоре и пифагорейцах в Милетской школе. Это философская школа, которую основал Фалес в Милете (греческая колония в Малой Азии). Философы, которые входили в состав Милетской школы, были родоначальниками становления и развития греческой науки. Здесь были созданы базовые основы астрономии, географии, математики и физики. Они были первыми, кто ввел в обиход научную терминологию, первыми стали писать прозой.

Представители Милетской школы рассматривали мир как единое воодушевленное целое. Они не видели принципиального различия между психическим и физическим, живым и мертвым. Считалось, что неодушевленные предметы просто имеют меньшую степень одушевленности.

К этим идеям причислили и наработки Платона - мыслителя, который создал первую в мире философскую школу. Учеников Пифагора легко можно было узнать по внешнему облику и благородному поведению. Но это было только для вида, так сказать, результат взглядов философских учений. Пифагорейцы хотели очистить свою душу, чтобы попасть в мир вечной гармонии, а своим благодетельным намерениям нужно было соответствовать и внешне.

Он не был мудр

Однажды Пифагор сказал, что он ни капли не мудр, поскольку мудрым является только Бог, он просто человек, который любит мудрость и стремится к ней. Мыслитель часто задавался вопросом о том, что такое человек. Неужели это тот, кто много спит, много ест и мало думает? Достойно ли это человека? Вовсе нет.

Пифагорейцы создали математику как науку. Добавить к арбузу арбуз могли еще вавилоняне, пифагорейцы выделили числа и отношения между ними как самостоятельный предмет. Они отбросили арбузы, добавили философию и немного живого воображения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»