Психоанализ: Основные понятия и идеи психоанализа Загадки современного психоанализа. Психоаналитические теории детского развития Понятие личности в психоаналитической психологии

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Психоанализ - это название 1) методики исследования душевных процессов, которые не поддаются исследованию другими способами, 2) метода (базирующегося на научном исследовании) для лечения невротических расстройств и 3) системы психологических знаний, полученных по этим направлениям, которая постепенно аккумулируется в новую научную дисциплину.

Фрейд полагал, что бессознательное содержание остается бессознательным только при значительном и постоянном расходе энергии либидо.

Когда это содержание становится доступным, освобождается энергия, которая может использоваться эго для более полезных устремлений личности. Освобождение заблокированного содержания может свести к минимуму саморазрушительные тенденции. Потребность быть наказанным или потребность в чувстве неполноценности могут быть переоценены посредством осознания тех ранних событий или фантазий, которые привели к такой потребности. Тогда люди могут освободиться от страданий, которые они постоянно доставляют сами себе. Например, многие американцы обеспокоены своей сексуальной недостаточной привлекательностью: пенис слишком короткий или слишком тонкий; грудь слишком маленькая или, наоборот, большая, не такой красивой формы и так далее. Большинство этих убеждений возникает во время подросткового периода или ранее. Бессознательные следы таких убеждений проявляются в беспокойствах по поводу сексуальной адекватности, желательности, преждевременной эякуляции, фригидности и множества других связанных с подобными проблемами беспокойств. Если эти неопределенные страхи изучить, выявить и освободиться от них, то можно повысить уровень имеющейся в наличии сексуальной энергии, а также снизить состояние напряжения в целом.

Теория психоанализа предполагает, что достижение соглашения с требованиями ид возможно, но трудновыполнимо. Психоанализ стремится преодолеть естественное сопротивление и вернуть болезненные, подавленные мысли и воспоминания из ид обратно в область сознательного. Задачи психоанализа, как описано у Фрейда, допускают, что, если мы освобождаемся от репрессивных влияний со стороны бессознательного, эго устанавливает новые уровни удовлетворения во всех областях деятельности. Таким образом, устранение состояний тревоги, укоренившейся в раннем детстве, высвобождало блокированную или смещенную энергию для более реалистичного и полного удовлетворения потребностей индивида.

Сновидения и деятельность сновидения. В работе "Толкование сновидений" (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. Разного рода препятствия и желания наполняют повседневную жизнь человека. Сновидения достигают своего рода равновесия, как в физическом, так и в психологическом плане, между инстинктивными побуждениями и ограничениями, которые ставит реальная жизнь. Сновидения - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела.

Мыслительные структуры, в большинстве своем достаточно сложные, которые постепенно выстроились за день, но не привели к решению каких-то насущных вопросов или проблем, - эти так называемые дневные переживания упорно преследуют человека в течение ночи и доводят его до состояния, при котором возможно расстройство сна.

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.

Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного. Во время бодрствования эго стремится усилить удовольствие и ослабить напряжение. Во время сна неосуществленные желав отбираются, комбинируются и выстраиваются таким образом, что последовательность событий или образов сновидения позволяет достичь чувства дополнительного удовлетворения или уменьшить напряжение. Для бессознательного не имеет значения, достигается ли удовлетворение в физической, осязаемой реальности или во внутренней, воображаемой реальности сновидения В обоих случаях происходит высвобождение накопившихся энергий. В сновидении участвуют по крайней мере два уровня: это текущие проблемы, не решенные на данный момент, и некоторая часть более важных давних проблем, которые никогда не были решены ранее.

В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотиваций. Фрейд сделал определенные обобщения, касающиеся отдельных видов сновидений (сновидения о разного рода падениях, полетах, плаваниях, сновидец с участием огня). Фрейд подчеркнул, что общие правила подхода к сновидениям не всегда имеют силу. Индивидуальные ассоциации, возникающие: поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию.

Природа тревоги. Главная проблема для психики заключается в том, как справиться с состоянием тревоги. Тревога вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением состояния напряжения или раздражения; она может развиться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда физическая или психическая угроза слишком велика, чтобы ее проигнорировать, справиться с ней или избегнуть.

Потенциальные события, которые вызывают состояние тревоги, могут включать в себя, но не ограничиваться следующими:

1. Потеря желаемого объекта - например, ребенок лишился отца или матери, близкого друга или любимого животного.

2. Потеря любви - например, в случае отказа или неспособности вернуть любовь или расположение со стороны того, кто имеет для вас значение.

3. Потеря личной индивидуальности, страх кастрации, потери собственного лица или страх публичного осмеяния.

4. Потеря любви к себе - например, суперэго осуждает черты характера или особенности собственной личности, а также поступки, что приводит к чувству вины или чувству ненависти к себе.

Существуют два основных способа ослабления состояния тревоги. Первый заключается в том, чтобы непосредственно рассмотреть ситуацию. Мы преодолеваем препятствия, или сталкиваемся с неприятностями лицом к лицу, или избегаем их, тем самым разрешая свои проблемы, или же вступаем с ними в соглашение для того, чтобы свести к минимуму их воздействие. Такими способами мы действуем, чтобы устранить трудности, снизить вероятность их повторения, а также уменьшить перспективы возникновения тревоги в будущем. Перефразируя слова Гамлета, мы "беремся за оружие против бесчисленных бед, сражаясь с ними до конца".

Альтернативный способ защиты от состояния тревоги осуществляется посредством искажения или отрицания самой реальной ситуации. Эго может защищать индивид в целом от угрозы, фальсифицируя природу угрозы. Способы, с помощью которых совершаются искажения, названы защитными механизмами. Они полностью описаны Анной Фрейд (1936) и трактуются как неотъемлемые части основополагающих понятий психоанализа.

Ограничения психоанализа. Психоанализ, как практиковали его Фрейд и его ближайшие последователи, подходил не для каждого случая. Фрейд говорил: Область применения психоаналитической терапии лежит в переносе (в трансфере) неврозов - разного рода фобий, истерии, неврозов навязчивых состояний и отклонений в характере, вызванных этими заболеваниями. Все отличное от этого - нарциссизм и психотические состояния - не подходит в большей или меньшей степени.

Некоторые психоаналитики говорят о том, что люди, здоровые сами по себе и имеющие здоровую и неповрежденную психическую структуру, становятся самыми лучшими кандидатами для психоанализа. Как и любая другая форма лечения, он имеет присущие ему ограничения, которые обсуждаются исходя из разных точек зрения. Его можно сравнить с буддизмом, потому что как буддизм, так и психоанализ предоставляют человеку возможности для облегчения его страданий.

Психоанализ - это реальный метод лечения, как и любой другой. Он имеет свои достижения и свои поражения, свои трудности, ограничения и показания...

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются. Его идеи являются не менее актуальными на сегодняшний день, чем они были при его жизни. Те, кто хочет изучать душевную жизнь человека или попытаться понять других людей, должны руководствоваться основным утверждением Фрейда, что этого можно достичь, изучая свою собственную внутреннюю жизнь.

Вне зависимости от времени, Фрейд - это фигура в психологии, с которой следует считаться.

Основные выводы:

1. Тело является первоосновой сознания в целом.

2. Пустота носит случайный характер и менее всего свойственна индивидуальным психическим процессам. Всякая мысль и всякое поведение имеют значение.

3. Сознательное - это лишь небольшая часть психики. Бессознательное и предсознательное представляют собой другие компоненты сознания, менее раскрытые и изученные. Психический процесс называется бессознательным в том случае, когда о его существовании делают вывод по результатам его воздействий. Предсознательное - это часть бессознательного, которая содержит доступные воспоминания.

4. Влечения человека не предопределяют исход действия. Описываются два основных вида влечений: сексуальные (поддерживающие жизнь) и агрессивные (потворствующие смерти).

5. Структура личности состоит из ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я). Высшая задача психики состоит в поддержании приемлемого уровня динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие, воспринимаемое как снижение напряжения. Главная задача психоанализа заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно требовательного внимания со стороны суперэго и увеличить его способность к рассмотрению ранее вытесненного или скрытого содержания. Фрейд предложил описание психосексуальных фаз развития. Способы удовлетворения желаний и физические зоны удовлетворения изменяются в каждой фазе. Индивид последовательно проходит через оральную, анальную и фаллическую фазы развития. Проблемы, связанные с эдиповым комплексом, имеют место во время фаллической фазы. Латентный период продолжается до тех пор, пока индивид не вступает в генитальную фазу развития. Фиксация происходит тогда, когда человек чрезмерно "застревает" на какой-то определенной фазе.

6. Фрейд, после того как признался, что он не вполне понимает природу женщины, предложил биологическое основание для чувства неполноценности, которое описывали женщины при проведении психоаналитической процедуры. Его теория относительно того, что женская сексуальность представляет собой "разочаровавшуюся" мужскую сексуальность, подвергалась резкой критике с момента ее опубликования.

7. Сновидения используются в психоанализе как вспомогательное средство для раскрытия бессознательного содержания. Сновидения не случайны и не беспорядочны, они рассматриваются как один из способов удовлетворения неосуществленных желаний. Состояние тревоги является главной психологической проблемой душевной жизни человека. Если не существует прямой угрозы для тела или для психики, то вступают в действие механизмы защиты. Расход энергии, необходимой для поддержания эффективной защиты, ограничивает гибкость и силу эго.

8. Понятие потока энергии занимает центральное место в теоретических предположениях Фрейда, связывая такие понятия, как бессознательное, психологическое развитие, личность и неврозы. Ответные реакции на состояние напряжения могут быть как психического, так и физического плана. Либидозная энергия производится из физической энергии. Основные побуждения возникают из соматических источников.

9. Опыт раннего детства оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом , как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые даже причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Понятие психоанализа

  • Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
  • Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
  • Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
  • Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топическая модель психического аппарата

  • Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
  • Сознание - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Структурная модель психики

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

Защитные механизмы

  • Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
  • Замещение
  • Реактивное образование
  • Компенсация
  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Проекция
  • Сублимация
  • Рационализация
  • Регрессия

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который на данный момент насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта:

«отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической структуры, «отбрасывание» (Verwerfung) – психотической и «отказ» (Verleugnung) – перверсивной.

  • невроз - отрицание (Verneinung)
  • психоз - отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия - отказ (Verleugnung)

Комплексы

  • Эдипов комплекс
  • Кастрационный комплекс
  • Комплекс Электры
  • Комплекс неполноценности

Техники

  • Метод свободных ассоциаций
  • Толкование сновидений
  • Интерпретация (как толкование источников конфликтной проблемы)
  • Анализ сопротивления и переноса

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  • 0 - 1.5 года - Оральная фаза, в личности проявляется только Ид - желание;
  • 1.5 - 3.5 года - Анальная фаза, формируется сверх-Я - социально обусловленные запреты;
  • 3.5 - 6 лет - Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, фаза достигает апогея в резолюции Эдипова комплекса;
  • 6 - 12 лет - Латентная фаза, время сексуального затишья;
  • с 12 лет - Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Литература

Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур: Пер. с англ. - Москва:Вече, АСТ, 2000. - ISBN 5-7838-0606-4

Melman C. Pour introduire a la psychanalyse aujourg’hui. Seminaire 2001-2002. - Paris: A.L.I., 2005

Групповой психоанализ. Теория - техника - применение / Перевод М. М. Сокольская, научная и общая редакция Д. М. Шанаева. - Москва: Издательство Verte, 2009. - 504 с. (Серия «Психотерапия новой волны»). ISBN 978-5-903631-03-2 (РФ)

Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа /пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 478 с. (серия Университетское образование). ISBN 5-89353-088-8

* Вейкко Тэхкэ (фин.)русск. Психика и ее лечение: психоаналитический подход = Mind and Its Treatment, a Psychoanalytic Approach / Под общей редакцией М. В. Ромашкевича - М.: Академический Проект, 2001. - 576 с. - (Концепции). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0112-2.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Principles / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 576 с. - 10000 экз.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 2. Практика: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Clinical Studies / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 776 с. - 10000 экз.

Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 Литература 17 Введение Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире является одной из основных и важнейших философских проблем. Истории научной мысли известно множество различных концепций природы человека, которые постоянно дополняются новыми и модифицированными идеями. Важное место среди других направлений социальной мысли, формулирующих и объясняющих проблему природы человека, принадлежит психоанализу. Исследование и анализ учений о человеке в различных направлениях психоанализа содействует созданию более полных представлений о проблеме природы человека в философии, социальной мысли и антропологии. Изучение проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции способствует, таким образом, дополнению и созданию адекватной целостной картины развития отечественных философских, антропологических и психоаналитических представлений о природе человека. Для целей реферирования мы выберем особенности российской психоаналитики и рассмотрим проблемы человека в психоанализе именно в рамках данного положения. Это, несомненно, важно и актуально, поскольку до настоящего времени было достаточно мало изучено. Следует принять во внимание, что развитие российской психоаналитической традиции в силу действия ряда факторов внешнего и внутреннего порядка, осуществлялось крайне неравномерно и в определенные периоды российской истории реализовывалось в латентных формах. При этом именно данный сегмент исследования, для нас, как для граждан России представляет особенную практическую значимость Для выработки представления о российской психоаналитической традиции и истолковании в ней проблемы природы человека, пожалуй, наибольший интерес представляют начальные фазисы ее эволюции, поскольку именно в эти периоды специфика российской психоаналитической традиции проявилась наиболее определенно. 1. Человек в психоанализе 1.1 Исследование вопроса в мировой науке Проблема природы человека, как одна из центральных философских проблем, хорошо освещена в философской литературе. В то время как психоанализ занял определенное место среди других направлений философской мысли XX века, в западной научной литературе появился ряд публикаций посвященных философскому анализу работ 3. Фрейда и других лидеров психоанализа и постфрейдизма, обращенных к проблеме природы человека. Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии и социальной жизни посвящены работы К.-Х. Брауна, И. Бреса, И. Великовского, Б. Гройса, А. Грюнбаума, Д. Клайтона, Г. Маркузе, Э. Мунье, К. Поппера, Д. Ранкур-Лаферрьера, Ж.-П. Сартра, З.Фрейда и т.д. Философская и антропологическая природа классического и реформированного психоанализа так или иначе отмечается и акцентируется в работах по истории психоанализа, выполненных западными исследователями (Ф. Александер, Р. Дадун, Э. Джонс, Ж. Марта, Э. Рудинеско и др.). 1.2 Особенности психоанализа в России Прослеживая формирование проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, отметим, что адаптация и развитие психоаналитических идей в России происходили одновременно по трем направлениям: 1) использование и распространение психоанализа как метода психотерапии; 2) изучение, критика и творческая разработка психоанализа как теоретического направления психологии; 3) осмысление и анализ отдельных компонентов психоанализа, эклектическое развитие их в русле философских теорий и морально-этических концепций, использование психоаналитических идей в разных направлениях социальной и антропологической мысли. Отметим, что столь четкое разграничение данных направлений не успело сформироваться, хотя определенные тенденции к такому формированию имелись. Становление российской психоаналитической традиции происходило по трем названным направлениям одновременно. Врачи-психотерапевты, наряду с практическим использованием психоанализа как нового метода психотерапии, часто занимались теоретическим развитием психоаналитических гипотез, выходившим за рамки традиционных медицинских исследований и рассматривали идеи 3. Фрейда как философско-антропологическое учение; философы, публицисты, общественные деятели, ориентируясь на теоретическое осмысление и критическое использование психоаналитических идей, обращались к их практическому применению и интересовались их клинической историей. 2. Психоаналитическая философия и антропология 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека В своем органическом единстве психоаналитические представления о психической реальности и бытии человека в мире образовали своеобразную психоаналитическую философию, ориентированную на решение ряда важных философских проблем, в том числе и проблемы природы человека. Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека нашла соответствующее отражение и развитие в российской психоаналитической традиции, которая в значительной мере формировалась на основе данной проблемы, причем проблема природы человека с течением времени заняла доминирующее положение в российской психоаналитической традиции. Отмечен большой интерес, проявляемый в современной российской философии и антропологи к различным аспектам психоанализа (обусловленный некоторыми возможностями синтеза различных методов индивидуально-личностых и соцокультурных феноменов, сциентистских и антисциентистских подходов к исследованию бытия и природы человека), что предполагает и необходимость последовательного изучения российской психоаналитической традиции. Отмечено, что психоаналитические идеи все чаще органически вливаются в различные направления современной философской мысли, и оказывают значительное воздействие на развитие философии и антропологии. Проблема природы человека в российской психоаналитической традиции характеризуется как своеобразием в отражении идей 3. Фрейда и лидеров других направлений психоанализа, так и выделением специфических проблемных полей, представляющих особый интерес для российских последователей и исследователей психоанализа. В ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических исследований разного рода воззрений о природе человека в целом, структуре человеческой психики и организма, построенных на базе междисциплинарных связей, включающих в себя метафизические и социально-философские положения. Природа человека рассматривалась в российской психоаналитической традиции в сочетании концепций различных психоаналитических школ, а также направлений, сформировавшихся в русской философии, психологии, социологии и русской классической литературе. Психоаналитические представления о человеческой природе в российской психоаналитической традиции нередко приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа носила отчетливо выраженный гуманитарно-экспериментальный характер. 2.2 Эрос в психоаналитике С учетом выделения в российской психоаналитической традиции Эроса и Танатоса, любви и деструктивности, в качестве наиболее существенных компонентов природы человека, одной из наиболее значимых содержательных особенностей российской психоаналитической традиции было критическое отношение части российских психоаналитиков, российских психоаналтических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа к теории сексуальности 3. Фреда или избегание обсуждения проблем либидо и сексуальности. На начальном этапе это проявлялось в предположении о влиянии сексуальности не как инстинкта, а как фактора, обусловленного социальными нормами и запретами, далее - в переходе от исследования сексуализированного либидо к поиску иных, движущих человеком сил. В числе важнейших содержательных особенностей российской психоаналитической традиции отмечено внимание к вопросам смерти и деструктивного поведения. Тема смерти в российском психоанализе восходит своими корнями к русской философии (работам В. С. Соловьева и В. И. Иванова и др.), к русской классической литературе, своеобразию духовного содержания русской культуры. Имеются основания полагать, что отличительной чертой российской психоаналитической традиции являются явное и латентное критическое отношение к классическим и реформистским психоаналитическим учениям, стремление к их модификации. Анализ российской психоаналитической литературы в сопоставлении с работами 3. Фрейда позволил выделить существенные различия в понимании проблем любви и Эроса. Проблемы любви и Эроса в российской психоаналитической литературе вызывали наиболее противоречивые оценки и высказывания и претерпели наибольшие изменения. Более того, есть основания предположить, что в толковании и обосновании именно сексуальных проблем, вопросов о месте Эроса и любви в жизни человека проявилась одна из черт самостоятельности российской психоаналитической традиции. Даже в работах по психотерапии и психиатрии российские психоаналитически ориентированные ученые обращались к темам любви и Эроса, отмечали их глобальное вселенское значение. В работах российских психоаналитиков, обращенных к анализу Эроса и сексуальности, проявилось непосредственное влияние русской религиозной философии, русского космизма и других течений российской социальной мысли. Исследования показали, что внимание российских психоаналитиков к проблемам любви и Эроса было обусловлено интересом как к мифическим и литературным образам, так и возможностью их изучения в контексте социальной и педагогической деятельности. Вместе с тем, при отсутствии в российской психоаналитической литературе конкретных ссылок на разделение понятий любви и Эроса в их понимании можно выделить некоторые смысловые и ситуативные различия. Любовь трактовалось преимущественно как некая, еще не изученная, сила и как духовное чувство. Эрос характеризовался главным образом как внутренняя сила, источник сексуальной энергии и сексуальных влечений. Примечательной типологической особенностью российской психоаналитической традиции было то, что в ней любовь представлялась как филогенетическое явление, в то время - Эрос выступал как явление онтогенетического порядка. Данная особенность принята во внимание с учетом её статистического характера и того, что в ряде работ российских психоаналитиков «сексуальное» и «эротическое» употреблялись как синонимы. В контексте проблем, связанных с пониманием любви и Эроса, обозначены также вопросы, обращенные к сексуальности, либидо, проблемам детской сексуальности, влиянию Эроса на развитие внутриличностных конфликтов. 2.3 Деструктивность в психоанализе В психоаналитической традиции сексуальное, как правило, исследовалось в непосредственной взаимосвязи с деструктивным, созидательное - во взаимодействии с разрушительным, понятия «Эрос» и «Танатос», жизнь и смерть, рассматривались в едином комплексе. В российской психоаналитической литературе деструктивным компонентам в психике и поведении человека уделялось особое внимание. Так или иначе, к этой проблеме обращалось большинство первых российских психоаналитиков. С. Н. Шпильрейн в работах, посвященных комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, не только опередила 3. Фрейда, но и повлияла на его дальнейшие разработки в этой области. Уже в период первого знакомства российских авторов с психоаналитическим учением 3. Фрейда появился ряд публикаций, обращенных к психоаналитическому исследованию ненависти, самоубийств, агрессивного поведения и других деструктивных проявлений. В работах первых российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа отмечается, что к проблемам смерти в России существует особый, вероятно, духовно обусловленный интерес. Возможно, акцентированному вниманию российских психоаналитиков к комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, действительно способствовали определенные особенности российской ментальности и социальной мысли, отраженные в русской художественной литературе. В произведениях русских классиков встречается глубокий художественный и философский анализ тем смерти, разрушения, саморазрушения. Причем именно в русской классической литературе тема взаимодействия любви и смерти получила мощное звучание и отчасти через творчество Ф. М. Достоевского повлияла на формирование аналогичных психоаналитических идей. 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» Бессознательное поведение в российской психоаналитической традиции воспринималось как один из компонентов человеческой природы. При этом в российском психоанализе допускалось свободное, выходящее за рамки классического психоанализа объяснение бессознательного и его роли в поведении человека, при отсутствии четкого разграничения между понятиями «бессознательное» и «подсознательное». Установлено, что большое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось феномену социального бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования включали в себя не только частный анализ событий (например, в период политический борьбы за места в Государственную Думу), но и вскрытие причин разного рода асоциального и девиантного поведения, исследование вопросов, касающихся политики и власти. Вместе с тем, в анализе бессознательного как компонента природы человека российские психоаналитики, российские психоаналитические просветители, российские исследователи и критики психоанализа особое внимание уделяли изучению внутриличностных конфликтов как наиболее существенных моментов и факторов психической жизни и поведения человек особое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось психоаналитическому исследованию проблем творчества и объяснению процессов творческой деятельности исходя из природной сущности человека. Одним из ведущих положений таких исследований являлось представление о том, что сублимация имеет своим источником не только (и не столько) сексуальность, но и другие «силы человеческого организма». Установлено, что важное значение творческой деятельности как компонента человеческой природы в российской психоаналитической традиции объяснялось взаимодействием творческого процесса с силой воли и «духовной энергией» человека. Объяснение творческой деятельности, источников таланта и способностей происходило в эклектическом смешении психоаналитических и философских положений. В процессе исследования творческой деятельности большое внимание уделялось патографическим исследованиям, произведениям русской классической литературы и изучению возможностей применения психоанализа в практической и теоретической педагогике. 2.5 Краткие выводы В классическом психоанализе и в российской психоаналитической традиции проблема природы человека формулировалась и исследовалась в соответствии с теоретическими, прикладными и эмпирическими целями и задачами психоанализа. Более того, психоанализ был первым направлением современной психологии, в котором была осознана принципиальная невозможность решения частнонаучных и клинических проблем без создания общей картины природы человека. Однако, создание такой картины в границах психоаналитической парадигмы, в силу её специфики, естественно, должно было отличаться и отличалось от традиционной философский формы постановки и решения данной проблемы. Тем не менее, как картина природы человека, она неизбежно несла в себе существенное философское содержание и в значительной мере на нем основывалась. Тождество, сопряженность и параллели психоаналитической и философской постановки решения проблемы природы человека отчетливо проявились в методологии исследования, специфике формулировки и развития рабочих гипотез, определений, проблемных полей, созданий категориально-проблемных комплексов и интерпретации полученных результатов. Концептуальные представления российских психоаналитиков о человеке и его природе (часто выходящие за рамки классического психоанализа) представляли собой изложение их собственных философских, психологических и социологических воззрений. Вместе с тем, в российской психоаналитической традиции были выделены и исследованы принципиально важные компоненты природы и поведения человека, среди которых наиболее существенное место занимали проблемы Эроса и Танатоса, инстинктов и влечений, соотношения сознательного и бессознательного в организации человеческого поведения (в норме и патологии) и творческая деятельность человека - как акт и процесс, наиболее полно отражающий сущность природы человека. Заключение Итак, мы выяснили, что анализ человека как личности в работах российских психоаналитически ориентированных ученых представляется в его амбивалентном, а именно, философском, антропологическом и психологическом понимании. С одной стороны, личность выступает как воплощение морально-этических качеств конкретного индивида, где биологические и бессознательные компоненты остаются за рамками проблемы. С другой стороны, как и в общей психологии, под личностью, чаще всего, подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность, устойчивость и социальность. Определенным вкладом в развитие представлений о личности предположение «о формировании личности из ряда комплексов, неразрывно связанных общими жизненными интересами. Если в классическом психоанализе обозначение и понимание бессознательного как системы, сформулированы и показаны достаточно определенно, то в российской психоаналитической традиции отмечена разнородность такого понимания, и даже сформировано мнение о невозможности создать универсальное определение бессознательного. Это объяснялось существованием у каждого конкретного индивида своей иррациональной стороны души, не допускающей выражения в константных ночных терминах. В таком подходе выражено стремление отразить явления во всей их многомерности и многозначности, что в некотором роде отличалось от фрейдовского, стремления к формированию конкретных определений. Одной из отличительных черт интерпретации бессознательного в российской психоаналитической традиции является отсутствие четкого разграничения между понятием «бессознательное» и «подсознательное», что может быть объяснено как ориентацией на многомерность в изучении и толковании психических явлений, так и часто недостаточным уровнем ночной проработки изучаемой проблемы. В отношении социального «бессознательного» российские психоаналитики и психоаналитически ориентированные исследователи отмечали, что социальное и политическое тесно связаны с бессознательным. Отдельные случаи девиантного поведения и асоциальные поступки считались ими одним из показателей социального здоровья общества. Таким образом, в российской психоаналитической традиции было подтверждено, что бессознательное выступает в роли фактора, активно влияющего на поведение человека в социуме, одновременно отмечалась и обратная тенденция - влияние состояния общества на индивидуальное, групповое и социальное бессознательное. Литература 1.Авербух Р.А. Проблемы человека в психоанализе. – М.: Медицинская литература. 1998. – 240 с. 2. Гармония смерти: Сабина Шпильрейн впереди Зигмунда Фрейда // Новости медицины и фармации. Яринвест Медикал, 1997 № 1, с. 48 - 50. 3. Залкинд В.Ф. Введение в психоанализ. –М.: Наука. 2001. – 340 с. 4. Проблема взаимодействия социального и бессознательного в работах первых российских психоаналитиков / Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Изд. МГУ, 1997, с. 121- 125. 5. Психоанализ. Популярная энциклопедия / сост., науч. ред. П. С. Гуревич. - М.: Олимп, 1998, 620 с. 6. Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Наука, 1997, - 340 с 7. Творчество и психоанализ. // Теория История Методика детского движения. Инф. бюллетень. IV выпуск. М., 1998, с. 91 - 98. 8. Фрейд З. «Избранные произведения» - СПб.: Питер. 1996. – 520 с.

Психоаналитическая теория была разработана в начале XX в. великим венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и личностных проблемах человека.

Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как правило, с сексуальным проблемами. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т. е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом . Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (тонатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их либидо , или ид ), которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступенях развития человек не различает полезного и вредного, дозволенного и недозволенного. Главный мотив поведения ребенка - удовлетворение инстинктивных желаний - в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия». Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать удовлетворение своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип психической жизни - «принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте - неудовлетворенное желание может причинить страдание, а удовлетворение многих желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал Я , или эго , основная роль которой заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни -суперэго , на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т. е. входят во внутренний мир ребенка и становятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины, даже при отсутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях - либидо, эго и суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы. Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней



жизни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы . Наиболее распространенными и эффективными защитными механизмами являются следующие:

вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);

проекция (перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окружающих);

регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень);

сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности - науку, искусство, политику и пр.).

Теория Фрейда содержит идею развития психики, т. е. качественно своеобразных и закономерных этапов ее становления. В основу выделения различных периодов положен способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и, в частности, та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду сексуальное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму и любой участок тела может стать источником полового удовольствия. Сексуальное влечение ребенка еще не отделено от других потребностей организма, оно тесно примыкает к удовлетворению других потребностей - питанию, сосанию груди, дефекации и пр. Например, поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно первый год жизни является оральной стадией развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией , поскольку на втором году жизни важным источником удовольствия становится анальная область. Третья стадия (дошкольный возраст) получила название фаллической - это период расцвета детской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс .

Первый объект эротического удовольствия для ребенка - его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) оказывается глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежны. Соперником в этих влечениях, естественно,

выступает отец, что порождает ненависть к нему, желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) и получил название эдипов комплекс (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека - один из важнейших пунктов фрейдизма. Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако, в силу своей асоциальности, эти чувства неприемлемы для суперэго; особая инстанция («цензура») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное события.

Теория З. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отечественной, так и в зарубежной психологии - за гипертрофию сексуального начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных условий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярными, особенно в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказавшись очень продуктивными. Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии.

В дальнейшем идеи Фрейда претерпели существенные изменения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. Я (или эго) стало рассматриваться как относительно независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целенаправленно действовать в окружающем мире. Большая роль в формировании Я ребенка стала отводиться условиям воспитания.

Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, продолжила и развила теорию и практику классического психоанализа применительно к развитию ребенка. Анализируя развитие сверх-Я, А. Фрейд придает решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматривается ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями

и ограничительными требованиями социального окружения. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии развития различных сфер детской жизни. Ее признанной заслугой считается описание линий развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек), линий развития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделяется при этом линии развития сексуальной сферы - от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.

Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и первым законодателем. Факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, свидетельствует о том, что пристрастия и антипатии матери влияют на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс развития замедляется.

Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психического развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре рассмотрения Эриксона находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако успешность решения этой задачи зависит как от достигнутого уровня развития ребенка, так и от духовной атмосферы общества, условий жизни и воспитания. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека - от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к детскому возрасту (см. табл. 1 на с. 38).

Задача младенческого возраста - преодоление чувства разобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру . Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»