Истоки журналистики в античном мире. Кратко об истории журналистики Появление журналистики

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ,

КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Возникновение журналистики: предпосылки и факторы развития.

Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. При­ступая к изучению теории печати, надо твердо усвоить, что пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилиза­ции , «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержа­ние и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей опре­деленной социальной системы на конкретном рубеже истории.

По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биогра­фию. Она не существовала, например, в античном мире и во вре­мена средневековья. Конечно, и в глубокой древности действова­ли службы сбора и распространения новостей, для этого применя­лись специальные средства. В этой связи часто вспоминают, например, древнеримские рукописные вестники «Акта сенатус» и «Акта публика» и ежедневные выпуски «Акта дьюрна попули романи». Последние расклеивались на стенах домов, продавались всем желающим, рассылались в провинции империи.. Некоторые ис­следователи называют подобные явления пражурналистикой или протожурналистикой.

Но ни вывешенные на городской стене распоряжения прави­телей, ни звучные сигналы герольдов, ни рукописные послания, доставлявшиеся гонцами, не были в собственном смысле слова журналистикой. Они в такой же мере относятся к ее предыстории, как и передача сведений с помощью огней на сторожевых башнях крепостей или удары вечевого колокола, призывающего горожан к всеобщему сбору.

1. Развитие, совершенствование форм распрост­ранения социально значимых сведений стало информационной пред­посылкой зарождения прессы как качественно нового феномена в истории человечества.

На примере этой предпосылки видно, что истолкование жур­налистики как явления только информационного будет неполным и недостаточным ответом на вопрос о ее природе. Привычной формой передачи сведений была устная форма. Авторитетными распространителями новостей были поэты-импровизаторы , в том числе и в XVII-XVIII вв., когда в Европе газеты уже завоевали довольно прочное положение. В периоды социальных потрясений (крестьянских волнений, антиколониальных восстаний, в частно­сти пугачевского бунта) широкое хождение получали произведения так называемой народной публицистики - письма, воззвания, прокламации .

2. Другие предпосылки складывались в сфере духовной культуры . Часть из них связана с духовной и творческой сущностью самой прессы. На протяжении веков формировались традиции публичного, полемически заостренного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни. Характерно, что уже древние римляне, высоко чтившие искусство публичной речи, различали ораторов и риторов. В дальнейшем ораторская линия получила необычайно сильное про­должение. Она стала неотъемлемым элементом культуры различных стран и народов. В феодальном обществе, где духовная жизнь зачас­тую приобретала религиозную окраску, широкую известность полу­чали проповедники, вероучители, выступавшие одновременно и как идейные наставники своих слушателей в области гражданского по­ведения. Вспомним в этой связи таких яростных обличителей офи­циальной церкви, как итальянский монах Савонарола (XV в.) и рус­ский раскольник протопоп Аввакум (XVII в.).


Полемические тенденции активно проникали и в светское об­щение: в публичные выступления властителей и крамольные речи бунтарей, в переписку политических оппонентов и литературно-исторические летописи . Таков один из истоков публицистики, ко­торая своим подлинным рождением обязана появившейся позднее печати.

3. Особенно значимую роль сыграло распространение грамотнос­ти , которая из привилегии знатных сословий все больше превраща­лась в достояние средних слоев населения, становилась массовой . Этот процесс сопровождался непрерывным совершенствованием шрифта - системы знаков для написания текстов. Современный читатель даже не представляет себе, какая напряженная идейная борьба и художническая работа предшествовали возникновению привычной сегодня формы букв. Наряду с существованием орна­ментальной графики церковного письма вырабатываются более простые в пользовании гражданские шрифты, развивается техни­ка деловой и бытовой скорописи. В Европе деятели эпохи Возрож­дения горячо выступали против старинных готических шрифтов - сложных в написании, неудобочитаемых, утомляющих зрение. Ха­рактерно, что письмо, которое появилось в результате их усилий, получило название гуманистического.

Для культурного расцвета России решающее значение имело создание на рубеже IX-X вв. славянско-русской азбуки и системы письма - кириллицы, связанное с именами легендарных братьев Кирилла и Мефодия. Но это было лишь началом долгой эволюции письменной речи из церковно-славянской (для узкого круга книжников) в общедоступную. На примере изданий петровского времени видно, что использование той или иной графики шрифта было самым практическим, насущным вопросом о популярности и доходчивости газетного слова. Поначалу газеты набирались древ­нерусским шрифтом. В 1708 г. Петр I провел реформу и вместо архаичного полуустава ввел гражданскую азбуку, которая и слу­жит первоисточником русского шрифта до сего дня. С 1710 г. ново­введение распространилось на газетную полиграфию, однако еще долгое время часть тиража выполнялась в прежней технике: ведь значительная часть потенциальных читателей обучалась грамоте по церковно-славянскому алфавиту.

4. К числу материально-технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной областях, расширявший материальную базу образования и культу­ры. Сменяют друг друга, становясь все более удобными, орудия и материалы для письма. Вместо громоздких свитков появляются пер­вые книги, вместо дорогостоящего пергамента - бумага. В Германии Иоганн Гутенберг из Майнца (XV в.) применил наборный шрифт - отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно составить любой текст, и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Его считают изобретателем книгопечатания, ознаменовав­шего начало новой эры в истории мировой культуры. В судьбе каждо­го народа есть подобные памятные страницы. В России высоко це­нится дело первопечатника Ивана Федорова, который вместе с Пет­ром Мстиславцем выпустил русскую книгу «Апостол» (XVI в.). На территории Америки печатный пресс был впервые использован для издания восьмистраничной брошюры, повествовавшей о земле­трясении в 1541 г. Благодаря совершенствованию полиграфического производства расширялись возможности для тиражированияактуальной информации и ее оценки , для появления массовой читательской аудитории.

Забегая на пути истории вперед, упомянем здесь и другие ве­ликие технические новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации и, значит, сказавшиеся на развитии журналистики: изобретение телеграфа (1832), фото­графии (1839), телефона (1876), звукозаписи (1877), телевидения (1884), радио (1895), кинематографа (1895) и т.д. Непосредственно в полиграфии революционные перевороты совершили ротационная печатная маши­на (1846), заменившая плоскую печать отдельных листов на работу с рулоном бумаги, и строкоотливная машина линотип, изобре­тенная американцем О. Мергенталером (1884), которая пришла на смену ручному набору отдельных литер. Процесс совершенствования средств фиксации и доставки информации, разумеется, про­должился в XX в., он не останавливается и в наши дни.

Для возникновения журналистики недостаточно было зрелос­ти какой-либо одной из названных предпосылок . Требовалось, что­бы одновременно сказалось действие целой группы факторов эко­номического, культурного, материально-технического порядка. И самое главное - должна была выявиться острая потребность общества в новом социальном институте, иначе говоря, нужны были социальные предпосылки.

Катализатором этого процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному.

Закономерно, что периодика как неотъемлемый элемент об­щественной жизни и культуры поначалу возникла в европейских странах, а скажем, не в Азии, где печатное дело получило высо­кое развитие гораздо раньше. Жители Кореи по праву считают сво­ей национальной гордостью музей древнего книгопечатания: здесь хранятся самое древнее на планете издание, выполненное с помо­щью досок-клише (751), и книга «Чикчжи симчхе», напечатанная наборным металлическим шрифтом за 70 лет до изобретения Гу­тенберга. В Китае уже в VII-X вв. (правление Танской династии) выходили рукописные газеты дибао, а наборные шрифты приме­нялись в типографиях уже в XI в. Историки упоминают китайскую газету «Kingpao» («Вестник столицы») как старейшую в мире. Прав­да, называя датой ее основания 911 г., они ссылаются на преда­ние, а не паточные свидетельства. С 1361 г. газета начала выходить регулярно, один раз в неделю. Однако она содержала лишь импе­раторские декреты и другие придворные известия. Значит, в стра­не, несмотря на зрелость одной из предпосылок, не возникла еще острая социальная потребность в периодике как зеркале текущей истории, как событийной картине мира. Китайские ученые гово­рят, что пресса, в современном смысле слова, на их родине по­явилась в начале XIX в., причем связывают это событие с изда­тельской активностью иностранцев, открывавших для себя дале­кую страну.

Потребность в периодике раньше всего появлялась там, где быстрее шло становление капитализма. На европейском континен­те самые первые газеты начали выходить даже до изобретения здесь книгопечатания. Это были рукописные листы новостей. В странах Европы они именовались «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляция». Любопытно, что так же, на традиционный лад называются и многие нынешние периодические издания: «Нувель обсерватер» («Le Nouvel Observateur») во Франции, «Нойе цюрхер цайтунг» («Neue Zurcher Zeitung») в Швейцарии, «Курант, нив ван де дах» («De Courant, Nieuws van de Dag») в Нидерландах и т.д. 1 Старейший из сохранившихся образцов такой хроники появился в Кельне в 1470 г. Подобные попытки предпринимались и в другими государствах Европы, В России в начале XVII в. выпускались рукописные «Куранты», дававшие правителям информацию о событиях в мировой политике. Сегодня мы назвали бы их первым отечественным дайджестом , поскольку главными источниками материала служили публикации европейских газет, а также непосредственные впечатления путешественников за рубеж.

Первыми периодическими печатными изданиями считаются вышедшие в 1609 г. немецкие газеты «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аугсбург). Этим годом датируется рождение прессы. Название «Relation Adler» было многословным и пышным: «Ведомость о всех выдающих и достопримечательных событиях, сое вершившихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Ита­лии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609 г. Все сведения отпечатаны в том виде, в каком были доставлены». Лишь много лет спустя газеты приобрели привычные нам сегодня краткие и выразительные имена.

В XVII в. печатные газеты появились в Англии (1622), Бельгии (1605), Испании (1661), Италии (1636), Франции (1611), Швейцарии (1610) и других странах Европы. По подсчетам историков, в 1630 г. их было не менее 30.

В России родоначальницей периодической печати явилась газета «Ведомости», основанная по воле Петра I в 1702 г. В указе о печатании газеты, в традиции своего времени, она именовалась пространно и патетически: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Петр I был одним из главных авторов публиковавшихся там сообщений.

Среди журналов первым зарегистрированным изданием стал «Journal des Savants» («Журнал ученого»), выходивший с 1655 г. в Париже. На нескольких страницах в нем печатались новости науки и техники.

Новые издания быстро обретали те признаки , которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это - регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж , широкое распространение , оперативность и актуальность информации.

Прак­тически сразу же произошло разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склон­ные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно ред­кие по периодичности календари, бюллетени, повременные справоч­ники. Разумеется, система современной прессы выглядит гораздо бо­гаче и пестрее.

Кстати сказать, происхождение слова «газета» обычно связывают с мелкой монетой gazetta, которой в Венеции расплачи­вались за рукописные листки новостей. Однако нельзя не упомянуть о том, что общепринятым термином это слово стало с легкой руки Т. Ренодо - основателя первого во Франции национального изда­ния под названием «La Gazette» (1631). Если в начале XVII в. насчи­тывались единицы периодических изданий, то столетие спустя их было около 100, еще через век - 900, а к 1900 г. - около 50 тысяч. В 90-е годы XX в., по данным американского Центра для иностран­ных журналистов, на земном шаре выходило 9,5 тысячи одних толь­ко ежедневных газет, причем их количество и совокупный тираж за десятилетие возросли на 12%.

Чтобы убедиться в том, какая панорама жизни открывалась, Например, жителю петровской Московии, познакомимся кратко с содержанием одного из первых номеров газеты «Ведомости»: «На Москве ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к I новому литью, больше 40000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили...

Из Персиды пишут: Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной Я руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству.

Из Сибири пишут: В Китайском государстве езуитов вельми неЯ стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены.

Из Олонца пишут: Города Олонца поп Иван Окулов, собравЯ охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумер-1 скую, и Керисурскую заставы...»

По свидетельству знаменитого немецкого историка печати Л. Саламона, жившего сто лет назад, уже в конце XVII в. в ЕвропеЯ появились книжки о пользе газетного чтения, в которых говорилось:» «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть дос­тойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересо­ваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле».

О том, что к созданию журналистики толкали экономические преобразования, свидетельствует содержание первых газет. Они в значительной мере заполнялись новостями торговли . Подчинялся духу времени, сами газеты становились товаром , а их издание уже на ранних стадиях развития журналистики начало приносить доходы.

Если поначалу многие газеты делались одним человеком, выполнявшим обязанности и редактора, и корреспондента, и издателя («персональный журна­лизм»), то вскоре издательства превращаются в довольно крупные предприятия, в штате редакций появляются наемные работники, функции которых заметно дифференцируются. В дальнейшем ка­питализация прессы стала одним из главных векторов ее развития .

Но было бы неверно объяснять успех журналистики одними экономическими причинами. Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное обустройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по спо­собности влиять на массовое сознание.

Не случайно революционные подъемы в прошлом и настоя­щем сопровождаются лавинообразным ростом числа газет . Срав­ним: накануне Великой французской революции в королевстве выходило 60 периодических изданий, а в годы революции - 500. За владение правом на печатное слово и самими изданиями разво­рачивалась ожесточенная борьба, принимавшая самые крайние формы выражения. Так, в конце XVII в Англии был принят закон, запрещавший распространение газет по воскресеньям, дабы не на­рушать святость этого дня недели. Во Франции Директория, придя к власти в 1795 г., специальным декретом установила смертную казнь для неугодных ей журналистов. Вслед за тем и Наполеон Бонапарт, получив власть, сразу заявил: «Газеты... должны делать добро, и только под этим условием я буду их терпеть». Он опубликовал декрет, со­гласно которому в Париже были закрыты почти все политические газеты, а оставшиеся фактически превратились в органы правитель­ственной пропаганды.

Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно значимой информации, использовавшиеся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией еще и в хронологическом отношении.

Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщают на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это не коммуникативный акт? Причем передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III в. до н.э.) и Цицерона (Рим, I в. до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы свое мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

В средние века этот вид пражурналистской деятельности сохраняется. История не сберегла имен тех, кто витийствовал на новгородских вече, толковищах суздальцев и московитов, но вряд ли Александр Невский или Василий Буслаев могли увлечь за собой русичей, если бы владели только мечом и не владели словом.

Политическую информацию в это время распространяли в Европе глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые вещали уже не от своего имени, но развозили по городам и весям и зачитывали царские да королевские указы, реляции и рескрипты. Как отголосок этих явлений в современной журналистике сохранились названия газет и журналов – “Курьер ЮНЕСКО”, “Daily Herald” (герольд), “Московский вестник”, “Washington Post” (почта), “Chicago Tribune” (трибуна – место произнесения речей), “Форум” (площадь в Риме, где проходили народные собрания) и т.д.

В средние же века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия, именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и проповеди не всегда носили богословский характер.

Однако устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания информации, несовершенна при ее массовом распространении и особенно хранении (хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако, он сохраняет, по преимуществу, образцы народного художественного творчества).

Человечество ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще.

Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени требовалось только для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее, это послание в вечность (частично выполнившее свою функцию).

Для более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В первом случае след, нанесенный на влажную глину, после затвердения был пригоден к длительному хранению. Во втором – написанное легко стиралось, благодаря чему открывалась возможность многократного использования восковых дощечек.

В Древнем Риме по указанию императора Юлия Цезаря (I в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски с сообщениями о решениях сената – “Acta Senatus”, о постановлениях народного собрания – “Acta diurna populi Romani”. Эти своеобразные предшественницы газет просуществовали вплоть до IV в. до н.э.

В Японии сохранилась глиняная “газета” за 1615 г. Под названием “Йомиури Каварабата”. Небезынтересно, что название в переводе означает “Прочти и передай другому” – стало быть, создатели такой “газеты” стремились к массовости, если не количеством экземпляров своего “издания”, то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации.

Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги. По-видимому, это произошло в Китае в I–II вв. н.э., по крайней мере, оттуда через Японию и арабские страны в X в. бумага попала в Европу. Итальянское слово bambagia – хлопок, передает суть производства этого писчего материала, который сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.

Правда, еще до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во II в. до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах новгородской земли).

Кирилл и Мефодий, давшие славянам письменность, причислены к лику святых. Не меньшие заслуги перед человечеством у Иоганна Гутенберга, изобретшего в середине XV в. печатный станок. Распространение бумаги и гутенбергова способа книгопечатания совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого человеческого слова. Это – важнейшие предпосылки возникновения журналистики.

Правда, первые газеты были рукописными – “News Letters” в Англии, “Куранты”, “Вести”, “Столбцы” на Руси.

Социально-экономический прогресс, возникновение капиталистических отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово “газета” произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах. Таким образом, содержание первой газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера.

Но уже во французской “Gassetta” – печатном издании кардинала Ришелье – появились политические сообщения. Английская буржуазная революция XVII в. ввела в обиход регулярные издания “памфлетов” – брошюр с актуальным политическим содержанием, которые вполне можно считать прообразом журналов.

Во второй половине XVII в. в Европе появляются журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности – политической публицистики, ставшей в это время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории. В этом смысле достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции, породившей блестящие памфлеты Мирабо, знаменитые газеты – Робеспьера “Защитник конституции” и Марата “Друг народа”.

В России первая печатная газета “Ведомости” вышла в свет 13 января 1703 г. Указ о ее создании был подписан Петром Первым 16 декабря 1702 г. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы (в советские времена День печати отмечался 5 мая – это дата выхода в 1912 г. первого номера ленинской “Правды”. Думается, вполне справедливо начинать отсчет истории отечественной журналистики на два века раньше – со времен величайшего реформатора, бывшего не только воином и корабелом, бомбардиром и императором, но и первым российским журналистом).

Диалектика общественного прогресса характеризуется дискретным (прерывистым), скачкообразным развитием. Те или иные явления иногда надолго замирают (происходит процесс количественного или качественного накопления), а в какие-то моменты начинают бурно расти, видоизменяться, приобретать новые черты.

Долгие годы, во времена Пушкина и Гоголя, Белинского и Добролюбова, Некрасова и Тургенева, Писарева и Толстого, властителями умов просвещенной российской публики были литературно-художественные журналы (формат которых мы сегодня определяем своеобразным термином “толстые журналы”).

Только в XIX в. (в Европе в первой половине столетия, в России – во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдаленных, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип – строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

На рубеже XIX–XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интересным. (Не случайно, скажем, изобретению телевидения посвящен замечательный роман Митчела Уилсона “Брат мой, враг мой”.)

В середине XIX в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г. кембриджский профессор Д. Максвелл использовал два символа для характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двухстрочном максвелловом уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма.

В 1888 г. немецкий ученый Г. Герц, чьим именем впоследствии назовут техническую единицу длины радиоволн, экспериментально подтвердил открытие Максвелла, однако, с глубоким убеждением утверждал, что магнитное излучение никогда и никоим образом не сможет быть использовано на практике.

Ни Гамильтон, ни Максвелл, ни Герц не дожили до того дня, когда гениально предсказанное (хотя и не понятое) ими радио (от лат. radio – испускаю лучи) начало победное шествие по планете.

В 1895 г. преподаватель кронштадтских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприемник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони.

В 1900 г., на заре XX столетия, российский броненосец “Генерал Апраксин” сел на скалы острова Гогланд. 3 марта А.С. Попов передал сообщение об этом по беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдет не так уж много времени, и человеческие голоса, мир звуков и музыки заполнят эфир, а в наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приемники, вслед за ними громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные переносные транзисторные приемники – все более миниатюрные и все более безупречные по акустическим характеристикам.

Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди всегда мечтали о возможности заглянуть за горизонт (вспомните хотя бы сказку о спящей царевне и семи богатырях: “Наливное яблочко катится по блюдечку – и уже видно, что делается за морями-океанами, в земле далекой...”). Размышляя о возможности передачи изображения на расстоянии, ученые пришли к выводу, что для этого изображение надо разложить на составные части – по-разному освещенные точки, которые в совокупности как камешки смальты в мозаичном панно рисуют для нас ту или иную картину. Собственно, идея последовательной передачи изображения по частям принадлежит русскому ученому-биологу (!), сыну крепостного крестьянина П.И. Бахметьеву и высказана им в 1880 г.

В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П. Нипков запатентовал процесс “развертки” изображения с помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое применение это открытие получило только в 20-е гг. XX в. в краткой истории так называемого “механического телевидения”.

В 1888–89 гг. русский профессор А.Г. Столетов открывает явление “внешнего фотоэффекта”, опираясь на которое преподаватель Петербургского технологического института Б.Л. Розинг в 1907 г. создает катодную электронно-лучевую трубку – прообраз нынешнего кинескопа. В отличие от А.С. Попова, Розинг сразу же запатентовал свое изобретение, и сегодня он во всем мире признан основоположником современного электронного ТВ (изобретателем радио Запад считает Г. Маркони).

Куда менее бесспорен вклад в развитие телевидения талантливого ученого–самоучки, сына ссыльного украинского революционера–демократа Б.П. Грабовского, который в 1925 г. в Ташкенте впервые продемонстрировал движущееся изображение при помощи электронно–лучевой трубки. По совету Б.Л. Розинга, это усовершенствование было запатентовано под названием “телефот”, но в силу ряда причин не получило должной известности.

За океаном, в США, в это же время шли настойчивые поиски в том же направлении. Американцы одним из изобретателей телевидения считают В.К. Зворыкина (эмигрировал из России в 1917 г.). Здесь же следует назвать имена англичанина В. Крукса, немца Ф. Брауна, американца Ф. Франсуорта, русского А.М. Полумордвинова, армянина О.А. Адамяна, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда, советских ученых С.И. Катаева и П.В. Шмакова. Поистине, внедрение в быт человечества наиболее интернационального из средств массовой информации стало возможным благодаря работе интернационального отряда ученых, инженеров и техников.

Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее изобретение французов Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 г. подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения. По удивительному совпадению музы кино и радио родились в один год.

Дата рождения “механического” телевидения в России – 1 мая 1931 г. В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на “развертку” изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров.

В 50–60-е гг. в стране идет бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями (телесигнал из космоса легко преодолевает любые – государственные, национальные, территориальные и другие границы). Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть “Интернет”) произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище телевидения – так называемая “виртуальная реальность” – новое искусство с не осознанными пока до конца возможностями.

Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Издается четыре с половиной тысячи газет, почти полторы тысячи наименований журналов, более восьмисот бюллетеней. В эфир выходят три сотни телепрограмм, более ста восьмидесяти радиопрограмм. Их обслуживают триста информационных агентств.

Годовой тираж газет приближается к десяти миллиардам экземпляров. Рекордсменом является еженедельник “Аргументы и факты”, у которого четыре миллиона подписчиков. Впрочем, в 1990 г., когда в СССР были устранены лимиты на подписку, а стоимость изданий была довольно низкой, “АиФ” выходили в свет тиражом 33,2 млн экз., за что по праву были занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Полуторамиллионные тиражи сейчас у “Комсомольской правды” и газеты “Труд”, к миллионному приближается тираж газеты “Известия”. У региональных газет, в отличие от общероссийских, тираж не только не упал, но даже вырос. Рост интереса аудитории к региональным изданиям печатной и электронной прессы – характерная тенденция нашего времени.

В целом же в мире издается около 10 тыс. только ежедневных газет. Ежегодно печатается 10 млрд книг. Потенциальной аудиторией радио является все человечество, в его распоряжении полтора миллиарда радиоприемников. Телепрограммы может принимать три миллиарда человек. Парк телевизионных приемников приближается к миллиарду штук.

Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных “Курантов” к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, “прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”.

У профессиональной журналистики замечательные перспективы. Вот почему нашей профессии остро необходимы грамотные, опытные, честные и принципиальные люди, в совершенстве владеющие журналистским мастерством.

Журналист - специалист, занимающийся публицистической деятельностью в газетах, журналах, на телевидении и радио, в других средствах массовой информации. Он добывает информацию и передает ее своим читателям, слушателям, зрителям, участвуя тем самым в формировании общественного мнения. Журналист находит интересные темы для статей, репортажей и эфиров, подготавливает и редактирует сообщения и материалы для средств массовой информации. Этим специалистам нужно добывать новости, высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, давать прогнозы развития социально значимых процессов.

В профессию журналиста приходят талантливые молодые люди со склонностью к гуманитарному образованию и с выраженным интересом к литературно-публицистической деятельности. Практически все участвуют в творческих конкурсах, «пробуют перо». Часть из них еще в школьные годы занимается в школе юного журналиста. В журналистику приходят также взрослые люди с богатым жизненным опытом и базовым гуманитарным образованием (например филологическим, историческим). Базовые знания по профессии журналиста можно получить в профильных учреждениях высшего профессионального образования.

Требования к кандидатам

Квалифицированный журналист должен знать:

  • литературу классическую и современную;
  • теорию и практику журналистики;
  • психологию;
  • методы анализа социальных и культурных процессов;
  • профессиональную оргтехнику.

Квалифицированный журналист должен уметь:

  • собирать и выделять важные объективные факты (из интервью, опросов, документов и других источников);
  • освещать происходящие события, явления из общественной жизни;
  • самостоятельно анализировать и интерпретировать происходящие явления и события;
  • устанавливать контакт с любым собеседником, наблюдать за поведением и жизнью людей и разбираться в психологии людей из разных слоев общества;
  • быстро переключаться с одной работы на другую;
  • работать в коллективе профессионалов;
  • оперативно готовить печатный материал к публикации, придавая ему определенную литературно-художественную форму в соответствии с требованиями стиля, жанра, канонов литературы.

Индивидуальные особенности специалиста:

  • стремление к постоянному саморазвитию;
  • отличное владение устной и письменной речью;
  • наблюдательность;
  • отлично развитые лексические способности;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • активность и физическая подвижность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Обязанности

Журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную фактологическую информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и различного социального уровня. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала.

Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача.

Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).

Категории профессии

Гонзо-журналист обязан непосредственно участвовать в описываемых событиях для того, чтобы наиболее точно описать эти события и подчеркнуть основной смысл происходящего. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля. В отличие от алкоголя и наркотиков, не являющихся настолько обязательными отличительными чертами гонзо.


Репортер - сотрудник СМИ (не обязательно штатный), посланный на место события и сообщающий в редакцию информацию (рапорт, корреспонденцию) «с места события». В печатных изданиях (чаще всего в газетах) пишут текстовые сообщения, в аудиовизуальных СМИ (ТВ, радио) работают в кадре или эфире, в интернет-изданиях создают мультимедийный контент.


Комментатор - должность в средствах массовой информации, в основном на телевидении и радио. Человек на этой должности является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий (например: общественной, политической, спортивной). В подразделении редакторов должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Порой функции комментатора исполняют обозреватели. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов из соответствующей сферы деятельности.


Обозреватель - в отличие от журналиста, готовит к публикации (к выпуску в эфир) сводную информацию по определенной тематике, полученную из разных источников.


Фотожурналист - это фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание.

Зарплата

Если журналист свою профессиональную карьеру начинает в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги, то рассчитывать он может на гонорарную форму оплаты - один тенге за один знак , например, статья объемом 6 500 знаков будет стоить 6 500 тенге. Такая же форма оплаты у журналистов-фрилансеров, т. е. тех, кто находится на «вольных хлебах». После того как журналист сумеет себя зарекомендовать, его гонорары возрастают.

В среднем по Казахстану заработок журналиста составляет от 70 000 до 100 000 тенге плюс гонорары.

Перспективы

Журналистам отлично знакома истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги, да и то не очень сытно. Но после того как журналист сумеет себя зарекомендовать, ему уже не придется бегать за редакторами, они сами будут стараться привлечь его в свое издание. Как быстро наступит это время, зависит исключительно от журналистских способностей человека и желания «раскрутиться», а также от некоторой доли везения.

Простор для деятельности очень велик - редакционно-издательское дело, литературно-художественная критика, реклама или пиар.

В журналистике возможен вертикальный карьерный рост. Хорошего специалиста могут назначить сначала редактором рубрики, затем начальником отдела, выпускающим редактором - вплоть до позиции главного редактора СМИ.

Впрочем, далеко не все журналисты стремятся занять управленческие должности. Многих не интересует повышение по службе, их больше привлекает горизонтальное развитие карьеры. Свободный график позволяет им работать сразу в нескольких СМИ. И дело тут не только в возможности иметь большие гонорары. Многих журналистов привлекает возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, уйти от использования в работе привычных алгоритмов, часто жестко задаваемых форматом, другими словами - избежать профессиональной деформации и эмоционального выгорания, а также расширить творческие горизонты.

Плюсы и минусы профессии

Достоинства
Журналист - не столько профессия, сколько образ жизни или призвание. Это подтверждает тот факт, что мир знает немало прекрасных журналистов без специального образования. Журналист может работать совершенно по-разному. Это может быть работа на новостях, независимый взгляд на происходящие события, а также различные творческие проекты, в том числе частные. Журналист может по роду деятельности не быть привязанным к офису или редакции, работать по совместительству, частично занятым, а также фрилансером. Очевидным достоинством является активный образ жизни журналиста и много общения с разными интересными людьми.

Недостатки
Карьерный рост в профессии практически отсутствует, во всяком случае, он не многоступенчатый, как в других профессиях. Хорошего журналиста могут повысить до редактора рубрики, затем до начальника подразделения, затем до выпускающего редактора, и это практически все движение по карьерной лестнице. Свобода слова, о которой так громко заявляют демократические государства и за которую так ценится профессия журналиста, на деле часто оказывается заказной или подверженной жесткой цензуре. Журналист - опасная профессия, немало светлых умов заплатили здоровьем, а то и жизнью за правду, неудобную отдельным людям. Еще один недостаток - повышенная занятость: у журналистов часто нет времени ни на личную жизнь, ни на полноценный сон. А также невозможность абстрагироваться от происходящего, так как вся информация воспринимается как повод для новых статей и репортажей.

Противопоказания

  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • органов дыхания;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.

Мифы профессии

Миф 1. Общительность и обаяние - главный залог успеха.
Безусловно, некоторые привитые в раннем детстве качества журналисту необходимы, но вовсе не быстрота реакции и наглость, как принято считать. Очень важно обладать бесконечным любопытством и получать удовольствие от узнавания нового. А кроме этого должна присутствовать почти физическая потребность рассказывать это новое окружающим. Такой человек не может успокоиться до тех пор, пока не превратит увиденное или услышанное в связный рассказ. Вот это свойство привить невозможно, оно либо уже сформировалось, либо нет. Что же касается общительности, то здесь все не так просто. Понятно, что приходится разговаривать, задавать вопросы, не всегда приятные, и вообще, несколько навязывать свое общество. Но неверно думать, что журналисты не испытывают известного смущения, общаясь с незнакомыми людьми. Однако желание получить информацию оказывается сильнее. Есть много профессионалов, которые выглядят и ведут себя как абсолютные интроверты. Некоторые застенчивы, другие молчаливы и чудаковаты. Но при этом, обладая искренним и неослабевающем интересом к окружающему миру, они могут расположить к себе людей, а поэтому получают ровно столько информации, сколько им нужно. Наглость и бесцеремонность, вопреки распространенному мнению, порой даже вредны журналисту. Эти качества свидетельствуют о недостатке твердости характера и упорства. А упорство и целеустремленность - одни из наиболее важных качеств в этой профессии.


Миф 2. Если ребенок хорошо пишет сочинения в школе, значит, у него есть склонности к журналистике.
Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио сначала делается печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сказать, что журналистика - это удел гуманитариев, людей, склонных к образному мышлению, будет неправильно. Сегодня журналистика становится все более аналитичной и жесткой. Публицистика толстых журналов постепенно вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем - и это общемировой процесс. Посему наиболее востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т. п. Опытные журналисты признаются, что в нестандартной ситуации они будто наблюдают со стороны за происходящим и рефлекторно придумывают слова и фразы, складывая их в печатный текст. Телевизионщики - соответственно, в картинку на экране… Вот этот описательный тип реакции на окружающее делает просто любопытного человека журналистом.


Миф 3. Учеба на факультете журналистики - это веселая компания плюс ненавязчивое обучение правильной улыбке перед камерой.
Дилетанты широкого профиля - так иногда называют своих студентов преподаватели факультетов журналистики. И действительно, чему только не приходится учиться будущим работникам пера. В отличие от большинства западных стран, где журналиста компактно (месяца за три) обучают исключительно профессии, наши программы иногда наполнены ненужными дисциплинами. Во-первых, курс современного русского языка (к сожалению, не всеми осваиваемый). Если добавить сюда стилистику и редактирование, то, можно сказать, этим журналист занимается все пять лет. Диктанты, контрольные, рефераты - неизменная и весьма муторная составляющая беззаботной студенческой жизни. Во-вторых, вся художественная литература - от античной до современной западной, от частушек до Пелевина с Сорокиным. Понятно, что студентам приходится читать горы книг, не только увлекательных, но и невыносимо нудных. Потому экзамены по литературе - это серьезное испытание на верность профессии. А еще история отечественной и зарубежной журналистики, издательские технологии, иностранный язык, социология, право, политология, рекламное дело. Кроме того, в программе есть множество предметов, напрямую не связанных с профессией, но добавляющих эрудиции и развивающих гибкость ума, - философия, психология, религоведение, логика, экономика. Понятно, что с каждым годом все больше внимания уделяется технической стороне работы журналиста. Если раньше все ограничивалось курсом по фотоделу и парой-тройкой практических занятий в учебной телестудии, то современные студенты серьезно осваивают электронные СМИ, компьютерный дизайн и верстку, информатику и математику.


Миф 4. Факультет журналистики может научить профессии.
Один из самых загадочных предметов, изучаемых студентами журфака, называется журналистским мастерством или основами журналистики, или основами творческой деятельности журналиста. Полное название зависит от фантазии руководства института. Обучение этому предмету состоит из пространных лекций и разбора студенческих работ. Хорошо, если лекции читают приглашенные звезды - практики, которые ежедневно и ежечасно сталкиваются с основами творческой деятельности. Хуже, когда мастерству учат педагоги, давно отошедшие от практической работы. Несмотря на безусловную и неоспоримую ценность общегуманитарного образования, которое дает хороший институт, творчески журналиста формирует практика.


Миф 5. Работа журналиста - это сплошные детективные расследования, интервью со звездами и пресс-конференции с фуршетами .
На самом деле придется, по крайней мере первое время, писать информационные заметки длиной в пять-десять строк, составлять простенькие сообщения, собирать сведения для обзоров. Черновая работа, из которой состоит на три четверти деятельность опытного журналиста, у новичка занимает все время. Прежде чем будет опубликовано самое обычное интервью, например с рядовым чиновником, нужно сделать следующее: понять, с кем нужно поговорить и о чем, найти необходимый телефон, звоня в разные отделы и подразделения ведомства, провести долгие и нудные переговоры с секретарем, пытаясь вежливо реагировать на глупые вопросы, в нужное время приехать и попытаться вытянуть из чиновника хоть что-то, отличающееся от официальных документов, расшифровать пленку (то есть напечатать все, что на ней записано), из полученного соорудить живое и увлекательное интервью, отправить его на согласование, попытаться убедить интервьюируемого, что его правка делает материал нечитаемым, внести правку и опять отправить материал на согла сование (этот этап может повторяться многократно), сократить интервью, потому что оно оказалось в полтора раза длиннее, успеть сделать все вышеперечисленное в срок. Бесконечные звонки, поиск иногда изнурительный нужной информации из самых разных источников, преодоление сопротивления тех, кто не хочет вмешательства прессы в свои дела, поездки из одного конца города (или страны) в другой, постоянная готовность сорваться с места - без этого журналист не может стать настоящим мастером. Статья, репортаж, телепередача - это лишь вершина айсберга, результат огромного труда.

Надо же!
В Париже выходит еженедельник «Соль и перец», в котором всего две страницы. Он издается на специальной водонепроницаемой бумаге. Еженедельник предназначен для тех, кто никак не может избавиться от привычки читать за столом во время еды. «Соль и перец» предлагает читателям подборку наиболее актуальных событий в мире и в стране, а также самые последние анекдоты.

В США выходит ежечасовая газета «Самые последние новости». Ее первыми читателями были пассажиры авиалайнеров компании «Пан-Америкэн», совершающих каждый час челночные рейсы между Вашингтоном и Нью-Йорком.

Выпуску еженедельника «Ля газетт», который издается во французском Монпелье, предшествовали многообещающие заявления издателей о том, что читателей ждут самые разнообразные сюрпризы. Первый же номер еженедельника был шириной более двух метров.

«Нью-Йорк таймс» бьет рекорды и по толщине, и по объему помещаемой рекламы, и по количеству журналистских наград, присужденных ее сотрудникам. Ей же принадлежит еще один рекорд: именно в «Нью-Йорк таймс» работает Джордж Мерие, который обладает самыми длинными усами среди американских коллег - 66,5 см.

Двадцать лет журналист Билл Койленд печатает метеосводки в газете города Сарасота, штат Флорида. Сводки облечены в стихотворную форму.

На аукционе в Лондоне был продан за 304 доллара экземпляр газеты «Бостон глоб» за 12 апреля 1912 года, в котором сообщалось о гибели «Титаника».

Из-за нехватки бумаги номер газеты «Известия» за 17 мая 1921 года был напечатан на холсте. Тут же было обращение: «Берегите газеты, их у нас мало! Прочитав, передай газету другому!»

Первая в мире газета для женщин появилась в Германии в 1798 году. Она называлась «Фрауэнциммер цайтунг».

В 1786 году в газете «Цайтунг фюр штедте, флеккен унд дёрфер» было впервые опубликовано письмо читателя. Затем выяснилось, что в действительности его автором был издатель этой газеты священник Бернс. Таким способом он хотел побудить своих подписчиков к размышлениям. Старый журналистский прием...

Прусскому королю Фридриху II приписывают слова о том, что «если хочешь сделать газету интересной, ею нельзя повелевать». Однако именно при нем в редакциях появились первые цензоры.

Германская «Кельнише цайтунг» от 4 мая 1817 года вышла с полностью пустой первой полосой. Так ее издатель Маркус Дюмон выразил свой протест против засилья государственной цензуры.

Журналист Майк Воллэс за свою 60-летнюю карьеру, преимущественно на телеканале CBS, был удостоен 20 премий Emmy Awards. Он брал интервью у выдающихся личностей, делающих новости, в том числе у Дэн Сяопина, Аятоллы Хомейни, Курта Вальдхайма, Ясира Арафата, Анвара Садата, Владимира Путина, Сальвадора Дали и Махмуда Ахмадинеджада.

Видео о профессии

Профессию журналиста можно получить в огромном количестве вузов по всему миру. Однако специфика ее познается именно на практике, постигается через опыт. От того, какую медийную область абитуриент собирается изучать, зависит выбор университета.

Есть такая работа - знать обо всем

Журналистика - это служба или призвание? Конечно, в первую очередь она является профессией, где нужны свои навыки и умения. Журналист умеет сочинить очерк, получить интервью, составить пресс-релиз.

Также эту специальность отличает постоянный контакт с людьми из разных областей. Поэтому настоящий сотрудник прессы умеет вызывать у них доверие и получать необходимую информацию. Это и сыщик, и актер, и писатель в одном лице. Конечно, столь многогранная деятельность приводит к быстрому расширению кругозора.

Ходячая записная книжка

Настоящую акулу пера можно узнать по особому взгляду. Работник прессы смотрит на мир жадно, ища кругом инфоповод, источник исходных данных для материала и новых социальных контактов. Это, конечно, не означает, что знаменитый прототип по имени Папарацци из кино Феллини являет собой истинного журналиста, демонстрируя бестактность и назойливость. Но без расторопности в СМИ делать нечего. Ведь, как высказался Владимир Познер в передаче "Школа злословия", журналистика - это магия, которая присутствует только в настоящем моменте.

Чтобы сделать хороший материал, обозреватель должен подготовить информацию, составить свой обзор и публикацию с правильно расставленными акцентами. Поэтому очень часто прессу можно узнать по блокноту для записей или новомодному гаджету, выполняющему ту же функцию.

Талантливый сотрудник СМИ умеет преподнести новость так, чтобы ее невозможно было не читать. Очень важно в новостной работе ясно представлять картину происходящего, разглядывать неоднородность материалов и фиксировать внимание аудитории на главной идее при помощи мастерства владения словом.

Конечно, многие считают, что журналистика - это младшая сестра литературы, и к искусству она имеет отношение, как маляр к живописи. Однако очень часто талантливые писатели выбирают эту стезю, вместе с этим сочиняя прекрасные истории и романы. Возможно, что именно современный образ жизни сделал из затворников-писателей людей, ведущих социально активную жизнь. Теперь автор ищет своих героев не во внутреннем пространстве, а в толпе зевак. Таков краткий портрет современного работника прессы.

Основы журналистики: подготовка материала

Новость - это и есть та волшебная эссенция, получаемая в результате трудов профессионального обозревателя. В СМИ важна информация. Факты и реальные события делают материал интересным. Домыслам и размышлениям в новостной прессе нет места. Любой институт журналистики оттачивает у своих студентов умение отделять главное от второстепенного. Учащиеся тренируются выводить основную мысль, находить важную информацию в ходе расследования, обрабатывать данные и интересно преподносить материал. Это и есть основы журналистики.

Также студенты изучают различные направления, которые действительно отличаются друг от друга приемами и стилем изложения. Газетная журналистика, радио- и тележурналистика требуют разных умений.

Кроме того, есть такие направления, как фотожурналистика и рекламистика. Однако практически все они требуют хорошего владения словом. Чтобы писать статьи для печатного издания, важно уметь лаконично излагать факты, для радио нужна виртуозная устная речь, для телевизионной деятельности, помимо вышеуказанного, необходимо уметь работать в кадре.

Имею скафандр - готов путешествовать

Очень часто подростки загораются желанием овладеть профессией сотрудника прессы, но не проводят своего журналистского расследования по поводу подходящего учебного заведения. Выбор, как правило, падает на самый близкий к дому или престижный вуз. Однако необходимо при этом учесть еще и специфику кафедры.

В России практически в каждом крупном городе есть возможность получить качественное филологическое образование. Однако есть ряд университетов, которые предоставляют узкоспециализированное образование в той области, которая интересна абитуриенту.

Конечно, это журналистика МГУ, факультеты журналистики МГИМО и института Массмедиа РГГУ.

Международная журналистика появилась в МГИМО в 1968 году. Что касается института Массмедиа, то РГГУ ставит перед собой задачу преподавать гуманитарное образование на высоком уровне в условиях, которые диктует информационный век.

МГУ - это основа журналистики в нашей стране, поэтому факультет будет рассмотрен подробнее.

Все выпускники трех крупнейших вузов получают возможность научиться самостоятельно создавать медийные материалы, а также свободно ориентироваться в информации, находить ее там, где обычный человек неспособен. Не каждый факультет журналистики дает возможность получить обширную практику, как это происходит в крупнейших вузах страны.

Заграничные вузы

Самые авторитетные факультеты и университеты в мире, готовящие журналистов, имеют свои уникальные традиции обучения. Но если раньше вектор образования выбирался исходя из внутренних потребностей страны, то сейчас, в эпоху глобализации, классические школы все чаще делают программы более универсальными. И при этом студентам предоставляется возможность получить уникальный опыт. Именно ради приобретения профессионального мастерства у гуру СМИ учащиеся преодолевают немыслимые расстояния и языковые барьеры.

Школа журналистики, которая считается одной из самых авторитетных, находится в США. Тут проводится подготовка мастеров пера по всем основным направлениям.

За журналистикой в области права и экономики стоит отправиться в Мадридский университет Карлоса III. Основы мастерства сочинительства тут преподают через призму социально-гуманитарных наук.

Научные журналисты получают необходимый опыт в Дортмундском университете Германии. Тут преподаются естественные и технические дисциплины, выпускники защищают научную работу по выбранной проблематике. Кроме того, в Германии готовят мастеров прессы технического профиля. Этим занимается Fachhochschule Bonn-Rein-Sieg. Информатика, точные науки, техника автоматизированного управления тут преподаются, как и история журналистики или стилистика родного языка.

В Австралийском университете University of Western Sydney изучают деловую, спортивную и политическую журналистику. А вот работники медиа, которые специализируются на анализе искусства, отправляются изучать мастерство в Новозеландский институт технологий. Тут же готовят музыкантов, фотографов и дизайнеров. Таким образом, в Новой Зеландии выпускают не просто узкоспециализированных журналистов, но профессионалов на стыке двух областей. Второй пример комбинированного обучения есть в университете Наварра в Испании. Тут ученики специализируется на философии, а после окончания становятся журналистами-аналитиками.

За рубежом по-прежнему актуальна стажировка студентов в других языковых средах. Например, школа журналистики во Франции практикует поездки студентов в Италию. В Италии иная культура, другой опыт для учащихся. В итоге тут преподается особенная журналистика. Вузы всего мира предлагают свои программы и требования.

Окно в Европу

Такие российские вузы, как МГИМО, РГГУ и МГУ, отправляют своих учеников за рубеж. Институт журналистики предоставляет возможность получения иностранного опыта. Основное условие для этого - наличие выдержанного языкового экзамена и несколько лет обучения в базисном вузе.

Если абитуриент самостоятельно ищет себе курсы журналистики, то все тяготы бумажной волокиты ложатся на него. Помимо перечисленных испытаний, необходимо предоставить автобиографию, справку о финансовой состоятельности, рекомендательное и Желательно подготовить портфолио опубликованных в СМИ работ. Регистрационный сбор, оплата жилья и специализированные платежи - все это оплачивается в частном порядке. При этом часть зарубежных вузов назначают стипендию иностранным гражданам и предоставляют общежитие.

Разносчики новостей

Иногда журналистов называют представителями второй древней профессии, намекая на способность преподносить новости в том свете, в котором их заказывают. Однако в России сотрудники прессы появились сравнительно недавно - в позапрошлом столетии.

Название взято из французского языка и означает "дневник" (от journal). Московские публицисты занимались периодическими изданиями. Уже при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче издавались первые рукописные издания "Куранты" и "Вестовые письма", преимущественно в них публиковались переводы из европейских газет: немецких, шведских, польских и голландских. Новости зачитывались царю и приближенным боярам. А в 1702 году вышли первые пробные "Ведомости", состоящие опять же из заграничных новостей. Сам Петр Великий находил в своем графике время, чтобы отбирать самые ценные сведения. В 1703 году издание начало выходить регулярно по вторникам и пятницам.

Таким образом, разносчики новостей появились очень давно, но развиваться журналистика смогла только после появления и потребности широкой публики в свежей информации. Такая необходимость возникла в 17 веке, эпоху технического бума, когда фабриканты начали следить за актуальной экономической информацией. Купцам было необходимо знать, в каких странах можно закупить материалы и где появились новые станки для производства. Помимо этого, в изданиях сообщались цены, что давало возможность узнать о конкурентном рынке.

В этот же период к СМИ появляется большой интерес у государственных структур. Теперь пресса - "ездовая лошадка" идеологических, религиозных и политических игр.

История журналистики тесно связана с общим уровнем грамотности населения.

Большой вклад в отечественную новостную сферу внес Михаил Ломоносов. Его труд "Рассуждения об обязанностях журналистов" заложил вектор развития профессии в 19-20 вв. Именно на базе представлений ученого о том, какой должна быть отечественная печать, строилась работа альманахов "Колокол", "Московский телеграф", "Отечественные записки", "Полярная звезда".

Октябрьская революция родила "Новый мир" и другие печатные издания, среди которых "Известия", "Комсомольская правда", "Советская Россия".

Наследие отечества

Одним из самых крупных факультетов страны, готовящих журналистов, является журфак МГУ. На факультете размещено 14 кафедр, среди которых: отделение зарубежной журналистики и литературы, кафедра истории отечественных средств массовой информации, литературно-художественной критики и публицистики, стилистики родного языка, телевидения и радиовещания, техники газетного дела, новых медиа и теории коммуникации и прочие. Тут же осуществляется подготовка фотожурналистов, специалистов-редакторов, интернет-авторов. Факультет журналистики МГУ проводит обучение в разных формах: дневная, вечерняя и заочная. Однако в последние годы набор на заочные направления приостановлен. На дневной форме представлены газетная, фото-, радио-, теле-, международная, спортивная, деловая журналистика.

Основные специальности, такие как газетная, теле-, радиожурналистика, а также редакционное дело и связи с общественностью, также можно изучать на вечернем отделении.

Все студенты осваивают общественно-политические, филологические и специализированные дисциплины. Особое внимание уделяется изучению технологии и методики творческой деятельности, подготовки материалов для телепередач и радиопрограмм, организации работы редакционного коллектива, приобретению навыков работы в издательстве, создания и продвижения сетевых медиа, конвергентного медиа-контента.

На базе факультета размещена огромная научно-образовательная площадка, представленная Ибероамериканским центром изучения журналистики и культуры, Свободным российско-германским институтом публицистики, Центром по изучению СМИ Скандинавии и Финляндии, Франко-российским, Российско-японским, Итало-российским, Российско-индийским, Российско-китайским центрами. Учащиеся могут в совершенстве освоить иностранные языки, изучить медиа-системы и принципы разных государств, участвовать в программах зарубежного обмена, которые предоставляет факультет журналистики. Программа обучения постоянно совершенствуется.

История длиной в 60 лет

Факультет журналистики МГУ за 60 лет окончили более 20 000 человек. Среди них - печально известные и Анна Политковская. Из современных медийных звезд стоит вспомнить Эрнеста Мацкявичуса и из развлекательного СМИ - это Эвелина Хромченко, Дана Борисова, Тутта Ларсон, Андрей Малахов. Тут же учились знаменитый писатель Дмитрий Быков и поэтесса Вера Полозкова.

Впечатляют не только выпускники, но и состав преподавателей. Так, журналистика МГУ представлена более 165 представителями профессуры. Среди научных сотрудников 97 доцентов, кандидатов наук и 32 профессора. Многие состоявшиеся выпускники, окончившие факультет журналистики, продолжают преподавать именно тут. Среди них - радиоведущая Светлана Сорокина, музыкальный критик Артемий Троицкий, главный редактор программы "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Для всех этих людей журналистика - больше, чем профессия, это призвание, поэтому учиться у них - значит не просто постигать азы мастерства, но и раскрывать собственный талант.

Эпицентр студенческой вселенной

Считается, что памятник Ломоносову - это не только история журналистики, но и место силы литераторов и писателей. Сюда приходят молодые учащиеся, недавние выпускники, тут место тусовок журфаковцев.

Вся учеба в вузе пропитана особой атмосферой, ведь студенты проводят вместе очень много времени. Они выпускают факультативное издание "Журналист", сами готовят внутренние передачи и программы, активно разрабатывают медийные средства информации.

Кружки журналистики - это в первую очередь творческие мастерские и студии. Тут ребята учатся отстаивать свое мнение, слушать другие точки зрения и давать комментарии друг другу на уровне обратной связи высокого качества.

Сдать, чтобы стать своим

Для того чтобы учиться в МГУ, вуз, как и любой другой университет журналистики, предлагает абитуриентам выдержать вступительные испытания. Сегодня они включают Единый государственный экзамен по русскому и литературе. Кроме того, необходимо сдать еще и иностранные языки, среди которых, помимо английского и немецкого, принимают экзамен по французскому и испанскому.

Профильным предметом считается литература, также учитываются результаты творческого конкурса.

Само поступление осуществляется в два этапа. На первом отбираются лучшие творческие сочинения, а на втором делается выбор в пользу тех абитуриентов, которые достойно выдержали собеседование.

Для бакалавров предоставляется возможность поступить в магистратуру (срок обучения - 2 года). Сюда достаточно выдержать собеседование и предоставить диплом о высшем образовании.

Длительность подготовки специалистов по второму высшему образованию составляет 3 года. Испытания тут те же, что и при зачислении в магистратуру. Обучение проходит на платной основе, однако все желающие могут посещать профессорские лекции и мастер-классы ведущих профессионалов, среди которых журналисты-практики из ведущих медиа-ресурсов.

Юный журналист

Для школьников 9 и 10 классов, которые хотят подготовиться к вступительным испытаниям, ведутся курсы журналистики. Для того чтобы принять участие в обучении по программе курсов, нужно пройти тестовое задание. Также абитуриенты могут посещать и другое заведение - "Школа юного журналиста". Для занятий в школе-студии нужно написать сочинение и выдержать собеседование. Курсы журналистики длятся 9 месяцев. В школе-студии продолжительность обучения - 1 или 2 года. Журналистика - это призвание, и понять это лучше в юном возрасте.

Говорят, что журналистом, писателем, критиком не рождаются, но становятся. Однако, если с детства вы замечали за собой любовь к ручке и бумаге, возможность сочинять и доносить это до окружающих, выражать свое мнение и слушать чужое, то вам однозначно по пути с акулами пера.

Профессию журналиста мы считаем одной из самых интересных профессий. Быть в курсе всех важных новостей, иметь право выносить на всеобщее обсуждение какие-то проблемы, помогать другим людям - всё это черты журналистской работы.

Профессия журналиста часто связана с интересными и неожиданными встречами, с путешествиями, с морем информации, которую он узнает одним из первых. Быть журналистом - значит быть человеком целеустремленным, настойчивым и в то же время легким в общении, отзывчивым. И эти, казалось бы, противоположные качества может объединить в себе именно журналист. Хорошим журналистом можно стать тогда, когда не жалеешь своих сил и времени на изучение важных явлений в обществе, когда у тебя достаточно вдохновения, сил и таланта, чтобы «докричаться» до аудитории. И все же, на наш взгляд, нет большего удовлетворения, когда ты видишь, что с помощью «своего пера» кого-то защитил, нашёл справедливость, вселил в кого-то надежду.
Что же такое журналистика?

Во-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, всё многообразие продукции этой деятельности - газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации - газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в её рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

Сам термин «журналистика» произошёл от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком - «Journalistik». В России термин «журналистика» первоначально использовался только для обозначения журналов, где-то в середине XIX века его стали применять ко всем периодическим изданиям, в том числе и к газетам. Но было бы неправильно считать, что журналы появились на свет раньше газет.

В России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича готовились рукописные газеты - «Вестовые письма» и «Куранты». Основу их составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. Дьяки и подьячие Посольского приказа выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги. Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали и приближенные к царю бояре.

Первая печатная газета появилась при Петре I. 17 декабря 1702 г. вышел в свет первый номер «Ведомостей». По замыслу Петра I в них должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1702 года третий номер «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия. В разные годы газета выходила с различной периодичностью и только через четверть века стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам.

Слово «журналистика» связано с печатной, периодической формой распространения информации. А теперь проверим вашу сообразительность и умение анализировать известные факты. Итак, что же необходимо было для того, чтобы появилась на свет журналистика? Верно, раз журналистика связана с печатной формой распространения информации, уже должны были существовать печатный станок и бумага. Так в XV веке И. Гутенберг изобрёл удивительное, определившее на несколько веков новую эру, которую так и окрестили «эрой Гутенберга». Он изобрёл печатный станок.

Далее журналистика связана с периодическим распространением информации, следовательно, для этого должна быть создана некая организация или служба, которая могла бы распространять газеты по различным территориям. В России почтовое ведомство появилось при поддержке немецких комиссионеров в 1664 году.

Но это были только технические предпосылки. Журналистика возникла тогда, когда появилась потребность в актуальной, регулярной экономической информации. Купцам, фабрикантам приходилось добывать сведения, где, в каких городах и странах можно купить, например, новые станки и за какую цену можно продать свои товары.

Кроме технических предпосылок и экономической потребности возникновению журналистики способствовали государственные, политические процессы, происходившие в Европе. Становление национальных государств, борьба различных идеологических, религиозных, политических сил - всё это требовало мощного средства управления государством, а также пропаганды тех или иных воззрений (вспомните «Ведомости» Петра I).

Естественно, что для возникновения журналистики был необходим определённый уровень культуры общества и, прежде всего, грамотность населения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»