«Любовь и брак — это жертва». Патриарх Кирилл выступил против закона о домашнем насилии. Патриарх Кирилл: Крепкая семья — это залог нашего будущего Патриарх кирилл тема семьи и любви

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки монахини! Братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю со вторым днем Рождества Христова, когда мы посвящаем свои молитвы семье нашего Спасителя. День сей называется Собором Пресвятой Богородицы. Вокруг Божией Матери были ближайшие родственники, Ее родственники по плоти, которые были, конечно, и родственниками Младенца Иисуса. Это Обручник Иосиф, это двоюродный брат Спасителя Иаков, ставший позже первым епископом Иерусалимским, - это была семья. И когда мы говорим, что Рождество - семейный праздник, это не просто дань некоей светской традиции отмечать день сей в кругу семьи, но еще и наполненное великим смыслом почитание семейных отношений. Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье. И семья - это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения.

Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живет бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле . Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.

Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, - это сила любви.

Вот почему мы молимся сегодня о семьях - о мужьях и женах, о детях, о бабушках и дедушках, о всех, кто соединен семейными узами. Да благословит Господь жизнь наших семей! Да укрепит Господь каждого члена семьи и да умудрит, чтобы он дорожил этой великой общностью и никогда не ставил под сомнение ее ценность, - даже тогда, когда отношения между членами семьи проходят через испытания! И дай Бог, чтобы эти испытания никогда не кончались разрушением святых и Богом благословенных семейных уз. Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг , и если он совершает его достойно, то семья крепкая , сильная, и она способна пройти через все испытания и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности , способные на подвиг.

Сегодня мне стало известно о подвиге, который совершил один из наших полицейских патрульной службы. Это произошло на заснеженной трассе Оренбург-Орск. Вы, конечно, слышали и видели телевизионные передачи: страшная вьюга, мороз, холод. Многие застряли в сугробах, у многих жизнь повисла буквально на волоске, и вот рядом с этими несчастными оказался полицейский Даниил Максудов, который, спасая кого-то, отдал ему свои рукавицы, куртку… Сейчас он лежит в госпитале с тяжелейшим обморожением конечностей, и неизвестно, как все это закончится, - может быть, самым трагическим для него образом. Но ведь когда он снимал теплые рукавицы и отдавал другому, когда он сбрасывал с себя форменную куртку, он же понимал, что он делал! Он шел на этот поступок сознательно.

Пусть эти примеры помогают нам осознать важность человеческого подвига. Без таких подвигов не может состояться человеческая общность. Без подвигов не может состояться семья. Нужно научиться наступать на горло своей песне. Нужно научиться сдерживать свои эмоции. Нужно научиться хранить любовь даже тогда, когда муж и жена стареют и перестают быть привлекательными, когда теряются физические силы и энергия, которые притягивают людей друг к другу. Нужно научиться нести подвиг жизни в семье, и тогда дети будут способны на подвиг, народ наш будет способен на подвиг, без которого не может состояться человеческое общество и без которого не может быть крепким государство.

Помолимся о брате нашем Данииле, чтобы Господь исцелил его, дал ему силы и чтобы его пример многих вдохновил совершать и профессиональный подвиг, и что, может быть, еще труднее, подвиг несения ответственности за свою семью и за своих ближних.

Еще раз сердечно вас всех поздравляю с праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Жирным шрифтом текст выделен мной, потому что я особенно хотел обратить внимание, прежде всего своё на непостижимую силу борьбы, которую мы ведем ежечасно с врагом, ежеминутно испытываясь и проходя испытания. Мне многогрешному не стоит ничего ни добавлять, ни убавлять от слов Святейшего Патриарха.

Я только заострю внимание. Мы здесь на этом сайте знакомств, так или иначе находимся или с семьей или в поисках ее - сайт, знаете, тематический - обязывает!

Как тонко, его Святейшество отмечает, что мы все находимся в семье! Даже принявшие на себя высокий подвиг подвижничества и служения Богу - родом из семьи! Даже иноки приходят из семьи и в семью!

Вы представляете, братия и сестры - как это высоко поднимает идеал семьи! На какие непостижимые высоты!!! Далее Святейший Патриарх говорит: "...Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг..." и далее: "...В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг." Причем речь ведется не только о детях, растущих в такой семье. Мы знаем немало случаев, когда по произволению Божьему, великие подвижники, постники воспитывались вне семьи, вне родителей! Но и это тоже семья! Такие отношения еще ближе дают ощущение близости Бога!

Святейший Патриарх, как мне понимается, не ограничивает этот круг "личностей, способных на подвиг" детьми! Нет! И еще раз (по моему прискорбному и многогрешному мнению) нет! Родители! Вот с кого начинается - наипрекраснейший образец подвига!

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, Московского и всея Руси, "...Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье." Так мы 31 января будем вспоминать прекрасных подвижников и одновременно родителей Кирилла и Марию Радонежских, даровавших нам отца нашего преподобного Сергия, игумена Радонежского!

Дорогие братия и сестры во Христе, давайте помнить, что мы - подвижники в своем родительстве, кто-то будущем, а кто-то уже. Давайте держать перед своими очами тот незримый идеал, который даровал нам Сам Господь, родившись в семье! Давайте помнить слова Святейшего Патриарха, который говорит, что" без подвигов не может состояться семья" и "нужно научиться хранить любовь", которой (Любви) еще надо научиться!

Молитвенной нам всем помощи, сил и терпения для "несения ответственности за свою семью и за своих ближних" от Всемилостивого и Всещедрого Господа нашего Иисуса Христа! Храни Господи Русь Святую и все православные христиане! Спаси Господи нас многогрешных и даруй многая и благая лета Святейшему Патриарху нашему Кириллу, Московскому и всея Руси!

Помоги Господи брату нашему рабу Божьему Даниилу, и даруй ему мирная Твоя и премирная благая

Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В прошлом это тоже имело место, но люди были воспитаны иначе - в их сердцах присутствовал страх Божий.

Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу трансформировались, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сохранялись семейные отношения и сохранялся брак. А потом, когда люди проходили через эти трудности, они уже в зрелом возрасте вдруг обнаруживали, что сохранившийся брак является величайшей ценностью в их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак остается реально домом, крепостью, местом, где люди поддерживают друг друга - искренне, бескорыстно, в самых трудных обстоятельствах.

Вам доводилось видеть пожилых людей, которые идут под руку друг с другом по тротуару? Если зима, то они страшно боятся друг за друга, чтобы кто-то не поскользнулся, не упал. Они идут буквально вцепившись друг в друга, они оба нуждаются в поддержке, они перестали быть сильными, они перестали быть независимыми от многих обстоятельств, и единственное, что сохраняется в их жизни, - это опора, которая рядом с тобой.

Что же происходит с людьми, которые разрушают брак, семью? А происходит следующее. Любовь исчезает, и тогда совместная жизнь становится мучением. А почему любовь исчезает? Ведь любовь-то была, когда познакомились, когда ухаживали друг за другом, когда вступили в семейные отношения… Да не просто любовь - некий апогей жизни! По-немецки «брак», «венчание» - это «высокое время жизни», это некий апогей. В каком-то смысле это действительно так - эмоциональный, душевный апогей.

Что же происходит потом? Почему же этот апогей постепенно сходит на нет? Да потому, что это великое чувство, которое люди испытали, они не сберегли, они его разрушили - несознательно, по мелочам. Когда человек начинает жить больше для себя, чем для другого, тогда он приступает к этому разрушению. Он подтачивает, подпиливает дерево, и чем больше он или она живет для себя, а не для другого, тем сильнее оно расшатывается. И когда не остается ничего для другого, а только для самого себя, когда появляются какие-то параллельные связи, увлечения, параллельная жизнь с новыми интересами, с новыми ощущениями, - тогда стоит только слегка дотронуться до дерева, которое подпилено со всех сторон, или подуть сильному ветру, не говоря уже о землетрясении, как оно рухнет и рассыплется в щепы.

Вот точно так же разрушаются семейные отношения. Беречь любовь и беречь брак нужно с первого дня, и помнить, что это трудная работа, что это некий подвиг, который человек добровольно на себя принимает.

Проблема в том, что у слов «счастье» и «удовольствие» разная смысловая нагрузка. Это не одно и то же. Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым - ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем, ни в каком другом.

Никакое общее имущество, никакой общий дом и даже общие дети не останавливают людей от роковых решений, если исчерпано чувство любви и вместо любви появляется ненависть. Чтобы избежать такого рокового развития событий, берегите свою любовь.

В последнее время на государственных каналах телевидения прошла серия передач, посвященная незаконнорожденным детям. К большому сожалению, смысл и содержание этих передач направлены, по моему мнению, не на защиту традиционных общечеловеческих и христианских ценностей, не на укрепление семейных уз и улучшение нравственного состояния общества, а на укоренение в массовом сознании антицерковных и антигосударственных идей.
Апофеозом таких передач, по моему мнению, стала передача «Семейная тайна», состоявшаяся 14 августа 2012 г. в ШОУ «Пусть говорят» на первом телеканале. Ведущий передачи — православный Андрей Малахов.
Главная героиня этой передачи Раиса Стрельцова, будучи замужем и имея других детей от своего мужа, родила от другого главного героя передачи — женатого мужчины Павла Прайса, также имеющего жену и детей. Это подтвердили на передаче оба главных героя. Женщина добровольно и сознательно родила ребенка от любовника. Налицо факт прелюбодеяния и последствие от прелюбодеяния — незаконнорожденный ребенок.
Приведу только один фрагмент этой передачи, наиболее ёмко и точно отражающий смысл и характер данной передачи. Приглашенный на передачу заслуженный артист РФ Владимир Конкин так эмоционально восхищался грехом, совершенным героями, что диву даешься: « Вы молодцы! … Мое русское сердце ликует, потому что вы нам пример (!) целомудрия (?), достоинства (?), у меня язык не поворачивается сказать, что это адюльтер (?). Это не адюльтер! (?)». Вот так, Владимир Конкин, исповедующий (с его слов) православие, ставит под сомнение учение самого Иисуса Христа и Седьмую Заповедь о прелюбодеянии и распутстве. Изначальный смысл адюльтера (аdulterium) – это любая запретная половая связь (измена) замужней женщины. Если внимательно читать Библию, становится ясным, что Библия обращает особое внимание на прелюбодеяние замужней женщины, поскольку последствием прелюбодеяния замужней женщины становится ещё более тяжкий грех – незаконнорожденный ребенок, чем нарушается исключительное право мужа быть биологическим отцом в заключенном браке.
По моему мнению, монолог, произнесенный Конкиным на данной передаче, с точки зрения Православия, циничен и кощунственен, поскольку из уст заслуженного артиста лились нескрываемый призыв к разврату, публичная пропаганда аморальности, непочтение к основам христианского вероучения, попытка облагородить тяжелейший грех. Конкин, по моему мнению, допустил поругание учения Иисуса Христа и Седьмой Заповеди, и тем самым глубоко оскорбил чувства верующих.
Восхваляя поступок женщины, родившей ребенка от прелюбодеяния, устроители передачи тем самым нанесли, по моему мнению, нравственные страдания российским семьям: мужчинам за умаление их права быть биологическим отцом, женщинам — за возможность подозрения в прелюбодеянии, поскольку передача первого канала транслируется на всю страну.
Для другой женщины в романе Пушкина выше измены стоит мораль и супружеский долг: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Остается только пожалеть, что не эти слова, полные любви к вере, к супружескому долгу, Таинству Венчания, произнес Конкин.
По моему мнению, в данной передаче просматривается прямой умысел на опошление семейных ценностей, опорочение христианского вероучения.
В связи с тем, что передачу смотрели десятки миллионов людей, надеюсь, что Патриархия, с целью защиты учения Христа, Седьмой Заповеди и укрепления авторитета Русской Православной Церкви, проявит инициативу о возбуждении производства по факту оскорбления чувств верующих и нанесения им нравственных страданий путем пропаганды, и навязывания православным верующим антицерковных убеждений в передаче «Пусть говорят» от 14 августа 2012 г. под названием «Семейная тайна».
В другой передаче «Пусть говорят» была представлена следующая ситуация. После десяти с лишним лет супружеской жизни муж случайно, после пробы крови на групповую принадлежность, узнает, что он не является биологическим отцом ребенка, родившегося в его браке с супругой. Иск мужа об оспаривании отцовства был удовлетворен, брак был расторгнут без взыскания алиментов с бывшего мужа. Так эта женщина обратилась в суд о признания отцом и взыскании алиментов с бывшего любовника, от которого она родила много лет назад, который к этому времени уже имел свою семью. Статья 49 СК РФ позволяет это. Своим прелюбодеянием эта женщина нанесла огромнейшую моральную травму обоим мужчинам. Какого было узнать её мужу, что он растил ребенка, зачатого его лучшей половиной от другого мужчины, что право быть биологическим отцом у него было украдено его законной женой? А какой моральный ущерб нанесла эта прелюбодейка через много лет её бывшему любовнику, его теперешней семье, жене, детям, родным и близким?
Я не удивлюсь, если в ближайшее время на передаче «Пусть говорят!» нам продемонстрируют факт удовлетворения судом иска проститутки к богатенькому пациенту об установлении отцовства и взыскании алиментов. Статья 49 Семейного кодекса допускает это: «суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица». Закажут платный тест на ДНК — вот и доказательства. А православный ведущий передачи Андрей Малахов будет «впервые» красочно рассказать о «предательстве» отца. А после передачи появятся и агентства по предоставлению услуг по добыче таких доказательств в суде. Дело то для агентства прибыльное.
Русская Православная Церковь активно выступает за недопустимость пропаганды сексуальных извращений. Правильно! Сексуальная распущенность в любом ее виде и форме является нарушением Седьмой Заповеди. Но, ни гомосексуалисты, ни лесбиянки никогда не произведут на свет незаконнорожденного ребенка.
Седьмая Заповедь направлена, прежде всего, на исключение самого тяжелого последствия от прелюбодеяния — незаконнорожденного ребенка, поскольку совершенным прелюбодеянием жена фактически крадет у мужа право быть отцом в заключенном браке. Всю свою жизнь такой ребенок будет нести на себе пятно позора и бесчестия, которое возложили на него прелюбодеи. Но, ни гомосексуалисты, ни лесбиянки никогда не произведут на свет незаконнорожденного ребенка.
Сейчас же, по моему мнению, идет массовое насаждение и пропаганда прелюбодеяния, но почему-то нет активного осуждения прелюбодеяния и прежде всего самого тяжелого последствия от такого греха — незаконнорожденного ребенка со стороны Русской Православной Церкви.
Уважаемый Патриарх, как создавшееся положение в России с ценностью семьи увязывается с учением Иисуса Христа, которое провозглашает истину о том, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной — семейные узы — являются пожизненными? Почему Русская Православная Церковь не бьёт во все колокола о создавшемся положении?
Разрушение семьи влечет за собой экономические беды, потому что в результате этого увеличивается количество отказных и брошенных детей: в России миллионы беспризорников. Распад семьи отрицательно сказывается и на воспитании детей, потому что наилучшее, полноценное воспитание дети могут получить только в полноценной семье. Врачи утверждают, что развод крайне отрицательно сказывается на здоровье граждан: разведенные болеют чаще, чем семейные, и живут меньше.
Нельзя закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит, когда речь идет об угрозе существования самого государства: воспроизводство коренного населения (русских, татар, башкир, украинцев и др.) в 21 веке катастрофически падает. Без войны, без влияния Запада численность только русского населения в России уменьшается ежедневно на 1000-1500 человек, в среднем — на полмиллиона ежегодно, что подтверждается проведенными переписями.
Призываю Вас принять решительные меры по пресечению пропаганды разврата, прелюбодеяния и экстремизма на каналах телевидения и радио, по восстановлению семейных ценностей и института отцовства в России.
С уважением Валентин
Из обращения от 25.08.2012

ЗА православие

Хотел бы... обсудить очень важную тему - тему семьи и ее значения для жизни современного общества и для жизни каждого человека...

""Нехорошо человеку быть одному"" (Быт. 2:18). Эти замечательные библейские слова отражают глубинные свойства человеческой природы. Мы созданы для того, чтобы пребывать в общении друг с другом, мы все принадлежим к сложному и таинственному единству, к человеческому роду. И мы входим в это единство не как детальки детского конструктора, каждую из которых можно заменить другой. Скорее мы подобны листьям, которые растут на ветвях и через ветви соединяются со стволом и корнями великого древа. Мы являемся членами семей, общин, народов, и наше благополучие как физическое, так и духовное, во многом зависит от нашего умения сохранять духовно-нравственные традиции и ценности.

Очень важную роль, в том числе и в сохранении системы ценностей, играет семья. Семья - это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то юридические схемы и конструкции, которые описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение. И хотя семейные традиции несомненно являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, но тем не менее она предшествует и самой культуре, потому что по свидетельству Библии создана Богом на самой заре человеческой истории.

Поэтому мы можем утверждать, что семья - это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности. Поэтому разрушить семью, не переформатировав этой природы, не переформатировав этого сознания, невозможно. И когда мы сегодня констатируем факт того, что институт семьи разрушается, то должны ясно понимать, что речь идет в первую очередь о разрушении самой человеческой личности. Без этого разрушения не разрушить семьи. Поэтому всякая политика, направленная на разрушение семьи, есть антигуманная политика; она бросает вызов самому существованию человеческой личности.

В семье совершается великое чудо рождения человека, в семье дети учатся любви и ответственности, в ней закладываются такие базовые понятия, как долг, честь жертвенность. Отсутствие у ребенка полной семьи или семьи вообще оборачивается, как известно, очень тяжелыми трудностями как для самого ребенка, так и для общества в целом.

Хотел бы процитировать вам слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: "Главный замысел и цель семейной жизни - это воспитание детей, главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери". Поэтому семья во всех культурах до сих пор воспринималась как состоящая из мужа, жены и детей. …Мы, взрослые и дети, особенно дети, нуждаемся в семьях, что в семьях нуждаются как отдельные личности, так и общество в целом. В последние годы подвергается серьезным опасностям сама семья, идея семьи. И эти опасности приобретают очень грозный характер. Мы сталкиваемся не просто с грехом и безответственным поведением отдельных людей (это, увы, было всегда), но с чем-то гораздо более страшным - с попытками пересмотреть само представление о семье, изменить культуру и законодательство таким образом, чтобы понятие семьи было искажено и в итоге разрушено. Это связано с определенным сдвигом в мышлении, в политике, в ценностях, в восприятии того, что считается правильным и неправильным, с навязыванием обществу ложных идеалов и кумиров. Любая жизнеспособная культура опирается на понятие долга, нравственных обязательств человека по отношению к ближним, обязательств, обусловленных самим фактом существования человека как части социума.

Сегодня человека пытаются представить изолированным индивидуумом, эгоистично ищущим удовлетворения всех своих желаний и в этих целях вступающим с другими людьми в некие договорные отношения, которые он, личность, может в любой момент разрушить, разорвать, как только эти отношения перестанут устраивать эту личность. Брак при этом воспринимается как контракт, не особо отличающийся от других контрактов. Такой взгляд на человека вроде бы подчеркивает его свободу и утверждает, так сказать, право на счастье, хотя на самом деле ведет к несчастью.

Человеческое счастье созидается самоограничением. Очень важно сконцентрировать свое внимание на этой теме. Не может быть счастья без самоограничения так же, как здоровье требует самоограничения. Мы знаем, что человек, заботящийся о своем здоровье, ограничивает себя в пище, ограничивает себя в комфортном отдыхе, предпочитает нагружать себя физически, ограничивает некоторые проявления своего инстинктивного начала, чтобы быть здоровым.

Человек как личность живет полноценной и счастливой жизнью, когда он готов отказаться от чего-то ради других, ради тех, кого он любит, ради своих близких, ради общества в целом. Австрийский психолог и философ Виктор Франкл заметил: "Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит". Именно в семье человек учится жить для других, и именно семья первой оказывается под ударом жизненной философии, призывающей жить для себя. Эта жизнь для себя в итоге оборачивается одиночеством, потерянностью, несчастьем. Но именно ее настойчиво проповедуют определенные силы, преследующие свои коммерческие, политические или идеологические цели.

Мы видим, что в том случае, когда человек воспринимается как потребитель или элемент рыночной механики, невозможно достичь подлинного блага и реализовать предназначение человека, которое заключается в служении Богу и ближним. Поэтому мы призваны активно утверждать подлинные ценности, без которых жизнь и отдельного человека, и общества окажется под угрозой. Эти ценности - любовь, самопожертвование, преданность. И прежде всего они проявляются в семье, особенно в многодетной; в семье они формируются, укрепляются, входят в мировоззрение маленького человека, становятся его неотъемлемой природой.

Мы должны переломить недоверие и страх, которые существуют в отношении многодетности, вернуть многодетным родителям то уважение, которое они заслуживают, потому что среди всех добрых прекрасных человеческих дел рождение и воспитание детей - одно из самых великих.

Поддержка семьи - обязанность и государства, и религиозных общин, и деятелей культуры, и предпринимателей, и политиков. В наши дни, когда во многих странах предпринимаются попытки разрушить традиционные представления о семье, мы нуждаемся в международном сотрудничестве в деле защиты института семьи, детства, права родителей на воспитание детей. Мы не должны оставлять без внимания области культуры и права, в том числе права международного, иначе эти области будут полностью контролироваться приверженцами антисемейных и антидетских идеологий, с которыми мы все чаще сталкиваемся в последние годы. Поддержка и защита семьи - это долг пред Богом и пред людьми, который лежит на всех нас. Пусть благословение Божие пребывает с вами, пусть Господь даст нам мудрость и силу внести свой вклад в сохранение и укрепление семьи - того самого фактора, без которого не может существовать ни человек, ни человеческое общество.

21.12.2018

Ключевой темой Патриаршего доклада на Епархиальном собрании города Москвы стала семейная жизнь священнослужителей. Собрание проходит 21 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя

Осмысление проблемы

«В этом году в нашей епархии случилась ужасная трагедия, когда священник, очевидно – больной человек, чье состояние, судя по всему, не было своевременно диагностировано, совершил убийство своей жены. От всей нашей епархии приношу глубокие соболезнования родным и близким погибшей матушки и молюсь, да причтет Господь ее с праведными и да дарует ей Царство Небесное», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Владыка подчеркнул, что «эта трагедия вновь обращает нас к теме семейной жизни священнослужителей». При этом Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил: «Одно из свойств современных средств коммуникации состоит в том, что они, обнажая недостатки в жизни общества, которые, быть может, существовали всегда, придают им не вполне соразмерный реальности масштаб. Это верно и в отношении так называемого кризиса священнических семей. Благодарение Богу, несмотря на сложности, время от времени возникающие в семьях священнослужителей (а нередко это такие же сложности, какие встречаются внутри любой другой семьи), семьи клириков в большинстве случаев сохраняются».

Но проблема, тем не менее, нуждается в осмыслении, уверен Святейший Владыка. «В последние два-три года эта тема стала предметом обсуждения с участием архиереев, священнослужителей и их жен, о чем я хорошо информирован. Далеко не со всеми оценками, звучащими в ходе этой дискуссии, можно согласиться, но уже сейчас совершенно очевидно, что недопустимо упрощать проблему, сводя ее к вопросам административного и материального характера или игнорируя влияние этих вопросов на семейную жизнь духовенства», – считает Его Святейшество.

По словам Патриарха, «мы имеем дело с целым комплексом накопленных не одним десятилетием проблем, среди которых – и общий кризис семьи, и экономические трудности, и, порой, неготовность семей будущих священнослужителей к жизненным обстоятельствам, связанным с принятием главой семьи священного сана, и многое другое».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что в духовных школах на регулярной основе должны проводиться беседы на темы семейной жизни, воспитания детей, норм общения с лицами другого пола, для чего следует приглашать опытных в семейной жизни священников. «Надо подумать и о том, чтобы сведения о христианском понимании брака были включены в учебные программы соответствующих дисциплин в рамках духовного образования будущих клириков – в существующих курсах пастырского богословия, например, эти вопросы пока что освещены недостаточно, – отметил Его Святейшество. – Те, кто намерен сделать делом своей жизни служение алтарю Господню, должны иметь осознанное евангельское представление о браке и семейной жизни».

Святейший Владыка обратил внимание на то, что во время дискуссий о кризисных явлениях в семьях духовенства много говорят о материальных и бытовых трудностях. «Это справедливо, но и преувеличивать значение этих трудностей не следует, – уверен Предстоятель Русской Православной Церкви. – В какой-то степени священнослужители разделяют жребий всего народа, находятся в той же ситуации, что и обычные люди - с подобными трудностями сталкиваются сегодня и миряне любых профессий, а в особенности те, кто, подобно священнослужителям, не могут считать себя вполне свободными в выборе места работы или в поиске средств к существованию, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, врачи и многие другие».

Не оставить в одиночестве

Но все же положение священнослужителей – особое, констатировал Святейший Патриарх Кирилл, об этом известно еще из Священного Писания, а потому «недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах жизни своей семьи священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между жертвой главным делом своей жизни – служением алтарю – и поиском необходимых средств к существованию».

Его Святейшество особо отметил, что «такое искушение поистине страшно, ведь каждый священнослужитель в глубине сердца понимает: когда им оставляется служение алтарю Господню, основание его жизни рушится». Священник, вверивший себя и «жизнь своих близких Богу и Церкви», не может не надеяться «на Церковь, и она не должна отказать ему в поддержке». Преосвященным викариям и отцам благочинным поручено иметь особое о том попечение.

Святейший Патриарх Кирилл одобрил деятельность попечительской комиссии при епархиальном совете города Москвы, которая «в последние годы расширяется, и в идеале должна сложиться ситуация, при которой никто из остро нуждающихся не остался бы за рамками ее внимания».

Архиерейский Собор 2017 года подчеркнул в соответствующем постановлении, что при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи. «К сказанному Собором я добавил бы, что обстоятельства жизни семей священников и диаконов должны учитываться настоятелями и благочинными также при составлении богослужебного расписания на приходах и при распределении отпускного времени. К примеру, семьи священнослужителей с детьми школьного возраста должны иметь приоритет при выборе времени отпуска в период летних или иных школьных каникул», – напутствовал викариев, благочинных и настоятелей.

«Опыт показывает, что доброе мудрое участие в судьбе терпящей кризис семьи во многих случаях может изменить ситуацию, – считает Предстоятель Русской Православной Церкви. – Однако важно, чтобы такие встречи не оказались формальными. В особенности следует избегать в их организации методов административного руководства. Избыточное внимание к вопросам семейной жизни со стороны начальства порой воспринимается с опаской и недоверием как вмешательство и попытка неоправданного контроля. Деликатность в этой чувствительной сфере не будет излишней».

Об аскезе, любви и семейном счастье

«Благополучная семейная жизнь, возрастание во взаимной любви - это христианский подвиг, аскетическая и – в нашем случае – пастырская задача, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Все ли наша собратья помнят об этом? Не в забвении ли этих основ находится корень проблемы? Да, кризис в семьях священнослужителей есть отражение – слава Богу, в меньшем масштабе – подобного кризиса в жизни народа. Но если не знающие Церкви люди сквозь свои трудности нередко бредут без евангельского ориентира, то кому, как не священнику, должно быть понятно, что кризис в семьях есть в первую очередь аскетическая неудача и грех – грех равнодушия, невнимания, оскудения любви, за которым, увы, порой следует неверность, а порой и ненависть вплоть до готовности поднять руку на самого близкого человека?! Излишне говорить, что крах семейной жизни священника неизбежно ложится мрачной тенью и на его пастырское служение. Как он будет чистым сердцем служить Церкви Христовой, когда его домашняя церковь распалась?»

Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о том, что обыденному сознанию свойственно судить о христианской аскезе как о каком-то наборе ограничений, пусть даже принимаемых добровольно, как о необходимом средстве обуздания зла. «Но ведь за хорошо известными словами Псалмопевца: «Уклонись от зла», – следуют другие: «И сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему» (Пс. 33. 14), – напомнил Святейший Патриарх. – И если о том, как уклониться от зла, мы размышляем и говорим много и охотно, то о второй части этого императива Священного Писания бываем склонны забывать, считая, что благо в нашей жизни совершается само собой. А ведь именно стремление к благу, к миру Христову требует подвижнических усилий обеих сторон супружеского союза и особенно - главы семьи, облеченного священным саном», – подчеркнул Его Святейшество.

Семейное счастье – это не только о молодости, отметил Патриарх: «Общая молитва, сохранение взаимной любви и возрастание в ней, обретение общего взгляда на мир, способность хранить внимательное, благодарное и признательное отношение друг к другу, великодушное терпение, умение слушать и слышать - все это должно быть содержанием ежедневного духовного подвига священнослужителя и его супруги, причем не только в период становления молодой семьи, но и – это не менее важно – много позже, в годы зрелости и даже в преклонном возрасте».

Семья священника – в первых рядах его паствы

Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на то, что у священника есть ответственность за паству, но также и за собственную семью: «Жертвенность пастыря – это, в первую очередь, готовность жертвовать собой, своими силами, своим вниманием, своим отдыхом и временем. Но это не означает, что следует полностью жертвовать ближними! Всегда ли отцы внимательны к своим супругам? Не бывает ли так, что занятый пастырскими трудами священник не смотрит на настроение жены, на ее нужды, не замечает ее усталости, оставляет ее наедине со скукой и однообразием домашних дел? Внимательное и чуткое отношение к прихожанам есть норма пастырского поведения. А ведь не в меньшей мере в таком внимательном и чутком отношении нуждаются домашние священника и в первую очередь – та, кто связала с ним и его служением свою жизнь. Она вместе с детьми – в первых рядах его паствы».

Если учитывать все это, многие из упомянутых выше житейских трудностей не будут иметь рокового характера, полагает Святейший Патриарх Кирилл. Даже вопрос готовности семьи к священству мужа теряет свою болезненность и остроту. «Да, не всегда супруга священника или диакона с первых дней может вполне понести связанные с ее положением обязанности и определенные ограничения, действительные или мнимые тяготы. Но там, где есть подлинная общность жизни и не угасает взаимная любовь и привязанность, там рано или поздно формируется и мировоззренческое единство, общий взгляд на вещи, единомыслие и готовность к несению тягот друг друга и исполнению закона Христова (ср.: Гал. 6, 2)», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Благодарность матушкам

Почему, чтобы стать священнослужителем, нужно уже быть женатым? Святейший Патриарх напомнил об истоках этой традиции. «Традиция избрания на диаконское и пресвитерское достоинство состоящих в браке людей – это не просто древний обычай нашей Церкви. Это свидетельство ее мудрости, вдохновленной Духом Святым; это широко распахнутое окно возможностей для деятельного распространения правды Христовой в мире. Именно поэтому апостол Павел в послании к Тимофею (см.: 1 Тим. 3. 4); напоминает нам, что способность хорошо управлять своим домом есть один из критериев доброго пастырского служения», – подчеркнул Его Святейшество.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»