Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.
Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.
Более сложное понятие падежа звучит так:
Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.
Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:
- месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;
Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.
В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.
Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.
Таблица падежей
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)
Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.
Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?
- Кто? мам-а, заяц_, врач_;
- Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.
Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.
- Эта книга мне очень понравилась. («книга» в именительном падеже, является подлежащим)
- Собака — лучший друг человека. («друг » — часть сказуемого)
Родительный падеж
Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?
- (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
- (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.
Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:
- (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.
Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.
- ходить без шляпы;
- узнать из книги;
- шагать вокруг здания;
- спросить у прохожего;
- отойти от подъезда;
- дотянуться до плеча.
Дательный падеж
Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?
- Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
- Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.
Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .
- Подбежать к сестре;
- действовать согласно убеждению;
- поехать навстречу поезду;
- сделать вопреки совету.
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?
- Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
- виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.
Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.
- Пронести через года;
- говорить про себя;
- подсматривать сквозь стекло;
- танцевать под музыку;
- отомстил за отца.
Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:
- спрятал (во что?) в коробку;
- положил (на что?) на коробку;
- поставил (за что?) за коробку;
- подогнал (под что?) под коробку.
Творительный падеж
Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?
- Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
- доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.
Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.
- Говорить с гордостью;
- летать над землёй;
- задуматься перед покупкой;
- приглядывать за ребёнком;
- смеяться вместе с бабушкой;
- стоять между деревьями;
- остановиться в связи с правилами.
Предложный падеж
Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?
- Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
- Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.
Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.
- Основать при кафедре;
- ходить в музее;
- сидеть на скамейке;
- рассказать о фильме;
- плавать на катере.
1. Падеж имён существительных
Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:
- именительный (именительный падеж всегда употребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
- косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).
2. Склонение имён существительных
Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существительных и их окончания в именительном падеже единственного числа.
3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия
Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санатории, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также оканчиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).
4. Разносклоняемые имена существительные
Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.
При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.
5. Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:
- многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
- иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
- русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
- многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.
Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .
Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .
Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица
6. Склонение существительных во множественном числе
1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:
1-е скл. ж. р. аббревиатуры
, армии
, м. р. мужчины
, юноши
2-е скл. м. р. малыши
, отцы
ср.р. поля
, стекла
3-е скл. ж. р. степи
, дочери
2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .
3. Различаются по значению существительные:
4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний.
Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.
Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -а, -я | вода , юноша , земля | , -о, -е | человек, дом, окно , решение | ночь, ложь, дочь | |
Родительный | -ы, -и | воды , юноши , земли | -а, -я | человека , дома , окна , решения | -и | ночи , лжи , дочери |
Дательный | -е | воде , юноше , земле | -у, -ю | человеку , дому , окну , решению | -и | ночи , лжи , дочери |
Винительный | -у, -ю | воду , юношу , землю | ,-а, -я, -о, -е | человека , дом, окно , решение | ночь, ложь, дочь | |
Творительный | -ой (-ою), -ей (-ею) |
водой , юношей , землей | -ом, -ем | человеком , домом , окном , решением | -ью | ночью , ложью , дочерью |
Предложный | -е | о воде , о юноше , о земле | -е, -и | о человеке , о доме , об окне , о решении | -и | о ночи , о лжи , о дочери |
Падежные окончания существительных во множественном числе
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы
,
дороги , дяди |
-а, -я, -ы, -и | озера , столы , кони , ученики | -и | степи , печи , лани |
Родительный | , | гор, | -ов, -ей, | озер, столов , коней , учеников | -ей | степей , печей , ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам
,
дорогам , дядям |
-ам, -ям | озерам , столам , коням , ученикам | -ям, -ам | степям , печам , ланям |
Винительный | -ы, -и, | горы
,
дороги , |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | озера , столы , коней , учеников | -и, -ей | степи , печи , ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами
,
дорогами , дядями |
-ами, -ями | озерами , столами , конями , учениками | -ами, ями | степями , печами , ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах
,
о дорогах , о дядях |
-ах, -ях | об озерах , о столах , о конях , об учениках | -ах, -ях | о степях , о печах , о ланях |
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:
- Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
- Определите тип его склонения.
- Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Проверочное слово | Примеры |
1 склонение | стена | корона (стене /короне – Д. п.) |
2 склонение | стол | рыцарь (столу /рыцарю – Д. п.) |
3 склонение | степь | мышь (о степи /о мыши – П.п.) |
Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия | путь (для Р. п., Д. п., П. п.) | время (пути
/времени
– Р. п.)
изумление (о пути
/о изумлении
– П.п) |
→ Существительные: основные значения падежей
Основные значения падежей
Основные значения падежей имен существительных в русском языке; основные предлоги падежей.
Падеж – форма изменения слова при . В русском языке шесть падежей:
- Именительный (И.). . . . кто?что?
- Родительный (Р.). . . .. . кого?чего?
- Дательный (Д.). . . . . . . . .кому?чему?
- Винительный (В.). . . .. . кого?что?
- Творительный (Т.) . .. . . . кем?чем?
- Предложный (П.) .. . . . . о ком?о чём?
Родительный падеж, зависимый от существительных, обозначает:
- принадлежность: комната
сестры
, книга товарища
, стихотворение Пушкина
;
- определительные отношения: запах цветов
, свет луны
, центр го
рода
, лист книги
, рука
человека
;
- действующее лицо (после отглагольных существительных): выступление артиста
(ср. артист выступает), приезд делега
тов
;
- объект действия (после отглагольных существительных): решение задачи
, чтение книги
(ср. решать задачу, читать книгу);
- вещество, мера которого определяется: стакан воды
, литр молока
, килограмм сахару
.
Родительный падеж употребляется после количественных
числительных (два ученика, 5 тетрадей, 50
лет
), после слов, обозначающих неопределённое количество (много машин, мало сил, несколько метров, сколько
человек
и т. п.), и после прилагательных в сравнительной степени (выше дерева, белее снега
).
Родительный падеж, зависимый от глаголов, обозначает прямой
объект при переходном глаголе с отрицанием: не
сказа
л правды
, не получи
л письма
(ср. сказал правду, получил письмо
-
винительный падеж) - или предмет, на который действие направлено частично: налить воды
, выпить молока
(т. е. немного; ср. выпить молоко
, т. е.
всё); употребляется после глаголов «бояться» (собаки
), «добиваться» (цели
),
«избегать» (простуды
), «лишаться» (надежды
) и т. п., а также в безличных
предложениях после глаголов «не было», «не будет» и после слова «нет»: не было (нет) бумаги, не будет времени.
Родительный падеж употребляется для обозначения даты, когда
указывается точное число: он вернулся
десятого мая, она родилась пе
рвого
сентября тысяча девятьсот сорокового года
(ср. предложный падеж).
Дательный падеж
,
зависимый от глаголов и некоторых, преимущественно отглагольных,
существительных, обозначает косвенный объект действия: верить людям
, помогать товарищу
, писать брату
(ср. писать письмо
- прямой объект). При предикативных наречиях и глаголах в
безличном предложении дательный падеж указывает на логический субъект действия:
мне
грустно, ему
не спалось
(т. е. он не мог спать).
Винительный падеж
(без предлога) употребляется для обозначения прямого дополнения (прямого объекта)
после переходных глаголов: вижу де
рево
, пишу письмо
, встречаю товарища
(ср. родительный падеж).
- орудие действия: ударить (уда р) палкой , писать карандашом ;
- способ действия, сравнение, время, место: говорить гро мким голосом , петь соловьём (как соловей), прие хать ранней весной , идти лесом ;
- логический субъект в страдательном или безличном обороте: дом строится рабочими (ср. рабочие стро ят дом ), берёзу повалило ве тром (ср. ве тер повалил берёзу );
- часть составного сказуемого при глаголах «быть», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «являться» и т. п.: он был студентом , он стал инженером , мальчик становится взрослым ;
- употребляется после глаголов «владеть» (до мом ), «руководить» (группой ), «управлять» (производством ), «заниматься» (чте нием ) и др.
Предлоги русских падежей:
Родительный, дательный, винительный, творительный падежи могут
употребляться с предлогами; наиболее употребительные предлоги
:- с родительным падежом - «без», «для», «до», «из», «из-за», «от», «с», «у»,
- с дательным падежом - «к», «по»,
- с винительным падежом - «в», «за», «на», «под», «про», «через»,
- с творительным падежом - «за», «над», «под», «перед», «с».
Предложный падеж выступает после глаголов и некоторых существительных, употребляется только с предлогами и обозначает:
- предмет речи, мысли и т. п. (с предлогом «о», «об», «обо»): говорить (разгово р) о литературе, думать о дела х, узнать об отъезде ;
- место, время (с предлогами «в»,«на», «при»): учиться (учёба) в институте, быть на севере, жить при школе (ср. сад при шко ле ), в прошлом году, на этой неделе .
Предложный падеж употребляется для указания даты
, когда
обозначается лишь год, но не указывается
месяц и число (ср. родительный падеж): Пушкин родился в
тысяча семьсот девяносто девятом году
.
Если указывается месяц и год, но не указывается число, для
обозначения месяца употребляется предложный падеж, а название года ставится в родительном падеже:
...в мае тысяча девятьсот семидесятого
.
- Перейти к разделу: Существительные: ← Падежи →
Как запомнить падежи
Падеж | Вспомогательное слово | Вопрос |
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого ? Чего ? |
Дательный | дать | Кому ? Чему ? |
Винительный | вижу | Кого ? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ко м? О чё м? |
Последовательность падежей:
Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку
Не путай!
- Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж.
- Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Есть только вопрос ПО ЧЕМУ? Иду (по чему?) по тропинке
- Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Эти предлоги можно употребить только с вопросами КОГО? ЧТО? (винительный падеж) или В ЧЁМ? В КОМ? НА ЧЁМ? НА КОМ? (предложный падеж)
- Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО?, подставляйте волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: МАМЫ – родительный падеж; МАМУ – винительный падеж.
Падежи и предлоги
- Предлоги ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, употребляются только в родительном падеже – ОТ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? БЕЗ КОГО? ИЗ ЧЕГО?
- Предлоги ПОД и НАД употребляются только в творительном падеже – ПОД ЧЕМ? НАД ЧЕМ?
- Предлог О употребляется только в предложном падеже – О КОМ?
- Предлоги В, НА употребляются как с винительным – В КОГО? ВО ЧТО? НА КОГО? НА ЧТО?, так и с предложным падежами – В КОМ? В ЧЁМ? НА КОМ? НА ЧЁМ?
Падежи и вопросы
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.
2. Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.
Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.
Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.
Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.
Бежать (_____________) по льду(_____________) на коньках.
Падежи и вопросы в загадках
Напишите в скобках падежный вопрос, определите и подпишите падеж имён существительных, выделите окончания и, конечно, попробуйте отгадать загадки.
1) Вот (______________) по небу ходит
Маляр (______________) без кистей,
И (______________) краской коричневой
Красит (______________) людей.
2) (______________) Над домом (______________) у дорожки
Висит кусок (______________) лепёшки.
3) (______________) С неба падает (______________) слезами,
(______________) По земле бежит (______________) ручьями.
4) Зимой (______________) в поле лежал,
А весной (______________) в реку побежал.
5) Рассыпалось (______________) к ночи зерно,
Глянули поутру – нет ничего.
6) (______________) Через речку переходит,
А (______________) с места не сходит.
7) Залез (______________) под потолок,
Забился (______________) в уголок.
(______________) Без рук и веретена
Наткал (______________) полотна
8) (______________) У избы побывал
Все (______________) окна разрисовал.
(______________) У реки погостил –
Всю (______________) реку замостил.
9) (______________) В поле росла,
(______________) Под жерновом была,
(______________) А из печки (______________) на стол
(______________) Караваем пришла.
Из книги: Узорова О., Нефедова Е. Большая книга загадок. – М.: Планета детства, 2004
Надпишите падежи всех имён существительных.
1) Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
2) Я взял бумагу и перо.
Нарисовал утюг.
Порвал листок, швырнул в ведро –
В ведре раздался стук.
3) Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
4) "Не шумите!"А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
"Не шумите!"– сказала соседка.
Падежи и предлоги
Раскройте скобки, поставив имена существительные в падежную форму и вставив, где необходимо, предлоги.
О, ОБ (ОБО), К (КО) и В (ВО).
Удариться (угол стола) ______________________________.
Рассказать (поездка) ______________________________.
Гулять (куртка) (двор) ______________________________.
Увидеть (окно) ______________________________.
Думать (поездка) (родители) и (подарок) (день рождения) ______________________________.
Интерактивные тесты онлайн