Слова для игры испорченный телефон школьников. Хроники школьного психолога Упражнение «Испорченный телефон. Упражнение «Дай яблоко»

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Это игра для небольшой компании от 5 до 10 человек. Чем больше участников, тем интересней и смешнее будет результат. Все играющие усаживаются на длинную скамью или ряд стульев. Можно использовать бревно, если действие происходит на свежем воздухе. Сесть надо так, чтобы было удобно прошептать на ухо соседу секретное слово.

Эта игра отлично развивает слух и внимательность. А еще хорошее чувство юмора.

Правила игры «Испорченный телефон»

Выбирается ведущий, именно он загадывает слово и так, чтобы остальные игроки не услышали, шепчет его участнику сидящему первым. Этот играющий передает следующему то, что услышал, второй нашептывает третьему и так далее до самого крайнего в ряду игрока. Тот, кто сидит в конце цепочки, встает и громко произносит то слово, которое он услышал. Как правило, это слово весьма заметно отличается от оригинала, что вызывает смех у всех играющих.

  • Для более смешного и менее предсказуемого результата игроки стараются произносить слова быстро и очень негромко .
  • А чтобы сделать игру сложнее и интересней, слово можно заменить целой фразой.

Если желающих играть собирается слишком много можно разделить их на две команды. Ведущий будет шептать им одинаковые слова, а победит та команда, чье слово у последнего игрока больше всего похоже на слово ведущего.

Видео

Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.

Ведущий тренер: «Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек можно, которых он заранее избрал для участия в процедуре) примут участие в процедуре (можно привлекать к процедуре всех участников группы, если есть время и не боитесь затянуть процедуру). Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников процедуры) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной, диктофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Сейчас сюда будут входить по одному участники игры, первому я сообщу текст, который он передаст второму, второй - третьему и так далее. Ваша задача - фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать).

Вариант текста 1 (обычный): «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Вариант текста 2: «Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты - только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом».

Вариант текста 3 (диагностичный): Жила-была молодая красивая девушка по имени Люба (Л ). Пришло время и она влюбилась в красавца парня по имени Эдик (Э ). Она знала, что и он страстно любит её, но любовь эта была «любовью на расстоянии», т.к. они жили по разным берегам широкой и бурной реки, которую не переплыть, а моста не было. Страдая от разлуки с любимым, Люба пошла вдоль реки, ища возможность переправиться на тот берег. Она встретила лодочника Петра (П ) и рассказала ему о своей любви, о том, что она уже не в состоянии жить вдалеке от любимого и просила лодочника перевезти её на тот берег. Однако лодочник Петр сказал, что река широкая и бурная, и что он просто так перевозить её не будет – она должна заплатить за работу. У Любы не было денег, и она пошла вдоль берега, надеясь найти их у кого-нибудь. По дороге ей встретился прохожий Роман (Р ), которому она тоже рассказала про свою любовь и о том, что если она достанет денег заплатить лодочнику за перевоз, то она встретиться со своим любимым. Прохожий Роман сказал, что деньги у него есть, но он ничего ей не даст, так как это её проблема. В расстроенных чувствах она вернулась к лодочнику Петру, надеясь всё же уговорить его. Но лодочник просто так не соглашался её перевозить. Подумав, он согласился её перевезти, если Люба даст ему всю свою одежду. Любе очень не хотелось этого делать, но, представив, что скоро она увидит своего любимого Эдика, она пошла на эту жертву. Она отдала всю свою одежду лодочнику, он перевез ее на другой берег. Стыдясь своей наготы, Люба, прячась за кустами, стала пробираться к Эдику. Но, ее увидел молодой парень Семен (С ), о котором говорили, что будто бы он сексуальный маньяк. Увидев молодую, красивую, обнаженную девушку он возбудился, набросился на Любу и изнасиловал. Проходивший зарослями кустарника другой мужчина Олег (О ) увидел это всё и рассказал об изнасиловании всем, в том числе и Эдику. Когда Люба наконец-то пришла к Эдику, на нее смотрели холодные глаза. «Я всё знаю», - сказал Эдик. «Прости, но я не смогу после всего этого любить тебя». Люба пошла обратно. Жизнь потеряла для нее смысл. Она бросилась в реку и утопилась (интерпретацию текста смотри в Приложении 3.).

Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Вопросы для обсуждения : Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали? (Конечно, большинство скажут, что они говорили, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает - не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда стоит остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы) . «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью? Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит «делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» « Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания и механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т.д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.

Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется как школьница младших классов и т. д., а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.

Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 4), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

«Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр». Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту.

«Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает». Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, причем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную информацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной. Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.

«Непривычные слова заменяет на привычные». В данном тексте, например, используется слово «примерная». Это слово сейчас используется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.

«Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике». В данном тексте во многом отсутствует логика, а некоторые предложения противоречат друг другу. Обычно это приводит к тому, что люди начинают как-то связывать предложения. Например, «Марфуша жила в деревне, затем поехала в город», «вышла замуж и стала работать на заводе», или «и пошла в лес за грибами» и так далее.

«Слушатель запоминает необычные, «жареные», факты. Но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное». В тексте два момента, которые привлекают внимание, это секс и НЛО. Эти слова за счет своей эмоциональной насыщенности вытесняют другую информацию, и обычно в тексте к последнему участнику сохраняются только секс и НЛО, но в то же время часто слово «секс» заменяют чем-то другим, например, «занимались любовью», «жили хорошо и все у них было в порядке». НЛО иногда заменяют на инопланетян, а иногда теряют.

«То, что можно истолковать, слушатель истолкует». На фоне только что проведенной игры обычно этот пункт можно даже никак не комментировать, поскольку на примере всех участников можно найти ему подтверждение.

«Говорить однозначно», «Использовать простые слова». Абсолютно понятные рекомендации - чем проще и однозначнее информация, тем она лучше понимается и запоминается.

«Важное проговаривать несколько раз». Вполне понятная рекомендация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было сделано.

«Структурировать сообщение, разбивать его на пункты». Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг с другом. Самый простой пример структуры - это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно потерять предложение, которое идет под номером. Например, если есть первое, второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.

«Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию». Это значит, что во время разговора необходимо постоянно следить за выражением лица, за глазами собеседника и по его реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.

«Вам все понятно?» не спрашивать, так как все обычно отвечают: «Да». Надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь?» Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: «Вам ясно?», «Вам понятно?», - автоматически отвечать «понятно», при этом не всегда понимая, о чем их спрашивали.

«Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение». Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспомнить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: «А о чем я говорил?» Поэтому для сохранения связи в сообщении лучше повторить последнее предложение и после этого продолжить свой рассказ.

«Необходимо учитывать темповые характеристики слушающего». Это объясняется легко: все люди говорят с разной скоростью и, что важно для нас, способны слушать тоже с той скоростью, с которой говорят. Если человек говорит быстро, то с ним надо говорить примерно с той же скоростью, а с медленно говорящим, соответственно, медленно. Почему так? Если мы говорим слишком медленно для человека, то его это раздражает, а если слишком быстро - то человек просто может не услышать какие-то слова.

«Можно создать позитивную или негативную мотивацию: «если все сделаете по инструкции, то...», «если не сделаете, то произойдет...»«. Обычно начинают с позитивной мотивации. Например, если вы сделаете то-то и то-то, то вы получите такой-то результат. Если позитивная мотивация не помогает, используют негативную мотивацию. Например: «Если вы нарушите пункт третий договора, вы лишаетесь гарантийного обслуживания, денег и т. д.».

«Можно использовать техники типа «забор» - специальные фразы: «Я специально обращаю ваше внимание», «Я хочу, чтобы вы это запомнили». Основной смысл в том, что мы можем огородить важную информацию определенными фразами, как забором, внутри которого информация должна сохраниться.

Конкурсы на праздниках могут быть как подвижные, так и застольные. Игры, которые можно провести, не вставая из-за стола, идеально подходят для спокойных компаний. Не все гости любят шумные конкурсы. В этом случае и выручит застольная забава «Испорченный телефон». Самое интересное, что это будет не обычный с детства конкурс в слова, а сочетание испорченного с телефона с игрой в ассоциации. Посмотрим, что из этого получится.

Дополнительный реквизит готовим заранее. Для этого распечатываем карточки с изображением и подписями различных предметов, животных. Это могут быть:

  • курица;
  • слон;
  • пляж;
  • стол;
  • коляска;
  • скакалка.

Больше никакого реквизита не потребуется. Достаточно самих участников и, желательно, хорошего слуха игроков. Конкурс проводится непосредственно за столом.

Первый участник выбирает, не глядя, карточку. И говорит шепотом соседу, сидящему рядом, что изображено на картинке. Человек должен передать по цепочке, но не само услышанное слово, а синоним к нему или ассоциацию.

Например, получится цепочка: курица – птица, несущая яйца – мама цыпленка – родственница омлета – и т.д.

По кругу игроки передают друг другу фразы-ассоциации. Когда очередь дойдет до начала круга, то есть до первого игрока, он озвучивает услышанное вслух и показывает картинку с изображением предмета, с которого начиналась цепочка ассоциаций. И чем больше игроков будет участвовать в развлечении, тем непредсказуемее и смешнее будет итоговое слово.

И если в результате из «Курицы» получится «Яйцо» или из «Стола» – «Диван», считайте, что развлечение удалось. В таком конкурсе нет проигравших или победителей, но хорошее настроение обеспечено всем.

Включите «Испорченный телефон» в сценарий взрослого Дня Рождения, например, . Подойдет развлечение и для

Направление: «Педагогическое образование»,

Профиль «Дошкольное образование» и «Иностранный язык»

Преподаватель: Шелкунова Т.В.

Модуль 3. Профессиональное саморазвитие личности

Занятие 1. Развитие профессионального самосознания будущих педагогов

Цель: создание условия для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования позитивной Я-концепции.

Задачи:

1) способствовать формированию личностной компетенции;

2) предоставить студентам возможность отрефлексировать свои особенности;

3) способствовать осознанию студентами необходимости совершенствования себя;

4) обучить студентов навыкам развития позитивного самоотношения.

Ход занятия:

Упражнение «Представление партнера»

Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отра­зить следующие моменты: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.

Презентации происходят следующим образом: один из чле­нов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего - построить свою презентацию так, чтобы она длилась ров­но одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача - молчать и слушать.

Примеры вопросов выступающему:

· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

· Что ты считаешь самым отвратительным?

· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

· Какого рода это влияние?

· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения уп­ражнения уделяется внимание следующим аспектам:



· способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения;

· способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Вопросы для обсуждения:

· Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

· Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

· Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сто­ронах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положи­тельных чертах характера. Важно отметить то, что является или может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т.д. Это упражнение направлено не только на саморас­крытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать любую попытку самокритики, самоосуждения.

Другие члены группы не задают вопросов, не высказывают­ся - они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по очереди.

Данное упражнение предусматривает домашнее задание.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т.д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, причем без указания источника, поскольку мне­ние должно быть групповым. Затем приглашается выходив­ший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четы­ре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».

Вопросы для обсуждения:

· Какой из этих списков длиннее?

· Какой из них в большей степени определяет ваше отноше­ние к себе?

4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...» Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная слова­ми: «Все равно ты молодец, потому что...» Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

· Что чувствовал человек, к которому была обращена под­держка?

1. Вам предлагается выполнить в качестве домашнего задания два упражнения, направленные на саморефлексию.

2. Выполните упражнение «Сколько во мне людей?» Внимательно прочтите следующую цитату Вильяма Джеймса: «Ког­да встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле». Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы для саморефлексии:

· Как вы понимаете эту фразу?

· Как самосознание человека связано с отношениями с роди­телями, друзьями, коллегами по работе?

3. Выполните упражнение «Кто я?», честно и откровенно закончив следующие предложения:

1) Я горжусь собой, когда я...

2) Я симпатичный человек, потому что...

3) У меня есть такие два замечательных качества...

4) Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в сво­ей жизни...

Вопросы для саморефлексии:

· Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?

· Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хо­рошо»?

4. Вспомните упражнение «Сильные стороны», выполненное на занятии. Про­ведите «инвентаризацию» своих сильных сторон.

5. Подберите пять упражнений для развития позитивной Я-концепции.

· для более глубокой саморефлексии задания для самостоятельной работы необходимо выполнить в тетради;

· подобранные упражнения для развития позитивной Я-концепции (задание №5) оформите на карточках.

Занятие 2. Развитие коммуникативной компетентности

Цель: создание условий для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования коммуникативных навыков.

Задачи:

1) способствовать формированию коммуникативной компетентности у студентов через овладение навыками эффективного слушания;

2) продемонстрировать студентам возможности установления контакта в различных ситуациях общения;

3) отрабатывать навыки понимания себя и других людей;

4) создать условия для активизации процесса самопознания и самоактуализации будущих педагогов.

Ход занятия:

Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства»

В начале занятия преподаватель предлагает провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Преподаватель рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Задача студентов – найти свое место на этой лестнице и «встать» туда в соответствии со своими собственными представлениями.

Вопросы для обсуждения:

· Кто не смог выполнить задание? Почему?

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий: Приходилось ли вам передавать какую – либо информацию через третьих лиц? И, наверное, бывало, что возникали ситуации искажения, изменения, неправильного понимания этой информации. Скажем, учительница говорит вовремя перемены подвернувшемуся под руку пятикласснику: «Сбегай – ка, дружок, на второй этаж в кабинет физики, передай Марье Петровне, что я сегодня ее после 6-го урока буду ждать в учительской». Мальчишка честно пытается выполнить порученное дело. Правда вместо 2-го этажа попадает на 3-ий, и не в кабинет физики, а в кабинет химии, и передает информацию не Марье Петровне, а Наталье Сергеевне. При этом ожидать ее просит не после 6-го, а после 5-го урока, и не в учительской, а у директора, и не сегодня, а завтра. И видит Бог, все это делается не со злым умыслом, а в силу странных метаморфоз памяти. Почему и как это происходит? Давайте попробуем смоделировать ситуацию, в которой определенная информация будет проходить через несколько ступеней, и понаблюдаем за тем, что будет происходить.

Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной команды на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены второй – наблюдателями и экспертами.

Затем ведущий дает следующую инструкцию членам первой команды:

«Один из вас останется в этой комнате, а остальные будут ждать за дверью до того момента, когда я их приглашу. Тот, кто останется здесь, получит от меня небольшой текст, написанный на карточке и содержащий определенную информацию. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. По истечении времени, данного на ознакомление текста, я заберу бумажку, с написанным текстом. После этого я приглашу одного из участников, оставшихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У него будет возможность задать первому игроку не более 3-х уточняющих вопросов. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока.

Задача наблюдателей - внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать все искажения и изменения сведений на разных этапах игры.

Участники первой команды определяются с тем, кто из игроков будет первым, и покидают тренинговую комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку со следующим текстом:«Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7-го класса «Б» пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из 6-го «А» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились не только деловые отношения».

Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов: ставит а центре комнаты по паре стульев друг напротив друга. Когда первый игрок сообщит о своей готовности, ведущий забирает у него свою карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков, ожидающих за дверью. Таким образом осуществляется работа со всеми игроками. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков, зашедших в аудиторию, озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст с карточки – под дружный хохот участников. Можно уделить несколько минут на выплеск эмоций.

Примечание для ведущего . На первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Скажем, на почти неизбежно возникающую просьбу слушающего «А можно повторить еще раз?» ведущий может великодушно дать положительный ответ. Он практически ни чем не рискует в плане нужного окончательного эффекта: информация в конечном итоге будет неизбежно искажена. Начиная со второго этапа, следует быть более требовательным и настаивать на трех (и не более) уточняющих вопросах.

Вопросы для обсуждения :

· На каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Почему?

· Что «выпало», забылось, прежде всего? Почему?

· Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?

· Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?

· Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?

Игра «Карусель»

Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Ведущий приводит пример ситуации. Время на установление контакта и проведение беседы (3-4 минуты). Затем ведущий дает сигнал, и участники группы сдвигаются к следующему участнику.

Примеры ситуаций:

· Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…

· Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…

· Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте…

· После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

В данном упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задача участников – легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Вопросы для обсуждения:

· Легко или трудно было выполнить задание?

· В чем были трудности?

Игра «Алфавит»

Для выполнения этого упражнения вначале нужны два добровольца, которым предстоит играть свои роли, но при этом строить диалог, соблюдая следующее правило – тот, кто начинает разговор, произносит фразу, первое слово которой начинается на букву «А», его собеседник отвечает фразой на букву «Б» и т.д. (алфавит написан на доске).

Например: дворник-прохожий

А кто это тут намусорил?

Боже мой, не думаете же, вы, что это я здесь семечки грыз?

Возможно...

Господи... что за подозрения...

Да-да, а кто это если не вы?

Если не я, что больше не кому?

Попробуйте разыграть роли таксиста и пассажира. (Далее можно вызвать другую пару или тройку человек, роли: продавец – покупатели, преподаватель – студенты и т.п.).

Отлично! Вы здорово импровизировали. Мы все по достоинству оценили вашу находчивость.

Вопросы для обсуждения:

· Ваш диалог мог бы иметь место в реальной жизни?

· Что вам показалось труднее всего?

Упражнение «Дай яблоко»

Давайте попробуем научиться правильно формулировать просьбу. Правильно – значит тактично, уважительно, терпеливо. Это будет нелегко, потому что ваш партнер будет всячески вам отказывать. Ваша цель – привести такие аргументы, чтобы он не имел возможности отказать. Но помните, в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: «Дай немедленно», «не дам и всё», «почему я должен...» и т.д. Главное – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.

Приведу пример: Соревнуются двое участников, один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации.

-Дай мне, пожалуйста, яблоко.

- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю, какое.

- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю какое из красных яблок. И т.д.

Разделитесь по двое. Номера первые просят вторых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из стульев в данной аудитории. Затем номера вторые просят номеров первых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из столов в данной аудитории.

Вопросы для обсуждения:

· Удалось ли вам достичь своей цели? Каким образом? Если нет, то почему?

· Что сложнее – отказывать или просить?

· Все смогли соблюдать главное правило до конца?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упражнение «Телевизор». Для этого необходимо включить телевизионный канал, по которому демонстрируется телефильм или спектакль. Выключите звук, а изображение оставьте. Попробуйте определить, о чем говорят актеры, какие у них цели и мотивы, кто из них «атакует», а кто – защищается, кто – лидирует, а кто – подчиняется. Вглядитесь в лица говорящих, обратите внимание на их жесты и позы. Не включая звук, скажите вслух то, что говорит первый собеседник и что отвечает ему второй. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите звук. Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы для саморефлексии:

· Правильно ли вы определили предмет беседы?

· Если вы ошиблись, то в чем и почему?

2. Выполните упражнение «Поставь себя на место другого». Для этого вспомните свой недавний конфликт с кем-либо. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того человека, с которым вы разговаривали. Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у этого человека приятные воспоминания о себе.

Вопросы для саморефлексии:

· Какой была ваша позиция в общении с партнером первоначально?

· Что изменилось в вашей позиции по отношению к партнеру?

3. Подберите пять упражнений для развития коммуникативных навыков.

· после индивидуального выполнения упражнения «Телевизор» попробуйте выполнить его в паре с кем-нибудь. Сопоставив различные версии, выясните, какая из них оказалась ближе к тому, что говорилось на телеэкране, почему?

· подобранные упражнения для развития коммуникативных навыков (задание №3) оформите на карточках.

(разогревающая психотехника)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Цепочке лиц передается на ухо (чтобы остальные не слышали) слово или фраза. После того, как она пройдет по всему «проводу», интересно послушать результат и оценить разницу!

Игроки сидят на скамеечке, водящий произносит шепотом слово первому игроку, который по цепочке намеренно быстро передает его дальше. Вся соль заключается в том, что дойдет до последнего игрока. Далее очередь сдвигается и последний игрок становится первым - вОдой.

Все садятся в ряд, первый игрок загадывает слово или фразу и быстро шепотом передает ее следующему, и так далее. После прохождения слова по всей цепочке начинающий объявляет задуманное слово или фразу, а последний то, что до него дошло. Как говорят в Одессе, загаданное и дошедшее – это " две большие разницы".

Цель игры: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить на овладение способами активного слушания. Оборудование: магнитофон.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру «испорченный телефон». Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 участников) выйдут за дверь и будут заходить по одному. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передает ее следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете как хотите, допуская любые способы, кроме письменной записи». Пригласите желающих принять участие в игре пройти за дверь. Обратите внимание оставшихся на то, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

А) внимание участников; б) искажение информации.

Они также должны соблюдать максимально возможную тишину, не подсказывать и не мешать играющим. Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте и включите магнитофон. Информация: Я сообщу вам информацию. Ваша задача выслушать ее и подробно передать следующему участнику.

Вы готовы передать информацию? В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя. После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

После завершения игры обсудите следующие вопросы:

  • Какими способами запоминания пользовались участники?
  • Какая информация запоминалась лучше?
  • Какие искажения информации были допущены? С чем они связаны

Сначала по очереди высказываются игроки, затем наблюдатели.

  1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.
  2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника его или своими словами.
  3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.
  4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника.
  5. Желательно подвести итог состоявшемуся разговору.

Мероприятие заканчивается подведением итогов: что нового мы узнали, какие выводы смогли сделать для себя.

«Испорченный телефон»

В нее играют не более 10- 12 человек. Если в группе больше участников, то можно привлечь их всех или часть оставить наблюдателями. Все участвующие в выходят за дверь.

Инструкция. Инструкция для тех, кто за дверью: «Сейчас вы будите передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?

Инструкция для тех, кто остался в комнате: «Сейчас сюда будуть по одному участники игры, первому я сообщу текст, которой передаст второму, второй - третьему и так далее. Ваша задача - фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать)».

Игру можно снимать на видео. Входит первый участник, и тренер говорит ему текст. Первого лучше не снимать, чтобы он от растерянности не потерял весь текст. Снимать можно в пол и записать только звук. За тем первый приглашает второго, затем второй зовет третьего и так далее

Анализ игры.

Первый вопрос, который тренер задает «Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?» Конечно, большинство скажут, что они говорили ли, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает - не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Второй вопрос тренера: «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?» Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.

Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется, как школьница младших классов и т. д. , а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.

Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 5), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

Мини лекция....

«Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр». Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту. Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает».

Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, при чем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную формацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.

«Непривычные слова заменяет напривычные». В данном тексте, например, используется слово «примерная». Это слово сейчас используется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.

«Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике." В данном тексте во многом отсутствует логика, а некоторые предложения противоречат друг другу. Обычно это приводит к тому, чтолюди начинают как-то связывать предложения. Например, «Марфуша», в деревне, затем поехала в город», «вышла замуж и стала работать заводе», или «и пошла в лес за грибами» и так далее.

«Слушатель запоминает необычные, «жареные», факты. Но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное». В тексте два момента, которые привлекают внимание, это секс и НЛО. Эти слова за счет своей эмоциональной насыщенности вытесняют другую информацию и обычно в тексте к последнему участнику сохраняются только секс и НЛО, но в то же время часто слово «секс» заменяют чем-то другим, например, «занимались любовью», «жили хорошо и все у них было в порядке». НЛО иногда заменяют на инопланетян, а иногда теряют.

«То, что можно истолковать, слушатель истолкует».

На фоне только что проведенной игры обычно этот пункт можно даже никак не комментировать, поскольку на примере всех участников можно найти ему подтверждение.

«Говорить однозначно», «Использовать простые слова». Абсолютно понятные рекомендации - чем проще и однозначные информация, тем она лучше понимается и запоминается.

«Важное проговаривать несколько раз». Вполне понятная рекомендация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было не сделано.

«Структурировать сообщение, разбивать его на пункты». Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг другом. Самый простой пример структуры - это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно предложение, которое идет под номером. Например, если есть пер второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.

«Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию». Это значит, что во время разговора реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.

«Вам все понятно?» не спрашивать, так как все обычно отвечают: Надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь. Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: «Вам ясно?», «Вам понятно?», - автоматически отвечать «понятно», при этом не всегда понимая, о чем их спрашивал и.

«Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение». Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспомнить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: «А о чем я говорил?» Поэтому для сохранения связи в сообщении лучше повторить последнее предложение и после этого продолжить свой рассказ.

«Необходимо учитывать темповые характеристики слушающего». Это объясняется легко: все люди говорят с разной скоростью и, что важно для нас, способны слушать тоже с той скоростью, с которой говорят. Если человек говорит быстро, то с ним надо говорить примерно с той же скоростью, а с медленно говорящим, соответственно, медленно. Почему так? Если мы говорим слишком медленно для человека, то его это раздражает, а если слишком быстро - то человек просто может не услышать какие-то слова.

«Можно создать позитивную или негативную мотивацию: "если все сделаете по инструкции, то...", "если не сделаете, то произойдет..."». Обычно начинают с позитивной мотивации. Например, если вы сделаете то-то и то-то, то вы получите такой-то результат. Если позитив- мотивация не помогает, используют негативную мотивацию. Например: «Если вы нарушите пункт третий договора, вы лишаетесь гарантийного обслуживания, денег и т, д.».

Можно использовать техники типа «забор» - специальные фразы: «Я специально обращаю ваше внимание», «Я хочу, чтобы вы это запомнили»

Основной смысл в том, что мы можем огородить важную информацию фразами, как забором, внутри которого информация должна сохраниться

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»