Богдан хмельницький пам ятники. Памятник богдану хмельницкому, киев. Несколько интересных фактов

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

В рамках празднования 900-летия Крещения Руси . Является одним из символов Киева, произведением искусства XIX века .

Памятник
Памятник Богдану Хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
50°27′12″ с. ш. 30°30′59″ в. д. H G Я O L
Страна
Местоположение Киев
Скульптор Михаил Микешин
Архитектор Владимир Николаев
Дата основания
Строительство
Материал бронза
Памятник Богдану Хмельницкому на Викискладе

История

Идея создания памятника возникла в обществе по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. После получения разрешения от императорского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем - профессором университета, главой Киевской археографической комиссии . Первый проект памятника, созданного известным скульптором Михаилом Микешиным , был весьма резким - конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича , еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря . Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем , Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антиеврейского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома . Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича .

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешёвый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости . Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал ещё изгородь с фонарями.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору . Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава , которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции . А вот на Москву , вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Волим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

Памятник Богдану Хмельницкому является самым знаменитым памятником города, своеобразным символом Киева. Установлен он в честь гетмана Богдана Хмельницкого, который вошел в историю Украины как выдающийся полководец, государственный деятель, возглавивший восстание украинского народа против господства Речи Посполитой. Также известен Богдан Хмельницкий благодаря Переяславской Раде, сделавшей союзниками Московию и Украину.

В середине 19 века у украинских деятелей культуры возникла мысль установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе. Однозначного ответа на вопрос, кому первому пришла в голову эта идея, нет. Авторство делят между собой два профессора: Михаил Максимович и Николай Костомаров. Осуществление задуманного стало возможным благодаря Михаилу Юзефовичу, тоже профессору, являвшемуся главой Киевской археографической комиссии. Проект будущего монумента должен был разработать очень известный в то время живописец и скульптор Михаил Микешин.

Первый проект памятника

Первый проект памятника Богдану Хмельницкому был выполнен с грандиозным размахом. На гранитном постаменте, по форме похожем на курган, на гарцующем коне восседал гетман. Под копытами коня предполагалось изобразить распластанное тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом лежали звенья разорванных цепей. Сбитые скачущим конем, летели со скалы фигуры польского пана-шляхтича и еврея-арендатора. Внизу, перед скалой располагались еще 4 фигуры – слепой кобзарь и его слушатели: белорус, малоросс, великоросс и червоноросс. Барельефы должны были изображать эпизоды Битвы под Збаражем и Въезд войска Хмельницкого в Киев.

Средства на памятник предполагалось собрать по благотворительной подписке, но пожертвования поступали плохо. Политические мотивы и недостаток средств привели к тому, что композиция утвержденного памятника стала намного скромнее. Были отвергнуты попранное польское знамя и антисемитская тематика, заодно исчезли с памятника фигуры кобзаря, его слушателей, а также барельефы.

Морское ведомство пожертвовало на строительство памятника 1600 пудов (25,6 т.) старой корабельной меди. В 1877 году, наконец-то, была изготовлена гипсовая модель, а в 1879 году в Санкт-Петербурге, на литейно-механическом заводе Берда, при участии скульпторов Пия Адамовича Велионского и Артемия Лаврентьевича Обера, композицию отлили из металла.

Место для установки памятника гетману Богдану Хмельницкому определилось после долгих споров – было решено, что это будет Софийская площадь. Но неожиданно из Петербурга пришел запрет. Дело в том, что памятник, установленный на Софийской (Софиевской) площади, располагался бы между алтарной стеной Киевского Софийского (Софиевского) собора и зданием Михайловского Златоверхого собора. Ориентирована статуя была так, чтобы гетманская булава была направлена с угрозой в сторону Польши. Соответственно, выходило так, что конь Богдана Хмельницкого был обращен хвостом к алтарной стене Софийского собора, и именно это будут видеть вместо христианской святыни многочисленные богомольцы, устремляющиеся к собору. Кроме того, закрывался вид на собор со стороны Михайловского монастыря и Крещатика. Это вызвало возмущение киевского духовенства, и оно написало жалобу в Синод. Некоторое время он стоял на Бессарабской площади.

Восемь лет простоял готовый памятник Богдану Хмельницкому во дворе Старокиевского полицейского участка, так как денег на строительство гранитного постамента не хватило. Киевляне шутили, что гетмана арестовали за то, что "прибыл без пашпорта". Наконец, в 1886 году из городской казны было выделено 12000 рублей, а управа Киевской крепости отдала для памятника 30 кубических саженей гранита, которые остались от строительства опор Цепного моста, после чего архитектор Владимир Николаев спроектировал и построил постамент для памятника. Киевский архитектор работал бесплатно, а деньги, которые удалось сэкономить, потратил на установление изгороди с фонарями вокруг памятника.

Чтобы не оскорблять чувства верующих, скульптурную композицию развернули, после чего булава стала грозить скорее в сторону Швеции, чем в сторону Польши. Вопреки расхожему мнению, в сторону Москвы булава не была направлена никогда. О сопричастности к России говорили лишь надписи на постаменте: "Хотим под царя восточного, православного" и "Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия". В 1919 и 1924 годах эти надписи сменили на "Богдан Хмельницкий. 1888", которая сохранилась по наши дни.

11 июля 1888 года, во время празднования в Киеве 900-летия крещения Руси, памятник Богдану Хмельницкому был окончательно установлен и освящен.

Сам памятник Богдану Хмельницкому производит сильное впечатление своей динамичностью. Как будто всадник, на полном скаку осадил коня, чтобы обратиться к народу. Довольно точно передано портретное сходство с прототипом, а также детали одежды. Постамент скульптурной композиции относительно невысок, кроме того, она доступна для кругового обзора, что дает возможность подробно рассмотреть все детали композиции, которые проработаны очень тщательно.

Считается самым известным монументом столицы и его визитной карточкой. Его открытие состоялось в июле 1888 года. Это событие было приурочено к 900 годовщине крещения Руси.

История памятника Богдану Хмельницкому

Памятник установили на , как раз там и встречало население Богдана Хмельницкого с войском после победы над польской шляхтой. Но его установке предшествовало много времени, споров и разногласий.

Идею создания памятника озвучил еще в 1840 году историк и профессор Николай Костомаров. Когда было получено разрешение от правительства, то был создан специальный комитет для разработки проекта. В 1970 году начали собирать средства для монумента. За это время концепция памятника менялась несколько раз , в итоге было решено оставить только гетмана на коне. В 1879 году в Петербурге статую отлили из 26,5 тонн металла. После доставки постамента в Киев он еще несколько лет пролежал неустановленным, так как были споры по поводу места его воздвижения. Когда уже памятник поставили, заметили, что он повернут задней частью к . Тогда его развернули, и в итоге булава Хмельницкого уже не была направлена на Польшу, как задумывалось сначала, а указывала куда-то в сторону Швеции.

Существуют и другие слухи, что Хмельницкий грозит в сторону Москвы, но эксперты утверждают, что такого не было никогда. Кроме памятника был создан еще и постамент со словами о неделимой России, но позднее его заменили. Теперь там можно увидеть надпись: «Богдан Хмельницкий. 1888». Сам памятник изготовлен с тщательно проработанными мельчайшими деталями , показывающими мужественный образ великого гетмана.

Как добраться к памятнику Богдану Хмельницкому

Памятник находится в центре столицы, поэтому найти его несложно. Можно доехать с любой части города общественным транспортом, автобусами или на метро. Например, доезжаем до станции метро «Майдан Независимости» и проходим вниз 2 квартала по улице Софиевской, затем на метро проезжаем к станции «Золотые Ворота» и идем по улице Владимирской прямо на Софийскую площадь, где и находится памятник.

В этот день, в 1888 году, в Киеве был установлен памятник Богдану Хмельницкому.

Если от Майдана Незалежности пройти вниз два квартала по Софийской улице, она приведёт вас на Софийскую площадь, где стоит величественный монумент – памятник выдающемуся полководцу, государственному деятелю, возглавлявшему восстание украинского народа против господства Речи Посполитой, гетману Украины Богдану Хмельницкому. Киевляне считают, что памятник этот является главным символом столицы Украины – Киева.

Идея создания памятника возникла в 1840-х годах по инициативе профессора Киевского университета, историка Николая Костомарова. По другим источникам идея принадлежала члену Временной комиссии по разбору древних актов и попечителю Киевского учебного округа Михаилу Владимировичу Юзефовичу, чтобы почтить патриотическую заслугу гетмана Хмельницкого, присоединившего Украину к России. В 1868 году он предложил скульптору Михаилу Микешину сделать рисунки будущего монумента.

Первый проект памятника был грандиозен: на гранитном постаменте, напоминающем очертаниями курган, восседал на гарцующем коне гетман. Под копытами коня – тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом – разорванные звенья цепей. Со скалы слетают тела польского пана-шляхтича и еврея-арендатора, сбитые скачущим конём. Под скалой – фигуры слепого кобзаря (в ком узнавался Т.Г. Шевченко) и его слушателей: белоруса, малоросса, великороса и червоноросса. Сюжет барельефа должен был изображать эпизоды битвы под Збаражем и въезд войска Хмельницкого в Киев.


Проект памятника

Замысел скульптора показался слишком «резким» по этическим и политическим соображениям. Император Александр II «запретил» коню топтать польское знамя. К тому же на памятник не хватало благотворительных пожертвований. В результате композиция утверждённого проекта памятника оказалась значительно скромнее первоначального. Исчезли: попранное польское знамя, «антисемитский» мотив, кобзарь со слушателями… И барельефы исчезли тоже.

В 1877 году была изготовлена гипсовая модель, на которой оставили только центральную фигуру гетмана. В 1879 году на петербургском литейно-механическом заводе Берда была отлита статуя, на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов старой корабельной меди. Город выделил 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения опор Цепного моста. Ими было обложено кирпичное основание памятника.

Однако памятник фактически вышел несколько непропорциональным из-за того, что постамент оказался ниже, чем было задумано. Высота постамента не соответствовала размерам коня и всадника.

Первоначально монумент предполагали установить на Бессарабке. Но власти возражали по той причине, что булава Хмельницкого тогда должна будет указывать на… популярный в городе трактир купца Лаврухина. Можно сказать, что «благодаря» защите интересов купца Лаврухина, после долгих споров, определили место для установки памятника на Софийской площади.

В 1888 году памятник был установлен. Но этим история установки памятника не окончилась. Оказалось, что ориентирован он был крайне неудачно. Конь «невежливо» повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Духовенство возражало: «Подходя к Софии Киевской богомольцы будут осенять крестным знамением не только Святые Врата, но и… зад коня».Постамент развернули. В результате такой «поправки» гетманская булава, которая должна была по замыслу угрожать Польше, оказалась направлена… по мнению одних историков – в сторону Швеции, а по мнению других – в сторону Москвы (это второе мнение стало политически выгодным, и особенно полюбилось нынешним «летописцам» незалежной Украины).

На постаменте были сделаны две боковые надписи: «Волим под Царя Восточного, Православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия» . Чтобы скрыть диспропорции постамента, возникшие при изменении первоначального облика памятника, постамент обвили плющом и диким виноградом, и потом регулярно расчищали надписи на постаменте от их разрастающихся ветвей. Памятник обнесли оградой, установили фонари.

Грянула революция. Вскоре после революционных преобразований решётка исчезла, а надписи… заделали камнем. Вместо них на постаменте появилась странная, несуразная надпись: «Богдан Хмельницкий. 1988». В таком виде её можно лицезреть и в настоящее время.

А сравнительно недавно, в сентябре 2000 года, с «Богданом Хмельницким» произошло очередное злоключение. С головного убора исчезли бронзовые перья. Слухи ходили разные. Но самой популярной причиной был состоявшийся в Киеве накануне происшествия отборочный футбольный матч чемпионата мира – 2002, который украинцы проиграли со счётом1:3. Многие были уверены, что польские болельщики, подогретые энтузиазмом и крепкими напитками, в ночь после победы забрались на памятник и взяли перья в качестве трофея.

Однако официальная версия была такова: металл в месте крепления перьев к шапке со временем прохудился, отчего перья попросту провалилось внутрь полой статуи, и извлечь их оттуда было невозможно. Реставраторы решили проблему просто: изготовили и установили на прежнее место копию пропажи.

***
Богдан Хмельницкий остаётся в народной памяти как человек, больше, чем кто-либо другой, в истории прошлого способствовавший свержению польского ига на Украине и воссоединению её с Россией.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским народом, с которым связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила большие возможности для развития сельского хозяйства, ремёсел, торговли. Между русским и украинским народами укреплялись экономические и культурные связи, крепла дружба в совместном противостоянии влиянию запада. В составе Русского государства украинский народ обрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасало украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце XVIII столетия.

Земский собор в Москве 1 октября 1653 года принял решение о воссоединении Малороссии с Россией и объявлении войны Польше. 8 января 1654 года решение о воссоединении было одобрено Переяславской радой, после чего русское правительство утвердило с некоторыми поправками так называемые Статьи Хмельницкого, оформившие правовой статус Малороссии в составе Русского государства.


Переяславская рада 8 января 1654года и присяга на подданство.


Так выглядит памятник Богдану Хмельницкому сегодня.

Тамара КАЙЛЬ, газета "Русская речь", №4, 2014.

Официальное название: Памятник Богдану Хмельницкому

Адрес: г. Киев, Софиевская площадь

Дата постройки: 1888

Основная информация:

Памятник гетману Богдану Хмельницкому - один из знаменитейших памятников Киева, символ города. Памятник расположен на , непосредственно перед . Памятник является объектом большинства . Памятник установлен одному из самых известных гетманов Украины, под руководством которого прошла освободительная война против польского гнета.

История:

Идея создания памятника Богдану Хмельницкому в Киеве появилась в 1840-х годах, а ее инициатором был знаменитый историк, профессор киевского института Николай Костомаров. Идея была окончательно поддержана в 1860-м году вместе с разрешением на установления памятника.

Создание проекта было поручено культовому скульптору того времени - Михаилу Микешину. Согласно его замыслу, композиция памятника выходила очень «жесткой» - Богдан Хмельницкий был изображен на коне, который поднимается на гранитной скале, а своими копытами конь сталкивает со скал иезуита, польского шляхтича и еврея, чьи руки вцепились в золото и церковные сокровища. Под скалой находились фигуры «позитивных персонажей» - великоросса и малоросса, червоноросса белоруса, которые слушают песню слепого кобзаря.

С 1870-го года начинается сбор средств на сооружение памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, но собранной суммы не достаточно для полноценного воплощения полета фантазии скульптора Микешина - сумма составляет скромные 37 000 рублей. Также, в связи с достаточно «резким» сюжетом проекта памятника, решают соорудить лишь фигуру гетмана, без остальных персонажей. Статуя гетмана была отлита на петербургском заводе в 1879-м году, и сразу передана в Киеве. Но вот в Киеве, фигуре Богдана Хмельницкого пришлось простоять несколько лет во дворе присутственных мест, так как не был сооружен постамент - также, из-за нехватки средств.

Лишь в 1885-м году был создан постамент, который во-первых, был проще, чем изначально задуманный, во-вторых, сам архитектор и автор постамента - Владимир Николаев, соорудил его абсолютно бесплатно, а в третьих - часть камней для постамента была подарена киевской крепостью.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве был установлен торжественно в 1888-м году, на честь 900-летия со дня Крещения Киева. Относительно его установки сразу же возникло несколько легенд и баек. Одна из них гласит, что изначально, памятник был установлен так, чтобы булава гетмана указывала на Польшу, но получилось, что «пятая точка» коня повернута в сторону Михайловского собора, что было вовсе неправильно. После этого памятник развернули так, что он указывает булавой в сторону Скандинавии.

До 1924-го года, на постаменте памятника были указаны надписи ««Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия»», которые были заменены на более простой вариант «Богдан Хмельницкий. 1888».

Стоит отметить, что памятник Богдану Хмельницкому в Киеве действительно является прекрасным образцом яркого и динамичного монумента. Он чудесно вписывается в общий архитектурный ансамбль Софийской площади, является его настоящим центром.

Интересные факты:

Изначально, Богдан Хмельницкий стоял, как бы, «задней частью коня» к Михайловскому монастырю и булавой указывал в сторону Польши. Позднее, памятник немного сдвинули

Памятник Богдану Хмельницкому на карте Киева:

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»