О чем говорят психологи МЧС с родственниками жертв авиакатастроф? Идентификации жертв авиакатастроф: "очень трудно опознать мертвое тело" Как опознают труп

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.

В сегодняшней заметке речь пойдет про опознание трупа. Итак, опознание трупа — это следственное действие, которое проводится методами и позволяющее установить личность умершего человека. Иногда опознание трупа может быть единственным средством установления личности погибшего.

Следователь осуществляет предъявление трупа для опознания в том случае, когда на месте происшествия личность погибшего не установлена.

Ввиду специфики данного объекта для опознания на него не распространяется правило о предъявлении среди сходных объектов (ч.4 ст.193 УПК РФ), однако все остальные требования уго­ловно-процессуального закона относительно предъявле­ния для опознания подлежат соблюдению.

Первостепенное внимание при опознании трупа обра­щается на прижизненные особые приметы (следы операций и ранений, татуировки, родимые пятна, особенности зубного аппарата и т.д.).

Во избежание ошибки из-за сходства одежды на трупе и одежды искомого человека, целесообразно лицам, хорошо знавшим умершего, предъявлять труп без одеж­ды, прикрыв тело простыней и открывая отдельные его части для демонстрации особых примет. Лицам же, мало знавшим умершего или видевшим его однократно, труп предъявляется в одежде.

Как и при опознании живых лиц, опознающие труп должны быть предварительно подробно допрошены о приметах опознаваемого.

Предъявление трупа для опознания может проводиться как на месте происшествия, так и в морге.

В первом случае обычно труп предъявляется для опознания после осмотра места происшествия. «Туалет» трупа на месте происшествия не делается, он предъявляется в той одежде, в какой его обнаружили.

Часто труп приходится предъявлять для опознания большому числу лиц. Так, при обнаружении трупа на дороге он предъявляется жителям окрестных населенных пунктов. В указанных случаях предварительный допрос лиц, которые могут опознать труп, не производится, так как они не знают, чей труп будет предъявлен, однако, если труп опознан, они подробно допрашиваются о тех признаках, по которым он опознан.

Целесообразно последовательно предъявить труп нескольким лицам, приняв меры к предотвращению их общения друг с другом и нежелательно­го воздействия мнения одних на выводы других.

Предъявление трупа для опознания в морге осуществляется следователем. В случаях быстрого естественного видоизменения трупа, а также повреждений в результате происшествия, транспортировки, обезображивания грызунами и хищни­ками до предъявления трупа для опознания, его подвергают специальному туалету, а иногда и реставрации, что делается после судебно-медицинского исследования, в том числе экспертного.

Предъявляемый объект (труп) сам по себе специфичен, так как опознавательные признаки, характеризующие внешность человека, на трупе быстро видоизменяются, а потом быстро исчезают.

Для опознания трупа наряду с данными о приметах внешности большое значение приобретают имеющиеся у потерпевшего патологические особенности, рубцы,
огнестрельные раны, деформации в скелете, татуировки. Весьма ценным обстоятельством для идентификации личности являются свойства и особенности
зубного аппарата.

Если труп обезображен, то приглашается судебный медик, который производит реставрацию или «туалет» трупа. При этом, опознание трупа осложняется необычной обстановкой и особенностями самого объекта. Труп предъявляется для опознания один.

Если труп не опознан, рекомендуется снять с лица гипсовую маску, а также сделать сигналетические снимки и сфотографировать особые приметы. В случае, если для опознания предъявляется часть трупа, соблюдаются те же условия, что и при предъявлении целого трупа.

После предъявления трупа для опознания следователь в присутствии понятых составляет протокол опознания. При этом, правильность опознания трупа проверяется путем допросов других лиц, а также с помощью криминалистической и судебно-медицинской экспертиз.

Обломки разбившегося на Синае аэробуса разбросаны по достаточно большой площади, тела погибших пассажиров пострадали очень сильно. Для опознания большинства жертв понадобятся специальные методы.

На месте авиакатастрофы судмедэксперты фотографируют уцелевшие фрагменты тел. Потом в лаборатории их могут сканировать, иногда даже в формате 3D. Главные детали, которые ищут специалисты - татуировки, родинки и другие «особые приметы». Но часто тела повреждены настолько, что визуальными средствами опознать погибших невозможно.

В таких случаях нередко используют идентификацию по зубам. Здесь самые важные признаки - это особенности строения зубов или их повреждения, например, кариес, пародонтоз, любые операции, которые проводили на челюсти, или, например, протезирование. По статистике, в 90% авиационных катастроф личность жертв устанавливают именно по стоматологической экспертизе.

Также используются и отпечатки пальцев. Тем более, что с прошлого года эти данные обязательно должны быть в загранпаспортах нового образца. Папиллярный узор на подушечках остается неизменным в течение всей жизни человека. Более того, у каждого этот узор уникален. Но есть нюанс - такой метод применим только в том случае, если пассажиры биометрический паспорт оформляли, а он пока далеко не у всех. К тому же многие тела сильно обгорели. Насколько в этом случае применим метод дактилоскопии, должны решить эксперты.

Еще один используемый метод - анализ по ДНК. Его можно провести четырьмя разными способами. В одном для сравнения нужна митохондриальная молекула. Теоретически, извлечь ее можно из любой ткани. В этой митохондрии как раз находится большая часть наследственной информации, по которой и опознают родственников. После катастрофы рейса Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург у родных погибших в экстренном штабе эксперты взяли образцы слюны. Этот генный материал российские специалисты увезли в Египет, где и начнется процедура сличения.

Идентификацию по ДНК ввели в 2010 году после опознания жертв катастрофы самолета A330 в Триполи. Такой же метод анализа применялся при опознании жертв катастрофы борта MH17, который потерпел крушение прошлым летом в небе над Украиной. Тогда благодаря ДНК-экспертизе из 298-ми погибших были опознаны 296 человек.

На месте катастрофы нашли 163 тела. Обещают, что вся процедура опознания будет проходить в России, в петербургском бюро судмедэкспертизы. Пока сложно сказать, как именно это будет выглядеть. Но если вспомнить катастрофу с самолетом Анапа - Петербург в 2006 году, опознание происходило в небольшой комнате недалеко от места трагедии.

Фотографии погибших тогда просто показывали на экране. Родственники признавались, это было самым тяжелым испытанием. Причем таким образом опознать сразу удалось тогда 25 тел. Идентифицировать остальных 150 пассажиров пришлось по ДНК. Для этого родственников просили сдать образцы своей крови.

Предъявление для опознания трупа проводится для установления его личности. Местом опознания может быть морг или иное помещение, удобное для посещения граждан. Опознание лучше проводить в морге, так как перед предъявлением бывает необходимость в специальном туалете лица, а иногда и в реставрации, если труп обезображен, расчленен.

Если есть предположения относительно личности потерпевшего, то круг опознающих невелик, допрашивают их в обычном порядке. Однако чаще лица, могущие опознать труп, неизвестны. Следователь обращается к местным жителям с просьбой явиться для опознания. Того, кто узнал погибшего, следователь допрашивает, а затем вместе с ним и понятыми в морге составляет протокол опознания трупа.

Предварительный допрос опознающего необходим в двух случаях: во-первых, если явившееся к следователю лицо заявляет, что может опознать покойного; во-вторых, если имеются некоторые данные о его личности, но следователь желает их уточнить у тех, кто заведомо знает опознаваемого.

В ходе предварительного допроса устанавливаются не только признаки внешности. Особое внимание уделяется особым приметам, обычно скрытым одеждой (родимые пятна, послеоперационные рубцы, деформации суставов и т.п.), их виду и локализации на теле человека. Выясняются также особенности предметов одежды, вещей, украшений, бывших на потерпевшем.

Вначале труп предъявляется без одежды, прикрытый простыней. После обозрения его головы и лица, простыню с тела и конечностей снимают. В ряде случаев родственники, знакомые или иные лица, хорошо знавшие внешний облик покойного, опознают его труп по особенностям черепа, строению и дефектам зубов или по приметам иных частей тела. В протоколе подробно описываются индивидуализирующие признаки и особые приметы, по которым была установлена личность умершего.

Опознание трупа может производиться и по фотоснимкам, выполненным по правилам сигналетической (опознавательной) съемки. Фотосъемку желательно поручить специалисту, который, сфотографировав голову трупа анфас, оба профиля и 3 / 4 поворота, отдельно запечатлевает части тела с особыми приметами. Целесообразнее использовать черно-белые фотоматериалы, так как на цветных ссадины, раны, трупные пятна, посмертные изменения кожи могут затруднить опознание. При необходимости используются цветоделительные светофильтры. Видеосъемку можно рекомендовать в случаях стихийных бедствий, катастроф, террористических актов со значительным количеством погибших, когда отсутствуют условия для длительного хранения трупов.


Неопознанный труп обязательно дактилоскопируют для проверки по учетам. Подробно описываются все обнаруженные с ним вещи и предметы. Иногда практикуется снятие с лица трупа гипсовой маски.

Media playback is unsupported on your device

В Санкт-Петербурге началось опознание тел погибших в результате крушения самолета Airbus A321 компании "Когалымавиа" на Синайском полуострове. По словам представителей оперативного штаба, процесс опознания всех тел может занять до нескольких недель.

Во вторник утром в Петербурге приземлился второй самолет с останками погибших, в то время как на самом месте крушения все еще продолжается поисковая операция.

Глава оперативной группы российского МЧС на Синае Александр Агафонов сообщил, что в понедельник было найдено более 100 предметов личных вещей пассажиров, в том числе два фотоаппарата, два планшета, четыре сотовых телефона, пять паспортов и одно удостоверение личности члена экипажа.

Все эти предметы могут в дальнейшем помочь при идентификации тел погибших в авиакатастрофе.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов прояснить, как в подобных случаях происходит процесс идентификации погибших.

"Это очень трудоемкий процесс"

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Все очень просто – кучки с телами лежат, и эксперты пытаются их сгруппировать по каким-то параметрам, но все это при таких разрушениях весьма относительно, поэтому вот это вот страшное месиво люди проходят и пытаются узнать – по одежде, по фрагментам тела, какие-то наколки, какие-то татуировки, может быть, какие-то особенности – только таким путем", - объяснил Русской службе Би-би-си заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Пиголкин .

"А так - люди в состоянии шока. Во-первых, просто очень трудно опознать мертвое тело – цвет меняется, а если еще и повреждено, то это очень трудоемкий процесс, чрезвычайно сложно", - говорит эксперт.

"Затем, когда уже признали, что опознание провести невозможно, тогда проводят генетическое исследование. Генетическое исследование проводится, сравнивая генотипы, берется на марлю кровь, если сохранена полость рта – могут взять и слюну. В комплексе – и слюна, и кровь, и кости для исследования. Сейчас же у родственников собрали генетический материал – создается база данных, а потом в эту базу вносятся эти образцы. Дальше, когда есть база данных, полученные гены из образцов и сравнивают их по длине с теми, которые находятся в базе", - рассказывает Пиголкин.

Египетский судмедэксперт, принимавший участие в процедуре осмотра места крушения, рассказал журналистам, что характер повреждений тел пассажиров разбившегося А321 может указывать на то, что до столкновения с землей на борту лайнера произошел взрыв.

"Большое число отдельных фрагментов тел может указывать на то, что сильный взрыв произошел на борту еще до столкновения с землей", - цитирует эксперта агентство РИА Новости.

По его словам, учитывая состояние большинства тел, для определения личности погибших может потребоваться анализ ДНК.

Экспертиза ДНК: уроки MH17

Идентификацией тел пассажиров, погибших в результате в июле 2014 года, занимались специалисты Института судебной экспертизы Нидерландов. На сайте этой организации идентификации погибших.

В частности, изучаются отпечатки пальцев и записи стоматологов жертв.

Учитываются и данные о личных вещах пассажиров - например, об их одежде, ювелирных украшениях.

Согласно Институту судебной экспертизы Нидерландов, к анализу ДНК специалисты прибегают только в том случае, если невозможна идентификация по записям стоматолога. В процессе идентификации у погибших берут образцы ДНК - фрагменты мышечной ткани, костной ткани и фрагменты зубов.

"ДНК лучше всего защищена от внешнего воздействия в частях зубов", - говорится на сайте института. После этого специалисты составляют профили ДНК жертв.

Берутся также образцы ДНК (образец слюны) у прямых родственников. Прямые родственники - это родители, дети, братья и сестры погибшего, их ДНК гораздо ближе, чем у дальних родственников, объясняют специалисты.

Кроме того, судмедэксперты получают личные предметы жертв – например, расчески или зубные щетки, на которых могут находиться образцы их ДНК. Но данные, полученные с их помощью, не всегда можно использовать - порой невозможно определить, кому именно принадлежал тот или иной предмет, и не пользовался ли этим предметом кто-либо еще.

То есть это сложный и комплексный процесс: ДНК-профили погибших сравнивают с ДНК-профилями их родственников, а также с ДНК-профилями, сделанными на основании изучения их личных вещей, и с помощью специальной программы проводят их анализ.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»