Политика как общественное явление. Структура и функции политики. Шпаргалка: Политика как общественное явление Политика как общественное явление основные концепции функции

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы (работу, быт, досуг, духовный мир, участие во власти и т.д.) социальной жизни отдельных людей и их групп, классов, наций. Что же представляет собой политика с точки зрения теории? Каковы сущностные характеристики мира политического?

"Политика" - одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все".

Мы говорим: о политике государства, о политике партий, о научно-технической политике, о военной политике, о семейной политике и т.д.

Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же существует разница в содержании понятия "политика" применительно к каждому из них?

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, подчиненную определенной цели.

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.). Под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика" был введен в научный оборот термин "политика" - от греческого рolitika - государственные и общественные дела; polis - город, государство. По определению Аристотеля политика - это цивилизованная форма общности, которая служит достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). В античном мире управление небольшими городами-государствами осуществлялось всеми свободными гражданами.

Политика - это один из основных социальных институтов общества, наряду с семьей, экономикой. Но в отличие от них, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов. Для реализации этих интересов и создаются специальные политические институты: государство, партии, общественно-политические движения.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленный постоянным развитием человеческих потребностей.

"Если бы люди были ангелами - отмечал один из авторов Конституции США 1787г. Дж. Мэдисон - то не требовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Причины возникновения политики как особой сферы деятельности имели свои особенности на Западе и Востоке.

В странах западной цивилизации, ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла главным образом в результате социального расслоения общества. Действие закона общественного разделения труда вело к дифференциации потребностей и интересов людей. Появилась надобность в постоянно действующих институтах государственной власти и людях, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства общественными делами.

В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи: строительство ирригационных сооружений; поддержание их в надежном состоянии; освоение новых земель и др.

И на Западе и на Востоке требовалось также сохранять территориальную целостность стран; защищать их жителей от внешних вторжений.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики становилось все более комплексным и выходило далеко за пределы государственно-организованной деятельности. Политика постепенно проникала в сферу частных интересов, оказывая регулирующее воздействие на деятельность свободных индивидов.

Современный мир политики характеризуется многогранностью и сложностью (см. схему).


Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочение специфическими методами .

Политика существует в различных ипостасях - в виде мышления, говорения (языкового выражения) и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяют различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придерживающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

В политическом процессе находит отражение сложный конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политического соперничества, борьбы.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, строительство и эксплуатация больниц, школ, общественный транспорт и т.п.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Это политика на уровне региона. Ее осуществляют большие группы, заинтересованные в развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень , или его еще называют макроуровень, характеризует политику на государственном уровне: это публичная принудительная власть, особенности ее устройства и функционирования.
  • 4. Международный уровень или мегауровень относится к деятельности международных организаций: ООН, ЕЭС, НАТО и др.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена ее свойствами:

универсальностью , всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события;

включенностью , или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения, как следствие,

атрибутивностью - способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами

Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

Функция обеспечения целостности и стабильности общества . Политика улавливает тенденции общественного прогресса. В русле этих тенденций формулирует общие цели; разрабатывает проекты будущего; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

Управленческая и регулятивная функции политики . Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

Функция рационализации . Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает и регулирует конфликты или цивилизованно их разрешает.

Функция политической социализации . Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости - и для преобразования ее.

Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90 годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном итоге определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономику, ускоряя или замедляя ее движение.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать:

различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования.

Но и действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений то ли ускоряет, то ли замедляет свое развитие.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и общие черты, и отличия.

Обе эти сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу, как отдельным личностям, так и всему человеческому роду.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества - все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но политика имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой:

Конфликтность политики . Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Она носят характер идеалов. Их нарушение , как правило, не влечет за собой наказания .

Отступление от морали - общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень!" - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Мораль всегда индивидуальна , ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма - это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия: имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в том, что:

  • · политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни;
  • · политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия - явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится;
  • · в отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий: отвлекает верующих от борьбы за улучшения жизни, либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

религизации политики;

политизации религии.

Религизация политики состоит в том, что:

политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

церковь использует государственные средства масссовой информации для пропаганды своего вероучения;

государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

Политизация религии состоит в том, что:

служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

Основные классификации политики


Литература

Лузан А. О. Політика і суспільство // Політологічні читання. - 1993. - №1.

Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

Політологія. / За ред.. О., В., Бабкіної, В., П., Горбатенка. - К., 2001.

Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. - 1994. - №2.

Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М., 2000.

Шматко Н. А. Феномен публичной политики // Социс. - 2001. - №3.

Политика как общественное явление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5

2. Природа политики……………………………………………………………10

2.1. общественный смысл и функции политики……………………………14

3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...16

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературных источников…………………………………………...…20

Введение

В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы, и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы. Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп. Актуальность темы работы проявляется в том, что на данном этапе государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах общественной жизни общества, что не может не поднимать значения политики, так как этот процесс происходит со стремлением демократизации общественной жизни.

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Термин "политика" относится к сущностно оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой - ориен-тировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячеле-тий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина "политика". В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления. В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи-ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу-дарство). Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли-сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис-пользовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, за-данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи-вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи-модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак-су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы-чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле-ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум-ной жены, которая стремится управлять своим мужем". Современное понимание политики многозначно. Так, на-пример, в третьем издании (1961) международного словаря аме-риканского лексикографа Н. Уэбстера (1758 - 1843) политика определяется следующим образом:

    раздел этики, связанный более с государственным и об-щественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имею-щей дело с этическими отношениями и обязанностями прави-тельств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;

    политические действия, практика;

    политические отношения или деловое соревнование меж-ду соперничающими группами интересов, а также индивидуу-мами за власть и лидерство;

Действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы);

    политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

    политическое руководство (проведение политики) в част-ных делах;

    политические принципы, убеждения, мнения или симпа-тии отдельной личности (женская или иная политика);

    общая совокупность взаимодействующих и обычно кон-фликтующих отношений между людьми, живущими в обще-стве; отношения между лидерами и нелидерами в любом соци-альном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

    политическая наука.

Подобная многозначность термина "политика" всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется: в научном или обыденном. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре-буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни-мание выражается в формировании задач развития и определе-нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характе-ристикой активного человеческого начала: способности созна-тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия ". Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери-зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер-пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар-ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп-пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати-ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв-ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти-туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре-бовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он свободен, пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы-вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе-мы призвана политика. Помимо названных подходов к раскрытию содержания политики весьма распространенным был метод, основанный на придании ей тех или иных смыслов существования в общественной жизни в целом. В связи с этим политика понималась и понимается - как форма реализации каких-либо этических целей, например, умножения блага или управления в соответствии со справедливостью (Платон) или осуществления рационального мышления (Гегель); как средство господства одних над другими или поддержания целостности общества и установления социального баланса (Дебре); форма распределения ценностей (Ласуэл) либо осуществления общей воли (Руссо) и т. д. Вывод: Безусловно, все эти интерпретации политики раскрывают ее сущностные черты и свойства, существующие в действительности. И поэтому все они, углубляя человеческое представление об этом явлении, обладают правом на существование.

С давних времен политика остается важнейшим механизмом организации совместной жизни людей. При этом она является едва ли не самым таинственным и многоликим общественным явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог «расколдовать» за тысячелетия человеческой цивилизации.

Политика прямо или косвенно затрагивает каждого человека, поскольку от нее во многом зависит распределение общественных ресурсов, социальное положение индивидов и различных слоев общества, их возможности по реализации своих жизненно важных потребностей и интересов. В этой связи наличие правильных и ясных представлений о политике является необходимой предпосылкой для понимания этой сложной и неоднозначной сферы общественных отношений.

Изначально происхождение политики вызвано разрушением монолитного единства первобытных форм организации жизни людей, усложнением взаимодействия индивидов и групп, системы производства, потребления и распределения материальных благ, возникновением социально-экономического неравенства людей. Первобытные общественные отношения, основанные на традиционных инструментах регулирования частных и групповых противоречий, таких как обычаи, традиции, религиозные установления, авторитет старейшин, с утратой приоритета кровнородственных связей становились неэффективными и недейственными.

Соответственно в сложном социально дифференцированном обществе возникла необходимость в новых, более эффективных способах организации совместной жизнедеятельности людей, согласования их интересов и поведения. И таким способом организации общественных отношений становится политика.

Политика как способ организации и упорядочения жизнедеятельности социально неоднородного общества означала принципиально новое качество и характер взаимоотношений и взаимодействия людей, их деятельности. Она становится необходимым регулятором жизнедеятельности общества, в котором присутствует выраженная дифференциация различных социальных групп, их социально-экономического, властного, этнического и другого положения, условий жизни.

Итак, в наиболее общем смысле политика представляет собой процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и изменяют нормы собственного общежития. Политика неразрывным образом связана с такими явлениями, как конфликт и сотрудничество. Это так, поскольку, с одной стороны, существующие в обществе расхождения во мнениях, потребностях и интересах создают разногласия в отношении различных социальных норм, с другой - имеется общее понимание, что для изменения или сохранения этих правил и норм необходимо сотрудничать.

В истории общественной мысли сложилось широкое многообразие концепций, с различных позиций объясняющих природу и сущность политики. Основанные на определенных мировоззренческих позициях, они носят конкретно-исторический характер, отвечая актуальным запросам того или иного периода общественного развития тех или иных социально-политических сил.

Вместе с тем в большинстве этих концепций присутствует идея о том, что, во-первых , политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми... Человек по природе своей есть существо политическое (Аристотель). Другими словами, политика порождается биосоциальной сущностью человека, нуждающегося во взаимодействии с другими людьми, в регулировании их совместного проживания и деятельности ради достижения частных и общих интересов.

Во-вторых, имеется также принципиальное единство в том, что политика складывается в процессе управления и регулирования общественных отношений, господства-подчинения, главным элементом которых является власть. С помощью последней субъекты этих отношений проводят свою волю, добиваются определенных целей. Политика и власть рассматриваются как взаимообусловленные явления.

Политика имеет предельно широкое влияние на все сферы общественной жизни, оказывает непосредственное воздействие на них, проявляясь в различных формах и видах - соперничестве, примирении, сотрудничестве, борьбе, согласии и т.д., на различных уровнях отношений и контактов людей. По мнению известного ученого М. Вебера, политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. В сложноорганизованных обществах для проведения политики складываются формализованные органы (советы, совещательные органы и т.п.), которые позволяют определенным зо индивидам и социальным группам эффективно отстаивать и реализовывать свои интересы, господствовать в системе общественных отношений. При этом основным институтом политики становится государство. Неслучайно этимология термина «политика» дословно означает государственные и общественные дела.

Политика как общественное явление имеет разнообразные формы проявления. Поэтому ее изучение осуществляется в различных ракурсах, например: как сфера общественной жизни, особый вид взаимоотношений индивидов, социальных групп и институтов, поведение и деятельность людей, способ завоевания и использования власти, управление общественными отношениями и их регулирование и т.д.

Определение политики - предмет многолетних дискуссий, которые продолжаются по настоящее время. Дело в том, что в понятии «политика» заложено множество вполне приемлемых значений.

Так, мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство», которое управляет всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.), как способность «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как «воля к власти и знание об умелом правлении» (Н. Макиавелли); как «способность проводить волю, обеспечивая лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство» (М. Вебер); как «область борьбы за реализацию классовых интересов» (К. Маркс); как «отношения между публично борющимися группами людей, которые взаимно определяются в понятиях “друг - враг”» (К. Шмитт).

Современная российская политическая мысль чаще всего определяет политику как область деятельности по поводу реализации общественных интересов, связанную с управлением и властными отношениями.

Как бы то ни было, осмысление политики определяется самыми что ни на есть глубокими интеллектуальными и идеологическими предпочтениями тех, кто изучал и изучает данный феномен. На сегодняшний день сложились следующие традиции понимания политики:

  • политика как искусство государственного управления;
  • политика как публичный процесс;
  • политика как компромисс и консенсус;
  • политика как власть и распределение ресурсов.

Каждая из этих традиций опирается на различные и при этом вполне веские основания, чтобы быть признанной. Впрочем, у каждой из них есть свои пробелы в объяснении политической реальности. В отечественной политической науке наиболее распространенным является толкование политики с позиций властного подхода и распределения ресурсов, так как в конечном итоге центральным вопросом политики выступает вопрос власти.

Итак, политика - это отношения между различными социальными группами и институтами по поводу завоевания и удержания государственной власти, ее использования для реализации общественно значимых интересов.

Качественная определенность политики как особой сферы отношений выражается в ее свойствах, которые в совокупности позволяют отличать ее от других общественных явлений. Важнейшими свойствами политики являются: проникновение, конкурентность, асимметричность, рациональность, рискованность, пространственность, темпоральность, взаимодействие элитарных и неэлитарных групп, процессуальность.

Проникновение политики проявляется в том, что она интегрирована во все сферы общественной жизни и тем самым способна придать решаемым в них вопросам публичный характер. Свойство проникновения политики прежде всего заключается в подвижности и разнообразии проблем, которые воспринимаются государственной властью как общественно значимые.

Как известно, явление, процесс или проблема имеют политический характер, если они: 1) касаются вопроса государственной власти; 2) затрагивают интересы широких слоев населения;

3) граждане проявляют к ним свое отношение посредством различных механизмов политической активности; 4) становятся предметом соперничества и борьбы за власть разных социальных групп; 5) публичная власть, ее структуры и лица признают за собой право решать эту проблему или массы требуют от них такого решения.

Конкурентность - это свойство политики, которое проявляется в том, что содержание отношений и взаимодействия политических субъектов является результатом столкновения различных групповых интересов, сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций. Политика складывается и функционирует на основе постоянного противоборства социально-политических сил, ориентирующихся на различные жизненные стандарты, ценности, социальные институты.

Асимметричность политики выражается в сложности, а порой и невозможности поддержания постоянного баланса интересов и сил между участниками политических отношений. Заметим, что ключевой вопрос политики - власть - также представляет собой асимметрическое отношение. Другими словами, политика - внутренне обратимое, принципиально несбалансированное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. В реальной жизни можно периодически наблюдать, как тот или иной политический режим под воздействием обстоятельств меняет социальную и идеологическую ориентацию, переходит от методов использования силы к убеждению, обретает и вновь утрачивает легитимность.

Рациональность. Политика, вырабатывая механизмы согласования различных интересов и позиций участников политической жизни, имманентно ориентирована на поиск оптимального выстраивания политических отношений и политических институтов, ограничение иррационального компонента, утверждение рациональных принципов и процедур. Рациональное начало политики имеет особое значение для жизнедеятельности общества, поскольку социальное взаимодействие нередко имеет неадекватные проявления (следование суевериям, предрассудкам, ритуалам, мифам), несоизмеримые со сложившимися условиями.

Рискованность политики обусловлена тем, что борьба социально-политических сил за государственную власть может привести к непредсказуемым последствиям. Политика представляет собой вид деятельности, довольно затратной и не гарантирующей компенсацию вложенных капиталов и человеческой энергии. Неожиданный проигрыш на выборах, политические кризисы и конфликты, вызывающие дестабилизацию социальных и экономических порядков, заставляют относиться к политике как к области деятельности, связанной с повышенной опасностью невыполнения намеченных планов.

Пространственность - это свойство политики, которое связано с ограниченностью политических отношений определенным социально-территориальным пространством, конкретными местами и регионами. Очевидно, что в каждом пространстве складываются различные условия для политического участия и волеизъявления населения, формирования политических институтов и структур, механизмов их функционирования, разные социокультурные параметры организации политической жизни.

Темпоральность характеризует временное измерение политики. Политические отношения и процессы могут протекать и оцениваться в разных диапазонах: реального времени (политические события и действия воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной значимости); исторического времени (оценка происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, что требует обобщения различных фактов и определенной логики истолкования эволюции политических событий); эпохального времени (используются масштабные критерии оценки, адаптированные для анализа крупных этапов политической истории не только отдельных государств, их объединений, но и цивилизаций). Одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты. Так, одни события со временем теряют свое значение, а роль других возрастает.

Взаимодействие элитарных и неэлитарных групп. Политика немыслима без этих групп, каждая из которых выполняет в ней определенную роль. Элиты представляют интересы различных слоев населения и осуществляют управление обществом. Неэлитарные группы влияют на отбор элит, в определенной мере контролируют их деятельность и проводимый ими политический курс. В силу этого политика формируется и реализуется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как следствие взаимодействия управляющих и управляемых, профессионалов и непрофессионалов. На разных стадиях и уровнях политического процесса (например, при принятии важных политических решений) могут меняться содержание и характер, степень согласования действий элитарных и неэлитарных групп, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.

Процессуальность. Данное свойство политики определяется всей совокупностью действий различных субъектов, что придает ей динамичность и исключительную изменчивость. Политика есть сосредоточение множества процессов, обусловленных взаимодействием элит, власти и гражданского общества, противоборством субъектов политических отношений, конкуренцией за государственную власть. Таким образом, политика представляет собой интенсивно меняющуюся и конфликтную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются интересы широких слоев населения.

Политика имеет свою структуру. Ее составляют: субъекты политики, политические интересы, политическое сознание, политические отношения, объекты политики. Представленные элементы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности образуют политику как целостную и качественно определенную область жизнедеятельности общества.

Субъекты политики - социальные силы и институты, конкурирующие в борьбе за государственную власть и ее использование. Они подразделяются на институциональные и социальные. К институциональным субъектам политики относятся государство, политические партии, общественно-политические организации и движения. Социальными субъектами политики являются отдельные индивиды и социальные группы, обладающие возможностями и способностью вести борьбу за государственную власть и распоряжаться ею: общественные (политические) лидеры, общественная (политическая) элита. Кроме того, социальными субъектами политики выступают также индивиды, социальные группы и образования (класс, нация, социально-демографические и профессиональные группы, народ), не принимающие постоянного и непосредственного участия в политике. Они могут оказывать влияние на политику через политическое участие (референдумы, собрания, местное самоуправление, выборы), а также осуществлять давление на власть с помощью массовых, как правило протестных, действий (демонстрации, митинги, забастовки, голодовки), других форм выражения своих интересов. Субъекты политики взаимодействуют друг с другом, между ними складываются отношения подчинения и соподчинения, зависимости, сотрудничества и противоборства, вместе с тем они обладают и относительной автономностью.

Политические интересы являются побудительной силой включения людей в политику. Они представляют собой осознанную людьми потребность участия в политике, достижения и использования политической власти (прежде всего государственной) или влияния на нее в целях обеспечения жизненно важных условий своего существования, социального развития. Субъекты политики организуют свою деятельность исходя из общих и частных интересов. Общие интересы субъектов политики ориентированы на обеспечение их совместного существования и устойчивого развития общества. Частные интересы - это, как правило, классовые, узкогрупповые, профессиональные, национальные и др., которые могут совпадать или не совпадать с общими интересами. Политические интересы составляют основу формирования политического сознания людей, определяют цели, задачи и направленность деятельности субъектов политики, содержание политических отношений.

Политическое сознание - это теоретические, ценностные, нормативные, мифологические и другие представления человека, социальной группы, в которых отражено их отношение к политической действительности. С этой точки зрения политика предстает как область формирования разнообразных идейных проектов, которые воплощаются в реальной общественной жизни людей. Функционально политическое сознание выражается в постоянном преобразовании различных способов мышления из духовной формы в материальную и наоборот. Политическое сознание на рациональных и отчасти иррациональных началах проектирует властные взаимосвязи субъектов политики, определяет направленность и характер властного регулирования и управления.

Политические отношения представляют собой устойчивые взаимосвязи и взаимодействия индивидов, социальных групп и институтов по поводу государственной власти. Их формами являются: борьба, сотрудничество, консенсус, конфликт, кооперация, компромисс, уступка, соглашение и т.п. Политические отношения оказывают влияние на поведение и взаимодействие социальных субъектов во всех сферах общественной жизни.

Объекты политики - это общественные явления, процессы, ситуации, события, а также общественные силы, организации, отдельные индивиды и их группы, на которые направлена деятельность субъектов политики. Наиболее общими объектами политики являются общество, человеческая цивилизация в целом, все их ключевые сферы и происходящие в них процессы.

Взаимодействие структурных элементов политики придает ей внутреннее единство и целостность, представляет собой источник самовоспроизводства и саморазвития политики как общественного явления. Предназначение политики выражается в ее общественно значимых функциях, которые характеризуют востребованность и значимость политики в системе общественных отношений. Основные функции политики:

  • выражение и реализация политических интересов социальных групп и слоев общества, их притязаний на государственную власть;
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития;
  • рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера;
  • распределение и перераспределение общественных ресурсов с учетом приоритетов развития общества и интересов господствующих социально-политических сил;
  • управление и руководство социальными процессами в интересах тех или иных групп, общества в целом;
  • социализация личности, включение ее в политическую жизнь;
  • интеграция общества, обеспечение стабильности общественной системы, целостности и порядка;
  • обеспечение социально-политической коммуникации.

Функции политики динамичны и изменчивы. Значимость каждой из них определяется состоянием социальной среды, характером политических отношений и соотношением ролей их субъектов. Подвижность функций политики означает, что отдельные из них в тех или иных условиях могут осуществляться с разной степенью полноты и эффективности, иметь как позитивное, так и негативное значение для общества. В ряде случаев отдельные функции носят асоциальный, противоположный своему общественному назначению характер.

Политика в силу присущих ей свойств влияет на организацию социального порядка как на уровне конкретного общества, так и мирового сообщества. Как правило, выделяют два основных уровня функционирования политики: макро и мега. На макроуровне государство обеспечивает организацию и функционирование общества как единого целого и его отдельных сфер. Здесь политика выступает как процесс: выдвижения и реализации коллективных целей; принятия решений, затрагивающих различные сферы общественного развития, интересы различных социальных групп и определяющих распределение власти и благ; применения санкций; соперничества политических партий, общественно-политических организаций и движений, социальных групп и образований, отдельных индивидов в борьбе за государственную власть; противостояния интересов и т.д. На мегауровне (мировая политика) государство выступает субъектом международных политических отношений, взаимодействует с другими государствами, их союзами и блоками, участвует в деятельности международных организаций (например, ООН, НАТО, ЕС).

Как явление политику можно классифицировать, используя различные основания. Так, по масштабам охватываемых проблем политика может быть мировой, региональной и национальной (отдельная страна). По направленности национальная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни - на экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, военную и другие виды. В соответствии с субъектами политических отношений различают государственную политику, политику политических партий, общественно-политических движений и организаций. Для классификации политики используются и другие основания. При этом нельзя не отметить, что любая классификация политики носит условный характер.

Политика, обладая относительной самостоятельностью, в то же время всегда находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями и сферами общественной жизни. Она не только испытывает влияние с их стороны, но и оказывает обратное воздействие на них.

Для выяснения предмета изучаемой нами дисциплины обратимся к этимологии термина "политика". «Политика» - одно из наиболее употребимых слов в общест­венном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но су­дить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о поли­тике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же су­ществует разница в содержании понятия «политика» применитель­но к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельнос­ти связаны с политикой?

Термин «политика» (греч. politika - государственные и обще­ственные дела; polis - город-государство) получил распростране­ние под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она

принадлежит к наиболее сложным обществен­ным образованиям. Ее возникновение связано с появлением социального неравенства, столкновения интересов различ­ных социальных групп, появлением государства и т.п. Она во многом объясняется экономическими отношениями, потребностями жизнеобеспечения и выживания людей.

Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь неко­торые ее определения:

- «Политика означает стремление к участию во власти или оказа­нию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер).

Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего клас­са», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).

- «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть полити­ка» (О. Шпенглер).

- «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего... иными словами, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл).

- «Политика - борьба интересов, маскируемая под борьбу прин­ципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А. Бирс).

- «Политика - это процесс управления» (О. Ренни).

- «Политика - властное распределение ценностей внутри обще­ства» (Д. Истон).

- «Изучение политики есть изучение принятия общественно зна­чимых решений» (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации по­литический сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном ха­рактере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:



- как сфера общественной жизни;

- как один из видов активности социальных субъектов;

- как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстаёт в контексте структуры общества, как его элемент, занимающий свое место и играющий в нём определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господ­ства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления обще­ственными делами.

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета­цией как способа совокупной и индивидуальной активности соци­альных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по со­вместительству» и «профессионально».

Что же касается третьего аспекта , то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис­торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз­рабатываются концепции «конфликта-консенсуса», характери­зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Существует точка зрения точка, что политика – это наука и искусство, искусство достижения возможного, хотя полтика вовсе не исчерпывает себя и тогда, когда общество подходит к сложнейшим проблемам, разрешение которых кажется невозможным. Немецкий политолог Макс Вебер /1864-1920/ писал: «даже и возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному". Отсюда следует, что политика. - это искусство достижения возможного и невозможного, поскольку абсолютно без­выходных положений не бывает.



Когда политику называют наукой, имеется в виду то обстоятельство, что, согласно материалистическому пониманию истории, основу ее составляют не личные, субъективные желания кого-либо, а не зависящие от них объективные факторы человеческого бытия. Следовательно, разрабатываться и осуществляться политика должна не произвольно, не по простому хотению политических деятелей, а исходя из научных данных, с учетом требований объективных законов общественного развития,

В политике, как и в науке нужно воспринимать вещи объективно. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. С помощью научного инструментария политик может тщательно проанализировать подлинное состояние общества, объективное положение дел в определенной его сфере. Он должен обнаружить и выявить наметившиеся в общественном развитии тенденции, трезво учесть соотношение всех действующих социально-политических сил, определить назревшие потребности. И лишь затем политик может формулировать цели, ставить задачи, выдвигать лозунги, намечать меры по их осуществлению. Если же ничего подобного не делать, если руководствоваться только личными желаниями и побуждениями, то политика из строго выверенной и последовательной, какой должна быть, превратится в субъективистско-волюнтаристские упражнения, набор случайных действий, шараханье из одной крайности в другую. Такой стиль неизбежно приведет к ошибкам, потерям, поражениям. Когда политику называют искусством, имеется в виду то обстоятельство, что разработать научно выверенный курс очень важно, но недостаточно. Необходимо еще практическое умение его реализовывать, которое относится уже к области искусства политического поведения.

Ведь политическая жизнь, политическая деятельность чрезвычайно сложны, политика больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еше больше на высшую математику, чем на низшую. Иными словами, в политике не все так прямолинейно и однозначно, как в арифметике, где дважды два в любом случае будет четыре. Политика - не арифметика, а именно алгебра, именно высшая математика, где возникают задачи со множеством неизвестных, происходят запутанные, неоднозначные события и процессы. Политик обязан владеть искусством эффективно действовать в такой обстановке. Ему должен быть присущ политический глазомер . То есть умение правильно соизмерять свои задачи с имеющимися возможностями. Недаром политику называют искусством, возможного. Он должен иметь политическое чутье. То есть умение по едва заметным признакам верно угадывать состояние политической обстановки, назревающие события. Неотъемлемым его свойством должна быть гибкость в поведении. То есть умение эффективно использовать все формы, средства и методы борьбы, своевременно переходить от одних к другим сообразно изменившимся обстоятельствам. Важнейшим условием победы является умение политиков на каждом этапе борьбы находить главное звено в цепи событий, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить предпосылки для окончательного успеха. Не менее важно уметь правильно выбрать момент решающего удара по противнику и собрать большой перевес своих сил в самом уязвимом для него месте. Искусство политического поведения позволяет соединять в политике науку с практикой и добиваться нужного конечного результата.

Политика, не вытекающая из повседневных потребно­стей людей и национальных интересов, из анализа реаль­ных процессов политической жизни, превращается в свою противоположность, в эрзац-политику или политиканство, которое проявляется в заигрывании с массами, обещаниях и склонностях к схоластике, фальши и лицемерии, торговле политическими убеждениями, неспособности видеть главное. Политиканы - это люди, проявляющие неразборчи­вость в своих действиях, изменчивость в поступках. Поли­тиканство порождает грубые ошибки и промахи, запутан­ность социальных взглядов. Еще Г. В. Плеханов предупреждал властолюбцев: "Политика требует от людей, зани­мающихся ей, большой гибкости ума; она не знает неизмен­ных, раз и навсегда данных правил.... В политике неизмен­ные, раз и навсегда принятые правила неизбежно и быстро ведут к поражению" (Соч. Т. 13. С.З-4). Политика, веду­щая к поражению, - не истинная политика, а скорее результат абстрактных заблуждений, самообмана и попы­ток тщеславных деятелей.

Политика означает умение управлять государством своевременно и непредвзято анализировать противоречия и трудности, вырабатывать наиболее рациональные средства политического действия. Она предполагает участие граждан в делах государства, определение форм и содержания его деятельности. Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв­лениями, отношениями и сферами).

Политика имеет свою структуру, под которой понимается относительно устойчивое един­ство элементов системы, их отношение внутри целостности, в которой выделяются различные аспекты и составные части политики. Наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней форму, содержание и процесс.

Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить;

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:

1. Локальный уровень – включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями (профсоюзы, фирмы, корпорации, партии). Локальный уровень не требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа­циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре­гиона.

Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.

2. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

3. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства и международные организации (ООН, НАТО,ЕЭС и др.).

Только органичное единство, диалектический синтез всех уров­ней политического знания позволяет получить тот сплав, который называется политологией.

Важнейшие направления воздействия политики на общество проявляются через её функции. К ним относятся:

Поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

Предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

Конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция),

Поддержание классового или социального господства;

Защита основополагающих прав человека;

Привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

Обеспечение социальной справедливости и общего блага.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями классов, партий, наций, социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования власти, участия в делах государства, определения форм, задач содержания его деятельности.

Политология есть наука о политике, т.е. об осо6ой сфере жиз­недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политически­ми институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования_политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие, как - политическая власть, ее сущность и структура;

Политические системы и режимы современности;

Формы правления и государственного устройства;

Политическая стабильность и поли­тический риск;

Партийные и избирательные систёмы;

Политические права и свободы человека и гражданина;

Гражданское общество и правовое государство;

Политическое поведение и политическая культура личности;

Политическая коммуникация и средства массовой информации;

Религиозные и национальные аспекты политики;

Средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов;

Международные политические отношения;

Геополитика;

Политическая глобалистика и др.

Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегриру­ющего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру­гих областей политического знания, и как относительно самостоя­тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики. Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа прежде всего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна­ния - политический менеджмент. Составной частью политическо­го менеджмента является разработка стратегических целей и так­тических установок, механизма воздействия управленческих госу­дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж­мент - это наука и искусство политического управления.

Политология имеет свою специфику. Она проявляется

во-первых в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а находят свои основания в социальной практике;

во-вторых, в том что политические процессы и события неразрывно связаны и рассматриваются в единстве с политической властью;

в- третьих в том, что в каждом самостоятельном суверенном государстве "политология" "привязана" к своим национальным особенностям. Поэтому её наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно этой страны.

То, что неоспоримо, скажем, для Китая или Кореи, вовсе не обязательно дол­жно подходить для России.

Предмет политологии фиксируется в его методологиче­ском аппарате: законах и категориях. Чем четче, конкретнее они изучены, выражены, тем определеннее пред­мет политологии. Сейчас этого сказать нельзя, поэтому пред­ставим данную проблему насколько это возможно.

Любая из наук в первую очередь стремится раскрыть структуру предмета своего исследования, преподавания. Решение этой задачи дает возможность обнаружить законы функционирования и развития изучаемых политических явлений, процессов действительности. Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимо­обусловленность. Если тот или иной вид связи элементов существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона её структуры. В политике обнаруживаются законы различных структурных уровней и срезов, закон ор­ганизации структурирования политических институтов и дру­гие. Одни из них выражают связь элементов в отдельных подсистемах, в то время как другие действительны для групп подсистем или для всего общества в целом. Одни законы вы­ражают связи сторон определенных видов общественных от­ношений, другие-характер связи элементов в системе (их устойчивость или изменчивость). Какой структурный уровень мы сейчас ни взяли бы в политике, везде обнаруживается отсутствие содержательного представления о его структуре, внутренней согласованности компонентов, механизмах их функционирования и т. п. Так, например, закон разделения властей на структурном уровне в качестве своих основных черт - необходимости, всеобщности, повторяемости, инва­риантности - не разработан как в политической системе за­конов общества, так и на уровне внутрисистемных структур­ных элементов.

Законы структуры познаются не для праздного любопыт­ства. В объектах разных структурных уровней политической организованности по-разному проявляются законы и меха­низмы функционирования и развития политического бытия и действий людей.

Законы функционирования политики - это законы ее жизнедеятельности как особого социального организма лю­дей. Их действие воспроизводит политическую жизнь на до­стигнутой ступени развития.

В отличие от законов структуры, выражающих такие от­ношения системы, в которых временной момент их зависи­мости явно не обнаруживается, законы функционирования, изменения и развития прежде всего включают фактор вре­мени. Они характеризуют явления политической действи­тельности как процессы. Например, закон отражения поли­тических интересов субъектов, их диалектической взаимо­связи и т. п.

Законы__функционирования выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на её структуру внешних и внутренних изменений, связанных с количественными сдвигами в структурах низших порядков. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации системы, и сохраняют ее динамическую устойчивость.

Законы развития - это законы перехода от одного по­рядка взаимоотношений в системе к другому, законы каче­ственных превращений на основе столкновения противопо­ложных сил и тенденций в данной сущности. Это законы движения от одного состояния структуры к другому.

Если в результате -действия законов функционирования происходит развитие системы политических отношений, точ­нее, ее отдельных сторон в пределах определенной формы собственности и власти, то действие законов развития при­водит к коренным изменениям во всей политической струк­туре и к возникновению качественно новой системы полити­ческих отношений, например, закон смены политических ре­жимов. В них выражается связь причинно-следственных за­висимостей.

Законы структуры, функционирования и развития харак­теризуют различные этапы движения противоречивого един­ства сторон политического явления или процесса. Законы развития действуют на основе преодоления противоречивых тенденций, выражаемых законами структуры и законами функционирования.

Законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика - это деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты.

Категории /от греч. категориа - высказывание, свидетельство - это формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества_ и мышления. Изучение категориального аппарата любой науки - непременное условие овладения её научным потенциалом. Так, например, не зная соответствующих формул, мы не сможем использо­вать достижения математики, физики, химии, других точных наук. Не имея представления о сущностных свойствах организма, протекании болезней и характеристиках тех или иных препаратов, мы не сможем оказать помощь больному. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, социальные последствия которых могут выражаться в войнах, насилии, несправедливости и т.д.

1 группа - общенаучные, используемые всеми социально-гуманитарными науками . Это: цивилизация, общество. население,народ, свобода,власть, право,культура, прогресс,образ мышления, революция, эволюция и др.

К их числу относятся: Правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические конфликты и др;

1. Политика – как общественное явление

2. Политика – как наука и искусство, взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

4. Типология политических процессов

Список использованной литературы

1. Политика – как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи­ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу­дарство).

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли­сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис­пользовать ее... » Итак, политика есть обращение с властью, за­данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи­вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи­модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак­су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы­чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле­ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум­ной жены, которая стремится управлять своим мужем".

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре­буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни­мание выражается в формировании задач развития и определе­нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характе­ристикой активного человеческого начала: способности созна­тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".

Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери­зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер­пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар­ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп­пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати­ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв­ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти­туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре­бовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек сво­боден пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы­вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе­мы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, мо­рали) политика служит удовлетворению не личных потребно­стей, а общезначимых и групповых интересов, реализация кото­рых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспе­чить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и соци­ального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматри­вать как способность государства, других социальных институ­тов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воз­действовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

2. Политика – как наука и искусство

Взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

Согласно политологической энциклопедии политика – это организационная и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Существует еще не один десяток определений политики, раскрывающих ее суть с различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой . Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко про­анализирован в известной работе К.Поппера «Открытое об­щество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политиче­ская власть имеет фундаментальный характер, она может конт­ролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать зако­ны, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля - самое главное в жизни общества.

Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней Молдовы имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали , существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих дей­ствиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаи­модействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и пре­красном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые че­стные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии . М.Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»