Дмитрия Энтео выгнали из «Божьей воли» из-за сближения с Марией Алехиной из Pussy Riot. Самолетики у ФСБ. Суд над Алехиной и Энтео Чтение библии энтео алехина

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Активист Дмитрий Энтео (настоящая фамилия - Цорионов) изгнан из движения «Божья воля» и перестал быть его лидером, заявила Людмила Одегова (настоящая фамилия - Есипенко), объявившая себя новой главой движения. В целом, по ее словам, такое решение было принято из-за сближения Энтео с участницей Pussy Riot Марией Алехиной.

Дмитрий Энтео основал движение «Божья воля» в 2012 году и получил известность именно благодаря активной кампании против Pussy Riot. Православный активист решительно выступал за наказание девушек.

Когда именно у него и Алехиной начались отношения, точно неизвестно, недавно Алехина рассказывала про них публично.

В июле 2017 года Дмитрий Энтео и Мария Алёхина вместе с активистами «Другой России» провели акцию возле здания Министерства юстиции. Там они демонстративно читали Библию вслух, протестуя против желания Минюста приравнять публичное чтение религиозных текстов к митингам и потребовать предварительного согласования проповедей.

Одегова посчитала , что подобное недопустимо для главы движения, созданного в ответ на акцию группировки в Храме Христа Спасителя.

Отныне главой движения "Божья воля" являюсь я и только я.
Димитрий Цорионов, до публичного покаяния в святотатстве, в котором он принимал участие во время акции около Министерства юстиции и др., отстраняется мною от всех дел движения. Он не имеет право проводить акции и давать какие-либо комментарии от имени движения.
Наше движение было создано в 2012 году и состояло из группы людей, которые объединились друг с другом на почве противодействия богохульству в Храме Христа Спасителя. Мы сделали Дмитрия Цорионова спикером этого объединения, который представлял интересы нашей группы в СМИ.
Однако после того, как Дмитрий Цорионов сдружился с нераскаянными богохульниками, на волне протеста против которых он и сделался медийной личностью, стал проводить с ними совместные акции в рамках движения "Божья воля", где они глумились над Священным Писанием:
- богохульница из ХХС читала Библию и курила в это же время, также она читала Слово Бога вслух, а вокруг гоготали, и никто из присутствующих там православных христиан это не пресек;
- мало того, они имеют наглость клеветать на епископа Церкви говоря, что на это святотатство их благословил владыка Пантелеймон (Шатов)!!!;
- кроме этого, были подставлены другие православные христиане, которые пришли на хорошую акцию, а в итоге им подсунули свинью в виде святотатствующей Алехиной, к чему они были совершенно не готовы и пребывали в замешательстве,
а также Дмитрий Цорионов присутствовал на презентации лживой книги "Riot days" товарища-феминистки Алехиной и, чтоб поздравить ее с выходом книги, в которой она героизирует кощунство в Храме Христа Спасителя и называет нашего Святейшего Патриарха Кирилла "Михалычем", специально поехал в Санкт-Петербург, где и проходила презентация, я считаю своим долгом отстранить этого человека от данной им когда-то нами должности - главы движения "Божья воля".
Расцениваю его действия как предательство движения "Божья воля" и людей, которые, доверившись Дмитрию Цорионову, сделали его главой и лицом нашего движения. Также расцениваю его действия как предательство о. Даниила Сысоева, т.к. он закончил миссионерскую школу, где его учили чистейшему богословию, и являлся миссионером движения, которые о. Даниил основал.
Если Бог хочет кого-то наказать, Он лишает этого человека разума. Это и произошло с Дмитрием Цорионовым, который увлекся самопиаром и ради этого начал заигрывать и раболепствовать перед бохульниками и антиклерикалами из богемной тусовки, лишь бы только не выпасть из информационного поля.
Ключевой и самой яркой "акцией" движения "Божья воля", которая вызвала самый бурный резонанс в СМИ за все время существования движения, было противодействие богохульной выставке "Скульптуры, которых мы не видим" в московском Манеже. В этой "акции" главное действо по милости Божией сподобилась исполнить я. На этом основании считаю себя ответственной отстранить от участия в движении Дмитрия Цорионова, который творит сейчас сущий беспредел под вывеской "Божья воля", и заявить себя его главой.
Я очень много сил вложила в это движение и не могу спокойно смотреть на то, как какой-то ополоумевший юнец разрушает и дискредитирует дело, которому я отдала около 5 лет моей бесценной жизни.
Это дело я не могу предать и отдать его на поругание Дмитрию Цорионову.
Честь имею!


В ответ на эти обвинения Энтео заявил, что в поступках Алёхиной, которая сейчас занимается защитой прав заключённых, он видит настоящее христианство. Он также привёл цитату, в которой бывшая солистка Pussy Riot называет Новый Завет «самой важной книгой своей жизни» и обвинения в её адрес «фарисейством» (лицемерием).

Активист Дмитрий Энтео (настоящая фамилия – Цорионов) изгнан из движения "Божья воля" и перестал быть его лидером, заявила Людмила Одегова (настоящая фамилия – Есипенко), объявившая себя новой главой движения. В целом, по ее словам, такое решение было принято из-за романа Энтео с участницей Pussy Riot Марией Алехиной.

Энтео основал движение "Божья воля" в 2012 году и получил известность именно благодаря активной кампании против Pussy Riot. Когда именно у него и Алехиной начались отношения, точно неизвестно, недавно Алехина рассказывала про них публично.

Комментируя слова Одеговой, Энтео заявил , что "движения "Божья Воля" давно не существует", так как "сейчас мы все силы вкладываем в проект "Декоммунизация" и добавил , что "Любовь сильнее ненависти, потому что Бог есть Любовь". Также он рассказал, что они с Одеговой "когда-то были очень близки", но "разошлись по определенным причинам".

"Отныне главой движения "Божья воля" являюсь я и только я.

Димитрий Цорионов, до публичного покаяния в святотатстве, в котором он принимал участие во время акции около Министерства юстиции и др., отстраняется мною от всех дел движения. Он не имеет право проводить акции и давать какие-либо комментарии от имени движения.

Наше движение было создано в 2012 году и состояло из группы людей, которые объединились друг с другом на почве противодействия богохульству в Храме Христа Спасителя. Мы сделали Дмитрия Цорионова спикером этого объединения, который представлял интересы нашей группы в СМИ.

Однако после того, как Дмитрий Цорионов сдружился с нераскаянными богохульниками, на волне протеста против которых он и сделался медийной личностью, стал проводить с ними совместные акции в рамках движения "Божья воля", где они глумились над Священным Писанием:

Богохульница из ХХС [Мария Алехина] читала Библию и курила в это же время, также она читала Слово Бога вслух, а вокруг гоготали, и никто из присутствующих там православных христиан это не пресек;

Мало того, они имеют наглость клеветать на епископа Церкви говоря, что на это святотатство их благословил владыка Пантелеймон (Шатов)!!!;

Кроме этого, были подставлены другие православные христиане, которые пришли на хорошую акцию, а в итоге им подсунули свинью в виде святотатствующей Алехиной, к чему они были совершенно не готовы и пребывали в замешательстве <...>

Расцениваю его действия как предательство движения "Божья воля" и людей, которые, доверившись Дмитрию Цорионову, сделали его главой и лицом нашего движения <...> Если Бог хочет кого-то наказать, Он лишает этого человека разума. Это и произошло с Дмитрием Цорионовым, который увлекся самопиаром и ради этого начал заигрывать и раболепствовать перед бохульниками и антиклерикалами из богемной тусовки, лишь бы только не выпасть из информационного поля".

Одегова во время пикета у посольства Франции в Москве после теракта в редакции Charlie Hebdo в Париже. Фото отсюда

Энтео заметил, что они с Одеговой "когда-то были очень близки", но "разошлись по определенным причинам".​ "Мне неприятно, что какие-то мои действия личного характера могли привести к такой реакции", – пояснил Цорионов.

По его словам, права на движение "Божья воля" имеет только он "как организатор и лидер". "Это движение я создал в 2012 году. Людмила там [в движении "Божья воля"] появилась намного позже", – сказал Энтео.

Он добавил, что если "когда-то будет надобность что-то сделать от движения "Божья воля", он это сделает. По словам Энтео, сейчас он занимается проектом "Декоммунизация", а те люди, "которые были в "Божьей воле",...туда перешли".

РБК


"Это личная обида. Миле не понравилась акция, когда я позвал людей самых разных взглядов прийти к Минюсту и поддержать право каждого человека читать Библию без согласования с чиновниками. К нам на акцию пришла Маша Алехина", – пояснил РИА "Новости" Цорионов. По его словам, Одегова на акцию из-за этого не пришла <...>

"Маша все же нашла в себе мужество, желание и силы прийти и поддержать христиан от всего сердца у Минюста. Я это очень оценил. Люди не понимают, что Мария – интереснейший, глубокий человек, который занимается теперь, на мой взгляд, правильными вещами. Человек посвятил себя реальной помощи заключенным. Она уверовала в Бога", – пояснил Цорионов.

По его мнению, сегодня "Божья воля" уже выполнила свое предназначение. Отныне Цорионов решил посвятить себя движению "Декоммунизация". В то же время, по его словам, Одегова предпочла поссориться, а не искать "точки соприкосновения".

Среда, 15 февраля 2017 г.

Как сообщают инсайдеры в телеграм-каналах, скандально известный православный активист Дмитрий "Энтео" Цорионов и участница Pussy Riot Мария Алехина могут пожениться.

Об их грядущей свадьбе, которая может стать потрясением для российской политической "тусовки", в частности, сообщил канал "Поп-дайджест" - рассказав о встрече "за бокалом вина" на одной из вечеринок "Эха Москвы" и начавшейся с богословского спора "нежной дружбе".

Шутит или нет анонимный телеграм-инсайдер, пока понять невозможно - а сами Алехина и Цорионов комментариев не дают. При этом в соцсетях уже шутят о том, что свадьба - если она будет - должна пройти в Храме Христа Спасителя.

Однако, как рассказали участники "левацкого" марша памяти убитых Бабуровой и Маркелова, на их акцию протеста Алехина с Цорионовым пришли под ручку и не отходили друг от друга.

"Это было полной неожиданностью для всех нас - и участников марша, и его организаторов. Алехина с Цорионовым, держа его под руку, пришла в самом конце,последней, когда шествие началосьОрганизатор узнала Энтео, и не пустила, встав перед рамками. Алехина просила пустить, ручалась за него, говорила, что он ничего плохого делать не будет. Но мы отказали",- пишут они.

"Энтео молчал, выглядел спокойным, мирным, благодушным. Пополнел с тех пор, когда я с ним вступал в стычки, на этом марше, и других акциях. Я стоял против него, и не пускал, а организатор объясняла Алехиной, что Энтео она пустить не может",- делятся анархисты и публикуют видео.

Мария Алехина объехала кордоны российских пограничников "на волшебном пони" и отправилась в Эдинбург представлять книжку "Дни восстания" и поставленный по ней спектакль на театральном фестивале "Фриндж", а заодно дала интервью Радио Свобода – вместе со своим молодым человеком Дмитрием "Энтео" Цорионовым, некогда принадлежавшим к стану ее хулителей.

– Если завтра Маша снова окажется в храме Христа Спасителя в балаклаве с песнями, вы что будете делать?

У Энтео на лице появляется смущенная улыбка, ему явно неловко от подобных вопросов.

– Грустить, – тихо отвечает он наконец.

Поразительный роман Марии Алехиной, участницы перформанса Pussy Riot в ХХС в 2012 году, за который она получила "двушечку", и Дмитрия "Энтео" Цорионова, православного фундаменталиста, призывавшего тогда кару на ее голову, длится уже почти два года. И тем любопытнее наблюдать сохраняющуюся разницу их мировоззрений: если вы думаете, что свои взгляды Энтео в корне пересмотрел, покаялся, примкнул к стану либералов и больше не видит проблемы в "панк-молебне" в храме, то вы решительно заблуждаетесь.

Место для интервью нашлось на небольшой выставке, посвященной Pussy Riot. Энтео место не нравится, кажется, он не хочет оказаться в одном кадре с картиной, изображающей "панк-молебен". Алехина, впрочем, отрицает это и вообще, видимо, утомлена неизбежными вопросами о различиях. Однако пока Энтео объясняет эволюцию своих взглядов, он не раз произносит что-то, от чего Алехина морщит лоб и начинает спорить.

Энтео описывает, как его задела акция Pussy Riot в ХХС, и начинает говорить о границах сакрального, отношениях государства и религии, и об ответах на эти вопросы, которые общество последние годы искало "с трудом и болью".

Алехина прерывает его:

– Ты же не можешь быть против два-восемь-два и за 148-ю? Это же шизофрения.

  • Статья УК 282: "Возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства человека либо группы по признакам пола, расы... отношения к религии... совершенные публично или с использованием интернета".
  • Статья УК 148: "Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих", обрела нынешний вид после акции Pussy Riot.
  • Обе статьи часто используются в делах о "перепостах".

Энтео: Открыто работать с религиозными символами, имея осознанный умысел...

Алехина: Ты уходишь от ответа. 282-я статья – экстремизм, по ней сейчас можно посадить человека за фейсбук-пост...

Энтео: Ты прекрасно знаешь мои взгляды: если давать государству подобную власть даже с благими целями...

Алехина: Девушку судят [по 148-й] за скачанные картинки – вот так применяется эта статья, потому что реальных угроз православию не существует.

Энтео: Мне кажется, это была реакция власти на то, что вы сделали. Все поняли, [православие] – это такое место, если бить по которому, могут быть негативные общественные последствия. Мы должны с уважением относиться друг к другу. Если у верующих есть особая область сакрального, то лучше отнестись к этому с уважением. Я считаю, спекуляция на теме религии не делает честь художнику.

Алехина: Да нет никакой спекуляции. Просто верхушка РПЦ занимается обслуживанием режима Путина. Это не означает, что человек, который так говорит, выступает против православия и религии.

Энтео: Эта акция была в храме.

Алехина: Это были 40 секунд одного куплета песни, полутораминутный ролик, за которые люди, которые в тот момент находились в клетке, просили извинения, если кого-то задели. Совершенно очевидно, что посадили всех не за то, что случилось.

Энтео: Если бы вы сделали то же самое в другом пространстве, вас бы не посадили. В музее, на улице, на Красной площади.

Чаще, впрочем, Алехина бросается защищать Энтео, хотя никакой нужды в этом нет. Ей не понравилось использование в отношении него термина "православный фундаменталист", при том, что самого Энтео это слово совершенно не отталкивает, он не против, чтобы его прежнюю деятельность так и описывали.

Вместе они кажутся очень милой и очень влюбленной парой: все время ловят взгляды друг друга, перешептываются, смеются чему-то своему. Трогательно видеть, как Алехина – на голову ниже и вдвое меньше Энтео – командует, и он слушается, а со стороны можно услышать обрывки сказанных со смехом фраз вроде "Куртка не подходит", "капризничаешь", "Дима, выключи ребенка". При этом решения они часто принимают такие, какие хочется Энтео.

Мы завтракаем в фестивальном театре перед церемонией вручения премии местной газеты, за большими окнами – Эдинбург, удивительно красивый город с узкими улицами и причудливыми домами серо-коричневого камня, бурлящий жизнью во время фестиваля. Я предлагаю выйти в город, чтобы поснимать их на улицах, но Алехина отказывается – не хочет в толпу. Говорит, что накануне они с Энтео забирались на гору – в центре Эдинбурга вздымается живописный, как, видимо, все в Шотландии, холм. Я спрашиваю, любит ли она Гарри Поттера, – отвечает, что да, три раза перечитывала. Энтео книга не понравилась. Я рассказываю, что в двух шагах от театра – места, вдохновлявшие Роулинг: прообраз Diagon alley – Victoria street, и кладбище с надгробием некоего Томаса Риддла. Туда Алехина явно не прочь сходить, но Энтео говорит, что хочет на спектакль некоей русской группы, хотя уже видел его. Некоторое время они спорят, Алехина говорит, что ей скоро надо на другую встречу и придется уходить с середины представления, и это неловко, но в результате все идут на спектакль, слегка поплутав: Алехина находит место, вспомнив, что это "церковь за углом от магазина, где продают метлы".

На могилу Риддла они все-таки сходят – потом.

Расписание у Алехиной в Эдинбурге – очень жесткое. В тот день утром "Дням восстания" вручали Herald Angel awards – награду, еженедельно присуждаемую участникам фестиваля местной газетой. После короткой церемонии, на которой Алехина коротко поблагодарила за премию, а режиссер спектакля Юрий Муравицкий призвал к освобождению Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова, ей предстояла встреча с читателями на Эдинбургском книжном фестивале, вечером – очередное представление.

У Энтео очень милая улыбка и привычка как-то застенчиво отводить взгляд. Он обаятелен, и если бы рядом сидел кто-то, знавший его прежде, было бы здорово спросить, изменился ли он со времен "Божьей воли" и всех прославивших его акций. Нападение на сторонников Pussy Riot, нападение на пастафарианцев, нападение на сотрудника музея, погром на выставке – свои радикальные взгляды члены "Божьей воли" были вполне готовы нести в мир с помощью насилия и запугивания. Представления об Энтео как о православном акционисте несостоятельны: художественный акт не предусматривает никакого насилия над окружающими.

Энтео, родившийся в 1989 году, пришел к православию (и вообще к религии), когда ему было около двадцати. Занимался уличным миссионерством, оказался в кругу московского священника Даниила Сысоева, получившего известность довольно радикальными взглядами. Сысоев был убит в 2009 году, по предположениям, из-за высказываний об исламе, а молодые люди из его окружения создали движение "Божья воля", занявшее очень жесткие позиции – от запрета на аборты, борьбы с геями и "кощунниками" до креационизма (Энтео – младоземельный креационист, то есть человек, который, буквально читая Ветхий завет, определяет возраст Вселенной примерно в 7 тысяч лет).

Их "силовые" акции в отношении оппозиционно настроенных граждан не вызывали никакого интереса правоохранительных органов, так что неудивительно, что активистов "Божьей воли" считали связанными с властью. По сути так и было – они взаимодействовали с РПЦ, но, говорит Энтео, не за деньги, а по идеологическим соображениям и недолго:

– [Сначала] вопросы космоса волновали меня больше, чем политические. У меня, как и у многих других людей, в 2012 году благодаря пропаганде сложилось ощущение, что те, кто за Путина, – приверженцы христианских ценностей, а те, кто против него, – наоборот, душители нашей цивилизации. В итоге стало понятно, что это обман, есть разные люди, движимые разными интересами. Есть люди, которые, может, не сделали религиозный выбор, но делают такие дела, что достойны восхищения и уважения... Мы сначала взаимодействовали с синодальными структурами Русской православной церкви. Я понимаю, что мы были встроены в некий большой механизм. Все это было втемную – люди не подписывали соглашений, не платили деньги. Мы очень быстро из этой игры вышли, стали неуправляемыми, никто не знал, что с нами делать... Окончательный момент перелома – человек из церкви звонит и просит "божьевольцев" выйти на шествие в честь присоединения Крыма. Мы с ребятами посмотрели, почувствовали глубокую неправду того, что там происходит, и приняли решение, что не пойдем.

Одиозность акций "Божьей воли" привела к тому, что ее стали критиковать и в РПЦ, а за нападение в 2015 году на выставку в Манеже и повреждение работ Вадима Сидура Энтео получил 10 суток – и это был болезненный опыт, говорит он.

Энтео уточняет, что движение отождествляло себя именно с церковью, а не с Путиным, что Путин ему "ни копейки денег не давал". Алехина тоже не считает, что Энтео был путинцем.

Окна гримерки на втором этаже, отведенной актерам "Дней восстания", выходят во внутренний двор Summerhall, где всегда – море голов и гул голосов. Люди до глубокой ночи болтают, едят и пьют. Бар The Royal Dick в одном из крыльев здания в эти дни переименован в The Royal Pussy.

Помимо Алехиной в спектакле участвуют еще трое: белорусский актер Кирилл Машека и Настя и Максим из группы AWOTT. В гримерке они прыгают и кричат, разогреваясь перед выходом на сцену. Откуда-то снаружи доносится музыка, Энтео танцует и притягивает к себе Алехину. Это самое понятное измерение их отношений. Смешной диалог происходит между ними, когда Энтео говорит о своей службе в ВДВ:

Энтео: Да, я десантник. 2 августа хожу в беретке. Купался в фонтане в парке Горького в тельняшке.

Алехина: А я сказала, что не пойду.

Энтео: Поссорились тогда. Маше не нравится, она просто не проникается романтикой.

Алехина: Я не проникаюсь пассажами, что всем девочкам нравятся солдаты. Серьезно? Прыгать с парашютом – да. Убивать – нет. Это всем понятно, включая тебя.

Когда говоришь, что они сошлись, как Ромео и Джульетта, из враждующих домов, Алехина отвечает: "Травиться никто не собирается".

Движение "Декоммунизация", совместные акции против "пакета Яровой", ФСБ, культа Сталина, пыток в местах заключения – Алехина и Энтео рассказывают наконец о том, что их объединяет.

– Я увидел, что это точка, у нас в стране не было процесса преодоления тоталитарного наследия, декоммунизации. Преемственность спецслужб – мы видим, что свободы уменьшаются, каждый день приносит все более чудовищные новости, – говорит Энтео.

Они рассказывают, как в день смерти Сталина пришли к его могиле у кремлевской стены и громко включили стихотворение Мандельштама "Мы живем, под собою не чуя страны": "Люди продолжали нести цветы на могилу с абсолютно торжественным видом, как будто ничего не происходит. После какой-то дедушка подходит и говорит: "Вообще-то Сталин был грузин, а не осетин. Вы что-то перепутали". Это единственное, что его смутило, остальное было в порядке".

Еще одна история – о весенней акции протеста против блокировки мессенджера Telegram, за которую Алехина и Энтео получили по 100 часов обязательных работ, после чего Алехину и попытались не выпустить за границу:

– Устраивают суды за то, что кто-то пускал бумажные самолетики в ФСБ. Звучит как пассаж из Оруэлла.

– Нас судили даже не за несанкционированный митинг. Это была чисто оруэлловская статья – мы организовали "несогласованное одновременное пребывание граждан". Запрещено законом. (Статья 20.2.2 . – Прим. )

– Работы и штраф присуждала та самая судья, что была на апелляции по блокировке Telegram. Суд – это для каждого человека момент, когда он соприкасается с системой напрямую, и она внимательно смотрит на тебя пустыми глазами судей, – говорит Энтео, а Алехина добавляет: – У той глаза были довольно ироничные.

Зал, где играют "Дни восстания", небольшой, но люди в нем стоят, как на рок-концерте, и вообще у спектакля атмосфера рок-концерта: резкая музыка, речитативы, видеопроекции, публика пританцовывает в такт и взрывается криками.

Спектакль охватывает время от "панк-молебна" до освобождения Алехиной из колонии, где она боролась за права заключенных женщин. О заключении Алехина говорит и в интервью, и на встрече с читателями:

– В колонии в Нижнем Новгороде была девочка, ее звали Ира, были какие-то нарушения в ВИЧ-терапии, которые повлекли за собой очень жесткий туберкулез, человек умирал у нас на глазах. Она сначала желтела, потом вся высохла, и стало понятно, что через несколько месяцев ее не станет. Она умерла после того, как меня освободили.

– Не важно, кто вы. Если хотите что-то сделать, просто делайте, – говорит она, обращаясь к залу в Эдинбурге.

После освобождения Алехина вместе с Надеждой Толоконниковой создали "Медиазону" и поддерживали ее даже, когда их пути разошлись.

Сейчас их общение возобновилось, говорит Алехина. Знакома Толоконникова и с Энтео, "приходила на суд по самолетикам". Прошлым летом она вернулась в Москву после года жизни в Америке в день, когда Алехина и Энтео устроили совместное чтение Библии у Министерства юстиции. Энтео тогда так описал происходившее в фейсбук-полемике с бывшими соратниками: "Я просто позвал всех неравнодушных людей, которые против подавления религиозных и гражданских свобод... Маша Алехина пришла, хотя ровно на этом же самом месте 5 лет назад протестовали те же самые люди требуя максимально сурового наказания для нее... Прошли годы. Сейчас она занимается помощью заключенным. И это был не простой поступок, ее исповедание, ее шаг навстречу. В этом жесте я вижу христианство".

Алехина вспоминает: Толоконникова написала ей тогда, что это была суперакция, "дичайше жаль, что я к вам не успеваю".

У Энтео сложная система взглядов, которая должна помочь совершить переход от фундаменталиста, диктующего людям, как себя вести, к либертарианцу, с терпимостью относящемуся к носителям других взглядов. Он говорит, что против тирании, против "социалистической машины, которая превращает людей в пиксели", что ему важен "момент на стыке человека и государства, важно защитить ценность человеческой личности", и это "не мешает иметь свое отношение к абортам, к вопросу, стоит ли ограничивать культурную среду, есть ли вещи, над которыми не стоит шутить, стоит ли смеяться над жертвами Холокоста, ГУЛАГа или не стоит этого делать":

– Мы создали свой мир, новый, где есть самые разные люди. За нашим столом сидят наши друзья самых разных взглядов. Новый человек – новый мир, всегда интересно. Нет такого, что я в своем лагере, Маша в своем, мы где-то по вечерам встречаемся, чай пьем. Нет, это уже общее пространство.

– Мы стараемся строить мосты, а не стены.

– Разногласия остаются. Но мы же не можем все время спорить, когда перед нами целый мир, много интересного, красивого, важного. Мы здесь находим понимание. Существует то, что нас разъединяет, существует много того, что нас объединяет.

– Есть вещи в человеке важнее, чем его взгляды. Меня жизнь этому научила. Я могу рассказать про нашу с Машей общую подругу. Ее зовут Ольга Шарина, она лидер московских нацболов. Она сидела с Машей в колонии, у них завязалась дружба. Мы уже второй год знакомы с Ольгой, играем в футбол, общаемся. Мы сейчас здесь, а она кормит наших кошек дома. Когда я сидел и Маша сидела в отделении полиции, она нам носила передачки, когда ее посадили за акцию около посольства, мы носили ей передачки, хотя ее взгляды радикально противоречат моим взглядам и, наверное, взглядам Маши.

Маша Алехина на сцене. На экране надпись "Любой может быть Pussy Riot"

В дискуссии на книжном фестивале Алехиной задают вопрос о преодолении страха. Она отвечает что-то вроде: тут же у вас Гарри Поттер учил отделять страх от себя и делать его смешным. В разных видах вопрос о страхе возникает все время – при обсуждении возвращения в Россию, или боязни за семью. Энтео говорит, что и к его, и к родителям Алехиной приходили из полиции: "Мы чувствуем давление, какие-то неудобства, нам показывают, что наши оппоненты рядом, действуют".

Алехина, демонстративно отказавшаяся идти на общественные работы, да еще уехавшая из страны, несмотря на запрет пограничников, на вопрос, не боится ли, что ее снова посадят, отвечает: "Нет. Беспокоюсь за всякие разные километры вещей, но не из-за этого".

Приходится просить Энтео привести пример ощущения страха.

– Когда с парашютом прыгаешь в первый раз – страшно. Когда ты понимаешь, что надо выпрыгнуть, – это же не очень естественно, прыгать в пропасть. Любой десантник как "Отче наш" знает мантру "501, 502, 503, кольцо, 504, 505, купол, осмотрелся" – последовательность действий, как выпрыгнуть, что сделать с парашютом и так далее... В жизни постоянно испытываю беспокойство, страх, конечно, я же человек. Меня можно испугать, как и любого. Я говорю о бытовом измерении. Если Маша может сказать искренне, что ей все равно, что ее будут судить, лишать свободы, – мне не все равно. Я десять суток сидел, я болезненно переношу чувство несвободы. Возможно, из-за этого я много времени потратил на изучение опыта несвободы у других людей, читал все, что мог найти о советских лагерях, о ГУЛАГе. Через опыт несвободы, когда человек соприкасается с государством, многое можно понять. Как оно в бараке, так оно и за его пределами. Маша любит говорить, что вышла на "так называемую свободу".

Алехина говорит:

– Свобода – это не про нахождение внутри заборчика или за его пределами.

Приходится спросить ее о Неаполе, где она как-то побывала – понравилось ли ей там?

– Было прикольно.

– Свобода же дает возможность поехать в Неаполь. Этим же отличается от несвободы.

– Серьезно?

– А чем?

– Не этим. Разница есть, разумеется, огромная разница. Но вы объясняете себе, зачем вы живете? В жизни каждого из нас наступают новые дни, а вместе с этими днями ситуации, в которых мы делаем тот или иной выбор. Если мы посмотрим на историю борьбы за ценность свободы, она намного больше, чем поездка в какое-то клевое место. Люди клали жизнь за собственную свободу, как они ее понимали и чувствовали.

– Вы оказались в храме Христа Спасителя в результате последовательности совершенных вами действий. Вы никогда не думали: хорошо бы я на том повороте свернула в другую сторону?

– Нет. Я горжусь тем, что там оказалась.

Вечером после спектакля актеры переводят дух, а Алехина вновь отправляется подписывать книжки – вниз, во двор Summerhall. Вокруг нее кружит продюсер спектакля Александр Чепарухин, единственный, кто, кажется, полон энергии.

Вновь люди выстраиваются в часовую очередь, Алехина со стаканом вина садится за стол на освещенной террасе, подписывает книги, выслушивает слова благодарности и восхищения и фотографируется на память. Энтео время от времени подходит к ней. Это очень долгий день, но задавать Алехиной вопрос, довольна ли она, не хочется.

Ее раздражают вопросы о счастье: "Я этот вопрос про счастье уже третий год слушаю и не знаю, что отвечать". Энтео поддразнивает ее: "Простое женское счастье". Она отвечает ему в тон: "Я очень серьезная, внутренне грустная, постоянно заточенная на исполнение внутреннего долга... Нет. У меня просто с вербализацией собственных чувств не очень хорошо".

– Есть вещи, которые абсолютно роднят нас с Машей, одинаковое восприятие того, что надо что-то делать, надо бежать очень быстро, чтобы удержаться на месте. Если проходит время, ты ничего не делаешь, нет никакого плода, то что-то не так, это состояние некомфортное. Жизнь проходит, ты не делаешь, что мог бы делать.

Алехина спрашивает Энтео:

– Ты примеряешь сейчас на себя цитату из "Алисы в Зазеркалье", правильно понимаю?

– Это плохо?

– Наоборот, клево.

– Вы производите впечатление счастливой молодой пары, но при этом очень серьезной.

– Мы не раскрепощены из-за этого ритма, из-за того, что невыспавшиеся все время. Я чувствую себя немного зажатым.

Но в какой-то момент он все-таки вербализует за Алехину ее чувства:

– Маше нравится, что ее книга живет, что она продолжается, она видит реакцию людей. Она испытывает радость, хотя, может быть, не показывает даже в эти моменты. Она вложила много себя. У Маши есть такой принцип: она, когда создает, из себя силой выдирает какие-то вещи. Я бы на такую экзекуцию не согласился. Эта книга ей далась с трудом.

В конце августа "Дни восстания" получили одну из важных британских театральных премий Total Theatre Awards – за "инновации, эксперимент и игру с формой".

В спектакле есть момент, когда Алехина садится на авансцене, оказываясь лицом к лицу со стоящими перед ней зрителями, и что-то им говорит. Это порождает странное чувство. В обычном спектакле актер исполняет написанную автором роль. Но здесь Алехина играет саму себя, свою жизнь: она взаправду входила в балаклаве в церковь, выступала в суде, сидела в колонии – и теперь говорит об этом со сцены, и эта ее жизнь сворачивается в кольцо:

– Вся история, с самой первой акции до последнего дня в исправительной колонии, будет жить на сцене, вы можете прийти и увидеть, что с нами происходило и происходит до сих пор. Каждый раз мы выходим прежде всего для того, чтобы люди, которые придут нас послушать, поняли, что на самом деле они тоже могут что-то сделать. Ко мне подходят люди купить книжки и говорят: "Мы тоже хотим что-то делать". Этот спектакль должен разрушать равнодушие, то равнодушие, когда форма побеждает человека: форма судьи или полицейского, или тюремщика, который пытает человека и может запытать до смерти.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»