Монастырь Мар-Саба в Иудейской пустыне. Избранное. Мои фотографии. Самый труднодоступный монастырь Израиля - Мар-Саба. Монастырь отшельников Чем прославился лавра саввы освященного

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Монастырь св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Основан в конце V века).

После того как паломники мужчины входят в узкие врата центрального входа, который открыт по строгому уставу только для мужчин, то по достаточно крутой лестнице они попадают в открытый двор перед часовней-усыпальницей преп. Саввы, построенной еще в VII веке.

В монастыре преп. Саввы Освященного.

Женщины в это время остаются перед входом в Лавру и к ним выходит монах, послушание которого состоит в том, чтобы вынести женщинам мощи святых отцов Савваитов, угостить чаем или кофе, а также раздать информационные буклеты с историей Обители и ее святынь.

Под площадью двора находятся погребальные пещеры братской усыпальницы для насельников обители. Усопшего кладут на каменное ложе под полом - особая плита покрывает это место - и когда тело истлевает, кости собираются в общую усыпальницу . Над входом в часовню виднеется надпись по-гречески Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы).

Часовня над кенотафом преп. Саввы Освященного

Внутри часовни находится кенотаф преп. Саввы с датой 5 декабря 532 года. Интерьер часовни украшает иконография в византийском стиле, связанная с житием преп. Саввы Освященного.

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного).

Удивительна иконография святого Саввы и льва, напавшего на старца в пустыне.

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне,

где он был похоронен в 532 году

С западной стороны часовни, прямо в скале, находится самый древний храм Обители - пещерная церковь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Богозданный пещерный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца

В нем в южном приделе находится мартирион-костница, где собраны кости мучеников монахов, пострадавших от нашествия персов в 614 году, а также сарацин, мусульман и мамлюков в период VII-XIII веков. В левом приделе находятся главы святых отцов-монахов, принявших мученическую смерть, черепная часть глав которых имеет форму креста.

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа

в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа,

отмеченные крестом в лобной части черепа

Центральный собор Лавры освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 502 году.

Центральный вход в кафоликон и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В нём справа, в отдельной стеклянной раке почивают мощи преп. Саввы Освященного после возвращения в 1965 году из Венеции в результате переговоров Патриарха Константинопольского Афинагора и Папы Римского Иоанна Павла VI.

Фото П.В. Платонова

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото В.В. Шелгунова

После нашествия персов и нависшей в последующем времени опасности прихода мусульманских завоевателей, мощи святого были перенесены в Константинополь. В Венецию мощи святого Саввы попали в 1256 году во время разграбления крестоносцами Константинополя, когда в массовом порядке вывозились в западную Европу православные святыни. Затем после переговоров в 1965 году, католики в качестве жеста доброй воли передали мощи св. Саввы из Венеции сначала в Рим, затем в кафоликон Храма Гроба Господня в Иерусалиме и уже оттуда в Лавру, где святые мощи были закрыты под стекло в соборе Благовещения и опечатаны сургучной печатью патриарха Иерусалимского Венедикта. Здесь, под красивой резной деревянной сенью, мощи преп. Саввы Освященного, облаченные в схимнические одежды инока-монаха почивают по сей день.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 502 года

Ручной резьбы иконостас собора Благовещения XVI века, принесенный сюда из базилики Рождества Христова в Вифлееме, имел до недавнего времени царские врата с изображением четырех Палестинских святых: преподобных Саввы, Харитона Евфимия и Иоанна Молчальника, однако в XXI веке иконы были заменены на более новые образа.

Иконостас храма Благовещения Пресвятой Богородицы

В храме находятся чтимые иконы «Акафистная икона» Божией Матери и «Верую» , а также образ иконы Божией Матери «Троеручица», пожертвованной в 2007 году из Афонского Хиландарского монастыря.

Акафистная икона Божией Матери

Из центрального входа, вверх по лестнице, в восточном направлении, имеется выход на балкон, откуда открывается чудесный вид на Кедронское ущелье, дно которого к сожалению загрязнено сточными водами потока канализации, сбрасываемыми как с территории государства Израиль с восточного Иерусалима, так и с территории Палестинской национальной администрации по дну Кедронского потока.

Кедронское ущелье, по дну которого идут

сточные воды канализации из Восточного Иерусалима

Фото В.В. Шелгунова

До середины ΧΧ века никаких сточных вод на дне Кедронского ущелья не было. На противоположной стороне ущелья находятся входы, закрытые дверьми пещеры, когда-то подвизавшихся здесь отшельников-монахов. Среди них с правой стороны выделяется одна пещера с большими, заглавными буквами на решетке сделанного в ней окна АС (Агиос Саввас - Святой Савва, в пер. с греческого).

Восточный склон Кедронского ущелья. Пещера св. Саввы, указанная Ангелом

Пещера, указанная Ангелом преп. Савве Освященному

Восточный склон Кедронского ущелья

Фото В.В. Шелгунова

Пещера преп. Саввы Освященного. Внутренний вид

Это скит преп. Саввы Освященного - пещера, указанная ему Ангелом, согласно житию преподобного Саввы, где он по преданию подвязался до основания Лавры и встретил льва. В этой небольшой пещере имеется только каменная скамья и совсем маленькое место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры составляют 5,5 на 3,2 метра, высота достигает до 2,7 метров.

Пещерная келия св. Иоанна Дамаскина

Келья имеет совсем крошечные размеры, туда с трудом могут протиснуться 2 человека. Над пещерой устроены кенотаф св. Иоанну Дамаскину и небольшая домовая церковь во имя св. прав. Иоанна Предтечи - небесного покровителя Иоанна Дамаскина.

Храм во имя св. Иоанна Предтечи над пещерой св. Иоанна Дамаскина

Кенотаф и вход в пещерную келию св. Иоанна Дамаскина

Ниже на один этаж от храма св. Иоанна Предтечи, расположена совсем крохотная церковь св. вклм. Георгия Победоносца, в алтарь которой вмещается лишь служащий священник.

Церковь св. вклм. Георгия Победоносца

На территории монастыря до сих пор находится святой источник - Агиазма, обнаруженный еще преп. Саввой в тишине ночной молитвы в V века.

Источник Агиазма в Лавре преп. Саввы Освященного

По преданию монастыря преп. Савва после слов молитвы: «Владыка Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с Твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам - множеству мужей, боящихся имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего», услышал шум, раздающийся внизу у пересохшего русла Кедронского потока и увидел при свете полной луны дикого осла, копающего копытами землю.

Икона "Обретение св. Саввой источника агиазма" в часовня св. Саввы

Святой Савва понял, что Господь услышал его молитвы, сошел вниз и обнаружил источник воды. Агиазма, употребляется монахами обители только для питья и дается в благословение приходящим на поклонение в монастырь паломникам.

В южной оконечности Лавры, на западном склоне Кедронского ущелья находится еще одна келия преп. Саввы Освященного. Теперь - это часовня, освященная в воспоминание молитвенных подвигов основателя Обители - преп. Саввы Освященного.

Келия преп. Саввы Освященного. На территории южной части Лавры. Внутренний вид

Также, на территории монастыря с давних времен росла финиковая пальма, которая засохла после принесения в 1965 году в Лавру святых мощей преп. Саввы Освященного. После этого паломникам стали давать на благословение только кусочки засохшего дерева. Совсем недавно дерево вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, листочки которого имеют чудесные свойства лечить бесплодие супружеским парам.

Их заваривают и пьют, как принято обычно заваривать и пить чай. При этом проситель сорок дней должен пребывать в посте, воздержании и усердной молитве, не оставлять посещение храма Божия . Часто паломникам монахи Обители дают листики от чудотворной пальмы вместе с информационным буклетом на русском языке с благословеним игумена монастыря преп. Саввы Освященного архимандрита Евдокима, приводим текст благословения монастыря преп. Саввы Освященного:

"Чудотворная финиковая пальма святого Саввы


Б лагочестивые поклонники святых мест и нашей святой обители, вы держите сейчас в своих руках как великое благословение несколько листочков от чудотворной финиковой пальмы, которую посадил в своей Лавре сам св. Савва. Несколько десятилетий назад дерево засохло, но чудесным образом вновь дало ростки и продолжает быть источником многочисленных чудес, особенно для благочестивых супругов, которые страдают бесплодием.

Возлюбленные во Христе братья, не забывайте, что главным условием действия благодати Божией является непоколебимая вера, страх Божий и благочестивое почитание святого Саввы. Кроме этого от вас потребуется пост - по силам и возможностям каждого - в сочетание с воздержанием от телесного супружеского общения. Само собой разумеется, что при этом на усилить как личную, так и совместную вашу супружескую молитву, м часто приступать к Святым Таинствам исповеди и причастия.

Когда духовный труд Ваш (усиленная молитва и половое воздержание) кончится, сделайте из листьев отвар (листочки надо потом сжечь) , выпейте его и после этого вновь со страхом Божиим, верой и любовью вступайте в физическое общение.

Заверяй вас, что бесплодие и неспособность к деторождению ни в коем случае не является наказанием или проклятьем Божьим. Наоборот, часто бывает, что ведя и воспитывая нас таким особым путем, Господь являет свою изобильную любовь, желая, чтобы мы всегда возлагали надежды и упования наши на всесильный и благой Его Промысел, а не на человеческое.

Подумайте, сколько бесплодных жен в Священном Писании благодаря своему терпению, совершенной любви и надежде на милость Божию стали счастливейшими матерями! Анна, мать пророка Самуила, Елизавета, мать Иоанна Предтечи, св Праматерь Божия Анна, мать Пресвятой Богородицы, и множество других святых Ветхого и Нового Завета, перечисляя имена которых пришлось бы написать целую книгу.

В озлюбленные братья, да сотворит с нами Господь, как Он Сам знает. Будет благодарить Его всегда и за благословения Его, и за Его благословенные отеческие воспитательные меры. Только одно надо понимать хорошо: Господь не хочет, чтобы мы давали Ему для того, чтобы мы получали что-то взамен. Но Он хочет, чтобы мы предались Ему всем сердцем и всем помышлением . Если Он удостоит ва когда-либо обрести детей, не думайте, что они безраздельно и окончательно принадлежат вам: все, чем мы владеем - Его дары. Если же Он не даст детей, то и это по одной только любви. Научимся не ждать одних лишь даров от Бога, но искать Его Самого и Царствия Его, как Он Сам сказал (Матфей 6, 33) , и тогда все, что нам действительно нужно, Он дарует нам изобильно и богомудро.

От всего сердца молимся, дабы благодать Божия и благословение Преподобного Саввы Освященного пребывали с вами всегда и везде.

Архимандрит Евдоким

Holy Monastery of St. Savva

P.O. Box 19824, Jerusalem 91199, Israel"

В северном направлении на восточном склоне Кедрона находится уединенный скит - пýстынь Иоанна Молчальника, где святой подвязался в VI веке. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник . Его келия, расположенная на втором ярусе скита, имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами, использовавших пещеру под свои жилища.

Пустынь св. Иоанна Молчальника. Епископа Колонии

Еще севернее, но на западном склоне Кедронского потока, находится пýстынь св. Софии - мамы преп. Саввы Освященного. По преданию монастыря, преп. Савва её построил изначально для своей матери - св. Софии, которая желала уединиться в молитве рядом с монастырем, но по его строгому уставу как женщина она не могла в него даже входить.

4) Агиазма - святой источник, обретенный по молитвам святого Саввы, молившегося в ночи и обратившего внимания на ослика, копающего в этом месте землю.

5) Келия (пещера) св. Иоанна Дамаскина, над ней кенотаф святого и церковь св. Иоанна Предтечи во имя небесного покровителя св. Иоанна Дамаскина.

6) Кафоликон - центральный храм Лавры во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, основанный в 502 году преп. Саввой.

8) Юстинианова сторожевая башня, основанная на пожертвования данные преп. Савве византийским императором Юстинианом в 531 году.

9) Кедронский поток - так называемая «Юдоль плачевная». Ущелье, тянущееся сюда из восточного Иерусалима. Небольшой поток воды по дну ущелья образуется только после крайне редких в пустыне дождей. Те сточные воды канализации, которые сливаются и протекают по дну ущелья рядом с Лаврой, не имеют никакого отношения к историческому названию Кедронского потока.

10) Пустынь св. Иоанна Молчальника епископа Колонии. Находится на восточном склоне Кедронского ущелья. Иоанн Молчальник (Савваит; 454-558) - преподобный. После смерти своих богатых родителей (472). Иоанн всё своё богатство частично роздал бедным, частично использовал на постройку храмов. Затем удалился в лавру Саввы Освященного. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482 по 491; последнюю часть жизни провёл в пещере. Память 3 декабря и 30 марта. Самый древний перевод жития Иоанна на славянском языке изложен в супрасльской Минее XI века.

11) Пустынь св. Ксенофонта. Находится на отвесной скале западного склона Кедронского ущелья. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. (Православный церковный календарь).

12) Пустынь св. Аркадия - сына преп. Ксенофонта. Находится южнее скита св. Ксенофонта. И представляет со собой несколько строений, соединенных между собой.

13) Пустынь св. Софии - матери преп. Саввы Освященного. Этот скит был специально построен св. Саввой для своей мамы. Находится на западном склоне Кедронского ущелья, чуть северней Великой Лавры.

14) Башня сербов, основанная сербскими монахами, подвизавшимися в Лавре в XVI веке. Имеет церковь св. Симеона и цистерну для сбора дождевой воды.

Согласно официальному информационному буклету, который раздают монахи Лавры паломникам при посещении Обители, также как и в древние времена, монашеская жизнь современной Лавры оставается очень строгой и аскетичной, а монастырский уклад жизни продолжает строится по византийскому времени:

«Весь уклад жизни строится по византийскому времени. Так например, двенадцатый час ночи совпадает с заходом солнца. Церковные последования начинаются через час-два после полуночи (привычного для нас времени) и продолжаются ежедневно 6-7 часов, а в период св. Четыредесятницы 9-10 часов.

Таблица времени по византийским часам

Трапеза бывает лишь один раз в день. В субботние и воскресные дни, а также в дни великих праздников - дважды в день, в дни св. Четыредесятницы монахи довольствуются неваренной пищей, т.н. сухоядением. Преп. Савва не желает, чтобы иноки имели разнообразие в пище и много заботились о возделывании сада или огорода, поэтому в самой Лавре растут лишь декоративные растения, оливковые и лимонные деревья. Некогда преп. Савва, будучи молодым монахом, был борим помыслом съесть яблоко, тогда как было не время вкушения. Когда же он победил этот помысел и растоптал яблоко ногой, он положил себе за правило не вкушать яблок до конца своей жизни. Приводя себе на память такое воздержание преп. Саввы и стремясь подражать ему в этом, монахи-Савваиты никогда не едят яблок.

Температура в Иудейской пустыне колеблется от 0° до +45-50° по Цельсию. Три или четыре раза в году в Лавре и в прилегающей к ней местности бывает дождь. Дождевую воду, которая стекает в резервуары, находящиеся внутри Лавры, монахи используют для подсобных работ. Снабжение водой монастыря являестя особым промышлением Божиим.

В Лавре не используют электричество, кроме исключительных случаев, когда использование его необходимо для проведения строительных работ.

На территорию монастыря часто заползают ядовитые змеи и скорпионы, но, несмотря на опасность их присутствия, благодатью Божией и предстательством преп. Саввы они никому из монахов не причинили никакого вреда.

Молитвами преп. Саввы и всех святых, в обители его просиявших, благодать Господня да укрепляет вас навсегда на пути вашего духовного подвига. Аминь» .

Православные паломники, прибывающие в Святую Землю со всего мира, стараются обязательно посетить это благодатный и удивительный, духовный оазис посреди безводной и аскетичной Иудейской пустыни, получив таким образом особое благословение Великого подвижника Святой Земли - преподобного Саввы Освященного.

Икона "Преп. Савва покрыл своим омофором Лавру" в часовня св. Саввы

В октябре свершилась мечта идиота - я сделала это! Я прошла по Иудейской пустыне более 20км с рюкзаком за спиной и фотоаппаратом на шее!
Из Маале Адумим до монастыря Мар Саба и обратно!
Тяжело, но интересно и оооочень красиво!
Как водится, пару слов о монастыре, но только после просмотра фотографий, если у вас будет желание:-)
И так, в путь!
Можно и не пешком:-)

А это местные неуловимые мстители - бедуины;-)

А это такие же сумасшедшие, как и я:-)

Речка Кедрон.

Плоды пустыни. Инжир.

Осиный домик:-)

Кедрон. Вид сверху.

Уже видны древние кельи монахов-отшельников.

А это монастырские соседи.

А вон и монастырь виднеется.

Невероятное зрелище! Как можно было всё это построить в пустыне на отвесных скалах?!
Видимо, Он помогал:-)

А теперь посмотрим, что происходит за каменными высокими монастырскими стенами.

Батюшка привёз в монастырь свою паству.

Женщин в монастырь на пускают, но монах у входа любезно протянет Вам руку для поцелуя и благословит всех желающих дам.

Для душевных бесед место более, чем подходящее.

Вера, Бог, Любовь и голуби:-)

И божественно красивая Иудейская пустыня, в которую невозможно не влюбиться!

Мар Саба -православный греческий мужской монастырь на территории Западного берега реки Иордан , в Иудейской пустыне , в долине Кедрон . Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным . Является одним из древнейших общежительных монастырей . Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви .

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I , при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой . К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин , сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году ; о мученичестве упомянутых монахов рассказал в вводной главе «Пандектов », свидетель этой резни Антиох Палестинский .

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил , писавший о ней:


Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.


За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх , а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.
В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу.
Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени).

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Но мы пошли самым непростым путём!
Пешим ходом через пустыню!

Знаменитая обитель была основана великим подвижником преподобным Саввой Освященным , который ушел из Лавры святого Евфимия Великого после смерти последнего в году и уединился в пещере. Через несколько лет к нему стали стекаться ученики, а затем, по указанию свыше через огненный столп, иноки устроили в пещере церковь в году. Пещера по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей почему Кирилл Скифопольский называет ее «Церковью, построенной Богом».

Первым строением Великой Лавры была сторожевая башня, построенная на деньги, полученные в году преподобным Саввой в дар от святого императора Юстиниана . Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами:

«Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего» .

Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды, истекающей из святого источника.

Монастырь святого Саввы сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая . Постепенно вокруг главной лавры расположились десять монастырей, возведенных св. Саввой и его учениками :
  1. Великая Лавра
  2. Монастырь Феоктистов
  3. Киновия Кастеллийская
  4. Лавра Семиустная (Гептастом)
  5. Киновия Иеремии
  6. Пегиррная киновия, при ней образовалась так называемая Пещерная киновия
  7. Новая Лавра при Фекуйском потоке, основанная вышедшими из Великой лавры по неудовольствию на прп. Савву
  8. Киновия для новоначальных, на севере от Лавры, не в дальнем от нее расстоянии, при верховьях ущелья Плачевной юдоли (Кедронского потока)

В Великой лавре подвизались более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них - великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин . В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский , умерший около года. За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель - тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в - годах, тут постигал "основы искусства святости" святитель Савва Сербский в году, тут переводил древние книги святитель Феофан Затворник в - годах.

Лавра и доселе служит одним из центров православия в Святой Земле , давая и духовную и материальную помощь, а также возможное образование, окрестному бедному населению из православных. Участие иноков Лавры является обязательным для совершения литании Святого oгня в храме Гроба Господня .

Описание

Пещера основателя Лавры преподобного Саввы Освященного , вокруг которой выросла обитель, находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя святителя Николая также находится в этой пещере. В ней имеется чтимая икона преподобного Андрея Критского и хранятся мощи монахов-мучеников, убитых сарацинами .

Главный храм обители, воздвигнутый в веке святым царем Юстинианом , посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы . В храме - иконы «Верую » и Акафистная икона Божией Матери , резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник .

На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного , от которых происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. Тут также обретаются мощи иных святых насельников Лавры. В обители находится и святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды. Внутри стен монастыря растет посаженная самим преподобным Саввой финиковая пальма, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия.

Лавра - крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне . Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский , но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен .

Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются. За пределами стен монастыря находится "башня женщин", которая служила гостиницей для женщин и где иногда жила и мать святого Саввы – София. В монастыре также запрещено фотографировать.

Храмы и часовни лавры

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос)
  • Пещерная церковь Николая Чудотворца (Феоктистос)
  • Церковь Собора свв. Архангелов
  • Новая неизвестная церковь
  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного
  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне
  • Часовня Иоанна Златоуста
  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)
  • Скит Иоанна Молчальника
  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия)
  • Платонов П. В. Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Глава "Краткая история Лавры преп. Саввы Освященного" -

И если кто вам скажет, что в
есть что-то более красивое и величественное
чем , то отправьте
его на гору Мунтар

Внутри официально фотографировать нельзя, но если очень хочется, то… и вновь спасибо современным технологиям фирмы Canon. Стены исписаны сюжетами библейских историй так, что яблоку негде упасть. О, к яблокам мы еще вернемся

На свое 30-летие Савва решил что живет он в киновии слишком роскошно и поэтому он переехал жить один. В пещеру. Один раз в неделю он брал еду и пальмовые ветки в монастыре Теоктиста, чтобы всю неделю медитировать и вязать корзины. С другими монахами встречался раз в неделю. Так и жил пять лет.

А затем Савва съехал с насиженной пещеры и отправился “гулять” по пустыне. Преодолевая множество опасностей, питаясь подножным кормом и вступая в неравный поединок с бесами он чудесным образом очутился на горе Мунтар. Там Савве явился ангел, указавший ему на ущелье Кидрон и грот, в коем ему предстояло жить. Прожив здесь пять лет, Савва основал “Великую лавру”, на месте которой и находится монастырь .

Об неординарости Саввы также говорит такой случай: Как-то случилась в монастыре засуха. И Савва слезы лил, и монахи лили, а воды все не хватало. Тогда решил Савва молиться. Всю ночь. Вдруг среди темноты он увидел осла, бьющего копытом о землю и раскапывающего яму. Подбежал к яме Савва, и увидел, что в ней вода. Тогда он стал копать еще глубже и раскопал источник. И радовался Савва, и радовались монази! Вход в источник нынче закрыт металлической калиткой с большим золотым крестом


А еще Савва победил яблоко. Они кстати с тех пор запрещены в . А дело было так: Захотелось как то Савве съесть яблоко, а нельзя. То ли пост был, то ли еще что. В общем нельзя и все тут. Но очень уж хотелось. Сорвал Савва плод красивый и сочный. И так и сяк крутил его и любовался, но не ел. Потому что сила воли у него была.

Долго боролся с искушением откусить от яблока, погубившего Адама, но Савва, такой Савва. Он победил искушение. И не съел яблоко. Яблоко сгнило, а Савва поразившись своей крутизне и силе воле дал обет яблоки больше не есть. И монахи с тех пор тоже сильны духом и теперь также лишины яблок (http://nehag-sus.livejournal.com/87502.html)

Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Были времена когда в монастыре и вокруг жили более 5000 монахов. это целый город со своим даунтауном, площадями, престижными районами и своим “южным Тель Авивом”. О величии говорит вот такой список

Здесь есть 3 церкви и собор: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Пещерная церковь Николая Чудотворца, Церковь Собора святых Архангелов, Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Так же 6 часовен: Часовня-усыпальница Саввы Освященного, Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Часовня Георгия Победоносца, Часовня Иоанна Крестителя, Часовня Симеона Столпника в Женской башне, Часовня Иоанна Златоуста

И еще 5 скитов: Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы), Скит Иоанна Молчальника, Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта), Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия), Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Двор с Погребальными Локулами – посередине стоит Часовня Усыпальница Преподобного Саввы. Надпись над входом: “‛Ο τάφος του αγίου Σάββα” (Гробница святого Саввы). Именно тут в своё время хранилось тело Саввы, пока не было перенесено внутрь Собора.


Монастырь являет собой огромную крепость, “влитую” в гору, идеально вписывающуюся в окружающий пейзаж. В связи со сложной географической расположенностью монастыря, монахи не занимаются никаким земледелием и ремеслами, а молиться 24 часа в сутки невозможно, то они “превратили” его в самый красивый пустынный монастырь

В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.

Комната для гостей где нас угостили кофем, водой, конфетками и выдали памятные открытки

Живут монахи на подаяния и пожертвования, питаются один раз в день. По праздникам и по воскресеньям устраивают две трапезы. О как!

Кстати и сами монахи “не отстают” по экстриму от Саввы

В центре центрального (упс) дворика, в полу, проделана бетонная дыра, куда сбрасывают трупы умерших монахов сбрасывают, а яму каждый раз замуровывают. На крышке сверху пишут дату последнего захоронения. Через пару лет вытаскивают тела и смотрят, что получилось. А получается всегда мумия! Ее вытаскивают, и кладут в шкаф, потом показывают паломникам.

Монахи хранят все трупы и кости своих умерших. После само-мумификации живые монахи раскладывают мертвых-коллег в специальных комнатах. На почетном месте в хранится мумия самого Саввы. Савва одет в красивые одежды, а на его ногах сверкают мохнатые плюшевые фиолетовые тапочки.

В средние века на монастырь напали турки и перебили почти всех монахов. Они оставили лишь одного, которому выкололи глаза. Тот слепой, на ощупь, кое-как похоронил своих товарищей. Потом, спустя годы, туда пришли новые монахи и откопали предыдущих коллег. И что они увидели? чудо! На 5 черепах монахов было не три шва (как от долей мозга), а четыре! и они образовывали крест. Теперь вот эти черепа стоят в специальной витрине, чудо потому что.


По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

А еще в монастыре было сделано чуть ли не самое спорное, но самое сногсшибательным открытие. Все началось в в 1958 году. Американский профессор Мортон Смит сидя в библиотеке монастыря наткнулся на издание посланий св. Игнатия напечатанное в 17 в. н.э. На последних трех страницах книги Смит обнаружил рукописный текст на греческом. Это оказалось послание св. Клемента Александрийского некоему Феодору. Не долго думая Смит фотографирует листки и возвращает книгу на место.

Через некоторое время вернувшись к посланию Климента, Смит обнаружил, что сделал потрясающее открытие – в своем письме Климент обсуждал ересь Карпократиан и “Тайное Евангелие от Марка”. Карпократиане были христианами, предававшиеся в контексте своих богослужений различным видам половых утех и извращений. Сие поведение они основывали на “Тайном Евангелии от Марка”, о существовании которого, по всей видимости, адресат Климента Феодор и спросил его ранее. В ответ на этот запрос Климент сообщил Феодору, что такое “Тайное Евангелие” есть, но оно для всех, а лишь для избранных

В Евангелии том чуть ли объявлялось что Иисус был бисексуален, а также как колдун, проводящий довольно сомнительные обряды, в процессе которых его ученики “переживали в галлюцинаторной форме единение с духом Иисуса, и как прозрачно намекал Смит, это единение заканчивалось актом физической близости”

В общем вся эта история вывела монастарь Мар Саба на обложку журнала New York Times, что уже показывает насколько Мар Саба удивительное место. А Мортона Смита обвинили в подделке письма. Но письмо было написано на настолько аутентичном греческом, что если бы Мортон и да подделал его, то это говорит что он просто гений. А если не подделал, то это одна из самых важных находок 20 века.

В общем через некоторое время в Мар Сабу отправились еще большие профессора и архимандрит вмести с ними чтобы посмотреть на манускрипт, найденный Смитом. Они нашли его именно там, где его оставил Смит. Другими словами, за все эти годы никто даже не позаботился проверить.

Они решили не оставлять книгу в монастыре, а перевезти её в Иерусалимскую Патриархию. Предложении передать книгу на экспертизу израильским полицейским было отвергнуто. Тем временем появился слух о том, что кто-то вырезал три последние страницы из книги. Профессора обратился к библиотекарю, который сказал им, что он собственноручно это сделал. Куда эти страницы делись после этого – никто не знает. Либо их заныкали, либо просто потеряли.

С тех пор многие приезжали в Мар Сабу, чтобы исследовать рукопись, но… она бесследно пропала. Утверждают, что она находится то ли в Иерусалимском университете, то ли в библиотеке Иерусалимского патриархата, то ли до сих пор в библиотеке Мар Сабы. Когда самого Мортона спрашивали, где книга, он утверждал, что вернул где взял. В общем рукопись никто не может найти и исследовать на предмет аутентичности. Тем не менее, в 2000 году всплывают цветные фотографии данного текста

Вот вам монастырь Мар Саба, полный тайн и загадок

А с высоты птичьего полета монастырь Мар Саба выглядит вот так

Ну и второй экспонат в мою коллекцию монастырских туалетов Иудейской пустыни. В Сент Джордж был самый комфортный, а здесь самый аутентичный

Вместо послесловия: найти в интернете, вспомнить все что рассказано, придать вид тексту и затем оформить эту запись – оказалось сложнее чем туда идти…

Если вам любопытно побольше узнать про уже посещенные мною места, то все они есть на .

А всё о чём вам выше поведал, находится вот здесь:

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

.

Монастырь Мар Саба 31.704876 , 35.331323 Монастырь Мар Саба https://www.сайт/mar-saba/ Лавра Саввы Освящённого, он же монастырь Мар Саба (מנזר מר סבא) - один из трех монастырей Иудейской пустыни доступный израилетянам и при этом самый красивый, самый величественный, самый впечатляющий. Ах да, он еще и самый действующий - как в 484 году преподобный Савва Освященный \"запустил\" процесс, так он и действует вот уже более 1500 лет. Нынешний облик монастырь принял лишь в 1840-х гг. благодаря стараниям правительства России.Другие фото-рассказы, связанные с монастырём Мар Саба можно посмотреть по этой ссылке.35.331123,31.704717 (Рассчитать маршрут)

На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии).

Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви.

В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.

Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется “эрмитаж”. Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел.

Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей Иудейской пустыни – Великой Лавре Саввы Освященного.

Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения.

Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Пещера уже по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл Скифопольский называет ее “Церковью, построенной Богом”.

Первым строением Великой Лавры, была сторожевая башня. Построена она была на деньги, полученные в 531 году святым Саввой в дар от императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего». Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Кроме башни Юстиниана есть еще одна – “башня женщин”. Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать св. Саввы – София.

Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.

Вот в эту Великую Лавру и направлялась наша группа. Крутые спуски-подъемы и повороты мы преодолевали на двух изрядно потрудившихся, но еще внушающих доверие микроавтобусах-мерседесах. Доверие это подкрепляли водители-асы.

Проезжаем мимо арабского поселения. Из школы идут одни мальчишки, обучение здесь раздельное. Девочек мы увидели позже, идущих с другой стороны. Мальчишки бегут вдоль мерседесов, чуть не лезут под колеса, кричат в открытые окна: «Доллар! Доллар! Един доллар!». Водитель нарочито сердито покрикивает на них в окно, отгоняя от колес. Мы поднимаемся, по нашим меркам, круто вверх. Мальчишки начинают отставать, но тут машину догоняет камень, запущенный каким-то раздосадованным попрошайкой. Водитель резко останавливает автомобиль на подъеме и выскакивает наружу с такой скоростью, что в голове проносится противная мысль про тормоза и ручник и мгновенная оценка расстояния до педали тормоза водителя и выходной двери. А тем временем по-восточному эмоционально жестикулируя и крича, водитель на быстром непонятном языке так громко и гневно увещевает провинившихся, что они стоят, понурив головы, и даже доллара им уже не надо, отпустил бы дяденька.

Едем дальше, смотрим по сторонам. Очень красива и величественна Иудейская пустыня. Она каменистая, холмы имеют какой-то удивительный золотисто-розовый цвет. Изумрудные оттенки появляются только вблизи Иордана. Столько библейских имен и событий вспоминаются в этих местах! Очередной раз ощущается легкая печаль, что нет возможности пройти по этой земле пешком. И пожить, и помолиться у каждой святыни подольше.

Но вот прекрасная и опасная дорога заканчивается, пешком спускаемся к Лавре. По строгому древнему уставу в монастырь могут войти только мужчины. Женскую часть группы вне стен Лавры утешают рассказами о великом подвижнике Савве, о монастыре. Греческий монах вынес ковчежец с частицами мощей двенадцати святых подвижников, среди которых – Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Ксенофон, Иоанн Аркад, св.целители Иоанн и Кир, св. мученик Харлаам.

Паломницы с благоговением прикладываются к мощам. Потом тот же монах выносит всем иконки, крестики, масло и святую воду. А для подкрепления сил телесных принесены вода, кофе, рахат-лукум. Несмотря на палящий зной, нет желания отсюда уйти, поискать тень. В душе мир и радость.

Вот вышли из двери Лавры благостные паломники и, делясь впечатлениями, мы все пошли к автобусам. Какое это счастье – обрести еще одного заступника и молитвенника за нас перед Богом!

Преподобный отче наш Савва, моли Бога о нас!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»