Рецепторы ассоциативное мышление. Роль ассоциативного мышления в архитектуре и дизайне семешкина татьяна владимировна. Ассоциативное мышление: что это такое

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой .

Задания рассчитаны на возраст 12 -14 лет.

Основными характеристиками, определяющими успешное выполнение теста, являются быстрота построения ассоциаций , оригинальность ассоциаций , целенаправленность ассоциирования .

В качестве стимульного материала в тесте используются 39 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями обязательно проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия заданий проводится с детьми через 3-5 дней после первой серии.

Тест проводится индивидуально или группами по 5-7 человек. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых записываются и ответы.

Инструкция к тесту

«Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе ход их решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло бы составить с ним словосочетание. Например , вам даются слова: деревянная, пионерская . Ответом могут служить слова: линейка , комната . Какие еще слова вы можете предложить? Возьмем другую пару: горячая, кафельная . Ответ: плитка .

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол».

Детям предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки :

  • фирменные, рекордные;
  • детская, чернильница;
  • изящная, шахматная;
  • бумажный, осенний;
  • вкусный, английский.

Во время разминки ведущий постоянно обсуждает с детьми возможность-невозможность употребления определенных выражений. Он подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.

Тестовый материал

Серия №1

Инструкция : «Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например : быстрый, зеленый, полный ; словом-ответом может служить слово поезд . Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например : часы, скрипка, единство . Ответом может служить слово мастер : часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или вариант с предлогом – мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Таккак здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально».

Стимульный материал первой серии:

  1. громкая, правда, медленно
  2. холодная, зелень, мутная
  3. прошлое, море, друзья
  4. зоркий, ресница, стеклянный
  5. свежая, английская, новости
  6. кино, экзамен, проездной
  7. комната, положение, река
  8. трудное, истекло, золото
  9. мундир, городок, билет
  10. неожиданно, человек, улица
  11. холодная, дым, жестокая
  12. умная, косы, свежая
  13. прошлый, время, трудный
  14. дедушка, очки, добрая
  15. долго, вечер, друзья
  16. плохо, глаза, море
  17. слон, дом, великан
  18. снег, хлеб, медведь
  19. навсегда, домой, назад

Наиболее типичные ответы:

  1. говорить
  2. вспомнить
  3. газета
  4. билет
  5. войти
  6. время
  7. военный
  8. встреча
  9. война
  10. голова
  11. бабушка
  12. ждать
  13. видеть
  14. большой
  15. белый
  16. вернуться

Серия №2

Инструкция к данной серии дается другими словами: «Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления.

Итак, постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных».

Стимульный материал второй серии:

  1. случайная, горы, долгожданная
  2. вечерняя, бумага, стенная
  3. обратно, родина, путь
  4. далеко, слепой, будущее
  5. народная, страх, мировая
  6. деньги, билет, свободное
  7. человек, погоны, завод
  8. дверь, доверие, быстро
  9. друг, город, круг
  10. поезд, купить, бумажный
  11. цвет, заяц, сахар
  12. ласковая, морщины, сказка
  13. детство, случай, хорошее
  14. воздух, быстрая, свежая
  15. певец, Америка, тонкий
  16. тяжелый, рожденье, урожайный
  17. много, чепуха, прямо
  18. кривой, очки, острый
  19. садовая, мозг, пустая
  20. гость, случайно, вокзал

Наиболее типичные ответы:

  1. встреча
  2. газета
  3. вернуться
  4. смотреть
  5. война
  6. время
  7. военный
  8. войти
  9. родной
  10. билет
  11. белый
  12. бабушка
  13. настроение
  14. струя
  15. голос
  16. говорить
  17. голова
  18. встреча
Обработка и интерпретация результатов теста

Все результаты, полученные на группе, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали – ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценки

1. Количество ассоциаций:

Na = X / Y ; где

  • X – общее количество ответов,
  • Y – общее количество заданий.

В данном варианте в каждой серии по 20 заданий.

Если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс Na будет равен:

Na = 28/20=1,4.

2. Индекс оригинальности:

Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого.

Подсчет проводится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов в группе – r ). Индекс оригинальности (Z каждого ответа равен единице, деленной на количество таких ответов в группе.

Zi = 1 / r ; где

  • Zi – индекс оригинальности каждого ответа;
  • i – номер задания;
  • r – частота встречаемости каждого ответа.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.

Nop = (Z 1 + Z 2 + … + Zi) / X ; где

  • Nop – индекс оригинальности работы испытуемого;
  • X – общее количество ответов.

Например : на стимул быстрый, зеленый, полный из 50 испытуемых 46 дали ответ поезд , индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов всех ответов испытуемого:

1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 +… = 9,8.

Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен:

Nop = 9,8/20 = 0,49

3. Индекс уникальности ответов:

Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1.

Nyn = I / X ; где

  • Nyn – индекс уникальности ответов (относительно данной выборки);
  • I – количество уникальный ответов, то есть имеющих Zi = 1,
  • X – общее количество ответов.

При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Nop , Nya ).

Испытуемые упорядочиваются по шкале творческого мышления по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности.

Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Ассоциативное мышление — что это такое?

Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация. Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом. Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

  • контрастные, противоположные (вода-огонь);
  • родственные (карета-машина);
  • обобщенные (яблоко-фрукт);
  • близкие в пространстве и времени (жара-лето);
  • причинно-следственные (карандаш-рисование);
  • тематические (зуд-аллергия);
  • образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
  • имеющие фонетическое родство (точка-дочка).

А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление – что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?

Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.

Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.

Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.

Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.

У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу. Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе. Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.

С помощью ассоциативного мышления дети познают окружающий мир. Ассоциации в жизни ребенка влияют на его восприятие мира и дальнейшее обучение.

Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.

Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках. Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания. Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.

Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.

Какие навыки помогает развивать ассоциативное мышление

Мы не можем отрицать, что человек с развитым мышлением будет гораздо успешнее чем тот, кто его не развивал. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

  • формируется неординарная фантазия;
  • улучшается память;
  • появится произвольное внимание;
  • ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;
  • ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Нужно обеспечить благоприятные условия развития ребенка. Исключить любой стресс из его жизни, ведь именно он создает почву для формирования возрастных страхов. А они, как известно, сильно тормозят рост человека, как успешной и интересной личности.

Ассоциативное мышление приносит пользу во время учебы. Школьникам, студентам легче запоминать материал, анализировать информацию с помощью построения особых связей между словами.

Взрослым ассоциации помогают при решении самых разных задач, они стимулируют активную работу мышления. Специальные упражнения помогают успешнее делать новые открытия, придумывать креативные идеи, лучше запоминать новые сведения. Так, например, система быстрого усвоения информации Тони Бьюзена основывается именно на ассоциативном методе.

В современном обществе высоко ценятся люди с независимым критическим мышлением. Такие люди яркие и творческие, сразу привлекают к себе внимание. Большинству с ними всегда интересно проводить время.

Надеюсь, перечисленных навыков достаточно, чтобы начать работать с ассоциациями. Но хотелось бы выделить еще одну причину – самопознание. Фрейд считал, что наше подсознание с помощью ассоциаций посылает нам тайные послания, разгадка к которым откроет много новой информации о сознании. Если вы готовы открыть новые сведения о себе, тогда приступайте к выполнению упражнений.

5 упражнений, которые помогут вам успешнее работать с ассоциациями

Ряд специальных упражнений для развития ассоциативного мышления помогут интересно и успешно развить наше сознание, пополнить словарный запас и улучшить грамотность речи. Все упражнения достаточно просты и легко выполняются на протяжении всего дня.

Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями:

  1. Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
  2. Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
  3. Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
  4. Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
  5. Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».

Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.

Как часто нужно заниматься?

Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.

Зачем же это нам нужно?

Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле. Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти. Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.

Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок. Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно. Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте. Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.

Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье.

Ассоциативное мышление: что это такое

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.

Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.

В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:

  1. Контрастные или противоположные (утро-вечер).
  2. Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
  3. Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
  4. Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
  5. Причинно-следственные по (тучи – дождь).
  6. Тематические (кашель – болезнь).
  7. Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
  8. Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).

Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).

Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.

Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.

Упражнения для тренировки

Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.

Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.

Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.

Самые эффективные развивающие упражнения:

  1. Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
  2. Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
  3. Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
  4. Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
  5. Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
  6. Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».

Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает развить память, улучшить качество жизни.

Но как исследовать архитектурное мышление и его категории? Упомянутые выше теоретические работы носят критико­философский характер. В них предлагается рефлексия архитектурного мышления и сами они дают образцы высоко развитой архитектурной мысли, но в них едва ли можно найти объяснения самому феномену архитектурного мышления или теоретическую модель «архитектурной формы».

Критический аспект доминирует над теоретическим анализом. Может возникнуть подозрение, что за моделями архитектурного мышления нужно обращаться не к архитектурной критике, а к наукам о мышлении.

Но если мы обратимся к наукам, которые, как принято считать, исследуют «мышление», а именно, к психологии и логике, то увидим, что исследований архитектурного мышления эти науки еще не начинали. Психология равно как формальная или диалектическая логика не интересовалась ни историей, ни логикой архитектурного мышления. До сего дня исследование категориального аппарата архитектурной мысли, ее методов, критериев, например, наличия в ней собственных «парадигм» (Т.Кун) и специфического архитектурного «дискурса» (М.Фуко) остается крайне мало развитым, хотя эти категории на Западе в последние десятилетия вошли в широкий обиход. Поэтому приходится так сказать «полагаться на собственные силы» и возвращаться к профессиональной рефлексии, тем более, что едва ли можно понять специфическую природу архитектурного мышления со стороны, не владея профессиональным опытом и интуицией.

Однако в профессиональных архитектурных кругах само «мышление» остается понятием, методологически не отрефлектированным. До сих пор оно обычно понимается как некий синоним «размышления», в которое включено воображение, принятие решений, вынесение суждений архитектором, решающим ту или иную конкретную функциональную или композиционную задачу. То, что мышление есть всеобщая, как и язык, форма человеческой деятельности, имеющая свою собственную, исторически изменяющуюся логику, редко принимается во внимание. Даже признанные теоретики архитектуры предпочитают теоретическому моделированию историко-критический комментарий.

Быть может именно отсутствие опыта логического исследования профессионального мышления и привело к тому, что вербальные формы мысли стало принято недооценивать и противопоставлять им мышление образами. Часто приходится слышать, что архитектор мыслит не понятиями, а пространством и объемами, формами и композициями, то есть материалом и следами его мысли является сама архитектура - проекты или постройки. При этом упускают из вида, что появлению на свет проектов и построек предшествуют замыслы, внутренняя критика вариантов, обсуждение и выбор решений и многое другое, что в готовой постройке уже скрыто. Если ограничиться анализом сооружений или проектов, то едва ли удастся отличить подлинник от копии.



Конечно, нет ни малейшего сомнения в том, что архитектор решает мыслительные задачи, связанные с объемами, пространствами и формами, что визуальные и тактильные образы и представления играют в архитектурном мышлении роль, не меньшую, чем вербальные понятия и категории. Но языка подобного рода, с помощью которого могла бы осуществляться мысль как таковая, мы пока что не имеем. То, что мы имеем, - это, как правило, перевод средств невербального мышления в вербальные формы и Возможно, что в будущем невербальные формы мышления будут освоены логикой и философией. Но и в этом случае едва ли можно будет утверждать, что мышление ограничится таким визуально-пространственным языком. Вербальный компонент архитектурного мышления остается существенным. Ведь, говоря о мышлении пространством, объемами, линиями или цветом и светом, мы понимаем эти категории в двух смыслах. С одной стороны - это категории, обозначающие некоторые среды воображения, в которых архитектурное мышление свободно трансформирует и изобретает формы и конфигурации. Так пространство это то, в чем находятся все так называемые пространственные формы. С другой стороны мыслить пространством, линией, светом - значит формировать некоторые определенные структуры в этих средах. Но для того, чтобы зафиксировать эти структуры, мышление с необходимостью должно давать им имена, обозначать их. Эти имена входят в слои вербального мышления не только потому, что такова техническая необходимость их фиксации. Если внимательнее приглядеться к возникновению этих образов и форм, то можно заметить, что именованность присуща им с самого начала их формирования. Именно здесь мы можем говорить о генетике образов и форм, в частности о метафорах, а также разного рода уподоблениях и расподоблениях, которые совершаются с образами при опоре на вербальные знаки.

В архитектурном мышлении, если взглянуть на весь его исторический опыт, неуклонно растет роль вербального мышления и, соответственно, разного рода текстов ­ от первых трактатов античности до необъятного моря архитектурной литературы наших дней, в чем можно видеть процесс «интеллектуализации» архитектуры, ее исторического превращения из ремесла в профессию, когда плоды творчества поколений передаются уже не только в форме личного и индивидуального обмена опытом, но и через аппарат профессиональной культуры.

Показателен рост взаимной заинтересованности архитектурной и философской мысли. Если в эпоху модернизма только редкие философы уделяли внимание архитектуре, то в постмодернистской философии архитектуре повезло больше.

До середины 60х годов интерес к архитектурному мышлению стимулировался методологическими проблемами междисциплинарных исследований в архитектуре и градостроительстве. Первое время, когда он был направлен на поиски синтетической системы знаний в духе «унифицированной науки», появился проект единой науки о человеческих поселениях - «экистики», который осуществить не удалось, хотя в ходе исследований и обмена мнениями была предложена так называемая «шкала экистики» как средство систематизации знаний, имеющих отношение к архитектуре и градостроительству.

Были выдвинуты и программы переосмысления архитектурных знаний и представлений в свете новых категорий, обладающих мощным интеграционным потенциалом: пространство, система, среда, культура и язык. Были попытки подчинить архитектурное мышление и чисто количественным методам в так называемой «архитектурной квалиметрии» Во всех этих теоретических и методологических программах, однако, само по себе мышление архитектора не выступало в виде самостоятельной проблемы изучения. Все усилия постоянно направлялись лишь на задачи архитектуры,а мышление бралось постольку, поскольку оно требовалось для решения тех или иных практических задач. Так что опыт анализа мыслительной деятельности зодчих до сих пор принадлежал не профессионалам, а философам, рассматривавшим архитектуру в более широком контексте развития культуры и мыслительной деятельности.

Первые попытки философского истолкования архитектуры мы встречаем в эстетике Г.Ф. Гегеля и Ф.Шеллинга, откуда они перешли в теоретические построения Г.Земпера. В ХХ веке контакты науки, философии, искусства и архитектуры расширяются и самопознание архитектуры делает первые решительные шаги в Баухаузе и Вхутемасе, Ульмской школе дизайна, среди итальянских историков архитектуры, затем во Франции в кругу структуралистов и пост-структуралистов.

С конца шестидесятых годов мы можем отметить небывалый интерес к архитектурной мысли и к рефлексии в профессиональных кругах, который сам по себе никак не объясняется. Он просто складывается. Однако, не трудно предложить объяснение этого феномена. Ведь в условиях интеллектуализации всех сфер общественной жизни развитие архитектуры не может опираться только на пластическую или конструктивную одаренность отдельных зодчих. Архитектор вынужден находиться в сложных коммуникативных отношениях с обществом и поддерживать свой культурный статус и авторитет.

Архитектура, конечно, остается сферой, занятой «обслуживанием» потребностей общества, но теперь перед ней стоит задача вновь превратить это «обслуживание» в подлинное служение. А достичь этого, уподобляя архитектур иным культурным формам или сводя архитектурное мышление к иному (научному или художественному) невозможно, ибо в таком случае архитектура будет оставаться чем то вторичным, производным и, следовательно, не авторитетным.

Интерес к проектному мышлению был пробужден работами по теории дизайна и инженерного проектирования в России середине 60х годов. И хотя собственно архитектурному мышлению в этих исследованиях особого внимания не уделялось, именно методологические дискуссии конца 60х - начала 80х годов дали импульс и логические средства для того, чтобы по новому поставить проблему мышления архитектора и его основной категории - архитектурной формы.

Подытоживая, можно сказать, что мы сейчас вступаем в такой этап развития архитектуры, когда проблема архитектурного мышления должна ставиться как особая и специфическая проблема, не отменяя, но дополняя прочие традиционные проблемы архитектуроведения.

Инструкция

При ассоциативном мышлении в памяти человека возникают различные образы, каждый из которых в какой-то мере индивидуален: он порожден подсознанием и опытом. Именно поэтому образы влекут за собой друг друга, и цепочка из них получается неповторимая для каждого человека, даже если вначале присутствует несколько стандартных стереотипных ассоциаций.

Именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Это мышление свойственно каждому, независимо от возраста, пола, национальности, убеждений и так далее. У детей не возникает проблем с использованием ассоциативного мышления. Примером этому легко может служить способность ребенка играть с любым предметом, наделяя его вымышленными свойствами. Детское воображение создает гораздо более интересные и необычные игрушки, чем любая фабрика по их производству.

Так как социальная структура, которой является человеческое общество, базируется на некоторых стереотипных вариантах поведения, то в процессе взросления человек усваивает их. Это происходит, начиная самого раннего детства, но им не ограничивается. Благодаря подобным процессам ассоциативное мышление у людей начинает основываться не только на собственном опыте, но и на том, чему они научились, то есть, появляется некий общий для всех людей набор ассоциаций. Именно их называют стереотипами. Несмотря на повсеместное негативное отношение к стереотипам, без их существования невозможно было бы себе представить человеческое общество.

Ассоциативное мышление очень важно для работы мозга, так как именно на этой способности базируется память и умение генерировать идеи, в том числе, и для формирования собственной жизни. Творчество – это не только создание какого-либо произведения искусства, удачного или нет, на творчестве основывается вся жизнь человека. Можно сказать, что жизнь – это и есть главный для человека творческий процесс. Именно поэтому различные знания, которые могут помочь формированию новых образов и идей, помогают людям устроить свою жизнь наилучшим образом.

Особенность ассоциативного мышления в том, что его можно непрерывно развивать и улучшать, что позволяет расширить свой потенциал. Работать над этим особенно важно представителям творческих профессий, но и всем остальным тоже не повредит. Развитию ассоциативного мышления способствуют различные упражнения. Например, самое простое – это составление цепочек ассоциаций. Вы просто берете любое слово или ситуацию, а дальше успевайте записывать, какие ассоциации будут всплывать в голове. Еще одно хорошее упражнение – поиск пути ассоциаций. Нужно взять два слова и написать между ними путь из ассоциаций. Любые упражнения, в процессе которых нужно работать с ассоциациями, помогают развить этот тип мышления.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»