Гюйс — что это такое? Флаг гюйс вмф ссср: история создания и значение Флаг морской крепости

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

На этой странице использованы материалы книги А.Н.Басова "История военно-морских флагов", книги В.А.Соколова "Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР", а также писем А.Н.Басова.

Собственно военный флот появился в России только при Петре I. Флотские флаги, видимо, появились еще на учебной флотилии Петра I на Переяславском озере. Как известно, страсть Петра к мореплаванию началась с найденного им в амбаре Н.И.Романова старого английского бота. Отремонтированный бот был опробован царем на Яузе и Просяном пруде села Измайлова, но они показались ему слишком тесными. После чего Пётр перевез бот на Переяславское озеро, где под руководством мастера Карштена Бранта и других иностранных мастеров были сделаны также несколько "малых" фрегатов и яхт. Постройка Переявлавской флотилии была завершена в 1692 году.

Однако никаких объективных сведений о флагах на ботике Петра и на судах Переяславской флотилии не сохранилось. Об их внешнем виде (и даже о самом существовании таких флагов) мы можем только гадать...

В 1693 году Петр I с несколькими кораблями предпринял плавание по Северной Двине и Белому морю. На яхте Петра уже тогда был бело-сине-красный полосатый флаг с орлом.

Следующей вехой истории военного флота стал начавший строиться в 1690-х годах Азовский флот. В "Истории русского флота", описывая поход галер Азовского флота Петра I (1696), С. Елагин писал о флагах следующее: "Цвета белый, синий и красный....... весьма вероятно употреблявшиеся еще на переяславской флотилии, развевались на судах Азовского флота. Собственно название флаг хотя и встречается изредка в описных книгах, но принято еще не было. "Знамя, которое к морскому пути надобно: белое, синее, красное", и ""обыклое знамя" - вот характеристика флага, оставленная описными книгами и документами того времени. В ходу флаг носился на верхнем ноке грота-рея; на якоре, или в случае уборки мачт... он вероятно поднимался на кормовом флагштоке. Выражение "подъем флага" не существовало: "знамя", был ли то кормовой флаг или сигнальный, "ставилось" и "спускалось". Неизвестно, существовало ли отличие для флагманов, из описных книг видно только, что на галере Лефорта был флаг злато-главый, с орлом. На галере вице-адмирала на фок-мачте знамя, на грот-мачте значок, на грот-райне вымпел, на фок-рее другой вымпел".

Цитата по "История русского флота" С.Елагина, СПб, 1864 г., гл. 1. с. 40.

Появление первого военно-морского флага России связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб (указ Алексея Михайловича от 24 апреля 1669 года).

I - Крестовый флаг. Версия П. Белавенеца

Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчатобумажные форменки - белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближенной Петру - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья - красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии - соответственно две полосы, а матросы третьей - три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Гюйс

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс - м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

АС-12 «Лошарик» – атомная глубоководная станция Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

Кроме стандартных знаков отличия, какие имели все прочие виды войск СССР, Военно-морской флот имел еще один, характерный только для этого вида. Кроме обычного военно-морского флага, краснознаменного военно-морского и других, корабли несли еще один, который называется «гюйс». Внешний вид этого флага отличается от всех других, его месторасположение также другое, а вот цель та же, что и у других флагов: донести информацию о том, какой стране принадлежит судно, является ли оно гражданским или военным. В случае с флагом СССР, сразу можно было понять, что судно военное, но об этом ниже.

История гюйса как отдельного флага.

Слово «Гюйс» пришло из голландского языка и первоначально обозначало флаг, который крепится на носу корабля и несет сведения о том, какой стране он принадлежит. Он мог использоваться наряду с гражданским, торговым и другими флагами, которые говорят о принадлежности по другому признаку. На носу корабля флаг устанавливался для лучшей его видимости. В СССР же гюйс носили только военные корабли, то есть можно сказать, что ВМФ был единственным видом флота, носившим этот отличительный знак. Изначально же гюйс носили совершенно разные судна, в некоторых странах до сих пор существует гражданский гюйс. В конце XIX- начале XX вв. гражданский гюйс использовали не для того, чтобы показать принадлежность судна к стране, а для информирования, к какой торговой компании приписано судно. Порой это были не торговые, а логистические компании. Иными словами, речь идет о любой коммерции, не о военных кораблях. Однако в подавляющем большинстве стран гюйс используется только на армейских суднах. Что касается расположения флага на корабле: иногда гюйс называли бушпритным флагом, так как он располагался на бушприте – грубо говоря, на самой выступающей части носа корабля. На современных кораблях и на кораблях СССР бушприта уже не существовало, гюйс находился на баке – надстройка, располагающаяся также на носу судна. Еще одно «народное» название гюйса стояночный флаг. Особенно это название было распространено как раз в СССР и современной России, так как этот флаг поднимают только когда корабль находится на якоре (или на всплывшей подводной лодке), хотя ранее этот флаг находился на судне все время, во время движения тоже.

Непосредственно на территории современной России (и бывшего СССР), гюйс был введен при Петре I, после его визита в Англию, где на момент его правления гюйс использовался повсеместно в соответствии с его назначением. Русскому правителю понравилась сама идея посредством флага обозначать все могущество флота Российской империи, поэтому в самом конце XVII века был учрежден этот флаг. Его внешний вид отличается от современного и от того, что существовал во времена СССР. В Российской империи внешний вид гюйса был идентичен внешнему виду крепостного флага, который размещался на самых высоких точках прибрежных крепостей и других зданий военного назначения.

Гюйс в СССР.

Внешний вид гюйса СССР сформировался только к 1924 году, несмотря на то, что СССР появился раньше. Как известно, после Октябрьской революции вся символика, хоть как-то намекающая на существование Российской империи была уничтожена, на замену ей пришла большевистская атрибутик. Гюйс, почему-то, стал исключением. До упомянутого года он был образца времен Российской империи. Но нельзя сказать, что вариант времен СССР очень сильно видоизменился. Данный флаг в те времена существовал в трех вариациях: 1924 года, 1932-го и 1964-го.

Итак, гюйс времен СССР образца 1924 года выглядит следующим образом: прямоугольное полотно красного цвета, в центре которого располагается белый круг. Посередине круга находится красная звезда, на фоне которой символ социализма – серп и молот белого цвета. От круга расходятся полосы белого и синего цветов. Полосы белого цвета узкие, они располагаются строго вертикально и горизонтально, параллельно сторонам флага. Они лежат от края круга до края стороны, деля флаг как бы по четвертям. По диагонали от круга во все 4 стороны, разделяя эти четверти напополам, лежат более широкие синие полосы, окаймленные такими же узкими белыми. Этот гюйс отличался от гюйса Российской империи только пропорциями полос, а вместо белого круга, звезды, серпа и молота находился имперский герб. В 1932 году флаг существенно видоизменился. Было принято решение полностью отказаться от элементов, отождествляющих флаг с Российской империей. С этого года флаг выглядел как полностью красное полотно безо всяких полос, в центре его находится большая белая звезда, посередине которой, сохраняя пропорции, была красная звезда, в которой были серп и молот. Таким образом, флаг содержал в себе сугубо социалистические черты, обозначая принадлежность судна к СССР. В 1964 году внешний вид флага претерпел еще одно изменение, которое было несущественным: всего лишь поменялись пропорции всех элементов, а также их расположение относительно всего полотна в целом. Крепостной флаг, который сохранил свои функции в то время, выглядел идентично.

Гюйс – это символика, относящаяся сугубо к военному морском флоту, что выделяет этот вид войск от других.

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.

Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

История тельняшки

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

у Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»