Когда читается молитва ефрема. Молитвы Ефрема Сирина. Великопостная покаянная молитва. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

3.8 (76.36%) 11 votes

Предлагаем текст и наиболее полное пояснение к одной из самых известных молитв, читаемых дома и в церкви во время Великого поста.

О значении и глубоком смысле коленопреклоненной молитвы рассказывает епископ Михаил (Семенов) со страниц дореволюционного православного журнала. Позволим себе проиллюстрировать текст фотографиями из нашего архива.

Заодно мы напомним вам о том, как правильно готовиться к исповеди и об уставе о поклонах в Великий пост.

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина

“Господи и Владыко животу моему. Дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене”…

Едва ли есть молитва (после молитвы Господней), которая трогала бы более, чем великопостная молитва св. Ефрема.

Но как странны, по-видимому, ее прошения. Просить освободить от духа уныния, празднословия - но разве это самые тяжкие, самые опасные из страстей? А дух ненависти, сребролюбия и т.д.?

Пример совершения великопостных поклонов на молитве “Мариино стояние”

Да, святой Ефрем в своей молитве указал, «собрал» именно то, что представляет самую большую опасность для души, ее спасения.

Молитва преподобного Ефрема Сирина: текст на русском языке

Начнем с текста молитвы и правил по ее чтению:

Часослов 16 века из архива Троице-Сергиевой лавры


Аще ли великий пост

(кроме суббот, воскресений и праздников):

То вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи » полагается земной великий поклон.

В завершение утренних и вечерних молитв перед отпустом творим 17 земных поклонов :

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Ч естнейшую херувим… (поклон земной великий).

З а молитв Святых Отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь (поклон поясной).

прп. Ефрем Сирин Россия; XV в.; памятник: Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца; местонахождение: РГБ, www.ruicon.ru

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Поклон земной великий (касаясь головой сложенных на подручнике рук).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему . Земной поклон.

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. Земной поклон.

Следом еще шесть земных поклонов-метаний (не касаясь головой рук) с молитвами:

Г осподи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами)

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон)

Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон)

С оздавыи мя, Господи, помилуй (поклон)

Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон)

Повторяем шесть поклонов-метаний еще раз, а следом говорим молитву св. Ефрема целиком с одним земным поклоном в конце.

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. (Земной великий поклон.)

Св. Ефрем прошением об удалении духа уныния начинает свою молитву. Потому что уныние - первая причина, которая может мешать начать работу Господню.

Одни не работают Господу потому, что отвлечены суетой мира; другие - потому, что демон вселил в них дух «отчаяния», «уныния». У них опускаются руки на делание Господне. Им кажется, что они бессильны, не могут. Зло и грех вне их и в их душе кажутся им непобедимыми.

У одного иностранного писателя, умершего на днях , есть повесть «Голова Медузы». Там дана хорошая характеристика праздных, по легкомысленному увлечению миром, и одержимых духом уныния людей.

В древности (в преданиях греков) жила Горгона Медуза. На ее голове вместо волос были змеи, и всякий, кто смотрел на нее, каменел под ее страшным взором. Только Персей смог победить Горгону, потому что глядел на нее не прямо, а в отражении своего светлого щита…

На человека иногда смотрят страшные глаза Медузы. Медуза - это символ всего зла, которым полон мир, и того греха, который порабощает душу.

И люди неодинаково относятся к этому зрелищу зла, в каком лежит, по апостолу, мир. Одни стараются суетой мира, погоней за его благами, за мишурными почестями отгородить от себя лик Горгоны.

Они даже не думают о Божьей работе, борьбе со злом снаружи и грехом внутри души, они не видят лика Горгоны. Другие видят, но, не имея упования на Бога, Победителя всякого зла, пугаются и своего греха, и мирового зла - и также опускают руки.

Помните тех, которые плачут у подножия лестницы, не пробуя подняться даже на первую ступеньку.

Об удалении этого пагубного духа унылого бездействия и молимся мы в молитве св. Ефрема Сирина. Мы молимся, чтобы Бог вселил в нас надежду на всесильную помощь, чтобы зло, грех казались нам, как в щите Персея, страшным, но победимым, зовущим к тому, чтобы бороться с ним.

* * *

Однако здесь еще молитва об удалении духа празднословия. Но празднословие - вовсе уж не такой тяжкий грех, чтобы ставить его в начале нашей молитвы?

Нет, не совсем так.

Об одном святом старце (авве Памве Нитрийском) рассказывается следующее. Этот угодник Божий был безграмотен и ходил к одному из братии учиться. Читали Псалтырь. И вот, вскоре после начала «науки», случилась такая вещь. Открыли два старца святую книгу и стали читать… Открылся псалом 38-й.

«Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати языком моим».

Памва прервал чтение и молча ушел в свою келию. Через шесть месяцев учитель встретил Памву и спросил: «Отчего ты не приходил ко мне так долго?» – «Я еще не выучил (конечно, делом) слов Давыда: “Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати языком”». И целые девятнадцать лет он «учит» эти слова, в которых видит начало мудрости.

И в самом деле, разве праздное слово - такая мелочь?

В горных местах, когда путники взбираются на горные вершины, проводники запрещают говорить хоть слово. Дело в том, что одно слово может вызвать страшное сотрясение воздуха, в результате которого могут рухнуть на путников целые снежные лавины. Праздное слово угрожает опасностью жизни.

Но разве этой опасностью не угрожает праздное слово в «долинах», даже опасностью не для тела, а для души? Одно слово может причинить огромный непоправимый вред. Не один раз праздная сплетня отравляла ядом человеческую душу, приводила даже к убийству.

Сколько раз праздное слово окружало невинного человека злым туманом несправедливых обвинений, ломало его жизнь, дотла разрушало мир семьи, ее счастье. И прочее, и прочее.

Потому-то и придется на Страшном суде Христовом дать ответ за каждое праздное слово.

Но, кроме того, пусть даже ваше празднословие не принесет вреда никому. Оно причинит непоправимый вред вам самим. Оно мешает вам сосредоточиться, собрать душу. Празднословие отнимает те дорогие минуты, когда мы могли бы остаться наедине со своей душой и Богом и испугаться ложных и грешных путей, какими идем.

«Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даждь ми зрети моя согрешения еже не осуждати брата моего…»

Мы говорили о духе терпения в своей беседе о лестнице к небу. Я сказал: буду наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать языком моим. Не станем повторяться здесь.

Терпение - прежде всего настойчивость, постоянство в путях добра… Поскользаюсь, падаю я, грешный. Поднимаюсь, иду… Снова падаю, и снова поднимаюсь. Упавши, не остаюсь в грязи навсегда. Не примиряюсь с грехом.

Вот в чем суть терпения…

Терпение воспитывает дар целомудрия, и само, в свою очередь, воспитывается им. Целомудрие - по-гречески «софросини» - не целомудрие в нашем смысле. Не чистота только тела, хранимого от осквернения блудом. Целомудрие есть здоровье духа в широком смысле. Охранение души, ее целостности от ржавчины греха особым «блюдением», особой осторожностью совести.

Замечали вы, как бережет ребенок новое платье в первый день, когда его наденет? Весь он по-детски, наивно настороже… Каждое пятнышко причиняет ему боль, кажется ему несчастьем.

Точно так же должна относиться душа к греху. Чуткая душа должна болезненно-чутко отзываться на всякое пятно, сжиматься при прикосновении греха, как веко глаза, которое обязательно закроется, если поднести к глазу огонь. Вот эта бдительность души, сильно развитая в ней сила сопротивления греху и есть целомудрие.

Но очевидно, что целомудрия не достигнешь без смирения. Дух смиренномудрия - это то же, что нищета духа. Человек, который доволен собой, не считает себя нагим душевно, «нищим», не может искать оздоровления души.

Здоровый или тот, кто по ошибке считает себя здоровым, не пойдет к врачу, не наложит на себя диету (а диета души - то же, что дух целомудрия). Все это сделает только тот, кто искрение скажет в себе: «Я наг. Я нищ, Господи, дай мне одежды. Помоги мне. Одень Своею благодатью».

Потому-то и нужен так нам дух смиренномудрия. А человек, сознавши свою греховность, бдительно хранящий целостность души, может молиться и о духе любви, может усвоить и эту, высшую из христианских добродетелей.

Человек, считающий себя грешником, никого не судит, жалеет всякого «поскользнувшегося»; он сумеет понять, оправдать в своей совести и простить всякого врага и обидчика, и значит, всех по-христиански любить.

Дух смирения, сказали мы, есть сознание греховности, а это сознание греховности дает дух всепрощения. Важность «нищеты духа» и «прощения» для начала христианской духовной жизни так велика, что святой Ефрем еще раз молится о том же: «Даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего…».

«Из своего детства, - рассказывает один проповедник, - я сохранил одно воспоминание.

На заднем дворе лежала каменная плита. Бывало, мы подойдем к ней и поднимем ее. А там - мокрицы, пауки, всякие гады. И мы с испугом закрываем плиту, чтобы не видеть».

Совершенно то же постоянно делаем мы. Иногда приходит на мысль поднять «плиту» совести, посмотреть в глубину души. Но редко мы решаемся надолго остаться наедине с пашей раскрытой совестью, ее язвами. Пугаясь бездны греха, мы стараемся поскорее закрыть плиту, оправдать себя перед собой, «испщевати вины о гресех».

Конечно, при таких условиях невозможно истинное покаяние… Чтобы вылечить язвы, нужно их обнажить, не прятать, а мы прячем раны души не только от других, но и от самих себя. И, конечно, язвы наши не уменьшаются, а растут.

Даже тогда, когда человек вскрывает раны свои перед духовником, он часто внутренне старается оправдать себя, накинуть дымку на грех, – не для духовника, а для себя и, таким образом, прикрывая глубины души плитой, не ужасается своего духовного состояния, не с испугом перед темнотою своего греха приходит к аналою, а с лицемерным самооправданием и уходит неочищенным.

И вот потому-то так усердно молит Церковь и в молитве Ефрема Сирина, и в другой молитве. «Господи, дай нам увидеть прегрешения наши, дай силу не скрывать их от себя, не выдумывать оправданий греха».

1909 г.

Биографическая справка

Павел Семенов (такое имя получил он при крещении) родился в 1873 году. Принадлежал к господствующей синодальной церкви, являлся профессором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1907 году порвал с официальной синодской церковью и присоединился к старообрядцам. Вскоре был рукоположен в сан епископа, но именно проповедь и писательский труд стали делом всей его жизни. Старообрядческая периодика и некоторые светские издания дали автору возможность свободного слова.

Читайте подробную справку в предисловии к сборнику трудов епископа Михаила.

Материал по теме:

Молитва прп. Ефрема Сирина, поклоны в Великий пост. Дома и в церкви

Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке

Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.

Два плаката, изготовленные редакцией сайта сайт. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.

Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.

Материал подготовлен для сайта

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Строго и красиво: избранное.

Молитва Ефрема Сирина является очень сильной и ее читают в церквях во время Великого поста. Использовать ее могут все люди, которые хотят встать на праведный путь и избавиться от греховных наклонностей. Важно понимать каждое слово, в противном случае молитва будет бесполезной.

Кто такой святой Ефрем Сирин?

Христианский богослов и поэт Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных. В православной церкви его вспоминают 28 января, а в католической – 9 июня. В юношестве он был грубым, злым, в общем, все его поступки были ужасными. Однажды его обвинили в краже стада овец и посадили в тюрьму. Ночью он услышал голос, который приказал ему измениться, и тогда Ефрем дал обет посвятить всю свою оставшуюся жизнь покаянию.

Преподобный Ефрем Сирин писал сочинения, которые переплетаются не только с произведениями христианских ученых, языческой мифологией и другими направлениями. Большую часть сочинений составляют проповеди и пророчества, которые в большей степени являются нравоучительными. Он рассказывает о покаянии, борьбе со страстями, смерти, и других важных религиозных фактах. Известна молитва Ефрема Сирина, которая помогает человеку вымолить прощение и встать на праведный путь.

Молитвы Ефрема Сирина на каждый день

Молитвенные тексты обладают огромной силой, способной творить чудеса, но только если их правильно произносить. Читается молитва Ефрема Сирина, с учетом некоторых правил:

  1. Каждое слово должно произноситься осмысленно, поэтому, если что-то является непонятным лучше предварительно посмотреть значение.
  2. Слезные молитвы Ефрема Сирина должны читаться от чистого сердца и с непоколебимой верой в Господа и его могущество.
  3. Произносить текст нужно медленно, но без запинок. Если его сложно выучить наизусть, тогда перепишите его на бумагу и читайте.
  4. Молитва Сирина должна произноситься в одиночестве дома или в церкви. Важно, чтобы ничего не отвлекало от процесса.

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост

Святой написал молитву в 4 веке, объединив в ней все важные положительные и отрицательные качества людей. Молитва Ефрема Сирина «Владыка живота моего» является очень сильной и важной, поэтому ее в церкви читает священник, стоя лицом к Царским воротам. Произносят молитвенный текст в течение всего Великого поста за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина повторяется в Страстную среду. После каждого прочтения молитвы необходимо делать поклон и это означает, что человек должен восстановиться в вере и телом, и душой, иначе вернуться к Богу не получится.


Покаянная молитва Ефрема Сирина

В текст молитвенного обращения входит всего несколько десятков слов, которые описывают основные положения, необходимые для того, чтобы раскаяться в своих грехах и прийти к Господу. Молитва преподобного Ефрема Сирина, представленная выше, помогает человеку выбрать для себя правильный путь, чтобы избавиться от оков темных сил. Произносить ее можно не только в Великий пост, но и при желании покаяться. Чтобы понять, смысл молитвы Ефрема Сирина, необходимо рассмотреть представленные человеческие качества.

  1. Праздность . Лень является спутником огромного количества людей, которые проживают свою жизнь зря. Каждый человек получил от Бога таланты и знания, которые он должен использовать во благо людям. Праздность считается главной причиной грехов, поскольку она расслабляет тело и душу человека, делая его уязвимым.
  2. Уныние . Возникает состояние, как следствие праздности. Человек перестает делать добрые дела и интересоваться окружающим миром, и ситуация постоянно усугубляется.
  3. Любоначалие . Под этим словом понимают любовь к власти, которая может проявляться в семье, на работе и дружбе и так далее. Любоначалие появляется из-за лени и уныния, которые влияют на отношение к жизни, и появляется желание властвовать.
  4. Празднословие . С каждый годом общество становится более озлобленным, используя разные осуждения и оскорбления. Греховными считаются пустые и бранные слова.
  5. Целомудрие . Верующие люди должны духовно контролировать себя, причем не только поступки, но и эмоции. Большое значение имеет нравственная чистота в словах и мыслях.
  6. Смиренномудрие . Это одно из первых следствий целомудрия, когда человек начинает понимать, что он ничем не лучше других.
  7. Терпение . Когда люди а, то они начинают проявлять в жизни нетерпимость по отношению к другим. Благодаря терпению можно научиться ждать и надеяться.
  8. Любовь . Это главный дар человечества. Благодаря этому качеству человек становится милостивым и учится прощать окружающих. Только через любовь можно приблизиться к Господу.

Молитва на похудение Ефрему Сирину

В современном мире огромное количество людей живет по принципу – жить для еды, но те, кто верует в Господа, должны выбирать другой путь – есть для того, чтобы жить. Все чаще при выборе пищи человек становится прихотливым, да и пост соблюдают единицы. Увлечение едой часто становится причиной лишнего веса и избавиться от любви вкусно поесть очень сложно. Молитва святого Ефрема Сирина поможет понять, что еда является лишь средством для поддержания сил и жизни. Ее текст представлен выше.

Молитва Ефрема Сирина для детей

Многие священные тексты являются непонятными для молодого поколения, поэтому им важно предоставить некую расшифровку с объяснениями. Краткая молитва Ефрема Сирина может произноситься ребенком своими словами, главное, чтобы они передавали суть оригинального текста. Молитва была поэтически пересказана А.С. Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны». Смысл главной покаянной молитвы Сирина выглядит так:


Молитва Ефрему Сирину от гнева

В христианстве гнев считается одним из самых больших пороков человека. Его называют «болезнью», как в физическом, так и в духовном плане. Когда человек испытывает приступы гнева, он отдаляется от Бога и приближается к . В таких ситуациях поможет молитва Ефрема Сирина от гнева, которая успокаивает и учит по-другому выражать свои эмоции. Лучше всего произносить ее ежедневно, а еще в сложных ситуациях, когда раздражение достигает пика.


Молитва за обидящих Ефрема Сирина

Считается, что когда человек начинает молиться за людей, которые принесли ему вред, то он готов вступить в Царство Господа. Многие священнослужители во время своей мучительной смерти, просили Бога простить обидчикам их действия. Есть специальная молитва Сирину «О ненавидящих и обидевших нас», которая помогает человеку освободиться от гнева, зла и обиды. Благодаря ей можно не только душевно очиститься, но и защититься от негативного влияния в будущем. Произносить молитву Ефрему Сирину нужно три раза в день ежедневно в течение всей жизни.


Молитва Ефрема Сирина о празднословии

Иисус Христос утверждал, что за каждое праздное слово человеку придется ответить на Страшном суде. Празднословие подразумевает употребление матерных слов, а еще обман и клевету. Оно способно уничтожить человека и сбить его с праведного пути, а вот добрые и мудрые слова живут в сердцах людей, давая им благие плоды. Молитвы Ефрема Сирина являются просьбой к Господу, чтобы тот помог уберечься от празднословия.

Молитва Ефрема Сирина от уныния

Под словом «уныние» понимают упадок духа, когда человек перестает радоваться жизни и даже теряет ревность о Господе Иисусе Христе. Согласно преданиям все святые подвергались унынию, которое навевал Дьявол, но благодаря своей молитве и посту, они возвращались на праведный путь. Если человек не справится с унынием, то может впасть в депрессию и даже покончить с собой. Существует много причин, которые могут загнать в такое состояние, но средство борьбы в любом случае одно – молитва святому Ефрему Сирину. Читать ее необходимо каждый день.

Молитва Ефрема Сирина от осуждения

Намного сложнее увидеть собственную проблему, чем указать на чужую. Многие во всех своих проблемах осуждают окружающих людей. Лесть, превозношение себя над другими, подобострастие, все это уничтожает человека изнутри. Чтобы избавить от этих оков и начать жить с чистого листа, необходимо покаяться. Огромной силой обладает молитва святого Сирина, которую важно читать регулярно, иначе справиться с проблемой не получится.


Молитва Ефрема Сирина о прощении врага

Наверное, у каждого человека на разных этапах жизни были недруги, которые стремились разными способам навредить. В большинстве случаев люди реагируют на подобное проявление ответной агрессией, но это неверной путь. Верующий человек должен уметь прощать врагов и отпускать обиду, тогда он будет еще ближе к Господу. Православная молитва Ефрема Сирина читается каждый день, а после произнесения текста, нужно сказать имена своих недругов.


Великий Пост — это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения — духовные и телесные.

В чем смысл поста?

Если бы смысл этой христианской традиции заключался только в пищевых ограничениях, то пост мало чем отличался бы от обычной диеты. Считается, что только в состоянии сдерживания телесных становится особенно восприимчивым к духовной работе над собой, поэтому пост — это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Какие молитвы читать в пост? Наиболее известные великопостные молитвы и молитвословы - «На всякое прошение души», покаянный канон святого Андрея Критского. Наиболее известна и почитаема в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.

Молитвочтение во время поста

Известный святитель Феофан Затворник говорил, что человек не полон без тела так же, как и молитва не полна без в свою очередь, заключается в том, что следует:


Все эти правила следует строго соблюдать во время поста, а, кроме того, объем молитвочтений в этот период следует увеличить и уделить им особенное душевное внимание.


Значимость молитвы Ефрема Сирина

Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от недугов, которые препятствуют его сближению с Богом.

Кроме того, это моление доступно и емко выражает значение и смысл Великого поста. Молитва святого Ефрема Сирина отражает главные заповеди, дарованные Господом, и помогает в доступной форме осмыслить свое отношение к ним. Она читается православными в их домах и в церквях в конце каждого богослужения в великопостный период.


Кто такой Ефрем Сирин

Но далеко не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей.

Долгое время он вел отшельнический образ жизни, позднее стал учеником известного аскета — святого Иакова, жившего в окрестных горах. Под его руководством Ефрем читал проповеди, обучал детей и помогал на службах. После кончины святого Иакова молодой человек поселился в монастыре рядом с городом Эдесса. Ефрем настойчиво изучал Слово Божие, труды великих мыслителей, святых старцев, ученых. Обладая даром учительства, он мог доступно и убедительно доносить эту информацию людям. Вскоре к нему стали приходить люди, нуждавшиеся в его наставлениях. Известно, что язычники, бывавшие на проповедях Ефрема, обращались в христианство легко и уверенно.

Почитание святого в наши дни

Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние — это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ, однако на русский язык переведена лишь малая их часть. Наиболее известны молитва Ефрема Сирина в Великий пост, а также его слезные моления, моления на разные случаи жизни и беседа о свободной воле человека.

История возникновения молитвы

Каким образом Ефрем Сирин создал эту молитву, достоверно уже никто не расскажет. Согласно преданию, одному пустынному отшельнику привиделись ангелы, державшие в руках большой свиток, испещренный надписями с обеих сторон. Ангелы не знали, кому передать его, стояли в нерешительности и тогда с небес раздался Божий глас «Только Ефрем, избранник Мой». Отшельник привел к ангелам Ефрема Сирина, те передали ему свиток и велели проглотить его. Далее случилось чудо: слова из свитка распространил Ефрем, словно дивная лоза. Так молитва Ефрема Сирина в Великий пост стала известна каждому православному христианину. Моление это выделяется среди всех остальных великопостных песнопений, его чаще прочих читают в храме и чаще всего именно во время этой молитвы вся церковь преклоняет колени перед Богом.

Текст молитвы

Молитва Ефрема Сирина, текст которой представлен в этой статье, легко запоминается и читается, несмотря на наличие

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Такова молитва Ефрема Сирина. Текст молитвы может быть понятен не всем христианам из-за наличия в ней церковнославянских слов, а за скромными прошениями в этом молении скрыт смысл настолько глубокий, что далеко не каждому христианину удается постичь его с первого прочтения. Для полного понимания ниже представлено толкование молитвы Ефрема Сирина.


Толкование молитвы

Как видно из текста моления, оно делится на два типа прошений: в одних молящий просит Господа «не дать» — то есть освободить от недостатков и грехов, а другим рядом прошений молящий, напротив, просит Господа «дать» ему духовные дары. Толкование молитвы Ефрема Сирина имеет глубокий духовный смысл, рассмотрим значение каждого из них.

Прошения об избавлении звучат так: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Только благодаря молитве человек способен совершить подвиг и избавиться от этих грехов.

Праздность

Казалось бы, праздность — не такой уж и великий грех по сравнению с завистью, убийством и воровством. Однако она является самым греховным отрицательным состоянием человека. Перевод этого слова с означает пустоту и пассивность души. Именно праздность является причиной унылого бессилия человека перед духовной работой над собой. Кроме того, она неизменно порождает уныние — второй страшный грех человеческой души.

Уныние

Говорят, что праздность символизирует отсутствие света в душе человека, а уныние — наличие в ней тьмы. Уныние — это пропитанность души ложью в отношении Бога, мира и людей. Дьявол в Евангелии назван отцом лжи, а потому уныние — это страшное дьявольское наваждение. В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет. Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души.

Любоначалие

Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвет свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей. Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти — обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием.

Празднословие

Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть — пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом. Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение.

Молитва святого Ефрема Сирина помогает осознать эти грехи, покаяться в них, ведь только осознав свою неправоту, человек способен перейти к другим прошениям — положительным. Такие прошения звучат в молитве так: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве...даруй ми зрете моя прегрешения и не осуждати брата моего».


Целомудрие

Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия - «целостность» и «мудрость». Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости. Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души.

Смиренномудрие

Смирение и симренномудрие — понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие — это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении. Смиренный же человек падший нуждается в постоянном самопревозношении и самоутверждении. Смиренномудрому человеку гордыня не нужна, так как ему нечего скрывать от других людей, потому он и смиренен, не рвется доказывать другим и себе свою значимость.

Терпение

«Остается только терпеть» — это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас. Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении.

Любовь

По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают ее в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение — это своего рода корни для прорастания любви.


Как правильно читать молитву

Когда читается молитва Ефрема Сирина, следует придерживаться некоторых правил:

  • Чтение производится во все дни Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.
  • Если молитва читается впервые, то после каждого прошения следует воздавать земной поклон.
  • Впоследствии церковный устав требует воздавать земной поклон трижды во время чтения молитвы: перед прошениями об избавлении от недугов, перед прошениями о даровании и перед началом третьей части молитвы.
  • Если того требует душа, молитву можно производить и вне великопостных дней.

Какие молитвы читаются в пост

Кроме этого, верующие читают те молитвы, которые произносят и в обычные дни. Когда читается молитва Ефрема Сирина, обычно производится чтение и молитвословия из Часослова и Триоди, а также молитвослова «На всякое прошение души».

Заключение

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост представляет собой квинтэссенцию духовных просьб молящего к Богу. Она учит его любить, радоваться жизни и помогает соблюдать режим поста.

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина занимает особое место не только в богослужении Святой Четыредесятницы, но и в сердце каждого православного христианина. В сознании многих верующих она не просто олицетворяет собой это спасительное время, но и помогает правильно выстроить образ своей жизни, мыслей и духовных приоритетов, связанных с этим периодом.

Святой Ефрем Сирин жил в IV веке. В юности он вел далеко не самый благочестивый образ жизни, что сильно огорчало его родителей – бедных земледельцев. Вспыльчивый и раздражительный характер Ефрема не мог не довести его до беды. Так вскоре и произошло – его посадили в темницу, обвинив в краже овец. Именно там, в месте, лишенном каких-либо надежд на лучшее будущее, он услышал во сне голос, который призывал его к покаянию и перемене образа жизни. Это удивительное событие так поразило молодого человека, что он, после того как был оправдан и отпущен на свободу, удалился в окрестные горы, где стал подвизаться в качестве отшельника. Духовным руководителем преподобного стал епископ Низибийской Церкви святой Иаков, вместе с которым прп. Ефрем принял участие в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Когда Низибия была взята персами, прп. Ефрем поселился в монастыре около города Едессы. Здесь он смог увидеть воочию многих великих подвижников, являвшихся живым и наглядным примером живой веры, бесстрастной молитвы и подлинного христианского смирения. Все эти добродетели смог стяжать своим неустанным трудом и Ефрем Сирин, находивший также время и для толкования Священного Писания, составления различных песнопений и молитв, а также для духовного окормления своих многочисленных учеников.

Творческое наследие, оставленное преподобным Ефремом Сириным, продолжает и в наше время учить нас подлинному покаянию, вере и благочестию. Его покаянная великопостная молитва давно уже стала неотъемлемой частью православного богослужения, благодаря удивительному сочетанию простоты ее немногочисленных слов и глубокой мудрости, заключенной в каждом из них. Здесь есть всё, что нужно верующему человеку, вступившему на поприще Великого поста: надежда на милость и помощь Божию в нашей борьбе со своими страстями и греховными наклонностями, а также перечень тех целей, которых нам надлежит достичь, включая умение видеть собственные грехи.

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина включает в себя три группы прошений, тесно связанных между собой. Это своего рода духовная лестница, взобраться на вершину которой невозможно перешагивая через ступени. Только последовательное соблюдение указанного в молитве порядка действий способно помочь человеку обрести душевную пользу, а не вред.

  1. Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Великий Пост представляет собой период особого труда, связанного с духовной работой над собой и борьбой со своими страстями. Эта работа чрезвычайно сложна, так как требует от нас отказа от привычного образа жизни, связанного не только с ограничениями в еде, но и в отречении от праздных удовольствий. Дискомфорт, связанный с подобными добровольными лишениями, действует различным образом на каждого человека, в зависимости от степени его веры и воцерквленности. Но даже при наличии самой крепкой веры и твердости духа, мы все равно нуждаемся в Божией поддержке. Господь, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 1-5).

Произнося слова молитвы «Господи и Владыко живота моего», мы не только проявляем смирение и предаем себя воле Божией, но и получаем защиту от губительного воздействия падших ангельских сил. В первом послании апостола Петра говорится о том, что мы должны постоянно бодрствовать, так как «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). А апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Одолеть падших ангелов своими силами невозможно, так как любая такая «победа» над ними без Божией помощи является пирровой победой, влекущей за собой самые печальные последствия для человека. Всё, что от нас требуется, – это приложить усилие, а силы нам даст Бог.

Дух праздности

Преподобный Ефрем Сирин ставит праздность на первое место по степени ее опасности для нашего спасения. Духовная лень и небрежность по отношению к собственной душе – очень частое явление, не позволяющее душе человеческой устремиться к Богу. Для своего оправдания праздность всегда находит массу уважительных причин, ведущих к абсолютной расслабленности. В таком состоянии человек уже не может помышлять о чем-либо, кроме суетных развлечений, одурманивающих разум своими мнимыми удовольствиями.

Человек, как бы он ни хотел бездействовать, не сможет этого добиться никогда. Мы призваны Богом творить, так как мы Его образ и подобие. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – говорит Господь, обращаясь к иудеям. К этому непрестанному деланию призваны и мы. Но и здесь, как и во многих других случаях, всё, что мы делаем (или не делаем), может быть обращено нами во благо или во вред. Праздность также не может не иметь последствий, причем самых печальных: «Как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам» (Святой Иоанн Златоуст). О том же говорит и преподобный Симеон Новый Богослов, призывая нас:

«Никогда не оставайся совершенно праздным… чтобы праздность не научила тебя всякому злу»

Дух уныния

Святые отцы Церкви называют праздность корнем всех грехов, одним из которых является уныние. По словам святого Иоанна Златоуста, «уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения». Уныние не способно произвести ничего положительного, так как ввергает душу в состояние отчаяния и безнадежности. Эту страсть называют самоубийством души, утратившей возможность видеть Бога и стремиться к Нему. Проявляется уныние либо в виде тоски и скуки, либо в виде лени и безразличия к духовным занятиям. О том, как победить это опасное состояние, можно узнать из поучений святых отцов. Вот лишь некоторые из них:

«К истреблению уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом» (Прп. Ефрем Сирин).

«Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно – и дух уныния убежит от тебя» (Прп. Нил Синайский).

«Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие» (Прп. Иоанн Лествичник).

Дух любоначалия

Стремление властвовать и управлять другими является неизбежным итогом праздности и уныния. Душа, попавшая под воздействие этих двух страстей, перестает видеть свою ограниченность и греховную ущербность. Вместо того, чтобы заняться собой, она начинает обращать внимание на недостатки других. Вместо того, чтобы вынуть бревно из своего глаза, она, ничего не видя внутри себя, начинает пытаться вынуть сучок из глаза ближнего своего. К чему это может привести, говорит Господь: «Оставьте их: они – слепые, вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). Эти слова Иисуса Христа были обращены к фарисеям и книжникам, любившим председательствовать в синагогах и пиршествах, быть на виду у окружающих.

Праздность, уныние, любоначалие – всё это разные формы проявления эгоизма, когда главным мерилом нашего отношения к людям и к миру выступает не Слово Божие, а собственное Я, со всеми его эгоцентричными проявлениями. Когда апостолы по дороге в Капернаум стали спорить о том, кто из них больше, Господь, «призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Управлять другими – тяжкий труд, требующий не только знаний и опыта, но и внутренней чистоты:

«Когда я не умею владеть собой, когда во мне нет духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я плохой управитель. Когда играют мной всякие страсти, лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда себе и им» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Дух празднословия

Празднословие в наше время воспринимается скорее как нечто положительное, ведь никто так высоко не ценится, особенно за столом, как человек, способный остроумно и витиевато говорить. Он душа компании, ее центральная фигура. И не важно, что за всем этим потоком слов скрывается осуждение, пренебрежение к жизни обсуждаемых людей или явлений. Главное – это не промолчать, а блеснуть перед всеми своим красноречием. Празднословие тесно связано с любоначалием, так как желание властвовать над другими невозможно без проведения назидательных бесед. За всеми этими оборотами речи скрывается тщеславие, получающее несказанную радость от возможности поучать и наставлять, особенно когда дело касается не каких-то житейских проблем, а именно вопросов внутреннего устроения человека. Апостол Иаков призывает немногих становится учителями, так как они подвергнутся большему осуждению: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). В этом же послании содержатся другие, не менее важные слова, позволяющие нам правильно определить степень нашего духовного состояния. «Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 10-11). Святой Иоанн Златоуст призывает нас больше денег беречь слова:

«Язык, если обуздаешь его и выучишь ходить ровно, то будет как царский конь, на который садится царь, а если оставишь необузданным, то будет колесницей диавола и демонов»

  1. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Если первая часть молитвы преподобного Ефрема Сирина касается страстей, с которыми нам предстоит вести борьбу, то во второй части перечисляются те добродетели, которые должны занять их место. Этот момент очень важен, так как грех, чтобы он впредь не давал знать о себе, необходимо не просто искоренить, но и наполнить освободившееся от него место новым содержанием. В Евангелии от Матфея есть притча злом духе, который, выйдя из человека, отправляется скитаться по безводным местам в поисках покоя. Не найдя его, он возвращается в свой прежний дом. «И, придя, находит его незанятым и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого «Мф. 12, 43-45).

Целомудрие

Целомудрие – добродетель, подразумевающая под собой нравственную и телесную чистоту, благоразумие, девственность и непорочность. Целомудренная жизнь в наши дни кажется невыполнимой задачей, особенно в свете той пропаганды вседозволенности и распущенности, которая демонстрируется с экранов телевизоров, в средствах массовой информации, интернете. Непорочность воспринимается скорее как недостаток, который способен вызвать насмешки со стороны окружающих. Слова Христа о том, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней, воспринимаются современным поколением в штыки: «Как я могу связать свою судьбу с одним человеком, если я не знаю, подходит ли он мне? Мне надо сначала попробовать построить свои отношения с ним, а если не получится, то со вторым или третьим…» Ответить на подобные рассуждения можно словами Иоанна Златоуста, сказавшего, что «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ».

Нравственная и телесная чистота была, есть и будет тем нравственным ориентиром, который не позволит нам превратиться в безрассудных животных, думающих только о плотских утехах. Святой Иоанн Златоуст считает целомудрие небесным приобретением, уделом ангелов и даром Божиим. А преподобный Ефрем Сирин поучает нас, что целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы быть свободным и от прочих страстей.

Смиренномудрие

Смиренномудрие заключается в осознании своего несовершенства и недостоинства перед Богом и людьми. Достичь подобного отношения к окружающим можно будет, если прислушаться к словам преподобного Антония Великого: «Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве».

Смиренномудрие представляет собой одну из сторон такой добродетели, как смирение. В чем разница между смирением и смиренномудрием, хорошо объясняет святитель Игнатий Брянчанинов:

«Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованных из Евангелия, от Христа. Смирение есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобучаться к смиренномудрию; по мере упражнения в смиренномудрии душа приобретает смирение, потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму»

Человек, приобретший смиренномудрие, не осуждает других, не клевещет, не превозносится, не празднословит и избегает пустых разговоров, не ищет своей выгоды, с радостью переносит обиды, никого не огорчает и не обманывает.

Терпение

Терпение является решающим фактором не только в духовной, но и в мирской жизни. Без него невозможно добиться результатов ни в спорте, ни в учебе, ни в любой иной сфере человеческой деятельности. Христианин, сумевший стяжать эту добродетель, подобен несокрушимой скале, находящейся посреди бушующего моря страстей и соблазнов. Выстоять в этом море искушений можно лишь научившись терпеть все те испытания, через которые нам душеспасительно будет пройти. Главное здесь научиться своей любовью покрывать немощи окружающих, а не свои собственные. Терпеливое отношение к проступкам других служит нам во благо, а терпеливое отношение к собственным грехам ведет к разрушению и гибели. Ничто так не пристыжает делающих зло, говорит святой Иоанн Златоуст, как наше терпение. Когда мы в ответ на наносимые обиды и оскорбления не мстим ни словом, ни делом, мы становимся мудрее, принося таким образом награду не только себе, но и пользу нашим недоброжелателям.

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели» (прп. Нил Синайский).

Любовь

Святой Василий Великий говорит, что имеющий любовь имеет в себе Бога. Бог есть Любовь, и мы, будучи озарены этой любовью, призваны не просто пребывать в ней, но и постоянно возрастать. Этот рост невозможен, как бы нам этого ни хотелось, без испытаний. Именно через многочисленные трудности, проблемы, немощи телесные и душевные, мы очищаем нашу любовь от примеси эгоизма, делая ее свободной и чистой. «У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (Святой Василий Великий). Плотская страстная любовь, сумевшая перерасти в любовь духовную, способна возжечь в душе благодатный огонь, который уничтожить в ней все сухое и бесчувственное, сделав душу «некоторою широкою и тучною пашней, способной к принятию божественных семян» (Святой Иоанн Златоуст). Если мы все же ощущаем в себе недостаток любви или ее полное отсутствие, то это не повод для уныния и ничегонеделания. В таком случае Церковь призывает нас делать дела любви, которые, рано или поздно, растопят окаменевшее сердце и зародят в нем настоящую любовь.

  1. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Третья часть покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина касается нашего внутреннего устроения. Мы просим здесь Бога даровать нам возможность видения собственных грехов. Без Божией помощи достичь этой цели крайне сложно, так как наш ум, помраченный грехом, направлен прежде всего на недостатки наших ближних. Такая позиция вполне понятна и удобна, так как позволяет выставлять себя в более выгодном свете, по сравнению с другими людьми. Фарисей, молившийся в храме рядом с мытарем, говорил Богу такие слова: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11). Преподобный Антоний Великий, учил своих учеников:

«Невеликое чудо – увидеть ангелов, великое чудо – увидеть собственные грехи»

Видение своих грехов – лучшее лекарство от осуждения. Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Он сказал пришедшим с ней книжникам, фарисеям и простым людям: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших и до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди» (Ин. 8, 2-11). Другой, не менее действенный способ борьбы с осуждением – это сострадание: «Пожалей – и не осудишь». Именно этого принципа придерживались в своей жизни многие подвижники, включая святого Силуана Афонского. Он никогда никого не осуждал, всегда пытаясь найти оправдание всякому грешнику, приходящему к нему за помощью. Другой момент, о котором также не стоит забывать, связан с поговоркой: «В чем кого осудишь – в том и сам побудешь». Справедливость этой поговорки не раз уже успели проверить на себе многие из нас.

Правила чтения молитвы преподобного Ефрема Сирина

Чтение великопостной молитвы Ефрема Сирина начинается с вечера вторника сырной седмицы. Молитва состоит из трех частей, после прочтения каждой из них полагается совершить по одному земному поклону. После третьего земного поклона, поднявшись на ноги, верующие совершают 12 поясных поклонов, сопровождая их словами «Боже, очисти мя, грешного». Вслед за последним поясным поклоном молитва читается полностью, а затем следует еще один земной поклон. Поясные и земные поклоны сопровождают молитву, чтобы всЁ наше человеческое естество принимало участие в молитвенном делании, так же, как оно проявляет себя обычно в повседневной жизни.

Согласно Уставу, молитва «Господи и Владыко живота моего» читается на протяжении всего Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина произносится в Страстную Среду.

Вконтакте

прот. Александр Мень
  • свт.
  • архим. Кирилл (Павлов)
  • свт.
  • В. Cтароверов
  • свящ. Ф. Людоговский и О. Седакова
  • свящ. Михаил Желтов
  • Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная , составленная в IV в. преподобным (сирийцем), которая читается на Великого :

    Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

    В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше - Сверхъестественным .

    До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

    Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

    Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

    Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

    После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

    В дни её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

    Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

    Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

    В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

    Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

    В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, ? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.
    Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (), абсолютное , и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.
    Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.
    В Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение . Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.
    Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (), ненавидит зло ().
    Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?
    Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: ).
    Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.
    Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.
    При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.
    В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

    См. в нашей библиотеке.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»