Благоверный князь вячеслав чешский. Имя Вячеслав в православном календаре (Святцах) Святой вацлав биография

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Память 4 марта , 28 сентября .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия - все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,- позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба - в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.


О Святом Вацлаве надо поговорить подробнее, потому как он – Патрон земель Чешских и самая главная местная идеологическая достопримечательность.

Мощный памятник этому красавцу стоит на Вацлавской площади . Любой чех, собирающийся выразить свою гражданскую позицию или как-то по-другому прокачать права, придет сюда. Все эпохальные чешские события, сопровождающиеся выражением духа и воли, так или иначе, связаны с этим местом.

Кто таков Вацлав?

Почему его образ вырос до титанических размеров?

И, вообще, что о нем известно наверняка?

Прежде всего, жил он давным-давно. Наш Рюрикович Владимир Святославович запросто мог бы ему прийтись внуком.

Хотя сам Вацлав был внуком легендарной княжеской четы Борживоя Гостивитовича и Людмилы Славиборовны. Эти легендарные супруги были крещены не менее легендарным равноапостольным епископом Мефодием.

Легендами и байками окружены совершенно все знаковые события того времени. Это характерно не только для чехов, но и для всех этносов вообще. Вот и местная байка повествует о том, что однажды великоморавский князь Святополк пригласил к себе в гости богемского князя-язычника Борживоя.Тот приехал не один, а с женой. За обеденный стол их якобы не пустили. Борщ и галушки для гостей подали на полу неподалеку от столовавшихся в том же углу собак. Борживой был удивлен настолько, что даже не схватился за ятаган, а лишь задал вопрос: «А фигли?». Святополк доходчиво разъяснил, что христианин никак не может сидеть за одним столом с язычником. Не по-пацански типа это… Осознав всю глубину пропасти, разделяющей стыдного язычника и продвинутого христианина, Борживой обратился за помощью в решении вопроса к Мефодию. Ну а последний, с помощью кадила и точных пассов превратил позорного поганца в светского христианского льва.

Вернемся к главной теме.

Родился Вацлав предположительно в 907 году. Будучи внуком той самой охристианизировавшейся княжеской четы, сам став князем, продолжал славное дело деда и бабки. При этом стоит понимать, что далеко не все княжеские подданные были готовы запросто поменять устоявшиеся языческие традиции на новую идеологию во главе с евреем Иисусом Христом…

Вообще, чтобы оценить всю мощь непростоты того времени стоит на пару минут нырнуть на глубину начала десятого столетия и посмотреть, что творилось вокруг фигуры молодого чехословацкого принца.

Ныряем…

В 895 году умирает великоморавский епископ Мефодий. Место Паннонского и Моравского епископа занимает Вихинг, сразу же организовавший гонения на Мефодиевских последователей и учеников. Многие убиты, многие в тюрьмах. Идея византийского православия на этой территории довольно быстро терпит фиаско. Недавно начатый процесс христианизации на чешских территориях, само собой, затруднен. Мы же помним, что Борживой и Людмила крещены по византийскому образцу. Мало того, что приходится преодолевать сопротивление языческой инерции, так еще начинается сильнейшее давление со стороны римско-христианской идеологической машины. Бавары, саксы и большинство прочего чешского окружения – христиане западного образца. В 895 году чешские делегаты признают в Регенсбурге верховную власть баварского герцога Арнульфа, обязуются платить ему дань и отныне регенсбургский епископ начальник епископам чешским.

В 907 году венгры порвали на части Великую Мораву. Сын Борживоя Вратислав вынужден тоже вести с ними множественные войны. В 921 венгры его убъют.

В 916 году молодой герцог сакс Генрих из династической линейки Людольфинов ловит птичек. К нему являются выборщики-князья и просят одеть корону. В историю этот господин вошел как Генрих I Птицелов. Ему очень интересны славянские земли по причине их выгодной географии. Там проходят торговые пути, патронаж над которыми, разумеется, выгодная штука…

В 921 году после гибели князя Вратислава Генрих нападает на чешские земли и полностью выжигает племя лютичей, живших по правому берегу Лабе. Супруга погибшего Вратислава Драгомира пока правительница Чехии. Сама она, между прочим, из лютичей… Драгомира собирает войско для ответного похода на сакса Генриха. Вот только дело это заведомо проигрышное… Внутренние междуусобицы, венгры, бавары… На саксов свободных сил точно маловато… К тому же, саксы – им палец в рот не клади!...

Однако Драгомира настроена решительно. Ее соправительница княгиня Людмила (супруга уже умершего к тому времени Борживоя) категорическая противница затеи невестки. Прелаты и часть чешской знати поддерживают Людмилу. Конфликт родственниц разрастается и заканчивается удушением свекрови по приказу Драгомиры.

Тем временем сын Драгомиры (и внук Людмилы, соответственно) Вацлав достигает вменяемого семнадцатилетнего возраста. Чешская знать сажает его на княжеский трон, а утомившую многих Драгомиру отправляют в ссылку в Бранденбург.

Утверждается, что во время коронации молодой князь обещал править по справедливости, чтобы судьи судили по совести и чтобы в стране был только мир. А, собственно, кто бы обещал что-то другое…

927 год. Генрих I нападает на полабские земли, чуть позже на земли гловичей… В 929 году подходит вплотную к Праге.

Генрих принимает вассальную присягу от Вацлава и, тем самым, активные военные события оказываются остановленными. Вацлав обязуется платить саксам дань. В качестве символического дара Генрих передает Вацлаву десницу одного из самых популярных саксонских покровителей - святого Вита. В честь этого события на месте современного главного чешского кафедрального собора строится его первый деревянный вариант. Сам князь Вацлав проводит в нем первую службу на славянском и латинском языках.

На фоне воцарившегося мира, молодой князь начинает ревностно ширить и углублять христианизацию чешских земель.

Младший брат Вацлава Болеслав находится во главе глухой оппозиции к политическим решениям старшего брата. Начиная с 929 года присутствие немцев на чешских землях становится чересчур болезненным для местного населения. Творятся бесчинства, грабежи и прочие безобразия. Начинаются ответные восстания. В том же 929 году восстают полабы. Генрих распоряжается подавить и примерно наказать.

27 сентября 935 года Вацлав приезжает в гости к Болеславу в его замок. Многие историки готовы согласится с тем, что Болеслав любил своего старшего брата, но не был в силах повлиять на решения, которые принимал последний.

Оттого якобы и распорядился, воспользовавшись случаем, совершить убийство брата…

Попировав в гостях у Болеслава, утром князь Вацлав отправляется на богослужбу. Перед входом в храм на него нападают…

С вятого князя часто изображают коленопреклоненным. Это потому, что он умер после смертельного удара едва коснувшись коленями земли.

Очень непростые были времена… И рулёж ситуаций был ой, каким непростым.

На этом нырок в пучину истории можно остановить.

Выныриваем…

Имя князя Вацлава давно превратилось в имя нарицательное. Оно обросло легендами, байками и «совершенно правдивыми историями»…

Хотите парочку?

Первая.

Однажды зимой в сильный мороз добрый князь проезжал верхом мимо какого-то поля и разглядел сквозь пургу крестьянина, собирающего хворост. Он узнал, где живет крестьянин и, собрав со своим слугой еды, вина и дров, отправился к нему в гости.

По дороге слуга начал жаловаться на то, что вконец замерзли ноги. Тогда Вацлав велел идти за ним след в след. Доброе сердце князя было настолько добрым, что земля от его ног прогревалась до 36,6…

Вторая.

В 1126 году князь Собеслав собирался биться с немецким Лотарем. Дело было неподалеку от современного Хлумеца над Цидлиной.

В разгар сражения над чешским войском из облака появился святой Вацлав на белом коне и немцы, разумеется, струхнули и побежали…

Кстати, убивший брата Болеслав, само собой, вскоре раскаялся. Сына своего назвал Страхквасом. В смысле, «Страшным пиром» в память о своей ужасной ошибке. Тело Вацлава было перевезено в Прагу. Вскоре было объявлено, что Вацлав – martyr. То есть, мученик, страдалец. То есть, присягнувший своей кровью на верность Христу. А спустя чуть более полувека, как только было основано пражское епископство, Вацлав был канонизирован.

Карл IV в процессе собственной коронации корону возложил на череп святого Вацлава, передав ему тем самым символическую власть в чешском царстве-государстве на все времена. В смысле, Вацлав – вечный король, а всем остальным корона лишь одалживается на некоторое время.

На протяжении столетий образ славного князя не давал покоя деятелям культуры. Книжки, сказки, байки, картины, песни, скульптурные композиции и всевозможные названия посвящались знаменитому образу знаменитого князя. На чешских иконах святой Вацлав вообще изображается непосредственно по соседству с Иисусом Христом…

Короче.

Для Чехов святой Вацлав – это их всё! Это их Человечище!!!

Если бы сам Вацлав узнал, какие он совершал подвиги и до каких размеров он вырос на протяжении столетий – очень сильно бы удивился…

А вообще, наверное, симпатичный парень был.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Дни памяти святого Вячеслава Чешского приходятся на 11 октября и 17 марта. В основном данные о князе переработаны из церковных источников. Существует мало подлинной информации о существовании его как человека. Это дает основание утверждать историкам, что личность мифическая.

Житие святого Вячеслава Чешского

Князь Вацлав Борживой, дед Вячеслава, был первым христианином княжеского рода во второй половине десятого столетия. Согласно преданию, Сватоплук, который правил соседней страной Великой Моравией, позвал в гости Борживоя. Князь Вацлав рассердился, потому что ему подали гостинцы на полу, хуже собак. Хозяин, видя гнев, объяснил, что он не может обедать рядом с язычником, потому что придерживается христианской веры. Князь Вацлав заинтересовался православием, а затем его вместе с женой Людмилой окрестил равноапостольный Мефодий.

За время правления Чехией супруги внесли весомый вклад в распространение христианства:

  • возводили храмы;
  • приглашали славянских священников;
  • жертвовали денежные средства на благие дела.

Князь Вацлав скончался молодым. Престол занял старший потомок Спытигнев, а после его гибели Братислав, отец Вячеслава, матерью была Драгомира.

Мать князя, княгиня Людмила имела большое влияние на сына и занималась воспитанием внуков Вячеслава (Вацлава) и Болислава. Отец Братислав погиб в бою с венграми, поэтому бразды государственного правления перешли к княжне Людмиле, так как внуки были маленькими. В борьбе за власть невестка Драгомира подослала к княжне наемных убийц, которые ее задушили собственной вуалью. Согласно историческим данным Вячеслав не смог простить матери убийство бабушки и сослал ее в крепость. Княгиня Людмила причислена к лику святых.

Князь Вячеслав был воспитан бабушкой в традициях православной веры:

  • отличался умом и хорошо учился;
  • он освоил три языка — старославянский, латинский и греческий;
  • заботился об образовании, покупал маленьких детей язычников, находящихся в рабстве, и вручал на воспитание священным служителям.

Князь Вацлав перенес останки Вита в Пражский храм, который построил в его честь. Он отличался великим благочестием и добротой. Страной управлял разумно, ответственно и справедливо. Князь уважал духовенство и достаточно средств жертвовал на украшение храмов, трудился для укрепления христианской веры. Время правления Святого Вацлава было периодом роста чешской государственности.

Католические духовники не могли смириться с дальнейшим распространением православия и настроили против него знатных особ и родственника Болеслава. Чтобы лишить жизни родного брата, он позвал его на крестины сыны. Князь Вячеслав не поверил окружению о том, что готовится заговор и отправился на праздник. Болеслав пошел с оружием на него, но тот, не желая гибели брата, оттолкнул его и ушел. У церковных ворот князя Вячеслава поджидали убийцы, один из которых воткнул копье.

Тело долго не погребали, почти три дня оно пролежало на месте убийства. Это обстоятельство вызвало большие волнения в народе. Драгомира, получив весть о гибели сына, предала его земле в княжеском дворе.

После убийства князя Вячеслава его брат Болислав начал борьбу с православием, требовал проводить службы на латинском языке, навязывал католическую веру. Через три года чувство вины и раскаяния заставили его перевезти останки брата в Прагу. Мощи Вячеслава Чешского находятся в соборе Святого Вита.

Князь Вячеслав — покровитель Чехии

Князь Вячеслав и его бабушка Людмила считаются покровителями Чехии. «Святой Вацлав, князь земли чешской” так начинается древний гимн страны. Он заслужил большую любовь народа, останки святого стали местом поклонения. Шлем, меч и панцирь служат священной реликвией. День смерти 11 сентября является праздником чешской государственности

Собор святого Вита культурное и историческое наследие Чехии, где на иконе Святого Вячеслава Чешского изображают в полный рост или по пояс. Одеяние с короной на голове и мечом в руке подчеркивает высокий статус. В левой руке крест свидетельство непреклонной веры.

На территории России храм Вячеслава Чешского построен в 2004 году в Барвихе Московской области.

Текст молитвы князю Вячеславу Чешскому:

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст акафиста Вячеславу Чешскому:

Кондак 1

Богоизбранный княже и кроткий воине Христов, в роде христианскаго князя Богемии Боривоя и блаженней княгини Людмилы рожденный, родителями князем Вратиславом и княгиней Драгомирой с именем Вячеслава крещенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же из младенчества христианскому благочестию наученный от всяких нас бед свободи:

Икос 1

Ангелов Творец посла тя, святче Божий, Церкве Православней в укрепление, жаждущим ведения истины во благое вразумление, благочестивым житием твоим в назидательное окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе Промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:

Pадуйся, смирением и кротостию показавый стезю духовнаго восхождения.
Радуйся, княже, блаженней Людмилы любимое окормление;
Pадуйся, христианским истинам верное научение.
Радуйся, Духа Святаго в сердце вместивый;
Pадуйся, огнем божественной любви душу свою распаливый.
Радуйся, разума Евангельскаго исполненный;
Pадуйся, землю Чешскую житием благим твоим в вере утвердивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту помышлений сердца твоего, святый отче наш Вячеславе, избра тя в оружие Свое на земли Чешския в христианское просвещение, да утверждаемые твоими молитвами и наставлениями с надеждой вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Под сению блаженной Людмилы боговедение твое Господь укреплял еси, святче Божий, и в утверждение твое на прародительском престоле княже Вратислав на ступени алтаря пред лице святительское возвел еси тя, глаголя: Преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему. Мы же, видяще Божие благоволение к тебе, с радостию вопием ти сице:
Радуйся, подобно праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову благословенный;
Pадуйся, в венчании равноапостольным царем Константину и Елене уподобленный.
Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;
Pадуйся, утверждения Православной веры источниче отрадный.
Радуйся, язычества дивный просветителю;
Pадуйся, аскетического жития ревнителю.
Радуйся, о словесном стаде Христовом земли Чешския попечение;
Pадуйся, о спасении народа твоего непрестанное помышление.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 3

Сила Вышняго служение княжеское твое воистину определила еси, веру в Господа нашего Иисуса Христа народу явно явил еси, днем и ночию храмы Божии для молений посещаяй, растерявших благодать святую к покаянию призываяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил еси Господь явити Своего светильника миру, тебе, святый отче Вячеславе, истины ведение, изобилие любве и кротости даровал еси, в умножении христианских добродетелей утвердил еси; все были равны пред лицем твоим. Сего ради поем Богу о тебе:
Радуйся, управителю земли Чешския верный;
Pадуйся, носителю духа кротости добропобедный.
Радуйся, богатым и убозим рабе верный;
Pадуйся, светом небесным наполненный.
Радуйся, сирот и вдов упование;
Pадуйся, душ христианских врачевание.
Радуйся, мирнаго духа хранителю;
Радуйся, язычества кроткий обличителю.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия могущественных вельмож не убоялся еси, козни язычников превозмогаяй и землю Чешскую в Православии соблюдаяй. Мы же, победу духовну зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видящи язычества окружение, святче Божий, прилежно книги церковные изучал еси, духом ведения истины исполняяся, мудрости и твердости княжеской набираяся. Сего ради вопием ти:
Радуйся, чистый источниче вдохновения;
Pадуйся, гонимых за правду неизменное окормление.
Радуйся, убийц любимой наставницы блаженнной Людмилы обличение;
Pадуйся, родительницы твоея Драгомиры, коснеющей в язычестве, удаление.
Радуйся, в утверждении заповеди Божией с матерью примирение;
Pадуйся, греха краткаго отчуждения слезнаго омовение.
Радуйся, в возраст духовней зрелости неизменное восхождение;
Pадуйся, самобытное области твоея устроение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 5

Боготечная звезда всем христианом страны твоея явился еси, святый мучениче Вячеславе, благочестивым житием на покаяние, на путь несения креста смиренно наставляяй. Мы же, верою узревши спасительность смирения и кротости на пути Христа, с радостию вопием ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши вельможи страны Чешския великаго тя благочестия защитника, святый отче, брата твоего Болеслава ложию во искушение ввели, благочестие твое искажали. Мы же вси, твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:
Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;
Pадуйся, врагом рода человеческого, диаволом, поносимый.
Радуйся, к чистоте духовней, к вере в Истину призывавый;
Pадуйся, о любви Христовой житием твоим вещавый.
Радуйся, четырех твоих сестер в жены за князей окрестных стран с радостию отдавый;
Pадуйся, благодатию Святаго Духа страну твою омывавый.
Радуйся, брата Болеслава по-христиански возлюбивый;
Pадуйся, нивочто наговоры его на тя вменивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, богоносне угодниче Христов, о славе Божией и о спасении всем возвещал еси, о благодатном пламенении души житием твоим благовествуяй, научай тем люди твоя благодарственно пети Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светом истины в стране многострадальной, святый княже Вячеславе, любовию твоею образ Христа являеши, гробом гордости, тщеславия и себялюбия себе пред всеми утверждающе. Сего ради воспеваем ти таковая:
Радуйся, княжеское страны твоея окормление;
Pадуйся, всем жаждущим спасения и до ныне благое утешение.
Радуйся, украшением храмов и очищением душ верных ко спасению препровождаеши;
Pадуйся, княжеством твоим и верою православных христиан умудряеши.
Радуйся, стадо Христово святыми молитвами вразумляеши;
Pадуйся, волков в овечьих шкурах доныне обличаеши.
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, святой Людмилы Чешския достойное последование.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 7

Хотяй веру Православную на земли Чешския в чистоте утвердити, святче Божий, против языческаго князя Куримскаго с войском выступил еси, в желании овладеть страной Богемией его обличаяй и открыто на поединок напавшаго князя вызываяй. Мы же, видяще отважность веры твоея, благодарно со слезами вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ведуще тя избранника Божия, святый отче наш Вячеславе, безмолвно стояло преданное тебе войско, суда Господня ожидаяй, и вот внезапу князь язычник пред лицем твоим светлый крест узрел еси; пав ниц, твое благодушное прощение обретаяй. Мы же, вси труды твои поминающе непрестанно воспеваем ти сицевая:
Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;
Pадуйся, безкровной битвы победителю.
Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;
Pадуйся, верных Господу Иисусу Христу защитниче славный.
Радуйся, градов чешских щит и ограждение;
Pадуйся, в вере Православной утверждение.
Радуйся, в нуждах упованию на Бога научаеши;
Pадуйся, богатство лишь на небе собирати призываеши.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый мучениче Вячеславе, благочестия дела творя на совет имперский опоздал еси, обвинения собравшихся князей смиренно принимаяй. Ангелов окрест тя и крест сияющий на челе твоем Бог кесарю открыл еси внезапно и пред тобою его ниц поверг еси для всех нежданно. Мы же, зря сокровища сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступниче явился еси, блаженне отче Вячеславе, часть мощей святаго Вита у кесаря, повергшагося пред тобою, испросил еси и в граде Праге церковь в честь святаго освятил еси, на похвалу всех подвизая пети Богу:
Радуйся, престолу и главе духовней в стране Чешстей поревновавый;
Pадуйся, кафедру архиепископскую Божиим смотрением основавый.
Радуйся, подвигами и молитвою народу чешскому ходатаю спасения;
Pадуйся, приводяй всех жаждущих к источнику очищения.
Радуйся, согревающую благодать слуге твоему Подивою открываяй;
Pадуйся, следовати за Христом «след в след» в зимнем поле научаяй.
Радуйся, нощным печением святых просфор Бога славивый;
Pадуйся, детей язычников истинному Богу служити посвящавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися Промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго и теплаго молитвенника и о спасении душ наших пред Престолом Твоим, Господи, попечителя. Кто сочтет, святче Божий, все труды твоя, яже сотворил еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, мир Христов посреде людей утверждаяй и козни сатанинская любовию Христовой побеждаяй. Мы же, благочестивое житие твое зря, с любовию вопием ти:
Радуйся, дар прозорливости стяжавый;
Pадуйся, о перенесении тела святей Людмилы в девичию обитель святаго Георгия откровение Свыше восприявый.
Радуйся, монашество приняти возжелавый;
Pадуйся, будущее твое духом Святым познавый.
Радуйся, Ангельское и наше непрестанное удивление;
Pадуйся, носителю Божия прославления.
Радуйся, добровольной скудости не изменивый;
Pадуйся, Духа самоотвержения и любве приимый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Вячеславе, в сонме святых мучеников во основание храмины страны Чешския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем с верою к тебе прибегающим, святче Божий, стране Чешския щит и ограждение, и о чистоте Православныя веры славное попечение. Мы же обетованное святыми духовное возстание богохранимых стран славянских в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:
Радуйся, крест страданий на рамена во утверждение Православия приявый;
Pадуйся, сердечную мягкость стяжавый.
Радуйся, отмстителем себе Господа избравый;
Радуйся, образе мытарева смирения.
Pадуйся, кроткий лик небеснаго прозрения;
Радуйся, странники и нищия питавый.
Pадуйся, благость Христовой любви познавый;
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Святей Троице и Деве Богородице возносяще, всеми помыслами, житием твоим, образом благочестия в стране твоея пребыл еси; подобно братием князиям Борису и Глебу на Святой Руси, предательство от брата Болеслава приял еси. Мы же, возлюбивше Бога за таковую милость, выну зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Богоизбранный воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития и смерти христианстей утверждаяй, любовию на стезю спасения, стезю несения креста во спасение души призываяй. Тем же поем ти:
Радуйся, поныне святые храмы Божии устрояеши;
Pадуйся, с любовию священство в них собираеши.
Радуйся, последний храм твой святому праотцу Аврааму посвятивый;
Pадуйся, брата твоего с благоговением на освящение пригласивый.
Радуйся, созидателю душ христианских славный;
Pадуйся, народа Божия любовь стяжавый.
Радуйся, воине Христов, явленный в подражание;
Pадуйся, отец чадолюбивый, Богом прославленный нам в утешение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 12

К тебе любовь Пречистой Богородицы ведущи, святче Божий, на праздник святых Безсребреников ко брату Болеславу пребыл еси, яко овча, ведомое на заколение, смерть прозрел еси и кровь свою за Христа Бога пролити возжелал еси, словами сие предваряяй: Завтра на утреннем бдении райскаго предстоятеля святаго Михаила буду пити чашу, Владыка, ибо уже Архангеле душу мою Владыце обещал еси; вы же, радостно со мною ныне пиющие вино, ведайте, что от сего часа уже не буду пити оное с вами. Сего ради вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Церковь Божия земная славу небесную утверждаяй, поюще страдания твоя, подобно христопродавцу Иуде, брат твой Болеслав на пир нечестиваго скопища предателей увлек еси тя, великодушный святый мучениче Вячеславе, утром во вратах дома княжескаго смерть от меча брата и клевретов его с кротостию приял еси и на пороге церковном душу Господу предал еси. Мы же все сия зря, со слезами вопием ти:
Радуйся, святый княже, посланный нам во укрепление;
Pадуйся, образе Христов, призванный в покаянное очищение.
Радуйся, любящим тя ходатаю спасения;
Pадуйся, величающим тя и подражающим щит и ограждение.
Радуйся, немощным во благое утешение;
Pадуйся, всем верным победоносное благословение.
Радуйся, всех присных в Небесныя обители с собою призвавый;
Pадуйся, слезы поздняго раскаяния матери твоея Драгомиры познавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 13

О, предивный угодниче Христов, приими малое сие моление наше в похвалу тебе от православной братии возносимое, призри на нас немощных, ко греху преклонных, малопросвещенных, заботами обремененных и, предстоя в небесной славе пред Престолом Царя царствующих, молися о нас, великий княже: проси, святче Божий, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом князе Вячеславе Чешском:

Имя Вячеслав имеет исконно русское происхождение. Оно образовано от двух слов — «вящее» или «вяче», что означает «лучше, больше» и «слава». Поэтому дословно имя означает «более славный».

Святой Вячеслав Чешский, дата памяти 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

Он был воспитан своей бабушкой святой княгиней Людмилой, которая с детства привила своему внуку веру в Господа, упование на Его волю и стремление всегда поступать по заповедям, которые даровал нам Спаситель. Образование он получил от ученика святителя Мефодия, пресвитера Павла.

В 920 году отец Вячеслава - Вратислав погибает, и 18-летним юношей страстотерпец вступает на княжеский престол. Его жизнь омрачалась тем, что родная мать Драгомира испытывала ненависть к христианству, именно она стала виновницей смерти бабушки Вячеслава святой Людмилы. За это он изгнал Драгомиру навсегда из своей жизни.

Как правитель, Вячеслав Чешский запомнился расцветом христианских устоев. Он не только старался сам быть христианином, но и в государственной деятельности своими указами отменял все, что не соответствовало его убеждениям. Например, он отказался от смертной казни, считал неприемлемым применять пытки. Очень многие знатные сановники были недовольны таким положением дел. Верующий князь, живущий по законам чести и доброты, казался им неугодным, а потому приближенные ко двору вступили в заговор с братом Вячеслава Болеславом Первым.

В 935 году святой был убит своим родным братом и его стражниками прямо на пороге храма. В дальнейшем жестоким пыткам и мучениям подверглись все, кто следовал за князем Вячеславом Чешским, кто также, как и он, вел благочестивый образ жизни. О судьбе его сына Збраслава ничего неизвестно.

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Священномученик Вячеслав Луканин, дата памяти 8 февраля (Новомуч.), 16 августа

Почти через десять столетий, в Российском государстве в городе Пермь родится мальчик, которого родители также назовут Вячеславом. Он рос очень слабеньким и болезненным, учеба давалась ему с большим трудом.

Несмотря на это, Вячеслав Луканин стремился поступить в духовное училище, служить Господу было его единственным желанием, которое со временем исполнилось. Господь одарил его прекрасным голосом. Этот талант не остался незамеченным преподавателями училища. Очень часто юноша служил на клиросе в местном храме, его даже стали называть «старшим по хору», настолько хорошо у него получалось. Науки другие постигал с большим трудом, постоянно пересдавал экзамены, а все свое свободно время уделял церковному пению. В 1989 году после окончания училища, он поступает в Пермскую семинарию. Но получить диплом помешало состояние здоровья.

Тем не менее, руководство семинарии оставляет его при учебном заведении в качестве регента учебного хора. В 1901 году его талант оценили настолько высоко, что пригласили в архиерейский хор. Через несколько лет он встретил прекрасную девушку, которая стала его супругой - это Мария Гордеевна Галкина. В скором времени у них родилась дочка. Она станет не единственным ребенком в семье, через несколько лет у Вячеслава и Марии появились на свет еще 8 детей, трое из них умерли во младенчестве.

Икона Священномученика Вячеслама Луканина

В 1918 году его назначают регентом одного из хоров в Екатеринбургской епархии. Именно здесь на территории городка Катайск были созданы карательные подразделения «Красные орлы», которые должны были моментально реагировать на любые повеления безбожной власти. Те пытки, которые они применяли к арестованным, пожалуй, могли посоревноваться в жестокости с мучениями первых христиан. Задержанных живьем закапывали в землю, четвертовали, всячески издевались, унижая человеческое достоинство, заставляли пить свою же кровь. И это при том, что «сотрудникам» такого отряда не было иногда даже 20 лет.

Накануне светлого праздника Преображения Господня мученик Вячеслав и некоторые верующие этого городка собрались, чтобы обсудить, как лучше провести праздничную Литургию. Встреча проводилась вечером в одном из домов, они зажгли свечи, и маленький лучик стал заметен из-за штор со стороны улицы, где в это время шел комендантский час и каратели патрулировали улицы. Изверги ворвались в дом и арестовали всех, кто там находился. Утром верующих отвели к храму и приказали рыть себе могилы.

Отец Вячеслав попросил напоследок лишь помолиться в храме, начиная читать заупокойную молитву, он медленно пошел в сторону храма, в этот момент «красноорловец» выстрелил ему в спину.

Диакон Вячеслав Луканин был причислен к лику святых в 2002 году.

Православные святые с именем Вячеслав

Даты указаны по новому стилю.

  • Вячеслав (Луканин), сщмч., диакон 8 февраля (Новомуч.), 16 августа
  • Вячеслав (Закедский), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 23 августа
  • Вячеслав (Инфантов), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 14 января
  • Вячеслав (Занков), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 13 октября
  • Вячеслав, сщмч., иером, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля (Новомуч.), 25 августа
  • Вячеслав Чешский, страстотерпец, князь 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.



Тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.

Ин тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому

Благочестиваго корене отрасль пречестная,/ святый благоверный великий княже Вячеславе,/ поборник быв Восточныя в Чехах Церкве/ и прибежище теплое убогим и сирым,/ яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть,/ во главу усечен рукою брата пред враты церковными./ Темже и всели тя Христос/ яко исповедника правыя веры во обители Небесныя,/ прослави всечестную память твою в словенских языцех/ и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя./ Молися о людех твоих ко Господу,/ да обратит их в лоно Православной Церкве и спасет души наша.

Кондак благоверному князю Вячеславу Чешскому

С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому

Величаем тя, благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святому благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси - и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О, великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»