Передняя часть поясной извилины коры головного мозга. Поясная извилина (цингулярная кора). Резюме по системам мозга

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Поясная извилина - является сравнительно большой структурой мозга, но в клинике психоневрологических расстройств наиболее значимую роль играет ее передняя часть. Последняя включает в себя кортикальные поля 23, 24 и 25 по Бродману. В клинической практике поражение этих зон отражается на мотивации и движениях поскольку имеет развитые связи с дорсальным и вентральным стриатумом (полосатым телом). Ранее исследователи обнаруживали существенные различия в цитоархитектонике между передним гранулярным кортексом (область 32) и задним агранулярным кортексом (поле 24). В настоящее время выделяют четыре функциональных зоны поясной извилины: висцеро - моторную (включая область 32) , когнитивно - эффекторную и моторную (область 24) и сенсорную, если рассматривать поясную извилину постепенно смещаясь от передней части к задней. У животных цингулярный кортекс является лимбической областью, которая ассоциируется с вокализацией у приматов появляющуюся в ответ на соответствующую стимуляцию. Цингулярная извилина вовлечена в процессы вегетативной активности, включая в себя изменение частоты и глубины дыхания, частоту пульса, сексуальную активность и автоматизированные оральные реакции. "Поясная эпилепсия" характеризуется короткими эпизодами потери (изменения) сознания, с проявлениями вокализмов, быстрой моторной активностью (аксиальная флексия и напряжение конечностей) , а также автоматизмами жестикуляций. У человека поясная извилина вовлечена в ноцицептивные процессы, что, возможно, связано с таламической афферентацией и распространяется на аффективные реакции, включая страх, эйфорию, депрессию и агрессию. , проявляющихся в ответ на стимуляцию и внешне выражающихся в определенном поведении: рассторможенности, гиперсексуальности, тико - подобных движениях, и обсессивно - компульсивной активности. Повреждение передней части поясной извилины лежит в основе эмоцимонального уплощения и снижения мотивации, совокупность подобной симптоматики иногда обозначают термином "синдром лобной доли". Активация области 25 (подколенная цингулярная зона) отмечается при выраженной депрессии. Работы по глубокой стимуляции этих структур или ее хирургического иссечения ведутся в плане лечения тяжелых депрессий. Эта область имеет реципрокные связи с другими фронтальными областями, с гипоталамусом, вентральным стриатумом, миндалиной и вегетативными выходами на ствол мозга.

Задняя часть поясной извилины изучена в меньшей степени, чем передняя. Вероятно, задняя часть цингулярной извилины в меньшей степени вовлечена в моторное функционирование и в более - в визуально - пространственные функции, процессы обучения и памяти. В последнее время показаны проекции цингулярной извилины на основание мозга (subiculum). Задняя цингулярная область переходит в область париетального кортекса, вследствие чего возможна имеет отношение к самосознанию, и структурам отвечающим за этот феномен (предклинье полушарий мозга).

ФУНКЦИИ ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:

  • способность перемещать внимание с одного объекта на другой;
  • когнитивная гибкость;
  • способность к адаптации;
  • переключение с одной мысли на другую;
  • способность видеть выбор;
  • способность «плыть по течению»;
  • способность к сотрудничеству.

Глубоко в центральной части мозга, вдоль лобных до­лей, проходит поясная извилина. Это та часть мозга, которая позволяет вам переключать внимание с од­ного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую, видеть различные варианты решений. Считается, что она отвечает и за ощущение безопасности. На мой взгляд, точнее всего функции этой области мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность чело­века идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случа­ются ситуации, требующие когнитивной гибкости. На-

Поясная извилина

Поясная извилина.

Трехмерное изображение -
активный мозг.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид сверху.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид спереди.
пример, вы приходите на новую работу, и вам надо при­выкнуть к новой системе выполнения заданий. Если на прежней работе вы что-то делали иначе, то для того, чтобы добиться успеха на новом месте, важно понять, как перестроиться, чтобы понравиться новому начальст­ву и адаптироваться к новой системе. Когда ученики пе­реходят из начальной школы в среднюю, им пригодится когнитивная гибкость, чтобы хорошо учиться. Вместо одного учителя разные предметы начинают вести раз­ные учителя. Ученикам приходится заниматься, под­страиваясь под стиль каждого из учителей. Гибкость нужна и в отношениях между друзьями. Что годится в общении с одним другом, может оказаться совершенно неуместным в отношениях с другим.

Правильно справляться с переменами - одно из ос­новных условий личного, социального и профессиональ­ного роста. И в этом большим подспорьем, или преградой, может стать поясная система. Когда она функционирует правильно, мы лучше можем следовать повседневным об­стоятельствам. Когда ее активность снижена или, на­оборот, повышена, когнитивная гибкость бывает нару­шена.

Кроме переключения внимания, эта область мозга отвечает и за способность к сотрудничеству. При эф­фективной ее работе нам легко переходить в режим со­трудничества. Тем же, у кого функция этой части мозга нарушена, трудно переключать внимание, и тогда они начинают вести себя неэффективным образом.

Поясная система (наряду с другими областями ПК) участвует в процессе мышления, «заглядывающего в бу­дущее», например, в планировании и определении целей. При нормальной работе этой части мозга нам легче пла­нировать и ставить перед собой разумные цели. При на­рушениях ее работы человек склонен видеть опасность там, где ее нет, ждать неблагоприятного исхода ситуа­ций и чувствовать себя в этом мире очень уязвимым.

Для способности адаптироваться валено уметь распо­знавать существующие варианты. В моей профессии врачи, обладающие способностью адаптироваться, с го­товностью применяют новые идеи и технологии (после того, как под ними сформирована научная база), они могут предложить своим пациентам новые и интересные методы лечения. Медики с нарушением функций пояс­ной системы (среди тех, кого я сканировал, их было не­мало) обладают невосприимчивостью, работают так, как работали всегда, и отличаются авторитарностью («Если хотите, чтобы я вас лечил, делайте так, как я говорю»). Способность видеть варианты и новые идеи не дает за­держиваться в собственном развитии и не позволяет развиваться депрессии и враждебности.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАБОТЫ

ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:
  • беспокойство;
  • постоянное возвращение к прошлым обидам;
  • навязчивые мысли (об сессии);
  • навязчивое поведение (компульсия);
  • оппозиционное поведение;
  • стремление к спорам;
  • неспособность к сотрудничеству; стремление автома­тически говорить «нет»;
  • формирование зависимостей (алкогольной, наркотиче­ской, расстройства пищевого поведения);
  • хронические боли;
  • отсутствие когнитивной гибкости;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • ОКР спектральные расстройства;
  • расстройства пищевого поведения;
  • крайняя степень агрессивного вождения.

При нарушениях поясной системы человек имеет тенденцию «зацикливаться», постоянно возвращаться к одной и той же мысли. Они постоянно помнят прошлые обиды и травмы, будучи не в состоянии их «отпустить». Они могут фиксироваться на негативном поведении, у них может развиваться навязчивое поведение (напри­мер, постоянное мытье рук или стремление проверять запоры на дверях).

Один пациент с нарушенной функцией поясной сис­темы так описал свое состояние: «Это как белка в коле­се, когда мысли возвращаются снова, и снова, и снова». Другой пациент выразился иначе: «Это как постоянно нажатая кнопка перезапуска программы. Даже если я не хочу больше думать эту мысль, она все равно возвраща­ется».

На клинических состояниях, связанных с нарушени­ем работы этой области мозга, мы еще остановимся. А сейчас я хотел бы поговорить о, как я их называю, субклинических состояниях, обусловленных нарушени­ем работы поясной системы. Субклинические состояния выражены не до такой степени, как полноценные рас­стройства, однако при этом вполне могут ухудшать ка­чество жизни. Беспокойство, постоянная память про­шлых обид, отсутствие когнитивной гибкости и ригид­ность, может быть, и не являются поводом для визита к психотерапевту, но тем не менее окрашивают вашу жизнь в мрачные тона. Без этого можно обойтись».

Сегодня я хочу рассказать вам про важную часть нашего мозга – поясную извилину (цингулярная). Поясная извилина – это кортикальная часть лимбической системы, которая проходит вдоль боковых стенок борозды, разделяющей два полушария головного мозга. Почему она важна? Поясная извилина определяет, начнем ли мы действовать, нарушения в ней вызывают навязчивые мысли, нерешительность и невозможность найти решение. Как усмирить свою поясную извилину – ниже в статье. Как решать проблемы с поясной извилине, во второй части. Да, напомню, что начался набор на группу



Глубоко в центральной части мозга, вдоль лобных долей, проходит поясная извилина. Это та часть мозга, которая позволяет вам переключать внимание с одного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую, видеть различные варианты решений.Считается, что она отвечает и за ощущение безопасности.На мой взгляд, точнее всего функции этой области мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность человека идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случаются ситуации, требующие когнитивной гибкости. Например, вы приходите на новую работу, и вам надо привыкнуть к новой системе выполнения заданий. Если на прежней работе вы что-то делали иначе, то для того, чтобы добиться успеха на новом месте, важно понять, как перестроиться, чтобы понравиться новому начальству и адаптироваться к новой системе. Когда ученики переходят из начальной школы в среднюю, им пригодится когнитивная гибкость, чтобы хорошо учиться. Вместо одного учителя разные предметы начинают вести разные учителя. Ученикам приходится заниматься, подстраиваясь под стиль каждого из учителей. Гибкость нужна и в отношениях между друзьями. Что годится в общении с одним другом, может оказаться совершенно неуместным в отношениях с другим.

Правильно справляться с переменами — одно из основных условий личного, социального и профессионального роста. И в этом большим подспорьем, или преградой, может стать поясная система. Когда она функционирует правильно, мы лучше можем следовать повседневным обстоятельствам. Когда ее активность снижена или, наоборот, повышена, когнитивная гибкость бывает нарушена.

Кроме переключения внимания, эта область мозга отвечает и за способность к сотрудничеству. При эффективной ее работе нам легко переходить в режим сотрудничества. Тем же, у кого функция этой части мозга нарушена, трудно переключать внимание, и тогда они начинают вести себя неэффективным образом.

Поясная система участвует в процессе мышления, «заглядывающего в будущее», например, в планировании и определении целей. При нормальной работе этой части мозга нам легче планировать и ставить перед собой разумные цели. При нарушениях ее работы человек склонен видеть опасность там, где ее нет, ждать неблагоприятного исхода ситуаций и чувствовать себя в этом мире очень уязвимым.

Для способности адаптироваться важно уметь распознавать существующие варианты. В моей профессии врачи, обладающие способностью адаптироваться, с готовностью применяют новые идеи и технологии (после того, как под ними сформирована научная база), они могут предложить своим пациентам новые и интересные методы лечения. Медики с нарушением функций поясной системы (среди тех, кого я сканировал, их было немало) обладают невосприимчивостью, работают так, как работали всегда, и отличаются авторитарностью («Если хотите, чтобы я вас лечил, делайте так, как я говорю»). Способность видеть варианты и новые идеи не дает задерживаться в собственном развитии и не позволяет развиваться депрессии и враждебности.

Поясная система головного мозга дает нам возможность переключать внимание с одного объекта на другой, с одной мысли на другую и с одной проблемы на другую проблему. Когда функции поясной системы оказываются нарушены, мы начинаем фиксироваться на негативных мыслях или действиях; нам становится трудно найти варианты выхода из ситуаций.

Поясная извилина:

- сравнивает как было и как есть, обнаружение противоречия в информации о стимуле, учитывает информацию, полученную от органов чувств, сохраняет в памяти намеченные цели, а также навыки, приобретенные ранее для их достижения и пр., адаптирует стандартное поведение к знакомым и не слишком новым ситуациям.

- гиперактивна при беспокойстве и обсессивно-сомпульсивном расстройстве [склонность к повторяющимся или ритуальным действиям для избавления от беспокойства], может чрезмерно активизироваться при биполярном расстройстве [маниакальные или чередующиеся маниакальные и депрессивные эпизоды];

- деактивизируется при паническом страхе, при ее ослаблении не хватает побуждений к действию. В серьезных случаях он становится легко отвлекающимся и апатичным

- передняя часть поясной извилины: управление поведением (переключает)

- задняя часть оценивает где вы находитесь и что делаете

- активизируется сенсорной информацией и нижней часть лобной доли коры головного мозга (контур обнаружения ошибки), зашкаливает при одержимости

- при отсутствии переключения перевозбуждаются базальные ганглии запускается стресс, возникает«чёрная дыра» во внутренней жизни

- негативная спираль и перегрузка лобных долей (их перевозбуждение). Зыбучие пески попыток рационально разобраться с тревогой.



За что этот отдел отвечает?

Так, например, он:

1. Смещает фокус внимание с одного объекта на другой.

2. Обеспечивает когнитивную гибкость (мы можем познавать мир с разных сторон и менять на него угол зрения, ставить себя на место другого).

3. Отвечает за адаптивность. Т.е. изменился мир и мы должны измениться, сместить приоритеты, интересы и т.п.

4. Обеспечивает переход от идее к идее.

5. Дает видеть различные, часто альтернативные возможности.

6. Дает способность подстраиваться под социум, идти с ним в ногу, или же возвратиться к себе, своим интересам.

7. Дает возможность осуществлять сотрудничество с другими людьми, пользоваться возможностями окружающей среды.

8. Обеспечивает мышление, ориентированное на будущее. Т.е. это не только какая-то отдельная картина из будущего, выданная лобной корой, это некий поток образов, который сменяет один другой и создает временную линию будущего.

Фактически, это коробка передач мозга, которая помогает переключиться с одного режима мозга на другой.


Проблемы при нарушениях работы поясной системы:

беспокойство;

постоянное возвращение к прошлым обидам;

навязчивые мысли (обсессии);

навязчивое поведение (компульсия);

оппозиционное поведение;

стремление к спорам;

неспособность к сотрудничеству; стремление автоматически говорить «нет»;

формирование зависимостей (алкогольной, наркотической, расстройства пищевого поведения);

хронические боли;

отсутствие когнитивной гибкости;

обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);

ОКР спектральные расстройства;

расстройства пищевого поведения;

крайняя степень агрессивного вождения.


При нарушениях поясной системы человек имеет тенденцию «зацикливаться», постоянно возвращаться к одной и той же мысли. Они постоянно помнят прошлые обиды и травмы, будучи не в состоянии их «отпустить». Они могут фиксироваться на негативном поведении, у них может развиваться навязчивое поведение (например, постоянное мытье рук или стремление проверять запоры на дверях). Гиперактивность поясной извилины часто возникает из-за недостатка нейромедиатора серотонина, отчего люди застревают на определенных мыслях и идеях. Такое «застревание» обычно сопровождается тревогой, мрачностью, эмоциональной ригидностью и раздражительностью. Иногда это передается по наследству, но проявления могут варьировать. Скажем, у отца или матери гиперактивность поясной извилины сопровождается навязчивыми мыслями и компульсивным поведением (постоянное мытье рук, проверка чего-то, подсчеты), а у дочери или сына при тех же проблемах поясной извилины будет проявляться оппозиционное поведение (на любой вопрос или предложение отвечает «нет»).

Один пациент с нарушенной функцией поясной системы так описал свое состояние: «Это как белка в колесе, когда мысли возвращаются снова, и снова, и снова». Другой пациент выразился иначе: «Это как постоянно нажатая кнопка перезапуска программы. Даже если я не хочу больше думать эту мысль, она все равно возвращается».

На клинических состояниях, связанных с нарушением работы этой области мозга, мы еще остановимся. А сейчас я хотел бы поговорить о, как я их называю, субклинических состояниях, обусловленных нарушением работы поясной системы. Субклинические состояния выражены не до такой степени, как полноценные расстройства, однако при этом вполне могут ухудшать качество жизни. Беспокойство, постоянная память прошлых обид, отсутствие когнитивной гибкости и ригидность, может быть, и не являются поводом для визита к психотерапевту, но тем не менее окрашивают вашу жизнь в мрачные тона. Без этого можно обойтись.

Люди с проблемами в поясной извилине часто испытывают:

1. Тревогу. Они не могут простроить себе четкого видения будущего, не могут подстроиться под окружающих и опасаются попасть впросак в общении.

2. Они очень длительно удерживают в себе различные психотравмы, потому что не могут переключиться на перспективу в будущем и видении способов улучшить свое состояние.

3. Из–за сложности переключения психических процессов у них часто возникают навязчивости.

4. Часто проявляют оппозиционное поведение из-за невозможности переключиться и посмотреть на ситуацию со стороны собеседника.

5. Сложности с кооперацией своих действий с действиями окружающих.

6. Сложности с изменением характера и последовательности деятельности. Привык он каждое утро пить чай с бергамотом. Нет чая - у человека катастрофа. У него распадается весь день и из-за этого у него паника.

7. Стойкую неизменную привязанность к местам, временам, вещам и людям. С одной стороны в этом нет ничего плохого. Привязанность и постоянство сами по себе очень хорошие чувства. Отрицательно действие это начинает оказывать на человека в том случае, если что-то меняется, а он не может измениться. Он не может расстаться со старыми вещами, продолжает быть верен людям, которые его обижают и оскорбляют. Не то, что это такая извращенная любовь или он боится одиночества. Ему реально плохо, но он не может переключиться.

Основная патология, обусловленная поясничной извилиной – обсессивно-компульсивное расстройство. Именно тогда коробка передач не работает, человек застревает в каком-то определенном состоянии, стиле жизни, потребностях и не может приспособиться к переменам. Так, даже незначительное перемещение вещей в комнате обсессивного человека может вызвать у него панику. Он не знает, как с этим жить дальше. Настоящая теория предполагает, что в этом случае импульс начинает носиться в поясничной извилине по кругу, как зверь в клетке и, мозг не может от него избавиться.

Способность учиться на ошибках: пробовать, а не тревожиться.

На совершённую ошибку наш мозг отзывается двумя способами. Первый отклик происходит в передней части поясной извилины, или поясной коры (anterior cingulate cortex), — в зоне, которая управляет вниманием, следит за поведением и чувством удовлетворения от награды. На любую неудачу в течение 50 миллисекунд оттуда на ЭЭГ приходит характерный сигнал. Второй сигнал, у которого нет чёткой локализации, наоборот, «позитивен»: он служит знаком того, что ошибка «принята к сведению». Это сигнал увеличения опыта, приходящий с большим запозданием, в пределах 100–500 мс. Предварительные исследования установили, что обучение тем эффективнее, чем сильнее выражен негативный сигнал и чем более устойчив сигнал позитивный: с одной стороны, человек испытывает большое неудобство от своей ошибки, а с другой — тщательно эту ошибку осмысляет.

Эксперимент выявил два типа испытуемых. Первый характеризуется жёстким, фиксированным складом ума: такие люди, совершив ошибку, скорее признают, что им просто не дано таланта, чем попытаются учесть промах и снова сесть за задачу. Второй тип, напротив, характеризуется подвижным («растущим») мыслеустройством: люди этого склада воспринимают ошибку как повод расширить свой кругозор. Они верят, что справиться можно со всем: было бы время, силы и желание.

Это сугубо психологическое деление нашло отражение в результатах описанного опыта. Добровольцы, принадлежащие ко второму типу, лучше справлялись с заданием: после каждой ошибки у них обострялось внимание, и они с особой аккуратностью следили за буквами. При этом их положительный сигнал оказывался более выраженным: они уделяли максимум внимания и сил осмыслению сделанного промаха. У тех, чей склад ума обладал большей подвижностью, пик активности положительного сигнала после ошибки в 15 раз превышал обычный — против всего лишь пятикратного возрастания у испытуемых первого типа. Более того, прирост этого сигнала чётко коррелировал с аккуратностью при последующем тестировании. Чем сильней мозг думал о том, где он ошибся, тем легче ему было избежать ошибок в будущем.

В действительности эти две модели личности носят не врождённый, а благоприобретённый характер. Классические эксперименты показали: если ребёнка хвалить за его сообразительность или вообще за одарённость, его мыслительные схемы вскоре застынут, и индивид всю жизнь будет браться только за те задачи, которые может решить. И впрямь, так легче всего получить похвалу, если раз за разом выполнять один и тот же удачный трюк. И наоборот: если ребёнка поощрять за попытки, пусть и неудачные, у него сложится более подвижный, смелый и решительный ум. Такой человек сможет учиться всю жизнь, и учиться ему будет интересно.

Беспокойство (езда на ручнике).

Если активность поясной извилины высока, то случайная мысль не может угаснуть, а бесконечно крутится в голове, раздражая нас.

Несмотря на то что мы все иногда начинаем волноваться (в определенных дозах волнение необходимо, так как заставляет нас лучше работать или учиться), люди с повышенной функцией поясной системы волнуются постоянно, и хроническое беспокойство становится частью их самих. Их беспокойство может приобретать такие размеры, что они иной раз могут причинить себе психологический и даже физический вред. Возвращаясь в их сознание вновь и вновь, тревожные мысли могут вызвать напряжение, стресс, боли в желудке, головную боль и раздражительность. Постоянное беспокойство вслух начинает раздражать окружающих, на человека начинают обращать меньше внимания, и сам он становится менее сдержанным.

На одном приеме старый друг, тоже врач, пожаловался мне, что его жена «постоянно волнуется». «Она беспокоится за всю семью, — сказал он. — Это выводит из себя и меня, и детей. Постоянные волнения, кажется, привели к тому, что у нее хронические головные боли, она все время раздражена. Как мне помочь ей расслабиться, чтобы она больше не волновалась по пустякам?» Его жену я знаю очень давно. Несмотря на то что у нее никогда не было клинической депрессии, равно как и симптомов, позволивших бы заподозрить у нее панические расстройства или обсессивно-компульсивное расстройство, я знал, что беспокойство ей очень свойственно. У некоторых членов ее семьи, о которых она рассказывала мне несколько раз, были клинические расстройства (алкоголизм, наркомания, навязчивое поведение), связанные с поясной системой.


Если человек крепко держится за память о старых обидах и травмах, он может тем самым создать серьезные проблемы в своей жизни. Среди моих пациентов была женщина, сильно обиженная на своего мужа. Во время поездки на Гавайи, на пляже в Вайкики, ее муж позволил себе бросить взгляд на одну из женщин, одетую в весьма откровенный купальник. Жену это взбесило. Она решила, что он изменил ей взглядом. Ее гнев испортил им всю поездку, а сама она постоянно напоминала ему об этом случае на протяжении долгих лет.

Отсутствие когнитивной гибкости

Отсутствие когнитивной гибкости, иными словами, неспособность преодолевать взлеты и падения повседневной жизни, является основной причиной большинства проблем, связанных с поясной системой. Кимми, шестилетняя дочка моего приятеля, являет собой классический пример отсутствия когнитивной гибкости. Их мать попросила ее старшую сестру одеть Кимми, чтобы идти в гости. Старшая сестра выбрала для нее футболку и брюки. Кимми стала жаловаться, что футболка и брюки выглядят «тупо». То же говорила она и про другую одежду, которую выбирала ей сестра, отвергнув еще три «ансамбля». Сама Кимми изъявила желание надеть легкое летнее платье. Дело происходило в феврале, и на улице было холодно. Требуя, чтобы ей дали поступить по-своему, Кимми стала рыдать. Она не соглашалась ни на какие другие варианты. Стоило ей решить, что она хочет надеть летнее платье, как переключиться с этого желания она уже не могла.

Консультируя семейные пары на протяжении ряда лет, я часто слышал и о другом примере когнитивной жесткости: потребности сделать что-то именно сейчас. Не через пять минут, а прямо сейчас! Такой сценарий встречается довольно часто: жена просит мужа достать из сушки кое-какую одежду, а в сушку положить вещи из стиральной машины. Он отвечает, что сделает это через пару минут — только досмотрит по телевизору конец баскетбольного матча. Она начинает злиться и требует, чтобы он сделал это сейчас же. Начинается скандал. Она не может успокоиться, пока муж не выполнит ее просьбу. Ему кажется, что она грубо вторгается в его пространство, помыкает им и вообще унижает. Потребность сделать это сейчас же может вызвать серьезный разлад во взаимоотношениях. Конечно же, если раньше муж ей уже обещал свою помощь, но слово не сдержал, то в таком случае понятно ее желание, чтобы он сделал это сразу.

Симптомы проблем (человек "зациклился"):

В повседневной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством примеров отсутствия когнитивной гибкости. Вот небольшой список:

употребление определенных блюд и отказ пробовать новые;

стремление к тому, чтобы предметы в комнате находились на строго определенных местах;

стремление все время заниматься любовью по одному-единственному сценарию (или вообще отказ от секса из-за связанного с ним беспорядка);

сильное расстройство, если в последний момент поменялись планы на вечер;

стремление на работе действовать совершенно определенным образом, даже если это не отвечает интересам компании (например, не проявлять достаточно гибкости, чтобы удовлетворить просьбу важного клиента);

стремление заставить членов семьи выполнять работу по дому строго определенным образом (это часто отталкивает их, отбивая все желание помочь).



Подобная когнитивная негибкость способна исподволь разрушить и счастье, и радость, и близкие отношения.

Автоматическое «нет»

Многие люди с гиперактивной поясной системой фиксируются на слове «нет» из-за того, что им трудно переключать внимание. Складывается впечатление, что первое слово, которое они произносят, всегда бывает «нет», причем они даже не задумываются, а насколько это «нет» выгодно им самим? Один из моих пациентов рассказывал мне про своего отца. С какой бы просьбой он ни обращался к своему отцу (например, разрешить ему взять машину), тот всегда автоматически отвечал «нет». Все дети в семье знали, что если им чего-то хочется, то первым его ответом все равно будет отказ. Затем, через неделю или две, он подумает и, может быть, изменит свое мнение. Но первым его ответом всегда было «Нет!».

Амен: у меня было несколько сотрудников с несомненными нарушениями в поясной системе. Очень часто они отказывались сотрудничать и искали способы не делать того, о чем их просили. Они часто спорили и вместо того, чтобы выполнять задание, объясняли, почему выполнить его невозможно.

Проверяем состояние поясной системы

Это список симптомов, которые могут указывать на нарушение функций поясной системы. Прочтите его и оцените состояние свое или того, человека, которого вы оцениваете. Для этого воспользуйтесь приведенной системой баллов и проставьте соответствующий балл у каждого из пунктов списка. Если оценку 3 или 4 пришлось выставить хотя бы по пяти пунктам, значит, велика вероятность, что в работе поясной системы существуют какие-то нарушения.


0 = никогда
1 = редко
2 = иногда
3 = часто
4 = очень часто


1. Чрезмерные или беспочвенные волнения.

2. Вы выходите из себя, если события разворачиваются не так, как хотелось бы вам.

3. Вы выходите из себя, если предметы находятся не на своих местах.

4. Склонность к спорам или негативизму.

5. Склонность к навязчивым негативным мыслям.

6. Склонность к компульсивным действиям.

7. Острое неприятие перемен.

8. Склонность помнить обиды.

9. Трудности с переключением внимания с одного объекта на другой.

10. Трудности с переключением с одних действий на другие.

11. Низкая способность видеть варианты решений.

12. Склонность упорствовать и не прислушиваться к мнению других.

13. Тенденция замыкаться на определенном действии безотносительно того, правильно это или нет.

14. Вы сильно расстраиваетесь, если что-то делают не так, как надо.

15. Другие замечают, что вы слишком много нервничаете.

16. Склонность отвечать на вопрос словом «нет», не задумываясь над вопросом.

17. Склонность ожидать худшего.

Источники

1. Амен "Мозг и душа", отличная книга.

2. http://gutta-honey.livejournal.com/321095.html

Поясную извилину можно сравнить с коробкой переключения передач. При стрессе она заедает, что делает нас негибкими и мы утрачиваем способность приспосабливаться. Такая поведенческая жесткость значительно снижает нашу стрессоустойчивость. Сегодня я расскажу, как нормализовать активность поясной извилины (большинство упражнений из книги Амена "Мозг и любовь").


Детское поведение.

Поймите, что проблемы с поясной извилиной - это не ваши черты характера или особенности, а это проявления уставшей стрессовой поясной извилины. Это детское поведение, когда у ребенка еще недозрела поясная извилина: он любит сосать соску, долго делать одно и тоже, обожает ритуалы и часто расстраивается, если ритуал не соответствует.

Дети часто хотят только «любимую куклу» и отказываются взаимодействовать, если это не так. С укрепление префронталики такое поведение ослабляется, но может вновь активизироваться у взрослых

Отвлекайтесь.

Замечайте, когда начинаете фиксироваться, отвлекитесь и возвращайтесь к теме позже. Первый шаг к коррекции нарушений деятельности мозга состоит в том, чтобы заметить, что вы «подвисли», и отвлечься от мыслей, которые начали свой бег по кругу. Отдавать себе отчет в появлении навязчивых мыслей очень важно для того, чтобы их контролировать. Как только вы поймаете себя на том, что мысль пошла по кругу, отвлекитесь от нее. Вставайте и займитесь чем-нибудь еще. Отвлечение очень часто оказывается эффективным.

Некоторые из пациентов с нарушением функций поясной системы отмечают, что им помогает составлять список занятий, отвлекающих от навязчивых мыслей.

Например:

  • петь любимые песни;
  • слушать музыку, поднимающую настроение;
  • пойти пройтись;
  • сделать работу по дому;
  • поиграть с животными, которые живут у вас дома;
  • помолитесь;
  • сосредоточить все свое внимание на одном слове и не позволять другим мыслям пробираться в сознание (представьте себе швабру, выметающую остальные мысли).

Если активно отвлекаться от навязчивых мыслей и их блокировать, со временем они потеряют над вами свою власть.

Практики осознанности

Наблюдайте за собой и обращайте внимание, когда вы «зафиксировались» или начали обсасывать проблему, вместо того, чтобы ее решать. Запомните, что значение имеют лишь мысли, которые влекут за собой действия и только. Подробнее читайте про осознанность.

Все части невральной оси работают сообща, но два ее участка имеют особые механизмы, которые обеспечиваются их нервными отростками, идущими во всех направлениях. Речь идет о передней поясной коре (ППК) и миндалевидном теле.

Начнем с ППК (более полную информацию можно найти в Lewis and Todd, 2007; Paus, 2001). ППК тесно связана с эволюционно молодыми областями префронтальной коры – дорзальной (задней) лобной корой и латеральной (боковой), вместе эту зону обозначают трудно- произносимым термином «дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПК)». Эта зона коры – главный нервный субстрат оперативной памяти ДЛПК – своего рода временное подсобное хранилище, куда мозг выкладывает информацию, требуемую для решения насущной задачи и принятия решений.

Кроме того, ППК имеет постоянные контакты с дополнительной двигательной зоной коры, где планируются новые действия. Через эти связи ППК организует наши действия, направленные на достижение определенных целей. Когда цель становится ясной, фрагменты нашего внутреннего опыта, который необходим для достижения цели, собираются в единое целое, и этот процесс выражается в так называемой нейральной когерентности (согласованности).

По «приказу» ППК множество далеко отстоящих (по микроскопическим масштабам) друг от друга областей начинают пульсировать совместно, координируя фазы всплесков и затуханий, возбуждения и торможения. Обычно эта нейронная синхронность пульсирует в гамма-ритме – от 30 до 80 раз в секунду (Thompson and Varela, 2001). ППК – главный куратор нашего внимания. Она следит за осуществлением нашего продвижения к целям и отмечает противоречия между ними. Ее верхние уровни осуществляют усиленный контроль, преднамеренное и постоянное регулирование мыслей и поведения. Эти области созревают лишь к 3–6 годам (Posner and Rothbart, 2000). В основном именно поэтому дети хуже контролируют себя, чем взрослые. ППК работает каждый раз, когда вы осознанно выполняете свое намерение. Через плотные двусторонние связи с миндалевидным телом, гиппокампом и гипоталамусом ППК влияет на эмоции и сама подвергается их влиянию.

Можно сказать, что именно тут расположен главный центр соединения мыслей и чувств (Lewis, 2005). Укрепление ППК (с помощью медитаций, например) помогает человеку думать яснее, когда он чем-то расстроен, и привносит в логические рассуждения тепло и эмоциональную разумность. Иными словами, ППК находится в самом центре идущей сверху вниз преднамеренной, централизованной обдуманной мотивации.

Не думайте, а пишите.

Если вы застряли на каком-то образе или мысли возьмите лист бумаги и напишите, что вы там видите или думаете, а затем, опять же напишите, как из этого выйти или как ситуацию можно развить дальше. Писать надо потому, что в обдумывании сюжета и его письменном оформлении участвует довольно много других отделов мозга. Это позволит импульсу, застрявшему в цингулярной извилине сбежать из места заключения.

Помогают разные письменные техники: можно просто писать все, что придет в голову. Если вас терзает ситуация, выпишите все возможные способы ее решения, даже самые абсурдные и все возможности. Важно: не обдумать, а выписать – в этих процессах задействуются разные отделы мозга! Если кажется, что решить проблему сложно, опять поможет старый проверенный план. Тоже в письменной форме, но с точными и яркими деталями. Точное время исполнения, если вы склонные к навязчивостям, не стоит приделывать. Это будет сильно отвлекать от выполнения плана.

Если вы фиксируетесь на одной мысли, часто помогает записывание ее, чтобы от нее избавиться. Когда вы ее записываете, она часто уходит из головы. Видя ее написанной на бумаге, легче справиться с ней рациональными методами. Если навязчивые мысли приводят к проблемам со сном, держите рядом с кроватью бумагу и карандаш, чтобы их записывать. Записав такую назойливую мысль, составьте список того, что вы можете с этим сделать и чего вы сделать не в состоянии. Скажем, если вас волнует ситуация на работе, получите ли вы повышение или нет, сделайте следующее.

1. Запишите эту мысль: «Я волнуюсь, получу ли я повышение на работе».

2. Запишите, что вы можете сделать с причиной вашего беспокойства:

«На работе я могу стараться изо всех сил».

«Я по-прежнему буду надежным, трудолюбивым и творческим работником».

«Я сделаю так, что начальник не будет сомневаться в том, что я заслуживаю повышения». «Уверенно, но не хвастаясь, я расскажу своему начальнику о том, что я сделал для нашей компании».

3. Составьте список вещей, которые вы не в состоянии сделать по поводу своего беспокойства: «Я не могу решать за начальника».

«Я не могу желать этого повышения больше, чем я его желаю».

«Я не в состоянии напрямую повлиять на решение о моем повышении. Мое волнение здесь не поможет».

«Я не в состоянии сделать так, чтобы решили повысить именно меня (хотя очень многое зависит от моего настроя и работы)».

Используйте это несложное упражнение, чтобы вырваться из круговорота мыслей, которые не дают вам спать по ночам и держат вас в напряжении.

Взгляд со стороны.

Если вы зациклились на проблеме, то взгляд со стороны – лучшее решение. Не стесняйтесь просить помощи у друзей, если никак не справитесь с крутящимися в голове мыслями. Но не так чтобы друг вам сказал, что-то типа» плюнь и забудь» или « о каких отвратительных вещах ты думаешь». Надо чтобы он помог вам проработать материал застрявший в вашей голове.

Если все попытки избавиться от навязчивых мыслей остаются безуспешными, часто помогает обращение за советом к тому, с кем вы можете обсудить свои волнения и страхи или навязчивые действия. Иногда, только рассказывая о том, что вам не дает покоя какая-то мысль и т. д., вы вдруг обнаруживаете, что видите выход. На протяжении нескольких лет сам я искал решений, обсуждая проблему с людьми более опытными, чем я. Другие могут стать просто слушателями: формулируя перед ними свою проблему, вы получаете возможность видеть новые варианты решений и сверять свое восприятие с восприятием окружающих.

Придумайте парадокс.

Тренируйте парадоксальное мышление. Рассматривайте проблему с разных сторон, с разных точек зрения, с изучением за и против.

Физическая активность.

Да-да, и она тут же. Говорят, что именно эти отделы при регулярных упражнениях начинают лучше функционировать. Даже простое приседание требует быстрое переключение с одной группы мышц на другую. Это кроме всего прочего полезного, что случается от физической активности. Физические упражнения нередко оказываются весьма эффективным средством для снижения беспокойства и повышения когнитивной гибкости. Во время тренировок в тканях мозга повышается уровень триптофана. Как отмечалось, молекула триптофана обладает сравнительно небольшими размерами, и потому ей нередко приходится бороться с более крупными молекулами за возможность проникнуть в мозг. При физических нагрузках организм использует аминокислоты с более крупными молекулами для восстановления мышечной силы, таким образом снижая их содержание в крови. В это время триптофан может в больших количествах поступать в мозг, повышая уровень серотонина. Кроме того, физические нагрузки повышают вашу энергию и отвлекают от неприятных навязчивых мыслей. Я часто советую конфронтационным детям чаще заниматься физкультурой: это помогает им повышать уровень триптофана и легче взаимодействовать с окружающими.

Раскрепостить мышцы лица

Покривляться перед зеркалом, сделать антистрессовый массаж лица и головы (техника есть вот в этом видео). Нервные тики и подергивания глазом – это четкий индикатор проблем с поясничной извилиной. При стимуляции моторной зоны поясной коры возможны тикоидные движения, вовлекающие мышцы губ, языка, кистей, которые человек может задержать волевым усилием.

Спонтанность.

Станцевать, поиграть в любую игру, пойти в новое место, сделать что-нибудь необычное. Нейроны поясной моторной коры активируются при движении, причем в ее каудальной части особенно высока доля нейронов, избирательно активирующихся при спонтанных движениях. Спонтанность прекрасно снижает гипертонус поясной извилины и уменьшает уровень стресса. Чтобы вылечить эту часть нашего сознания, нам следует в том числе приучать его к поиску новых вариантов и опций и новых идей.

Выбрасывайте старые вещи и обновляйте все, что можно.

Характерная черта поражения поясной извилины – это синдром Плюшкина.
Пациенты с синдромом Плюшкина - патологические накопители, которые страдают от крайнего пренебрежения к себе, апатии, эмоциональной лабильности, подозрительности и отсутствия стыда. Все это часто оборачивается против них. Синдром Плюшкина часто ведет к социальной изоляции, которая нарастает по мере того, как в жилище у человека накапливается хлам, а внешность меняется под действием болезни. Такие люди накапливают огромное количество ненужных вещей, безразличны к грязи и мусору, недоброжелательны к посетителям и, как правило, так или иначе сопротивляются попыткам помочь им изменить образ жизни. При этом они не всегда бывают нищими: просто предпочитают не расходовать средства. Считается, что синдром возникает из-за нарушений в работе передней части поясной извилины и островковой доли, которые обычно задействованы в процессе принятия решений.

Пауза

Как уже отмечалось, у многих людей с нарушением деятельности поясной системы наблюдается склонность автоматически отвечать «нет». Боритесь с этой склонностью. Прежде чем отреагировать на просьбу или на вопрос привычным «нет», сделайте вдох и подумайте, на самом ли деле отрицательный ответ в данном случае оптимальный. Нередко помогает такая схема: вдох, пауза в течение трех секунд, потом в течение пяти секунд делать выдох. Это дает вам дополнительное время перед ответом. Например, если ваш супруг зовет вас в постель заняться любовью, прежде чем ответить, что вы устали больны, очень заняты или не в настроении, сделайте глубокий вдох. Пока вы делаете вдох, подумайте, на самом ли деле вы хотите отказать своему партнеру. На самом ли деле вам будет лучше, если вы ответите: отказом и продолжите заниматься своими делами, или для вас все-таки лучше быть в близких отношениях с этим человеком. Автоматическое «нет» разрушило не одну любовь. Дайте себе достаточно времени, чтобы задаться вопросом, на самом ли деле вы имеете в виду «нет», отвечая «нет»?

Осознанность н ачинается с умения взять паузу.

Не спорьте.

Если вы с кем-то спорите и видите, что этот человек стал «упираться», возьмите паузу, сделайте перерыв. Пусть он продлится десять минут, десять часов или десять дней! Если вы сумеете отвлечься от ситуации lose-lose, в которой проигрывают все участники, то сможете позже вернуться к обсуждению и решить проблему.

Очень давно я понял, что не надо спорить с теми, у кого нарушена функция поясной системы. Когда человека «замыкает» на какой-то мысли или действиях, логические доводы обычно не помогают. Один из наиболее эффективных, по моим наблюдениям, способов общения с «замкнувшимися» состоит в следующем: я коротко излагаю то, что хочу сказать. Если я вижу, что мой собеседник начинает замыкаться на своей позиции, я стараюсь переменить тему и переключить его внимание. Это дает время его подсознанию переварить то, что я успел сказать, не вступая с этой мыслью в конфронтацию. Часто оказывается, что, когда мы возвращаемся к этому разговору какое-то время спустя, человек уже легче принимает мою точку зрения.

Эта техника часто помогает в общении с подростками. Многие из них спорят и перечат старшим в силу естественного процесса взросления и отделения от родителей. Я предлагаю родителям уходить от противостояния с детьми, быстро изложив свою позицию и переключаясь на другую тему. Если речь идет о принципиальных вопросах, вернитесь к их обсуждению позже.

Один из лучших советов, которые я даю парам с семейными проблемами, остается такой: «Ступайте в туалет». Если вы видите, что ваш партнер начинает повторяться, а его поясная система все больше вовлекается в ваш спор, извинитесь и скажите, что вам надо в туалет. Мало, кто станет спорить с человеком, ощутившим столь естественную потребность, а между тем пауза в споре часто оказывается полезной. Если ваш собеседник вошел в особенно крутое «пике», возьмите с собой книжку потолще и не выходите подольше.

Научитесь обращаться с «трудными» детьми

Сталкиваясь с «трудными» детьми, следует помнить два главных совета. Такие дети часто фиксируются на негативном поведении. Если удается найти к ним правильный подход, это может изменить всю их жизнь. Первый совет состоит в следующем: чтобы нарушить их фиксацию на навязчивых мыслях или действиях, из-за которой они и становятся упрямыми и враждебными, постарайтесь понять, в какой момент их отвлечь. Отвлечение - действенная техника, которая хорошо помогает освобождать от «фиксации» людей с нарушенной функцией поясной системы. Отвлеките такого ребенка, сменив тему разговора, переключив его внимание на физическую активность (отправьте его погулять, предложите поиграть) или на задание, в котором есть упражнение на отвлечение внимания.

Родителям детей с нарушенной функцией поясной системы очень важно утвердить свою «высшую» власть. Родители не должны позволять, чтобы конфронтационное поведение оказывалось выигрышным. В противном случае они только развивают в ребенке эту склонность, которая вполне может испортить ему всю дальнейшую жизнь. Родители, потакающие требованиям, не приучают ребенка подчиняться власти. Поэтому этим детям приходится трудно в школе и в обществе. Самые эффективные дети, как правило, вырастают у авторитарных родителей, придерживающихся твердых позиций. Точно так же, как людям с ОКР бывает труднее противостоять навязчивым мыслям и действиям, если они им поддаются, так же и конфронтационное поведение у детей, если ему уступать, становится только хуже. Чем раньше вы отучите детей от такого поведения, тем будет лучше для всех. С этой целью я разработал свод правил для родителей, который стал первым шагом в обучении обращению с такими детьми. Очень важно четко формулировать правила и дать понять, что вы не намерены от них (этих правил) отступать. Вот два правила, касающиеся конфронтационного поведения.

Делай, что говорят родители, с первого раза.

Никаких споров с родителями.

Эти правила устанавливают, что у вас, как у родителя, есть власть, и вы не позволите ребенку ругаться с вами. Если вы возьмете за правило добиваться от своих детей послушания с первого раза, они будут знать, что это то, что от них требуют. Если они не послушались, следует немедленно пресекать непослушание. Не надо повторять свою просьбу по сто раз. В этом случае шансы, что вы обидите своего ребенка словом или действием, многократно возрастают. Если вы попросили ребенка что-то сделать, а он отказывается или медлит - не откладывая «на потом», скажите ему так: «Выбирай. Можешь сделать это сейчас, или подожди, и сделаешь это позже. Мне все равно. Решай сам». Если ребенок не торопится сразу выполнить вашу просьбу, дайте ему тайм-аут. При необходимости этот алгоритм можно повторить. В случае непослушания принимайте меры быстро, твердо, без эмоций. Чем эмоциональнее вы начинаете общаться, тем хуже ведут себя такие дети. Здесь важна последовательность.

Второе правило (никаких споров с родителями) в отношениях с конфронтационными детьми чрезвычайно важно. Если вы позволяете такому ребенку спорить с собой, это только усиливает и усугубляет его сопротивление, вызванное нарушением в поясной системе. Конечно, вам интересно выслушать мнение своего ребенка.

Однако следует проводить грань между высказыванием своего мнения и спором. Может быть, есть смысл предупредить ребенка: «Конечно, мы твои родители и хотим знать твое мнение. Но если ты повторил его больше двух раз, то это уже спор».

Такого рода «родительские интервенции» всегда эффективны, если происходят на фоне хороших отношений между родителями и ребенком. Родители, развивающие «лимбическую» связь с собственным ребенком, общаясь с ним и выслушивая его, реже сталкиваются с такой проблемой, как конфронтационное поведение.

Суммируем сказанное. В отношениях с конфронтационными детьми при необходимости используйте метод отвлечения, оставаясь вместе с тем твердыми и авторитарными. Посмотрите, сколько вы ссоритесь с ними. Не стоит ссориться по любому вопросу. К сожалению, у конфронтационных детей один или оба родителя страдают нарушениями в поясной системе, а это только усугубляет проблемы такой семьи. Между тем нередко становится легче, когда родители проявляют известную гибкость.

Альтруизм

Если вы дочитали до этого места, то вот подарок – лучший способ снизить гипертонус поясной извилины. Ранние наблюдения за активностью мозга человека показали, что при совершении милосердного поступка у него повышается активность системы подкрепления. Эта система в мозге отвечает за чувство удовольствия, поэтому выходит, что человек, даже помогая другому, всё равно действует в своих интересах. Это было доказано в опытах на обезьянах.

Если обезьяна действовала в собственных интересах, у неё активизировались клетки орбитофронтальной коры, отвечающие за персональную выгоду. Если же макака отдавала сок другому, у неё срабатывали некоторые нейроны передней части поясной извилины, молчавшие во время «эгоистичного» поступка.

«Альтруистичные» нейроны не мешают получать удовольствие от помощи другому, а лишь указывают на дополнительный источник такого удовольствия. Эта же область мозга вовлечена в социальные взаимодействия: например, когда любимый человек попадает в трудную ситуацию, за него "переживает" именно поясная извилина.

Смерть.

Размышления о своей смерти и конечности бытия отлично снижают тонус поясной извилины. Советую. опубликовано

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»