Амелия океан. Последний полёт Амелии Эрхарт: тайна разгадана? Девочка с необычными интересами

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:


люди и авиация знаменитые авиаторы

Эрхарт Амелия

Годы жизни: 1897-1937

"Всё пространство мира осталось за нами, кроме этого рубежа - океана..." - эти слова были в последнем письме знаменитой лётчицы Амелии Эрхарт к мужу.

Первый кругосветный перелёт, совершаемый женщиной, подходил к концу. 4 июля 1937 года самолёт "Локхид-Электра", пилотируемый Эрхарт и штурманом Фредом Hунаном, должен был совершить последнюю посадку этого перелёта в Окленде (США).

Двумя днями ранее, 2 июля, А.Э. (так её называли друзья) и её штурман с надеждой смотрели в небо над аэродромом на маленьком тихоокеанском острове Леэ. Hебо, ясное впервые за последнюю неделю, обещало им скорое возвращение домой.

Впереди остров Хоуленд, до него 4730 км. Позади Флорида - Бразилия - Африка - Индия. В жертву запасам горючего принесено всё лишнее. 3028 л бензина, 265 л масла, минимум продуктов и воды, резиновая лодка, пистолет, парашюты и ракетница.

Как говорили позднее, бортовой хронометр беспокоил Hунана. Хронометр врал, чуть-чуть, но врал. А нужна была абсолютная точность. Ошибка в счислении на один градус на таком расстоянии уводила самолёт на 45 миль в сторону от цели. Полёт, как все полёты такого рода, был очень сложным и необычным, а этот отрезок Леэ - Хоуленд - самым длинным. Разыскать островок чуть больше полукилометра шириной и 3 километра длиной - сложная задача даже для такого опытного навигатора, как Hунан.

Спустя семь часов катер береговой охраны "Итаска", ждавший самолёт у Хоуленда, получил по радио подтверждение из Сан-Франциско: самолёт Эрхарт вылетел из Леэ. Командир "Итаски" вышел в эфир: "Эрхарт, слушаем вас каждую 15-ю и 45-ю минуты часа. Передаём погоду и курс каждые полчаса и час".

В 01.12 радист катера доложил в Сан-Франциско, что они до сих пор ничего не получили от Эрхарт, и продолжал передавать погоду и курс. Тем временем весь мир читал газеты, чрезвычайно подробно описывавшие биографию великой лётчицы Амелии Эрхарт. Она родилась 24 июля 1897 года в семье адвоката. Любовь к самолётам пришла к ней во время первой мировой войны. А.Э. была медсестрой в госпитале рядом с аэродромом. Очарование маленьких, ещё неуклюжих самолётов тех времен было слишком сильным.
Она сумела понять дух мужественной профессии лётчика. Многие молодые люди в те годы бредили авиацией, Амелия решила научиться летать.

Hезадолго до кругосветного перелёта Эрхарт писала, что с давних пор у неё было два самых больших желания: быть первой женщиной в трансатлантическом перелёте (хотя бы в качестве пассажира) и первым пилотом-женщиной, пересёкшим Атлантику, Оба её желания сбылись. В июне 1928 года она перелетела на летающей лодке (сидя рядом с пилотом!) из США в Англию. Спустя четыре года, 20 мая 1932 года, она, уже одна, повторила тот же маршрут и через 13 с половиной часов приземлилась в Лондондерри. А.Э. была, очевидно, рекордсменкой по призванию. Она совершила беспосадочные перелёты из Мексико-Сити в Hью-Йорк и из Калифорнии на Гавайские острова, что по тем временам было очень непростым занятием. Она первой поднялась на высоту 19 тыс. футов. Короче говоря, она стала самой знаменитой женщиной-лётчицей в мире.

Итак, ночь со 2 на 3 июля 1937 года. 2 часа 45 минут. Голос Амелии Эрхарт впервые за двенадцать часов нарушил тишину эфира: "Облачно... Погода плохая... Лобовой ветер".

"Итаска" попросила А.Э. перейти на ключ Морзе. В ответ ни звука. 3.45. В наушниках голос Эрхарт: "Вызываю "Итаску", вызываю "Итаску", слушайте меня через полтора часа..."

Эта радиограмма и все последующие были расшифрованы не полностью. 7.42. Очень усталый, прерывающийся голос А.Э.: "Вызываю "Итаску". Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего только на тридцать минут. Попытаемся выйти на вас по радио, высота 300 метров".

Через 16 минут, "Вызываю "Итаску", мы над вами, но вас не видим..." "Итаска" дала длинную серию радиограмм. Чуть позже: "Итаска", мы вас слышим, но недостаточно, чтобы установить... (направление?..)". Шли последние минуты полёта "Локхид-Электры". Шансы на жизнь экипажа подсчитывались так: 4730 км, 18 час. с момента вылета, горючего оставалось на 30 мин. в ста милях от Хоуленда...

8.45. Амелию Эрхарт слышат в последний раз, она кричит срывающимся голосом: "Hаш курс 157-337, повторяю... повторяю... Сносит на север... на юг".

Первый акт трагедии кончился, начинался второй.

Командир "Итаски" рассчитывал, что, быть может, пустые баки из-под горючего удержат "Локхид-Электру" на плаву около часа.
Вызвали гидросамолёт. Газеты публиковали свидетельства радистов и радиолюбителей, слышавших голос А.Э. последними.

К 7 июля кораблями и самолётами ВМС США были осмотрены 100000 квадратных миль океана. Hесмотря на участие авианосца "Лексингтон", ни лётчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено.

Это событие потрясло мир, месяц следивший за каждым движением героической женщины, первой отправившейся в кругосветное путешествие.

В безнадёжной статье, почти некрологе, в журнале "Флайт" написано: "Hевозможно себе представить, что лётчики, потерпевшие аварию в тропиках, обречены на медленное умирание. Лучше надеяться на то, что с того момента, как баки "Электры" опустели, конец наступил очень быстро и их муки не были продолжительными".

Это всё, что было известно о жизни и гибели Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Спустя четверть века судьбой А.Э. заинтересовались вновь. Всплыли слухи и сплетни, циркулировавшие вокруг гибели лётчицы ещё в 1937 году. Возникли подозрения, что Амелия Эрхарт и Фред Hунан погибли не в авиационной катастрофе. Появилось предположение, что экипаж погибшего самолёта выполнял специальное разведывательное задание. Потерпев аварию, они попали в руки японцев; те, видимо, были осведомлены об истинных целях кругосветного перелёта...

В 1960 году начались поиски иголки в стоге сена. В данном случае стогом сена была вся Микронезия. В гавани Сайпана нашли обломки самолёта. Предполагали, что это части двухмоторного и Локхида-Электры", на котором летела Эрхарт. Hо это были куски обшивки японского истребителя. В 1964 году там же обнаружены человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили отрицательно - скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены люди, которые что-то знали о гибели самолёта или думали, что что-то знают.
Удалось установить примерно следующее: из Леэ Эрхарт полетела не по тому маршруту, о котором знал весь мир. Вместо того чтобы лететь прямо на Хоуленд, она направилась к северу, через центр Каролинских островов. Задача А.Э. была, по-видимому, такой - уточнить расположение японских аэродромов и флотских баз снабжения в той части океана, которая еще с 30-х годов вызывала беспокойство у США. Было известно, что японская разведка в преддверии агрессивной войны усиленно насаждает свою агентуру и готовит посадочные площадки для самолётов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выяснилось и то, что её самолёт был переоборудован, в частности, двигатели, развивавшие скорость до 315 км в час, были заменены более мощными.

Выполнив задание, А.Э. легла на курс к Хоуленду. Где-то на полпути к цели самолёт попал в тропический шторм. (Кстати, капитан "Итаски" утверждал, что в районе Хоуленда 4 июля погода была превосходной!)
Потеряв ориентацию, "Локхид-Электра" пошёл сначала на восток, потом на север. Если подсчитать скорость самолёта и запасы горючего, получается, что катастрофа произошла где-то у побережья атолла Мили на юго- востоке Маршалловых островов. Оттуда-то Эрхарт и радировала "SOS". Hекоторые радиооператоры слышали сигналы гибнущего самолёта примерно в это время и в этом районе океана.

Известно также, что двенадцать дней спустя японская рыболовная шхуна нашла каких-то людей. Местные жители утверждают: двух европейских мужчин японцы увезли на гидроплане на о. Джалуит (Амелия была в комбинезоне, может быть, отсюда - "двое мужчин?").
Есть предположение, что в финале своей одиссеи А.Э. и её штурман попали на Сайпан в штабквартиру японских вооружённых сил на Тихом океане, Более того, одному журналисту удалось найти жителя Сайпана, утверждавшего, что он видел у японцев белых женщину и мужчину и что женщина якобы умерла от болезни, а мужчина был казнён - обезглавлен - в августе 1937 года, то есть примерно через месяц после вылета. Два морских пехотинца, участвовавшие в десанте на Сайпан, дали интервью. Они рассказали, что в 1944 году принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в лётных комбинезонах, но без знаков различия. Трупы лётчиков были тут же переданы представителям армейского института патологии. У моряков создалось впечатление, что патологи вроде бы ждали именно два этих трупа.

Вот что стало известно о гибели Амелии Эрхарт после второй мировой войны. К сожалению, единственно достоверное в этой системе фактов и домыслов - гибель А.Э. Официальные лица в Америке и Японии хранят по поводу этой довольно странной и трагической истории молчание. Единственным человеком, который хоть как-то высказался, был адмирал Честер Hимиц. В марте 1965 года он предположил (опять предположение!), что Эрхарт и её штурман, возможно, сделали вынужденную посадку на Маршалловых островах и были захвачены японцами... Мартиролог землепроходцев отличается от всех других мартирологов одной особенностью. Против имён людей, принёсших себя в жертву открытию новых путей, стоит только одна дата - год рождения... Год смерти неизвестен, или же вместо дня смерти - вопросительный знак. Данные об А.Эрхарт в этом списке выглядят так: Амелия Эрхарт 24.07.1897-3.07.1937 (?).

Известно, что Амелия Эрхарт в первый раз вышла в эфир спустя 12 часов после старта. Чем объяснить столь долгое молчание? В спортивном полёте, казалось бы, радиосвязь совершенно необходима, потому что всегда можно узнать "место" самолёта и корректировать его полёт. Поэтому проще всего предположить, что А.Э. избегала радиосвязи, боясь быть запеленгованной японцами.
За эти 12 часов самолёт пролетел 256 x 12 = 3072 км. Hа маршруте, опубликованном в газетах, радиопередача началась бы над океаном у 160-го меридиана, во втором же случае - у острова Трук, то есть сразу же после выполнения задания, о чём, по-видимому, следовало доложить радиограммой (скорее всего шифрованной).

Поздний вылет - 10 часов утра можно объяснить необходимостью быть в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются демаскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки.

Из последней радиограммы Эрхарт следует, что самолёт шёл курсом 157-337 к о. Хоуленд на SSO (зюйд-зюйд-ост), то есть почти перпендикулярно к официальному маршруту.

Итак, версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, похожа на правду. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и показания действительных и мнимых очевидцев тоже подкрепляют это предположение. Hесомненно и то, что, если самолёт был обнаружен в воздухе над Каролинскими островами, японцы постарались "убрать" ненужных свидетелей их военных приготовлений. Можно думать, что "Локхид-Электру" засекли сразу же после первой радиограммы, установили её курс и был отдан приказ о перехвате... Во всяком случае, занимаясь воздушной разведкой, знаменитая лётчица и её штурман как гражданские лица подпадали под обвинение в шпионаже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому на вопрос "Кто знает правду об Амелии Эрхарт?" ответ надо искать в архивах американской и японской секретных служб.

График перелёта был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. 2 июля 1937 г. Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - небольшого городка на побережье Папуа-Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд, расположенному в центральной части Тихого океана. Этот этап полёта был наиболее длинным и опасным. Необходимо было после почти 24 часов полёта в Тихом океане разыскать островок, лишь слегка поднимающийся над водой, что было сложнейшей навигационной задачей для штурманов 30-х годов, в распоряжении которых были весьма примитивные приборы.
Малейшая ошибка бортового хронометра на такой дистанции могла стоить промаха мимо цели на несколько десятков или даже сотню миль.

Специально для перелёта Эрхарт по распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса.
У побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», периодически выходивший с самолётом на связь. Эрхарт сообщала о ненастной погоде и плохой видимости на маршруте. Последняя передача с её самолёта была принята через 18 с половиной часов после вылета из Лаэ «Наш курс 157-337… Повторяю… Повторяю… нас сносит на север…!». Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился; не последовало и новых радиопередач.

Впрочем, по одной из более поздних версий, именно во время этого этапа "кругосветки" самолёт Эрхарт должен быть выполниить некое разведывательное задание, далеко уклонившись с объявленного маршрута и пролетев над территориями, которые контролировал вероятный противник США в будущей войне -Японская империя. Японцы в те годы препятствовали международному контролю над военным строительством, которое они вели в бывших германских колониях в Тихом океане. Даже если разведывательной миссии у Эрхарт и не было, её ненамеренно уклонившийся с курса самолёт всё равно мог быть сбит бдительными японцами, либо уже после аварии они со штурманом могли оказаться в плену. Некоторые косвенные свидетельства такого развития событий были найдены энтузиастами, однако, прямых признанных доказательств этой версии не существует до сих пор. Тайна гибели «Локхид-Электра» остается нераскрытой.

Различные короткие и неполные радиограммы перехватывались позже Itasca с различной силой сигнала, однако, из-за краткости нельзя установить их местоположение. Около 19:30 по Гринвичу Itasca принимал следующую радиограмму с максимальной силой:
„ KHAQQ calling Itasca. We must on you but cannot see you ... gas is running low ... “ (KHAQQ призывает Itasca. Мы должны быть над вами, но мы не видим вас... горючее на исходе). Около 20:14 по Гринвичу, 08:44 местного времени, Itasca принимает последнюю радиограмму Амелии Эрхарт о местоположении. Itasca посылает сигналы до 21:30 по Гринвичу. Когда стало понятно, что на самолёте нет больше горючего и он должен столкнуться с водной поверхностью, начинают поиск, в котором участвовали 9 кораблей и 66 самолётов. 18 июля поиск приостановлен. Амелия Эрхарт, Фредерик Нунан и Lockheed Электра так и не найдены до сегодняшнего дня...

Ни одна женщина-авиатор не добилась такой известности, как «Леди Линди» (Lady Lindy) (получившая такое прозвище за то, что была похожа на известного пилота Чарльза Линдберга как физически, так и своими подвигами). Эрхарт, конечно же, не была первым пилотом-женщиной, как, впрочем, не была и лучшим пилотом-женщиной своего времени, но такие её достижения, как первый самостоятельный перелёт через Атлантический океан (1932 год), совершённый женщиной, и первый полёт без остановок от Гонолулу до Окленда (1935), позволили ей стать самой известной женщиной-авиатором.

Однако легендой её сделал её последний полёт: во время попытки облететь Земной шар в 1937 года она, вместе с её штурманом Фредом Нунаном (Fred Noonan), пропала где-то в Тихом океане, неподалёку от острова Хауленд (Howland). Недавно найденные данные показывают, что она, скорее всего, разбилась на маленьком острове, расположенном рядом с Хаулендом – известном сейчас под названием Никумароро (Nikumaroro). К сожалению, она стала намного более известна только после своей смерти, но такова ирония судьбы.

Об Амелии Эрхарт в России знают далеко не все, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических фигур на протяжении нескольких десятилетий.

Если проводить аналогии, то ее вполне можно назвать «Чкаловым в юбке». Впрочем, для своих современников Амелия Эрхарт была величиной, подобной Гагарину .

Дитя свободного воспитания

Амелия Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисон, штат Канзас, в семье Эдвина и Эми Эрхартов . Отец ее был успешным адвокатом, мать тоже имела отношение к юриспруденции - она была дочерью местного судьи.

Родители Амелии для своего времени были весьма прогрессивными людьми, поэтому и сама будущая летчица, и ее младшая сестра имели возможность широкого выбора интересов и развлечений.

Амелию тянуло к мужским забавам - она отлично ездила верхом, стреляла, плавала, играла в теннис, обожала приключенческую литературу. Девочку не просто принимали в свои игры мальчишки, но она становилась их заводилой.

При всем этом Амелия хорошо училась.

Праздник детства подошел к концу, когда запил отец. Его карьера покатилась под откос, а семья погрузилась в бедность.

Дорога в небо длиной в 10 минут

Первый самолет Амелия увидела в детстве, но он ей не понравился. В 1917 году девушка побывала в госпитале, где лежали раненые солдаты с фронтов Первой Мировой войны. После этого визита Амелия отправилась на курсы медсестер, подумывая о карьере медика.

Все изменилось в 1920 году, когда, к тому времени уже студентка, Амелия Эрхарт попала на выставку летательных аппаратов в Калифорнии, где из любопытства отправилась в показательный полет в качестве пассажира.

Новые ощущения потрясли Амелию - она захотела пережить их уже не в качестве пассажира, а в качестве пилота. В январе 1921 года она стала брать уроки пилотажа у одной из первых женщин-пилотов в мире Аниты Снук .

Первый рекорд

Здесь проявился авантюрный склад характера Амелии Эрхарт. Инструктору неоднократно приходилось брать управление на себя, чтобы пресечь попытки начинающей летчицы пролететь под линиями электропередач. Ну чем не Чкалов с его знаменитым пролетом под мостом?

Обучение пилотажу в начале 1920-х годов было крайне недешевым удовольствием, потому Амелии приходилось крутиться, как белке в колесе - она работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, водителем грузовика и даже выступала в мюзик-холле.

Летом 1921 года она приобрела свой первый самолет — биплан «Киннер Эйрстер», к неудовольствию Аниты Снук. Опытная летчица считала, что ее ученица необдуманно рискует, ибо «Киннер» был крайне ненадежной машиной.

У Амелии было свое мнение - в октябре 1922 года на этом самолете она поднялась на высоту 4300 метров, что было мировым рекордом среди женщин. Навыки пилотирования Эрхарт оттачивала в «воздушных родео» — очень популярных тогда имитациях воздушных боев, проходивших на различных аэродромах США для развлечения публики.

В 1923 году Амелия Эрхарт стала 16-й женщиной в мире, получившей лицензию пилота от Международной авиационной федерации.

Правда, самолет вскоре после это пришлось продать из-за недостатка денег. Девушка с матерью переехала в Бостон, где работала учительницей английского языка в детском доме.

«Мешок с картошкой» над Атлантикой

Амелия работала учительницей, а в свободное время повышала летные навыки на ближайшем аэродроме. Прорыв в карьере ей косвенно обеспечил летчик Чарльз Линдберг , совершивший в 1927 году первый успешный перелет над Атлантическим океаном в Европу.

На волне феминизма женщинам потребовалась своя героиня. Таковой захотела стать миллионерша Эми Гест . В содружестве с нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом они организовали полет: приобрели самолет «Фоккер» F - VII, пригласили пилота Уилмера Стульца и бортмеханика Лу Гордона .

Когда все уже было практически готово, возмутились родственники Эми Гест - они были категорически против ее участия в полете. Тогда дама начала искать себе замену: «американку, умеющую пилотировать самолёт, и обладавшую симпатичной внешностью и приятными манерами».

Авиационные специалисты подсказали увлеченной миллионерше имя Амелии Эрхарт, которое уже было достаточно известно среди летчиков.

17 июня 1928 года «Фоккер» с экипажем из трех человек стартовал с острова Ньюфауленд и менее чем через 21 час успешно приводнился у побережья Англии.

Газеты восторженно писали о «первой женщине, совершившей трансатлантический перелет», но сама Амелия было недовольна. Из-за тяжелых погодных условий и недостатка опыта управления многомоторными самолетами, вели «Фоккер» мужчины.

— Меня просто везли, как мешок с картошкой, — заявила летчица репортерам.

Опасные достижения

Впрочем, очень быстро Амелия успокоилась. Этот перелет принес ей славу, популярность, деньги, а главное — возможность и дальше заниматься любимым делом.

В 1929 году она сформировала первую международную организацию женщин-пилотов «99» (название дано по числу ее первых участниц), и стала участвовать в воздушных гонках и в установлении различных рекордов.

В ноябре 1929 года она побила мировой рекорд скорости, разогнав самолет «Вега» компании «Локхид» до 197 миль в час.

Незадолго до этого случился эпизод, который много говорит об Амелии Эрхарт как о человеке. Она уверенно лидировала в первой женской воздушной гонке Калифорния — Огайо, но на старте заключительно этапа увидела, как на выруливании на взлет загорелся двигатель самолета ее главной соперницы, Рут Николс . Амелия заглушила мотор, бросилась к самолету Николс, вытащила ее из горящей машины и оказала первую помощь. Этот поступок отбросил Экхарт на третье место в гонке, но она об этом никогда не жалела.

В 1931 году летчица освоила автожир - летательный аппарат, представляющий собой нечто среднее между самолетом и вертолетом; она поднялась на нем на рекордную высоту, а затем первой перелетела на нем через Америку.

В мае 1932 года Амелия Эрхарт совершила то, о чем давно мечтала - в одиночку перелетела через Атлантику. Это не удавалось никому после Линдберга - несколько опытнейших пилотов сгинули в океане во время попыток повторения его рекорда. Амелия и сама была на волосок от гибели - перелет проходил в труднейших условиях, из-за отказа ряда приборов в условиях шторма с грозой ее самолет сорвался в штопор над океаном. Ни связи, ни поддержки у летчицы не было - она могла рассчитывать только на себя. Каким-то чудом ей удалось выровнять машину над волнами. Она дотянула до Северной Ирландии, где успешно приземлилась.

Это был невероятный триумф, затмивший прежние успехи. Амелия Эрхарт стала национальной героиней США. Но она продолжала летать и бить рекорды - в январе 1935 года она в одиночку пролетела над Тихим океаном от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния. На этой трассе погибло столько пилотов, что полеты по ней были запрещены. Исключение сделали для Амелии Эрхарт, и она справилась.

Замужество

В феврале 1931 года Амелия Эрхарт вышла замуж за Джорджа Путнама - того самого, который помогал Эми Гест организовывать перелет над Атлантикой. Путнам после этого работал вместе Амелией, помогая ей реализовывать все новые и новые проекты, одновременно занимаясь вопросами пиара летчицы.

Некоторые были убеждены, что брак между «воздушной амазонкой» и преуспевающим бизнесменом построен исключительно на расчете, однако это не так. В 2002 году была опубликована личная переписка Путнама и Эрхарт, которая не оставляет сомнения - они действительно любили друг друга.

С 1934 года супруги жили в Калифорнии, где были наилучшие погодные условия для полетов круглый год. В 1936 году прославленная летчица, подруга жены президента США Элеоноры Рузвельт , одна из самых влиятельных женщин страны, стала сотрудничать с университетом Пардью в Индиане, занимаясь исследованиями по аэронавтике.

Одновременно Эрхарт возглавляла собственную летную школу.

Возраст Амелии приближался к 40 годам, и она собиралась поменять свою жизнь. Репортерам она говорила, что век «гонок за рекордами» в авиации подходит к концу, и на первый план выходят вопросы надежности, где главными станут не асы пилотажа, а инженеры-конструкторы. Она собиралась заняться научными исследованиями и посвятить время семье - летчица хотела, наконец, завести ребенка, на что у нее раньше не было времени.

Но прежде, чем поменять свой образ жизни, Амелия Эрхарт собиралась поставить свой самый выдающийся рекорд, облетев вокруг земного шара.

Роковой полет

Летчица никогда не искала легких путей, потому маршрут был проложен максимально длинный, как можно ближе к экватору.

Первый старт двухмоторного моноплана «Локхид-Электра» L-10E с экипажем в составе Амелии Эрхарт, а также штурманов Гарри Мэннинга и Фредерик Нунана , состоялся 17 марта 1937 года. Первый этап прошел успешно, но при старте с Гавайев не выдержало шасси, и самолет попал в аварию. Искалеченный самолет был заполнен топливом, но чудом не взорвался.

Люди суеверные могли бы счесть это знаком свыше, но Амелия не была бы сама собой, если бы не попробовала вновь.

После капитального ремонта самолета в США Эрхарт 20 мая 1937 года начала вторую попытку, теперь уже с одним штурманом - Фредериком Нунаном.

Ко 2 июля Эрхарт и Нунан успешно преодолели 4/5 всего маршрута. Однако самый сложный перелет был впереди. 2 июля самолет летчицы стартовал с побережья Новой Гвинеи и через 18 часов полета над Тихим океаном должен был приземлиться на острове Хоуленд.

Остров Хоуленд представляет из себя клочок земли длиной 2,5 километра и шириной 800 метров, выступающий над уровнем моря всего на три метра. Обнаружить его посреди океана со средствами навигации 1930-х годов - задача труднейшая.

На Хоуленде для Амелии Эрхарт специально построили взлетно-посадочную полосу, там ее ждали представители властей США и репортеры. Связь с самолетом поддерживал корабль сторожевой охраны, выполнявший роль радиомаяка.

К расчетному времени летчица сообщила, что находится в заданном районе, но ни остров, ни корабль не видит. Судя по уровню последнего радиосообщения, принятого с борта самолета, «Локхид Электра» был где-то совсем рядом, но так и не появился.

Когда прекратилась связь и должно было кончиться топливо в самолете, ВМС США начали самую масштабную поисковую операцию в своей истории. Однако обследование 220000 квадратных миль океана, многочисленных маленьких островков и атоллов не дало никакого результата.

5 января 1939 года Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан официально были признаны погибшими, хотя точной информации об их судьбе нет до сих пор. По одной версии, истративший топливо самолет просто рухнул в океан, по другой, Эрхарт посадила самолет на одном из маленьких островков, но при посадке экипаж лишился связи и получил тяжелые ранения, что привело к их гибели. Есть и третье предположение - Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан, совершив аварийную посадку, оказались в плену у японцев, строивших на расположенных в этой части Тихого океана островах свои военные базы. Якобы летчики провели несколько лет в плену, и были казнены в конце войны.

Версий много, но доказать с абсолютной точностью пока не удалось ни одну из них. Поэтому загадка последнего полета Амелии Эрхарт остается неразгаданной.

Историей и биографией американской летчицы Амелии Эрхарт я занимаюсь порядка 30 лет.
Так сложилось, что мне посчастливилось бывать на родине Эрхарт - в Атчисоне (Канзас), познакомиться и общаться с ныне живущими членами ее семьи, историками и биографами, и собрать довольно много редких и эксклюзивных материалов о ее жизни и летной биографии.
Разбирая недавно свои архивы, я наткнулся на ряд текстов которые писал в разное время для разных СМИ (часть была опубликована, часть из-за сокращения объемов при публикации и всевозможным прочим причинам не попала в печать), и решил "сшить" их и выложить здесь, естественно с фотоиллюстрациями. Может, кому-нибудь будет интересно... ибо это была действительно неординарная личность и необыкновенная жизнь.
Материала много, поэтому вследствии правила Сообщества "1человек - 1 день - 1 пост" публикация растянется на несколько дней. Итак, первая часть. Фото кликабельны.

...В 30е годы она была самой знаменитой женщиной-пилотом в мире; первой женщиной, преодолевшей Атлантику в одиночку, первым человеком, пересекшим океан по воздуху дважды, и обладательницей многих других авиационных рекордов. Солидные журналы, такие как “Тайм”, из года в год объявляли ее “самой фотографируемой женщиной мира”, далеко обошедшей по этому показателю голливудских кинозвезд.
Тем не менее сложилось так, что у нас о ней почти ничего не известно. Ни одной биографии ее в переводе не издавалось, а доступные художественные фильмы грешат такими неточностями и откровенными фантазиями сценаристов, что вряд ли могут с полным правом считаться "биографическими".
А между тем только в Интернете можно найти около 400 (!) наименований книг, посвященных Амелии Мэри Эрхарт - “первой леди Атлантики”, “королеве воздуха” и национальной героине и любимице миллионов американцев. Имя Эрхарт носят множество улиц, школ и других организаций в разных городах Америки и корабль ВМС США. Принадлежавший ей некогда шейный платок из музея взяла с собой на борт “Шаттла” одна из американских женщин-астронавтов - полковник Эйлин Коллинз (при этом старт корабля был приурочен к дню рождения Эрхарт), а памятники ей можно встретить в разных штатах Америки.
Чем же заслужила Амелия Эрхарт такое уважение и восхищение соотечественников? Впрочем, обо всем по порядку...


Девушка из Канзаса

… Амелия родилась 24 июля 1897 года в маленьком городке Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи; в юности она стала первой женщиной, поднявшейся на гору Пайкс Пик в Скалистых Горах в Колорадо. Амелия была старшим ребенком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

Родители Амелии и Мьюриэл - Сэмюэл "Эдвин" Стэнтон Эрхарт (1867-1930) и Амелия "Эми" Отис Эрхарт (1869–1962)
Дом в Атчисоне (Канзас), где родилась Амелия Эрхарт. Сейчас это ее Дом-Музей.

С самых ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. А потому, кроме традиционных девичьих игр и занятий, Амелия изводила кучу патронов, метко стреляя из подаренной отцом винтовки 22 калибра, была отличной наездницей, прекрасно плавала и играла в теннис.
Читать Амелия научилась в четыре года и с ранних лет поглощала огромное количество самой разнообразной литературы. Особенно притягивали ее книги, повествующие о великих открытиях и приключениях. Ее отметки в школе почти всегда были отличными - особенно по естественным наукам, истории и географии. Если же это оказывалось не так - причиной, как правило, была какая-нибудь затеянная Амелией авантюра, за которой следовало «дисциплинарное взыскание». Детство Амелии и атмосферу, которая ее окружала в тихом патриархальном Атчисоне, пожалуй, легче всего представить, перечитывая “Приключения Тома Сойера”. Соседи считали внучку судьи развитой не по годам и безусловно прекрасно воспитанной, но при этом выдумщицей и сорвиголовой, способной на самые невероятные затеи – вроде экспедиции в пещеры на берегах Миссури для поиска пиратских кладов, или самовольного строительства самодельных американских горок из досок, приготовленных для обшивки сарая…

Амелия и ее младшая сестр Мьюриэл, 1904 год
Амелия Эрхарт в 7 лет

Отец Амелии, процветающий и удачливый адвокат, успешно вел дела в интересах железнодорожной компании. Его услуги ценились настолько высоко, что фирма предоставила ему для деловых поездок собственный железнодорожный вагон. Из-за специфики его работы семье приходилось часто путешествовать. Со временем, однако, финансовое положение семьи ухудшилось: Эдвин Эрхарт начал сильно пить, и в конце концов потерял работу. Теперь переезжать приходилось уже в надежде ее найти, и на каждом следующем месте жилось тяжелее, чем на предыдущем. Менялись города, дома, школы... Скоро семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок. В итоге в 1914 году Эми, забрав дочерей, переехала к друзьям в Чикаго.
Здесь в школе Амелия также быстро «выдвинулась» в среде сверстников, - как и учителя, они обратили внимание на необычную эрудицию новенькой и ее активный интерес к самым разным проблемам - включая войну в Европе, социальную политику правительства и права женщин.
Окончив Чикагскую Hyde Park High School в 1916 году, благодаря некоторым средствам полученным семьей по завещанию Амелия смогла поступить в женский колледж Ogontz School в Райдале, Пенсильвания. Это учебное заведение представляло собой своего рода Институт Благородных Девиц, в котором помимо преподавания собственно наук большое внимание уделялось изучению светского этикета и выработке аристократических привычек и манер. Сохранились письма Амелии к матери, в которых она с юмором описывала многократные упражнения - как правильно, элегантно и грациозно истинная леди должна подходить к столу и усаживаться на стул, и прочие подобные светские премудрости. В то время она, конечно, не могла и предполагать как пригодятся ей эти науки в будущем, когда ей придется вращаться в среде президентов, королей и королев и прочих сильных мира сего...
Новый поворот в судьбе Амелии Эрхарт произошел на Рождество 1917 г. Приехав на каникулы в Торонто, чтобы навестить учившуюся там младшую сестру, она увидела на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Мировой войны. Впечатление было столь сильным, что вместо возвращения в школу Амелия записалась на ускоренные медицинские курсы и пошла работать помощницей медсестры в военный госпиталь…

Амелия Эрхарт в 17 лет. Миннесота, 1914 г.
Амелия Эрхарт в колледже в 1917 году.
Амелия Эрхарт (на втором фото - с подругой) во время работы в Спадайна Милитари Хоспитал, Торонто, 1918 г.

К концу войны накопленный опыт вроде бы склонял ее к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и посетив несколько аэрошоу, Амелия усомнилась в своем врачебном призвании: здесь она впервые почувствовала притяжение неба.
Во время посещения одного из аэрошоу Амелия с подругой, стоя пореди поля, с интересом наблюдали за каскадом фигур высшего пилотажа, которые выписывал в небе на малой высоте небольшой красный самолет-биплан. Пилот тоже заметил девушек, и решил их попугать - начав пологое пикирование прямо на них. Не выдержав "психической атаки", подруга бросилась бежать. Амелия осталась на месте, и самолет с ревом пронесся прямо у нее над головой - так низко, что она ощутила воздушную волну и завихрение воздуха позади него. Она была совершенно очарована. "Я думаю, этот маленький красный самолет, пролетая, сказал что-то мне!" - шутила она впоследствии...

Война закончилась. Амелия, переболев тяжелой пневмонией (подхваченной в госпитале), вернулась домой в Штаты. Некоторое время она изучала в Колумбийском университете биологию, физику, химию и медицину, а также - "просто для удовольствия" (ее любимое выражение) – французскую классическую литературу (к тому времени Амелия знала четыре иностранных языка). В Коламбии тоже не обходилось без приключений: "просто из любопытства" она нелегально обследовала сложную систему подземных коммуникаций и тоннелей, проложенных под университетским комплексом, а в другой раз "при полном параде" - в длинном платье, туфлях на пуговицах и соломенной шляпе - залезла на купол доминировавшего над пейзажем здания университетской библиотеки.

В 1920г. воссоединившаяся семья переехала в Лос-Анджелес, и в январе 1921 года Амелия, по-прежнему очарованная авиацией, начала брать уроки летного мастерства.

Ее первым инструктором была Анита (Нета) Снук – одна из считанных в те годы женщин-летчиц, которая купила подержанный учебный самолет “Кертис-Канюк” и зарабатывала с его помощью на жизнь, обучая всех желающих азам летного дела. Нета сразу отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине. Впрочем отметила она и некоторую ее склонность к авантюризму: несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии пролететь под проводами линии электропередач вблизи аэродрома при заходе на посадку.

Уроки стоили недешево, и чтобы оплатить обучение, Амелия стремилась устроиться хоть на какую-то работу: нелегкая задача для девушки в кризисное послевоенное время, когда из армии демобилизовались сотни тысяч молодых мужчин, и естественно при получении работы они имели преимущество. Она играла на банджо и пианино в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и даже водителем грузовика - и в то же время старалась изучать все, что могла, об авиации - от теории полета до устройства авиамотора.

Женщины были тогда редкостной диковинкой в авиационной среде, и естественно у Амелии и Неты не было недостатка в поклонниках – молодых пилотах и механиках, наперебой приглашавших их в рестораны, на танцы, в театры и кино. Нета с удовольствием принимала эти знаки внимания, но Амелия, к ее огорчению, нечасто составляла ей компанию. С удовольствием общаясь днем с пестрой аэродромной братией, она была не против иногда выбраться на природу за город, на пикник в компании друзей. Но вечера она обычно предпочитала проводить в городской библиотеке, изучая испанский и историю Калифорнии. Нуждаясь в компании, Нета пыталась «перевоспитать» слишком серьезную ученицу, но услышала в ответ: «Знаешь, Снуки – мне кажется, нельзя позволять мужчине тратить на тебя его время и деньги, если ты сама не испытываешь к нему серьезных чувств. По-моему, это просто некая разновидность воровства.» Нета только махнула рукой; тем дело и кончилось.


Амелия Эрхарт: пикник на природе, 1920 г.

А.Э возле самолета, 1922 г.

Примерно в это время Амелия была помолвлена с Сэмом Чэпменом - молодым инженером-химиком из Массачусеттса. Сэм хотел развивать отношения чтобы в итоге увидеть Амелию своей женой, но тут "нашла коса на камень". Отрицательный опыт неудачного брака родителей отпугивал ее, к тому же их взгляды на семейную жизнь оказались прямо противоположны: ей прежде всего хотелось "жить своей жизнью" и сделать карьеру деловой женщины в какой-нибудь технической профессии, Сэм же был сторонником традиционного брака, в котором жена сидит дома и ведет хозяйство. Эти разногласия оказались непреодолимы, и в 1928 году по обоюдному согласию помолвка была расторгнута. Тем не менее они остались друзьями, и до смерти Амелии периодически обменивались письмами и книгами.

Летом 1921 г. Амелия стала гордой владелицей небольшого ярко-желтого биплана “Киннер Эйрстер” - ее первого собственного самолета, купленного с финансовой помощью родителей. Нета Снук не одобрила приобретения. “Эйрстер” был опытным самолетом, существовавшим в единственном экземпляре, и оснащенным 3-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения – одним из первых подобной конструкции в США. Один из цилиндров этого двигателя имел склонность к заклиниванию в самый непредсказуемый момент; в целом же, многие считали что это опасный самолет, слишком строгий и не прощающий ошибок в пилотировании.
Тем не менее Амелия уже приняла решение, и теперь все свободное время она проводила в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики – под руководством одного из опытных отставных армейских пилотов.

Результаты последовали быстро. В 1922 Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14000 футов – выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту.
Вскоре последовали новые достижения. Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео, ее имя стало все чаще появляться в авиационной прессе. А вскоре, 16 мая 1923 года, она получила лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США.

Амелия Эрхарт: фото из летной лицензии

Тем не менее крах бизнеса, в который семья вложила свои деньги, и окончательный развод родителей в 1924 г. вынудил Амелию продать самолет, чтобы купить автомобиль для поездки с матерью через всю страну в Бостон. На некоторое время Амелия вернулась в Нью-Йорк - в Колумбийский университет, затем планировала перейти в Массачусеттский Технологический Институт, но увы - средств на это не хватило. В итоге она получила работу преподавателя английского языка для детей иммигрантов в детском доме Деннисон Хауз в Бостоне. Все свободное время и деньги она использовала для летной практики.


Амелия Эрхарт с воспитанниками детского дома Деннисон Хауз

Очень быстро она приобрела известность и неподдельное уважение в местных авиационных кругах - поскольку не только хорошо летала, но и не брезговала измазать руки маслом, с удовольствием часами копаясь в моторах и помогая механикам обслуживать самолеты на аэродроме.

Однако судьбоносный шаг к мировой славе был сделан ей только 17 июня 1928. В этот день Амелия Эрхарт стала первой женщиной, пересекшей Атлантику на борту самолета Фоккер F-7 “Friendship” - "Дружба" – в компании пилота Уилмера Стульца и бортмеханика Лу Гордона.

Перелет был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом.
Амелию как кандидатку ему порекомендовал адмирал Р.Белкнап. Один из ранних провидцев будущего значения авиации и военно-воздушной мощи, он активно интересовался авиационной жизнью в Бостоне и окрестностях и успел заметить и выделить худощавую блондинку, летавшую лучше многих парней и уже успевшую создать себе этим соответствующую репутацию.
Как позднее вспоминал Путнам, едва увидев Амелию, он немедленно “почувствовал” в ней будущую мировую знаменитость. Предчувствие не обмануло опытного издателя и пресс-агента, а впоследствии их судьбы оказались связаны гораздо прочнее чем они могли предположить при первой, почти случайной встрече по сугубо деловому поводу.
А пока в глубоком секрете, дабы не привлекать внимания конкурентов, трехмоторный Фоккер был переоборудован в мастерских на окраине Бостона, оборудован всем необходимым для трансокеанского перелета и – на всякий случай – переоснащен с колес на поплавки.

Вылетев с Ньюфаундленда, самолет пересек океан за 20 часов 40 минут и приводнился у побережья Англии. Из-за сочетания редкостно плохой погоды и отсутствия опыта управления тяжелыми многомоторными самолетами, Амелия, к своему глубокому сожалению, проделала этот путь фактически в качестве пассажира. После посадки она с досадой сказала репортерам: “Меня просто везли, как мешок с картошкой.” Она постоянно стремилась переключить навязчивое внимание прессы на истинных пилотов “Фоккера”, однако публику интересовала только “первая женщина в трансатлантическом перелете”. Тем не менее, это оказалось реальным началом блестящей карьеры Эрхарт в авиации.

Вскоре она научилась пользоваться преимуществами, которые дает известность. Она использовала ее как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в «традиционно мужские» профессии, в особенности в авиацию. За короткое время Амелия опубликовала в прессе множество статей о развитии авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны.
Некоторое время Амелия была очень популярна как «авиационный обозреватель» журнала «Космополитэн». Она сама создала оригинальную коллекцию платьев и костюмов, специально ориентированных на деловых женщин; ее модели пользовались большим успехом и продавались в специальном отделе крупнейшего универмага «Мэйси» в Нью-Йорке.


Амелия Эрхарт рекламирует собственную линию модной одежды

Организатор ее перелета Джордж Путнам предложил Амелии написать книгу о перелете, которую она так и назвала - «20 часов, 40 минут» - в соответствии с временем, проведенным в полете.
Вскоре однако Путнам обнаружил, что его интерес к Амелии вышел за рамки делового сотрудничества. Это ускорило распад его первого брака, уже и без того давно трещавшего по швам. Вскоре Джордж Путнам развелся с женой и приступил к правильной осаде, настойчиво атакуя Амелию предложениями выйти за него замуж.

Потомственный газетчик Джордж Путнам был достаточно яркой и неординарной личностью. Родившись в богатой семье, он получил прекрасное образование и воспитание в традициях аристократических салонов восточного побережья, но в молодости попал в качестве репортера на Дальний Запад, где усвоил манеры, живо описанные Марком Твеном в знаменитом рассказе «Журналистика в Теннесси».
Путнам мог быть очень разным: аристократически рафинированный учтивый интеллектуал с друзьями и теми, кто был ему по душе, он с легкостью переходил на ковбойский лексикон, если что-то вызывало его раздражение. При этом он имел безошибочное репортерское чутье на будущую сенсацию (которое его конкуренты называли «инстинктом убийцы»), а также широкий кругозор и энциклопедические познания в самых разных областях.

Амелии нравился Путнам, но она по-прежнему отвергала саму мысль о том, чтобы превратиться в традиционную домохозяйку, и потому упорно сопротивлялась его предложениям. Амелия считала, что традиционный патриархальный брак - это «могила где умирают мечты» и не желала жертвовать собственными мечтами и устремлениями во имя того чтобы, как большинство женщин того времени, просто вести хозяйство и стать, как она говорила, “домашним роботом”. Но доказать готовность Путнама к браку в стиле равноправного партнерства могло только время. Однако Джордж Путнам был готов ждать и не терял надежды.

Эрхарт была абсолютно убеждена в большом будущем коммерческих авиаперевозок – она стояла у истоков организации нескольких крупнейших регулярных авиалиний США. Она любила заканчивать свои публичные выступления фразой, обращенной к слушателям: “До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!”

В 1929 г. Эрхарт помогла сформировать международную организацию пилотов-женщин, названную “Девяносто девять” - по числу первых ее членов, и в 1930 г. она была избрана первым президентом новой ассоциации (сегодня ее членами являются тысячи женщин-пилотов из многих стран мира). Однако вся эта бурная общественная деятельность отнюдь не отвлекла Амелию Эрхарт от того, что она считала для себя самым важным – полетов.

Продолжение следует [

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Амелия Эрхарт: селебрити при жизни и легенда после исчезновения

Исчезновение Амелии Эрхарт и всяческие теории вокруг этого будоражат умы уже не первое десятилетие.

В 1937 году эта прославленная американская летчица бесследно исчезла во время попытки облететь земной шар.

Сейчас организуется очередная экспедиция на необитаемый атолл в Тихом океане Никумароро, где, возможно, будут обнаружены ее останки и обломки самолета.

Возглавляет эту экспедицию еще одна легенда: человек, который нашел обломки "Титаника", - Роберт Баллард.

Сможет ли он преуспеть там, где многие потерпели неудачу? И хотя Баллард преисполнен оптимизма, многие историки сомневаются, что ему удастся раскрыть тайну гибели Эрхарт.

Тайна, покрытая океаническими глубинами

Амелия Эрхарт была не просто звездой авиации, она была селебрити. В 1932 году она стала первой женщиной, в одиночку совершившей беспосадочный полет через Атлантику. Спустя пять лет после этого она отправилась в путешествие, которое должно было стать ее самым крупным достижением - облет земного шара.

Ее полет стал сенсацией. За ним следила пресса в каждой стране, которую она пролетала.

"В 1930-е годы Эрхарт была самой популярной женщиной в мире", - говорит Дороти Кокрейн, куратор отдела аэронавтики Смитсоновского Национального музея авиации и космонавтики в США.

"Она была пилотом-рекордсменкой, женщиной, которая проложила свой собственный путь в авиации - в мире, где главенствовали исключительно мужчины", - поясняет Кокрейн.

Во время своего кругосветного перелета Эрхарт, вылетев с Западного побережья США, махнула через Бразилию, пересекла Атлантику, пролетела над Африкой, Ближним Востоком, Индией, Индонезией, Австралией и, наконец, Папуа-Новой Гвинеей. Отсюда ей оставалось только пересечь Тихий океан.

Еще одна дозаправка - и вот она уже на Гавайях, а оттуда недалеко и собственно до Соединенных Штатов. Однако, вылетев из города Лаэ в Папуа-Новой Гвинее, она так и не приземлилась в месте своей следующей остановки - на крохотном острове Хауленд в центральной части Тихого океана.

Что с ней случилось, за все эти годы так и не было установлено.

"Ее бесследное исчезновение - одна из самых больших загадок современности", - полагает куратор Смитсоновского музея.

Человек, нашедший "Титаник"

Что касается океанологии, то тут у 77-летнего Роберта Балларда мало равных, и обнаружение обломков "Титаника" не единственное его достижение. Именно он в свое время разыскал в глубинах Атлантического океана легендарный нацистский линкор "Бисмарк", как и много других глубоководных обломков в разных частях света.

"Меня всегда интересовала история Амелии Эрхарт, потому что она поразила весь мир, сделав то, что многие считали невозможным, практически как я пытаюсь сделать, только в качестве исследователя океанических глубин", - заявляет Баллард на вебсайте, посвященном его экспедиционному кораблю "Наутилусу".

Cтартовавшая 7 августа экспедиция спонсируется телеканалом National Geographic, снимающим об этом документальный фильм с надеждой, что долгожданная находка все-таки будет сделана.

"Я охотник - а вы должны превратиться в добычу, за которой вы охотитесь. Я посадил себя в кабину летчицы и я стал превращаться в Амелию", - так описал Баллард свой подход в интервью телеканалу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Роберт Баллард говорит, что всегда был заингригован историей Амелии Эрхарт

Тихие острова

Так где же искать Эрхарт и ее самолет? Экспедиция движется в сторону маленького атолла Никумароро, расположенного в самом центре Тихого океана.

Когда Эрхарт должна была приземлиться на острове Хауленд для дозаправки 2 июля 1937 года, то американский пограничный патрульный корабль уже ожидал появления на горизонте ее самолета Lockheed Electra.

Эрхарт сопровождал опытный штурман Фред Нунан, и они послали сообщение, что уже близки к острову, но у них кончается горючее. Их последнее радиосообщение гласило, что они летят по навигационным координатам острова Хауленд. За этим последовала тишина.

Однако на этой же самой навигационной линии, немного юго-западнее, лежит остров Никумароро, находящийся в 648 км от Хауленда. И именно этот факт дал основание предположить, что летчики могли пропустить Хауленд и приземлиться во время отлива на атолл Никумароро.

Если именно это и произошло, то это всего лишь продлило им жизнь на несколько дней, поскольку на атолле нет запасов пресной воды.

Правообладатель иллюстрации TIGHAR Image caption Никумароро - это необитаемый аттол, однако следы человеческого пребывания на нем были найдены

Теории и домыслы

Исчезновение Эрхарт тут же повлекло за собой поисковую операцию с участием американских ВМС и береговой охраны. Никаких следов обнаружено не было и по официальной версии, - которой придерживались большинство экспертов, - самолет Эрхарт рухнул в океан где-то неподалеку от острова Хауленд.

А что если нет?

Других теорий по поводу Эрхарт масса, причем некоторые из них просто абсурдны, и все они неизменно отвергаются знатоками дела Эрхарт.

Одна из этих теорий, к примеру, гласит, что Эрхарт развернула самолет на север, в сторону Маршалловых островов, где ее схватили японцы и заставили работать на благо антиамериканской пропаганды в годы Второй мировой войны.

В подкрепление этой теории в 2017 году в новости попала фотография, якобы запечатлевшая Эрхарт и Нунана на пирсе на Маршалловых островах, однако само фото настолько нечеткое, что не может служить каким бы то ни было доказательством. К тому же в Японии нет никаких исторических записей, которые бы могли подтвердить эту версию.

Правообладатель иллюстрации Courtesy of Les Kinney/US National Archives Image caption Фото из Национального архива США, якобы запечатлевшее Нунана (слева), Эрхарт (спиной) и их самолет (справа) на Маршалловых островах

По другой версии, Эрхарт вернулась в США, возможно, после заключения в Японии, и стала жить тихой жизнью под чужим именем где-то в Нью-Джерси. Опять же, никаких четких свидетельств тому нет.

В то же время у версии с посадкой на Никумароро есть серьезные сторонники.

Еще в 1940 году британская экспедиция еловеческие кости, женский ботинок и инструмент, которым пользовался навигатор Фред Нунан, а также бутылку травяного ликера Бенедиктин - его Эрхарт часто брала с собой в полет. Там также были найдены следы костра.

Как поначалу определили ученые, найденные кости принадлежали мужчине. Затем останки были утеряны, и позднее судмедэксперты, базируясь только на оставшихся фото, сочли, что они могли принадлежать высокой женщине европейского происхождения. Под это описание как раз подпадала Амелия Эрхарт.

Правообладатель иллюстрации Laurie Rubin Image caption Рик Гиллеспи уверен, что самолет Амелии Эрхарт приземлился на атолле Никумароро, который он посетил несколько раз

Теорию с посадкой на Никумароро поддерживает и Рик Гиллеспи, глава Международной группы по поиску пропавших самолетов (TIGHAR).

Он сам не однажды бывал на этом атолле и в интервью Би-би-си рассказал, что его экспедиция нашла артефакты, которые свидетельствуют о присутствии американки эпохи 1930-х гг.

Он также указывает на тот факт, что несколько сигналов бедствия было получено как раз из этого места уже после исчезновения летчицы, причем посылались они шесть вечеров подряд, что дает основания предположить, что самолет сел на сухой участок суши, а не на воду. В противном случае радио, погруженное в воду, не смогло бы работать.

"После шести вечеров радиосигналы прекратились, - рассказал Гиллеспи в одном из своих прежних интервью Би-би-си. - Как мы теперь думаем, из-за того, что самолет сел на коралловый риф, окружающий остров; он плоский, гладкий и оголяется во время отлива… Однако прилив приходит и уходит и… к вечеру шестого дня самолет был смыт в океан. Поэтому когда неделю спустя над атоллом пролетели [поисковые] самолеты с линкора, никакого аэроплана они не увидели".

Гиллеспи также полагает, что каждая новая попытка разгадать исчезновение Амелии Эрхарт привлекает внимание СМИ, и каждый раз, когда она заканчивается ничем, это лишь подстегивает новый интерес к этому делу.

"Это интересный самовозобновляющийся феномен", - считает Гиллеспи.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Нунан и Эрхарт осматривают свой самолет Lockheed

С большим размахом, но малыми шансами?

Нынешняя экспедиция Роберта Балларда - это предприятие широкомасштабное.

Одна группа будет прочесывать остров в поисках любых следов, вроде места ночлега, костей или других предметов.

Другая группа, возглавляемая самим знаменитым ученым-океанографом, будет искать в воде обломки самолета Эрхарт при помощи новейшей аппаратуры, способной создать карту океанического дна, и беспилотной глубоководной станции, которая может опускаться на глубину в 3 962 м.

Однако многие известные исследователи судьбы американской летчицы полагают, что миссия Балларда обречена.

"Я не думаю, что ее самолет находится где-то возле Никумароро, - говорит Сюзан Батлер, автор биографии Амелии Эрхарт. - Над этим атоллом пролетал самолет, поднявшийся с борта американского линкора "Колорадо" спустя несколько дней после ее пропажи. И тогда пилот не увидел там никакой жизнедеятельности".

Она также полностью отвергает теорию Гиллеспи: "Он эксперт в том, что касается шумихи, и National Geographiс каждый раз на это клюет. Как и газеты".

Другие эксперты также выражают сильные сомнения в том, что Эрхарт могла приземлиться на этот крохотный атолл.

"По мере приближения Эрхарт к острову Хауленд, ее радиосигнал стал сильнее. Она, вероятнее всего, была в 50 милях. Они с Нунаном думали, что почти достигли корабля американской береговой охраны. У них просто закончилось топливо вблизи от острова Хауленд,"- считает куратор Смитсоновского Национального музея авиации и космонавтики Дороти Кокрейн.

Она объясняет находки, сделанные ранее Гиллеспи, тем фактом, что на Никумароро в разное время люди все же оказывались, поскольку корабли не раз терпели крушение поблизости.

"Они не нашли никаких четких свидетельств того, что там были именно Эрхарт, Нунан или их самолет. Я не вижу причин, почему их "находки" или фотографии должны нивелировать официальную версию", - говорит куратор.

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Амелия Эрхарт

Амелия Эрхарт

Прошло уже более 75 лет со дня необъяснимого исчезновения легендарной американской женщины-пилота Амелии Эрхарт, а интерес к этой странной и запутанной истории не угасает, как и интерес к самой личности этой удивительной женщины.

Когда женщина становится авиатором, это уже само по себе достойно восхищения. Амелия же была не просто одной из женщин-пилотов, а авиатором выдающимся, имеющим яркие достижения и рекорды, благодаря которым ее имя вошло в мировую историю авиации. Она впервые в мире в одиночку осуществила перелет с Гавайских островов в Калифорнию и через Атлантический океан. Уже в самом начале авиационной карьеры, в 1922 г., Амелия установила свой первый мировой рекорд высоты, поднявшись на 4300 м. Ее имя не сходило с первых полос газет.

Неудивительно, что такая страсть к небу вдохновляла Амелию на все новые и новые подвиги. Она не могла остановиться на достигнутом и всегда рвалась побить чужие рекорды. Поэтому, когда в 1932 году знаменитый американский летчик Уилли Пост облетел вокруг земного шара, Амелия Эрхарт задалась целью тоже совершить кругосветное воздушное путешествие. Она готовилась к этому полету в течение пяти лет. И вот, в 1937 г., наконец, решилась. Этот полет должен был стать последним ее великим рекордом, после чего Амелия намеревалась оставить большую авиацию и посвятить себя подготовке молодых пилотов на факультете авиационного отделения Университета Пердью.

Курс должен был лежать вдоль экватора - это самый длинный кругосветный маршрут. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, как протекал полет. Амелия Эрхарт и ее штурман, опытный летчик Фред Нунан, совершали полет на двухмоторном аэроплане «Локхид Электра».

По тем временам это был один из наиболее совершенных летательных аппаратов. Полет осуществлялся с остановками для заправки. Он был почти уже закончен - оставались всего три отрезка пути: из Папуа Новой Гвинеи до острова Хауленд в Тихом океане, затем от него до Гонолулу и, наконец, оттуда до Окланда (штат Калифорния), где полет должен был завершиться.

Роковым оказался перелет к острову Хауленд. Корабль американской морской пограничной охраны «Итаска», помогающий направлять их полет, принял 2 июля 1937 г. последнюю радиограмму с указанием координат аэроплана. Из нее следовало, что «Локхид Электра» находится уже совсем близко к пункту назначения. После этого пилоты несколько раз предприняли попытки установить голосовую связь с командиром судна. Но сделать это не удавалось. Возможно, вышла из строя антенна на борту аэроплана. До острова Хауленд оставались считанные мили, когда связь с аэропланом прервалась, и он был потерян из виду. Что помешало экипажу аэроплана совершить посадку, так и не удалось установить.

Разумеется, незамедлительно были предприняты все возможные меры по поиску пропавшего воздушного судна и его экипажа. Но установить их местонахождение так и не удалось. После двухнедельных тщательнейших поисков было объявлено, что самолет и находившиеся на его борту Амелия Эрхарт и Фред Нунан пропали в море. Официальная версия произошедшего гласила, что на аэроплане кончилось горючее, и он упал в воду. Членов экипажа объявили погибшими.

Но такие результаты поиска не удовлетворили авиационную общественность. Через некоторое время была образована инициативная группа, в состав которой входили видные историки авиации и опытные летчики. Эта группа, существующая и продолжающая свои исследования и по сей день, носит название TIGHAR (Международная Группа по восстановлению исторической правды об авиации). В течение десятилетий TIGHAR вела поиски следов аэроплана и членов экипажа, неоднократно отправляя экспедиции к Тихому океану.

В ходе исследований была выдвинута версия о том, что из-за некоторых нестыковок карты и нарушения связи Амелия Эрхарт и Фред Нунан сбились с курса. Они ошибочно направились не к Хауленду, а к другому острову, носящему ныне название Никумароро, расположенному на 650 км южнее. Предполагалось, что им даже удалось совершить посадку, но аэроплан получил сильные повреждения и не смог больше подняться в воздух.

Сами же Амелия и Фред выжили и провели свои последние дни, ведя на острове жизнь робинзонов.

Нельзя с уверенностью сказать, что все находки, обнаруженные на Никумароро, могли принадлежать только потерпевшим крушение летчикам. Остров не был необитаемым, его населяло небольшое количество аборигенов. Кроме того, туда ежегодно приезжали ловцы жемчуга.

Эта версия тщательно исследовалась не только самой группой TIGHAR, но и многими историками и археологами. Последние признали ее ненаучной. Однако TIGHAR привела многочисленные доказательства своей правоты.

Вот некоторые из их доводов.

1. После исчезновения Амелия еще 5 дней отправляла радиосигналы, исходящие из квадрата, в котором находился остров Никумароро. Это говорит о том, что аэроплан не упал на дно океана, а находился на суше, хоть и поврежденный.

2. В 1940 г. на острове вблизи следов от костра были найдены части женского скелета. Вокруг валялись останки съеденных птиц и черепах. Скелет был отправлен на экспертизу, но патологоанатом сделал заключение, что это останки кого-то из аборигенов, временами приплывавших на остров с соседних населенных островов.

3. Результат экспертизы не удовлетворил членов группы TIGHAR, они организовали экспедицию на Никумароро. На месте предполагаемой стоянки они обнаружили женскую туфлю, косметичку, разбитые флаконы из-под лосьонов, сломанный перочинный ножик.

Странным в этой истории представляется, что все находки могут быть отнесены только к Амелии Эрхарт. Но нет никаких следов пребывания на острове Фреда Нунана. Не были также найдены обломки аэроплана.

Исследователи предполагают, что он мог быть смыт приливными волнами в море. Для установления этого факта необходимо предпринять новую экспедицию, что и планируют совершить члены группы TIGHAR в ближайшее время. Последняя же их экспедиция состоялась в 2012 г., в год семидесятипятилетия таинственного исчезновения Амелии Эрхарт и ее штурмана.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ АМЕЛИИ ЭРХАРТ …Позади осталась большая часть кругосветного пути, но впереди ждало самое трудное - бросок через просторы Тихого океана. Летом 1937 года американская летчица Амелия Эрхарт совершала полет вокруг Земли. Она не была первой в этом нелегком и

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Королева Атлантики. Амелия Эрхарт Знаменитая американская летчица Амелия Эрхарт прославилась тем, что стала первой женщиной, пересекшей Атлантический океан по воздуху. Она трагически погибла, пытаясь установить новый рекорд: облететь на самолете вокруг всего земного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Амелия Эрхарт: воздушная одиссея с трагическим финалом По натуре и по призванию Амелия Эрхарт была рекордсменкой. Она дважды пересекала по воздуху территорию США от океана до океана, совершила беспосадочный перелет из Мехико в Нью-Йорк, первой из женщин-пилотов

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Амелия Эрхарт – легендарная летчица Об Амелии Эрхарт у нас знают немногие, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических фигур вот уже на протяжении многих десятилетий. Если проводить аналогии, то ее

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»