Конспект урока по обучению грамоте «звук и буква Ээ. «Конспект урока по обучению грамоте «Об одном и том же по-разному» (1 класс) Решение учебной задачи

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

г.Ивантеевка Московской области

Конспект урока по обучению грамоте

1 - Д класс

Составитель: Саликова Кристина Сергеевна

учитель начальных классов второй категории

2014 год

Цель урока: знакомство учащихся со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД :

Познавательные : осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные : создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные : умение объяснять свои действия, учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Оборудование : учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого, иллюстрации: аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а], [о], осла, маршрутный лист с заданиями, карточки для самооценки солнышко и тучка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Игра «Соотнеси картинку и звук»

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки: аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Звуками [а] ,[о]

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник, но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

Поют гласные

АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.

Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку .

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Звук[о], гласный, безударный.

[И] [ и ] [и]

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

Работа по теме урока

Знакомство с буквой И

Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки» и посмотрите в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате.

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

Загадка:

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Беседа:

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная.

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласная буква

Ответы учащихся

Три слога.

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

Кактус, роза, шиповник, малина.

Ель,сосна.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы. А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!

Игра «Угадайте звук [и]»

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

А какая буква?

И! (Е.Тарлапан)

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква И,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Гласный звук[и].

Гласной буквой И.

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке.

Маршрутный лист ученика (цы)__________________________________________

1.Речевая разминка. Пропойте гласные буквы.

АО ОА АОА ОАО ОО АА

2. Подчеркните в стихотворении В.Берестова буквы И,и.

Почему вы так красивы?

Потому, - шепнули ивы,

Что стоим мы над рекой,

Над красивою такой. (В.Берестов)

3. Прочитайте буквы И,и с различной интонацией.

Наглядный материал к уроку

Для самооценки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа»

Города Абазы Республики Хакасия

Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе

«Звуки [м, м’ ]. Буквы М, м»

подготовила

учитель начальных классов

Богданова Галина Владимировна

г. Абаза

2012

Цель : познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой; совершенствовать навык чтения;

Развивать устную речь, память, мышление, внимание.

Воспитание нравственных качеств человека: любознательность, любовь к своим родным, заботливое отношение к здоровью.

Оборудование: на доске слова в одном столбике, стихотворение, кроссворд, алфавит, слова в двух столбиках.

Ход урока.

I . Организационный момент. Настрой на урок.

— Здравствуйте, ребята!

— Какое у вас настроение?

— Что бы вы хотели пожелать сегодня себе и своим одноклассникам?

— Пусть все наши пожелания сбудутся!

II . Постановка темы и цели урока.

— Сегодня в нашу жизнь войдёт новая буква, и мы узнаем, какие у неё бывают звуки.

Я приготовила для вас сегодня много различных заданий. (Показ на доске и объяснение некоторых заданий.)

III . Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуками «м, м’». Игра в структурный анализ слов.

— С чего мы начнём?

(Познакомимся со звуками).

— Давайте с вами поиграем. Приготовьте «чашечки» из своих ладоней.

(Учитель произносит слово шёпотом один раз, а дети сами произносят его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались». Дети подносят ладони близко ко рту и смотрят на учителя.)

— «ДОМ». Проговорите это слово себе в «чашечку». (Проговаривают)

— Я утверждаю, что в этом слове 4 звука.

(Дети считают и говорят, что их там три)

— Этот звук гласный.

— Последний звук тоже гласный.

(Дети говорят, что он согласный)

— Разве я так сказала? (Да и доказывают)

— Простите, пожалуйста! Конечно, «М» — согласный. А ещё он какой?

(Даётся характеристика звуку «м».)

— А теперь выпрямитесь! Продиктуйте мне это слово, я напишу его на доске.

(Дети диктуют, а учитель записывает с помощью кружочков и записывает подряд 4 кружка. Дети исправляют учителя. Учитель благодарит детей.)

(Аналогичная работа со словом «СЕМЬ» и звуком «М’»)

2) Знакомство с буквами «М, м».

— Ну, а теперь, познакомимся с буквой.

(Многие дети читающие и буквы уже знают)

— Вы уже многие буквы знаете. Можете узнать букву «М»?

(Беру указку и показываю буквы из написанного на доске алфавита. Несколько раз могу показать на другие буквы, ребята всё время исправляют учителя, они очень оживлены.)

А б в г д е ё ж з

й й к л м н о п р

с т у ф х ц ч ш щ

ъ ы ь э ю я

— Может быть это буква «М»?

— Может быть, это?

— Да…»М»!

(Красным мелом обвожу букву «М». Показываю карточку с буквой)

— Пожалуйста, примите букву «М». Пусть она нам поможет читать и разгадывать.

3) Разгадывание кроссворда. Приём «Шепни на ушко..»

(На доске кроссворд с зашифрованным словом «МАМА»)

осква (Москва)

доброт (доброта)

ир (мир)

р дость (радость)

— Скажите, какое из этих заданий вы хотите решить?

— Хорошо. Разгадайте кроссворд и шепните мне ответ на ушко.

(Прохожу между рядами, останавливаюсь то около одного, то около другого; слушаю ответы, благодарю тех, кто разгадал, подхожу к тем, кто ответил неправильно и т.д.)

— А теперь скажите вместе…

(По взмаху моей руки, дети хором называют слово)

— Хочу, чтобы каждый из вас любил свою маму больше всего на свете.

4) Чтение слов с доски .

— У нас на доске есть задание, называется «слова».

(На доске столбиком записаны слова и в петле записано «слова»)

— Сколько в столбике слов?

— Прочтите их про себя. (Читают)

Г ЕРОЙСВО

ВЕЖЛИВОСТЬ

НЕЖНОСТЬ

Ч ЕСТНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

УВАЖЕНИЕ

Г ОРДОСТЬ

РАДОСТЬ

— Из этого столбика каждому из вас я хочу подарить по три слова, выбирайте, пожалуйста, кому какие слова нравятся…

(Дети зачитывают, какие слова они выбрали).

5) Работа над предложением .

— Давайте сейчас займёмся предложением. В предложении пропущено слово.

— Подумайте, пожалуйста, какое это может быть слово?

«Моя мама самая «..».

-(Дети называют слова, а учитель успевает их записывать на свободное место доски.)

— А теперь давайте выберем самые для вас важные слова.

(Стираю с доски все, кроме выбранных детьми слов)

6) Работа над стихотворением.

(Стихотворение записано на доске)

— Какое теперь выполним задание?

— Хорошо. Работаем со стихотворением. Даю вам две минуты. За это время попытайтесь прочесть и запомнить его. Такое соревнование. Согласны?

(Засекаю время, дети читают про себя).

— Время истекло! (Закрываю стихотворение).

(Дети читают)

    Работа по рассказу . (Учебник «Русская азбука», автор В.Г.Горецкий. Программа «Школа России»).

— А теперь откройте учебники на стр. 90. Там маленький рассказ. Прочтите его про себя.

(Утром.

Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и …)

Ну, как, успели прочесть? Давайте прочитаем вслух. Назовите, чьё чтение хочется вам услышать? (Дети называют)

— Хотите, чтобы кто-нибудь ещё прочёл?

(Дети выразительно читают)

— Давайте поговорим о рассказе. Что вы можете о нём сказать?

— Мне нравится, как поступила Клава. Она всё правильно сделала?

— А зачем нужно мыть руки с мылом?

— А, как вы думаете, что сделал кот?

— Ребята, на этих страницах есть ещё рассказы. Думаю, вам захочется дома их почитать, не правда ли? А завтра вы их почитаете выразительно в классе.

    Упражнение в соединении слов. (На доске два столбика слов).

— Ребята, у нас осталось последнее задание. Помогите мне соединить слова в столбиках по смыслу.

СОЛОВЕЙ ЛАЕТ

ПТИЧКА МЯУКАЕТ

КОШКА ПОЁТ

СОБАКА ЧИРИКАЕТ

(Дети выходят к доске и соединяют, а может учитель соединять слова и при этом ошибаться, ведя к другому слову).

IV . Итог урока.

— А теперь давайте подытожим, чем мы были заняты на уроке?

— Что нового узнали?

— Какой у нас получился урок?

(Дети высказываются.)

— Ребята, я благодарю вас за урок, говорю вам «СПАСИБО».

(Учитель может пожать руку самым активным ребятам).

Список использованной литературы

    Амонашвили Ш.A. Размышления о гуманной педагогике — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.

    Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония — М.: МЦР, 2002.

    Горецкий В.Г.Учебник «Русская азбука» — М.: Просвещение, 2010.

Здравствуйте! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: Азбука, лента букв, иллюстрации. Проверьте свою посадку. Обе ноги должны стоять на полу, Спина касаться спинки стула, между животом и партой должен помещаться кулак, обе руки должны быть на парте.

Вот уже целый месяц, как вы школьники. Какие буквы вы уже научились читать? А, У, Э, Ы, Л, М. Молодцы! Вы уже немного научились. Умеете пользоваться учебными принадлежностями, научились приветствовать друг друга, здороваться со старшими. Как вы приветствуете (здороваетесь)учителя? Как должен вести себя человек, когда он приветствует другого. У каждого народа веками складывались свои традиции приветствия. Например: когда встречаются два мусульманина, они должны поприветствовать друг друга независимо от того, какие между ними были отношения - дружеские или враждебные. На каждое приветствие следовало непременно ответить. При этом важно было следующее: лица, стоящие выше на социальной лестнице, должны были первыми приветствовать стоящих ниже (а не наоборот!), едущие на коне - идущих пешком, младшие - старших, господа - своих слуг. Было строго запрещено приветствовать жестоких, невоспитанных, бесчестных людей. Если же эти люди сами первыми приветствовали "нормальных" людей, то на их приветствия ни в коем случае не следовало отвечать. А вот так приветсятвуют друг друга в разных странах мира: Русские говорят "Здравствуйте!". "Салам алейкум" говорят при встрече азербайджанцы и слышат в ответ "Алейкум ассалам". В Германии говорят «Гутн таг», во Франции - «Бон Жур», в Англии «Хэлоу». А теперь откройте свою азбуку на стр. 26. Рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, где происходит действие? Правильно, в теартре, на сцене. А как вы догадались? Есть занавес, маски. А кто на ней изображен? Рассмотрите, как одет человек слева, как приветствует гостя, чем его приветствие отличается от приветствия от человека, расположенного справа? А теперь послушайте стихотворение. Как нужно приветствовать соседа? Друга? Бабушку? (ответы детей) Когда вы здороваетесь с кем-то, надо останавливаться, не приветствовать на бегу. Мальчикам в помещении надо снимать головной убор. Существуют определенные правила поведения людей в общественных местах, например в магазине. Посмотрите на иллюстрацию. Куда пришли мама и дочь? Выберите название магазина: универсальный, галантирея, парфюмерия, одежда, хозяйственный. Докажите свой выбор. Какие магазины вы еще знаете. Какой вывод можно сделать из этого диалога? Нужно вести себя вежливо. Человек должен быть культурным в общении с другими людьми. Соотнесите рисунки и слова. В каком магазине можно купить эти товары? Булки -в булочной, таблетки – в аптеке, диван – в мебельном. Физпауза. Молодцы! Вы помните буквы, к-е изучали и их место в слове. Посмотрите на рисунки, помещенные на стр. слева. Русалка. Какие гласные в этом слове? У, А. Какую согласную букву ставим? «Эль». Какой звук она обозначает? [л].Мухомор. Сколько букв в слове? 7. Назовите гласные. «У», «О». Какие согласные вставим? «М». Какой звук обозначают [м]?Прялка. Кто из вас знает, что такое прялка? Сколько букв? Пять. Какую согласную букву ставим? «Эль». Какой звук она обозначает? [л].Найдите мягкий согласный звук в этом слове. Какая гласная буква обозначает мягкость этого согласного. «И». Физпауза. Работа по предложению. Сколько слов в первом предложении? (4) Втором? (4) Третьем? (4) Четвертом? (4) Пятом? (2) Шестом? (2).Составьте небольшой рассказ по этим предложениям. Почему в конце последнего предложения стоят вопросительные знаки? Озаглавьте рассказ. А как бы разрешили эту ссору вы? Что нового изучили вы на уроке? Употребление каких букв вы повторили. («эм» «эль») Какие звуки они обозначают ммлл.

В зависимости от состава класса, а также на усмотрение учителя материал может быть изучен на одном уроке либо разделен на два урока.

Тема: Написание строчной и заглавной письменной буквы Л.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные:

Познакомить учащихся с письменной строчной и заглавной буквой Л;

Формировать графический навык письма буквы Л.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать и развивать пространственную ориентировку;

Развивать мелкую моторику кисти рук.

Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование: прописи, бархатная бумага, образцы-шаблоны написания элементов буквы и целой буквы, карточки для штриховки, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.

Ход урока

1. Организация начала урока

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

2. Изучение нового материала

Актуализация знаний учащихся

Какую букву мы изучали на уроке чтения?

Найдите эту букву в кассе букв и покажите ее (работа проходит на местах и у доски).

Откройте прописи по закладке. Какую букву нам предлагает научиться писать Вова?

Показ и изучение письменной буквы Л

Написание учителем на доске элементов строчной буквы л с объяснением. Обведение строчной буквы л пальчиком по бархатной бумаге, выкладывание строчной буквы л на парте из элементов.

Написание детьми элементов строчной буквы л в воздухе (учитель, стоя спиной к детям, показывает, как нужно писать, дети повторяют).

Работа с прописями

А сейчас напишем элементы буквы в прописях.

Проверка осанки, положения ручки в руке, положения тетради. Повторение правила:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Обведение в прописях элементов строчной буквы л по точкам. Сначала элементы обводятся по точкам, затем пишутся самостоятельно. Учащихся можно вызывать поочередно к доске. Количество обводимых элементов и самостоятельное написание элементов регулируется учителем в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

Ребята, соединив эти два элемента, какую букву мы получим?

Показ написания строчной буквы л учителем на доске с объяснением. Запись детьми строчной буквы л в прописях по точкам и самостоятельно. Для написания буквы некоторые учащиеся могут быть вызваны к доске.

Пальчиковая гимнастика

«Бегущий человечек» - указательный и средний пальцы «бегут» по столу. Сначала упражнение выполняется правой рукой, затем - левой. Руки чередуются 2-3 раза, затем кисти встряхиваются.

На какую букву похож «бегущий человечек»?

На букву л.

Покажите его еще раз правой рукой, левой, одновременно обеими.

3. Закрепление материала

Показ и написание слогов со строчной буквой л

Сначала отрабатывается написание закрытых слогов: ал, ол, ул; потом - открытых: ла, ло, лу, лы. Учащиеся выкладывают слоги из разрезной азбуки, записывают их в прописях, а также на доске. Делается акцент на соединении букв в слоге.

ФизминуткаБуквой Л поставим ноги

(учащиеся повторяют слова),

Словно в пляске руки в боки

(действия за учителем).

Наклонились влево, вправо

(выполнение действий в соответствии с текстом).

Получается исправно.

Влево, вправо, влево, вправо.

Выполнение бордюра

4. Подведение итогов урока

Какую букву мы научились писать на сегодняшнем уроке?

Ход урока

1. Изучение нового материала

Показ, рассматривание и написание элементов большой (заглавной) буквы Л и самой буквы

Мы научились писать маленькую букву л. Какую букву л нам еще нужно научиться писать? (Большую, заглавную Л.)

В каких случаях мы начинаем писать слова с большой буквы?

Работа над изучением и написанием заглавной буквы Л проходит аналогично изучению и написанию строчной л: показ написания элементов буквы с объяснением, письмо буквы учителем на доске, рассматривание в прописях, написание в воздухе, обводка на бархатной бумаге, выкладывание буквы из элементов-шаблонов, письмо у доски, письмо в прописях.

2. Закрепление материала

Запись слогов с изучаемой буквой. Работа с кассой букв и прописями

Написание слогов с заглавной буквой - Ла, Ло, Лу, Лы. Учащиеся выкладывают заданный слог из кассы букв, затем записывают его в прописях, опираясь на объяснения и показ учителя на доске, а также образец, данный в прописях. Делается акцент на соединении букв в слоге. Работа проводится в прописях и у доски.

Зарядка для глаз

Первоклассники ищут букву Л на магнитной доске. Буквы расположены на разной высоте. Дети поворачивают голову, поднимают глаза вверх, опускают вниз.

Запись в рабочей тетради слова, нескольких слов, простого предложения (в зависимости от уровня подготовленности класса и индивидуальных способностей учащихся)

Алла, мыло. У Аллы мыло.

Перед написанием слово четко и протяжно проговаривается, выкладывается из разрезной азбуки, проговаривается по слогам, определяется количество букв, гласные и согласные, с какой буквы нужно начать писать и почему. Анализируется написание слова в прописях, слово обводится по точкам, затем записывается детьми самостоятельно. При письме слово не делится на слоги.

Записывая предложение, первоклассники подсчитывают количество слов в нем, повторяют, с какой буквы нужно начинать писать предложение, что ставится в конце предложения, работают с его схемой.

Физминутка

Выполнение упражнения «Лебеди», данного в прописи (на усмотрение учителя)

3. Подведение итогов урока

Какую букву учились писать на уроке?

Когда мы начинаем писать слово с большой буквы?


Похожая информация.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»