Пример придаточного определительного предложения. Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. СПП с придаточной места

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Виды подчинительной связи, члены предложения, разбор предложения, средства связи предложений - все это синтаксис русского языка. Определительное придаточное - пример одной из самых сложных тем в изучении русского синтаксиса.

Придаточное предложение: определение

Неотъемлемая часть сложноподчиненного предложения - придаточная часть. Придаточной называется та часть сложного предложения, которая является зависимой от главной. На полях лежал белый снег, когда они ездили в деревню. Здесь главное предложение На полях лежал снег. От него задается вопрос к зависимой части: лежал (когда?) когда они ездили в деревню . Придаточная часть - это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение - часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.

Придаточное предложение: виды

В синтаксисе русского языка выделяется четыре типа придаточных предложений. Вид зависимой части определяется по вопросу, задаваемому от главного предложения.

Виды придаточных частей
Название Значение Пример
Определительная От одного слова в главном предложении задается вопрос какой? В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин. (ансамблем (каким?) где играл Ильин)
Изъяснительная От одного слова в главном предложении задается вопрос косвенного падежа: чего? чему? чем? о чем? кого? кому? кем? о ком? Представляешь, как она обрадуется! (представляешь (что?) как она обрадуется)
Обстоятельственная От одного слова в главном предложении задается вопрос обстоятельства: где? когда? откуда? как? зачем? и другие Он поступил так, как поступают трусы. (поступил (как?) как поступают трусы)
Присоединительная От всего главного предложения задается любой вопрос. Был сильный ветер, почему и отменили рейсы. (рейсы отменили (почему?) потому что был сильный ветер)

Верно определить вид придаточного предложения - задача, которая стоит перед обучающимся.

Придаточное определительное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточными определительными, примеры которых даны в таблице, состоит из двух или более частей, где главная часть характеризуется придаточной. Определительная часть относится к одному слову из главного предложения. Это либо существительное, либо местоимение.
Определительное придаточное - пример становления определительных отношений между главной и зависимой частями. Одно слово из главной части согласуется с целым придаточным предложением. Например, Виктор смотрел на море, в просторах которого показался корабль. (Море (какое?), в просторах которого показался корабль) .

Придаточное определительное: особенности

Есть некоторые особенности в СПП с придаточными определительными. Примеры из таблицы помогут разобраться.

Предложения с придаточными определительными: примеры и особенности
Особенности Примеры
Придаточное определительное присоединяется к главному предложению, обычно союзным словом (чей, который, что, где, какой и другими).

Его потрясла картина (какая?), что висела в гостиной.

Город (какой?), где растут магнолии, запомнился ему навсегда.

В главной части СПП могут находиться связанные с союзными словами указательные местоимение тот, то, такой и другие.

В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников.

От яблоневого сада шел такой аромат (какой?), который бывает только в теплые майские дни.

Придаточные определительные должны следовать сразу после определяемого слова.

Фотография (какая?), что лежит у него в записной книжке, была подарена ему Ольгой.

День (какой?), когда они встретились, запомнили все.

Придаточное определительное (примеры предложений с союзным словом который ) может отделяться от главного слова другими членами предложений.

Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена.

Вечерами в курортном городке слышался шум моря, на фоне которого кричали чайки.

Соотносительные придаточные

У сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью есть еще одна особенность. Если в главной части СПП подлежащее или именная часть составного именного сказуемого выражены определительным или указательным местоимением, от которого зависит придаточная определительная часть, то такая часть называется соотносительной (местоименно-определительной). То есть предложения, в которых есть соотношение местоимения в главной части и союзного слова в зависимой, - это предложения, где есть местоименно-определительные придаточные.

Примеры: Ему рассказали только то, что было н еобходимо (соотношение то+что). Женщина ругалась так громко, что слышала вся площадь (соотношение так+что). Ответ был таким, каким был сам вопрос (соотношение таким+каким). Голос капитана был такой громкий и строгий, что вся часть сразу слышала и строилась (соотношение такой+что). Отличительной чертой местоименно-определительных придаточных является то, что они могут предшествовать главному предложению: Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.

Придаточное определительное: примеры из художественной литературы

Вариантов сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью множество.
Писатели активно используют их в своих произведениях. Например, И.А Бунин: Северный уездный городок (какой?), где осталась моя семья,... был от меня далеко. На ранней заре (какой?), когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно...

А.С. Пушкин: В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле (какой?)..., сквозь которую летели белые хлопья снегу... Берестов отвечал с таким же усердием (каким?), с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Т. Драйзер: Нам остается только утешать себя мыслью (какой?), что эволюция человека никогда не прекратится... На нее нахлынули чувства (какие?), которые испытывает отверженная.

Придаточное определительное предложение (примеры из литературы иллюстрируют это) вносит дополнительный оттенок значения главного слова, обладая широкой описательной способностью, дает возможность автору произведения красочно и достоверно описать тот или иной объект.

Нарушение построения предложений с придаточным определительным

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Пример подобного задания: Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта. В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.
Необходимо видеть ошибку и верно употреблять определительное придаточное. Пример: Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город. В предложении исправлена ошибка. В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны в таблице.

Ошибки при определительных придаточных
Пример Характеристика ошибок Исправленный вариант
Ее выручил, кому она помогала в прошлом. Необоснованное опущение указательного местоимения Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом.
Нарвал - уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море. Неверное согласование союзного слова с главным словом Нарвал - уникальное животное, которое обитает в Карском море.
Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. Не соблюдены логические и смысловые связи Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты.

Определительное придаточное и причастный оборот

Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным предложением, в котором есть придаточное определительное. Примеры: Дуб, посаженный прадедом, превратился в огромное дерево. - Дуб, который посадил прадед, превратился в огромное дерево. Два схожих предложения имеют разные оттенки значений. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным .

3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда . В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова : тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

    Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович , была совершенно пуста (Гоголь).

    [сущ., (в которую - союз. слово), ].

    Давайте помечтаем , например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (Чехов).

    [сущ. + указ. слово], (какая - союз. слово)

    В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).

    [сущ. + указ. слово], (когда - союз. слово)

Обратите внимание!

1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов . Если средством связи является союз, это не определительное придаточное!

У Слободкина возникло ощущение , будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) - от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто .

2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который .

Забрались в такие заросли, где одни волки водились (А.Н. Толстой). - Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.1. Придаточные определительные
  • 2.2.3. Придаточные подлежащные

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Не всё золото, что блестит. [всё …], (с. сл. что…).

Не тот стар, кому стукнуло шестьдесят, а тот , кто скис в тридцать. [не тот …, (кто …), а тот], (кто…).

Каков сад, таковы и яблоки. (Каков …), [таков …].

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет. (Кто …), [тот …].

Предложения этого типа часто передают обобщённую мысль, афоризм, сентенцию.

Тот, кто посвятил себя науке, не свободен от неё и в дни отдыха.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Гёте).

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. Булгаков).

СПП с изъяснительной с то 2

В СПП с придаточной изъяснительной указательное местоименное слово в главной части, как правило, является факультативным .

Он сказал о том, что скоро вернётся.

Он не отрицал того, что виновен.

Я убеждён в том, что этот человек честен. [… глаг. + _ то 2 ], (с. что…).

Тип связи – присловный, механизм -- союзный.

Соотносительное слово то 2 в СПП с придаточной изъяснительной является обязательным в следующих случаях:

1) при глаголах начать(ся), начинать(ся), кончить(ся), кончать(ся), состоять, сводиться, заключаться.

Всё началось с того , что я пропустил занятие по синтаксису.

А закончилось всё тем , что я не сдал экзамен. [… глаг. + то 2 ], (с. что …).

Тип связи – корреляционный, механизм – местоименно-союзный.

2) в сочетаниях дело в том, вопрос в том, проблема в том .

Дело в том , что нужно разобраться в тонкостях структуры СПП.

Моя проблема в том , что некогда этим заниматься.

3) при глаголах эмоционального состояния и соотносительных с ними причастиях (поражён тем, смущён тем, оскорблен тем ).

Её застарелая нравственность была оскорблена тем , что дочь её позволила целовать себя до брака (Помяловский).

4) при прилагательных с качественно-характеризующим значением (замечателен тем, хорош тем, удивителен тем, страшен тем ).

Разумихин был ещё тем замечателен , что никакие неудачи его никогда не смущали (Ф. Достоевский).



Филологический факультет знаменит тем , что здесь учатся самые красивые девушки.

5) если придаточная изъяснительная занимает позицию одного из членов однородного ряда.

Он говорил о лете и о том , что быть поэтом женщине нелепость

(А. Ахматова).

6) если при опорном слове имеется отрицание с дальнейшим противопоставлением.

Рад не тому , что лекция закончилась, а тому , что впереди ещё две пары.

7) если соотносительное местоимение акцентируется усилительной частицей или вводным словом.

Радуюсь именно тому , что впереди ещё две пары.

СПП с придаточной места

Придаточными места называются части СПП, содержащие указание на место действия или проявления признака, выраженного в главной части, и отвечающие на вопросы где?, куда?, откуда?.

Средства связи

Придаточные места связываются с главной частью при помощи союзных слов где, куда, откуда . В качестве соотносительных слов в главной части выступают местоименные наречия там, туда, оттуда, всюду, повсюду, отовсюду, везде .

Смелый там найдёт, где робкий потеряет. [… там …], (где…).

Где кто родился, там и пригодился.Где любовь да совет, там и горя нет. (Где …), [там …].

Куда иголка, туда и нитка. (Куда …), [туда …]

Везде , где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает
(Ж. Ж. Руссо).
[Везде, (где…), …].

СПП с придаточными места характеризуются наличием корреляционной пары:

там – где, туда – где, туда – куда, туда – откуда, всюду – где, везде – где, повсюду – куда.

Место придаточной части не является фиксированным: она может находиться в постпозиции, в интерпозиции, в препозиции.

Союзные слова где, куда, откуда могут осложняться усилительной частицей ни . В главной части при этом употребляется наречие с обобщённым значением – всюду, везде . Благодаря этому СПП места получает обобщённо-усилительный оттенок.

Всюду , куда я ни обращался, мне помогали. [Всюду, (куда ни…), …].

NB! Подводные камни!

1. Иногда указательное слово в главной части может отсутствовать.

Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё (Ф. Тютчев).(Где …) и (…), .

В РГ подобные конструкции рассматриваются как СПП расчлененной структуры.

2. Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельства места.

Впереди, где кончалась чаща, стояли березы. [Обст-во места, (где …), …]. Впереди (где именно?)

Мы спускались вниз, куда вёл указатель «Спортивный зал». […обст-во места], (куда …).Вниз (куда именно?)

Структура расчлененная, связь детерминантная (распространяется член предложения), придаточная – уточняющая места.

Все посмотрели туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели налево, где были вывешены таблицы. [ …обст.места], (где…).

Все посмотрели налево, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, где были вывешены таблицы. [ …сущ.], (где…).

Многие придаточные места превратились в устойчивые сочетания:

где угодно, куда следует, куда прикажете, куда хочешь, куда глаза глядят, куда ворон костей не уносил, куда Макар телят не гонял.

Выпускников филфака можно встретить где угодно .

Едут они по распределению куда глаза глядят.

4. Стилистическое использование определительных придаточных

В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто - неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бес ные).

Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. При этом самыми употребительными являются предложения с определительной придаточной частью (33,6%). Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.

В официально-деловом стиле на втором месте по употребительности после определительных, стоят придаточные условные. В различных видах текстов соотношение типов сложноподчиненных предложений, естественно, изменяется, однако сильное преобладание условных придаточных частей в жанрах юридического характера и довольно значительный процент в других определяет общую количественно-качественную картину этого функционального стиля.

Если в книжных функциональных стилях выбор того или иного типа сложноподчиненного предложения связан, как правило, с логической стороной текста, то в экспрессивной речи важное значение получает еще и эстетическая ее сторона: при выборе того или иного типа сложноподчиненного предложения учитываются его выразительные возможности.

Мастером стилистического использования сложных синтаксических конструкции был Лев Николаевич Толстой. Простые, и в особенности короткие предложения, в его творчестве редкость. Сложносочиненные предложения встречаются у Толстого обычно при изображении конкретных картин (например, в описаниях природы):

"Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела."

Обращение же писателя к жизни общества подсказывало ему усложненный . Вспомним начало романа «Воскресение»:

"Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом."

С одной стороны, усложненные конструкции, с другой - простые, «прозрачные», подчеркивают контрастное сопоставление трагизма человеческих отношений и гармонии в природе.

Интересно коснуться проблемы стилистической оценки А.П. Чеховым а Толстого. Чехов нашел эстетическое обоснование приверженности знаменитого романиста к усложненному у. С. Щукин вспоминал о замечании Чехова: «Вы обращали внимание на язык Толстого? Громадные периоды, предложения нагромождены одно на другое. Не думайте, что это случайно, что это недостаток. Это искусство, и оно дается после труда. Эти периоды производят впечатление силы». В неоконченном произведении Чехова «Письмо» высказывается такая же положительная оценка периодов Толстого: «...какой фонтан бьет из-под этих «которых», какая прячется под ними гибкая, стройная, глубокая мысль, какая кричащая правда!».

Художественная речь Толстого отражает его сложный, глубинный анализ изображаемой жизни. Писатель стремится показать читателю не результат своих наблюдений (что легко было бы представить в виде простых, кратких предложений), а сам поиск истины.

Вот как описывается течение мыслей и смена чувств Пьера Безухова:

«Хорошо бы было поехать к Курагину», - подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного... Он поехал к Курагину."

Анализируя этот отрывок, мы могли бы трансформировать его в одно короткое : Несмотря на данное князю Андрею слово, Пьер поехал к Курагину. Но писателю важно показать путь героя к этому решению, борьбу в его душе, отсюда - предложения усложненного типа.

В то же время показательно, что в поздний период творчества Толстой выдвигает требование краткости. Уже с 90-х годов он настойчиво советует внимательно изучать прозу А.С. Пушкина, особенно «Повести Белкина». «От сокращения изложение всегда выигрывает», - говорит он Н.Н. Гусеву. Тот же собеседник записывает интересное высказывание Толстого: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные мысли не нравятся, слишком в них все изжевано».

Таким образом, в художественной речи стилистическое использование сложных синтаксических конструкций в значительной мере обусловлено особенностями индивидуально-авторской манеры письма, хотя «идеальный» стиль представляется немногословным и «легким»; он не должен быть перегружен тяжеловесными сложными конструкциями.

5. Ошибки в употреблении определительных придаточных

В экзаменационных работах по русскому языку часто встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Например :

Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта.

В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.

Необходимо у видеть ошибку и верно употребить определительное придаточное.

Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город.

О шибка исправлена.

В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны ниже.

1. Необоснованное опущение указательного местоимения:

Ее выручил, кому она помогала в прошлом. (Правильно: Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом )

2. Неверное согласование ного слова с главным словом:

Нарвал - уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море . (Правильно: Нарвал - уникальное млекопитающее, которое обитает в Карском море .)

3. Не соблюдены логические и смысловые связи:

Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. (Правильно: Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты. )

6. Определительное придаточное и причастный оборот

Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным м, в котором есть придаточное определительное. Нап ример:

Дуб, посаженный прадедом (определение, выраженное причастным оборотом)

Дуб, который посадил прадед , превратился в огромное дерево. (определительное придаточное)

Причастный оборот всегда можно заменить определительным придаточным м без потери смысла. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

О днако з амена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна не всегда.

НЕЛЬЗЯ заменить придаточное определительное причастным оборотом:

1) те придаточные, в которых ное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

2) в придаточном уже есть подлежащее, и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха.

3) в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот, который нельзя убрать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру.

4) в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются ные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь (= Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цели урока

Формировать умения:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

3) различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;

4) правильно употреблять в речи данные виды предложений;

5) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

6) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

ЭТАПЫ УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Мы начинаем изучать новую тему.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант.

Этот прием позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию плохо усвоенного.

Данный вид работы развивает также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям дается установка:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:

1. Слово пунктуация произошло от пунктуальный. (Нет)

2. В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет)

3. В предложении Мы живем в городе, в котором строится много новых красивых домов есть определения. (Да)

4. Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет)

5. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)

6. и – это схема сложносочиненного предложения с союзом и. (Нет)

Итоговый ответ: 001 010.

Задание 2. Заполните «слепую» таблицу.

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о строении предложений данного типа.

(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.)

Задание 3. Нахождение соответствий.

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1, Простые предложения –

Это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

Это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

Это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

Это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

Это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Задание 4. Различение предложений на слух.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

В тетрадях у детей запись:

Простые Бессоюзные Сложносочинённые. Сложноподчиненные

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3. Светило солнце, но было очень холодно.

4. Я поднял книгу, упавшую со стола.

5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

Запись на доске:

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Вопросы для первичного закрепления

какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

Мотивируйте ответы.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание 1.

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.

1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.

Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!

Вопросы классу:

Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?

Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?

Задание 2. Анализируем предложения.

а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)

Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову которое и связывает главное предложение с придаточным.

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.

Чертим схемы этих предложений.

Задание 3. (Развивает концентрацию внимания и память.)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

(В комнате, куда я вошел, было темно.)

Задание 4. (Тренируйте наблюдательность.)

Еще одна шифровка!

(Люблю место, где родился.)

Вывод класс делает самостоятельно:

Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Самостоятельная работа по карточкам (игра «Умный редактор»).

Задание 1.

Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился...

1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

(При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке, где достаточно свободного места.)

Задание 2. (Дополнительное – для более сильных и быстрых учеников.)

Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопросы классу:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке

VII. МОТИВАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выучить теоретическийматериал,упр.173.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»