Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ», расположенное по адресу:
Российская Федерация, 188901, Ленинградская область, Выборгский район,
поселок Перово, Проспект Молодежный, дом 16.
КОНСПЕКТ
ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
для детей с ОНР.
Тема: « Школа. Школьные принадлежности ».
Проводила:Учитель - логопед
Васильева Надежда Викторовна
май 2017 г.
Задачи для учителя - логопеда
1. Коррекционно-образовательные:
совершенствование навыка слогового анализа слов, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слова, обогатить и активизировать словарь по теме, уточнение глагольного словаря, умение подбирать прилагательные.
2. Коррекционно-развивающие:
развитие навыков словообразования, развитие навыков отгадывания загадок, развитие памяти, мышления, воображения, развитие фонематических представлений, развитие координации движений, общей моторики, ловкости и подвижности.
3. Коррекционно-воспитательная:
формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Задачи для детей :
Уметь выкладывать звуковую схему
умение делить слова на слоги
уметь отвечать на вопрос полным предложением
придумывать предложения с заданным словом
образовывать имена прилагательные к существительному
Предварительная работа
Рассматривание картинок по теме, разгадывание загадок, беседа о школе , школьных принадлежностях , подбор родственных слов : школа , школьники , дошкольники , школьница , школьные принадлежности
М атериал : мультимедийное оборудование для презентации, игрушка Буратино, школьные принадлежности (портфели, линейка, ручка, ножницы, ластик, карандаш, тетрадь, альбом и т. д., схемы для составления предложения.
Ход занятия
(дети проходят и встают полукругом)
Учитель - логопед :
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся.
Утро доброе начнется. Сегодня я приготовила для вас ребус, если его разгадаете, узнаете о чем мы с вами будем говорить ( школа ) (слайд 2)
Дети : Школа .
Учитель – логопед: правильно. (Слайд 3)
Давайте выложим звуковую схему слова школа .
Сколько звуков в слове?
Сколько слогов?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Учитель – логопед: (Слайд 4)
Ребята, а кто учится в школе ? ( школьники )
А как называют мальчика, который ходит в школу ? ( школьник )
А как называют девочку, которая учится в школе ? ( школьница )
Предметы, которые нужны школьнику , как называются? ( школьные предметы )
Вы еще не ходите в школу , как вас называют? ( дошкольники )
Эти слова похоже друг на друга, как мы их назовем? (родственные)
Давайте мы их повторим еще раз все вместе.
Один из сказочных героев очень хотел учиться в школе , а кто это вы узнаете, разгадав загадку.
Это, что за очень странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный,
А зовется. (Буратино) (Слайд 5)
Учитель – логопед:
Буратино хочет с в вами поиграть в слова наоборот :
Буратино не грустный, а какой? веселый
Он не трусливый, а какой? смелый
Нос у него не короткий, а какой? длинный
Буратино не большой, а какой? маленький
Он не глупый, а какой? умный
Буратино не пластмассовый, а какой? Деревянный
Учитель – логопед: Давайте придумаем предложение со словом Буратино и выложим схему. (выкладывают схему)
Физминутка:
Молодцы, а теперь давайте поиграем с Буратино
Буратино потянулся,
раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать –
на носочки надо встать.
Учитель – логопед:
Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать .
На столе школьные принадлежности , вам нужно выбрать по одному предмету, разделить на слоги и положить каждый его в портфель.
Учитель – логопед:
А как мы назовем эти предметы одним словом ( школьные принадлежности )
Ребята мы с вами собрали портфель. Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности ?
Дети:
Ручка нужна … (для того чтобы писать)
Карандаш нужен … (для того чтобы чертить, рисовать)
Дневник нужен … (для того чтобы записывать домашнее задание)
Ластик нужен … (для того чтобы стирать)
Азбука нужна для того, чтобы учиться читать
Линейка нужна … чертить прямые линии
Учитель – логопед: (Слайд 6)
Обратите внимание, что у слова ручка многозначное слово, у этого слова несколько значений (дверная, детская часть тела, которой пишут)
Буратино тоже собрал школьные принадлежности в портфель , но он очень торопился и мог что-то перепутать. (Слайд 7 – 12)
Давайте проверим, всё ли правильно положил Буратино. Посмотрите, нет ли в портфеле лишних предметов.
Буратино заметил, что все школьные принадлежности сделаны из разных материалов. Давайте внимательно посмотрим и расскажем ему, какие это предметы
(слайд13)
Карандаш из дерева (какой) -
Ножницы из металла (какие) -.
Линейка из дерева (какая) -.
Ручка из пластмассы (какая) -
Портфель из кожи (какой) -.
Ластик из резины (какой) -.
Книга из бумаги (какая) - …
Учитель – логопед Буратино хочет загадать загадки. Если их отгадаем, то составим кроссворд.
1. Чёрный Ивашка -
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (карандаш)
2. Я люблю прямоту, Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (линейка)
3. Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (ножницы)
4. Коль ему работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик)
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
Учитель – логопед: Молодцы ребята. Вы были внимательны. За то, что вы справились со всеми заданиями Буратино говорит вам спасибо и хочет наградить вас медалями.
Цель:
Уточнить знания детей о школе, закрепить назначение учебных принадлежностей, Уточнить словарь по теме “Школа” и усвоение грамматических категорий языка и словообразование слов.
Проверить сформированность навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, умения самостоятельно выполнять сложные задания.
Воспитывать чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Здравствуйте ребята!
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Загадки
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится …(ластик).
***
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть…(пластилин)
***
Я большой, я ученик!
В ранце у меня…
(дневник)
***
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за…
(парту)
***
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(линейка)
***
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я…
(пенал)
***
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная … (бумага)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Ребята посмотрите, нам пришло письмо, в котором лежит изображение карандаша, разрезанное на 12 частей.“
4. Беседа с детьми о школе: Что такое школа?
(Школа – это такое здание, где есть класс, парты, ученики, учителя)
А для чего дети ходят в школу?
(В школу дети ходят учиться, получать новые знания. В школу ходят для того, чтобы научиться писать, считать, чтобы быть грамотным).
Можно ли в школу носить игрушки?
(Игрушки в школу носить нельзя, потому что это не детский сад. С игрушками можно играть дома, когда ты выполнишь все уроки.)
Как должны вести себя в школе ученики?
Ученики не должны в школе бегать, баловаться. Они должны выполнять все задания, не опаздывать на уроки, приносить сменную обувь и учебники, внимательно слушать учителя на уроках.)
Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе?
(Надо внимательно слушать учителя, много читать, уметь считать и решать задачи)
Назовите предметы, которые вы положите в пенал?
(В пенал мы положим ручку, простой карандаш, линейку, ластик, цветные карандаши, счетные палочки, ножницы, кисточку ).
Назовите предметы, которые вы положите в ранец?
(В ранец ученик кладет учебник, тетрадь, альбом, краски, дневник, ранец).
Давайте мы расскажем Незнайке из чего сделаны эти предметы.
5. Упражнение “Из чего какой?” (игра с мячом)
Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.
Портфель из кожи (какой?) - кожаный
Линейка из пластмассы (какая?) - пластмассовая
Ластик из резины(какай?) - резиновый
Тетрадь из бумаги (какая?) – бумажная
Ножницы из металла(какие?) – металлические.
Коротышки торопились в школу на праздник. В руках у Незнайки был барабан, он шел впереди всех и громко барабанил. Незнайка развеселился и еще сильнее застучал палочками, что барабан стал дырявым. Давайте починим его.
6. «На что похоже»
(развитие творческого воображения, фантазии.)
Дети карандашом дорисовывают предметы.
7. Физкультминутка “Следы”
: выкладывается дорожка из следов, дети идут по ней.
“По следочкам мы пойдем, все пойдем, и что-нибудь мы там найдем, да найдем”.
Можно идти, выполняя различные задания: прыгаем с кочки на кочку; идем высоко, поднимая ноги, чтобы не сбить росу; крадемся, чтобы не спугнуть птиц и т.д.
8 . “Кто быстрее”
(распределение внимания.)
Найдите и обведите всех божьих коровок и бабочек на рисунке.
9. “Кто быстрее найдет все пары”
Найдите фигуру, у которой нет пары.
10. “Что к чему подходит”
11.Выполняется звуковой анализ и синтез слова БАРАБАН.
Сколько слогов в слове барабан? (В слове барабан три слога)
Назовите 1-ый, 2- ой, 3- ий слоги? (1-ый слог – БА, 2-ой слог-РА, 3- ий слог- БАН).
Назовите гласные, согласные звуки в слове.
(Гласные звуки- А, А, А- три звука А, согласные звуки – Б, Р, Б, Н)
Назовите звонкие согласные звуки –(Б, Р, Н).
Чтение слова по следам звукового анализа.
12. Игра “Зарифмованные слова”.
Поможем ему прочесть эти слова?
Индивидуальная работа с карточками.
2 1 3 4 5 2 1 3 5 4 6 2 3 5 4 1 1 5 4 3 2 6 2 1 4 3 5 7 6
К Ш О А Л, А Л С И Т К, Н И А Г К, А О Б Ь Л М, А П О Л Ч И К.
ЦЕЛЬ:
Закреплять:
-навык различения и произношения смешиваемых звуков (близких по
артикуляционным и акустическим признакам) в словах и предложениях; ~
-умение определять позицию звука в слове;
-умение проводить звукослоговой анализ, составлять схемы слов;
-умение составлять из букв слова;
-правильное употребление предлогов;
-понимание и употребление фразеологических оборотов;
-умение составлять предложения с заданными словами;
Развивать:
-внимание, мышление, память, фонематический слух;
Воспитывать: навыки самоконтроля.
Оборудование:
Мольберт, предметные, сюжетные картинки, наборы для звукослогового
анализа, магнитная доска и буквы, карточки со словами, «Поезд»,
игрушечный Мишка, «Лабиринт», ребусы, «Волшебный мешочек».
Методические приемы:
Игровая мотивация, дидактические игры, вопросы, ребусы, анализ.
Орг. момент.
Дети стоят полукругом.
Л.: Перед тем как начать занятие проверим, умеете ли вы внимательно
слушать и быстро отвечать.
Л.: Подумай, ответь
, как это можно назвать:
Весна, лето, осень
Пароход, теплоход, самолет
Масло, хлеб, сыр
Молоток, топор, пила
Свитер, юбка, пальто
Шляпа, панама, кепка
Сковорода, кастрюля, стакан
Сосна, береза, дуб
Л.: Попробуем поиграть по-другому:
Назови три предмета: фрукты, дом. Животные, месяцы, геометрические
фигуры, овощи, обувь, насекомые.
Л.: Молодцы!
Л.: Давайте послушаем, умеете ли вы красиво и правильно говорить.
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»
:
Желтый цыпленок
Железный замочек
Лара играла
Чищу щеткой
Черный волчище
Зеленый ящичек
У Любочки юбочка
Зеленый жук
Горный орел
Белый кролик
Круглое зеркало
Горькое лекарство
Смешная старушка
Страшное происшествие
Л.: Молодцы! Подойдите к своим местам.
Л.: Посмотрите на карточки. Сядет тот, кто правильно изменит слова по
образцу
- 2 тетради, 3 карандаша и т.д.
Л.: Вижу, вы готовы к занятию: правильно сидите, красиво говорите, хорошо
считаете и отвечаете.
Л.: Сегодня на занятии вам пригодятся все знания, которые вы накопили за 2
года
Основная часть .
Л.: Поиграем в игру «Назови первый и последний звук в своем имени»
Л.: Ребята, а что мы сейчас делали?
Д.: Искали (называли) звуки в своих именах.
Вопросы.
На какие две группы делятся звуки?
Сколько гласных звуков, назови их?
-Почему мы их называем «гласные»?
-Какие звуки мы называем «согласные»? Почему?
-Какие бывают согласные звуки?
Кто назовет согласные звуки, которые всегда твердые?., всегда мягкие?
Л.: Прежде чем вы выполните следующее задание, давайте уточним:
-чем звук отличается от буквы?
Д.: Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Л.: Поиграем в игру «Какое слово задумано?»
-Раз, два, три - карточку возьми и переверни.
Правило игры: нужно назвать картинки, выделить первый звук, обозначить
Какое у тебя получилось слово, а у тебя?
Л.: А теперь составим звуко-слоговую схему этого слова.
Как мы определяем количество слогов?
Что такое слог?
Проверяется у каждого ребенка и по ходу задаются вопросы:
Назови 1-й слог.
Назови гласные звуки.
Назови 4-й звук.
Дай ему характеристику.
Л.: Карандаш, ручка, книга, краски, пластилин.
Как можно назвать эти предметы?
Д.: Школьные принадлежности.
Л.: Молодцы!
Л.: Ребята, я тоже для вас напечатала слова, обозначающие школьные
принадлежности. Но пока несла, они у меня рассыпались. Соберите эти
слова!
Ли - ней - ка
Тет - радь
У - чеб - ник
Пе - нал
Ра - нец
Л.: Прочтите мне слова, в которых 2 слога... 3 слога.
Л.: Молодцы.
(Дополнительное задание. Убираются слова и дети вспоминают и обобщают
эти слова)
3. Физ. минутка.
Мы потрудились, можно немножко отдохнуть.
Л.: Вы будущие школьники и сейчас сделаем зарядку для школьников.
Вот для школьника зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Сели - встали, сели - встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Л.: Тихо садимся.
Л.: О чем мы с вами говорили?
Д.: О школьных принадлежностях.
Л.: А где вам пригодятся школьные принадлежности вы узнаете (отгадав
загадку или прочитав слово).
Л.: Правильно. Молодцы.
Л.: Вот я написала это слово, прочтите его.
Л.: Давайте исправим ошибки.
Игра «В школе»
Л.: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили, занимались. Скоро вы
пойдете в школу. Чему вы там научитесь?
Л.: На какой вопрос отвечают слова - действия?
Л.: Скажите, каким должен быть ученик в школе?
Д.: Аккуратным, добрым, умным, смелым, прилежным, старательным,
внимательным, изобретательным, послушным, трудолюбивым, воспитанным.
Л.: Что вы называли?
Л.: На какой вопрос отвечают слова - признаки?
Л.: Мы с вами называли слова - действия, слова-признаки, а сто еще могут
обозначать слова?
Д.: Слова - предметы.
Л.: На какие вопросы отвечают слова-предметы?
Д.: Кто это? Что это?
Л.: Мы знаем, что слова могут обозначать предметы, действия, признаки.
Л.: Что можно составить из слов?
Д.: Из слов можно составить предложение.
Л.: Правильно, послушайте предложение:
Идти, в, ученики, школа.
Л.: Это предложение?
Д.: Слова в предложении дружат и что-то нам сообщают.
Л.: Давайте составим предложения
из слов:
Урок, учитель, вести.
Перемена, на, звонок, звенеть.
Большой, в, спортзал, школа.
Петь, хор, в, школьный, ученики.
Л.: Назовите правила написания предложений.
1. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Л.: А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
Слова в предложении пишутся раздельно.
В конце предложения ставим точку.
Л.: Будут ли предложения, которые мы с вами составляли рассказом?
Почему?
Д.: Потому что у рассказа есть название и все предложения связаны одним
смыслом.
Выставляется рассказ «Скоро в школу».
Мы стали большими. Нам уже семь лет. Скоро мы пойдем в школу. Мы
хорошо и быстро читаем. В школе будем хорошо учиться.
Л.: А это рассказ?
Как название этого рассказа?
Какими вы стали?
Сколько вам лет?
Куда вы скоро пойдете?
Как вы читаете?
Как вы будете учиться в школе?
Л.: Подберите из рассказа предложение, подходящее под эту схему.
Л.: Назовите 1-е слово в предложении..., 2-е слово..., 3-е слово?
Л.: Молодцы.
Итог.
Л.: О чем мы говорили на занятии? (о школе, школьных принадлежностях)
Л.: Какие задания выполняли?
(Мы вспомнили, что такое звук, слог, слово, предложение, составляли
схемы слов. Читали рассказ. Играли в игры.)
Л.: Молодцы! Вы очень хорошо читали, красиво сидели и поднимали руку.
Л.: Вы много знаете, умеете и готовы пойти в школу. Я рада поздравить вас.
Л.: Занятие закончено.
Вручение медалей.
Швыдкая Татьяна
Конспект логопедического занятия «Школа. Школьные принадлежности»
Конспект логопедического занятия по теме «Школа . Школьные принадлежности »
Цель : закрепить знания детей по теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, владение речью как средством общения.
Коррекционно-образовательные задачи : закрепить знания детей по лексической теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащать словарный запас детей по теме, продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными, правильно изменять форму слова по падежам.
Коррекционно- развивающие задачи : развивать мелкую, общую моторику, память, внимание, речевое дыхание, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные задачи : формировать навык сотрудничества, воспитывать интерес к логопедическим занятиям , умение слушать друг друга, желание активно работать на занятии .
Оборудование : костюм для Буратино, загадки про школьные принадлежности , школьные принадлежности , мяч, презентация, слайды, проектор, картотека «Пальчиковые игры» , мольберты, два портфеля, корзинка, букварь, картотека «Отдохните глазки» , пособие на дыхание.
Предварительная работа : загадывание загадок, рассматривание предметных картинок по теме «Школа . Школьные принадлежности » , игры с пальчиками, игры на развитие лексико-грамматических категорий.
Ход занятия.
Логопед вместе с детьми проходит в зал.
Логопед : ребята, ключ, который открывает замки в душах людей- улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу слева и справа. Улыбнитесь мне, я улыбнусь вам. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и подарите свою улыбку. А теперь присаживайтесь на стулья.
Организационный момент. Психогимнастика.
Логопед : Доброе утро- солнцу и птицам.
Доброе утро- улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длиться до вечера.
Логопед : Ребята, очень скоро в вашей жизни произойдет важное событие- вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Чтобы учиться на отлично в школе , необходима хорошая подготовка : нужно знать буквы, уметь считать.
Стук в дверь.
Логопед : ребята, кто-то еще к нам пришел.
Входит Буратино. В руках у него букварь.
Логопед : ребята, вы узнали кто это?
Дети : мы узнали, это Буратино.
Логопед : Молодцы. Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя. Что же случилось, почему ты пришел к нам?
Буратино : Ребята, я тоже хочу пойти в школу . Мне папа Карло даже букварь подарил, чтобы я учил буквы. Но я не знаю, что еще надо для того, чтобы хорошо учиться. Ребята, помогите мне пожалуйста собраться в школу .
Логопед : Ребята, поможем Буратино собраться в школу .
Ответы детей.
Логопед : присаживайся, Буратино. Ребята, как вы думаете, без чего нельзя обойтись в школе ?
Ответы детей.
Основная часть.
Логопед : правильно, в школе нельзя обойтись без школьных принадлежностей . Но для того, чтобы собрать необходимые принадлежности для Буратино , надо выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать одну школьную принадлежность .
Логопед : первое задание. Внимание на экран.
«Загадки про школьные принадлежности » .(слайд 1)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ручка.) (слайд 2)
Если ты его отточишь
Нарисуешь, все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш.) (слайд 3)
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка (тетрадь) (слайд 4)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга) (слайд 5)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал) (слайд 6)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома-на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель) (слайд 7)
Логопед : как назвать одним словом пенал, ручку, тетрадь, книгу, портфель?
Ответы детей.
Логопед : молодцы, ребята. Вы правильно справились с первым заданием. Получаете первый предмет –пенал.
Зрительная гимнастика.
Логопед : закрываем мы глаза
Вот какие чудеса,
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А сейчас мы их откроем
Через речку мост построим
Нарисуем букву О
Получается легко.
Вверх поднимем
Вниз опустим
Вправо-влево повернем
Заниматься вновь начнем.
Логопед : теперь мы с вами немного отдохнем. (приглашается Буратино.)
Развитие общей моторики под музыку.
Логопед : присаживайтесь на места.
Следующее задание, которое вам надо выполнить. Внимание на экран. (слайд 8)
Игра «Помоги Растеряшке» .
Логопед : ребята, вы узнали эту девочку?
Ответы детей.
Логопед : правильно, это Растеряшка. Растеряшка всегда все теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу . Все ребята достали учебники, а у нее нет (чего) -…., дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего) -, у всех в пенале ручка, а у нее нет (чего) -…., дети достали карандаши, а нее нет (чего) -…. Как вы думаете, чего еще нет у Растеряшки. (добиваться полных ответов детей.)
Ответы детей.
Логопед : молодцы. Вы справились с заданием, ответили правильно, заработали ручку.
Логопед : чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь со всеми
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки помочалю
Плечи нежно разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Раз, два, раз, два,
Отдыхает детвора.
Логопед : молодцы, ребята. Следующее задание. Выходите и становитесь в круг.
Игра с мячом «Сосчитай»
Логопед : растеряшка собрала все школьные принадлежности , но опять растерялась и не знает, как сосчитать школьные принадлежности . Давайте вы поможете посчитать школьные принадлежности . Считаем принадлежности так : один, два, пять.
Одна ручка-две ручки-пять ручек.
Один карандаш- два карандаша- пять карандашей.
Одна тетрадь- две тетради- пять тетрадей.
Один пенал- два пенала- пять пеналов.
Один альбом – два альбома-пять альбомов.
Один мел- два мела- пять мелков.
Одна резинка-две резинки-пять резинок.
Одна линейка-две линейки- пять линеек,
Один учебник-два учебника-пять учебников.
Одна кисточка-две кисточки-пять кисточек.
Один циркуль-два циркуля-пять циркулей
Один портфель-два портфеля- пять портфелей.
Логопед : молодцы, вы правильно справились с заданием. Получаете-линейку. Присаживайтесь на стулья.
Игра «Собери портфель»
Логопед : теперь я предлагаю вам стать настоящими первоклассниками и собрать портфель. Для девочек- красный портфель, для мальчиков- синий портфель. Для этого надо поделить названия школьных принадлежностей на слоги . В красный портфель складываем картинки со школьными принадлежностями , где слова состоят из двух слогов , в синий- картинки, где слова состоят из трёх слогов .
Дети делят слова на слоги : в слове ручка два слога, значит я положу картинку в красный портфель, в слове карандаш три слога, я положу эту картинку в синий портфель.
Логопед хвалит детей за выполненное задание, дети получают школьную принадлежность –карандаш .
А теперь соберем все заработанные вами школьные принадлежности в пенал и подарим Буратино.
Буратино благодарит детей, прощается и уходит.
Итог занятия .
Логопед : о чем мы с вами беседовали? Вспомните и назовите школьные принадлежности ? Кто приходил к нам в гости? В какие игры мы с вами играли?
Логопед : ребята, теперь вы знаете, что необходимо в школе , чтобы учиться на отлично. Вы были активными, дружными, помогли Буратино собрать необходимые принадлежности .
Тряпицына Е.Е. учитель-логопед I квалификационной категории, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Петродворцового района Санкт-Петербурга “Доверие”.
Тема: “В школу”
- обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях;
- систематизировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений, пересказа рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий;
- продолжать развивать ВПФ;
- развитие общей и мелкой моторики, воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки, умение работать в коллективе.
Оборудование: мяч, школьные принадлежности, картинки по теме “школа и школьные принадлежности”, кукла Бабы- Яги, колокольчик, индивидуальные тетради, карточки для фонематического разбора слов, схемы предложения, простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
- Организационный момент
Здравствуйте. Вот и заканчивается весна, скоро у вас будет выпускной бал. Куда вы выпускаетесь? (в школу) А когда дети идут в школу? (осенью) Правильно. В какой класс вы пойдете? (в первый класс) В этом году осенью вы все пойдете в школу. А сейчас на минуточку мы представим, что уже наступило 1 сентября, и мы с вами пришли в школу на уроки. Но пойдем мы не одни, с нами пойдет Баба-Яга. Она тоже хочет стать грамотной.
II Основная часть.Баба –Яга так торопиться в школу, что пришла к нам на занятие с портфелем. Давайте проверим, какие предметы Баба-Яга взяла с собой. Портфель, пенал, (ручка, карандаши, резинка, точилка- в пенале), линейка, тетради, букварь, мяч, рогатка, машинка. где лежат школьные принадлежности (в портфеле), откуда мы будем их доставать (из портфеля). Баба-Яга вам дает задание положить карандаш в тетрадь, а ручку под тетрадь. И просит назвать где лежит ручка (карандаш) от куда будет доставать ручку (из под тетради). Несколько вариантов показывает логопед (отработка предлогов из-за, из-под)
- Начинается первый урок математики
- Звонок. Урок грамоты
- Звонок. Урок чтения
Счет по карточкам (ответ каждого ребёнка)
2+5 (7карандашей)
6-4 (2ручки)
4-3 (1 резинка)
2+1 (3 линейки)
9-4 (5тетрадей)
Молодцы! Теперь давайте сравним предметы:
Линейка длинная, а карандаш..
Книга толстая, а тетрадь…
Пенал большой, а резинка …
Портфель тяжелый, а альбом….
Желтый карандаш острый, а красный…
Перед вами предметы, но среди них есть лишние. Определите, какой предмет лишний и объясните почему.
“4 лишний”
Карандаш, молоток, ручка, кисточка (молоток-это инструмент)
Мячик, резинка, пенал, линейка (мяч-это игрушка)
Сентябрь, май, октябрь, ноябрь (май-это весенний месяц)
Звонок. Перемена.
На перемене мы поиграем в игру “Большой –маленький”. Я называю предмет, а вы передавая мяч, будете это называть ласково. (Дети как можно быстрее передают по кругу друг другу мяч, называя правильный ответ).
Карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, точилка-, скрепка-, кнопка-.
Молодцы следующий урок.
Работа в тетради. Задание: по заданным звукам из слов составить новое слово. Получившиеся слова записать в тетрадь.
Последний звук слова МАЛЫШ
Первый звук слова К РЫША
Последний звук слова ЭСКИМО
Второй звук слова КЛ АД
Третий звук слова СКА ЗКА
Какое слово у вас получилось (школа )
Сколько слогов в слове школа? Ответ -2
Какой слог ударный? Ответ- первый.
Давайте сделаем фонематический анализ слова школа. Перед вами в конвертах лежат карточки, с их помощью сделайте схему слова. Выполнение задания.
Придумайте предложение со словом школа
В тетрадях нарисуйте схему предложения.
Звонок. Перемена. (физминутка )
Мы немного устали пора размяться. Повторяем за мной.
Карлсон зовет на крышу.
Поднимаемся неслышно.
Руки надо вверх поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше…не ленитесь,
Аккуратно опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
Логопед -думает, что вы маленькие и читать не умеете. -Давайте мы с вами покажем, чему мы научились:Посмотрите на карточки, на них написаны, слова, но вредная Баба-Яга специально разрезала карточки и теперь надо по верхней половинке слов догадаться что было написано, подобрать нижнюю половинку, чтобы получилось всё слово(Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание). Молодцы, отлично справились с заданием.
А сколько слогов в слове КНИГА? А сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? А как называется книга, по которой дети учатся читать? (Букварь).
Баба-Яга не очень аккуратная, она плохо следит за своими книгами и вот в букваре у нее рассыпались слова на слоги. Надо их собрать и прочитать.
ПЕ РЕ МЕ НА, У ЧЕБ НИК, У РОК, ЗВО НОК, ПАР ТА.
Логопед –Давайте покажем гостям и Бабе –Яге, что нам не страшны ее козни и с этим заданием мы справимся. Для этого надо правильно расставить слова и прочитать.
Что мы читали? (предложения). Объяснение детьми значение слова предложение (это слова объединённые одним смыслом)
Звонок. Перемена
Теперь Баба-Яга проголодалась и пошла в столовую, а мы поиграем в игру с мячом.
каша из риса (какая?) рисовая каша,
запеканка из мяса (какая?) мясная,
салат из капусты и моркови (какой?)
сок из яблок и груш (какой?)
варенье из малины (какое?)
подбери слово-родственник к слову гриб …
подбери слово-родственник к слову рыба …
4. урок Природоведения. Как вы думаете, что изучают на этом уроке? (ответы детей)
Урок будет не обычный, будем отгадывать хитрые загадки Бабы-яги. Она хочет запутать вас рифмами мудрёными, а будьте внимательны. Презентация “Загадки-обманки”
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон (медведь)
***
Быстрее всех от страха
Несётся ….черепаха (заяц)
***
Знает даже иностранец всех в лесу хитрее заяц (лиса)
***
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей…петух (лев)
***
Простой вопрос для малышей:
“Кого боится кот?” …мышей (собак)
***
Слышала вся улица как мычала курица (корова)
***Ночью каждое оконце слабо освещает солнце (луна)
Под деревом 4 льва, 1 ушел, осталось два (3)
Игра “Бывает ли так?” слушайте внимательно, и если я сказала не правильно, исправьте меня.
В школу ученики приходят вечером.
На уроке ученики внимательно слушают учителя.
В школу можно брать игрушки.
В школе ученики сидят на полу.
5 урок Развития связной речи. Слова выделенные подчеркнутым курсивом зашифрованы цифройс картинкой. (задача детей соотнести нужную цифру с картинкой, поставить слово в нужную форму (число, падеж) и продолжить рассказ.
Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, но вместо некоторых слов покажу вам карточку с цифрой, а вы должны будете вставить нужное слово.
“Вася пришел из школы и сел играть на компьютере(5) . Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель(1) . Утром Вася вспомнил, что не решил задачу. В школу(3) он тащился как черепаха(4) . Начался урок. Дрожит Вася как заяц(6) . Вызвала учительница его отвечать к доске, а Вася молчит как рыба(2) . Мальчику стало стыдно”. (продолжите рассказ)
Объяснение крылатых выражений “тащиться как черепаха” и др.
Что скажет мама?
Какие полезные советы мы можем дать Васе?
Последний урок. Такого урока в школе к сожалению нет, но у нас есть. Скажите где живет Баба-Яга (ответы -в лесу, -в сказке) да, Баба-Яга пришла к нам из сказки. Вот и последний урок –УРОК СКАЗКИ
Презентация “В мире сказки”.
Вот и пришла пора нам прощаться с Бабой-Ягой.
III Итог
Баба-Яга благодарит вас за помощь, вы настоящие друзья, многому научились и можете смело идти в школу. И на прощанье хотела бы сделать вам как будущим первоклассникам небольшие подарки и пожелать вам успехов в учебе.