Конспект открытого логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития «В школу». Лексическая тема школьные принадлежности Логопедическое занятие

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное образование

«Выборгский район» Ленинградской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ», расположенное по адресу:

Российская Федерация, 188901, Ленинградская область, Выборгский район,

поселок Перово, Проспект Молодежный, дом 16.

КОНСПЕКТ

ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

для детей с ОНР.

Тема: « Школа. Школьные принадлежности ».

Проводила:

Учитель - логопед

Васильева Надежда Викторовна

май 2017 г.

Задачи для учителя - логопеда

1. Коррекционно-образовательные:

совершенствование навыка слогового анализа слов, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слова, обогатить и активизировать словарь по теме, уточнение глагольного словаря, умение подбирать прилагательные.

2. Коррекционно-развивающие:

развитие навыков словообразования, развитие навыков отгадывания загадок, развитие памяти, мышления, воображения, развитие фонематических представлений, развитие координации движений, общей моторики, ловкости и подвижности.

3. Коррекционно-воспитательная:

формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Задачи для детей :

Уметь выкладывать звуковую схему

умение делить слова на слоги

уметь отвечать на вопрос полным предложением

придумывать предложения с заданным словом

образовывать имена прилагательные к существительному

Предварительная работа

Рассматривание картинок по теме, разгадывание загадок, беседа о школе , школьных принадлежностях , подбор родственных слов : школа , школьники , дошкольники , школьница , школьные принадлежности

М атериал : мультимедийное оборудование для презентации, игрушка Буратино, школьные принадлежности (портфели, линейка, ручка, ножницы, ластик, карандаш, тетрадь, альбом и т. д., схемы для составления предложения.

Ход занятия

(дети проходят и встают полукругом)

Учитель - логопед :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся.

Утро доброе начнется. Сегодня я приготовила для вас ребус, если его разгадаете, узнаете о чем мы с вами будем говорить ( школа ) (слайд 2)

Дети : Школа .

Учитель – логопед: правильно. (Слайд 3)

Давайте выложим звуковую схему слова школа .

Сколько звуков в слове?

Сколько слогов?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Учитель – логопед: (Слайд 4)

Ребята, а кто учится в школе ? ( школьники )

А как называют мальчика, который ходит в школу ? ( школьник )

А как называют девочку, которая учится в школе ? ( школьница )

Предметы, которые нужны школьнику , как называются? ( школьные предметы )

Вы еще не ходите в школу , как вас называют? ( дошкольники )

Эти слова похоже друг на друга, как мы их назовем? (родственные)

Давайте мы их повторим еще раз все вместе.

Один из сказочных героев очень хотел учиться в школе , а кто это вы узнаете, разгадав загадку.

Это, что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

А зовется. (Буратино) (Слайд 5)

Учитель – логопед:

Буратино хочет с в вами поиграть в слова наоборот :

Буратино не грустный, а какой? веселый

Он не трусливый, а какой? смелый

Нос у него не короткий, а какой? длинный

Буратино не большой, а какой? маленький

Он не глупый, а какой? умный

Буратино не пластмассовый, а какой? Деревянный

Учитель – логопед: Давайте придумаем предложение со словом Буратино и выложим схему. (выкладывают схему)

Физминутка:

Молодцы, а теперь давайте поиграем с Буратино

Буратино потянулся,

раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать –

на носочки надо встать.

Учитель – логопед:

Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать .

На столе школьные принадлежности , вам нужно выбрать по одному предмету, разделить на слоги и положить каждый его в портфель.

Учитель – логопед:

А как мы назовем эти предметы одним словом ( школьные принадлежности )

Ребята мы с вами собрали портфель. Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности ?

Дети:

Ручка нужна … (для того чтобы писать)

Карандаш нужен … (для того чтобы чертить, рисовать)

Дневник нужен … (для того чтобы записывать домашнее задание)

Ластик нужен … (для того чтобы стирать)

Азбука нужна для того, чтобы учиться читать

Линейка нужна … чертить прямые линии

Учитель – логопед: (Слайд 6)

Обратите внимание, что у слова ручка многозначное слово, у этого слова несколько значений (дверная, детская часть тела, которой пишут)

Буратино тоже собрал школьные принадлежности в портфель , но он очень торопился и мог что-то перепутать. (Слайд 7 – 12)

Давайте проверим, всё ли правильно положил Буратино. Посмотрите, нет ли в портфеле лишних предметов.

Буратино заметил, что все школьные принадлежности сделаны из разных материалов. Давайте внимательно посмотрим и расскажем ему, какие это предметы

(слайд13)

Карандаш из дерева (какой) -

Ножницы из металла (какие) -.

Линейка из дерева (какая) -.

Ручка из пластмассы (какая) -

Портфель из кожи (какой) -.

Ластик из резины (какой) -.

Книга из бумаги (какая) - …

Учитель – логопед Буратино хочет загадать загадки. Если их отгадаем, то составим кроссворд.

1. Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

2. Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

3. Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать! (ножницы)

4. Коль ему работу дашь -

Зря трудился карандаш. (Ластик)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает. (Книга)

Учитель – логопед: Молодцы ребята. Вы были внимательны. За то, что вы справились со всеми заданиями Буратино говорит вам спасибо и хочет наградить вас медалями.

Цель:

Уточнить знания детей о школе, закрепить назначение учебных принадлежностей, Уточнить словарь по теме “Школа” и усвоение грамматических категорий языка и словообразование слов.

Проверить сформированность навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, умения самостоятельно выполнять сложные задания.

Воспитывать чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята!

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Загадки

Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится …(ластик).
***

Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть…(пластилин)
***

Я большой, я ученик!
В ранце у меня… (дневник)
***

Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за… (парту)
***

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка)
***

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я… (пенал)
***

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная … (бумага)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

Ребята посмотрите, нам пришло письмо, в котором лежит изображение карандаша, разрезанное на 12 частей.“

4. Беседа с детьми о школе: Что такое школа?

(Школа – это такое здание, где есть класс, парты, ученики, учителя)

А для чего дети ходят в школу?

(В школу дети ходят учиться, получать новые знания. В школу ходят для того, чтобы научиться писать, считать, чтобы быть грамотным).

Можно ли в школу носить игрушки?

(Игрушки в школу носить нельзя, потому что это не детский сад. С игрушками можно играть дома, когда ты выполнишь все уроки.)

Как должны вести себя в школе ученики?

Ученики не должны в школе бегать, баловаться. Они должны выполнять все задания, не опаздывать на уроки, приносить сменную обувь и учебники, внимательно слушать учителя на уроках.)

Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе?

(Надо внимательно слушать учителя, много читать, уметь считать и решать задачи)

Назовите предметы, которые вы положите в пенал?

(В пенал мы положим ручку, простой карандаш, линейку, ластик, цветные карандаши, счетные палочки, ножницы, кисточку ).

Назовите предметы, которые вы положите в ранец?

(В ранец ученик кладет учебник, тетрадь, альбом, краски, дневник, ранец).

Давайте мы расскажем Незнайке из чего сделаны эти предметы.

5. Упражнение “Из чего какой?” (игра с мячом)

Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.

Портфель из кожи (какой?) - кожаный

Линейка из пластмассы (какая?) - пластмассовая

Ластик из резины(какай?) - резиновый

Тетрадь из бумаги (какая?) – бумажная

Ножницы из металла(какие?) – металлические.

Коротышки торопились в школу на праздник. В руках у Незнайки был барабан, он шел впереди всех и громко барабанил. Незнайка развеселился и еще сильнее застучал палочками, что барабан стал дырявым. Давайте починим его.

6. «На что похоже» (развитие творческого воображения, фантазии.)
Дети карандашом дорисовывают предметы.

7. Физкультминутка “Следы” : выкладывается дорожка из следов, дети идут по ней.
“По следочкам мы пойдем, все пойдем, и что-нибудь мы там найдем, да найдем”.
Можно идти, выполняя различные задания: прыгаем с кочки на кочку; идем высоко, поднимая ноги, чтобы не сбить росу; крадемся, чтобы не спугнуть птиц и т.д.

8 . “Кто быстрее” (распределение внимания.)
Найдите и обведите всех божьих коровок и бабочек на рисунке.

9. “Кто быстрее найдет все пары”
Найдите фигуру, у которой нет пары.

10. “Что к чему подходит”

11.Выполняется звуковой анализ и синтез слова БАРАБАН.

Сколько слогов в слове барабан? (В слове барабан три слога)

Назовите 1-ый, 2- ой, 3- ий слоги? (1-ый слог – БА, 2-ой слог-РА, 3- ий слог- БАН).

Назовите гласные, согласные звуки в слове.

(Гласные звуки- А, А, А- три звука А, согласные звуки – Б, Р, Б, Н)

Назовите звонкие согласные звуки –(Б, Р, Н).

Чтение слова по следам звукового анализа.

12. Игра “Зарифмованные слова”.

Поможем ему прочесть эти слова?

Индивидуальная работа с карточками.

2 1 3 4 5 2 1 3 5 4 6 2 3 5 4 1 1 5 4 3 2 6 2 1 4 3 5 7 6

К Ш О А Л, А Л С И Т К, Н И А Г К, А О Б Ь Л М, А П О Л Ч И К.

ЦЕЛЬ:
Закреплять:

-навык различения и произношения смешиваемых звуков (близких по
артикуляционным и акустическим признакам) в словах и предложениях; ~
-умение определять позицию звука в слове;

-умение проводить звукослоговой анализ, составлять схемы слов;

-умение составлять из букв слова;

-правильное употребление предлогов;

-понимание и употребление фразеологических оборотов;

-умение составлять предложения с заданными словами;

Развивать:

-внимание, мышление, память, фонематический слух;
Воспитывать: навыки самоконтроля.

Оборудование:

Мольберт, предметные, сюжетные картинки, наборы для звукослогового
анализа, магнитная доска и буквы, карточки со словами, «Поезд»,
игрушечный Мишка, «Лабиринт», ребусы, «Волшебный мешочек».

Методические приемы:

Игровая мотивация, дидактические игры, вопросы, ребусы, анализ.

    Орг. момент.

Дети стоят полукругом.
Л.: Перед тем как начать занятие проверим, умеете ли вы внимательно
слушать и быстро отвечать.
Л.: Подумай, ответь , как это можно назвать:
Весна, лето, осень
Пароход, теплоход, самолет
Масло, хлеб, сыр
Молоток, топор, пила
Свитер, юбка, пальто
Шляпа, панама, кепка
Сковорода, кастрюля, стакан
Сосна, береза, дуб
Л.: Попробуем поиграть по-другому:

Назови три предмета: фрукты, дом. Животные, месяцы, геометрические
фигуры, овощи, обувь, насекомые.
Л.: Молодцы!

Л.: Давайте послушаем, умеете ли вы красиво и правильно говорить.
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори» :
Желтый цыпленок
Железный замочек
Лара играла
Чищу щеткой
Черный волчище
Зеленый ящичек
У Любочки юбочка
Зеленый жук
Горный орел
Белый кролик
Круглое зеркало
Горькое лекарство
Смешная старушка
Страшное происшествие
Л.: Молодцы! Подойдите к своим местам.

Л.: Посмотрите на карточки. Сядет тот, кто правильно изменит слова по
образцу
- 2 тетради, 3 карандаша и т.д.

Л.: Вижу, вы готовы к занятию: правильно сидите, красиво говорите, хорошо
считаете и отвечаете.

Л.: Сегодня на занятии вам пригодятся все знания, которые вы накопили за 2
года

    Основная часть .

Л.: Поиграем в игру «Назови первый и последний звук в своем имени»

Л.: Ребята, а что мы сейчас делали?

Д.: Искали (называли) звуки в своих именах.

Вопросы.

На какие две группы делятся звуки?


Сколько гласных звуков, назови их?
-Почему мы их называем «гласные»?
-Какие звуки мы называем «согласные»? Почему?
-Какие бывают согласные звуки?

Кто назовет согласные звуки, которые всегда твердые?., всегда мягкие?
Л.: Прежде чем вы выполните следующее задание, давайте уточним:
-чем звук отличается от буквы?

Д.: Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Л.: Поиграем в игру «Какое слово задумано?»
-Раз, два, три - карточку возьми и переверни.

Правило игры: нужно назвать картинки, выделить первый звук, обозначить

Какое у тебя получилось слово, а у тебя?

Л.: А теперь составим звуко-слоговую схему этого слова.

    Как мы определяем количество слогов?

    Что такое слог?

Проверяется у каждого ребенка и по ходу задаются вопросы:

    Назови 1-й слог.

    Назови гласные звуки.

    Назови 4-й звук.

    Дай ему характеристику.

Л.: Карандаш, ручка, книга, краски, пластилин.

    Как можно назвать эти предметы?
    Д.: Школьные принадлежности.
    Л.: Молодцы!

Л.: Ребята, я тоже для вас напечатала слова, обозначающие школьные
принадлежности. Но пока несла, они у меня рассыпались. Соберите эти
слова!

Ли - ней - ка
Тет - радь
У - чеб - ник
Пе - нал
Ра - нец

Л.: Прочтите мне слова, в которых 2 слога... 3 слога.
Л.: Молодцы.

(Дополнительное задание. Убираются слова и дети вспоминают и обобщают
эти слова)
3. Физ. минутка.

Мы потрудились, можно немножко отдохнуть.

Л.: Вы будущие школьники и сейчас сделаем зарядку для школьников.
Вот для школьника зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись


Сели - встали, сели - встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Л.: Тихо садимся.
Л.: О чем мы с вами говорили?
Д.: О школьных принадлежностях.

Л.: А где вам пригодятся школьные принадлежности вы узнаете (отгадав

загадку или прочитав слово).

Л.: Правильно. Молодцы.

Л.: Вот я написала это слово, прочтите его.

Л.: Давайте исправим ошибки.

Игра «В школе»

Л.: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили, занимались. Скоро вы
пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

Л.: На какой вопрос отвечают слова - действия?

Л.: Скажите, каким должен быть ученик в школе?

Д.: Аккуратным, добрым, умным, смелым, прилежным, старательным,

внимательным, изобретательным, послушным, трудолюбивым, воспитанным.

Л.: Что вы называли?

Л.: На какой вопрос отвечают слова - признаки?

Л.: Мы с вами называли слова - действия, слова-признаки, а сто еще могут
обозначать слова?
Д.: Слова - предметы.

Л.: На какие вопросы отвечают слова-предметы?
Д.: Кто это? Что это?

Л.: Мы знаем, что слова могут обозначать предметы, действия, признаки.

Л.: Что можно составить из слов?

Д.: Из слов можно составить предложение.

Л.: Правильно, послушайте предложение:

Идти, в, ученики, школа.
Л.: Это предложение?

Д.: Слова в предложении дружат и что-то нам сообщают.
Л.: Давайте составим предложения из слов:

    Урок, учитель, вести.

    Перемена, на, звонок, звенеть.

    Большой, в, спортзал, школа.

    Петь, хор, в, школьный, ученики.

Л.: Назовите правила написания предложений.

1. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.


Л.: А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

      Слова в предложении пишутся раздельно.

      В конце предложения ставим точку.

Л.: Будут ли предложения, которые мы с вами составляли рассказом?
Почему?

Д.: Потому что у рассказа есть название и все предложения связаны одним
смыслом.

Выставляется рассказ «Скоро в школу».

Мы стали большими. Нам уже семь лет. Скоро мы пойдем в школу. Мы
хорошо и быстро читаем. В школе будем хорошо учиться.
Л.: А это рассказ?

    Как название этого рассказа?

    Какими вы стали?

    Сколько вам лет?

    Куда вы скоро пойдете?

    Как вы читаете?

    Как вы будете учиться в школе?

Л.: Подберите из рассказа предложение, подходящее под эту схему.

Л.: Назовите 1-е слово в предложении..., 2-е слово..., 3-е слово?

Л.: Молодцы.

Итог.

Л.: О чем мы говорили на занятии? (о школе, школьных принадлежностях)
Л.: Какие задания выполняли?

(Мы вспомнили, что такое звук, слог, слово, предложение, составляли
схемы слов. Читали рассказ. Играли в игры.)

Л.: Молодцы! Вы очень хорошо читали, красиво сидели и поднимали руку.
Л.: Вы много знаете, умеете и готовы пойти в школу. Я рада поздравить вас.
Л.: Занятие закончено.
Вручение медалей.

Швыдкая Татьяна
Конспект логопедического занятия «Школа. Школьные принадлежности»

Конспект логопедического занятия по теме «Школа . Школьные принадлежности »

Цель : закрепить знания детей по теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, владение речью как средством общения.

Коррекционно-образовательные задачи : закрепить знания детей по лексической теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащать словарный запас детей по теме, продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными, правильно изменять форму слова по падежам.

Коррекционно- развивающие задачи : развивать мелкую, общую моторику, память, внимание, речевое дыхание, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные задачи : формировать навык сотрудничества, воспитывать интерес к логопедическим занятиям , умение слушать друг друга, желание активно работать на занятии .

Оборудование : костюм для Буратино, загадки про школьные принадлежности , школьные принадлежности , мяч, презентация, слайды, проектор, картотека «Пальчиковые игры» , мольберты, два портфеля, корзинка, букварь, картотека «Отдохните глазки» , пособие на дыхание.

Предварительная работа : загадывание загадок, рассматривание предметных картинок по теме «Школа . Школьные принадлежности » , игры с пальчиками, игры на развитие лексико-грамматических категорий.

Ход занятия.

Логопед вместе с детьми проходит в зал.

Логопед : ребята, ключ, который открывает замки в душах людей- улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу слева и справа. Улыбнитесь мне, я улыбнусь вам. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и подарите свою улыбку. А теперь присаживайтесь на стулья.

Организационный момент. Психогимнастика.

Логопед : Доброе утро- солнцу и птицам.

Доброе утро- улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера.

Логопед : Ребята, очень скоро в вашей жизни произойдет важное событие- вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Чтобы учиться на отлично в школе , необходима хорошая подготовка : нужно знать буквы, уметь считать.

Стук в дверь.

Логопед : ребята, кто-то еще к нам пришел.

Входит Буратино. В руках у него букварь.

Логопед : ребята, вы узнали кто это?

Дети : мы узнали, это Буратино.

Логопед : Молодцы. Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя. Что же случилось, почему ты пришел к нам?

Буратино : Ребята, я тоже хочу пойти в школу . Мне папа Карло даже букварь подарил, чтобы я учил буквы. Но я не знаю, что еще надо для того, чтобы хорошо учиться. Ребята, помогите мне пожалуйста собраться в школу .

Логопед : Ребята, поможем Буратино собраться в школу .

Ответы детей.

Логопед : присаживайся, Буратино. Ребята, как вы думаете, без чего нельзя обойтись в школе ?

Ответы детей.

Основная часть.

Логопед : правильно, в школе нельзя обойтись без школьных принадлежностей . Но для того, чтобы собрать необходимые принадлежности для Буратино , надо выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать одну школьную принадлежность .

Логопед : первое задание. Внимание на экран.

«Загадки про школьные принадлежности » .(слайд 1)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ручка.) (слайд 2)

Если ты его отточишь

Нарисуешь, все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш.) (слайд 3)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка (тетрадь) (слайд 4)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) (слайд 5)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал) (слайд 6)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома-на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель) (слайд 7)

Логопед : как назвать одним словом пенал, ручку, тетрадь, книгу, портфель?

Ответы детей.

Логопед : молодцы, ребята. Вы правильно справились с первым заданием. Получаете первый предмет –пенал.

Зрительная гимнастика.

Логопед : закрываем мы глаза

Вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А сейчас мы их откроем

Через речку мост построим

Нарисуем букву О

Получается легко.

Вверх поднимем

Вниз опустим

Вправо-влево повернем

Заниматься вновь начнем.

Логопед : теперь мы с вами немного отдохнем. (приглашается Буратино.)

Развитие общей моторики под музыку.

Логопед : присаживайтесь на места.

Следующее задание, которое вам надо выполнить. Внимание на экран. (слайд 8)

Игра «Помоги Растеряшке» .

Логопед : ребята, вы узнали эту девочку?

Ответы детей.

Логопед : правильно, это Растеряшка. Растеряшка всегда все теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу . Все ребята достали учебники, а у нее нет (чего) -…., дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего) -, у всех в пенале ручка, а у нее нет (чего) -…., дети достали карандаши, а нее нет (чего) -…. Как вы думаете, чего еще нет у Растеряшки. (добиваться полных ответов детей.)

Ответы детей.

Логопед : молодцы. Вы справились с заданием, ответили правильно, заработали ручку.

Логопед : чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки помочалю

Плечи нежно разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Раз, два, раз, два,

Отдыхает детвора.

Логопед : молодцы, ребята. Следующее задание. Выходите и становитесь в круг.

Игра с мячом «Сосчитай»

Логопед : растеряшка собрала все школьные принадлежности , но опять растерялась и не знает, как сосчитать школьные принадлежности . Давайте вы поможете посчитать школьные принадлежности . Считаем принадлежности так : один, два, пять.

Одна ручка-две ручки-пять ручек.

Один карандаш- два карандаша- пять карандашей.

Одна тетрадь- две тетради- пять тетрадей.

Один пенал- два пенала- пять пеналов.

Один альбом – два альбома-пять альбомов.

Один мел- два мела- пять мелков.

Одна резинка-две резинки-пять резинок.

Одна линейка-две линейки- пять линеек,

Один учебник-два учебника-пять учебников.

Одна кисточка-две кисточки-пять кисточек.

Один циркуль-два циркуля-пять циркулей

Один портфель-два портфеля- пять портфелей.

Логопед : молодцы, вы правильно справились с заданием. Получаете-линейку. Присаживайтесь на стулья.

Игра «Собери портфель»

Логопед : теперь я предлагаю вам стать настоящими первоклассниками и собрать портфель. Для девочек- красный портфель, для мальчиков- синий портфель. Для этого надо поделить названия школьных принадлежностей на слоги . В красный портфель складываем картинки со школьными принадлежностями , где слова состоят из двух слогов , в синий- картинки, где слова состоят из трёх слогов .

Дети делят слова на слоги : в слове ручка два слога, значит я положу картинку в красный портфель, в слове карандаш три слога, я положу эту картинку в синий портфель.

Логопед хвалит детей за выполненное задание, дети получают школьную принадлежность –карандаш .

А теперь соберем все заработанные вами школьные принадлежности в пенал и подарим Буратино.

Буратино благодарит детей, прощается и уходит.

Итог занятия .

Логопед : о чем мы с вами беседовали? Вспомните и назовите школьные принадлежности ? Кто приходил к нам в гости? В какие игры мы с вами играли?

Логопед : ребята, теперь вы знаете, что необходимо в школе , чтобы учиться на отлично. Вы были активными, дружными, помогли Буратино собрать необходимые принадлежности .

Тряпицына Е.Е. учитель-логопед I квалификационной категории, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Петродворцового района Санкт-Петербурга “Доверие”.

Тема: “В школу”

  • обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях;
  • систематизировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений, пересказа рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий;
  • продолжать развивать ВПФ;
  • развитие общей и мелкой моторики, воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки, умение работать в коллективе.

Оборудование: мяч, школьные принадлежности, картинки по теме “школа и школьные принадлежности”, кукла Бабы- Яги, колокольчик, индивидуальные тетради, карточки для фонематического разбора слов, схемы предложения, простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Вот и заканчивается весна, скоро у вас будет выпускной бал. Куда вы выпускаетесь? (в школу) А когда дети идут в школу? (осенью) Правильно. В какой класс вы пойдете? (в первый класс) В этом году осенью вы все пойдете в школу. А сейчас на минуточку мы представим, что уже наступило 1 сентября, и мы с вами пришли в школу на уроки. Но пойдем мы не одни, с нами пойдет Баба-Яга. Она тоже хочет стать грамотной.

II Основная часть.

Баба –Яга так торопиться в школу, что пришла к нам на занятие с портфелем. Давайте проверим, какие предметы Баба-Яга взяла с собой. Портфель, пенал, (ручка, карандаши, резинка, точилка- в пенале), линейка, тетради, букварь, мяч, рогатка, машинка. где лежат школьные принадлежности (в портфеле), откуда мы будем их доставать (из портфеля). Баба-Яга вам дает задание положить карандаш в тетрадь, а ручку под тетрадь. И просит назвать где лежит ручка (карандаш) от куда будет доставать ручку (из под тетради). Несколько вариантов показывает логопед (отработка предлогов из-за, из-под)

  1. Начинается первый урок математики
  2. Счет по карточкам (ответ каждого ребёнка)

    2+5 (7карандашей)

    6-4 (2ручки)

    4-3 (1 резинка)

    2+1 (3 линейки)

    9-4 (5тетрадей)

    Молодцы! Теперь давайте сравним предметы:

    Линейка длинная, а карандаш..

    Книга толстая, а тетрадь…

    Пенал большой, а резинка …

    Портфель тяжелый, а альбом….

    Желтый карандаш острый, а красный…

    Перед вами предметы, но среди них есть лишние. Определите, какой предмет лишний и объясните почему.

    “4 лишний”

    Карандаш, молоток, ручка, кисточка (молоток-это инструмент)

    Мячик, резинка, пенал, линейка (мяч-это игрушка)

    Сентябрь, май, октябрь, ноябрь (май-это весенний месяц)

    Звонок. Перемена.

    На перемене мы поиграем в игру “Большой –маленький”. Я называю предмет, а вы передавая мяч, будете это называть ласково. (Дети как можно быстрее передают по кругу друг другу мяч, называя правильный ответ).

    Карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, точилка-, скрепка-, кнопка-.

    Молодцы следующий урок.

  3. Звонок. Урок грамоты
  4. Работа в тетради. Задание: по заданным звукам из слов составить новое слово. Получившиеся слова записать в тетрадь.

    Последний звук слова МАЛЫШ

    Первый звук слова К РЫША

    Последний звук слова ЭСКИМО

    Второй звук слова КЛ АД

    Третий звук слова СКА ЗКА

    Какое слово у вас получилось (школа )

    Сколько слогов в слове школа? Ответ -2

    Какой слог ударный? Ответ- первый.

    Давайте сделаем фонематический анализ слова школа. Перед вами в конвертах лежат карточки, с их помощью сделайте схему слова. Выполнение задания.

    Придумайте предложение со словом школа

    В тетрадях нарисуйте схему предложения.

    Звонок. Перемена. (физминутка )

    Мы немного устали пора размяться. Повторяем за мной.

    Карлсон зовет на крышу.

    Поднимаемся неслышно.

    Руки надо вверх поднять,

    На носки всем срочно встать.

    Выше, выше…не ленитесь,

    Аккуратно опуститесь,

    Поклонитесь, улыбнитесь,

    А теперь, прошу, садитесь.

  5. Звонок. Урок чтения

Логопед -думает, что вы маленькие и читать не умеете. -Давайте мы с вами покажем, чему мы научились:Посмотрите на карточки, на них написаны, слова, но вредная Баба-Яга специально разрезала карточки и теперь надо по верхней половинке слов догадаться что было написано, подобрать нижнюю половинку, чтобы получилось всё слово(Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание). Молодцы, отлично справились с заданием.

А сколько слогов в слове КНИГА? А сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? А как называется книга, по которой дети учатся читать? (Букварь).

Баба-Яга не очень аккуратная, она плохо следит за своими книгами и вот в букваре у нее рассыпались слова на слоги. Надо их собрать и прочитать.

ПЕ РЕ МЕ НА, У ЧЕБ НИК, У РОК, ЗВО НОК, ПАР ТА.

Логопед –Давайте покажем гостям и Бабе –Яге, что нам не страшны ее козни и с этим заданием мы справимся. Для этого надо правильно расставить слова и прочитать.

Что мы читали? (предложения). Объяснение детьми значение слова предложение (это слова объединённые одним смыслом)

Звонок. Перемена

Теперь Баба-Яга проголодалась и пошла в столовую, а мы поиграем в игру с мячом.

каша из риса (какая?) рисовая каша,

запеканка из мяса (какая?) мясная,

салат из капусты и моркови (какой?)

сок из яблок и груш (какой?)

варенье из малины (какое?)

подбери слово-родственник к слову гриб …

подбери слово-родственник к слову рыба …

4. урок Природоведения. Как вы думаете, что изучают на этом уроке? (ответы детей)

Урок будет не обычный, будем отгадывать хитрые загадки Бабы-яги. Она хочет запутать вас рифмами мудрёными, а будьте внимательны. Презентация “Загадки-обманки”

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон (медведь)
***
Быстрее всех от страха
Несётся ….черепаха (заяц)
***

Знает даже иностранец всех в лесу хитрее заяц (лиса)

***
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей…петух (лев)
***
Простой вопрос для малышей:
“Кого боится кот?” …мышей (собак)
***

Слышала вся улица как мычала курица (корова)
***Ночью каждое оконце слабо освещает солнце (луна)

Под деревом 4 льва, 1 ушел, осталось два (3)

Игра “Бывает ли так?” слушайте внимательно, и если я сказала не правильно, исправьте меня.

В школу ученики приходят вечером.

На уроке ученики внимательно слушают учителя.

В школу можно брать игрушки.

В школе ученики сидят на полу.

5 урок Развития связной речи. Слова выделенные подчеркнутым курсивом зашифрованы цифройс картинкой. (задача детей соотнести нужную цифру с картинкой, поставить слово в нужную форму (число, падеж) и продолжить рассказ.

Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, но вместо некоторых слов покажу вам карточку с цифрой, а вы должны будете вставить нужное слово.

“Вася пришел из школы и сел играть на компьютере(5) . Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель(1) . Утром Вася вспомнил, что не решил задачу. В школу(3) он тащился как черепаха(4) . Начался урок. Дрожит Вася как заяц(6) . Вызвала учительница его отвечать к доске, а Вася молчит как рыба(2) . Мальчику стало стыдно”. (продолжите рассказ)

Объяснение крылатых выражений “тащиться как черепаха” и др.

Что скажет мама?

Какие полезные советы мы можем дать Васе?

Последний урок. Такого урока в школе к сожалению нет, но у нас есть. Скажите где живет Баба-Яга (ответы -в лесу, -в сказке) да, Баба-Яга пришла к нам из сказки. Вот и последний урок –УРОК СКАЗКИ

Презентация “В мире сказки”.

Вот и пришла пора нам прощаться с Бабой-Ягой.

III Итог

Баба-Яга благодарит вас за помощь, вы настоящие друзья, многому научились и можете смело идти в школу. И на прощанье хотела бы сделать вам как будущим первоклассникам небольшие подарки и пожелать вам успехов в учебе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»