Влияние спорта на детский организм. Влияние профессионального спорта на ребенка Как влияет спорт на ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ

А.В.Иванова

Учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3 Зеленодольского муниципального района РТ», город Зеленодольск.

«Интеллект ребенка неразрывно связан с его подвижностью» «Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта» Г.Доман., Д.Доман., Б.Хаги

Физическое воспитание является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Сегодня наверняка все понимают, что без физического воспитания полноценное развитие ребенка невозможно. И тем не менее большинство людей знают, что нужно гулять на свежем воздухе, делать по утрам зарядку, но находят невероятное количество причин для оправдания своей пассивности. Почему так происходит? Потому что в детстве этого ребенка не приобщили к движению, не дали почувствовать, ощутить возможности его организма. Поэтому задача учителей физической культуры дать нашим детям почувствовать «радость движений», но мы должны помнить и о принципе «не навреди».

Но установка на здоровье, как известно, не появляется у ученика сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, то есть состоит в «обучении здоровью».

Сегодня вопросы физического воспитания школьника являются сферой деятельности не только врачей, но и педагогов. На здоровье растущего человека оказывает влияние вся совокупность методов обучения. К сожалению, существующая посей день, система педагогических требований исходит из потребностей образовательных учреждений, из необходимости выполнять учебные планы, программы. Но нет программы, которая строилась бы на потребностях растущего организма и его самосохранения.

С каждым классом объем учебной деятельности увеличивается. Все больше времени отводится на общеобразовательные предметы и, как следствие, учащимся необходимо более продолжительное время тратить на выполнение домашних заданий. В связи с этим важнейшее значение приобретают практические занятия физической культурой и спортом на уроках, во внеурочное время, в выходные дни и каникулы. Поэтому напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовленности учащихся.

Память, речь, мышление – свойства очень необходимые для учащихся и на них нужно опираться это бесспорно. Но разве только они составляют личность ученика школы? Если мы будем опираться только на эти свойства, то такой подход ошибочен. Можно научить решать задачи, можно выучить стихотворение, но как можно заставить прыгать выше, подтягиваться больше, бегать быстрее? Это учащийся должен захотеть сделать сам. Связи умственного развития с занятиями физическими упражнениями многообразны. Само физическое воспитание и хорошая физическая подготовленность являются важными предпосылками полноценной умственной деятельности.

Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу.

Правильное физическое воспитание является необходимым условием для нормального развития организма ученика. Двигательная активность стимулирует работу анализаторов, и способствуют их взаимодействию (т.е. развитию головного мозга). Физические упражнения положительно влияют на организм лишь тогда, когда их правильно выполняют, что способствует формированию основных навыков движений – таких, как ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Очень важно научить детей красивой ходьбе. Это достигается систематическими занятиями.

Освоение современных учебных программ и, в частности, для учащихся с углубленным изучением какого-либо предмета сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течении всей учебы в школе. Учащийся, поставивший перед собой цель добиться успехов в учебе, осуществит мечту быстрее, если будет регулярно заниматься физкультурой и спортом.

О значении физического воспитания и умственного развития хорошо сказал Л.Н.Толстой: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течении хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится. А в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Если в дошкольном возрасте большинство детей двигается достаточно много, то с началом обучения в школе положение заметно меняется. Считается, что двигательная активность сокращается вдвое. Существенное значение в этом возрасте приобретают организованные формы занятий физическими упражнениями.

Физически активными к 10-му классу остаются 20-30% мальчиков и только 10% девочек. Немалая «заслуга» в этом принадлежит родителям, которые недооценивают роль физической культуры для ослабленных и часто болеющих детей. Они оберегают их не только от повседневных физических нагрузок дома, но и стремятся освободить своих детей от уроков физкультуры в школе. От такой заботы вряд ли можно ожидать укрепления здоровья будущего поколения. Всем родителям следовало бы знать слова, которые были высечены на скале в Древней Элладе: «Хочешь быть сильным-бегай, хочешь быть красивым-бегай, хочешь быть умным-бегай!»

Формирующийся аппарат ребенка становится ведущим, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что мышцы и мозг функционально едины. Мозг управляет мышцами, но и физические упражнения влияют на динамику нервных процессов в коре головного мозга.

Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью школьника, непосредственно воздействую на функцию всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два раза реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И. П. Павлов говорил о “мышечной радости” после выполнения физических упражнений.

В Древней Элладе спартанцы с детства проходили серьезную физическую подготовку, становились не только полководцами, но и выдающимися политическими деятелями, так например, царь Леонид, Аристотель, Плутарх, Платон одновременно с риторикой и философией занимались гимнастикой и борьбой.

Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Например, в школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития подростка, помогает освоить сложную школьную программу, укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время учащегося, развить кругозор и предупредить болезни.

Более того, специалисты физической культуры и спорта утверждают, что сегодня гарантией победы на международной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и осознание им всех происходящих в его организме биохимических процессов, и влияние их на здоровье.

К примеру, на моих уроках всегда непрерывное движение. Занимаются все, никто не стоит без дела. Мои наблюдения показывают, что после пятиминутной разминки дети становятся восприимчивей, быстрее решают задачи, лучше усваивают новый материал. А вообще я работаю в тесном контакте со всеми учителями предметниками. И если кто-то из ребят получил двойку, скажем по математике или литературе, то это и моя боль. Ведьбольшинство ребят учатся на «4» и «5», а особенно спортсмены. Хорошая успеваемость обязательное условие для тех, кто занимается в спортивных секциях.

Главным показателем успеха учеников, является конкурентоспособность в различных областях знаний, его уверенность в своих знаниях. Всё это проявляется в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Мои ученики принимают активное участие во всероссийской предметной олимпиаде школьников по физкультуре, в массовых соревнованиях школьного, муниципального, регионального этапов. Есть учащиеся которые учатся на 4 и 5 и отличны во всем, например, Козлова Ангелина 3a класс – имеет 2 взрослый разряд по спортивной гимнастики, призер открытого Российского шахматного интернат-конкурса «Мат тяжелыми фигурами», призер олимпиады по русскому языку; Хакимов Раниль 3г класс– занимается хоккеем на траве игрок команды Динамо-Зеленодольск, призер на спортивном празднике «Фестиваль ГТО», победитель в Первенстве РСДЮСШОР по хоккею на траве, призер школьной олимпиады по физической культуре, победитель очной Республиканской олимпиады по математике «Математический марафон», победитель очной Республиканской олимпиады «Найди ошибку», призер Республиканского конкурса среди команд школьников «Одна команда»; Рахимова Рената 3г класс – имеет 2 взрослый разряд по фигурному катанию, призер в открытом Первенстве Татарстана по фигурному катанию на коньках, победитель спортивного праздника «Фестиваль ГТО», победитель международной олимпиады по татарскому языку, победитель Всероссийского марафона «Веселая математика».

Именно для того, чтобы творчески мыслить, необходимо постоянно развивать такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, помня об их неисчерпаемых резервах. Исходя их вышесказанного, можно сказать, что слаженная работа всех функциональных систем обеспечивает здоровье современного ученика.

Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, дисциплинируют, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, даже далекой от спорта.

Литература

  1. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 160 с.
  2. Волков К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. - Л.,1960.-102с.
  3. Романенко В.А. Двигательные способности человека. - Донецк: УК Центр, 1999.-84с.

Елена Бледнова
Влияние спорта на всестороннее развитие личности

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека , укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни : авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций

В развитии и формировании личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица : в здоровом теле - здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления . В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития

В процессе занятий спортом закаляется воля , характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Для успешности жизни и деятельности человеку необходимы такие морально-волевые качества, как дисциплинированность и ответственность, настойчивость и целеустремленность. Они позволяют личности легко адаптироваться к моральным и правовым нормам общества, без принуждения следовать им; качественно выполнять свои обязанности, стремиться к успеху и добиваться его, Поскольку данные качества относятся к сложным психическим образованиям, их воспитание должно начинаться с детства, и особое внимание этому следует уделять в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Особое значение имеют подвижные игры. которые проводятся на занятиях по физическому воспитанию и прогулках.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.

Игра является осмысленной и активной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка .

Физическая культура обладает огромным потенциалом в нравственном развитии личности . Одним из наиболее значимых морально-волевых качеств личности являются дисциплинированность, ответственность, настойчивость и целеустремленность. Формирование этих качеств, как и формирование личности , происходит в, в физкультурно-спортивной деятельности . С раннего возраста физкультурная деятельность занимает важное место в воспитании детей.

Важно заметить, что физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил.

Занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой вклад в формирование социально активной личности , сочетающей в себе и физическое и социальное и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой личности .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка» "Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития,нравственной чистоты и эстетического.

«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом» (консультация для родителей и педагогов) Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если.

Аналитический отчет «Всестороннее развитие личности ребенка посредством поисково-исследовательской активности» Аналитический отчет на тему: «Всестороннее развитие личности ребенка, через поисково- исследовательскую активность дошкольников». При.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка. Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности Аннотация Психологическая культура является важной составляющей.

Вы задумывались, что обычная зарядка по утрам и прогулки по лесу могут влиять на Ваши доходы? Какая связь? Очень даже прочная и закономерная. Мы с Вами уже обсудили, что наш образ жизни влияет на хорошую работоспособность памяти и мозга. В прошлой статье мы поговорили о питании для памяти и работы мозга. Сегодня хочу рассказать о том, какая физическая активность влияет на мозг. Посмотрим, как взаимодействуют спорт и мозг.У людей, ведущих активный образ жизни, в целом, общий уровень интеллектуального развития выше по сравнению с теми, кто такого образа жизни не ведет. Почему, спросите Вы?

Есть обычная, понятная закономерность: во время физической активности к мозгу проливает кровь с питательными веществами и кислородом, а наш мозг потребляет огромное количество кислорода, он ему жизненно необходим. Но это не единственный эффект. Спорт и мозг связаны более сложными взаимовлияниями. Рассмотрим, какими.

Как спорт и физическая активность влияет на мозговую деятельность?

Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов).

Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память.

То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.

Профессиональный спорт и мозг

Тогда, скажете Вы, профессиональные спортсмены (легкоатлеты, боксеры, лыжники) должны быть сверх интеллектуалами. И будете правы.
Возможности их развития действительно гораздо выше, чем возможности человека, который пролеживает все время на диване.

И, кстати, если Вы прочитаете биографии современных спортсменов, Вы увидите, что это разносторонние личности, которые много чем увлекаются и многие из них достигли значительных успехов вне спорта, просто об этом никому не известно.

Но есть две причины, почему далеко не все из профессиональных спортсменов проявляют высокие интеллектуальные способности. Во-первых, потенциал развития есть у каждого, а вот реализуют его не все. Личностные качества и ценности имеют не меньшее значение, чем наработанные навыки.

Если спортсмен привык после тренировок смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, то можно ли говорить о том, что он реализует свои возможности? Да и не всегда в тренировочном графике найдётся время на обучение, чтение и занятия.

Во-вторых, умеренные нагрузки в профессиональном спорте соблюдаются не всегда. В ряде случаев спортсмену регулярно приходится испытывать неимоверные усилия и напряжение. А это как раз только негативно сказывается на работе нервной системы. Поэтому не все является полезным.

Какие последствия хорошей работоспособности мозга?

Качественная и регулярная физическая активность развивает наше тело и мозг. Следствием этого является наше более быстрое, более качественное мышление, ясность мысли, меньшая усталость и большая выносливость интеллектуальных способностей.

Качественное мышление и меньшая усталость приводят к тому, что Вы больше успевает в своих рабочих задачах, обучении, проектах с сохранением качества работы, что в конечном счёте положительно сказывается на Вашем доходе.

Какие виды физической активности являются наиболее полезными?

Гимнастика

Любая даже самая щадящая гимнастика, которую вы выполняете регулярно, способствует улучшению кровообращения во всем организме, в том числе и в головном мозге. Способствует усилению питания мозга.

Ходьба

Особенно на свежем воздухе благоприятная для обогащения клеток кислородом. А кислородное голодание для мозга равносильно деградации. Ведь именно мозг меньше всего может прожить без доступа кислорода.

Свежий воздух — это тот фактор, который имеет мгновенный эффект. Если Вы долго бьетесь над трудной задачей, попробуйте выйти на свежий воздух и медленно прогуляться. Как правило, во время таких прогулок приходит озарение и новые мысли.

Плавание

Сочетание нагрузки на все группы мышц в совокупности с дыхательными нагрузками благоприятно сказывается на кровоснабжении мозга и на его развитии. Плавание и ходьба — самые безопасные виды нагрузок, которые можно применять практически всем.

Дыхательная гимнастика

Снабжает голову кислородом, что во всех отношениях идет на пользу нашей памяти. Не требует дополнительного времени, можно выполнять между делами, в любой обстановке.

Йога

Статические упражнения с растяжкой и развитием гибкости, дополнительными дыхательными техниками обеспечивают развитие как тела, так и Вашего мозга.

Танцы

Любые виды танцев (парные и одиночные) — это превосходное занятие. Помимо всесторонней нагрузки на организм танцы хорошо тренируют координацию, владение телом, благоприятны для осанки часто поднимают нам настроение. И ещё тренируют эстетику движений.

Если Вам позволяет здоровье и время, то Вы можете заниматься любым видом спорта на любительском или полу профессиональном уровне: бег, лыжи, велосипедный спорт, атлетика и многое другое.

Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и другие)

Заслуживают отдельного внимания, поскольку сочетают в себе несколько важных моментов: физическую активность, множество положительных эмоций, тренировку внимания и скорости реакции. Также игровые виды спорта часто проходят на свежем воздухе, что крайне полезно для мозга. Поэтому играйте на здоровье!

Чего избегать при занятиях спортом?

Самое главное в любых занятиях физической активностью — это соблюдать ряд правил, чтобы физическое упражнение приносило пользу и не вредило.

  1. В спорте не должно быть риска травм , особенно головы (бокс, боевые искусства, экстремальные виды спорта). Если Вы заботитесь о своем интеллекте и при этом желаете заниматься подобными видами спорта, старайтесь максимально обезопасить себя средствами защиты.
  2. Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы Вы не чувствовали полную истощенность. Хорошее занятие придаёт лёгкую усталость, которая после некоторого отдыха сменяется приливом сил.
  3. Отсутствие сильных и частых экстремальных занятий . В некоторой степени экстремальные занятия возможны, но лишь изредка. Частые выброс гормонов стресса, в том числе адреналина вызывает активность нашего мозга, направленную на выживание. Наши же другие интеллектуальные ресурсы, важные для работы и учёбы, отходят на второй план. Вы, думаю, знаете, как трудно сосредоточиться, когда нервничаешь и боишься. Для хорошей работы внимания и памяти необходимо спокойное позитивное настроение. Помните об этом, если часто бываете в стрессовых ситуациях.

Как Вы видите, каждый может найти для себя подходящую физическую активность. Спорт и мозг, спорт и интеллектуальная деятельность замечательно сочетаются и дополняют друг друга. Помните, что любая минимальная активность уже лучше, чем её отсутствие. Даже пятиминутная гимнастика по утрам даёт свой небольшой, но ценный эффект.

Кириленко Маргарита

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кириленко Маргарита Школа 1460 3 В

Цель проекта Доказать, что занятия спортом и активный отдых помогают детям в учебе и укрепляют их здоровье.

Задачи проекта Изучить медицинскую точку зрения на то, как влияет спорт на здоровье ребенка. Узнать как в разные времена использовали занятия спортом в обучении и развитии детей. Проанализировать личный опыт результатов в учебе и здоровье от занятий спортом. Обобщить опыт влияния спорта на развитие членов моей семьи. Сделать вывод о необходимых условиях при занятии спортом для развития ребенка. Разработать рекомендации для детей и их родителей: распорядок спортивной активности детей с целью их развития и оздоровления.

Актуальность Современные дети часто болеют простудными заболеваниями. Многим детям сложно сосредотачиваться на занятиях и сидеть за уроками. Дети любят двигаться, а в школе бегать нельзя. Дома дети много сидят за уроками и компьютерными играми. Все эти проблемы необходимо решать, чтобы дети росли здоровыми и умными.

Гипотезы Если каждый день во время прогулки бегать, кататься на коньках, велосипедах, роликах, плавать и т.п., то в школе не захочется бегать. Если регулярно заниматься спортом, то лучше научишься сосредотачиваться и достигать результатов в учебе. Если постоянно заниматься спортом и активно гулять, то организм окрепнет и ребенок будет меньше болеть.

Медицинские данные о влиянии спорта на здоровье детей Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и сила мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Ребенок становится более спокойным. Улучшается работа сердца и сосудов. Сердце и сосуды ребенка становятся более выносливыми.

Медицинские данные о влиянии спорта на здоровье детей Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках дыхание становится более глубоким и интенсивным, укрепляются легкие и горло. Повышаются иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся людей увеличивается количество эритроцитов и лимфоцитов, которые отвечают за иммунитет. Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ в крови. Еда не откладывается в жир, а перерабатывается в энергию.

Медицинские данные о влиянии спорта на здоровье детей По сведениям врачей, 70% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и часто пропускают уроки физкультуры. Заниматься спортом следует, соблюдая разумный подход и умеренность: перегрузки во время тренировок недопустимы, они ослабляют организм. Существует также опасность травматических повреждений, так что не забывайте о мерах безопасности.

Медицинские данные о влиянии спорта на здоровье детей ВЫВОД: Во всех, найденных нами медицинских источниках (интернет-сайты, детская энциклопедия по анатомии, знакомые медики) говорится о большом положительном влиянии спорта на здоровье. Однако, при занятиях спортом, нужно помнить о правильном режиме и соблюдении техники безопасности.

Занятия спортом в истории человечества Первобытные люди должны были быть физически здоровы и выносливы, чтобы охотиться и выживать, им приходилось много бегать, прыгать, метать камни. Охотники должны были быть тренированными и сильными. Детей с детства учили охоте. Археологами было обнаружено, что в ранних государствах (4-3 тысячелетия до нашей эры) занимались спортом. Проводились ритуальные соревнования в честь богов.

Занятия спортом в истории человечества Спортивная жизнь в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Особенно большое значение имели состязания атлетов. Общая система физкультурных занятий детей и взрослых в Древней Греции называлась гимнастикой. Особое место в обучении мальчиков и девочек в Древней Греции уделялось гимнастике и физическому развитию. Обязательными были спортивные игры (Олимпийские, Дельфийские и т.п.). С 632 г. до нашей эры в Олимпиаде стали участвовать дети.

Занятия спортом в истории человечества В эпоху Возрождения (14-16 века) появилось новое направление в воспитании: готовить жизнерадостных здоровых людей с разносторонними интересами и практически приспособленных к жизни. Для этого сочетали умственное, физическое и нравственное воспитание.

Занятия спортом в истории человечества Ян Амос Коменский в 17 веке написал педагогическую книгу «Создание педагогических основ физического воспитания». Он разработал анализ физических упражнений для детей. Заявил о необходимости физкультуры для развития и обучения детей.

Занятия спортом в истории человечества В Англии в 18-19 веках спорт становится частью учебной программы. Обязательным для мальчиков является бокс. Разрабатывают системы соревнований, единых правил, создают спортивные клубы.

Занятия спортом в истории человечества В 20-м веке в СССР занятия спортом и физкультурой были обязательными для всех детей. Развивались спортивные общества, спортшколы, олимпийское движение. Стране нужны были здоровые и умные члены общества.

Занятия спортом в истории человечества Выводы: на протяжении всей истории человечества уделялось особое внимание занятиям спортом и физкультурой, потому что люди понимали, что без этого дети не смогут полноценно развиваться.

Личный опыт занятия спортом Я занимаюсь спортом с 6 лет. Сначала была гимнастика, потом чирлидинг. Мама с папой каждый день гуляли со мной и учили кататься на коньках, лыжах, виндсерфинге и т.п. Я стала меньше болеть, но учиться в школе мне было сложно.

Личный опыт занятий спортом В 9 лет я поступила в спортивную школу олимпийского резерва на скалолазание. У меня начались обязательные регулярные тренировки и соревнования. Я поняла, что нужно делать, чтобы все время лазать лучше. Захотела побеждать.

Личный опыт занятий спортом Я научилась анализировать и искать лучший путь прохождения скалы. Я приобрела замечательных подружек вместе с которыми нам веселее на сложных тренировках. Мне пришлось научиться страховать так, чтобы мне доверяли мои друзья и самой доверять им.

Личный опыт занятий спортом Сейчас я вхожу в сборную спортшколы, имею 2-й разряд по скалолазанию. Практически не болею. Учусь все лучше. Закончила четверть без троек.

Личный опыт занятий спортом Вывод: Меня спорт делает сильнее, здоровее, учит думать и побеждать.

Моя семья и спорт Мои родители ведут активный образ жизни. Мама с детства занимается спортом. С нами родители гуляют, катаются на лыжах и коньках. Успевают много работать и воспитывать детей.

Моя семья и спорт Мои братья с детства занимаются спортом. Кирилл имеет разряд по спортивному ориентированию и виндсерфингу. Миша катается на сноуборде и виндсерфинге. Занимается скалолазанием. Оба очень хорошо учатся и почти не болеют.

Моя семья и спорт Мои сестры тоже занимаются спортом. Алена воздушной гимнастикой. Маша аэройогой и хип-хопом. Спорт помогает им научиться ставить и достигать цели в учебе, сосредотачиваться. Они почти не болеют.

Моя семья и спорт Вывод: Всем членам моей семьи занятия спортом и физкультурой помогают сохранять здоровье, развиваться в учебе и работе.

Основные выводы Занятия спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе хорошо влияют на здоровье, учебу и общее развитие детей. Для того чтобы получить пользу от спорта необходимы следующие условия: Занятия должны быть регулярными Необходимо ставить себе цели в спорте Нужно искать и находить новые способы достижения целей в спорте Занятия должны проходить под присмотром опытных тренеров, руководителей, родителей Таким образом, все гипотезы проекта нашли свое подтверждение!

Рекомендации для детей и родителей Каждый день гулять. Осваивать как можно больше различных видов активности (лыжи, велосипед, коньки, ролики и т.п.). Выбрать основной вид спорта, поставить там цель и двигаться к ней. Заниматься спортом у профессионального или опытного тренера. Никогда не заниматься экстремальными видами спорта без опытного взрослого и средств защиты.

Спорт – это здоровье, Спорт – это успех, Спорт – это прикольно, Спорт – это для всех!

В последние 100-150 лет существования человечества четко определились основные законы физического и умственного развития детей с возраста 1 года и до возмужания - 17-19 лет. На эту тему было написано огромное количество работ, проведено множество исследований, из которых, без особого труда можно выбрать систему, которая хорошо работала бы применительно к нашим условиям жизни.

О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19го века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. Возрождение скаутского метода воспитания подрастающего поколения на государственном уровне в любой стране мира может дать качественный скачок уровня жизни населения, но через 10-20 лет. В каждой семье родители желают своему ребёнку хорошей судьбы, но не всегда сочетается желаемое с действительным, а почему? А потому, что родителям не хватает знаний и времени, а государственным деятелям, отвечающим за судьбу подрастающего поколения, желания или возможностей.

В таких случаях сам ребёнок выбирает методику своего воспитания, но это происходит слишком поздно и не всегда правильно, так как устойчивость на правильном курсе у него появляется в возрасте 16-17 лет, а основной рост клеток головного мозга заканчивается в 14-16 лет, вот и живёт он оставшуюся жизнь в половину своих сил и возможностей. Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.

Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Эта работа даёт будущим и настоящим родителям минимум знаний для создания индивидуальной программы умственного и физического развития своего ребёнка, максимально возможного, с учётом условий жизни данной семьи.

Большое значение приобрели формы внешкольного физического развития в виде различных спортивных школ и секций физической культуры. Среди них стоит отметить следующие:


  1. Плавание
  2. Гимнастика
  3. Акробатика
  4. Художественная гимнастика
  5. Волейбол
  6. Баскетбол
  7. Футбол
  8. Тенис (все его виды)
  9. Бег и лёгкая атлетика
  10. Парусный спорт
  11. Тяжёлая атлетика
  12. Гребля
  13. Лыжный спорт
  14. Горнолыжный спорт
  15. Борьба
  16. Восточные единоборства
  17. Бокс, кик-боксинг
  18. Велосипед
И вот, если представить себе обеспеченных родителей, которые хотели бы дать своему ребёнку внешкольное физкультурное воспитание - куда бы, в какую школу из этого списка стоило бы им отдать своего ребёнка, если считать, что секции работают давно, и имеют хороший авторитет и нормальный уровень. Необходимо учесть, что физической культурой необходимо заниматься детям с 3-х лет в группах, индивидуально - с первых месяцев рождения, а спортом с серьёзным соревновательным режимом - после окончания роста костно-мышечного аппарата. Мозг ребёнка растёт количественно и качественно (вставочные нейроны и прочие клетки) ориентировочно до 16-ти лет, первые 3 года лобные доли, а потом остальные части. В это время ребёнок имеет максимальные способности к обучению, как управлению своим телом, так и теоретическим знаниям. В соответствии с условиями жизни, при щадящих нагрузках (без перегрузок), мозг ребёнка корректирует генетическую программу роста всех клеток организма, позволяющую выжить даже с большими перегрузками уже во взрослой жизни. Вот почему у людей, которые в детстве не занимались физической культурой или работой, уже в зрелом возрасте из-за слабости сердечно-сосудистой системы случаются, даже при небольших перегрузках, инсульты, инфаркты и разрывы сосудов на теле, конечностях и внутренних органах, головная боль возникает при перемене атмосферного давления, а из-за малой толщины и прочности костно-мышечной ткани, при бытовых падениях бывают переломы костей и вывихи суставов. В г. Одинцово Московской области, в1989 г. была создана секция Дзю-До (с/к "Искра"), где ориентация на возраст от трёх-четырёх лет. Главная задача секции, это правильное физическое развитие на достаточно высоком уровне, без обязательных соревновательных режимов, то есть из детей не выжимались высокие спортивные результаты для создания и подтверждения авторитета тренера и клуба. Ребёнок, который с усердием занимался в секции около двух лет, приобретал высокую прочность тканей и ему не страшны были даже большие перегрузки. Приведу пример из жизни секции ДЗЮ-ДО спортивного клуба ИСКРА. На летних каникулах, в августе 1999 г. мальчик в возрасте 8 лет упал с дерева, с высоты около шести метров на голую землю и разбил только нос, других повреждений не получил и через несколько дней уже бегал по улице, а в сентябре, после тщательного медицинского обследования, приступил к занятиям в секции. Другой мальчик в возрасте около трёх лет получил при бытовом падении сотрясение головного мозга, а через два года начал заниматься в секции. После двух лет занятий упал с крыши сарая на летнем отдыхе в деревне с высоты около трех метров на землю и ударился головой, набил шишку, но признаков сотрясения не было. Джеки Чан известен как киноактёр, каскадёр и кинорежиссёр и как чемпион по тяжелым травмам, которые он получил на площадке для киносъемок. Секрет его живучести заключается в правильном и своевременном физическом развитии с раннего детства.

Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, но чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Баден-Пауэль советовал развивать в одинаковой степени левую и правую руки. Детским тренерам любых видов спорта, необходимо придерживаться этих советов.

Возьмём ребёнка 3-х летнего возраста (для таких секции хоть и редки, но существуют). Перебирая список секций, можем остановиться на 4-х секциях: плавание, гимнастика, акробатика, борьба.

Плавание в наших средних широтах должно проходить в закрытых бассейнах, вода которых дезинфицируется различными газами, вредными для дыхательных органов и роговицы глаз. Существуют бассейны с очисткой воды через фильтры, но их мало. В южных широтах занятия в открытых бассейнах с морской водой мало кто из обеспеченных родителей может себе позволить, в открытом море секции не работают. Поэтому кратковременные курсы для получения плавательных навыков могут и не дать сбой в процессе роста детского организма.

Гимнастика, в том числе и художественная, так же, как акробатика, не имеет противопоказаний для занятий детей 3-х летнего возраста и старше.

Если сравнить плавание и гимнастику по воздействию на детский организм, то плавание даёт большее физическое развитие, а гимнастика - ещё и высокую координацию движений, что ускоряет и умственное развитие. Точный глазомер, расчет мышечных усилий, большое количество движений со сложной координацией создаёт опыт, необходимый в повседневной жизни, особенно ценный для человека, связанного с техникой.

Спортивные игры с мячом (волейбол, баскетбол, футбол), как правило, начинаются с 10-12-летнего возраста и имеют свою особенность в физическом развитии ребёнка. Волейбол и баскетбол стимулируют рост ребёнка, дают высокую моторную реакцию, хорошо развивают мышцы ног, глазомер и осмотрительность, дают ускорение умственного развития. Существует большое количество игр с мячом, не спортивных, но хорошо развивающих с момента, когда он научился стоять и ходить и до 10-12 лет, когда он может уже заниматься спортивными играми с мячом, включая и футбол.

Бег и лёгкая атлетика, как и игровые виды спорта, рассчитаны на детей с 12-13 лет и имеют чисто физическую сторону развития, при этом не надо принимать решения за доли секунд. К тому же в раннем возрасте бег на короткие дистанции может включаться в какие-либо игры и упражнения. Бег на длинные дистанции свыше 10 км можно рекомендовать людям, у которых уже закончилось формирование костно-мышечного аппарата, но не детям.

Водные виды спорта больше относятся к техническим, в них без лодки никаких упражнений не сделаешь. Очень ценные виды спорта для детей с точки зрения воспитания личностных качеств. Гребля похожа на бег, только больше работают мышцы верхнего пояса. Парусный спорт способствует воспитанию в ребёнке многих положительных качеств физического и умственного развития. Конструкторами созданы парусные суда для детей 4-5-6 лет, а водоёмами для них могут служить в любом селе и городе пруды небольших размеров.

Что же даёт управление парусным судном ребёнку? Прежде всего, это чувство ответственности. Он рулевой, кормчий. От него зависит безопасность движения, то есть, формируется личность, как ни в одном виде спорта. Физическое развитие вплотную связывается с умственным, так как приходится ежесекундно решать и выполнять свое решение физическими действиями, то есть, отвечать на воздействие внешней среды, которое постоянно изменяется (волна, ветер, препятствие и т.п.). Знакомство с аэродинамикой (если учесть, что движение яхты - это полёт в горизонтальной плоскости), с основными законами физики и технической стороной парусного спорта (швертбот - это уже машина). Для того, чтобы избежать переохлаждения, требуется специальная одежда, цена на которую очень высока.

Лыжный спорт имеет ограничения только по температуре внешней среды. Важно, чтобы ребёнок не застудил бронхи и лёгкие, а в основном этот вид физической культуры более приятен для детей, чем бег, да и мышцы верхнего пояса развиваются более эффективно. Очень полезно, если лыжня проложена в лесу!

Горнолыжный спорт более интересен, чем бег на лыжах, но требует такого количества оборудования и снаряжения, что парусный спорт с ним не сравнить, а физического развития он даёт меньше.

Восточные единоборства ударные -
Карате (кунг-фу)
Айкидо
Джиу-Джитсу

Восточные единоборства очень хорошо влияют на физическое и умственное развитие ребёнка, при условии грамотно поставленных занятий в секциях.

Высокая координация и точность движений, хорошо развитый вестибулярный аппарат, развитие всех групп мышц, моторная реакция на движение противника, осмотрительность, развитие волевых усилий - вот основной перечень положительных качеств, развивающихся при занятиях восточными единоборствами с ударной техникой. Заниматься можно с 5 лет и до конца жизни, но при условии грамотно поставленных занятий в детских секциях:

Нельзя допускать контактные поединки, так как каждый удар по блоку из рук и ног наносит ущерб надкостнице, что в дальнейшем, после совершеннолетия или в зрелом возрасте может привести к непредсказуемым последствиям (онкология).

Нельзя допускать ударов по голове, это же относится к боксу и кик-боксингу. Даже защитные шлемы и маски не спасают от сотрясений. Этот вид травм очень вреден детям.

Кумир поклонников ударной техники Брюс Ли был тренированным бойцом и отдавался этому искусству полностью, но сосуды головного мозга не выдержали ударов, и конец его наступил в самом расцвете сил. Удары по голове, полученные в период развития ребёнка, могут оказаться миной замедленного действия, которая может сработать в любой момент его жизни.

Необходим постоянный контроль за поведением членов секции вне занятий, т.е. в школе, дома, на улице. Возможен ли он в наше время?!? Возможен, но только в закрытых школах-интернатах!

Занятия ударной техникой часто создаёт иллюзию вседозволенности, особенно при том моральном разложении, навязанным нашим детям видео боевиками, и хорошая сторона физического развития часто перечеркивается отклонением от норм поведения в повседневной жизни.

Айкидо строится не на ударной технике, но броски основаны, в большинстве своём на болевых приёмах, и для детей до совершеннолетия эти занятия не рекомендуются.

Джиу-Джитсу - вид боевого искусства совсем не для детей и будет только во вред их физическому развитию, т.к. в нём большое место занимают болевые приёмы на суставы и костоломные. При тренировках детям трудно найти границу безопасного проведения приёма.

Бросковые виды единоборств включают в себя следующие виды борьбы:
- Классическая (греко-римская)
- Вольная
- Дзю-До
- Самбо

Дзю-До - это борьба близка к нашему самбо, но более спортивная, в основном рассчитана на любой возраст. В Японии, где она родилась, в детских садах и школах физическая культура основана именно на борьбе Дзю-До. И это не удивительно, так как физическое развитие ребёнка, занимающегося этой борьбой, имеет большое преимущество перед другими видами спорта.. Здесь нет ударной техники, а болевые и удушающие приёмы легко контролировать. Болевые, в особенности удушающие приёмы, можно не изучать до определённого возраста, а всё остальное даёт очень хорошее физическое развитие и самозащиту.

Самбо имеет много видов болевых приемов, и уровень подготовки борца определяется в соревновательных режимах. Желательно заниматься этим видом борьбы с 15-16 лет, подготовив тело на высоком уровне, что не даёт отрицательного влияния на развитие ребёнка.

При развитии с помощью борьбы в паре, мышцы работают постоянно в режимах обратной связи, то есть, контролируется не только прямое, но и обратное движение, при этом скорость перехода с прямого движения на обратное очень велика. Если сравнить с ударными видами борьбы, то последние проигрывают в формировании вставочных нейронов головного мозга. В ударных видах борьбы мышцы работают с максимальным напряжением в одном направлении и обратное движение не играет решающей роли, как в бросковых видах борьбы.

Если разобрать пример любого броска, то получается следующая картина работы мышц обоих партнеров:

Первый вышел на позицию для броска и, напрягая мышцы, начал бросок.

Второй - почувствовал и осознал своё положение в пространстве, напряг мышцы для контрдвижения, чтобы не дать возможности первому выполнить приём.

Первый, - ощущая сопротивление второго, увеличивает усилие или включает другую группу мышц, которая немного видоизменит первоначальный характер броска, возможно, перейдёт на другой приём, переключая прямую тягу мышц на обратную, используя при этом тягу противника, направленную в противоположном направлении первого приёма, но совпадает с направлением второго приёма. Эта борьба противоположных усилий создаёт картину бесконечности, так как второй тоже может перейти на противоположную тягу и создать совершенно новое по качеству контр-движение, но всё это длится доли секунды, и у кого из партнеров скорость реакции (передача сигнала от датчика тактильного, зрительного, вестибулярного в мозг и от него к группам мышц, а также скорость срабатывания мышц, то есть, исполнительного механизма) выше, тот ближе к победе.

Если учесть, что второй, как правило, не даёт первому правильно провести базовый приём, то получается бесконечное количество вариантов базовых приёмов, включая совершенно новые, полученные импровизацией, подобно игре в шахматы, но только время на размышления не даётся. Учитывая эту особенность физического развития, можно догадаться, как она повлияет на умственное. В экстремальных ситуациях стрессовый страх не сковывает способность человека решать задачи с большой скоростью и поэтому решения получаются, в основном, правильные! При подготовке тела к борьбе используются гимнастические и акробатические упражнения, развивается на высоком уровне вестибулярный аппарат. Высокая точность движений костно-мышечного аппарата позволит борцу успешно осваивать профессию лётчика, космонавта, водителя транспортных средств, хирурга, крановщика а также иметь успех в точных науках, музыке, организации движения любых дел любого направления!!!

Все эти качества физического и умственного развития относятся не только к одной борьбе Дзю-До. И классическая (греко-римская), и вольная борьба развивает всё одинаково. Переход с одной борьбы на другую не занимает много времени и для более качественного физического развития можно предложить такую схему: классическая - вольная - Дзю-До - самбо.

В Японии для того, чтобы уберечь ребёнка от нарушения психики, разработали в борьбе Дзю-До безсоревновательный метод определения уровня подготовки борца. В нашей стране пока ещё ведётся подготовка к такому методу, и он не получил юридического обоснования.

Соревновательный режим на различном уровне умственного развития ребёнка может иметь как положительные, так и отрицательные результаты, при этом имеет большое значение характер ребёнка, его воспитание и генные особенности. Непонятно, почему до сих пор психологи не подняли этот вопрос? Почти все спортивные секции имели генеральный курс на результат. Это - медали на соревнованиях, разряды и звания по победам. И всё это начиналось с того возраста, в котором психика ребёнка ещё не сформировалась и не дошла до того уровня, когда поражение не вызовет горечи слёз и душевной боли, а победы не создадут в характере жёстокости, самоликования, самовлюблённости! Очень хороша была бы физическая подготовка в школе, если бы с первого класса до последнего 3-4 раза в неделю вместо той физкультуры, что идёт по программам, преподавали бы уроки борьбы, поскольку в подготовку борца входит и лёгкая атлетика, и гимнастика, и акробатика, а также для развития выносливости и повышенной реакции многие тренеры включают и футбол, и баскетбол. Идеальный вариант преподавания физической культуры в школе, это уроки каждый день: 3 дня борьбы,1-2 дня игры с мячом, 1-3 дня лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика. Дисциплинарный контроль в этом случае будет намного эффективнее, чем при работе секции.

Родителям стоит задуматься, в какую секцию, к каким тренерам следует отдать ребёнка для физического развития, чтобы не был он изуродован физически и морально.

Бросковая техника тоже имеет отрицательные стороны - неподготовленное для бросков тело ребёнка начинает получать сотрясения во время падений, особенно на жёстком ковровом покрытии. Влияют также пропуски занятий, отсутствие домашних занятий (зарядка утром) в промежутках между секционными, а также отсутствие нормальных гигиенических условий в залах: отопление, туалет, душ, раздевалка, дежурный врач.

В итоге можно сказать, что выбор секции, уровень подготовки, а также своевременность соревновательного режима может существенно изменить в лучшую или худшую сторону судьбу ребёнка, не говоря уже о том, что отсутствие нормального физического развития (нельзя сказать, что школьная программа его даёт) однозначно отрицательно скажется на его судьбе. Исходя из вышесказанного, можно определить степень влияния занятиями различными видами физической культуры на умственное развитие в таком порядке:

1 - все виды борьбы(греко-римская,вольная, дзю-до, самбо); 2 - гимнастика, акробатика, спортивные игры с мячом, парусный спорт; 3 - восточные единоборства (у-шу, кун-фу, тейк- ван -до, карате); 4 - лёгкая атлетика, коньки, лыжи, плавание. В дополнение к выше сказанному при занятиях физической культурой в крови человека появляется эндоморфин, который убирает стрессы и уменьшает до минимума желание употреблять наркотики, спиртное и табачное зелье. Медицина предупреждает об отрицательном влиянии (высокой степени) на умственное развитие детей употребляющих эти вещества!

Родители, не ждите новых решений этих вопросов от Министерства образования и берите решение этой проблемы в свои руки, и, если вам не безразлична судьба своего ребёнка берите на себя контроль над его физическим развитием, и, если есть возможность, станьте его сен-сеем (учителем). Возможно, это и станет лучшим решением.

______________________
© Кузнецов Фридрих Николаевич

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»