Об иконописании в Сызрани конца XVIII-XIX веков. Свет сызранских икон Глава I. Особенности сызранского иконописания

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Ранней весной 2016 года мы совершили небольшую вылазку в город Сызрань. Сызрань — это второй по времени основания (1683 г.) город в нашей области. Изначально он создавался как очередной город-крепость на волжских берегах. Места здесь были степные, беспокойные, Самарскую крепость, построенную за сто лет до Сызрани, неоднократно осаждали кочевые племена. Сызранская крепость была возведена для укрепления здешних мест. Через несколько десятилетий на Средней Волге была построена еще одна крепость — Ставрополь.

Сызрань, как и другие волжские крепости, была построена на возвышенности у слияния двух рек, Сызранки и Крымзы, недалеко от места впадения Сызранки в Волгу. В отличие от Самары, здесь сохранился каменный Кремль, сейчас это одна из главных достопримечательностей города. Здесь же находится и старейший в наших местах Свято-Вознесенский мужской монастырь. В общем, в Сызрани есть что посмотреть.

Вознесенский монастырь — Сызранский Кремль — Краеведческий музей — Орловы-Давыдовы — Сызранская школа иконописи — Прогулка по историческому центру

Свой путь по Сызрани мы начали с Вознесенского монастыря, приехав сюда на такси от железнодорожного вокзала. После посещения монастыря мы прошли по берегу реки Сызранки к Кремлю, потом прогулялись по главной исторической улице Сызрани — Советской, и вернулись на вокзал. Получилась компактная, но насыщенная однодневная прогулка.

Как уже говорилось, Вознесенский мужской монастырь является старейшим монастырем Самарской области, он был основан в конце XVII века, почти сразу после постройки Сызранской крепости. Сохранившиеся каменные постройки в монастыре относятся в основном к середине XIX века, кроме церкви в честь Феодоровской иконы Божией матери, построенной в XVIII веке. Восстановительные работы в монастыре еще продолжаются.

История Свято-Вознесенского мужского монастыря тесно связана с чудотворной Феодоровской иконой Божий Матери Кашпирской. Это одна из главных святынь Самарской области. Икона была обретена в начале XVIII века на источнике около села Кашпир Сызранскаго уезда и два столетия пребывала в Вознесенском монастыре. Позднее она была перенесена в сызранский Казанский кафедральный собор, где и находится в настоящее время, а в монастыре хранится ее список.

По дороге к Кремлю мы заглянули ещё в один старинный сызранский храм — церковь Ильи Пророка. Сохранившиеся до наших дней каменное здание церкви относится концу XVIII века. Церковь красивая, очень спокойная и гармоничная внутри. К сожалению, фотографированию мешает плотная застройка вокруг нее.

Но вот наконец мы пришли в Сызранский Кремль — историческое сердце города. Для наших краев это большая достопримечательность, поскольку других крепостей-Кремлей в среднем и нижнем течении Волги не сохранилось.

Внутри Сызранского Кремля. Слева Спасская башня, справа церковь Рождества Христова. По центру — Казанский кафедральный собор, уже за пределами Кремля

Стены и башни Кремля были деревянными и только главная, воротная башня была построена из камня; она и сохранилась до наших дней. В середине XVIII века, с утратой военного значения сызранского Кремля, воротная башня была перестроена в церковь во имя Спаса Нерукотворного и стала, соответственно, называться Спасской башней. Изначально башня была двухъярусной, при перестройке в церковь к ней были пристроены еще два яруса и шатровая крыша. Получилась церковь довольно необычной формы, два «восьмерика» на двух «четвериках».

Вторая старинная церковь в Кремле — храм Рождества Христова, построенный в начале 18-го века. Он долгое время был кафедральным собором Сызрани, пока в середине XIX века не был построен новый Казанский Собор.

Под кремлевским холмом находится довольно большая набережная, как принято говорить, «излюбленное место отдыха горожан»…

Естественно, гуляя по Сызрани, мы не могли пройти мимо краеведческого музея, располагающегося в старинном купеческом особняке неподалеку от Кремля.

Музей произвел на нас приятное впечатление. Наряду с краеведческими материалами здесь неплохая художественная коллекция. Это и неудивительно, поскольку она представляет собой часть коллекции Орловых-Давыдовых, которая была передана сюда после революции из усадьбы Орловых в Усолье (о ней я когда-то ).

Как истинные любители музеев, мы попытались посетить еще один сызранский музей, но, к сожалению, эта попытка не удалась. Дело в том, что перед поездкой в Сызрань я, к своему удивлению, узнал, что здесь в XIX веке была иконописная школа со своим особым стилем. Поиск в интернете показал, что в Сызрани есть свой музей иконы. Именно его мы и пытались безуспешно найти, но по указанному адресу находились какие-то хозяйственные постройки. Работники краеведческого музея тоже не знали о существовании музея сызранской иконы. В общем, запутанная история…
Тем не менее тема нас заинтересовала, и мы постарались приложить некоторые усилия в этом направлении. Оказалось, что небольшая коллекция сызранской иконы представлена в Самарском художественном музее. Естественно, мы сходили в музей, и, как оказалось, наши усилия были потрачены не зря. Действительно, сызранская икона имеет свой, довольно интересный стиль.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Особенности сызранской иконописной школы, безусловно, связаны с тем, что она создавалась старообрядцами. В XIX веке в русской иконе практически полностью восторжествовал живописный, академический стиль изображения. Старообрядцы же сохранили связь с канонической византийской школой, что явно видно по сызранским иконам. Однако здесь не было просто какого-то механического повторения образцов, в сызранской иконе очевидно присутствует свой особый живописный синтез. Для сызранских иконописцев характерна тонкая проработка деталей, что было не свойственно для канонической русской и византийской иконописи, но при этом сызранские мастера избегали и натурализма, свойственного академическому стилю. Экскурсовод в музее говорил о влиянии Палеха на сызранскую икону, однако специалисты скорее отрицают такую связь, и мы по своим впечатлениям склонны согласиться с ними. Палехские мастера ушли в яркую декоративность и внешнюю красивость, для лучших же образцов сызранской иконы свойственна сдержанность в красках и внутренняя глубина. Такое вот интересное явление…

Богоматерь Троеручица. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея. В боковых клеймах скорее всего изображены патрональные святые, тезоименные заказчику иконы и покровительствующие ему и его домочадцам. Это характерная черта старобрядческих икон, и, в частности сызранских.

Св. Иоанн Предтеча. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Богоматерь Всех скорбящих радость. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Семь отроков Эфесских. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Сретение Господне. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Распятие с предстоящими и четыре иконы Богоматери. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Итак, потратив некоторое время на поиски так и не найденного нами музея сызранской иконы, мы вернулись к Кремлю и прошлись по главной торговой улице купеческой Сызрани — Большой, ныне Советской. Улица Советская представляет собой образец провинциальной архитектуры конца XIX — начала XX века. Можно сказать, музей под открытым небом. Даже модерн имеется. В настоящее время большинство домов отреставрировано, приведено в порядок и выглядит вполне достойно. Жаль проводов многовато, мешают фотографированию, но это проблема всех провинциальных городов.

Сызранский обыватель

Однако наш день в Сызрани заканчивается, пора возвращаться домой…

Настоящее издание (Сызранская икона. Каталог выставки – прим. «Самарского староверия») посвящено значительному и яркому явлению в истории русского искусства и православия – сызранской иконе конца XVIII-XIX веков. Написанию этой статьи предшествовала большая работа по сбору и систематизации памятников, изучению мест их бытования, описанию и определению общих признаков, выявлению исторического и религиозного контекста. Зачастую в процессе ее новые материалы меняли наше представление на изучаемый объект.

Начало работ по сбору и анализу материалов, касающихся иконописания в г. Сызрани, относится к середине 90-х годов уже прошлого века. Тогда же были сформулированы и основные направления в изучении сызранской иконописи.


Первое направление трактовалось как создание репрезентативной коллекции икон. Она, на наш взгляд, должна представлять наибольшее число иконописных мастерских Сызрани, а также демонстрировать особенности и характерные черты сызранского иконописания. На сегодня коллекция насчитывает более 150 единиц хранения – результат тщательного отбора предметов, обладающих рядом общих признаков.Вторым направлением нашей работы явилось проведение исследований в государственных архивах Сызрани и областных центрах, соседствующих с городом географически. Наибольшее количество полезной информации было почерпнуто нами из фондов Государственного архива Ульяновской области. Последнее объясняется тем, что до 1928 года Сызрань являлась уездным городом Симбирской губернии. Вместе с тем, неоднократно отмечалась крайняя скудость сведений о состоянии сызранского иконописания даже в этом архиве. Причиной тому мог явиться известный пожар 1864 года, уничтоживший три четверти построек Симбирска и унесший большую часть библиотечных и архивных хранений города.Третье направление – проведение краеведческих изысканий с целью установления потомков известных иконописных фамилий Сызрани. Неожиданно для нас именно это направление дало весьма интересный результат. В частности, нам удалось установить две семьи, проживающие в настоящее время в Сызрани и являющиеся прямыми потомками известной иконописной динас¬тии Бочкарёвых. В этих семьях мы приобрели обширный архив, большая часть документов которого относится к 90-м годам XIX века.

Так к нашей коллекции добавились памятная книга сызранского иконописца Александра Архиповича Бочкарёва с перечнем заказов на выполнение иконописных работ, большое количество писем и фотографий, а также икона «Богоматерь Знамение Новгородское», написанная А.А. Бочкарёвым незадолго до смерти.

Чрезвычайно важным для нас стало приобретение рукописного Месячного иконописного подлинника полной редакции, дополненного «Собранием о надписании Животворящего Креста», выписанным из «Поморских ответов». На оборотной стороне обложки книги сделана запись: «Сия книга переплетена 7 марта 1887 года».

Время написания текста Месячного подлинника относится к середине XIX века, выдержки из «Поморских ответов» написаны обычным гражданским шрифтом и дати¬руются, очевидно, временем, близким ко времени переплетения книги.


Между страницами книги оказалось множество листков с различными записями. Среди них несколько интересующих нас прорисей на кальке с филигранно выполненными карандашными изображениями святых, рецепты «как составить крепкий и слабый полимент» и «как проводить злащение», заметки о том, «где купить кисти» и т.п. На месте титульного листа аккуратно вклеена страница с записями.

«1847 года родитель наш Василий Порфирович помер сентября 29. Иван Иванович Дьяконов помер того же году ноября 12 дня».

«1865 года ноября 1 числа выдана в замужество дочь Александра».

«1866 года сентября 4 числа померла родительница Матрёна Трифоновна, жития было 63 года».

Большой разрыв в хронологии записей свидетельствует о том, что записи были сделаны в более поздний по отношению к произошедшим событиям период и носили, несомненно, характер памятных. Однако именно эти события, имена их героев и даты позволили нам путем сравнения автобиографических данных установить хозяина Иконописного подлинника. Им оказался Давид Васильевич Попов, он же Порфиров. Забегая вперед, скажем, что фигура иконописного мастера Д.В. Попова была ключевой в развитии иконописного промысла Сызрани второй половины XIX века.

XIX веком отмечено большинство икон нашей сызранской коллекции, и лишь десятую часть упомянутой коллекции можно датировать концом XVIII века или рубежом XVIII-XIX веков.


Несмотря на принадлежность большей части икон Новому времени, мы обнаруживаем полную чуждость сызранского иконописания академическому стилю. Академическая церковная живопись с ее типичными попытками портретного письма, объемными подачами фигур, яркими красками и особой ценностью икон, написанных на сусальном золоте, была типична для России XVIII – XIX веков. Не стало исключением и иконописание Симбирской губернии в целом. Примеры тому – икона «Святой благоверный князь Александр Невский» с подписью: «Сооружена гласными Симбирской городской Думы в память Введения в Симбирске в (?) день февраля 1871 года Городского положения» или икона «Святых апостолов Петра и Павла» с подписью: «В дар ктитору Симбирской градской церкви Святых апостолов Петра и Павла в знак признательности. 30 дня января 1913 года». Эти и множество других икон местного производства являются яркими образцами, соответствующими «фряжскому» стилю иконописания.

Что же касается именно сызранских икон есть все основания констатировать: хотя и писались они в период, когда преобладал академический стиль, освободивший живопись от всех тех условий, исполнения которых требовала Восточная церковь, всё же сызранское иконописание сохранило и донесло до XX века иконы , выполненные в классической манере древних икон. Причем, в отличие от палешан, работавших много и плодотворно в разных стилях, переживших как яркий случай, как эпизод «письмо греческого пошиба», сызранцы понимали греческое письмо совсем иначе. Последнее для них было единственно возможным смыслом и сутью иконы. «Наука древностей и искусства православного Востока обязательна для русской археологической науки не только как среда наиболее ей близкая, родственная и потому понятная, но и как исторически унаследованная», – пишет Н.П. Кондаков о генезисе памятников православной художественной культуры. Греческое письмо имело свое предназначение, оно основывалось на соблюдении общих и незыблемых правил, которые передавались из поколения в поколение и создавали универсальность и единство стиля.

Одно из упоминаний, свидетельствующее о наследственном характере сызранского иконописания, относится к 1866 году. Речь идет об архивной записи, касающейся замечательного мастера и наставника, воспитавшего целое поколение сызранских иконописцев, Давида Васильевича Попова (Порфирова). Про себя Д.В. Попов писал: «… мой прадед принадлежал к духовному званию, дед был мещанином, занимался иконописной работой, а отец – сапожным мастерством». Эта запись дает нам важную точку отсчета в изучении сызранского иконописания, приводящую нас приблизительно в 1810 год – время, когда дед Д.В. Попова сам начинал заниматься иконописью.

Очевидно, уникальность сызранских икон должна была быть связана с определенной средой, являющейся тем плодородным слоем, способным сохранять и воспроизводить легко узнаваемый стиль этих икон.

Исследовав множество архивных документов, мы убедились, что исключительно все сызранские иконописцы принадлежали к расколу. В таком свете нам стала понятной приверженность сызранских иконописцев греческому письму, где сама икона являлась отражением мироощущения старообрядчества, его стремления к коллективной целостности в противостоянии окружающему социуму.

Бесспорным подтверждением сказанному является само содержание Иконописного подлинника – сборника правил иконописания, в частности той его части, которая представляет выдержки из «Поморских ответов». Таким образом, Подлинник становится знаковым документом, свидетельством что его бывший владелец Д.В. Попов принадлежал к старообрядчеству.

Итак, перечисленное позволяет сформулировать нам первый тезис настоящего сообщения: Сызрань – один из развитых центров иконописания XIX века. В порядке уточнения добавим – центр старообрядческого иконописания. Сызранские мастера, опираясь на традиции византийского и древнерусского искусства, создали неповторимый, свой малый мир старообрядческих икон. В связи с принадлежностью сызранских иконописцев к старообрядчеству, нас, естественно, заинтересовал вопрос: случайно ли иконописцы принадлежали к расколу, когда и почему старообрядцы оказались на правобережье Волги под Сызранью?

В фондах Государственного архива Ульяновской области находим первый документ, который свидетельствует о распространении раскола в Симбирской губернии. Ссылаясь на него, можем предположить, что раскол появился в губернии около 1700 года. Будто бы «… первые семена раскола бросил какой-то московский житель, по имени не известный». Он закупал в Симбирской губернии хлеб и в «свободное время беседовал с крестьянами на улицах и в домах, внушая им, что ныне нет истинной веры в народе, что христиане изменили вере и вместо двуперстного сложения употребляют трехперстное, пишут иконы по-новому, и многое подобное тому говорил».

Появление старообрядцев в Симбирской губернии в начале XVIII века взял под сомнение кафедральный профессор протоиерей Духовной семинарии Симбирска Павел Охотин. В «Сборнике обозрений пред¬метов, преподанных ученикам семинарии в 1860/61 учебном году» он писал о первоначальном появлении раскола в Симбирской губернии в последней четверти XVIII века. «По церковным данным, 1781 год», – указывает он и говорит об ошибочности мнения, будто бы раскол появился в Симбирской губернии до времени восшествия на пре¬стол императрицы Екатерины II.

На достоверность вывода Охотина указывает известный манифест Екатерины II 1762 года. В нем императрица призывала вернуться в Россию всех «русских беглецов», обещая им различные «матерние блага» и восстановление их в правах «гражданственности». Последующие императорские указы 1764 и 1769 годов определяли вернувшимся в страну места для поселений по реке Иргиз и вдоль «старой сиротской дороги» с Волги на Урал, проходившей в том числе и по территории Симбирской губернии.

В «Симбирских епархиальных ведомостях» (№ 7 за 1902 год) в обширной статье «Исторический очерк раскола и сектантства в Симбирской губернии» священник С. Введенский пишет: «По указу Екатерины II от 14 декабря 1762 года, в видах колонизации края, были приглашены, как известно, Ветковские заграничные раскольники для заселения берегов Волги, и тогда, нужно думать, некоторые поселились не только в из¬вестных впоследствии Иргизских скитах, но и в пределах Симбирской губернии, в уездах – Симбирском, Сенгилеевском и Сызранском».

В «Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии на 1868 год» Сызрань отмечалась как город, славившийся своими «упорными и сильными по богатству и торговым связям с Москвою, Астраханью, Уральском и Черноморием раскольниками». «Милостыня, которую они (раскольники. – Ред.) получали из города Сызрани и других богатых мест была главным для раскола Симбирской губернии».

О распространенности раскола в Симбирской губернии можно судить исходя из данных кафедрального протоиерея Петра Устинова за 1878 год. «По пути от города Симбирска до города Сызрани и обратно, – писал священник, – Его Преосвященством Преосвященнейшим Феоктистом, епископом Симбирским и Сызранским, обозрено было 48 церквей (14 городских и 34 сельских), находящихся в 14 приходах с православным населением и 29 приходах с раскольничьим населением, остальные 5 храмов – бесприходные».

Итак, приведенные архивные сведения позволяют сформулировать второй тезис настоящего сообщения: Сызрань – один из старообрядческих центров Поволжья, тесно связанный не только со старообрядческими общинами прилегающих к Сызрани земель (периферий), но и оказывающий влияние на духовную жизнь всего региона. Есть основания считать справедливым утверждение, что именно икона становится одним из инструментов распространения влияния сызранских старообрядческих общин.

Выгодное географическое положение способствует быстрому экономическому росту Сызранского уезда к середине XIX века. Так ежегодный объем отгружаемых с сызранских пристаней различных сортов хлебных продуктов уже в этот период превышал 1 миллион пудов. К началу XX века по суточной переработке хлеба (60 тысяч пудов) Сызрань отстает лишь от Нижнего Новгорода, Саратова и Самары. В 1874 году в нескольких верстах от Сызрани владельцы Саймакинской суконной фабрики Войековы поставили первый русский асфальтовый завод. Акционерное общество Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности было единственным поставщиком отечественного асфальта и гудрона в России, вырабатывая только асфальта более одного миллиона пудов в год. В 1876-1880 годах был построен и открыт для движения железнодорожный мост через Волгу, по своей длине, 1 верста 195 сажен, он занимал первое место в Европе. Мост был зве¬ном, соединившим общую сеть российских железных дорог с Заволжьем и Сибирью.

Таким образом, мы привели лишь несколько зарисовок динамичной экономической жизни Сызрани XIX века. Последним штрихом старообрядческой пасторали можно считать численность купеческого сословия в Сызрани, составившего к 1867 году 1004 человека, цифра, естественно, не включает количество заведений и патентов по различным ремесленным цехам. Отметим, что население города в тот период составляло не более 30 000 человек. Более того, очевидно, что эта статистика отражает реальную социальную структуру населения города, поскольку содержит сведения на дату существенно более раннюю, чем дата утверждения Государственным Советом (3 мая 1831 года) закона «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных требований».

В наше обращение к экономической жизни Сызрани XIX века не входила задача установления причины быстрого промышлен¬ного роста уезда, и тем более – установления связи промышленного роста с конфессиональными предпочтениями сызранского купечества и промышленников. Однако относительно этого вопроса у нас есть одно весьма серьезное замечание – последние не избежали общей судьбы всего русского купечества XIX-XX веков, подавляющая часть их принадлежала к расколу, являясь экономическим фундаментом наиболее влиятельных общин Сызрани – поморских беспоповской и федосеевского толка, а также австрийского согласия.

Третий тезис нашего сообщения. Бурный экономический рост Сызрани в XIX веке приводит к появлению сословий, способных своими заказами поддержать иконописный промысел, который в свою очередь становится неотъемлемой частью экономики уезда.

Из архивных материалов известно, что уже во второй четверти XIX века купец Сидельников имел в Сызрани свой магазин, в котором продавались иконы местного производства, и стоили они дорого – от 5 до 15 рублей серебром. Иконы также можно было купить или заказать у мастеров-одиночек, либо в иконописных и иконостасных заведениях. Подобных мастеров и заведений, прямо или косвенно связанных с Сызранским уездом, по архивным сведениям за вторую половину XIX века, насчитывается не менее 70.

Иконный бизнес процветал, годовой налог за иконописное производство с мастера был небольшим и составлял 1 руб. 70 коп., зa содержание мастером рабочего или подмастерья налог составлял 1 руб. 15 коп., содержание ученика – 57 коп. (из «Книги Сызранской ремесленной управы на записку прихода и расхода сумм городских доходов по каретному и столярному цеху»). В то время работа над иконостасом, «с его покраской и позолотой в некоторых местах резьбы и карнизов золотом на гульфарбу» стоила 300 руб. А трехлетний контракт на обучение ученика с содержанием стоил от 100 до 150 рублей.

В целом иконописание в Сызранском уезде носило заказной характер, о чем свидетельствуют изображения патрональных (тезоименных) святых на полях большинства икон. Подавляющее число мастеров уезда принадлежало к общине поморцев-беспоповцев, приемлющих браки, однако сызранское иконописание само по себе не было явлением внутриконфессиональным. Иконописцы выполняли заказы также для старообрядцев австрийского согласия, для единоверцев и для господствующей церкви.

Из рапорта от 2 октября 1886 года благочинного Л. Павпертова епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию по поводу вновь отстроенной церкви Казанской Богоматери в с. Батраки Сызранского уезда: «… иконостас и иконы поставлены. Лики в иконах написаны не согласно представляемым подрядчиком икон в образце, но много темнее с красноватым оттенком, как у единоверцев. На трех иконах Христа Спасителя: на горнем месте в алтаре, по правую сторону царских врат, над аркую в трапезе, и на двух иконах святителей на клиросах в нижнем ярусе иконостаса, перстосложение благословляющей руки не вполне православное, большой перст присоединен к концам двух малых перстов и не выражает ХС. При осмотре мною храма и иконостаса было более пятидесяти человек прихожан православных и несколько раскольников, и все единогласно высказали, что иконы так написаны по их желанию и им очень кажутся, и просили меня ходатайствовать перед Вашим Преосвященством об оставлении ико¬ностаса в этом виде. Если Вашему Преосвященству благоугодно будет сделать им снисхождение, то церковь к освящению совершенно готова». Резолюция епископа Варсонофия гласила: «Освятить храм в желаемое прихожанами время».

Из донесения графу Орлову-Давыдову от 20 августа 1812 года, с. Старый Тукшум, Сызранский уезд, Усольская вотчина графов Орловых-Давыдовых по поводу иконописца Ивана Янова, который, «хотя и пьяница», был на хорошем счету и пользовался заслуженным авторитетом: «старотукшумский живописец нужен для писания икон и к поправлению наших живописцев, ибо он, бывши в Усолье, говорил, что все писанные иконы должны быть варбией переправлены». Кроме того, у Ивана Янова был родной брат Пётр, который писал иконы на досках греческим письмом, потому что окрестные крестьяне «больше почитали иконописное письмо, а не живописное». Братья работали вместе и были выходцами из раскола.

Настало время вновь обратиться к фигуре Давида Васильевича Попова (Порфирова).

Д.В. Попов родился 17 ноября 1822 года. 24 января (?) года зарегистрировал брак с Авдотьей (Агафьей) Ивановной Дьяконовой. Имел двух детей: дочь Александру 1847 года рождения и сына Ивана 1856 года рождения.

Из архивных документов известно, что 22 октября 1866 года сызранский полицмейстер с ратманом прибыли в дом Давида Васильевича Попова, у которого, несмотря на закрытие моленной 4 октября этого же года, вновь образовалась моленная, где совершалось богослужение. Моленная находилась в верхнем этаже отдельно построенного от главного дома флигеле. Полицмейстер, войдя в моленную, не нарушил богослужение, а допустил поморцам окончить службу, после чего приступил к действиям, начав с переписки молельцев. В комнате, кроме Попова, находилось еще 17 человек, среди них дочь Александра, жена Авдотья, братья жены Константин Иванович и Андреян Иванович Дья¬коновы. Константин Иванович Дьяконов по¬стоянно проживал в Казани, а у Попова одно время вместе со своей женой Матрёной Ивановной обучался иконописному мастерству.

Спустя год после ареста моленной Давид Васильевич был допрошен судебным следователем. На допросе Попов показал, что моленной в его доме не было, а иконы, что висели по стенам, были заказными и висели они для того, чтобы не испортились. Он также сказал, что писал эти иконы разным лицам и даже в разные города. А молился Давид Васильевич вместе со своими родственниками за умершего отца по старообрядческому канону.

Несмотря на утверждение Попова, что в доме его никогда моленной не было, суд вынес 2 апреля 1869 года суровое решение. Давид Васильевич за открытие им в доме раскольнической молельни для публичного богослужения подлежал заключению в тюрьме сроком на один год, а всё устроенное в молельне подлежало слому и продаже в пользу местного Приказа общественного призрения.

Неординарность личности Попова (Порфирова) Давида Васильевича подтвержда¬ется множеством полицейских протоколов и судебных разбирательств с его участием незаурядностью отличались и лица, его окружавшие.

Иконописец Качаев Павел Семёнович 1828 года рождения, родом из села Кивати Сенгилеевского уезда, постоянно проживал в Сызрани, был женат, имел сына.

Можно предположить, что и Павел Семёнович Качаев был личностью незаурядной, с ним постоянно происходили всякие истории, о которых остались сведения в архивных документах. То Качаев за сбыт фальшивого кредитного билета содержался па приговору мирового судьи полтора месяца в тюрьме, то его обвинили в подделке и сбыте фальшивой серебряной монеты. Ha допросе же Качаев себя виновным не признал. Он сказал, что у него делали обыски отобрали вещи, которые служили ему для иконописания, а не для подделки монеты, как его в этом подозревали.

16 августа 1888 года Павел Семёнов Качаев попал в новую историю. В тот день он оказался в гостинице, которая находилась в доме Самариных по Большой Монастырской улице. Гостиница состояла из двух залов и небольшой комнатки для желавших уединения. В переднем углу этой комнатки висел образ в трех лицах – Святого Николая Чудотворца, Исуса Христа и Божией Матери, а на другой – висели картины обнаженных женщин во весь рост одна была изображена лицом к зрителю, другая – спиной.

Будто бы Качаев, показывая собравшимся (в комнате было человек пять-шесть гостей) икону, говорил, что образ написан неправильно, так как на нем трехперстное сложение, поэтому он молиться на нее не будет, а лучше поклонится нагим женщинам на картинах. Потом снял икону и выбросил из окна комнаты во двор.

Об этой истории стало известно помощнику пристава Сызрани. Он составил протокол случившегося и опросил свидетелей. Сам Павел Семёнович ни признавал, ни отрицал своей вины, поскольку, согласно его признанию, «был сильно выпимши» и ничего не помнил о том, что было в гостинице. Этот факт мог подтвердить иконописец Давид Васильевич Порфиров, в доме которого жил Качаев. Любопытно, что на допросе он назвал себя православным. Попов пояснил, что по делу Качаева ему ничего неизвестно, кроме того, что всю неделю до случая в гостинице, тот пьянствовал: он пил запоями, иногда недели по две – три.

Следует отметить, что икона «Седмица» (Господь Вседержитель с предстоящими), находящаяся в настоящее время в нашей коллекции, с бумажной маркой на обороте «Похвальный отзыв Казанской ремесленно-сельскохозяйственной и выставки. Качаев А.П., г. Сызрань» принадлежит кисти сына нашего героя – героя – Александра Павловича Качаева.

Вновь обратимся к семейной хронике Попова Давида 1 ноября 1865 года дочь Давида Васильевича Александра выходит замуж за Архипа Афанасьевича Бочкарева, жившего по соседству во второй части Закрымзенской слободы. Неизвестно, занимался ли сам Архип Афанасьевич иконописью – по архивным документам, он – псаломщик. 15 января 1866 года в семье Бочкарёвых появляется первенец – Александр. Всего в семье было четверо сыновей, и только Александр Архипович и Фёдор Архипович приобрели известность как иконописцы.

Есть сведения, что Александр Архипович Бочкарёв за успехи в иконописании награждался похвальным отзывом Нижегородской выставки 1896 года. А 9 сентября 1902 года он награждается Комитетом Сызранской сельскохозяйственной кустарной выставки за «предоставленные им две иконы».

После 1917 года иконописанием А.А. Бочкарёв практически не занимался. В 1929 году Александр Архипович был арестован по ложному обвинению и сослан на временное поселение в Архангельскую губернию, село Холмогоры. Вот уж действительно ирония судьбы – иконописец, старообрядец поморского согласия возвращается к своим «духовным истокам». Скончался А.А. Бочкарёв 31 мая 1934 года, вскоре после возвращения из ссылки. В справке о смерти в графе о роде занятий значилось: «Живописец в фотоартели при мастерских ИЗО».

В нашей коллекции содержится ряд икон А.А. Бочкарёва с клеймами мастера «Иконописец А.А. Бочкарёв в Сызрани, 189… г.».

Итак, сызранское иконописание конца XVIII и XIX веков отмечено прежде всего самобытным стилем, получившим в среде старообрядцев Поволжья название «греческого», с характерным для него сдержанным колоритом, лаконичностью композиции, удлиненными пропорциями фигур, изысканной симметричностью архитектурных кулис. Иконы сызранского письма не провинциальны, они отвечают самому взыскательному вкусу ценителей иконописи. В то же время обладают типичными для своего времени признаками старообрядческой иконы – ковчег, двойная опушь по полям, среди патрональных святых на полях изображение Ангела Хранителя, торцевые стороны иконной доски залевкашены и окрашены в киноварные или вишневые тона. Для малоформатных икон доски зачастую изготавливались из кипариса.

Важнейшим формальным признаком сызранской иконы является широкая пологая лузга. В подавляющем большинстве случаев по черному фону лузги, ограниченного по краям тонкими белильными линиями, нанесен золотом или серебром орнамент, состоящий из чередующихся стилизованных цветков ромашки и завитков в форме трилистника. В отдельных случаях на пологую лузгу нанесена золотая полоса шириной 3-4 мм, ограниченная по краям тонкими бе¬лильными линиями. На иконе «Богоматерь Знамение Новгородское» из нашей коллекции и являющейся, со слов семьи, последней из написанных Александром Архиповичем Бочкарёвым, вообще отсутствует какое бы то ни было декорирование пологой лузги.

Создается впечатление, что мастера, готовившие иконные доски, в процессе работы подразумевали некий типовой декор для нанесения на лузгу, а именно «ромашка-завиток», в то время как иконописец эпизодически отклонялся от заданного стандарта.

Удлиненный шрифт, которым подписывались иконы, также весьма типичен – в нем мы обнаруживаем сходство с полууставом старопечатных книг. В рассказе о сызранской иконе обращает на себя внимание череда названий различных населенных пунктов: Сызрань, Тереньга, Старый Тукшум, Сенгилей, Корсун (Симбирская губерния), Хвалынск (Саратовская губерния), Кузнецк (Пензенская губерния) – все эти населенные пункты являются не только местом бытования крупных старообрядческих общин, что само по себе является немаловажным фактом. Главное же – в этих местах жили и писали иконы на протяжении второй половины XIX века замечательные мастера из числа тех 70 мастеров-одиночек и иконописных заведений, отмеченных нами. И дело не в том, что все эти населенные пункты соседствовали территориально, главное – все они представляют собой географию сызранской иконы.

Настоящим сообщением мы надеемся приподнять полог анонимности над замечательным явлением русской художественной культуры, интерпретируемым до последнего времени главными музеями страны, как «Палех (?)», «Мстера (?)» или обобщенно «Поволжье».

Итак, приглашаем к знакомству – сызранская икона.

А.Л. Кириков

Литература

Г.П. Демьянов. Путеводитель по Волге. Изд. десятое. 1905 г.

Н.П. Кондаков. Византийские церкви и памятники Константинополя. М. Индрик, 2006 г.

ГАУО, ф. 117, оп. 7.

ГАУО, ф. 1,оп. 70.

ГАУО, ф. 134, оп. 7.

Транскрипт

1 СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ СЫЗРАНСКАЯ ИКОНА Королева А.Д. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Саратов, Россия OLD BELIEVERS ICON OF SYZRAN Koroleva A.D. Saratov State University Saratov, Russia Что значит икона для православного сознания это рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживание, жалость, сострадание, умиление, восхищение и т. п., а соответственно, и стремление к подражанию изображенным персонажам. Также икона несет в себе эстетическое предназначение благоукрасить храм. Цель христианского искусства очищение, катарсис (греч. καθαρσις). Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Икона прежде всего церковный литургический образ, который занимает важное место в православном богослужении и в повседневной молитвенной жизни. Слово икона происходит от греч. eikōn образ, изображение. Искусство иконописи имеет глубокие корни. Почитание икон основывается на постановлении VII Вселенского собора (787г.), где было дано строгое богословское обоснование иконы, которое сводится к тому, что в результате Боговоплощения люди смогли в лице Иисуса Христа созерцать самого Бога. В иконе нет стремления к индивидуальному самовыражению, мастериконописец оставался чаще всего анонимным. Самым важным в писании 1

2 икон является точное следование канону, который зафиксирован в собрании иконописных образцов лицевых подлинниках. Для иконы характерны: подчеркнутая условность изображения, обратная перспектива; отсутствие внешнего источника света (свет исходит от ликов и фигур); символическая функция света (голубой цвет небес, золото символ святости, красный жертвы Христа или же царского достоинства); единовременность изображения (все события происходят одновременно). Русская икона в своем традиционном виде сохранялась, прежде всего, в среде старообрядчества. Староверы берегли древнюю икону, свободную от нововведений, высоко чтили и сохраняли своеобразное понимание ее красоты. После реформы Никона в середине XVII века русское православие раскололось на два течения: старообрядческое и новое, поддержанное государством. Верующие, которые придерживались старых церковных обрядов, подвергались гонениям, но после указа Екатерины II 1762 года старообрядцы были приглашены для заселения берегов Волги. К концу XVII века в Среднем Поволжье появляются первые старообрядцы, а в конце ХIХ века в Самарской и Симбирской губерниях их насчитывается уже несколько десятков тысяч. Сызрань являлась одним из старообрядческих центров Поволжья, экономическим и торговым регионом, где получает свое развитие иконописное ремесло. Первые упоминания об иконописных мастерах Сызрани появляются в конце XVIII века. В это время своим мастерством иконописи прославился священнослужитель Ильинского храма Алексей Афиногенов, который писал иконы для своего храма и местных церквей. Со второй пол. XIX века иконописью в Сызрани занимались монахини женского Сретенского монастыря, в то же время свое развитие получила сызранская старообрядческая иконописная школа. Сравнивая сызранскую школу с другими старообрядческими направлениями в иконописи (Ветковская, Невьянская, Поморская, Сибирская 2

3 школы), можно точно утверждать, что местная школа имеет свои традиции в написании икон, которые не встречаются в других мастерских. Художественная, историческая, эстетическая и духовная ценность сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция не столько в технике, сколько в ее духовной составляющей. Основой для иконы использовали ковчежную доску из кипариса. Основа из кипариса считалась самой прочной из всех пород дерева, о чем и говорит хорошая сохранность сызранских икон. Большинство работ снабжено двойной каймой с орнаментальной росписью. Она представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки. Ромашка представляется в виде круга, вокруг которого расположены лепестки. Этот солнечный цветок используется как орнаментальная розетка, часто ее дополняли другими декоративными элементами, в сызранской иконе это лепестки и трилистник. Рисунок в деталях соответствует распространенному тисненому орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменяется золотой каймой. Практически на каждой иконе присутствуют клейма с изображением патрональных святых, тезоименные заказчику и покровительствующие ему и его домочадцам. Присутствие патрональных святых свидетельствует о преобладающем заказном характере работ. Часто на иконах среди святых изображается образ ангела хранителя. Шрифт, который встречается на сызранской иконе, - вытянутый полуустав (поморская вязь). Сызранская икона имела особенный колорит он более разнообразен, чем кажется вначале, но преимущественно преобладает сдержанная цветовая гамма. Возникновение этой школы тесно связано с деятельностью сызранского потомственного иконописца и духовного наставника поморской общины Д.В. Попова (Порфиров). Он обучил целую плеяду мастеров иконописцев, являющиеся продолжателями сызранского письма. Среди его учеников была чета Дьяконовых, которая в дальнейшем 3

4 работала в г. Казани; также осевшие в г. Самаре отец и сын Качаевы, а это означает, что происходило распространения традиционных черт сызранской иконописи за пределы Сызранского уезда. Рассмотрим работу А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими". Икона выполнена в конце ХIХ века. На обратной стороне иконы сохранилась бумажная марка: "Похвальный отзыв Казанской ремесленно-сельскохозяйственной выставки. Иконописец А.П. Качаев, Сызрань". Данная надпись позволяет нам точно определить мастера, который выполнял данную икону. А.П. Качаев являлся учеником Д.В. Попова, а это значит, что данную икону можно отнести к сызранской иконописной школе. Основание, т. е ковчежная доска, выполнена из кипариса. Сама икона выполнена в традиционной технике с использованием темперной краски, с преобладанием темно-коричневых тонов. Характерной особенностью для сызранской иконы является присутствие двойной каймы, одна из которых украшена растительным орнаментом в виде стилизованной ромашки. Все фигуры на иконе симметрично расположены. В центре фигура восседающего Господа Вседержителя в возрасте проповедничества, изображенная в традиционных одеждах, с раскрытым текстом Евангелия, и благословляющая рукой, сложенной в двоеперстие. В ногах Вседержителя коленопреклонены Николай Чудотворец и Сергий Радонежский. По правую руку от Господа Вседержителя расположена Богородица, по левую же Иоанн Предтеча, их образы склонены в молении. В руках они держат развернутые свитки. За спиной Вседержителя расположены фигуры ангелов. Выше расположены с правой стороны: фигуры Иоанна Богослова и Апостола Петра; с левой стороны: Апостола Павла, Иоанна Златоуста. Раскрытый текст Евангелия, развернутые свитки, Поморский полуустав (поморская вязь) с характерными декоративными завитками вокруг буквиц относит икону к поморской иконописи. Особенность написания имени Спасителя "постароверски" с одним "I" (1С ХС), в отличие от "никонианского" титла "IИС ХС" не является атрибутивным признаком, так как православные 4

5 иконописцы ХIХ-ХХ веков употребляли традиционное написание имени Христа, подражая древним мастерам. В его технике написания икон можно проследить черты сызранской иконописной школы. Наибольшую известность получили его ученики - братья Бочкаревы. Александр Архипович Бочкарев начал свое обучение иконописному ремеслу в 80-е годы XIX века. Уже в 1889 году он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, и его коллекция была удостоена похвальной грамоты. Благодаря этой выставке о сызранской школе иконописи узнала вся страна. В конце ХIХ века Бочкарев открыл в Сызрани свою иконописную мастерскую (Бочкаревская школа иконописи), где он обучал учеников. Его ученик, известный иконописец из Хвалынска, Г.А. Комиссаров писал свои иконы «по пошибу» сызранской старообрядческой школы. А.А. Бочкарёв Г.А. Комисаров «Святитель Николай Чудотворец» «Святитель Николай Чудотворец» (частная коллекция А.А. Кирикова) (частная коллекция А.А. Кирикова) 1898г. Сызрань 1896г. Хвалынск Сравним икону Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец». В этих двух иконах мы видим традиционные приемы написания образа Святителя Николая Чудотворца, где фигуру святого представляют по пояс, правой рукой благословляющего двоеперстно, а левой рукой поддерживающего Евангелие. Святитель 5

6 Николай одет в крестчатую ризу, вверху в медальонах располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском соборе 325г. Традиционным являются изображать святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, эта черта встречается в иконе Г.А. Комиссарова. А на иконе А.А. Бочкарёва, святитель изображен с раскрытым Евангелием, такое написание относит её к старообрядческой иконописи ХIХ века, написанной в традициях живописи ХVII в. Этим двум иконам присущи сдержанность колорита, лаконичность композиции, удлиненная пропорция фигуры. На полях иконы А.А. Бочкарёва присутствуют патрональные святые, можно предположить, что икона выполнена на заказ, среди святых расположена фигура ангела-хранителя (часто изображаемого на сызранской иконе). На обеих иконах присутствует широкая пологая лузга, что так же присуще сызранской школе. По тёмному фону лузги, ограниченному по краям тонкими белильными линиями, нанесен золотой орнамент (чередующиеся стилизованный цветок ромашки и завитки в форме трилистника), это встречается на иконе Г.А. Комиссарова, а на иконе А.А. Бочкарева используется на пологой лузге только золотая полоса. Давая анализ икон Г.А. Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и А.А. Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец», А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими" можно проследить черты стилистического сходства, устойчивые художественные традиции, что дает основание рассматривать сызранскую иконопись как самостоятельную школу. После наивысшего расцвета сызранской старообрядческой школы, в конце 30-х годов XX века она прекращает своё существование, связи с кончиной самого А.А. Бочкарёва, основателя сызранской школы иконописи, и принудительного отказа его сына от написания икон. Несмотря на всё это, произведения этой школы дошли до нашего времени. Поначалу сызранская школа была известна в узких круга людей, интересующихся иконописью, но 6

7 в настоящие время меценаты и коллекционеры активно занимаются возрождением этой школы иконописи. Под руководством Леонида Глухова в городе Сызрани действует Культурно-просветительная организация «Возрождение», участники которой пишут иконы в традиции сызранской школы. В неё были приглашены молодые специалисты из соседнего села Холуй для восстановления техники письма этой школы. Известным коллекционером сызранской иконы является А.А. Кириков, его коллекция насчитывает более 60 икон данной школы. Проводятся выставки, посвященные сызранской школе иконописи, так в Самаре была проведена выставка икон Сызранской старообрядческой школы, где А.А. Кириков представил своё собрание икон, так же был издан каталог выставки. В 2010 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, прошла выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги». Главная цель проведение выставок, познакомить широкую публику с тем сохранившимся наследием, которое оставили после себя сызранские мастера иконописи. Литература: 1. Мочалова Е.Г, Кириков А.А. Старообрядчество и Сызранская школа иконописи//город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики, т. I. Сызрань, С А.А. Кириков//Каталог выставки «Сызранская икона».- Самара, с.: ил. 3. Е.Г. Мочалова. Сызранская Икона//Информационный вестник. Самарская область. Этнос и Культура С Г.Молчанова. Местная иконопись//красный Октябрь. Декабрь


ПАЛЕХСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИКОНОПИСИ «Знаний, полученных за годы учебы в Палехском художественном училище, было не достаточно. Помогали Трудолюбие, Стремление бережно изучать Иконописное дело Старых Мастеров,

2 декабря 2016 779 В кафедральном соборе Ижевска появился образ всех святых годичного круга богослужения Фото: Ижевская и Удмуртская епархия На иконе, установленной в Михайловском соборе столицы Удмуртии,

Сложно представить Христианскую религию, прежде всего Православную, лишив ее поклонения святому образу Иконе. Восторг перед Иконой это постижение целостности бытия, радость смирения, единение с высшим

Карелин В.Г., Мельников Н.П. Произведения иконописи Троицкой церкви в Мире (Материалы к Каталогу движимых памятников Беларуси) В настоящем сообщении использованы материалы обследования действующих храмов

Русская икона XIV и XV в. Высший этап Феофан Грек Мощь, сила, энергия, порыв Андрей Рублев Лиризм, мягкость, плавность Дионисий Праздничность, торжество Феофан Грек Конец 14 начало 15 века высшая точка

»ÒÚËÌÌÓÂ Î Ó ÂÒÚ˪ Недавно в мастерскую «Канон» поступила на реставрацию интересная и редкая по сюжету икона «Пир царя Ирода» (собрание С.А. Фролова, илл. 1). 1 На ней изображено одно из событий Нового

Урок 5 модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКиСЭ. 4класс. Тема: Во что верят православные христиане.

Ювелирный Интернет Магазин Дари Золото Модель (код): Цена: 7"616 руб Золотая икона `Ангел Хранитель`. Размер 2,7 см. Размер без ушка 2,0 см. Золотая нательная икона требует особого исполнения.

Самостоятельная работа к теме «Кухня иконописца: как писался святой образ на Руси? Техника и технология древнерусской живописи» Используя материалы курса и электронные ресурсы напишите эссе - фантазийное

1 Начальная ступень «История Христианской Церкви» (70 часов). Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. История христианской церкви является основополагающей дисциплиной в системе

Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626-1686). Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 2 Володарского муниципального района Нижегородской области Рассмотрена на заседании Утверждено Методического совета Приказом по МБОУ

Якутская и Ленская епархия Русской Православной Церкви Управление образования городского округа «Город Якутск» ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Ф.И.О. Дата Школа, класс Учитель

К.А. Федорова Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов ПРАОТЕЧЕСКО - ПРОРОЧЕСКИЙ И ДЕИСУСНЫЙ ЧИНЫ ИКОНОСТАСА XVII И XIX ВЕКОВ ИЗ СОБРАНИЯ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

Экспертное заключение о группе изделий ООО «ФРЕЗА» MasterTree, предложенных к рассмотрению в качестве произведений народного художественного промысла 20 февраля 2017 г. На искусствоведческую экспертизу

МБОУ ДО «Детская художественная школа 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету

Утверждаю Директор ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Е.Л. Духанина 2012 г. Календарно-тематическое планирование работы молельной комнаты в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» на 2012-2013гг. СЕНТЯБРЬ Тема:

ПЛАН РАБОТЫ кафедры лаковой миниатюрной живописи на 2016-2017 учебный год Научно-исследовательская работа Наименование работы (тема) Научный Срок Форма п руководитель выполне представления /п Ответственный

«Как можно поклоняться неживому предмету?» Что нужно знать про Крест Господень 01.04.19 Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с портретом» Цель: обобщить представления родителей о роли портретной живописи в эстетическом развитии дошкольников.

Рабочий лист по теме: «Культурное наследие христианской Руси» Откуда на Русь пришло христианство? Задание первое. Восточные славяне обычно называли Греческим царством, а - Царьградом. Это было сильное,

Календарно-тематическое планирование. Наименование темы. Кол-во часов Введение в предмет. 2 Россия наша Родина. 3 Самая главная встреча. 4 Введение в православную традицию. 5 Есть только одна книга. 6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 36 имени генерала А.М. Городнянского г. Смоленска КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 4 класс (программа Б.М.

Министерство культуры РФ Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7 классов. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение истории русской культуры является расширением общего

Текст 5 СИМОН ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ Задание 1. Знаете ли вы значения данных слов и выражений? Напишите напротив каждого из них перевод на родной язык. в отличие от кого? чего? (предлог) воспроизводить / воспроизвести

Православная икона [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2002. - (Электронная библиотека. Т.4). - CD. Этот диск - вклад издательства ДиректМедиа в возрождение православных традиций России.

Роль Александро-Невского Новоярмарочного собора в жизни Нижнего Новгорода «Храм это Дом Божий, Храм это школа благочестия..» (Поучение протоиерея Василия Ермакова) Выполнила: Матвеева Варвара, ученица

Облачение священнослужителей Церковнослужитель в красном (пасхальном) стихаре. Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное

«Сибирская православная иконопись» Возрождение духовных ценностей, традиционных для русского общества; В старину иконы называли «книгами для неграмотных». Сегодня языку иконописи, тому, кто изображен на

Троице-Сергиевой Лавры, на иконе «Сретение» в ГТГ, затем на гиматиях Илии и Моисея на иконе «Преображение», приписываемой Феофану Греку. 9190829591319 И сегодня лучше определить для икон удобное, красивое

Иконы www.for3d.ru Наименование Икона 0001 Николая Чудотворца stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0097 Лик Христа stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0103 Александра Невского stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0104 Святой

Иконы www.for3d.ru Наименование Цена, руб Икона 0001 Николая Чудотворца stl - 3d модель для ЧПУ 1650.0 Икона 0097 Лик Христа stl - 3d модель для ЧПУ 2450.0 Икона 0103 Александра Невского stl - 3d модель

Проект набора колоколов Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря Иконографическая программа новых колоколов с лицевыми изображениями для колокольни Воскресенского Ново-иерусалимского ставропигиального

20 октября 2017 1054 Реставраторы выявили первоначальный сюжет в картине Иванова «Крещение князя Владимира в Корсуне» Фото: public domain Теперь полотно представлено с новым названием «Амвросий Медиоланский

Тема проекта Андрей Рублев как символ православного миросозерцания Автор: Главщикова Настя Школа: ГБОУ Школа 1883 «Бутово» Класс: 7 Руководитель: Ерзылева Ирина Алексеевна Почему в современном мире оскверняют

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Направление подготовки бакалавров «Лазерная техника и лазерные технологии» 1.Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования

ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Русские народные промыслы Подготовила и провела куратор 7 класса: Басова И.А. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: Цель: Познакомить ребят с историей русских народных промыслов,

1. Цель и задачи практики Целью творческой практики является создание эскизов икон древнего святого. Задачами данной практики являются: творческое переосмысление стилистических, цветовых и композиционных

Проект - исследование Храм Христа Спасителя и его Храм историческая Христа и архитектурная Спасителя ценность

Разработка урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» по теме: «Икона» Выполнила учитель ОРКСЭ МБОУ ООШ 18 п. Заводской МО Ейский район: Соседка Н.Ю. 2017 г. Урок 15. Тема урока: «Икона».

Путешествие в Город мастеров Жемчужины русских промыслов Народные промыслы России Карта «Народные промыслы центральной России» «Плат Узорный» Павловский Посад город в Московской области, известен с XIV

Преподобный Андрей Рублев, иконописец Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

К 6 0 0 - Л Е Т И Ю О С Н О В А Н И Я О Б И Т Е Л И Ферапонтов монастырь в ликах и лицах ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ. 8 (АКАФИСТА) ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИНИАН 15 АРХИЕПИСКОП ИОАСАФ 20 БЛАЖЕННЫЙ ГАЛАКТИОН 31 ПРЕПОДОБНЫЙ

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени

Год книги. Наследие. Псалтирь Год книги - это повод вспомнить, что вначале было все-таки слово... В череде просветительских и культурных мероприятий, которые будут сопровождать этот год, главными действующими

Икона Божией Матери «Млекопитательница» В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на святой Афонской

Открытое приглашение к участию в международном иконографическом конкурсе на тему: «Воскресение Иисуса Христа» Общая информация о конкурсе Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП) (www.eiao.org) является

1 Платок и православие Платок и русская женщина Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось

1. Цель и задачи практики Целью творческой практики является создание эскизов проекта ансамбля икон. Задачами данной практики являются: творческое переосмысление стилистических, цветовых и композиционных

1 «Устройство православного храма и богослужение» (112 часов) Начальная ступень Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. «Устройство православного храма и богослужение» изучает

Министерство культуры РФ Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» Рабочая программа по дисциплине ВЧ. 03 Основы

ÓÄÊ 281.93 ÁÁÊ 86.372 Ï68 Ñåðèéíîå îôîðìëåíèå Êîíñòàíòèíà Êàëåíäàðåâà Ï68 Ïðàâîñëàâíûå ïðàçäíèêè / àâò.-ñîñò. Â.À. Èçìàéëîâ. Ìîñêâà : Ýêñìî, 2015. 64 ñ. (Ðåëèãèÿ. Ïðàâîñëàâíàÿ âåðà äëÿ íà èíàþùèõ). ISBN

1. Цель и задачи практики Целью копийной практики является написание списков с древних икон. При этом ставятся следующие задачи: изучение рисунка, живописных особенностей, техники и композиции древней

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 25» г. Химки 141410, Московская область, город Химки, Молодежный проезд, д. 4, телефон 8-498-720-48-10 Творческая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного

Сообщение написано семьёй Богуш Тема: «Житие преподобного Сергия Радонежского» Толковый словарик Житие описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем

УРОК 5: «Во что верят православные христиане» ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ Проповедовать учить. Собор святых славных и всехвальных апостолов от 70-ти. Икона Апостол посланник. Так называли учеников Иисуса Христа

Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для уровня среднего общего образования создана на основе: - программы для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев по учебному

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ 03. «Основы иконописи»

ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ Серия коллекционных медалей: «ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ» состоит из двух серий медалей: 1 серия медали весом 1 кг и диаметром 100 мм, 2 серия медали диаметром 2 тр.унции и 5

10 сентября в Москве, в Центральном музее древнерусского искусства и культуры им.А.Рублева, открылась выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги».
В коллекции представлено более двухсот образов, выполненных в основном мастерами нашего города этому письму во второй половине XVIII – начале XX века. Выставка явилась значительным событием в культурной и музейной жизни столицы.
Сызранская икона является мощной духовной составляющей имиджа нашего города наряду с сохранившимися зданиями кремля и православных храмов. Однако не все знают о том, что такое явление, как Сызранская школа иконописи на протяжении долгого времени замалчивалось. Образов, писанных мастерами города, нет в музейных коллекциях и храмах. Более того, совсем недавно Сызранскую икону относили к «Палеху», «Мстере» или – обобщенно – к «Поволжью».
В чем же дело? Почему такое замечательное явление русской художественной культуры, как сызранская икона, долгое время оставалось анонимным?
За ответом мы обратились к самому большому знатоку сызранской иконы Андрею Александровичу Кирикову. И вот что он сказал:
- Дело в том, что Сызрань была одним из старообрядческих центров Поволжья. Она оказывала существенное влияние на духовную жизнь всего региона. Скорее всего, именно икона стала одним из инструментов распространения влияния старообрядческих общин города на соседей. Именно поэтому на официальном уровне не было признания Сызранской иконописной школы.
Андрей Александрович – уроженец Ульяновска (ранее Симбирск – центр губернии, в состав которой Сызрань входила до 1928 г.). Первую сызранскую икону он приобрел, когда еще не имел паспорта. И вот уже более 30 лет отдает своему любимому занятию все свободное время. А его было не так много в прошлом, когда Андрей Александрович служил офицером в ракетных войсках. Мало и сейчас, когда он занимается бизнесом. Тем не менее, Кириков не только собирает образа сызранского письма (да еще и меднолитую пластику), но и отдает ее в очень хорошие руки на реставрацию. В том числе - художнице нашего города Наталье Пятковой. Андрей Александрович не устает доказывать, что Сызранская школа должна занять подобающее ей место в иконописной географии России. Венцом его 30-летнего собирательства и стала выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги», организованная Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г.Москва) под эгидой Министерства культуры РФ.
Следует заметить, что музей этот располагается на территории Спасо-Андроникова монастыря, в котором имеется самое древнее сохранившееся сооружение столицы – храм во имя Спаса Нерукотворного (XV век). А в казематах обители был в свое время заточен протопоп Аввакум, не принявший нововведений патриарха Никона.
Впервые коллекция Сызранской иконы – всего более 200 образов – выставлена на всеобщее обозрение. Причем первоначально открыть экспозицию планировалось в конце мая. Но устроители отказались от этой мысли и перенесли выставку на сентябрь. Для того, чтобы именно этой значительной экспозицией открыть сезон. И они не ошиблись: успех был ошеломляющим! Многочисленные столичные знатоки русской художественной культуры были потрясены сызранской коллекцией!
Художественная, историческая и духовная ценность Сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция с характерным для него одухотворением, сдержанным колоритом, лаконичностью композиции, удлиненными пропорциями фигур, изысканной симметричностью архитектурных кулис. Совершенно точно можно утверждать, что элементы декора сызранской иконы оригинальны. Они не встречаются больше ни в каких других школах и промыслах. Именно по ним мы можем безошибочно идентифицировать образа как сызранские.
Сызранская икона исполнялась на ковчежной доске, как правило, из кипариса. Поверхность тщательно обрабатывалась, оклеивалась поволокой и залевкашивалась (левкас – название грунта в русской средневековой живописи).
Писалась икона темперой, то есть красками, в которых связующим компонентом является эмульсия из воды и яичного желтка. В качестве пигмента использовали вещества органического происхождения – глину, сажу, мел, веточки вишни и т.п. Технология темперы не допускает исправления ошибок, поэтому искусство иконописца (в отличие от живописца) предполагает долгую выучку и большую практику. Искусная рука, верный глаз и глубочайшее любовнейшее знание, переданное от отца сыну, от поколения к поколению, - вот что делает иконописца творцом русского искусства.
Сызранские образа имеют широкую пологую лузгу, спускающуюся от поля иконной доски в ковчег. Большинство работ снабжены орнаментальной росписью. Она представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки, лепестка и трилистника. Рисунок в деталях соответствует распространенному тисненому орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменен на золотую кайму. Для сызранского образа характерна также двойная опушь (кайма) по полям. Практически на каждой иконе присутствуют клейма с изображением патрональных святых, тезоименные заказчику и покровительствующие ему и его домочадцам. Кстати, последнее свидетельствует о преобладающем заказном характере работ. Шрифт, которым подписывалась сызранская икона, - вытянутый полуустав. Таким писали старинные книги.
Итак, сызранская икона имеет характерные черты, присущие старообрядческому образу вообще, и свои, оригинальные, элементы. Ее «визитная карточка» – узорочье по лузге в форме ромашки и трилистника; образ Ангела-хранителя, который по преимуществу присутствует, а также особая колористика – она более разнообразна, чем кажется вначале. Не редкость на сызранской иконе – белый фон и многоцветье. Такой образ ярок, праздничен. Здесь нет «уныния». Колористика сызранской школы близка современному восприятию декора.
Иконы сызранского письма отнюдь не провинциальны. Они отвечают самому взыскательному вкусу ценителей иконописи.
А.А.Кириков выявил, что географию сызранской иконы представляли и мастера (всего около 70 человек) из различных близлежащих населенных пунктов. Кроме Сызрани, это Тереньга, Старый Тукшум, Сенгилей, Карсун (Симбирской губернии), Хвалынск (Саратовской), Кузнецк (Пензенской). Идеи, выдвинутые в среде сызранских мастеров, были столь значительны, что на них ориентировались иконописцы и в Казани, и на Верхней Волге.
К сожалению, в местном краеведческом музее Сызранская икона представлена лишь единичными экземплярами. Вот уж воистину: что имеем – не храним…
Выставка Сызранской иконы в Центральном музее древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева будет экспонироваться 3 месяца. У многих сызранцев, совершающих командировки или частные поездки в столицу, есть возможность познакомиться с духовным творчеством своих земляков-предшественников.

25 июня 1713 г. список иконы чудесным образом был обретен у села Кашпир под Сызранью. Случилось это при следующих обстоятельствах.

Местные пастухи стали замечать некое сияние над водным источником недалеко от берега Волги. Оно пропадало, как только люди подходили ближе. Но в одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло при приближении пастухов. Изумленные, они увидели икону Царицы Небесной, стоящую на камне.

На другой день кашпирцы, пригласив духовенство, перенесли икону в приходской храм, но ночью она чудесным образом перенеслась на прежнее место. После молебна образ возвратили в храм, а потом крестным ходом доставили в Христорождественский собор г. Сызрани. И снова через несколько дней святыню увидели у источника. Исполнившись благоговения, сызранцы совершили очередной крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь. При этом было два знамения: исцелилась прокаженная девица, умывшись водой из родника, и, по молитвам Владычицы, утихомирилась буря на Волге - спаслось множество людей, решивших добраться до Сызрани на лодках. Благочестивые жертвователи украсили икону драгоценною ризою.

Икона находилась в монастыре до разорения его после Октябрьской революции. Не оскверненная безбожниками, она была спрятана верующими.

В 1944 г. открылся вновь Сызранский Казанский собор. Сюда и перенесли спасенный образ. И поныне хранится он там. Со святым образом Феодоровской Божией Матери связано 15 великих чудес.

Св. источник, до недавнего времени засыпанный, расчищен. На нем поставлен сруб. Возобновились сюда крестные ходы. Планируется восстановление часовни.

Ежегодно 25 июня и 14 марта (по ст. стилю, 8 июля и 27 марта - по новому) в Казанском кафедральном соборе г. Сызрани проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы Богородицы - великой святыни города.

В п. Новокашпирском начато строительство церкви во имя чудотворного образа.

Тропарь (глас 4):

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людии, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереем, и вся люди Твоею достояние от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, дево, христианом похвало.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»