Мировая культура 19 20 века. Развитие культуры в России в XIX - XX веке. Мировая художественная культура

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Культуру XIX века можно определить как классическую. Это время расцвета капитализма, эпоха промышленных революций в большинстве стран Европы и США. В этот период происходит ряд социальных революций, которые потрясли большинство европейских государств, в особенности Францию. XIX век характеризуется развитием науки, достижениями в философии и искусстве. Исходными мировоззренческими принципами культуры XIX века, как и всего Нового времени, были сциентизм, рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, оптимизм, вера в общественный и научно-технический прогресс и добрую природу человека. Хотя к концу XIX века эти принципы начинаются расшатываться и им на смену приходят антисциентизм, иррационализм, пессимизм и т.д. Во временном плане границы культуры XIX века было бы правильнее определить начиная с 1789г. (начало Великой французской буржуазной революции), а завершить 1914 годом (начало I Мировой войны).

Культура XIX века развивалась под знаменем распространения демократии (война за независимость и образование США, французская революция), развития опытных наук и успехов промышленной революции. В результате осуществления промышленной революции и сопровождавшей её индустриализации особое значение приобретает в XIX веке развитие естественных и точных наук. Это – эпоха классического естествознания, когда сложилась классическая научная картина мира. Научные открытия начинают активно внедряться в промышленность, появляются первые научно-исследовательские лаборатории, происходит теоретическое осмысление производственных процессов. Большинство технических изобретений, определивших содержание современной цивилизации было сделано именно в XIX веке (пароход, паровая машина, электричество, телефон, телеграф, радио, кино и множество других); их было совершено в несколько раз более, чем за все предыдущие эпохи. Особое место в развитии философии занимают работы И.Канта, Г.Ф.Л.Гегеля, Л.Фейербаха. XIX век – время появления марксизма и позитивизма с их рационалистической картиной мира. Последняя четверть XIX и рубеж XIX и XX века знаменуется крушением надежд и веры во всемогущество разума и прогресс. Начинается кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма, появляются иррационалистические и антисциентистские концепции, особенно яркой среди которых явилось философия жизни Ф.Ницше.

В культуре XIX века окончательно оформляется и утверждается идеология либерализма. Для неё характерно признание ряда постулатов: в социальной сфере – принцип равенства возможностей, примат ценностей индивида над обществом и его личной и ответственности за принятые решения, в политической сфере – принцип разделения властей, равенство прав и свобод всех членов общества; в экономической сфере – частная собственность, свобода предпринимательства, конкуренция и ряд других. Как альтернатива в середине XIX века оформляется идеология коммунизма, ярко выраженная в социально-политической доктрине марксизма.


Художественное своеобразие культуры XIX века представлено тремя основными стилями: классицизмом, романтизмом и реализмом, которые проявили себя в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре. В конце XIX века появляются новые направления, такие как импрессионизм и символизм. В этот период появляются тенденции декаданса, как выражение кризиса европейской культуры XIX века.

В конце XVIII века, в основном во французской культуре, оформилось направление, которое получило название классицизм. Оно базировалось на идеях эпохи Просвещения, прежде всего на рационализме, стремилось к созданию ясных, органичных образов и выражению героических, возвышенных идеалов. Классицизму были также присущи отвлеченность, академизм, идеализация. Наиболее яркими представителями классицизма в немецкой литературе были И.В.Гёте и И.Ф. Шиллер. Из представителей русского классицизма в архитектуре следует отметить Н.Ф.Казакова, А.В.Воронихина, А.Д. Захарова, К.И.Росси.

Следующим направлением культуры XIX века стал романтизм, зародившейся на рубеже XVIII и XIX в. в Германии как своеобразная реакция на классицизм. Основой романтического мировоззрения явилось расхождение идеала и социальной действительности. Романтизм провозгласил приоритет индивидуальных вкусов творческой личности, устремлённость к безграничной свободе, жажду обновления и совершенства. Философско-эстетическую основу романтизма составили работы немецких философов Ф.В.Й.Шеллинга, Ф.Шлегеля. Выдающимися деятелями немецкого романтизма в литературе были Э.Т.А.Гофман, Г. фон Клейст, Ж.Поль, Г.Гейне. Романтическое направление в немецкой музыке представлено Р.Шуманом, Р.Вагнером. Романтизм в музыке выражен также французом Г.Берлиозом, венгром Ф.Листом, поляком Ф.Шопеном. Крупнейшие представители английского романтизма в литературе – Д.Н.Г. Байрон, В.Скотт, Дж.Китс и Б.Шелли. Русские романтики – В.А.Жуковский, В.Ф.Рылеев, М.Н.Загоскин, А.С.Даргомыжский. Из живописцев-романтиков следует отметить французов Т.Жерико и Э.Делакруа, россиянина О.Кипренского. Романтизм явил собой не просто стиль в искусстве, подобно классицизму, а форму идеологии, общекультурное движение, охватившее разнообразные феномены от моды на одежду до философско-эстетических воззрений, политической экономии, истории. Он способствовал многостороннему художественному обобщению действительности и её углубленному философскому познанию, став основой для появления нового художественного направления в культуре XIX века – реализма.

Реализм в художественной культуре представляет собой правдивое и объективное отображение действительности специфическими средствами искусства. Он зародился в 30-ые годы XIX века во Франции и Англии, очень быстро распространился на другие страны Европы, в особенности на Россию. Деятели реалистического направления критически оценивали недостатки капиталистического общества середины XIX века, когда особенно сильно обострились все социальные антагонизмы, они бичевали социальное неравенство, лицемерие буржуазного общества, и поэтому эта разновидность реализма получила название критического реализма. В отличие от романтизма с его интересом к герою-одиночке, действующему в чрезвычайных ситуациях, реализм отображает типичные характеры в типичных обстоятельствах. Произведения большинства реалистов проникнуты идеями гуманизма, историзма, социальной справедливости, народности. Наиболее яркие представители французского реализма в литературе – О.де Бальзак, В.Гюго, Г.Флобер, П.Мериме, английского литературного реализма – Ч.Диккенс, У.Теккерей. Особенно интересен русский критический реализм блистательной плеяды писателей “золотого века” русской литературы от А.С.Пушкина до А.П.Чехова. Широко известна русская реалистическая музыкальная школа – так называемая “могучая кучка”, включавшая композиторов М.А.Балакирева, Ц.А. Кюи, М.П.Мусорского, А.Н.Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, а также П.И.Чайковского. Реализм в музыке в Италии представлен творчеством Дж.Верди, а также итальянских реалистов: Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини.

Реалистическое направление в живописи России особенно ярко выражено передвижниками, в живописи Франции творчеством Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, Т.Руссо, О.Домье.

Ещё одной разновидностью реализма во второй половине XIX век стал натурализм, в основе которого лежит идея о зависимости сущности судьбы и человека от социальной среды, быта, биологических факторов - наследственности, физиологии. Наиболее влиятельный представитель натурализма в литературе Франции – Э.Золя. К числу натуралистов можно отнести французов братьев Гонкуров, А.Доде, немца Г.Гауптмана. Теоретическими истоками натуралистической эстетики явились работы философов-позитивистов, а также идеи эволюционной теории Ч.Дарвина.

В позднем натурализме всё более явственно проступают черты декаданса, которые отмечены настроениями упадка, безысходности пессимизма, воспеванием аморальности. Впервые эти особенности проявились в новом направлении в искусстве последнего десятилетия XIX- начале XX века – символизме.

Его родоначальниками стали французские поэты Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме. В России символизм выражен творчеством большинства представителей “серебряного века” русской литературы – Д.Мережновского, К.Бальмонта, З.Гиппиус, Д.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока.

Философско-эстетической основой символизма стали работы Ф.Ницше, Э.Гартмана. Исчезновение веры в прогресс, силу и мощь разума, разрушение и переосмысление традиционных ценностей, нигилизм – вот некоторые из идей Ницше, которые определили умонастроение европейского общества последней четверти XIX века. Используя символы представители этого направления стремились прорваться к скрытым реальностям, идеальной сущности мира. В их творчестве рельефно представлено предчувствие мировых социально-исторических катастроф, которыми будет богат следующий XX век. Можно выделить символизм в театре – Метерлинк, живописи – Врубель.

Наконец, ещё одним крупным направлением в культуре последней четверти XIX века стал импрессионизм и постимпрессионизм. Это направление было характерно для изобразительного искусства и почти исключительно французского. Для картин художников-импрессионистов характерно изображение мимолётных впечатлений, которые он видит в данный момент перед собой. К числу импрессионистов могут быть отнесены К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Э.Мане, в музыке – К.Дюбесси, Равель, в скульптуре – О.Роден, А.Майоль. В отличие от них, постимпрессионисты - П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген – пытались уловить в своих картинах не мимолётное и случайное, а постоянные начала бытия. Постимпрессионизм оказал влияние на появление в начале XX века модернизма.

Подводя итог краткому рассмотрению мировой культуры XIX век следует сделать вывод о том, что с одной стороны, это – время культуры Нового Времени, эпохи расцвета классической культуры, а с другой стороны, в ней отчетливо выступают черты глубокого кризиса, в основе которого оказался кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма и европоцентризма.

по предмету: «Культурология»

Мировая к ультура XX век а



1. Характеристика эпохи

2. Авангардизм

6. Модернизм и постмодернизм

7. Русская икона XX века

8. Авангардное искусство

Заключение


1. Характеристика эпохи


В истории культуры не было такой эпохи, которая бы в такой мере, как XX век, задела и взбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашении своих идей и художественных открытий, часто противоречащих друг другу. Новизна идей, с которыми XX век стремительно ворвался в мировую культуру, поистине ошеломляюща. Они требуют вдумчивого и систематического анализа, к ним будут обращаться вновь и вновь будущие поколения.

По сути, XX в. начался по мере осознания того, что «умерли все боги, остался человек» наедине со своим могуществом и своим все еще несовершенством. С одной стороны, потеря мудрого распорядителя всей земной жизни и великого Художника, которым является Бог, вызвала невиданный оптимизм и творческую энергию, с другой, - пугала человека открывшейся пустотой и той невиданной ответственностью, которую он ощутил. Отсюда оптимизм и пессимизм, надежда и отчаяние... Все до крайности обострено и противоречиво, антагонистично и стремительно. Социальное время в XX в. становится до предела плотным и насыщенным событиями, которые человек нередко не успевает даже осмыслить и пережить.

Изменение картины мира было также связано с открытием в физике теории относительности. Это в значительной степени привело к релятивизму понятий и критериев ценностей в других областях знания и жизни человека, включая искусство и его каноны. Объективность закономерностей человеческого общежития, традиционных устоев и всего образа жизни, на которые человечество опиралось в течение последних столетий, коренным образом стала изменяться. Революция в умах произвела революцию в сердцах, а затем и в самом обществе.

Сомнение нарушило цельность человеческого существования. Развитие промышленности, рост городов, стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратил связь с природой, не обрел гармонии с социумом, но и не сумел на протяжении всего столетия обрести мира и покоя внутри себя. Свобода, которую он провозгласил своим идолом, не сделала его счастливым. С позиций логического рационализма и абстрактного гуманизма осуществлялась и по-прежнему осуществляется критика подлинно духовных традиций, которые не смогли заменить никакие модные теории нового постиндустриального общества.

Импрессионизм и натурализм конца XIX в. из «абсолютно нового искусства» перешли в XX в. в разряд «классического». На абсолютную новизну стало претендовать искусство авангарда с его многочисленными школами времен Первой мировой войны. Экспрессионисты (экспрессионизм означает «выражение») подчеркивают, что ничего общего не имеют с импрессионистами, пытаясь средствами своего искусства выразить отношение к происходящему. Футуристы перестраивают мир, соединяя его первоэлементы по своему усмотрению, «как угодно», освобождаясь от бремени логики и рассудка.

По-своему ставит и решает задачи нового времени русский авангард. Благодаря живописным произведениям К. Малевича и В. Кандинского супрематизм и абстракционизм стали заметным явлением не только русской, но и мировой художественной культуры, открывая новый этап в ее развитии. С помощью нового художественного языка русским художникам удалось создать иную, доселе невиданную новую художественную реальность, для восприятия которой требовалась определенная подготовка и знание ее «законов».

Роль теоретиков нового искусства взяли на себя сами художники. Так, в работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский пишет об особенностях языка абстрактного искусства: в качестве средств они могут использовать круг, квадрат и треугольник. «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Так каждый культурный период создает свое собствеенное искусство, которое не может быть повторено».

Отказ от миметического (т.е. подражания искусства природе, как это делали древние), стремление сконструировать абсолютно новую «духовную реальность», которая, в свою очередь, помогала бы переустроить социальный мир все это привлекало художников начала XX в. Сама духовность все более принимала определенные материальные конфигурации. Так, например, в представлении В. Кандинского даже сама духовная жизнь выглядела как «большой остроконечный треугольник, разделенный на неравные части». При этом самой острой и самой меньшей своей частью треугольник направлен вверх, а на самой его вершине находится только один человек. С одной стороны, - он радостен, с другой, - печален, поскольку даже те, кто к нему приближаются, его не понимают. Таким был Бетховен, по мнению В. Кандинского, таким были другие гении в искусстве. «Когда потрясены религия, наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя», так точно характеризует В. Кандинский время, современником которого он является (

Однако внутренние, глубинные основания творчества представляются автору строк мистическими образами, и они плохо осознаваемы и выражены посредством слова, в изобразительном искусстве с помощью точки, линии, цвета или в музыке. Вербальное творчество (литература, поэзия) столь же подвержены деструкции, как и целостный образ - Лик в живописи. Все эти эстетические трансформации являются свидетельством процессов, происходящих в XX в. и с человеком, и с социумом, в котором он живет.

Упреки в адрес художников-модернистов в том, что они якобы «не умеют рисовать», часто оказывались несправедливыми. Известно, что многие из представителей отечественного и зарубежного авангарда и модернизма в своих ранних работах подражали мастерам классической живописи - Рембрандту, Д. Веласкесу, Эль Греко и др., усвоив их творческую манеру, однако они решили не останавливаться на достигнутом. К числу этих художников принадлежат, например, К. Малевич и П. Пикассо, которые также сумели отразить в своем творчестве «дух» своего времени и прежде всего разрушение целостности мира и человека, а также эксперименты в области новых возможностей языка изобразительного искусства.

Появление в XX в. мифов о «смерти искусства» свидетельствовало о завершении классического века культуры, включая искусство, природа которого заметно трансформировалась. Художники оказались перед необходимостью решать новые задачи, поставленные не только особенностями новой художественной практики, но и существенно изменившейся социальной действительностью, на которую во многом повлияла русская революция.


2. Авангардизм


Однако долгое время в обществе царило непонимание нового искусства, язык которого заметно изменился по сравнению с классическим, считавшим образцом для подражания античность и Возрождение. Авангардизм, как и искусство модернизма в целом, уже не признавал классических канонов, освобождаясь от их зависимости и провозглашая полную свободу творчества. Новое искусство не стремилось отражать реальность и человека, оно создавало новую реальность, конструируя ее по своему усмотрению. Все больший интерес для художника представляет не внешний мир, а внутренний мир собственных переживаний. Целью искусства становится самореализация художника, в какой бы форме она не проявлялась. Внимание зрителей начинает привлекать не только результат труда художника - произведение искусства, но и сам творческий процесс его создания от замысла до воплощения. Приоткрывалась святая святых - тайна творчества, стремление постичь которую с помощью логики и рассудка становится не всегда возможным. Рационализм все больше начинает уступать дорогу иррационализму, отдающему предпочтение чувствам и интуиции перед разумом в постижении истины.


3. Характерные особенности искусства XX века

Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, чтобы объяснить необъяснимое, понять непонятное, создав с ее помощью манифесты новых художественных течений. Философия была близка искусству и раньше. Она начиналась с афоризмов Конфуция, античных поэм Парменида и Лукреция, диалогов Платона, писем Эпикура и Сенеки. Органическая связь философии и искусства не прерывалась и в последующие века. Достаточно вспомнить Августина, Данте, Вольтера, Гете, а так же Ф. Достоевского, Л. Толстого, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В. Розанова и др., которые выражали свои идеи не путем построения абстрактных теорий, а средствами искусства ярко и образно.

Одним из наследников такой традиции явился французский экзистенциализм: его авторы были в то же время известными писателями, драматургами и публицистами - Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Кафка и др. Камю как-то заметил: «Если хочешь быть философом - пиши романы». Именно благодаря романам и пьесам экзистенциалистов их идеи получили широкое распространение среди читающей публики, войдя в массовое («пантрагическое») сознание XX в. Мода на экзистенциализм привела к появлению в Европе «экзистенциалистских кафе» с обязательным для них черным потолком, чтобы посетителям было легче сосредоточиться на своих внутренних переживаниях тоски, тревоги и абсурда от бессмысленности существования. Все это вызывало протест у самих экзистенциалистов, поскольку увлечение подобными внешними эффектами, по мнению А. Камю, свидетельствовало об интеллектуальном убожестве публики.

В творчестве Камю соединились две противоположные тенденции, исключающие друг друга и в то же время являющиеся неотъемлемыми сторонами человеческого существования разрушение и созидание. Теме абсурда посвящает Камю свое философское эссе «Миф о Сизифе», а также повесть «Посторонний» и пьесу «Калигула». Тема бунта затронута им в эссе «Бунтующий человек», романе «Чума» и пьесе «Праведники». Философско-художественные размышления экзистенциалистов не были надуманны, а были вызнаны самой жизнью.

Крушение моральных ценностей в сознании миллионов европейцев и, как следствие, присущий этому сознанию нигилизм всех ранее существовавших ценностей являлся фактом исторической реальности XX в. Кризис христианской традиции и морали уже наблюдался в истории человеческой культуры не раз, однако, пожалуй, он не затрагивал всех основ жизни человека, не был таким всеобъемлющим. Серьезно пошатнулись устои всей жизни, которые формировались на протяжении двухтысячелетнего периода христианской истории и культуры. Человек столкнулся с небывалыми трудностями и разрушениями образа своей жизни, который в европейской и мировой культуре формировался по христианскому Образу, спасительному для него, по которому следовали его предки. Подобных серьезных потрясений европейская культура со времен заката античной цивилизации еще не испытывала.


4. Влияние технического прогресса на общество


В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от моральных, сословных и других ограничений в своей деятельности. Все табу, на которых строились многие традиционные культуры и создавались общечеловеческие ценности, были значительно трансформированы. Отказ от канонов в искусстве и самой жизни привел к тому, что главные смыслообразующие вопросы человеческого бытия стали маргинальными (т.е. периферийными, частными). Наступило такое время, когда приходится отвечать не столько на вопрос «есть ли Бог?», сколько на вопрос «а есть ли человек?».

Невиданный технический прогресс в обществе в области создания благ цивилизации в конце второго тысячелетия уже значительно разрушил надежды на прогресс человечества и, прежде всего, в духовной сфере. Мировые войны, революции и контрреволюции, непрекращающаяся борьба за передел и переустройство мира, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря в итоге привели к кризису и бездуховности и, подчас, нравственному одичанию людей, несмотря на то, что все они являются в то же время наследниками достижений великих культур и цивилизаций древности.

«Субъективизм - духовная болезнь эпохи, начавшаяся с Возрождения. Болезнь эта состоит в предположении, что самое близкое мне - мое «я», т.е. самое близкое для моего познания - это моя реальность», - писал теоретик искусства модернизма известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Тезис «Познай самого себя», провозглашенный в античности, так и остался незавершенным в наше время. Человек остался по-прежнему тайной и загадкой не только для себя самого, но и для других. Ситуация в области духовной культуры и искусства, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, сложилась такой во многом из-за того, что «мы теряем чувство дистанции, теряем уважение и страх перед искусством, приближаемся к нему в любую минуту, в каком придется костюме и настроении, и привыкаем не понимать его», - таковы наблюдения о судьбах культуры и современной цивилизации выдающегося мыслителя.


5. Духовная жизнь человека ХХ века


Современный человек все больше начинает рассматривать искусство с точки зрения повседневного и полезного, относиться к нему как к продукту дизайна, того «бледного удовольствия», к которому все больше стало сводиться эстетическое наслаждение прекрасным. Конечно, ничего подобного мы не встречаем в предшествовавшие эпохи. Эстетическое созерцание сегодня все более не свободно от прагматического интереса к предмету искусства, да и оно все менее остается искусством и все более декоративным оформлением окружающей человека обстановки, который ценит больше комфортные условия существования и все меньше умеет эстетически наслаждаться прекрасным.

Внешние конфликты переходят во внутренний план и становятся конфликтами духовной сферы человеческого бытия - их и пытались осмыслить экзистенциалисты. У Хайдеггера эти процессы вызывали «тревогу», а у Сартра - «тошноту». Направление человеческих усилий на поиски смысла своего существования в мире («бытия-в-мире») отчасти оправдывали его жизнь, но нередко человеком овладевали просто скука или «русская хандра». Кьеркегор был одним из первых философов, кто придал субъективным чувствам (страх, меланхолия, скука и прочее) онтологический статус, подчеркнув объективность их бытия в мире. Камю рассматривал абсурдность как чувство, которое наиболее точно характеризует бытие человека, живущего в XX в., - оно рождается из скуки, перечеркивая значимость всех других переживаний. В рутине повседневности человек все чаще начинает задавать вопрос: «А стоит ли вообще жить?», не имея высшего смысла и благодати, - размышляет Камю. «Абсурд - это грех без Бога», который связан с ностальгией и тоской по потерянному раю.

Как это ни парадоксально, но у абсурда много общего со здравым смыслом, - считает Камю. Чтобы преодолеть вседозволенность и абсурдность существования, необходимо стремиться выработать в себе «ясность видения и полноту переживания». Высшим уделом человека становится умение нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Ощущение полноты жизни дает, по мнению Камю, самоотдача в творчестве - она и является той вершиной, к которой необходимо стремиться.


6. Модернизм и постмодернизм


Было бы ошибкой считать, что духовную атмосферу XX в. выразил лишь модернизм. Ситуация в культуре оказалась намного сложнее. На протяжении всего века модернизм, а затем и постмодернизм, существовали и продолжают существовать в противоборстве с другими направлениями в искусстве XX в. и прежде всего с реализмом. Реалистическое искусство, заявившее о себе в полную силу в XIX в., продолжает оставаться одним из крупнейших и проверенных временем направлений в искусстве. Оно словно оттеняет собой поиски и новаторство многочисленных, быстро сменяющих друг друга школ и направлений модернизма и постмодернизма. И в то время как заявляет о себе очередное новое течение в искусстве, у реализма находятся свои почитатели, искренне любящие его творения. Интерес к реализму постоянный и неослабевающий. Нередко противостояние модернизма и реализма приводило к их сближению. Так, «Гернику» П. Пикассо нередко называли то модернистским, то реалистическим произведением. Если первое характеризует манеру живописи художника, его язык, то второе относится к содержанию, созданию правдивых образов, глубоко проникающих в суть изображаемого - потрясшую художника тему войны и прежде всего конкретного исторического события.

Печать субъективного, личностного начала заметно отличает искусство XX в. от предшествовавших эпох. Пожалуй, ни в одной эпохе присутствие художника в произведении искусства не ощущалось с такой силой, как в искусстве XX в. В искусстве модернизма и постмодернизма в его многочисленных стилях и направлениях с наибольшей очевидностью сумели отразиться многие узловые моменты культуры XX в.

Несмотря на относительно общие корни, из которых выросли два ведущих направления в искусстве XX в. модернизм и постмодернизм существует в то же время и значительная разница в художественной картине мира, которую сумели отразить эти два направления. В рамках модернизма все еще присутствует вера в научно-технический прогресс, основанный на развитии естествознания и техники, которая сформировалась на обломках веры в религию и традицию. Но впоследствии произошел отказ от каких-либо традиционных моральных норм и ценностей, на которых существовала долгие века европейская христианская культура, поворот от европоцентризма к полицентризму и обращение культуры Запада к новой, неведомой ранее культуре Востока с ее мистицизмом, экзотикой и прочее. Модернизм стремился дополнить рационализм иррациональными способами познания мира и бытия в мире.

Искусство модернизма создало абсолютно иную художественную реальность, отличную от предметного окружающего нас мира. Субъективность намеренно деформировала эстетические объекты, создавая в своей фантазии принципиально новые образы. Отказ от какого-либо канона в искусстве привел к созданию своего индивидуального стиля (или множества стилей) в искусстве. Стиль, в отличие от канона, исходит из индивидуальности «Я» и проявляется в вещах, считают дизайнеры. И новое восприятие жаждет в искусстве и в жизни игры, жеста, провокации.

В то же время искусство XX в. явилось своего рода художественным документом своей эпохи. Тоталитарные политические режимы Германии, России, Италии и других стран привели к рождению тоталитарного искусства, появлению образов, которые являются свидетельством времени, его вождей и «героев». И это касается не только кинематографа или изобразительного искусства, но также фотографии, музыки, архитектуры, поэзии и т.д. В XX в. отмечается тесное взаимодействие и взаимовлияние европейской и русской культуры. Так, в начале XX в. были широко известны «Русские сезоны» С. Дягилева и выставки русских художников в Париже. Творчество художников К. Коровина, В. Серова, В. Кандинского, К. Малевича и многих других представителей русского классического и авангардного искусства хорошо известны во всем мире. Символисты, футуристы, акмеисты и другие художественные направления в русском искусстве начала века отразили в своих поэтических и живописных произведениях стремление к обновлению. Музыкальные произведения А. Скрябина, С. Рахманинова, Д. Шостаковича сумели выразить «дух» эпохи и общественные потрясения лучше многих исторических документальных свидетельств о ней. Романтика советских будней отражена в произведениях скульптуры, созданных С. Коненковым и А. Голубкиной, а также полотнах художников П. Водкина, А. Дейнеки и других.

Русское искусство невозможно понять вне истории России, как и саму историю невозможно понять без искусства. Так, вне творчества А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Платонова, М, Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Ф. Искандера, Ч. Айтматова и других поэтов и писателей, отразивших не только разные стороны жизни, ее противоречия и конфликты, но также мир чувств и переживаний отдельного человека и прежде всего самих авторов. Благодаря связи искусства с действительностью оно обновило и обогатило свой язык, выработало новые стилистические особенности и приемы. Художественное творчество русского «андеграунда» конца XX в. выразило крушение идеалов, разочарование, смятение и надежды постсоветского времени.

НТР привел к появлению и развитию новых видов искусства, таких как кино, телевидение, дизайн, художественная фотография, реклама и др. Новое чувство времени в жизни и в искусстве привело к обострению психологии восприятия художественного творчества, изменило отношение человека к природе как к естественной среде обитания.

Художественную культуру XX в. невозможно свести только к какому-либо течению или направлению, ибо эта культура мозаична и широко представлена многими одновременно сосуществующими стилями и направлениями. Однако гражданское равноправие художников не означает эстетической равноценности и равнозначности их произведений. Приоритетным для мировой художественной культуры по-прежнему является искусство, обладающее высокой духовностью и нравственным смыслом, отличающееся совершенством и красотой формы. Такое искусство в своих глубинных основаниях не утратило связь с традицией, - напротив, традиция по-прежнему питает и вдохновляет многих художников, позволяет им творчески развивать каноны в искусстве.


7. Русская икона XX века


Заметным культурным и историческим событием всей духовной жизни России и Западной Европы стало «открытие» чуда древнерусского иконописания (1912 г.), к которому непосредственное отношение имел французский художник Анри Матисс. И в начале третьего тысячелетия русская икона по-прежнему продолжает оставаться непревзойденным образцом совершенства в создании визуального образа подлинной духовности. Вновь открытая для взора в начале XX в., икона словно является ориентиром и напоминанием художнику и всему миру о том высоком призвании и предназначении, которое он должен выполнить перед людьми, чтобы они не забывали по какому Образу и подобию был сотворен сам человек.

Нередко икону сравнивают с искусством авангарда, усматривая некоторые похожие особенности их языка и даже ставя их в один ряд по своим «художественным достоинствам». Однако следует иметь в виду огромную разницу в природе этих двух явлений. В действительности, русская икона и русский авангард принадлежат двум разным духовным полюсам. Остановимся на этом подробнее.

Во-первых, икона - это не только искусство и не столько искусство. У нее множество других функций, помимо художественно-эстетической. Сравнение иконы с авангардом заметно обедняет ее смысл и назначение. Во-вторых, икона сакральна, т.е. содержит в себе тайну создания Богообраза и святых. Она участвует в молитве как посредник между верующим и Образом. Икона принадлежит прежде всего Церкви и ее главным назначением является богослужебная (литургическая) функция. Поэтому местом пребывания иконы являются не музеи и частные коллекции, как в случае с произведениями авангардного искусства, а храм, который и есть ее истинным «дом». В-третьих, икона строго подчинена канону, т.е. определенным законам и правилам, по которым она была создана и которые коллективно (соборно) были установлены Церковью на Вселенских Соборах (напомним, что важнейшими для иконописцев являются II и VII). В-четвертых, икона содержит в себе не просто некий смысл, некую духовность, но передает с помощью особого языка содержание Святого Писания.


8. Авангардное искусство


Что касается авангардного искусства, то это явление, целиком принадлежащее светскому миру и миру искусства, и не должно претендовать на некую особую роль в жизни человека. Правда, на заре рождения авангардизма, наряду с художественной функцией ему отводили также активную социальную роль в революционном переустройстве общества. Огромная роль при этом принадлежала самому художнику, его субъективному вкусу и идеологическим устремлениям. Авангардное искусство - это, скорее, эксперимент в области творческого раскрепощения художника, буйство энергии, часто неосознаваемой. В то время как иконописание требует особого «молитвенного усилия» и концентрации всех духовных сил, которым подчинены также и душевно-телесные. Имена ранних иконописцев часто безымянны, они были столь смиренны, что не смели ставить свои подписи рядом с образами святых. Этого нельзя сказать о художниках-авангардистах, которые открыто мечтали о славе и еще при жизни были хорошо известны.

Конечно, испытывая уважение к отечественной традиции, некоторые художники-авангардисты, возможно, впитали и усвоили определенные приемы русских иконописцев, испытали их влияние (как, например, П. Водкин или Н. Гончарова), но это сходство чисто внешнее и не затрагивает сути и глубины создания иконописного образа, в котором все едино и взаимообусловлено. Напротив, авангардное искусство как раз стремилось и стремится возможными средствами нарушить эту целостность, перекроить действительность, изменить самого человека. Оно отразило бунт, революцию, жажду всепоглощающего эксперимента, который витал над Россией и Европой в начале XX в. Таким образом, даже самое общее сравнение иконы и авангарда показывает существенную разницу между двумя этими феноменами, которые не следует ставить в один ряд.



Заключение


Итак, в культуре XX в. можно выделить несколько основных особенностей. Во-первых, - это ускорение научно-технического и промышленного развития и как следствие - художественного развития в сравнении с предшествовавшими веками. Коренным образом изменилось художественное время и пространство, в которых последовательность событий все чаще стала заменяться одновременным их сосуществованием и представлением в разных пластах бытия. Появились новые средства массовой информации и коммуникации, виртуальное искусство, распространение дизайна, рекламы, Интернета.

Во-вторых, в духовной и материальной культуре, пожалуй, никогда еще не было такой быстрой смены ценностных ориентации, вкусов, идеологических и художественных течений, стилей и направлений, как в XX в. Это, в первую очередь, относится к авангардистским течениям, которые непрерывно сменяли одно другое. Но также и к реалистическим направлениям, развивавшимся в XX в. не менее бурно. Достаточно сказать, что, например, в изобразительном искусстве во второй половине XX в. едва ли не каждое десятилетие выступало новое поколение художников со своими творческими особенностями, программами и даже манифестами. Художественная культура XX в. отличается необычайной дифференциацией, мозаичным спектром традиционных и нетрадиционных видов искусства и духовной практики, а также способов познания мира и человека. В предшествовавшие эпохи одни стили и направления плавно сменяли другие: в XIX в. романтизм - реализмом, импрессионизм - постимпрессионизмом и т. д. В XX в. произошла заметная поляризация авангардизм и классика, а впоследствии и их слияние и появление новых духовных практик и способов их освоения и «включения» в современную культуру.

В-третьих, процесс демократизации в общественной жизни отразился и на художественной культуре, распространении ее по горизонтали среди самых разных слоев общества и возрастных групп. Как следствие этого процесса, в XX в. обострилось разделение культуры на «массовую» и «элитарную».

Философские теории в разные исторические периоды не только содержали оригинальные культурологические концепции, но и существенно повлияли на духовную культуру каждой эпохи, во многом определяя эстетические взгляды мыслителей и художников, писателей и музыкантов, композиторов и режиссеров. Это влияние становится особенно очевидным в XX в., когда философия и искусство соперничают друг с другом в стремлении осмыслить сложнейшие процессы, происходящие в обществе и самом человеке. Искусство обращается к философии с целью выработки художественных критериев и оценок произведений искусства, стремясь разобраться в противоречиях художественной и социальной жизни. Именно в эстетическом освоении действительности содержится вся полнота духовного опыта культуры каждого периода. Намерение глубоко осмыслить сущность процессов и проанализировать их причины объединяет философию и искусство. По сути, анализ этих проблем составляет и предмет культурологии.


Список использованных источников


1. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. – М.,1992.

2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000.

3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

4. Мамонтов С.П.с Основы культурологи. – М., 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если попытаться охватить мысленным взором всю европейскую культуру XIX - XX веков в основных аспектах ее развития, то смысловым ядром этого развития окажется непрестанная борьба за свободу человека, за неотъемлемость его прав как личности. В системе культурных представлений прежних эпох личность была так или иначе укоренена в неком общем порядке - социальном, нравственном, человеческом, божественном; начиная же с XIX века, она (т. е. личность) начинает ощущать свою незащищенность перед враждебным ей социумом.
Рубеж XVIII - XIX веков - переломный период в истории европейской культуры, который принято называть романтическим. В 1810-1820-е годы возникает мощное романтическое движение в литературе (Э. Т. А. Гофман. Г. Гейне в Германии, Д. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Д. Китс, В. Скотт в Англии, А. Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго во Франции и др.).
Идеи эпохи Просвещения породили представления о том, что мировой порядок основан на идее человеческого разума. Перестав полагаться на Бога, человек стал самостоятельным участником исторического процесса, получив при этом абсолютную свободу и независимость во всем.
Соблазн свободы исходил из Франции, свергнувшей в 1789 году феодальноабсолютистский строй и провозгласившей наступление новой эры, эры «Свободы, Равенства, Братства». Но очень скоро эти иллюзии обернулись крахом.
Романтики пришли к горькому осознанию того, что расширение диапазона личной свободы, обретенной в ходе буржуазных переворотов, есть благо не абсолютное, а весьма и весьма относительное. Получившая свободу буржуазная плебейская стихия распоряжалась отнюдь не в согласии с принципами разума и морали, а с интересами желудка и кошелька. Интересно, что и «плоды просвещения» - расширение возможностей массового производства художественной продукции, рост ее общедоступности - несут в себе опасность подчинения искусства законам рынка. И как тут не вспомнить слова Гете о том, что « то искусство, что настилало полы древним, что строило своды-небеса христианских церквей, теперь измельчало и тратится на табакерки и браслеты». Великая Французская революция стала для европейской культуры настоящим «апокалипсисом истории» (Н. Бердяев).
Философской почвой для романтизма становится идеализм, суть которого - духовная сфера жизни человека, поиск идеального первоначала бытия. Следует провести параллель с эпохой средневековья, где большое место занимало сверхчувственное начало. Романтизму свойственны религиозные искания, которые приобретают эстетическую окраску. Романтик ищет Бога, а находит Красоту, и наоборот. Но от Средневековья романтизм отличает, прежде всего, культ свободы, культ индивидуальности. Религиозное чувство романтиков носит личностный характер, поэтому человек в этот период исторического развития больше не нуждается в церкви, так как он уже рождается с этим чувством «тайны».
Лозунгом романтиков могут по праву считаться слова из трактата «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола: «Я сделал тебя не земным, не небесным, я поставил тебя в центр мира, чтобы ты, свободный и смелый мастер, выбрал себе тот образ, который пожелаешь». Этот жизнетворческий пафос актуализирован романтиками. Для них творчество, творческая свобода человека эпохи Возрождения станет главной ценностью, а художники и творцы станут культурными героями эпохи.
Для романтического сознания ценным оказывается искусство: только оно способно преобразовать мир. Не принимая действительность такой, какая она есть, романтики творят свой собственный миф. Романтики заменяют вещи символами. Их мир - это система символов. Так роза - это уже не цветок, а символ Афродиты.
Романтическое сознание выше всего ценит неповторимость и исключительность человеческой личности. В этот период портретная живопись, стремящаяся передать мысли и чувства человека, выходит на первый план.
Романтический идеал находится в конфликте со всем конечным. Для романтика актуальна не продолжительность жизни, а интенсивность переживаний ее. В сознании романтика постоянно присутствует конфликт между природой и цивилизацией. Природа - это, прежде всего, царство свободы. Вот почему французские художники- пейзажисты Делакруа, Жерико, Энгр и др. так любят образы бурной, мятежной природы.
Второй ведущей художественной системой в искусстве XIX века стал реализм (критический реализм). Наиболее значительные достижения реализма - в литературе, прежде всего в прозе (Ф. Стендаль, О. Бальзак, П. Мериме во Франции, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей в Англии), в живописи (прежде всего французские художники О. Домье, Г. Курбе).
Интересно, что романтизм начинается с формирования теории, создания термина для определения возникшего направления, реализм же, напротив, с художественного творчества. Так, Стендаль считал себя романтиком, Бальзак относил свое творчество к эклектическому направлению и т. п. Термин реализм появился тогда, когда само литературное направление уже определилось в мировой культуре. Данный термин появился в 1856-1857 годы, когда во Франции Шанфлери выпустил сборник статей под названием «Реализм», а его соратник Л. Э. Э. Дюранти вместе с критиком А. Ассеза выпустил шесть номеров журнала под тем же названием. Тогда же Жорж Санд опубликовала статью «Реализм» (1857), в которой со всей определенностью обозначилась противоположность позиций романтиков и реалистов.
Огромную роль в развитии нового художественного метода сыграли достижения науки XIX века, что подчеркивает культурные взаимосвязи различных сфер духовной жизни европейцев. Основная задача науки в XIX веке заключалась в том, чтобы угадать объективный ход человеческой истории. В особо влиятельной в середине века философии позитивизма Огюста Конта и его последователей содержалась мысль, что подлинное знание есть совокупный результат специальных наук, которые не нуждаются в общей философии. Картина мира, таким образом, перестает быть универсальной, то есть позитивизм не претендует на общую картину мира.
Если романтики стремились показать достоинство и самость человека, вознесенного над косной филистерской средой и осененного гением, то пришедший на смену романтизму реализм поставил своей задачей отыскать в развращенной толпе простого, обыкновенного человека. В манифесте реалистического искусства - Предисловии к «человеческой комедии» (1841) - О. де Бальзак писал: «Живое существо - это основа, получающая свою внешнюю форму, или, если говорить более точно, отличительные признаки своей формы в той среде, где ему назначено развиваться. Животные виды определяются этими различиями. Распространение и защита данной системы...будет вечной заслугой Жоффруа Сент-Илера... Проникнувшись этой системой, еще до возникновения тех споров, которые она возбудила, я понял, что в этом отношении общество подобно природе. Не создает ли общество из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире? Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, коммерсантом, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя несколько труднее уловимо, как то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д. Стало быть, существует и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же как существуют они в животном царстве».
Тогдашнее общество было шокировано тем, что вместо романтических гениальных личностей в литературу вдруг целым потоком хлынули ординарные торговцы и товаром, и талантом, и т. п. Обличения и разоблачения - для реалистов не самоцель, а возможность вскрыть и снять чуждые наслоения, искажающие истинный человеческий облик. Предшественники реалистов - романтики - сумели уловить общий закон открывающейся эры массового просвещения, накопления и потребления: закон давления среды на личность, угрозу всеобщей стандартизации. В соответствии с этим законом их неординарная личность противостоит враждебной массе, вследствие чего эта самая личность оказывается приподнятой над толпой в тщетной попытке найти прибежище в возвышенных сферах духа. Реалисты же помещают личность в самую гущу среды и подвергают ее всестороннему рассмотрению и анализу. Одержимые анализом, они исследуют взаимодействие личности с окружающей средой в мельчайших деталях. Если романтики воплощают результат, то реалисты воссоздают процесс; им интересно то, как личность изменяется, подчиняясь стандарту, и как ухитряется себя сохранить вопреки ему.
Реализм, как и самих реалистов, часто упрекали в «очернительстве», в сосредоточенности на прозаически-неизменных сторонах бытия, в том, что они, вскрывая одну язву за другой, показывали существующую болезнь века, но не излечивали ее. Как разочаровала в свое время романтическая отвлеченность, так и теперь разочаровала реалистическая аналитичность.
Романтизму дается еще одна попытка. Художественная личность снова направляет свой взор в грядущие века. Бурный всплеск неоромантических течений завершает собой девятнадцатый век и открывает век двадцатый. Символизм, сюрреализм, экспрессионизм, кубизм и последующие, составляющие суть понятия «модернизм», - это прямые потомки романтизма.
Как культурная эпоха XX век начинается с началом первой мировой войны. Первого августа 1914 года все в мире в раз изменилось: все ценности бывшего мира были уничтожены в одночасье, человеческое сознание полностью перевернулось. Человек давно был знаком с беспредельностью пространства, но раньше он мыслил его более однородным, теперь же он получил представления о «черных дырах», о так называемом «четвертом изменении». Все это привело к тому, что в XIX веке навсегда было покончено с ощущением пространства как некоего приюта. Наступила так называемая «постхристианская эпоха», т.е. период когда христианские ценности окончательно перестали быть руководством к действию. Граница между добром и злом стерлась, и эти категории оказались взаимозаменяемыми. Еще сказанные в XIX веке слова Фридриха Ницше: «Бог умер!», то есть умерла вера в абсолютные ценности, в высшие авторитеты, обрели подлинную реальность в XX в.
Смерть Бога обозначила смерть изначальной истины. Человеческое сознание оказалось подчинено идее относительности всего сущего, теперь любая истина является сомнительной, поскольку она не сопрягается с абсолютной истиной, олицетворением которой являлся некогда Бог. Поэтому XX век часто называют эпохой релятивизма, где добро есть зло, прекрасное вдруг становится безобразным, и наоборот. Наступила так называемая «эра водолея». Водолей становится символом выхода подсознания из власти мышления (сознательных процессов), это символ инстинктивных желаний и устремлений.
Эту способность человека XX столетия характеризует «синдром Нарцисса» (это определение дал французский философ Луи Лаваль). Для человека такого сознания другой перестает быть субъектом, весь окружающий его мир рассматривается как объект притязаний, единственной реальностью оказывается только он сам. И он, стремясь к самопознанию, смотрит лишь в зеркало собственных желаний и устремлений. В итоге рождается ложное представление о самом себе, поскольку никто не в состоянии понять себя без другого. Нарцисстический характер XX столетия очевиднее всего проявился по отношению к природному миру: глобальные экологические проблемы - это следствие данного синдрома.
Другой отличительной чертой культуры XX века Ортега-и-Гассет в своем трактате «Восстание масс» (1930) назвал ее массовый характер. Культура ориентируется на посредственность, ведь пошлость не имеет индивидуального содержания, тогда как высокая культура всегда личностна, аристократична.
Весь XX век проходил под знаком поиска формы и языка. Этот поиск выражало искусство авангарда. Авангард претендовал на универсальную переделку сознания людей, не давая знаний, не создавая готовых формул. Термин «авангард» был перенесен из сферы политики в сферу художественной критики, с ним связано ощущение борьбы за все новое, нетрадиционное.
К характерным и общим чертам авангарда, по мнению В. Бычкова, следует отнести: 1) его экспериментальный характер; 2) разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей; 3) резкий протест против всего того, что представлялось их создателям и участникам консервативным, обывательским, «буржуазным», «академическим»; 4) в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX веке «прямого» (реалистически- натуралистического) изображения видимой действительности; 5) безудержное стремление к созданию принципиально нового (прежде всего в формах, приемах и средствах художественного выражения); 6) тенденции к синтезу отдельных искусств.
Значение авангарда для всего XX века очень значимо. Показав относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, авангард довел до логического завершения все основные виды новоевропейских искусств, тем самым, продемонтрировав, что они изжили себя как актуальные феномены культуры, способные выражать дух времени. При этом художник-авангардист мог использовать завоевания техники, науки, мифологии, культурных традиций. Искусство авангарда способствовало возникновению новых (технических) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка и т. д.).
В XX веке категорию прекрасного заменяет категория выразительности. Искусство как событие духа превращается в перформанс (то есть представление, шоу). Если раньше искусство было ориентировано на духовного труженика, то сейчас оно стало обращено к человеку, который ищет развлечения. Ярким знамением искусства конца XX века стал постмодернизм как явление постхристианской эпохи.
Постмодернизм ничего не утверждает, так как в мире отсутствует абсолютная истина. Искусство постмодернизма - это искусство фрагментарное, ведь фрагмент строится из разных художественных образов, разных стилей. Это приводит к тому, что подлинным творцом (демиургом) оказывается не автор текста, а такая особенность современной культуры, как интертекстуальность.

Вопросы для повторения

1 . Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы?
2. В чем заключается романтический идеал? Назовите ценности романтизма?
3. Почему европейский реализм называют критическим?
4. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что Бог умер, повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры?
5. Каково значение искусства авангарда для художественной картины мира Европы?

Темы рефератов

1. Поэтическое творчество древнегреческих лириков.
2. Идеал человека в творчестве Фидия, Мирона, Поликлета (на выбор).
3. История женского и мужского костюма в Древней Греции.
4. Особенности античной культуры Древнего Рима.
5. Стилистическое своеобразие древнеримской архитектуры, живописи, скульптуры.
6. Игровая карнавальная культура позднего средневековья.
7. Отражение сущности человеческого бытия в творчестве Рабле, Петрарки, Боккаччо.
8. Поэзия Микеланджело.
9. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан (на выбор)
10.Особенности развития культуры Северного Возрождения
11. Барокко: система художественного видения и стиль.
12. Классицизм как отражение принципа государственной и гражданской дисциплины.
13. Эстетика рококо в контексте эпохи Просвещения
14. Противостояние романтизма и реализма.
15. Образ ХХ века.
16. Рождение кино как результат поисков искусства авангарда.

Библиографический список

1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. - М., 2000.
2. Базен Ж. Барокко и рококо. - М., 2001.
3. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2-х т. - М., 1992.
4. Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
5. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. - СПб., 1999.
6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб., 1994.
7. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. - СПб., 1998.
8. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. - СПб., 1998.
9. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1988.
10. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М., 1989.
11. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения. - М., 1984.
12. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М., 1987.
13. История зарубежной литературы XIX века: в 2 ч. / Отв. ред. Н. П. Михальская. - М., 1991.
14. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. - М., 2001.
15. Личность - идея - текст в культуре Средних веков и Возрождения. - Иваново, 2001.
16. Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. - М., 1992.
17. Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960.
18. Лосев А. Ф. История античной эстетики. - М., 1992.
19. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.
20. Лукшин И. П. Несбывшиеся притязания. - М., 1982.
21. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1986.
22. Морозов А. А. Из истории некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и Барокко // Миф. Фольклор. Литература. - Л., 1987.
23. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М., 1993.
24. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 72 государства (80 % населения Земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств.В результате войны ослабла рольЗападной Европыв общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Одним из главных итогов Второй мировой стало созданиеОрганизации Объединённых Нацийна основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

Фашистскаяинацистскаяидеологии были признаны преступными наНюрнбергском процессеи запрещены.

В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империипо окончанииРусско-японской войны по итогамПортсмутского мира(южный Сахалин), а такжеранее уступленнуюЯпонии в основную группуКурильских островов.

Холодная война

Началом холодной войны формально считается 5 марта1946, когдаУинстоном Черчиллембыла произнесенаего знаменитая речь в Фултоне.

Холодная война сопровождалась гонкой обычныхиядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести ктретьей мировой войне. Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х - начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. ОбъявленныйГорбачевымв 1985 году курс наперестройку, привел к тяжелейшему экономическому и социальному кризису, а в конечном итоге - краспаду СССРв 1991 году.

Европейский союз

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951:ФРГ,Бельгия,Нидерланды,Люксембург,Франция,Италияподписали договор об учрежденииЕвропейского объединения угля и стали,целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957учредилиЕвропейское экономическое сообщество(ЕЭС, Общий рынок) (EEC - EuropeanEconomicCommunity ) и Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом,Euratom - EuropeanAtomicEnergyCommunity ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 годуоно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - EuropeanCommunity ).

Независимость Македонии

Независимость Хорватиии война вХорватии

Конфликт вокруг острова Кипр

24 Западная культура 19-20 века Общая характеристика культурных реалий в Европе 19 века

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества: столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

Социо-культурная ситуация 20 века

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). В конце 20 века культура европейского типа распространилась и на другие континенты - в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя

Индустриализацию производства и массовое потребление;

Единые средства передвижения и передачи информации;

Интернациональную науку и доступное практически всем образование;

Стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

Художественная культура 20 века

1860-е годы ощущались человечеством как переломные: старые идеалы и ценности были утеряны, изжив себя, а новые ещё не сформировались. Родилось осознание того, что завершилась целая эпоха и требуется новая эстетика, пора ставить другие задачи, решать их с помощью иных художественных приемов. Насущной проблемой было не «что отображать», а «как» это делать, поэтому возникло много разных концепций. Искусство заметно индивидуализировалось, стало субъективным, даже по сравнению с романтизмом. Напряженной оставалась политическая обстановка - то Австрия воевала с Пруссией (1866), то Пруссия с Францией (1870),да и в самой Франции начались невиданные потрясения (72 дня Парижской коммуны в 1871, а в 1878 противостояние республиканского парламента с монархическим сенатом едва не вызвало гражданскую войну).

Социальная напряженность увязывалась с экономической и политической нестабильностью, но при этом искусство развивалось достаточно стремительно и по новаторским путям. Небывало высокого уровня достигла наука - были сделаны важные открытия…

Неудивительно, что мир, познакомившись с новыми технологиями позитивно воспринял многие философские направления, предполагавшие практицизм знаний.

Сложилось несколько приоритетных эстетических направлений в философии, литературе и художественной культуре, повлиявших на мировоззрение европейцев 2-й половины 19 века:

Позитивизм, породивший натурализм и реализм;

Символизм;

Эстетизм и декадентство;

Интуитивизм и теософия, создавшие метафизическое искусство и видоизменившие романтический ориентализм…

ПОЗИТИВИЗМ - основанное на чем-то устойчивом и несомненном (т.е. позитивном), он базировался на методологии естественнонаучного плана и решительно отмежёвывался от метафизики, эзотерики. Позитивизм тяготел к обоснованности, доказательствам и стремился стать общезначимым. Позитивное мышление предполагало знания, имевшие сугубо прикладное, практичное применение. Оно не терпело отвлеченности, признавая только главенство фактов. Искусство позитивизм рассматривал с точки зрения самоусовершенствования человека. Неудивительно, что на этом поприще зародился литературный реализм 19 столетия в лице Бальзака и Диккенса, и началось становление натурализма у Золя, повлекшее за собой интерес к психологии человека (особенно в Италии, где сформировался веризм в литературе и музыкальном театре на рубеже веков).

НАТУРАЛИЗМ - тенденция в объяснении социальных явлений и процессов природными факторами. Это результат интенсивного развития биологии, когда общество стали рассматривать с позиций функционирования человеческого организма. Наблюдения за реальностью велись бесстрастно и объективно, педантично регистрировались факты. Исследовались характеры людей, взращенных своей средой, с её ценностями, традициями и условностями, учитывались и физиологические мотивы, характерные для разных социальных слоев общества. Акцент делался на предопределённости судьбы героя. Натуралисты не давали критической оценки наблюдаемому и обходились без художественных обобщений и теоретизирования (в то время, как реализм обобщал и типизировал, хотя база была одна - позитивизм). Теоретиком натурализма является Эмиль Золя, вдохновившийся учением Георга Менделя о генетике. Литераторы исследовали причинно-следственные связи (Гауптман - драма «Перед восходом солнца»). Золя, Мопассан, Курбе и Милле рассуждали о социальных низах общества, подобно горьковскому «На дне». Их традиции развивали Эд. Мане и Э. Дега. Не следует забывать и о художниках реалистического направления - Милле, Курбе и передвижниках, тяготевших к критическому показу действительности, в особенности её уродливых сторон.

СИМВОЛИЗМ протестовал против методов натурализма, зародившись в 1860-х годах и продолжая идеи романтиков начала 19 века. Он основывался на дуализме материалистичности и идеализма, противопоставлении общества и индивида. Духовно-нравственное начало сближалось с религиозностью. Идея выводилась за пределы чувств. Субъективный мир художника раскрывался через идеи-символы. Исследовались скрытые от глаз стороны жизни явления. Во французской литературе символизм представлен именами Малларме и Верлена, Рембо и Метерлинка, в австрийской - Рильке, в русской - Брюсова, Бальмонта, Мережковского и др. Наивысшее выражение символизм получил в живописи (Г. Моро, М. Дени, Пюви де Шаванн) и музыке (Дебюсси). В России с французским символизмом познакомились лишь в 1911 году, когда Брюсов издал Верлена на русском языке, а Бальмонт написал манифест «Элементарное слово о символической поэзии», но не следует забывать о том, что для просвещенной части русского общества французский язык был нормой образования! Символисты также стремились к духовной свободе, предчувствуя трагедию социальных потрясений будущего, они сомневались в привычных духовных ценностях, понимая, что они перестали быть востребованными обществом в новую эпоху. Но для показа «скрытой реальности» потребовались новые художественные средства, ибо привычными невозможно было выразить «невыразимое». Отличался символизм и тяготением к синтезу родов искусств. Сближались литература, живопись и музыка, как это практиковалось у романтиков - живопись становилась музыкальной, а литература многое от музыки заимствовала…

ЭСТЕТИЗМ отличало особое отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, достойного только избранной части общества - интеллектуальной элите (в переводе с греческого термин расшифровывается как «воспринимающий», т.е. способный к восприятию). В основе эстетской тенденции лежит идея преображения мира и человека через Красоту, о чем писал ещё Шиллер в своих письмах об эстетическом воспитании. Сложилась философия направления - эстетический гуманизм как система взглядов на развитие личности, искусства и общества в целом. Эстеты объединяли понятия Добра и Нравственности в процессе формирования человеческой личности с Красотой искусства, всего окружающего и в результате подобного синтеза рождалась творческая личность с особыми принципами. Эстетизм имел свою программу и девиз «искусство для искусства». Через искусство предполагалось утверждать общечеловеческие ценности и понятия, повышать роль гуманистического идеала и освобождать сознание от навязанных стереотипов. Идеологом учения считался Фридрих Ницше, наибольшее представительство в культуре - Англия (Уайльд, Бердслей и Уистлер). Они все выступали против позитивизма, считая его приземленным и чересчур практичным, ведущим к коммерциализации культуры. Среди критиков позитивизма был физик Авенариус (не путать с тезкой-русским писателем). Он предложил в качестве базы эстетизма теорию эмпириокритицизма (т.е. критики опыта), ибо представление о мире исходит не столько из опыта и того, что можно осязать и увидеть въяве, а сколько из ощущений. К Авенариусу внимательно прислушивались в начале 70-х гг. импрессионисты Франции, ещё до своей первой выставки 1874 года. Известный французский пейзажист К. Коро составляет сборник наблюдений за мгновенными изменениями в природе - «Эстетическая радость».

ДЕКАДАНС - долгое время он отождествлялся с символизмом, хотя это две последовательных фазы одного движения с общей духовной средой и принципами её отражения в искусстве. Декаданс склонен к пессимистическому восприятию жизни, эстетизации уродливого и отталкивающего, призывая не ненавидеть, а полюбить его. На этом фоне символизм представал интеллектуальным размышлением над происходящим, попыткой исследовать лирический мир личности, область подсознательного. Схожей у них была тематика - мир фантастики и легенд, востока и европейского средневековья, мистика и царство грёз, меланхолия женских образов (Офелия, роковая женщина, наподобие Саломеи и андрогины), символы растений и животных, особенно стадия увядания и умирания. Декаданс создавал умонастроения, символизм их обосновывал и воплощал, подготовив явление модерна с идеей синтеза искусств. Символизм явил себя в живописи, модерн - в дизайне интерьера и книги, прикладных искусств и архитектуры. Они основывались на панэстетиме философии Вагнера и Рёскина, Патера и Морриса с идеей ГезаммтКунстВерк.

ИНТУИТИВИЗМ - тема преображения жизни и человека, поиск путей будущего и утопия, доминирование интуиции над властью интеллекта, разума, сформировали в теории познания особое направление. Интуицию, как наиболее достоверный способ познания, изучал Анри Бергсон (1859-1941). Искусство призвано удерживать человека от бесконечной рефлексии, губящей сознание, душу, жизнь. От проблем личность может спастись мифотворчеством - такова природа человеческого интеллекта. Сознание проецирует вокруг себя фантастических существ и придумывает события, наполняя бытие через призму мира искусства. У человека возникает иллюзия овладения жизненными процессами, управления ими. Осознав ситуацию, ею можно овладеть, подчинив её себе, - говорили интуитивисты. Искусство может помочь человеку самоидентифицироваться, снять проблемы, увести от бесконечных переживаний и размышлений по нужному и ненужному поводу. И через созидание художественного мира личность сможет адаптироваться в мире. В Англии это проповедовали Джордж Мур и Уильям Моррис в «Вестях ниоткуда», а во Франции Шарль Бодлер написал трактат о безнравственности употребления наркотиков - «Искусственный рай».

Идеи декадентов и эстетов, импрессионистов и символистов весьма заинтересовали философов современности, занятых исследованием подсознательной деятельности человека. Одним из таких философов был основатель движения «философия жизни» Фридрих Ницше (1844-1900). Эстеты считали его своим вождем.

В 1871 году Ф. Ницше, рассуждая об общих проблемах искусства и о состоянии музыкального театра в частности, написал работу о Рихарде Вагнере, бывшем кумиром не только германоязычных стран 2-й половины 19 века - «Рождение трагедии из духа музыки». Музыку Ницше считал главным видом искусства (солидаризируясь с романтиками).

С 1875 года в европейскую культуру проникает модное увлечение потусторонним миром. От спиритизма с верчением блюдечек и столов, от бесед с медиумами, многие увлеченные эзотерикой люди перешли к более сложным научным предметам -теософии и антропософии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»