Какая вера у бразильцев. Braziliada - Бразилия религиозная. Абсолютная свобода вероисповедания есть только в Бразилии

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Бразилия – это светское государство, не имеющее государственной религии и предоставляющее своим гражданам право на самоопределение в религиозном вопросе. Религиозная панорама страны обширна и разнообразна, рассмотрим основные учения, формирующие эту панораму.

Конфессиональное пространство в Бразилии в последние годы меняется, о чем свидетельствуют отдельные небольшие исследования по той или иной религии. В этом смысле последнее полномасштабное официальное исследование, перепись населения 2010 года , можно отчасти считать устаревшим. Однако возьмем его как некую точку отсчета для определения основных религий Бразилии.

Наибольшее число последователей в Бразилии у католицизма : порядка 64%, или 123,3 млн человек из общего населения в 190,7 млн. При этом католики разделены на две основные группы: прихожане Римско-католической церкви (РКЦ), которых большинство, и прихожане Бразильской апостольской католической церкви (порт. Igreja Católica Apostólica Brasileira, ICAB). Если положение РКЦ в Бразилии в целом понятно и не требует особых пояснений, то ICAB – явление для католической страны не совсем стандартное. Формально это независимое от Рима образование, созданное в 1945 году как результат раскола в католическом епископате Бразилии. Тогда в схизму ушел бывший епископ Карлос Дуарте Коста, жестко критиковавший Святой Престол за отдельные догматические установки, включая целибат, а также утверждавший, что Рим оказывал поддержку фашистским и нацистским режимам 30–40-х годов. В подавляющем большинстве догм и практик ICAB дублирует РКЦ, однако в рамках этой церкви священники имеют право на браки и разводы, на мирскую профессию, а сама церковь стремится к отказу от роскоши и к большему вниманию к простым прихожанам. Насчитывается порядка 560 тысяч прихожан ICAB, что в целом очень немало и сопоставимо, например, с числом последователей африканских культов или с количеством атеистов – порядка 615 тысяч, согласно переписи.

Из наиболее заметных трендов развития католической религии в Бразилии надо отметить, что католическая церковь постепенно теряет свое абсолютное доминирование. В 2016 году агентство Datafolha опубликовало результаты опроса совершеннолетнего населения страны относительно религиозных предпочтений. С 1994 года по 2015 процент причисляющих себя к католической вере упал с 75% до 55%, и это поистине фатальное падение. Сокращение числа прихожан РКЦ в Бразилии вызывает серьезное беспокойство в международном католическом сообществе. Нередко можно встретить публикации в авторитетных католических журналах, бьющих тревогу по этому поводу и призывающих Святой Престол выработать внятную политику по противодействию снижению паствы в государствах, где раньше такая политика объективно не требовалась.

Вторыми по численности идут протестанты : примерно 22%, а в числовом выражении – 42,3 млн человек. Протестанты раздроблены гораздо сильнее, чем католики, среди крупных групп выделяются лютеране, пресвитерианцы, методисты, баптисты, адвентисты, а также целый ряд движений в русле протестантского пятидесятничества. К последним относится и крупнейшая протестантская церковь Бразилии – Ассамблеи Бога (12,3 млн человек). Интересно, что в последние годы фиксируется тенденция к укреплению позиций протестантских движений за счет перехода в них многих католиков. Согласно уже упомянутому докладу Datafolha, 44% нынешних протестантов раньше были католиками. Протестантские учения, вероятно, модифицируются и адаптируются к новому быстрее, чем католические, представляя более либеральную повестку. Это, однако, нельзя абсолютизировать, поскольку в протестантстве существуют и крайне консервативные течения, популярность которых не стоит недооценивать.

Вместе католики и протестанты заполняют примерно 80% религиозного пространства, оставшееся место разделено между неверующими, порядка 14%, эспиритуалистами – 2%, кандомбле – 1%, умбанда – 1%, атеистами – 1%, другими религиями – 2%, включая ислам, буддизм, иудаизм и др. Это свежие данные Datafolha, а еще семь лет назад во время переписи населения процентные соотношения были несколько другими. Особо стоит отметить, что изменилось количество тех, кто не причисляет себя ни к одной религии – с 8% оно выросло до 14%. К слову, это не только атеисты, это гораздо более широкая прослойка людей, не считающих себя религиозными или ассоциированными с какой-либо религиозной организацией.

Говоря о бразильских религиях, необходимо отдельно пояснить упомянутые выше «кандомбле» и «умбанда». Бразилия, как известно, имеет огромное число выходцев из стран , которые были завезены португальцами в качестве рабов. Африканцы привезли в Бразилию свой объемный культурный багаж, включая определенные религиозные верования, культы и практики. Кандомбле и умбанда – результаты именно этой исторической миграции, породившей на территории Бразилии замысловатые смешанные культы. Умбанда, кроме того, считается единственной аутентичной бразильской религией , поскольку возникла уже на этой территории как невероятная смесь африканских, индейских верований и спиритуализма. Кандомбле, в свою очередь, также представляет собой совокупность элементов разных религий, включая даже католичество, однако это не исключительно бразильское явление – принадлежащих к этой религии можно встретить также в Аргентине, Мексике, Уругвае, Испании, Италии. Вместе последователи этих двух самых популярных африкано-бразильских культов составляют порядка полумиллиона человек.

Население Бразилии растет, развивается и находится в постоянной внутренней динамике, и, конечно, религиозная сфера не исключение. Конфессиональный срез вновь актуализирует необходимость понимания того, что бразильское общество – это многосоставное общество, требующее особых социально-политических практик со стороны государства.

[Федеративная Республика Бразилия; португ. Republica Federativa do Brasil], гос-во в Юж. Америке. Территория: 8512 тыс. кв. км. Столица: Бразилиа (2 млн). Крупнейшие города: Сан-Паулу (ок. 10 млн), Рио-де-Жанейро (5,6 млн), Белу-Оризонти (2,1 млн), Салвадор (2,3 млн), Ресифи (1,4 млн). Гос. язык: португальский. География. Самая крупная страна Лат. Америки, занимает 47,3% территории Южноамериканского континента. На востоке омывается Атлантическим океаном (протяженность береговой линии 6840 км). Граничит: на севере с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой, Колумбией; на западе с Перу; на юго-западе с Боливией, Парагваем, Аргентиной, Уругваем. Большую часть территории страны занимает Бразильское нагорье, на севере - бассейн р. Амазонки (60% к-рого принадлежит Б.) и ее притоков Токантинс, Шингу, Тапажос, Мадейра, Пурус, Журуа, Жапура и Риу-Негру, образующих крупнейшую в мире Амазонскую низменность (1,8 млн кв. км). Население: 176,9 млн чел. (2003), что составляет ок. половины населения Юж. Америки; 62% граждан Б. моложе 29 лет; 81% бразильцев проживает в городах. Ок. 86,6% населения живут на северо-востоке, юго-востоке и юге страны (ок. 36% территории Б.); наиболее плотно заселены прибрежные районы между городами Ильеус и Натал, где расположены плантации сахарного тростника, и юго-вост. районы, где выращивают кофе. Браз. этнос вобрал в себя черты 3 рас: монголоидной (коренное население - индейцы), негроидной (негры-рабы) и европеоидной (потомки европ. эмигрантов). В XV в. в Б. насчитывалось неск. сотен индейских племен (ок. 1 млн чел.), к-рые можно подразделить на 2 основные группы. Первая - индейцы тропических лесов, или «индейцы каное» (языки группы «тупи-гуарани»), населявшие тропические леса вдоль побережья, а также долину р. Амазонки и ее притоков, занимались земледелием и различными ремеслами. Вторая - т. н. маргинальные индейцы, жители внутренних плато Центр. Б. (языки группы «же»), охотники и собиратели, не знавшие ремесел (передвигались только по суше). С началом колонизации численность коренного населения из-за привезенных европейцами болезней и жестокой эксплуатации резко сократилась. В наст. время количество индейцев достигло 250 тыс. (в 1972 их было 130 тыс.), в т. ч. и благодаря гос. программе поддержки коренного населения, по к-рой было выделено 850 тыс. кв. км, т. е. 10% территории Б. (т. н. природные парки яномами, шингу и др. племен), для свободного проживания коренного населения; совр. индейцы относятся к 200 племенным группам и говорят на 180 языках. В Б. проживают и др. представители монголоидной расы: 1,3 млн японцев и их потомков, а также китайцы (0,1%) и корейцы (0,1%). По 1-й переписи, проведенной в Б. в 1582 г., там уже находилось 14 тыс. негров-рабов, количество к-рых росло вместе с увеличением площадей сахарных и кофейных плантаций, с открытием новых золотых и алмазных копей. По нек-рым данным, с нач. XVI по кон. XIX в. в Б. было ввезено от 5 до 12 млн черных рабов, в основном из Зап. Судана народности хауса, манде, фулани, из Зап. Нигерии - йоруба, фон, фанти, ашанти, из Анголы и Мозамбика - негры бантуязычных племен. В 1798 г. население Б. составляло 3,3 млн чел., из них 1,6 млн были рабами. Окончательно рабство было отменено в стране в 1888 г. В наст. время к «черным бразильцам» относят себя ок. 6% населения страны. Европеоидная раса вначале была представлена только португальцами, лишь в XIX-XX вв. появились немцы, итальянцы, а затем поляки, русские, евреи, украинцы, а также арабы из Ливана и Сирии. В наст. время «белые бразильцы» составляют ок. 55% населения Б. Наиболее крупными этнолингвистическими группами среди них являются португальцы (15%), итальянцы (11%), испанцы (10%), немцы (3%), в стране проживают русские (ок. 1%), поляки, евреи, арабы (палестинцы, ливанцы, сирийцы), армяне, украинцы, венгры, румыны, греки, голландцы и др.

Одной из особенностей браз. этноса является наличие специфических групп населения, возникших в результате смешанных браков представителей различных рас. Метисы (в Амазонии их называют «кабокло») являются потомками португальцев (и др. «белых бразильцев») и индейцев, мулаты - португальцев (и др. «белых бразильцев») и африканцев, пардо - индейцев и африканцев. Вместе они составляют ок. 38% населения Б.

Государственное устройство

Б. является федеративной президентской республикой. Страна разделена на 26 штатов и столичный Федеральный округ. Вмешательство центра в дела субъектов федерации строго регламентируется и допускается лишь в случае, когда затрагиваются интересы всей страны. Высшая законодательная власть принадлежит Национальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов и федерального сената. Президент утверждает одобренные конгрессом законопроекты. Исполнительную власть осуществляют президент и возглавляемый им кабинет министров. В Б. отсутствует Мин-во обороны, его заменяют 3 военных министра (по родам войск) и Генеральный штаб. Высшую судебную власть осуществляют Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Их члены назначаются президентом с согласия сената. В 1964-1985 гг. в Б. правили военно-диктаторские режимы. Система представительной демократии была восстановлена при первом гражданском правительстве Ж. Сарнея Косты (1985-1990). Конституция 1988 г. (с поправками в 1994 и 1997) провозгласила Б. демократическим правовым гос-вом.

Религия

93% населения в Б.- христиане: ок. 80% - католики, до 13% - протестанты. В стране практикуются также индейские и афро-браз. культы (кандомбле, шанго, макумба и др.); существуют общины буддистов, иудеев и мусульман. Православные Церкви . Приходы РПЦ в Б. входят в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию . В Б. находятся епархии К-польского Патриархата (в Сан-Паулу), Антиохийского Патриархата (в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу) и РПЦЗ (в Сан-Паулу). Католическая Церковь . На территории страны расположено 41 архиеп-ство, 219 еп-ств и территориальных прелатур, 1 аббатство с территориальной юрисдикцией. Кроме того, существует ординатура для католиков вост. обрядов (униатов), в к-рую входят 3 еп-ства: украинское, маронитское и мелкитское. Существуют также приходы Армянской Апостольской Церкви (епархия в Сан-Паулу), епархия Сиро-яковитской Церкви (в Белу-Оризонти), с 1991 г. неск. приходов Коптской Церкви. Протестантские церкви, деноминации и секты представленыЕвангелическо-лютеранской Церковью Бразилии и Евангелической Церковью лютеранского исповедания Бразилии (ок. 4 млн прихожан), Епископальной Англиканской Церковью Бразилии (состоит из 7 диоцезов; возглавляется епископом; 110 тыс. прихожан), Методистской Церковью Бразилии (60 тыс.); малочисленными реформатскими церквами; баптистами (ок. 2 млн), пятидесятниками (по различным данным, от 13 до 17 млн), неопятидесятниками (ок. 8 млн), меннонитами (ок. 7 тыс.); Плимутскими братьями, адвентистами седьмого дня, а также псевдохрист. сектами - свидетелями Иеговы (ок. 1,2 млн) и мормонами (650 тыс.).

Буддизм исповедуют часть японцев (63% из них - христиане), китайцы, корейцы и бразильцы, не имеющие азиат. корней. Первый буддийский храм был построен в 1932 г. в Сан-Паулу. В 1955 г. почти одновременно были зарегистрированы «Община буддистов Южной Америки», созданная потомками япон. эмигрантов, и «Буддийское общество Бразилии» под рук. проф. философии М. Н. Асеведо, позднее сделавшего перевод на португ. язык книги Д. Т. Судзуки «Введение в дзэ-буддизм». В 1976 г. буддийский монах Р. Токуда организовал в шт. Эспириту-Санту первый в Лат. Америке дзэн мон-рь (в 1984 в шт. Минас-Жерайе появился второй); в 1985 г. был создан Центр изучения буддизма в Порту-Алегри, к-рый объединяет все существующие в Б. направления, включая и нек-рые школы тибет. буддизма (с 1988). Всего в Б., по нек-рым данным, ок. 500 тыс. буддистов. Иудаизм получил распространение в Б. вслед. европ. иммиграции из Германии, Центр. Европы и Ближ. Востока. Евр. общины существуют в таких крупных городах, как Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Куритиба, и объединяются в «Еврейскую религиозную ассоциацию» (ок. 130 тыс.). Ислам исповедуют эмигранты-арабы из стран Ближ. Востока и Пакистана, гл. обр. сунниты. Религ. синкретизм выражается в специфических афро-бразильских культах, популярных среди различных слоев населения Б., а также в наличии в стране приверженцев спиритуалистического учения кардекианства (по имени основателя - француза Алена Кардека), появившегося в Б. во 2-й пол. XIX в. (в 1884 была создана Федерация бразильских спиритуалистов, в наст. время в нее входят ок. 3% населения Б.). Среди афро-браз. культов наиболее популярны кандомбле, макумба и шанго. Кандомбле, наиболее распространенный в шт. Баия, объединяет верования йоруба с элементами христианства. Так, африкан. божества (ориши) отождествляются с христ. святыми: высшее божество Олорун - с Иисусом Христом; Шанго, повелитель грома и молнии,- со св. Иеронимом и св. Барбарой; Еманжа, повелительница моря и воды,- с Пресв. Девой Марией; Огун, божество войны и покровитель кузнецов,- со св. Георгием и св. Антонием; Ибежи, покровитель близнецов,- со св. Космой и св. Дамианом. Макумба - культ, распространенный в штатах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу,- соединяет в себе элементы верований бантуязычных племен Африки, индейцев тупи-гуарани и христианства. В пантеон макумба входят мн. синкретические божества из пантеона кандомбле, но значительную часть его составляют индейские божества. Высшее божество Султан изображается в виде индейца, стреляющего из лука. Шанго (чанго) распространен гл. обр. в штатах Пернамбуку, Алагоас и Параиба. Как и в кандомбле, высшим божеством является Олорун, а посредником между ним и людьми - Шанго, божество грома и молнии. Культовые обряды совершаются в специальных помещениях - терейрах, жрецов, исполняющих эти обряды, называют «отцом» и «матерью» богов; кульминацией любого обряда является момент состояния транса у жреца (или у кого-то из участников), когда в него «вселяется» призываемое божество. По нек-рым данным, ок. 30 млн жителей Б. практикуют афро-браз. культы.

Распространение христианства

В 1500 г. на побережье Б. высадился португ. мореплаватель Педру А. Кабрал и объявил территорию владением Португалии. В 1549 г. первые миссионеры, 5 иезуитов во главе с Мануэлом да Нобрега, прибыли в Б. вместе с первым губернатором Томе ди Соуза. В 1553 г. Нобрега был назначен провинциалом Б. Спустя год он открыл иезуитскую коллегию, руководителем к-рой стал свящ. Жозе ди Аншиета. Он составил первую грамматику языка тупи-гуарани и перевел на него катехизис, оставил описание природных условий Б.

Папа Юлий III наделил португ. власти правами патроната над Церковью, т. о. попавшей в зависимость от гос-ва, исключением был орден иезуитов, подчинявшийся непосредственно папе. Значительную роль в колонизации Б. сыграли францисканцы , бенедиктинцы , доминиканцы , капуцины , кармелиты . Нек-рые из них появились в 80-х гг. XVI в., но гл. обр. их деятельность (основание мон-рей и школ, в т. ч. для индейцев) пришлась на XVII в.

В 70-х гг. XVII в. были учреждены первые в Б. еп-ства в Рио-де-Жанейро, Олинде, Сан-Луисе и архиеп-ство Баия. С кон. XVII до сер. XVIII в. между Церковью и светской администрацией постоянно возникали конфликты по вопросу о правах индейского населения, особенно в связи с правом превращать индейцев в рабов. Католич. Церковь противилась этому, и в 1537 г. папа Павел III издал буллу, запрещавшую порабощение туземцев. В результате в страну начали ввозить рабов из Африки, против чего церковные власти не возражали. Негры-рабы с течением времени привнесли в католицизм элементы своей культуры и верований. Они объединялись в церковные братства, имели в городах отдельные от белых церкви, к-рые превращались в центры религ. синкретизма.

В 1759-1760 гг. по решению премьер-министра Португалии С. Ж. Помбала иезуитский орден был распущен, а его члены изгнаны из метрополии и колоний, в частности из Б., где к тому времени было 134 члена ордена. Вновь в страну иезуиты вернулись в 1841 г. В кон. XX в. в Б. было 4 иезуитские провинции.

В 1822 г. была провозглашена независимость Б. от Португалии, но страна оставалась монархией вплоть до свержения имп. Педру II в 1889 г. Католич. клир поддержал сторонников независимости, при этом его подавляющее большинство являлись приверженцами монархии, поэтому разрыв с метрополией не был воспринят как революционный шаг и католич. Церковь не испытала потрясений. Национальная конституционная ассамблея под председательством епископа Рио-де-Жанейро в 1823 г. приняла конституцию. В ней гарантировалась свобода всех христ. религий. В отношении нехрист. религий объявлялась терпимость, но все исповедующие их лишались политических прав. Римско-католич. исповедание объявлялось гос., и ему оказывалась поддержка. Право патроната передавалось императору Б. В 1824 г. была принята новая «имперская конституция», к-рая действовала до провозглашения республики в 1889 г. В части, касавшейся религии, в нее были внесены нек-рые изменения. Исповедание нехрист. религий разрешалось при условии, что их представители будут совершать богослужения в частных домах либо в специально сооруженных для этого зданиях, не имеющих вида церкви. Конституция даровала гражданские и политические права браз. граждан всем натурализованным иностранцам независимо от их вероисповедания. Урегулирование отношений между Ватиканом и браз. монархией завершилось в 1828 г., когда папа объявил, что согласен «терпеть», но не признавать право патроната браз. правительства. Браз. католич. иерархия поддержала главенство гос-ва над Церковью, в т. ч. прерогативы гос-ва в отношении к.-л. возможных претензий со стороны Ватикана.

В 1828 г. Палата представителей национальной ассамблеи, куда входили 22 прелата и председателем к-рой был католич. епископ, приняла закон, запрещавший въезд и пребывание в стране монахов-иностранцев, а также деятельность монашеских орденов, подчиняющихся кому-либо вне Б. (т. е. Папскому престолу), создание новых монашеских орденов. Монахов запрещенных орденов высылали, а их имущество подлежало конфискации. В 1830 г. в Б. был назначен первый в Лат. Америке папский нунций, полномочия к-рого простирались на весь континент.

В 1889 г. была провозглашена республика, что повлекло отделение Церкви от гос-ва. Новое положение предполагало введение гражданской регистрации брака, секуляризацию образования, прекращение выплаты содержания духовенству. Члены монашеских орденов, давшие папе Римскому клятву послушания, лишались избирательного права. С приходом к власти в 1930 г. Ж. Д. Варгаса в результате «либеральной революции» возобновилась традиция тесного взаимодействия Церкви и гос-ва. Конституционные акты 1934 и 1937 гг. разрешали гос-ву оказывать финансовую поддержку Церкви, члены религ. орденов вновь получили избирательные права, признавался церковный брак и запрещались разводы. Были приняты законы, разрешавшие включать религ. обучение в план школьных занятий и предоставлять гос. субсидии католич. учебным заведениям. В 1922 г. была образована Конфедерация католич. ассоциаций, позже возник Центр обеспечения жизни, к-рый координировал образовательные, рабочие, журналистские католич. объединения. В 1935 г. на его основе появилась орг-ция «Бразильское католическое действие» (вошедшая в международное «Католическое действие»). Спустя 2 года оно официально заменило все др. орг-ции католиков-мирян. В 1941 г. был открыт Католический ун-т в Рио-де-Жанейро. В 1952 г. была создана Национальная епископская конференция, в 1954 г. учреждена Конференция монашествующих. Национальная епископская конференция планировала ввести программы обучения широких слоев населения с помощью радиопередач, создание христ. сельских профсоюзов, проведение аграрной реформы. Епископы рассматривали деятельность этой орг-ции как альтернативу назревавшей, по их мнению, в нач. 60-х гг. революции. К тому времени ок. половины средних учебных заведений, субсидируемых гос-вом, контролировалось Церковью. Духовенство пользовалось политическими правами и было представлено в гос. и федеральных законодательных органах.

В 1964 г. в Б. произошел гос. переворот, положивший начало военной диктатуре, просуществовавшей в стране до 1985 г. Поначалу Церковь не встречала к.-л. серьезных препятствий своим социальным инициативам. К тому времени признание и широкое практическое применение в церковной среде получила теория браз. философа и педагога П. Фрейри, в основе к-рой лежала идея построения демократического общества на пути духовного раскрепощения народа под лозунгом «Просвещение-сознание-свобода». В кампанию по просвещению масс включились и рядовые священнослужители, и епископат. Популярность идей Фрейри в католич. среде вышла за пределы не только Б., но и Лат. Америки. Одним из выдающихся католич. деятелей этого периода был Элдер Камара , архиеп. Олинде и Ресифи, к-рого называли «апостолом прав человека, социальной справедливости и мира». В 60-х гг. он основал ненасильственное «Движение морального давления» с целью помощи обездоленным людям.

С 70-х гг. в браз. католицизме получила широкое распространение «теология освобождения», в разработку к-рой внесли свой вклад францисканец Л. Бофф и философ, социолог и теолог У. Ассман. Социальные идеи теологии освобождения разделяли не только миряне, рядовые церковнослужители, но и мн. иерархи. При их содействии в Б. широкое распространение получили христ. низовые общины. В сер. 80-х гг. число их членов доходило до 2 млн. Внутри самой Церкви наметилось разделение между прогрессистами и традиционалистами, имела место консолидация христ. правых сил и создание консервативной католич. орг-ции «Защита традиций, семьи и частной собственности». Она выступила союзником диктатуры в наступлении на приверженцев «теологии освобождения».

После начала репрессий в кон. 60-х гг. ХХ в. Фрейри был арестован и выслан из страны. В 1968-1977 гг. был наложен запрет на все публичные выступления Камары и даже на упоминание его имени. Католич. пресса и радиостанции, приходская деятельность оказались под пристальным наблюдением властей. Прекратились гос. дотации на образование. Священников, особенно в сельской местности, заключали в тюрьмы и высылали из страны. В ответ Национальная епископская конференция заявила о праве Церкви быть моральным судьей правительственной политики и говорить от имени общества. Наиболее выдающимися критиками полицейских порядков и защитниками обездоленного большинства были Камара и кард. Паулу Эваристу Арнс (оба выдвигались на Нобелевскую премию мира за вклад в борьбу за социальную справедливость), кард. Алоисиу Лоршейдер, президент Латиноамериканской епископской конференции, епископы Педру Касалдалига и Иву Лоршейтер, президент Национальной епископской конференции.

С установлением гражданского правления (1985) католич. Церковь включилась в решение социально-экономических проблем. Организованная ею «кампания братства» под девизом «новое тысячелетие без нищих» основывалась на взаимодействии с представителями всех конфессий и с профсоюзами, на содействии созданию кооперативов, на поддержке аграрной реформы, демократизации СМИ и т. п. В победу на президентских выборах 2002 г. Луиша Игнасиу Лулы да Силва, кандидата от левой партии трудящихся, внесла свой вклад и католич. Церковь. Она принимала непосредственное участие в формировании партии, начиная со времени ее образования в 1979 г. Руководство браз. католич. Церкви разделяет программу партии и поддерживает ее.

По-настоящему бразильцы познакомились с протестантизмом только в XIX в., когда эмиграция в страну приобрела массовый характер и усилилось миссионерское движение среди протестант. церквей и деноминаций в США, получивших свободный доступ в Б. после установления республики (1889) и отделения Церкви от гос-ва.

Протестантов Б. можно условно разделить на 3 большие группы: традиц. (исторические) церкви и деноминации, имеющие европ. и североамер. корни и появившиеся в основном во 2-й пол. XIX в., пятидесятнические группы, к-рые возникли в стране в 10-х гг. ХХ в., после появления миссионеров Ассамблеи Бога (США); общины евангелистов-неоортодоксов, организованные после второй мировой войны под влиянием миссионеров из США.

Эмигрантов из Германии (первые прибыли в 1823), как правило, сопровождали лютеран. пасторы, поэтому уже в 1837 г. была создана Евангелическо-лютеранская церковь; с 1886 г. действовали уже 4 региональных независимых синода. В 1968 г. они объединились, образовав Евангелическую Церковь лютеранского исповедания Бразилии. В 1946 г. была создана лютеран. Богословская школа в Сан-Леополду (с 1984 Высшая богословская школа). В результате раскола, происшедшего в 90-х гг., и деятельности амер. миссионеров из Лютеранской Церкви Миссури Синода в 1904 г. возникла Евангелическо-лютеранская Церковь Бразилии, к-рая стала 15-м округом Миссури Синода. В 1968 г. пастор этой Церкви Р. Бекер основал Лютеранский ун-т Бразилии в Сан-Паулу.

Первый пресвитерианский миссионер Р. Калли приехал из Шотландии в Б. в 1855 г.; в 1858 г. он создал общину Рио-де-Жанейро; затем прибыл представитель амер. пресвитериан Р. Симонтон (1859), к-рый организовал свою общину в Рио (1863). В 1888 г. состоялся Объединительный синод Пресвитерианской церкви Бразилии, но уже в нач. XX в. в церкви произошел раскол по вопросу о совместимости членства в церкви и масонских ложах; в результате пастор Э. К. Перейру, негативно относившийся к масонству, основал консервативную Независимую Пресвитерианскую церковь Бразилии (1903). Последующие расколы породили Консервативную пресвитерианскую церковь (1938), Фундаменталистскую пресвитерианскую церковь (1956), Обновленную пресвитерианскую церковь (1975; близкая к пятидесятничеству), Объединенную пресвитерианскую церковь Бразилии (до 1978 Национальная федерация пресвитерианских церквей), Традиционную пресвитерианскую церковь Бразилии (1993). В Б. было образовано неск. национальных церквей реформатской традиции: армян. (1927), венг. (1932), две голл. (1933 и 1991), араб. (1954), швейцар. (1958), япон. (1960), китайско-тайваньская (1962), две корейские (1964 и 1984), канад. (1994). Большинство браз. реформатских и пресвитерианских церквей входят в Латиноамериканскую Ассоциацию Пресвитерианских и Реформатских Церквей.

Методистские миссионеры из США прибыли в Б. в 1867 г. (их первая неудачная миссия относится к 1835), но численность общин увеличивалась довольно медленно и самостоятельная Методистская церковь была создана только в 1930 г. Позднее появились также небольшие группы Свободных методистов и Вестлианские (Уэстлианские) методистские группы. Южная баптистская конвенция (США) прислала своих миссионеров в 1881 г. В 1907 г. началась история Бразильской баптистской конвенции, к-рая в наст. время насчитывает ок. 1 млн членов и входит в Баптистский всемирный альянс . В 1902 г. в стране появились проповедники адвентистов седьмого дня; количество их общин быстро выросло благодаря интенсивному использованию радио и организации библейских курсов по переписке. В кон. 20-х гг. XX в. в Б. из СССР приехали меннониты, их общины начали регистрироваться в стране с 1930 г. В наст. время они в основном объединены в Ассоциацию меннонитских церквей Бразилии, Евангелическую ассоциацию меннонитов, Бразильскую конвенцию церквей братских меннонитов.

Бразильское пятидесятничество произошло от миссионерских конгрегаций: Ассамблеи Бога, основанной в 1910-1911 гг. приехавшими из Чикаго (США) миссионерами-шведами Даниелем Бергом и Гуннаром Вингреном (в наст. время самая крупная протестант. конгрегация Б., насчитывающая от 8 до 13 млн чел.), Конгрегации христиан Бразилии, возникшей после раскола среди пресвитериан под рук. амер. миссионеров в 1909 г. в Сан-Паулу (в наст. время ок. 4 млн чел.) и конгрегации т. н. Квадратного Евангелия, созданной в 40-х гг. амер. миссионерами и получившей название от квадратных тентов, под к-рыми они проповедовали на площадях в Сан-Паулу (в наст. время ок. 200 тыс.). С кон. 50-х гг. XX в. стали возникать пятидесятнические деноминации т. н. второй, а позднее третьей волны (неопятидесятнические, или «автономные», конгрегации), создававшиеся бразильцами для бразильцев. «Классические пятидесятники» уделяли и уделяют основное внимание харизматическому дару «говорения на языках» (глоссолалии), «вторая волна» сосредоточена на даре «божественного исцеления», «третья» видит свое предназначение в даре «изгнания бесов» (экзорцизма).

По нек-рым данным, количество пятидесятников и неопятидесятников в целом по Юж. Америке выросло на 500% за период с 1960 по 1980 г. и каждую неделю на континенте появляется 40 новых общин. Нек-рая часть новых членов приходит непосредственно из «классических» протестант. церквей. Одной из причин является то, что пятидесятнические проповедники обещают им скорейшее разрешение проблем и помощь в улучшении условий жизни (в т. ч. и финансовую), а также свободное выражение религ. чувств в любых доступных формах. Наибольших успехов в этом направлении добилась неопятидесятническая конгрегация «Всемирная церковь Царствия Божия», организованная в кон. 70-х гг. в Рио-де-Жанейро Э. Мачеду, бывш. проповедником пятидесятнической конгрегации «Пятидесятническая церковь «Новая жизнь»». В наст. время общины этой конгрегации существуют в 50 странах мира (включая и Россию) и, по нек-рым данным, насчитывают ок. 6 млн членов. В Б. у конгрегации 2500 молитвенных домов и ок. 3 млн прихожан; ей принадлежит 47 теле- и 26 радиостанций, а также изд-во, звукозаписывающая компания, банк и газета. «Всемирная церковь» занимает радикально отрицательную позицию по отношению как к афро-браз. культам, так и к католич. Церкви. В 1995 г., во время телеинтервью, старший проповедник церкви Серхио фон Гельде разбил керамическое изображение Девы Марии, назвав его «ужасной, безблагодатной куклой, которая никому ничем не сможет помочь». Позднее он был обвинен в религ. дискриминации и осквернении национальной святыни и приговорен к 2 годам тюремного заключения, что тем не менее никак не отразилось на взглядах и деятельности орг-ции. Как и большинство неопятидесятнических орг-ций, «Всемирная церковь» широко практикует «божественное исцеление» и экзорцизм и придерживается «теологии преуспевания». За последние десятилетия XX в. количество протестантов возросло с 9,1 до 15,4%. Протестантами называют себя в шт. Рондония 2,7%, в Эспириту-Санту - 27,5%; в Рорайма - 23,6%, в Рио-де-Жанейро - 21,1%, Гояс - 20,8% и в Акри - 20,4% населения. В период с 1991 по 2000 г. протестантами стали 11 млн бразильцев. Количество «нерелигиозных» бразильцев увеличилось с 4,8 до 7,3%.

Православие пришло в Б. в нач. XX в. с первой волной иммиграции христиан-арабов, русских, украинцев, греков, армян. В 1903 г. сир. эмигранты, принадлежавшие к Антиохийскому Патриархату, основали в Сан-Паулу первую в Б. правосл. церковь, в окт. 1925 г. в помещении сир. церкви открылся первый рус. приход, в 1930 г. в Рио-де-Жанейро - второй. В 1931 г. неподалеку от Рио-де-Жанейро был выстроен рус. храм во имя Св. Троицы, действующий до наст. времени. В 1934 г. рус. православные, к-рые тогда признавали над собой юрисдикцию заграничного Архиерейского синода во главе с митр. Антонием (Храповицким) , обратились к нему с просьбой открыть в Б. рус. архиерейскую кафедру. В окт. 1934 г. кафедра была открыта, первым ее предстоятелем стал еп. Детройтский, вик. Восточноамериканской епархии Феодосий (Самойлович) с усвоением ему титула «еп. Сан-Паульский и всей Бразилии», к-рый прибыл в Б. 5 янв. 1935 г. В 1939 г. Бразильская епархия РПЦЗ была признана гос-вом, а 6 авг. того же года в Сан-Паулу был освящен кафедральный собор во имя свт. Николая. К кон. 50-х гг. в Б. насчитывалось более 10 рус. правосл. приходов. В 90-х гг. мн. браз. правосл. приходы перешли под юрисдикцию РПЦ. Всего в кон. 2002 г. у РПЦ в Б. было 6 храмов: во имя прп. Сергия Радонежского в Порту-Алегри, апостолов Петра и Павла в Санта-Розе, ап. Иоанна Богослова в Кампина-дас-Мисойес, ап. Иоанна Богослова и мц. Зинаиды в Рио-де-Жанейро, в честь Воскресения Христова в Сан-Паулу. Они входят в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию. С 1994 г. в Порту-Алегри находится резиденция постоянного представителя РПЦ в Б. К-польскому Патриархату, к-рый представлен епархией Сан-Паулу и всей Бразилии (кафедра в соборе св. Петра в Сан-Паулу) в составе образованной в 1996 г. митрополии Буэнос-Айреса и Юж. Америки, подчиняются ок. 10 приходов, состоящих из потомков греч. и укр. эмигрантов. В 1993 г. епископы Украинской Православной Церкви США (УПЦ США; бывш. раскольники-автокефалисты, в 1995 г. перешедшие в юрисдикцию К-польского Патриархата) во главе с митр. Константином Баганом рукоположили для Б. епископа с титулом «Бразильский и всей Южной Америки»; его резиденция находится в г. Куритиба на юго-востоке Б.

В. П. Андронова

Старообрядчество. Первая группа старообрядцев прибыла в Б. в 1958 г. из Гонконга и в июле того же года основала колонию Санта-Крус (г. Понта-Гроса, шт. Парана). В 1962 г. в колонию Пау-Фураду (шт. Парана) прибыла часть семей казаков-некрасовцев из Турции. В 1963-1964 гг. большая группа старообрядцев при содействии Толстовского фонда эмигрировала из Б. в США (штаты Орегон и Аляска). В 80-х гг. были основаны поселения на северо-западе Б., в штатах Гояс и Мату-Гросу. Старообрядцы, проживающие в Б., заняты в основном в сельском хозяйстве. В семьях сохраняется патриархальный уклад. Браки обычно заключаются рано, часто между представителями старообрядческих общин разных стран (напр., Б. и Австралии). Строго соблюдается ограничение на вступление в брак кровных и духовных родственников («до 8-го колена»). Браки с местным населением очень редки. Сохраняются рус. фольклорные и бытовые традиции. До наст. времени в качестве повседневного используется старинный тип рус. одежды. Основной язык общения в семье - рус., дети получают 8-классное образование в гос. школах на португ. языке по браз. программе. Вслед. этого у части молодежи португ. постепенно вытесняет рус. язык.

Большинствобраз. старообрядцев - беспоповцы, причисляющие себя к Спасову согласию. Однако совр. старообрядцы, проживающие в Б.,- потомки представителей разных регионов России и соответственно различных согласий. Они сохраняют традиции иконописи, чтения и знаменного пения, пения духовных стихов. Большинство знает церковнослав. язык, владеет крюковой грамотой. Нотация в певч. книгах знаменная с пометами и признаками, тексты истинноречные. Сохранена традиция общинного пения. Часть богослужебных книг вывезена из России в 20-30-х гг. ХХ в. (рукописные и печатные), др. отпечатаны в Б. и США, а также привезены из России уже в кон. ХХ в. Сохранены рукописные «памятные книги», в к-рых зафиксирована история общин.

Лит.: Waldmann Is. M. Fazenda Santa Cruz dos Campos Gerais e a colonizacao russa 1792-1990. Ponta Grossa; Parana, 1992; Накамура Е . Романовка - поселок староверов в Маньчжурии (1936-1945 гг.) // Сб. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки / Отв. ред. Н. Н. Покровский, Р. Моррис. Новосибирск, 1992; Аргудяева Ю . Старообрядцы // Россия и АТР. 1993. № 2.

И. В. Дынникова

Законодательство в отношении религии

Согласно принятой в 1988 г. конституции, браз. гос-во гарантирует всем проживающим в Б. лицам «свободу совести и верований… включая свободное отправление религ. культа… и защиту мест богослужения и совершения обрядов», если только религ. или философские убеждения не влекут отказа от гражданских обязанностей (ст. 5). Вооруженные силы обязаны предоставлять возможность альтернативной службы для тех, кому религ. убеждения не позволяют брать в руки оружие (ст. 143). Органы гос. власти не имеют права «учреждать религиозные культы или церкви, субсидировать их, вмешиваться в их деятельность или устанавливать с ними или их представителями отношения… за исключением сотрудничества ради общественных интересов» (ст. 19). В школах «религиозное образование является необязательным», но «предоставляется во временных рамках обычных школьных занятий» (ст. 210), религ. школы имеют доступ к общественным фондам (ст. 213). Гос-во признает церковный брак, если при его заключении не были нарушены законы страны (ст. 226).

Лит.: Morris J . W . The History of the Brazil Mission // History of the Theological Seminary in Virginia and Its Historical Background: In 2 vol. / Ed. W. Goodwin. Rochester (N. Y.), 1924; Бразилия. М., 1963; Lloyd Mecham J . Church and State in Latin America: (A History of Politico-Ecclesiastical relations). Chapel Hill, 1966; Славкин Л . Ю . Земля Святого Креста. М., 1970; Григулевич И . Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Культура Бразилии. М., 1981; Bruneau T . C . The Church in Brazil: The Politics of Religion. Austin (Texas), 1982; Constituao: Republica Federativa do Brasil, 1988. Brasilia, 1988; Mainwaring S . Igreja Catolica e politica no Brasil, 1916-1985. San Paulo, 1989; Cook G . New Face of the Church in Latin America. N. Y., 1994; Андронова В . П . Евангелическая экспансия в Латинскую Америку: Очерки истории зап. протестантизма. М., 1995; Мосейкина М . Н . Отец Феодосий - архиепископ Сан-Паульский и всей Бразилии // Лат. Америка. 2000. № 7. С. 69-74; Statistical abstract of Latin America. Los Angeles, 2000. Vol. 36; Anuario estadistico de America Latina y el Caribe / Naciones Unidos. Santiago (Chile), 2000; Catholic Almanac, 2002. Huntington (Indiana), 2001.

Бразилия считается не только одной из самых эмоциональных, но и самых религиозных стран. Оказываясь в этом чудесном государстве, Вы не сможете этого не заметить. Интересно и то, что бразильцы, наравне со своей набожностью, могут делать самые неожиданные вещи. Только сейчас Вы видите как бразилец погрузился в молитву, и уже через несколько секунд он же крушит все вокруг на эмоциональном порыве. Несмотря на это, Бразилия является одной из наиболее религиозных стран.

Абсолютная свобода вероисповедания есть только в Бразилии

Большая часть бразильцев - католики. Исторически так сложилось, что эта страна еще много веков назад находилась под тщательным присмотром Рима, потому наиболее устойчивый вопрос, к которому принято подходить с максимальной ответственностью - это вопрос веры. Сегодня можно встретить множество доказательств тому, что в Бразилии очень религиозные жители. Так, практически на каждой улице в каждом городе есть костел, в который можно зайти помолиться, побыть наедине со своими мыслями, или исповедаться.

Важно знать, что в Бразилии проживает наибольшее количество католиков на планете. Из всех жителей страны 87% считаются католиками. Однако, в Бразилии не так просто попасть в церковь, как может показаться на первый взгляд. Необходимо знать, что есть "белые", а есть "черные" католические костелы. Несмотря на то, что рабство осталось в далеком прошлом, традиции остались прежними. Потому, в "черной" католической церкви священник темнокожий, а в "белой" могут проповедовать только священники с белой кожей.

Параллельно с католицизмом в Бразилии исповедуется протестантизм. Ввиду того, что в 15 веке активно развивалось лютеранство, многие жители Бразилии приняли эту ветвь христианства. Особенной популярностью это вероисповедание пользуется у афроамериканцев, которые с большей легкостью принимают в свою жизнь различные нововведения.

Ввиду того, что коренными жителями Бразилии являются индейцы, Вы можете прямо на улице встретить настоящего шамана, который не только расскажет о сути многовековой религии, но и заглянет в Ваше прошлое или будущее. Естественно, это не может не впечатлять. Потому, если Вы оказались в Бразилии, обязательно посетите все местные религиозные достопримечательности, включая представителей тех или иных конфессий.

Кандомбле является достаточно популярной местной религией, которой симпатизируют многие бразильцы. Ее суть заключается в том, что верующие поклоняются духам Ориша. Эта религия имеет некоторое сходство с язычеством, поскольку в ней присутствует поклонение духам различных стихий и событий. Примечательно то, что данная вера считается самой глубокой и искренней, несмотря на незначительное количество последователей.

Более миллиона бразильцев считают себя мормонами. Известно, что это религиозное течение достаточно скандально, однако это не мешает занимать мормонам в религии Бразилии достаточно солидное место. Свидетели Иеговы, кришнаиты и буддисты являются также неотъемлемой частью религиозной Бразилии. Настоящим подтверждением тому являются не только храмы, но и памятники архитектуры.

Таким образом, к какой бы конфессии Вы не относились, можете не беспокоиться о том, что Вы сможете найти свою церковь и встретиться с единомышленниками. Благодаря абсолютной свободе вероисповедания,в Бразилии существенно уменьшается преступность, а также каждый житель страны может обрести покой и уверенность в завтрашнем дне.

Религия Бразилии нашла свое отражение в различных памятниках архитектуры

Наверняка, Вы уже давно успели познакомиться с главной религиозной достопримечательностью Бразилии. Статуя Христа Спасителя знаменита во всем мире, и не единожды встречалась в самых различных обстоятельствах. Но одно дело увидеть ее на картинках, а другое дело - смотреть на нее собственными глазами, находясь в Бразилии. Естественно, такой момент трудно не запомнить. Потому, если Вы оказались в Рио-де-Жанейро, Ваша задача сфотографировать или сфотографироваться с главной религиозной достопримечательностью страны. Для этого Вам всего лишь потребуется подняться по ступенькам в гору Корковаду, преодолев множество ступенек.

Кафедральный собор Метрополитана также трудно оставить без внимания. Он поражает не только своей духовностью, которая окружает собор, но и своими масштабами. На первый взгляд этот собор похож на большое здание, которое ничем не отличается от других строений в городе. Однако, стоит лишь войти внутрь, как Вас охватит бесконечное чувство восхищения. Великолепные фрески самых разных оттенков и наполненности, уникальные и неповторимые скульптуры, лепнина и множество других шедевральных творений поражают своим великолепием.

Храм Соломона в Бразилии, видео:

Золотая статуя Будды, которую прихожане построили на свои средства, служит символом настоящей веры. Следует сказать о том, что это одна из самых больших в мире, статуй Будды. Естественно, существует еще много различных достопримечательностей, которые принадлежат к разным религиозным течениям. Однако, каждая из них позволяет по-достоинству оценить всю глубину и значимость религии в Бразилии.

Несмотря на то, что Бразилия является светским государством со свободой вероисповедания, бразильцы считаются одним из самых религиозных народов в мире. Лидирующей религией здесь является христианство, которое исповедует почти 91% жителей. Впрочем, бразильцы не забывают и свои традиционные культы.

Католичество

Большинство местных жителей являются христианами-католиками. Распространение католичества в Бразилии началось одновременно с завоеванием этой страны европейцами — в середине XVI века. Вместе с португальскими завоевателями сюда приезжали миссионеры — представители разных католических орденов (бенедиктинцы, францисканцы, иезуиты и др.). Они занимались распространением христианского учения, а также основывали школы, больницы и богодельни. Постепенно католицизм вытеснил традиционные верования коренных жителей.

По конституции 1822 года, принятой после признания Бразилии независимым государством, католичество стало официальной государственной религией. Сегодня в Бразилии находится множество католических святынь, ежегодно притягивающих к себе сотни тысяч верующих. К ним относятся:

  • Названная одним из новых семи чудес света 38-метровая Статуя Христа-Искупителя;
  • Собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро;
  • Собор Носса Сеньора де Апаресида в Сан-Паулу.

Под влиянием местных традиций католическая религия в Бразилии стала трансформироваться. Здесь часто возникают неримские варианты католичества. Кроме того, с каждым годом число католиков в Бразилии сокращается, о чём свидетельствуют данные переписей населения. Многие из них переходят в общины протестантов, а многие становятся атеистами.

Протестантизм

Протестантизм — второе по популярности вероисповедание в Бразилии. Здесь существует огромное количество самых разных протестантских толков — пятидесятники, лютеране, баптисты, адвентисты седьмого дня и многие другие. Первые протестантские миссионеры — французские кальвинисты — появились здесь также в XVI веке. Однако французы были быстро вытеснены из Бразилии португальцами. Затем распространять протестантизм пытались переселенцы из Голландии, но окончательно эта ветвь христианства закрепилась в Бразилии только в XIX веке. Её распространению способствовало провозглашение свободы совести в 1824 году.

В сельской местности, где очень плохо развито образование, протестантские пасторы, помимо проповеднической деятельности, обучают детей грамоте и счёту. В последнее десятилетие число протестантов в Бразилии неуклонно растёт.

Прочие религии

Помимо христиан, в Бразилии живёт немало приверженцев других религий. Здесь весьма популярны:

  • Древние верования чернокожих рабов, привезённых в Бразилию из Африки: кандомбле и умбанда. Люди, придерживающиеся этих религий, верят в духов, гадают, проводят совместные церемонии, включающие песни, танцы и церемонии подношения даров божествам. Под влиянием христианства часть духов в этих религиях стала ассоциироваться с теми или иными католическими святыми.
  • Спиритизм — вера в возможность общения с душами умерших. Впрочем, многие из спиритов относят себя к католикам.
  • Различные мессианские движения, возникшие из смешения христианства и традиционных индейских верований. Суть этих движений сводится к вере в скорый приход Спасителя.
  • Культ предков и шаманизм.

Также в Бразилии можно встретить буддистов, мусульман, иудеев и православных христиан. Очень многие бразильцы не относят себя ни к одной из существующих религий, однако, занимаются различными духовными практиками и утверждают, что ищут свой путь к богу вне каких-либо церковных организаций.

Бразилия религиозная

Как известно, религия является важной частью культуры любой страны, тем более такой пёстрой и многоликой, как Бразилия. Для того, чтобы верно понять нравы и обычаи бразильцев, разобраться во всех тонкостях сложного национального характера, нужно, прежде всего, познакомиться с их духовной жизнью, включая отношение к Богу. Если взять карту Бразилии и цветными карандашами отметить на ней области распространения тех или иных религиозных культов, то получится нечто вроде огромной мозаики. Что поделаешь: без малого 170 миллионов жителей, и сколько людей - столько мнений!

Обычно Бразилию называют католической страной, более того, оплотом католицизма в Латинской Америке. С одной стороны, это действительно так: по официальным данным 1999 года, 119,7 млн. бразильцев, то есть примерно 73% населения, считают себя приверженцами римско-католической церкви. Однако, с другой стороны, в Бразилии существуют десятки иных веро- исповеданий, да и в самом католичестве различаются два направления - каноническое и национальное.

В XVI-XVII веках, когда в Бразилии формировалась система крупного землевладения, на севере и северо-востоке страны сложилась устойчивая традиция. Основывая фазенду, богатый португальский переселенец, как правило, человек очень набожный, одновременно закладывал дом (Casa grande), олицетворявший самодержавную власть хозяина на своей земле, и семейную церковь, которая становилась своего рода духовным центром его владений. В большинстве случаев старшие сыновья помещиков наследовали отцовские плантации, младшие же были священниками, настоятелями фамильных приходов. Так зарождалась бразильская "земельная аристократия" (nobreza da terra), сосредоточившая в своих руках всю полноту светской и духовной власти в пределах отдельно взятых имений. Старинные семейные церкви, на стенах которых портреты знаменитых предков соседствуют с ликами святых, до сих пор сохранились в сельских районах Бразилии. В целом же, влияние католицизма преобладает на большей части её территории - от Белена на севере до Рио-де-Жанейро на юге.

Многие бразильцы регулярно посещают богослужения и соблюдают все установленные обряды (praticantes dedicados), некоторые бывают в церкви лишь время от времени, воспринимая христианский ритуал скорее как дань вековой традиции (praticantes eventuais), а кое-кто даже не помнит, когда в последний раз причащался (não praticantes), однако всех их объединяют главные религиозные праздники - Рождество (Natal) и Пасха (Páscoa).

Если не считать изнурительной жары (в конце декабря температура воздуха в Рио может подниматься до +40°), бразильское Рождество напоминает русское: поздний ужин, который иногда именуется французским словом réveillon , но чаще - попросту ceia , подарки, шампанское, рождественская индейка. Что касается Пасхи, то отношение к ней всегда более серьёзное, я бы сказал, благоговейное. На Страстной неделе постятся даже самые закоренелые скептики, в связи с чем резко поднимаются цены на рыбу и морепродукты: в этом году, например, килограмм трески стоил порядка $20! Едва ли не в каждом приходе, помимо торжественных богослужений, проходят театральные постановки на сюжеты из Библии. Особенным великолепием отличается спектакль в городке Новый Иерусалим (штат Пернамбуку), в котором участвуют известные актёры. Большой популярностью пользуются также пасхальные яйца, от дешёвых поделок до настоящих произведений искусства. В праздничные дни их покупают в таком количестве, что сами бразильцы, посмеиваясь, говорят о "потребительской лихорадке" ("febre de consumismo").

К югу от Рио-де-Жанейро, особенно в таких городах, как Сан-Паулу, Куритиба и Порту-Алегри, с католическим вероисповеданием соседствуют различные течения протестантизма . Если до 1889 года католичество являлось официальной религией колониальной и имперской Бразилии, то с провозглашением республики все конфессии получили равные права. Через 100 лет после этого события, в конце 1980-х годов, в Бразилии насчитывалось около 8 млн. протестантов. К их числу относились 2,1 млн. лютеран преимущественно немецкого происхождения, 1,1 млн. баптистов, 1 млн. последователей Шведской свободной миссии, 989 тыс. пятидесятников, 550 тыс. пресвитериан, 549 тыс. конгрегационалистов, 500 тыс. методистов, 100 тыс. адвентистов седьмого дня, а также группы приверженцев Бразильской епископальной церкви и Армии спасения, мормонов, реформатов и меннонитов. На сегодняшний день протестантская община Бразилии - крупнейшая в Южной Америке, тогда как православная - одна из второстепенных. Православные христиане - это, в основном, потомки украинских иммигрантов, которые прибывали в Бразилию на рубеже XIX - XX веков в поисках лучшей жизни.

Кроме собственно христианских, в Бразилии широко распространены афро-христианские культы , возникшие в эпоху рабовладения. В течение 350 лет бразильская экономика базировалась, главным образом, на рабском труде; бесчисленные плантации кофе, какао и сахарного тростника возделывались руками негров-рабов, которых во множестве завозили из португальских Анголы и Мозамбика, а также с западного побережья Бенина, Нигерии и Ганы. Раб-африканец попадал в совершенно чуждый ему мир, зачастую не мог даже элементарно объясниться по-португальски (для чернокожих существовала презрительная кличка boçal , то есть "тупица", "дубина") и, работая из-под палки, оказывался в настолько тяжёлых физически и унизительных морально условиях, что религия становилась для него единственным утешением и, по существу, единственной надеждой. Однако по законам того времени, язычники подлежали обязательному, если не добровольному, то насильственному, обращению в христианскую веру. Отказ креститься означал для раба суровое наказание, вплоть до убийства, а крещение - очевидную измену обычаям предков. Оставалось одно: совместив старую и новую религии, сделать так, чтобы "и овцы были целы, и волки сыты"! Таким образом появился специфически бразильский культ кандомбле, основанный на религиозном синкретизме, то есть смешении веры в древних языческих богов чёрной Африки ("ориша") с почитанием христианских ангелов и святых.

Сначала в "самом африканском" регионе Бразилии - Баии, а затем и по всей стране сложилась парадоксальная ситуация. Хозяева считали своих рабов христианами, хотя в действительности они лишь притворялись таковыми, придерживаясь собственной, пусть несколько видоизменённой, веры. Официальная церковь, конечно же, знала о том, что происходит на плантациях, однако смотрела на это сквозь пальцы: дескать, с течением времени пережитки язычества сами собой забудутся. Что же случилось на самом деле? Мало-помалу сложился целый синкретический пантеон: могущественного бога плодородия и урожая Ошала стали отождествлять с Христом; богиню моря Йеманжу - с Пресвятой Девой Марией; божество грома и молнии Шанго - со Св. Иеронимом, а его женскую ипостась Иансан - со Св. Варварой; грозного бога войны и железа Огуна - со Св. Георгием; божество земли Омолу - со Св. Бенедиктом, а покровителя близнецов Ибежи - со Св. Козьмой и Дамианом. В настоящее время афро-христианские культы - кандомбле в Баии, макумба в Рио-де-Жанейро, шанго на севере Бразилии - по-прежнему имеют тысячи поклонников, и никому в голову не приходит считать их устаревшими.

Жрецов синкретической религии именуют, в зависимости от пола, pai de santo или mãe de santo , то есть "отец (или мать) святого". Как правило, это всеми уважаемые люди, которые живут в специально выстроенных для святых домах (terreiros), присматривая за алтарями и преподнося идолам ритуальные блюда и напитки. Ежегодная церемония в честь того или иного святого представляет собой незабываемое зрелище. Участники праздника, которых называют "filhos de santo" - "дети святого", надевают одежду определённого цвета и фасона; например, в день Св. Варвары - Иансан (4 декабря) буквально вся Баия облачается в красное: женщины носят алые платья и сарафаны, мужчины даже на работе появляются в красных пиджаках или, по меньшей мере, галстуках. Богослужение начинается с обращения к злому духу Эшу, иначе говоря, Сатане с просьбой не мешать церемонии. Затем происходит ритуальное действо в честь божества, сопровождаемое традиционными песнями и хороводом под ритмичный стук барабанов. В ходе обряда, продолжающегося несколько часов подряд, некоторые из верующих переживают религиозный транс, совершая непроизвольно судорожные телодвижения, падая на землю и даже теряя сознание.

За последние 30 лет ни одно социологическое исследование не дало ясного ответа на вопрос, сколько всего бразильцев исповедуют подобную религию, так как многие из них, формально являясь католиками, поклоняются Шанго или Йеманже. Факт, однако, заключается в том, что приверженцем кандомбле может быть и рыбак из Сеары, и бизнесмен из Сан-Паулу. В современных условиях ни цвет кожи, ни социальное положение верующего значительной роли не играют.

Из представителей других конфессий, проживающих в Бразилии, следует отметить мусульман суннитского толка (выходцы из Сирии, Ливана и других арабских стран), буддистов и синтоистов (японская колония, насчитывающая более 1 млн. человек, а также китайцы и переселенцы из стран Юго-Восточной Азии), иудаистов (около 150 тыс. человек) и, наконец, спиритуалистов, число которых непрерывно возрастает. В конце 1971 года в Бразилии насчитывалось 759 тыс. спиритуалистов, а в конце 2001 - свыше 1,5 млн. В принципе, спиритуализм - тоже отчасти синкретическая религия, поскольку объединяет христианскую догматику с типично восточной идеей о реинкарнации, то есть посмертном переселении души в новую оболочку.

Наиболее влиятельной из спиритуалистических доктрин является кардецизм , основоположником которого был французский философ и психолог Ален Кардек, всесторонне разрабатывавший теорию загробного существования души. По мнению его последователей, души умерших продолжают существовать в некоем потустороннем мире, и при посредстве духовно одарённых людей - медиумов - с ними можно установить контакт. Отсюда один шаг до всем известных спиритических сеансов, которые кардецисты наделяют чертами религиозно-мистического ритуала. Верующие собираются в молельных домах, внешне похожих на обычную церковь: во многих из них имеется католический алтарь, а стены украшены цитатами из Библии. Основные обряды - молитвы, чтение и толкование Евангелия, освящение воды, которую затем раздают больным, - также напоминают христианские. Впрочем, кульминацией сеанса, так или иначе, становится общение с духами, а его главным действующим лицом - медиум. Чаще всего вызывается дух одного из древних африканских или индейских богов, и собравшиеся задают ему различные вопросы, от чисто бытовых до политических.

Распространение спиритуализма в бразильском обществе обусловлено, во-первых, тем, что это учение не только не стремится конкурировать с официальной церковью, но напротив подкрепляет каждое из своих положений ссылками на Священное писание, а во-вторых, - его популярностью среди художественной элиты (артистов, писателей, музыкантов), вкусам которых подражают многие рядовые бразильцы.

Новым этапом в развитии спиритуализма стал относительно молодой культ умбанда , который возник в Рио-де-Жанейро. В нём удивительным образом переплелись христианские (католичество), афро-языческие (макумба) и спиритуалистические (кардецизм) элементы.

Рассказ о Бразилии религиозной будет неполным, если не упомянуть о мессианизме , то есть мистической вере в приход мессии, появление харизматического лидера, способного повести за собой массы. Бразильский мессианизм зародился в засушливых районах северо-востока страны (сертанах), где жизнь беднейшего населения - крестьян, индейцев и рабов - на протяжении столетий была особенно трудной. Индейцы тупи, издавна обитавшие в этих местах, верили в скорый приход мифического пророка, который освободит их от гнёта европейцев, крестьяне-подёнщики, не владевшие даже клочком земли, ждали второго пришествия Христа, с которого начнётся Царство Божие, а негры-рабы просили о помощи исконно африканских богов, однако искренняя вера в грядущего мессию, каким бы именем его не называли, была характерна для каждого из них.

Время от времени на этой почве возникали стихийные народные выступления против помещиков, колониальных властей, а заодно и против церкви. Самым крупным было движение 1896-97 годов в штате Баия, где после отречения императора Педру II и провозглашения бразильской республики резко обострился аграрный кризис. Каменщик Антониу Масиэл по прозвищу Консельейру (Conselheiro - "Советчик", "Наставник"), сплотивший вокруг себя около 9 тысяч безземельных крестьян и бывших рабов, основал в местечке Канудус религиозную коммуну. Проповедуя равенство и братство всех людей, он призывал не подчиняться правительству в Рио-де-Жанейро как воплощению Антихриста и, более того, объявить пахотные земли, леса и пастбища народной собственностью, - по сути дела, создать колхоз! Сторонники Консельейру, число которых вскоре достигло 30 тысяч, видели в нём великого праведника и чудотворца, тогда как власть имущие - опасного маньяка, посягнувшего на самые устои государства. Посланные в Канудус войска жестоко расправились с крестьянской общиной: сам Консельейру погиб в бою, а его последователи были почти поголовно истреблены карателями. В течение 5 лет бразильское правительство не допускало ни одного упоминания об этих трагических событиях в печати. Лишь в 1902 году появилась документальная повесть "Сертаны" Эуклидиса да Кунья, посвящённая утопии Консельейру. С этой книги, собственно говоря, и началась в Бразилии марксистская агитация…

Духовные течения, родственные мессианским, существуют в Бразилии до сих пор, но сегодня их цели и методы, разумеется, абсолютно мирные. Так, популярное в Бразилии волонтёрское Гуманистическое движение (Movimento Humanista), провозгласившее человеческую личность главной общественной ценностью, отстаивает идеи социальной справедливости с помощью масс-медиа и Интернета, а его лозунг "Paz, força e alegria" ("Мир, сила и радость") подразумевает силу христианской взаимопомощи, а не увесистого кулака.

И последнее. Изучая историю Бразилии от экспедиции Кабрала до сегодняшнего дня, поражаешься не столько духовному, в частности, религиозному многообразию этой страны, сколько её исключительной веротерпимости. На протяжении пяти веков Бразилия не знала ни религиозных войн, ни масштабных преследований иноверцев, свойственных, например, средневековой Европе. Начиная с 1824 года, бразильская конституция гарантирует гражданам свободу вероисповедания. В таких мегаполисах, как Сан-Паулу, компактно проживают представители всех мировых религий - итальянцы-католики, немцы-лютеране, евреи-иудаисты, арабы-мусульмане, японцы-буддисты, - но отношения между ними вполне дружелюбные, можно сказать, добрососедские. Помня о своём происхождении и сохраняя обычаи предков, каждый из них считает себя, прежде всего, бразильцем.

Олег Андреев, июнь 2004 г.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»