Сравнительный анализ политических режимов. Основные различия между тоталитарными режимами Как считаете, может ли существовать какой-либо политический режим без проекта утопического толка

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени B.C. Черномырдина»

Губкинский институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени B.C. Черномырдина»

Кафедра Информационных технологий


Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Общее и особенное в тоталитарных режимах»


Выполнил:

студент 2 курса

Группы Э-10

Спец. 080502

Бондарев С. А.

Руководитель:

доктор ист. наук

Богданов С. В.


г. Губкин,



Введение

Понятие тоталитаризма

2.Сходства нацизма в германии, итальянского фашизма и коммунизма СССР

1Идеология

2Средства управления. Социальный вопрос. Формирование человека нового типа

3Экономика

Отличительные черты режимов

1Идеологические различия

2 Политические различия

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Обычно тоталитарные режимы изучают с точки зрения их организации, неудач и преступлений. Однако такие режимы в истории часто находили поддержку среди широких слоев населения - в силу свойств общественной психологии («стадные» инстинкты, малограмотность) и использования изощренной техники обработки массового сознания. Опасность тоталитаризма в том, что ее влиянию подвластны как широкие массы населения, так и интеллигенция, способная стать проводником идеологии в массы. Актуальность данной работы заключается в том, что она призвана показать общее пагубное направление тоталитарных режимов, а также их особенности во избежание заражения этой идеологией российских умов, стремящихся перенять западные направления в любой области или «патриотично» повторить опыт XX века.

Цель данной работы заключается в рассмотрении общих черт и особенностей тоталитарных режимов. Из целей исследования вытекают основные задачи:

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть сущность тоталитаризма;

Исследовать разновидности тоталитарного режима;

Выявить общее и отличающее тоталитарные режимы.

Предмет исследования - характерные черты тоталитарных режимов. Объект исследования - тоталитарные режимы в Германии, Италии и СССР. Контрольная работа выполнена в объеме 11 страниц машинописного текста, включающего введение, три раздела с подпунктами, заключение и список используемой литературы.


1.Понятие тоталитаризма


Термин тоталитаризм произошел от латинского слова «totalitas», которое переводится как «полнота». Впервые он был введен в оборот в начале XX века идеологом фашизма Италии Дж. Джентиле, а в 1925 году его использовал в выступлении Б. Муссолини, лидер итальянского фашизма. Сущность тоталитаризма заключается в стремлении государства к полному контролю всех сфер жизни общества, подчинению людей господствующей идеологии.

Можно выделить следующие признаки тоталитаризма:

·стремление государства к всеобъемлющей власти;

·отчуждение общества от политической власти, которое оно не осознает; формирование представления о единстве народа и власти; контроль государства над экономикой, СМИ, культурой, вплоть до поступков людей;

·абсолютная регламентация отношений в обществе (дозволяется только то, что прямо разрешается законом);

·формирование государственной власти, недоступной для народного контроля закрытым бюрократическим способом;

·доминирование методов насилия, террора и принуждения.


2. Сходства нацизма в германии, итальянского фашизма и коммунизма СССР


Тоталитаризм подразделяется на «левый», примером которого может послужить советский коммунизм, и «правый», к которому относятся итальянский фашизм и немецкий национал-социализм.


1 Идеология

тоталитаризм режим политический социальный

Общей чертой всех тоталитарных режимов является идеология и способы ее функционирования. Главная цель этого движения - создание нового общества с новыми людьми. При этом указывался враг, подлежащий беспощадному истреблению в борьбе ради достижения цели. Несмотря на все враждебные настроения, упомянуть либерализм никогда не забывали. Агрессию представляли как последнюю необходимость в достижении будущей новой жизни. Место нравственных ценностей должна была занять верность идеологии, при этом истолковывать настоящие интересы движения могли только избранные. Если в религиозных или традиционных доктринах существовали единые цели, то в тоталитаризме они зависели от воли вождя.

Общеизвестно, что как при коммунизме, ведущим историю от идей К. Маркса и Ф. Энгельса, провозглашающих превосходство класса пролетариата над другими, так и при фашизме, базировавшемся на философии Ф. Ницше, говорившего об избранстве немецкой нации,за идеал была принята пирамидальная структура власти. Судьбы людей не имели значения, а государство в обоих случаях строилось как террористическая диктатура.


2.2 Средства управления. Социальный вопрос. Формирование человека нового типа


Для тоталитарного режима характерна монопольно властвующая массовая партия, уничтожающая все партии по приходу к правлению. Сознание населения обрабатывается согласно идеологии, и все средства массовой информации находятся под контролем. Господствующим классом становится партийная бюрократия, объединившаяся с государственным аппаратом. Создается замкнутая гигантская, не обновляющаяся и оторванная от общества система с всепроникающей коррупцией. Такое положение дел вызывает недовольство, а при этом неизбежным является террор как удержание власти.

Для нормального существования диктатуре нужно иметь уравновешивающий фактор - внутреннего и внешнего врага. Внешним врагом в рассматриваемых государствах признавались - буржуазные демократии и международный империализм. Цель- завоевание мира, средство ее достижения - мировая война. Без отражения внешней угрозы режимы теряют смысл, т. к. сущность тоталитаризма - агрессия. Внутренние же враги в СССР назвались врагами народа, а в Германии - врагами нации. Это были прежде всего представители интеллигенции и духовенства - лучшие люди в нравственном и физическом отношении, способные противостоять идеологическому террору. «Бог» и «ум» не давали диктаторам влиять на этих людей.

Для управления внутриполитической ситуацией в таких условиях, необходим был аппарат подавления. Террор был узаконен и являлся частью государственной политики. Никто не мог никому доверять, т.к. каждый следил друг за другом. Чистка имела место даже внутри самой партии, порождая атмосферу всеобъемлющего страха.

Тоталитарный режим характеризуется полным пренебрежением к человеческим судьбам и жизням. Люди - всего лишь «винтики» в его механизме. Сталин говорил: «Нет человека - нет проблемы», Гитлер считал так же. Счастливая жизнь обещалась людям за счет ограбления чужих народов, либо части своего собственного.

Одно из главных отличий тоталитаризма от других форм деспотизма (авторитаризма и абсолютизма) заключается в его стремлении переделать человеческую природу. Угрозу он видит в инакомыслии и пытается искоренить его, унифицировать людей и подавить личностные качества в человеке. Система террора формирует в человеке состояние абсолютной незащищенности и покинутости. Проведение такой политики приводит к моральной деградации общества, т. к., отрицая мораль, режим не может призвать людей к совести.


3 Экономика


Сходство тоталитарных режимов в области экономики состоит в распространении влияния государственного регулирования во все отрасли хозяйства, а также в замене принципа частной собственности на принцип уравниловки. За счет организации дешевых рабочих мест и принуждения к труду была ликвидирована безработица, но экономические стимулы, особенно в сельском хозяйстве, почти бездействовали, в результате чего снизилась производительность труда и качество в обеих странах. Со сложной экономической ситуацией пытались справиться методами рабовладельческих государств - принудительным трудом миллионов заключенных.Кроме того, экономику подрывает в этом случае непомерная милитаризация - увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям. Гражданам внушается, что жизнь в государстве, окруженном со всех сторон врагами естественна.

Во всех трех странах отмечалась коллективная организация труда в государственном масштабе, т.е. превращение экономики в одну большую фабрику, в которой все становятся исполнителями плана, ведущая к свертыванию предпринимательской активности, распространению равнодушия к труду и безответственности, развитию иждивенческих качеств.


3.Отличительные черты режимов


3.1Идеологические различия


Немецкий нацизм и итальянский фашизм принято относить к «правой» ветви тоталитаризма, однако эти режимы тоже имеют различия. Правая ветвь была зарождена в Италии и получила название фашизм от «fascio», означающее «пучок», «объединение». Позже эту идею перехватил Гитлер и развил до национал - социализма. Основой обе идеи имеют шовинизм (крайняя мера национализма), но в Италии он был направлен на возрождение Римской империи и усиление государства, то в Германии послужил теорией превосходства рас, доведенной до антисемитизма.

Основой идеологии коммунизма стало марксистское учение о классовой борьбе, ведущей к установлению диктатуры пролетариата как промежуточной стадии на пути построения бесклассового общества. Следовательно, в основе коммунизма лежит та же идея превосходства, но классовая.


2 Политические различия


Государство - главный элемент политической системы, а значит, основные различия связаны в этой сфере с отношением к нему.

Для фашистов государство является абсолютом, наибольшей ценностью, в сравнении с которой индивиды относительны и малозначимы. Национал - социалисты же видели государство как средство сохранения народа, и вообще представлялось как промежуточный этап в строительстве расового общества. В этом замечается сходство с идеями Ленина и Маркса.

К. Маркс и Ф. Энгельс говорили о государстве, что оно является результатом разделения общества на противоборствующие классы и орудием власти одного класса над другим. В переходный период от капитализма к социализму будет существовать временное государство, которое основано на диктатуре пролетариата. С исчезновением же враждебных классов исчезает и государство за ненадобностью. В переходной сущности государства коммунисты солидарны с национал - социалистами.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить структурное сходство фашизма, нацизма и сталинизма. Однако характер идеологии, социальная основа этих режимов существенно отличаются, поэтому нельзя говорить о фашизме и сталинизме как о синонимах.


Заключение


Изучив стороны тоталитарных режимов, можно сказать, что такая система управления обладает высокой способностью к мобилизации всех ресурсов для достижения целей, например, ради победы в войне, оборонного строительства. Однако долгое время существовать такие режимы не могут и не должны. Они губят страну, уничтожая лучших представителей, ухудшая общий генофонд; «давят» на людей, обезличивая их; «питаются» за счет разжигания розни; формируют власть, недостижимую для народа и неподконтрольную ему и т.д.

Несмотря на различия, имеющиеся в различных тоталитарных режимах, будь то национал - социализм, фашизм или коммунизм, общая их природа разрушительна, кратковременные успехи иллюзорны, а «счастливую жизнь» строителей такой структуры довольно трудно представить. Этот строй обречен - такое закрытое общество не приспособлено к полноценному обновлению и учету требований, представляемых непрерывно изменяющимся миром.


Список используемой литературы


1.Верт Н. Сравнивая Гитлера и Сталина сегодня // Россия и Германия на пути к антитоталитарному согласию. - М. - 2000.

.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев - М.: Издательская корпорация «Логос», 2007.

.Любин В. Преодоление прошлого: споры о тоталитаризме в Германии, Италии и СССР // Россия XXI. - 2003. - №5.

.Панарин А.С. Политология: Учебник. - 2-е, перераб. и дополненное. - М.: ТКВелби, 2004. - 440 с.

.Пленков О.Ю. О содержании понятия «тоталитаризм» // Преподавание истории в школе. - 1991. №1.

.Политология / М.А. Василик, И.П. Вишнякова-Вишневецкая, Ю.Г. Вилунас и др.; Под ред. М.А. Василика. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Издательство ACT", 2002.- 400 с.

.Политология. Курс лекций (4-е издание, переработанное и дополненное). - М.: Зерцало, 2008.

.Салмин А.М. К проблеме генезиса тоталитаризма // Тоталитаризм как исторический феномен. - М. - 1989.

.Семыкина Т. В. Политические режимы. - М.: Приор, 2004

.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 6 Вопрос. Верно ли, что любое правление в интересах народа является демократическим?
  • 7 Вопрос. Дайте краткую характеристику форм правления и их разновидностей.
  • 8 Вопрос. Дайте характеристику директивного, функционального и коммуникативного аспектов власти. Какой аспект власти в наибольшей мере соответствует условиям современного общества?
  • 9 Вопрос. Как бы вы могли охарактеризовать партии «новой волны»?
  • 10 Вопрос. Как взаимодействуют процессы демократизации и глобализации?
  • 12 Вопрос. Как соотносятся политика и мораль?
  • 13 Вопрос. Какая модель демократии в наибольшей мере соответствует условиям многосоставного общества?
  • 14 Вопрос. Какие критерии применил Хуан Линц при построении типологии политических режимов?
  • 15 Вопрос. Какие процессы ведут к трансформации тоталитарных режимов в посттоталитарном направлении?
  • 16 Вопрос. Какие факторы позволяют ряду исследователей указывать на угрозу «глобальной недемократической волны»?
  • 17 Вопрос. Каким образом выражается институциональная зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы.
  • 18. Каким образом можно истолковать выражение «политика как наука и искусство»?
  • 19. Какими средствами можно ограничить политическую власть?
  • 20. Какими факторами определяется нарастание тенденций децентрализации и федерализации в унитарных государствах?
  • 21.Каковы функции государства? Являются ли функции государства неизменными? Постоянно ли их соотношение?
  • 22.Каковы элементы общего и особенного в демократических переходах третьей «волны» демократизации?
  • 24.Какой статус отводится группам интересов в плюралистической модели демократии?
  • 25. Какую роль играет идеология в тоталитарных режимах?
  • 26 Вопрос. Какую роль играет процесс легитимации собственности в современных демократиях?
  • 27 Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?
  • 28 Вопрос. Может ли власть быть неполитической? Если может, то чем политическая власть отличается от иных видов власти?
  • 29 Вопрос. Можно ли политику отождествить с властью? Если можно, то каковы пределы такого отождествления?
  • 30 Вопрос. Назовите отличительные признаки авторитарных режимов
  • 31 Вопрос. Отличается ли власть от господства, влияния, мощи, силы, принуждения, полномочий? Поясните Вашу точку зрения.
  • 32 Вопрос. Охарактеризуйте основные условия демократии и демократизации. Являются ли они обязательными для любого общества?
  • 33 Вопрос. Охарактеризуйте различные типы партийных систем (м. Дюверже)
  • 34 Вопрос. Почему в теории политической системы Дэвида Истона система представлена в виде «черного ящика»?
  • 35 Вопрос. Почему уровень политического участия в тоталитарных режимах выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в тоталитарных режимах?
  • 37 Вопрос. С какими проблемами столкнулись исследователи переходов к демократии?
  • 38 Вопрос. С какой целью в политологии применяется понятие полиархии?
  • 39 Вопрос. Что такое кадровые, массовые и универсальные партии?
  • 40 Вопрос. Является ли легитимное обладание собственностью универсальным принципом демократического государственного строительства?
  • 15 Вопрос. Какие процессы ведут к трансформации тоталитарных режимов в посттоталитарном направлении?

    К посттоталитарным относят порядки советского типа, например постсталинский режим. Методы правления здесь уже утрачивают ряд основных признаков тоталитаризма. Такие режимы отличаются и от собственно авторитарных, хотя в ряде отношений посттоталитарные политические, социальные и экономические структуры преобразуются в авторитарном направлении.

    Обычно посттоталитарные режимы развиваются после ухода из жизни тоталитарного лидера-харизматика, когда начинается процесс так называемой рутинизации харизмы (т.е. попытки законсервировать идеалы прежнего правления). Поскольку культ личности здесь явно ослабевает, то существенно возрастает уровень бюрократизации правящей элиты.

    Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота.

    Начало бюрократизации и профессионализации, определенные элементы либерализации (смягчение тотальной идеологии и большая терпимость к деполитизации) политического процесса в целом означают уже постготалитарное развитие. Политологи выделяют три состояния режима. Ранний постготалитаризм наиболее близок к тоталитарному правлению, однако отличается от него, как правило, возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Н.С. Хрущеве, 1953-1964). В позднем посттоталитаризме власть все более терпимо относится к критике режима (Чехословакия, 1977-1989). При зрелом посттоталитаризме значительно преобразуются все характеристики прежней системы властвования, неизменной остается только руководящая роль партии (Венгрия, 1982-1988).

    В тоталитаризме нет ни социального, ни экономического, ни политического плюрализма, и власть жестоко подавляет любые попытки институционализации или просто выражения оппозиционных мнений. Авторитарные режимы признают ограниченный политический и более широкий экономический и социальный плюрализм. При зрелом посттоталитаризме развивается социальный плюрализм, может даже формироваться параллельная политическая культура, появляются по сути антитоталитарные публикации самиздата. Тогда же складывается и известный экономический плюрализм в виде небольшого частного сектора в сфере услуг, сельском хозяйстве. Вместе с тем посттоталитарный социальный и экономический плюрализм отличается от авторитарного: 1) в авторитаризме сильнее развит частный сектор и больше свободы вероисповедания; 2) зарождающаяся посттоталитарная параллельная культура представляет собой лишенную традиций новую тенденцию, ибо предыдущий режим искоренил все источники организованного и ответственного плюрализма.

    Как показывает исторический опыт, самым устойчивым наследием тоталитаризма оказались позиции господствующей партии. И в посттоталитарных обществах официальная партия все еще обладает «руководящей и направляющей» ролью в политике, монополией на власть и стоит над государством, а пределы ее критики санкционированы только рамками «социалистического плюрализма» мнений.

    Однако при посттоталитаризме меняется характер руководства. Лидеры уже не являются харизматическими фигурами - ведь коллективное руководство не способно быть таковым. Правящая элита расширяется за счет бюрократов, технократов и пр. - номенклатурных работников.

    После кончины всевластного тоталитарного лидера политическая элита прежде всего старается обеспечить предсказуемость нового руководителя и тем самым свою безопасность, что становится едва ли не главным фактором перехода от тоталитаризма к посттоталитаризму. Лидеры нового режима по-прежнему являются выходцами из «руководящей и направляющей» партии, но они неспособны на устрашение своего окружения и общества в целом даже просто из-за нехватки харизматичности. Кроме того, на них уже действуют идеологические лимиты. С точки зрения конституционности власти лидера, ограничения его власти и предсказуемости политики посттоталитарное лидерство сближается с авторитарным. Различия между постоталитаризмом и авторитаризмом прослеживаются между тем в процессе рекрутирования лидеров. Посттоталитарные лидеры обязательно выдвигаются структурами, созданными самим тоталитарным режимом, авторитарных же поднимают к вершинам власти силы прежнего режима. Основной критерий для вхождения в тоталитарную правящую группировку - личная преданность вождю, в авторитаризме - профессиональные навыки в любых областях, включая юриспруденцию и коммерцию. Хотя в зрелом постготалитаризме профессионализм и компетентность в управлении постепенно выходят на первое место, но доступ к получению таких навыков все еще контролируется партией, членство в которой необходимая предпосылка карьеры.

    Вместе с тем в посттоталитаризме меняется отношение к идеологии со стороны и общества и некоторых представителей элиты. Сравнение действительности с утопическим идеалом наполняет политическое сознание скептицизмом, апатией или критическими настроениями, недоверием к «конечной цели» тотальной идеологии. Для большинства граждан идеология становится просто формальным ритуалом, т.е. идеологизированная тоталитарная мобилизация замещается посттоталитарным конформизмом (приспособленчеством). Если в тоталитаризме действовал принцип «тот, кто не с нами, тот против нас», то в идущем ему на смену режиме он переформулирован - «тот, кто не против нас, тот с нами». Значит, можно говорить об относительных деидеологизации и политической демобилизации посттоталитарного общества.

    Итак, характерные признаки посттоталитарных режимов:

    Отсутствие политического плюрализма;

    Появление элементов социального и экономического плюрализма;

    Сохранение официальной идеологии при сравнительном уменьшении идеологизированное™;

    Некоторое ослабление мобилизации граждан через существующие институты, но при обеспечении необходимого уровня конформизма по отношению к режиму;

    Бюрократическое номенклатурное руководство, рекрутируемое из рядов правящей партии.

    Есть две довольно близкие по своей сути формы управления государством - авторитаризм и тоталитаризм. Но разница между ними есть, и притом существенная. Что представляют собой данные политические явления?

    Что такое авторитаризм?

    Под авторитаризмом понимается политический режим, в котором государством управляет один человек или относительно небольшая группа лиц с минимальными ограничениями в полномочиях. Номинально они могут относиться к какой-либо конкретной ветви власти - исполнительной (чаще всего) либо законодательной.

    Авторитарное правление осуществляется без значимого контроля со стороны общества либо других ветвей власти. Поэтому формирование соответствующих органов или назначение на должность главы государства происходит недемократическими методами - посредством административного ресурса либо все же на выборах, но с фальсифицируемыми результатами. Реальная политическая оппозиция в стране отсутствует. Деятельность силовых структур осуществляется в интересах правящих кругов.

    Вместе с тем при авторитаризме могут наблюдаться значительные экономические свободы. Власть способна предлагать частному бизнесу благоприятные условия для развития, не формировать значимых бюрократических барьеров для регистрации и входа на рынок новых предприятий. Это вполне объяснимо: авторитарные правители заинтересованы в больших налоговых поступлениях. Чем более активен бизнес, тем интенсивнее идут платежи в бюджет. Однако авторитарные власти могут (и, как правило, безнаказанно) вмешиваться в дела крупного бизнеса - вплоть до силового присвоения активов предприятий.

    Довольно большое внимание уделяется решению социальных задач - таких как выплата пенсий, поддержка нуждающихся, развитие образования. Допускается умеренно активная общественная деятельность - главное, чтобы она не была связана с политикой. Официальная идеология при авторитаризме, как правило, не насаждается. Авторитарная власть заинтересована в стабильности своих позиций, в том, чтобы граждане не выражали недовольства текущей политической системой - поэтому социальной политике может уделяться особое внимание.

    Что такое тоталитаризм?

    Тоталитаризм - это политический режим, при котором власть также сконцентрирована в руках одного человека или узкой группы лиц, действующих с минимальными ограничениями в части полномочий. Однако назначение главы государства либо правящей верхушки осуществляется исключительно недемократическими методами. На соответствующие должности люди попадают вследствие закулисных игр на уровне высших эшелонов власти либо в результате вооруженных переворотов. Как правило, при тоталитаризме нет выраженного разделения властей. Если оно и есть, то является номинальным.

    Тоталитаризм похож на авторитаризм с точки зрения закрытости политических процессов от общества. Однако он отличается более выраженным проникновением государства в социальные процессы. Если при авторитаризме, как мы отметили выше, обычно не формируется и не насаждается официальная идеология - таковая обязательно сопровождает тоталитаризм. Неповиновение ей наказуемо. Общественная деятельность граждан вне официальной идеологии крайне ограничена.

    Равно как и предпринимательская - в тоталитарном государстве она может быть запрещена вовсе или разрешена в том виде, при котором готовность заниматься бизнесом выражают очень немногие люди. Выгоднее становится устраиваться на работу.

    Вместе с тем уровень жизни в тоталитарном государстве, как правило, вполне приемлем для большинства его жителей. Власть более или менее заботится о социальном равенстве, гарантии дохода, занятости, финансовой поддержке нуждающихся. Поэтому вероятность недовольства гражданами текущей политической системой весьма невысока.

    Сравнение

    Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что первая форма государственного устройства не предполагает значительного вмешательства властей в общественные и экономические процессы. Под полным контролем - только политическая система страны. При тоталитаризме власть управляет, в свою очередь, всеми типами институтов - политическими, социальными, экономическими.

    Тоталитаризм и авторитаризм - формы государственного устройства, которые могут время от времени сближаться друг с другом по некоторым признакам или, наоборот, отдаляться. Дело в том, что для них обоих характерна безграничная концентрация власти в руках отдельных лиц. Политический фактор в данном случае первичен по отношению к социальному и экономическому. При наличии полноты власти правительство всегда может создать «удобные» для себя экономику и социум - с большим или меньшим набором свобод.

    Таблица

    Авторитаризм Тоталитаризм
    Что между ними общего?
    Власть формируется недемократическими методами, концентрируется в руках одного человека или узкой группы лиц с обширным кругом полномочий, деятельность которых не подотчетна гражданам
    Авторитаризм может перетекать в тоталитаризм и наоборот - в зависимости от заинтересованности правящих кругов в либерализации предпринимательской и общественной деятельности граждан либо, напротив, в ужесточении контроля над данными сферами
    В чем разница между ними?
    Правящая верхушка держит под контролем только политическую сферу Правящая верхушка держит под контролем все институты - политические, социальные, экономические
    Разрешена деятельность общественных групп (вне сферы политики) Общественные инициативы граждан по большей части запрещены
    Нет официальной идеологии Есть официальная идеология
    Разрешен частный бизнес Предпринимательская деятельность запрещена либо может осуществляться с существенными ограничениями

    Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель - выполнить конкретную задачу, а именно - вывести страну из исторического тупика.

    Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю . Принцип тоталитарного общества - "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

    В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

    В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей - послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей - послушание и профессионализм.

    Общее

    Стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

    Стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

    Стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

    Относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

    Перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

    Относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.

    34. Тоталитарный политический режим: условия формирования и характерные черты.

    Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

    Признаки тоталитарного режима:

    государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

    общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

    абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

    государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

    доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

    господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

    права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

    экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

    наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

    невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

    государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

    В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие : резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

    Авторитарный (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

    Характерные черты.

    ♦ концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

    ♦ наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

    ♦ ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

    ♦ отсутствие огромного репрессивного аппарата;

    ♦ разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

    ♦ наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

    Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

    36. Демократический политический режим: характерные черты, условия функционирования.

    Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

    Характерные черты .

    избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;

    наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

    разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

    многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

    принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

    отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

    Условия функционирования демократического режима.

    наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

    отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;

    наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

    наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

    гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

    Демократический режим работает эффективно только в том случае , если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против Действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

    37. Государство: сущность, общие признаки, структура и функции. Таможенный кодекс РФ о таможенных органах как государственном институте.

    Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

    Признаки государства:

    1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

    2. система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

    3. территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

    4. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

    5. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

    6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

    Структура государства

    По разделению власти :

    система законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы; судебные органы.

    По выполняемым функциям .

    Органы, осуществляющие внутренние функции:

    Охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

    Социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;

    Духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

    Органы, осуществляющие внешние функции: - вооруженные силы; - разведка;

    Органы межгосударственных отношений.

    Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

    Внутренние функции : экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.

    Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

    Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

    Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

    Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий дтя "удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

    Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

    Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.

    Внешниефункции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.

    [Таможенный кодекс РФ] [Глава 39] [Статья 401]

    1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

    2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.


    Похожая информация.


    Политаризм - это политический способ организации всей общественной жизни. Характеризуется все объясняющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчиненным всей обязательной системы коллективным целям и официальной идеологии.

    Авторитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризуется ограниченной властью одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в неполитических сферах.

    Демократия - одна из основных форм правления политической и социалистической организации общества, государства, власти, развивающийся и прогрессирующий политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления исторические и идеологические предпосылки появления этой типологизации таковы.

    Первобытному обществу необходим был лидер, который бы навел порядок в обществе, управлял бы им, контролировал и их во всем, т.к. такой человек был не в силе еще сам управлять собой, контролировать, поэтому устанавливается тоталитарный режим. Но постепенно человек начал развиваться в области мышления, начали происходить разделения собственности, люди сами стали решать, как им нужно жить, что делать, но лишь в рамках собственных интересах. Политика же и связанные с ней процессы оставались под контролем власти, т.к. человек в этом еще не очень хорошо разбирался, наступил авторитарный режим. Но на этом развитие человека не останавливается, он уже начинает самостоятельно мыслить не только в области своей личной жизни, но и в политике, поэтому ему необходимо становится принимать участие в осуществлении политике, власти, поэтому появляется демократический режим, позволяющий реализовать человеку свои возможности во всех направлениях. Достоинства этой типологизации заключается в том, что человек развивался постепенно, поэтапно развивалось его мышление, не было неразберихи, хаоса, переворотов и т.д. Недостатком данной типологизации заключается в том, что человека подавляли как личность, он становится винтиком в большом механизме (как в тоталитарном авторитарном режиме). Поэтому человек не готов, самостоятельно решать какие - либо вопросы, т.к. за него все решали и делали, объединено в один тип национал социалистического режима в Германии и сталинского режима в СССР является научно-корректным, как общественный строй он возник в Германии. Ему присуще почти все общие черты тоталитаризма. Национал - социализм имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствует у советского коммунизма, прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищи». Но в то же время место класса здесь защищает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических политических системах агрессивность направлена, прежде всего, во внутрь, против собственных граждан, но в национально-социалистических - во вне, против других народов.

    Как считаете, может ли существовать какой-либо политический режим без проекта утопического толка?

    На мой взгляд, политический режим не может существовать без проекта утопического толка. Ведь каждый политический режим «улучшавшему» жизнь - обрисовывает все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий и т.д. Но все это обречено на провал, т.к. «идеальное» общество никому не удалось построить и все режимы терпят крах.

    Можно ли в связи с этим утверждать, что различия между тоталитарным и авторитарным режимами носят количественный, а не качественный характер?

    Мне кажется, в связи с данным утверждением, что в отличие от тоталитарного авторитарный политический режим оставляет некое социальное пространство для свободной самореализации личности, например, он не вторгается в экономику, ограниченно контролирует духовную сферу, не вмешивается в семейную жизнь и т.д. различия между тоталитарным и авторитарным, режимами носит количественный, а не качественный характер. Ведь жизнь человека не изменилась, как существующая тотальная контроль, так он и остался, лишь маленькая часть или количество вышло из-под контроля, человек получил лишь часть свободы, а все остальное контролируется.

    Не говорит ли это о том, что для сравнения выбираются заведомо выгодные типы режимов и предлагаемая типология носит крайне тенденциозный характер?

    Это не говорит о том, что для сравнения выбирают выгодные типы режимов и предлагаемая типология носит крайне тенденциозный характер. Ведь в той или другой мере дружно - лирические режимы в чем-то похожи на тоталитарный, авторитарный или демократический политические режимы.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»