Сценарий развлечения по сказкам для старших дошкольников и младших школьников
Досуг для детей 5-9 лет: «В мире сказок».
Дворецкая Татьяна НиколаевнаГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Досуг познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами сказок.
Назначение работы: Досуг предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Цель: формирование представлений у детей о разнообразных видах сказок.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста интерес к чтению
2. Приучать внимательно, слушать литературные произведения
3. Поддерживать эмоциональную заинтересованность к прочитанному произведению
4. Расширить представления детей о разных видах сказочного жанра
Вступительная часть в стихах.
Сказка устный пересказ
Вымысел сюжета.
Волшебство и чудеса
Обойдут полсвета.
И герои и злодеи
В сказке слушателей ждут.
Незаметно малых деток
Воспитают, развлекут.
Ценность сказки велика!
Кладовая знаний!
Нарушителям запрета
Будут испытания.
Кто с достоинством пройдет
Трудности и горести,
Награждения в конце
За дела по совести!
Сказка – наш бесценный дар!
Мудростью богата.
И с волнением ее
Слушают ребята.
Справедливость торжествует
Зло наказано добром.
Радость дарит она людям
Входит в каждый дом!
Сказка древняя затея
Но дошла до наших дней.
В ней заложена идея.
И послания для людей!
Досуг: В мире сказок.
Ведущая: Большое значение в жизни детей имеет сказка. Сказки к нам пришли из глубины веков. Сказки слагал народ, запоминал и рассказывал друг другу. Ходили сказки по миру от одних слушателей к другим. Каждый рассказчик добавлял в сюжет сказки небольшие изменения и дополнения. Потом сказки стали собирать и записывать. Так сказки дошли до наших дней. Сюжеты сказок такие разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Из сказок мы узнаем о культурных традициях, о народном жизненном укладе, о характерах людей живших много лет тому назад. Сказки знакомы и любимы всем людям с детства.Что же такое сказка?
Народная сказка – устный рассказ художественного произведения с установкой на вымысел, рассказываемый слушателям в воспитательных или развлекательных целях.
Послушайте народные пословицы о сказках:
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В каждой сказка будет конец.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Сказку слагать дело не простое. Каждая сказка имеет план построение сюжета:
1. Присказка – эстетический элемент в сказке. Является необязательным условием в построении сюжета сказки.
Цель присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует сама по себе, она не связана с содержанием произведения. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера.
Пример: «Ай, потешить Вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные!»
2. Зачин – начало сказочного действия.
Зачин уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычность того сказочного мира о котором дальше пойдет рассказ.
Пример: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич»
Зачин в сказке имеет огромную роль, он определяет место действия и время, знакомит с главными героями сказки. С помощью зачина автор увлекает читателя или слушателя в сказочный мир и завораживает его загадочностью и неопределенностью.
3. Основная часть сказки - это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром и т.д.
Пример: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
4. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней подводятся итоги сказочного действия.
Пример: «Стали они жить поживать и добра наживать».
Известный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев собрал великое множество народных сказок и разделил их по сюжету на: волшебные, бытовые, авантюрные, докучные, сказки о животных.
Давайте познакомимся с удивительным и разнообразным миром сказок.
1. Сказки о животных.
Сказки о животных являются самыми древними произведениями. Древний человек одушевлял природу, наделял животных свойствами и качествами присущими человеку.
В сказках о животных, звери умеют говорить между собой, выполняют хозяйственные дела. Животные в народных сказках не могут думать, они не обдумывают свои поступки, только действуют.
В сказках о животных звери являются носителями одной особенности характера: лиса – хитра, медведь – неуклюж, волк – глуп.
Сказки о животных интересны, просты, незатейливы, строятся на диалоге между животными, иногда в сюжете используют короткие выразительные песенки.
Пример: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен,
По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон,
На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
Ребята, а какие сказки о животных Вы знаете? (Ответы детей)
Примеры сказок о животных: «Теремок», «Вершки – Корешки», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Ледяная и Лубяная избушка» и другие.
2. Докучные сказки.
Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. От слова «докучать» - надоедать. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал тех, кто готов слушать их бесконечно. Ребята, а кто из Вас уже знаком с такими сказками?
Пример: Жила-была бабка у самой речки.
Захотелось бабке - искупаться в речке.
И купила бабка себе мочало
Эта сказка хороша - Начинай сначала!
3. Сказки бытовые
Бытовая сказка – это необыкновенные, неслыханные истории, истории о невозможном. Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, судьи наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью.
С другой стороны умные, хитрые, смелые, находчивые крестьяне, солдаты. В этих сказках нет волшебных предметов и помощников. События сказки обычные события из жизни, но описаны с юмором. В бытовых сказках высмеиваются такие отрицательные черты как глупость, жадность, несправедливость.
Пример: Сказка о попе и работнике Балде, Каша из топора.
4. Сказки авантюрные
Сказки авантюрные – краткий занимательный рассказ, сюжет из реальной жизни, который высмеивает общечеловеческие пороки. Это сказки о болтливых и жадных женах, о ленивых и неряшливых хозяйках, о наивности и человеческой простоте. Ребята, вспомните и назовите такие сказки? (ответы детей)
Пример: Жадная старуха, Наговорная водица, Безручка.
5. Волшебные сказки
Волшебная сказка – самая яркая и распространенная в мире. Сказка наполнена чудесами и приключениями.
В волшебных сказках обязательно встретятся предметы и вещи, наделенные магической силой (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, шапка – невидимка и другие), волшебную силу могут иметь слова (По щучьему велению по моему хотению), волшебные помощники (Конек-Горбунок, Щука волшебница и другие)
В волшебных сказках встречаются положительные герои и отрицательные герои.
Основные особенности волшебной сказки: наличие запрета (не пей из копытца, козленочком станешь), нарушение запрета (не послушался сестрицу брат Иванушка и попил из копытца), испытание (превратился в козленка), вознаграждение (козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой).
В сказке нарушители запрета, всегда встают на путь исправления тех бед, который сам и натворил. В процессе преодоления испытаний и трудностей герой искупает свою вину добрыми делами и чистыми душевными помыслами.
Сказка
– оптимистическое произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказочный вымысел всегда имеет скрытую мораль. Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Во время чтения сказок дети примеряют на себя роли тех или иных сказочных персонажей, воображение рисует образы. Дети искренне переживают за судьбу полюбившихся героев сказок.
Ребята, а какие волшебные сказки Вы уже знаете? (ответы детей)
Примеры: Гуси – Лебеди, По щучьему велению, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна лягушка, Золушка и другие.
Викторина: Угадайте сказку
1. В какой сказке на море океане жил чудо юдо рыба кит? (Конек – Горбунок)
2. В какой сказке вырос овощ, который не могли вытащить из земли три человека и 3 животных? (Репка)
3. В какой сказке простой деревенский мужик во дворец на печи отправился? (По щучьему велению)
4. В какой сказке злая мачеха отправила девушку в лес за подснежниками? (Двенадцать месяцев)
5. В какой сказке старуху за жадность наказали? (Золотая рыбка)
6. В какой сказке девочка медведя перехитрила? (Маша и медведь)
7. В какой сказке отец в наследство сыну оставил кота? (Кот в сапогах)
8. В какой сказке девочка помогла выздороветь больной ласточке? (Дюймовочка)
9. В какой сказке все звери поселились в одном доме? (Теремок)
10. В какой сказке волк голос у кузнеца перековал? (Волк и семеро козлят)
11. В какой сказке девочку и ее собаку ураган унес в сказочную страну, где она нашла друзей? (Волшебник Изумрудного города)
12. В какой сказке был Цветочный город, в котором жили коротышки? (Приключения Незнайки и его друзей)
13. В какой сказке тыква превратилась в карету? (Золушка)
14. В какой сказке главный герой шалунишка, который живет на крыше? (Карлсон, который живет на крыше)
15. В какой сказке жили сестрицы одноглазка, двуглазка и триглазка? (Крошечка-Хаврочечка)
Ведущая: Молодцы ребята, сказки внимательно слушали, всех сказочных героев знаете, и названия сказок Вы назвали абсолютно верно!
А сами сказки сочинять умеете? (ответы детей) А это мы сейчас и проверим.
Я начинаю, а Вы по очереди продолжаете.
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Еремей. Было у него три сына. Один был высокий, другой был роста среднего, а младший был низкий, росточком с табурет. И вот собрал сыновей отец и говорит: …(Дальше сюжет сказки складывают все дети группы по очереди).
Он разделяет два мира – мир вымысла и мир естества, у маленьких детей с этим большая путаница. Мы обязательно должны обозначать границы: одно дело – увести ребёнка в сказочный мир и там (на виртуальном уровне) походить испытания, встречаться с бабой Ягой, превращаться в козлёночка, отбиваться от Кощея Бессмертного.
И совсем, ну совсем другое - вечно быть в напряжении, потому что всё перепуталось, потому что не знаешь, где начинается явь, где закончилась сказки, и кто там выглядывает из-за угла, Баба Яга или тётя Маруся, и не под твоей ли кроватью находится заколдованный лес.
Только к годам семи ребёнок расставит ориентиры и разделит это: мир жизни и мир волшебства. Что случается в сказке – случается в мире другом, и существует он на основе других законов. Ребёнок должен знать это, подсознательно знать. И зачин, напоминая об этой «инакости», как раз и производит такое размежевание.
Во многом для этой же цели – обозначить границы, куда и откуда вернуться - служат и последние фразы сказки. «И стали они поживать – добра наживать», «И жили они долго и счастливо…», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Прозвучала концовка – и ребёнок очнулся, вышагнул из сказки, снова стал Сашей, Верочкой, Колей - вернулся в реальный мир.
Дети способны представлять себе все так же ярко, как вы – воспринимать это на экране большого кинотеатра с системой «звук вокруг». Представьте, что еще не закончился триллер, идут последние кадры, а вам на мобильник звонит шеф с претензией. Страшно? Вот так же сказки без начала и конца - взрывают чувство реальности у наших детей.
Кстати, это объясняет так много лет удивлявшую меня концовку сказок «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». Нет, думала я, кто рассказывал – молодец, а кто слушал – тот отдыхал, что его хвалить. Оказалось, что хвалить надо именно ребенка, потому что он проживает жизнь сказочного героя - странствовал, попадал в передряги и выбирался вместе с ними. Конечно, от такой же молодец, как Иван Царевич или Василиса Премудрая.
Итак, вы выбрали своего героя, вы открыли сказочные двери… Ну, а дальше – что? А дальше начинается действие, сказочный сюжет.
В принципе, сюжетная схема всех сказок очень проста:
Герой, обычный человек, получает кто-то волшебное, с чем-то волшебным знакомится
Отправляется куда-то (сам или по чьему-то заданию)
Встречает испытания (попадает в переделки)
Побеждает (и получает свой приз)
Возвращается (уже другим, изменившимся, и часто бывает, что меняется он до неузнаваемости).
Способы и приёмы, где взять героя и как повести сюжет, великое множество. О некоторых, самых детских, мы уже говорили. Сейчас будем рассказывать дальше, а вы - пробуйте. Один, другой, третий…
Попробовав- поэкспериментировав, вы освоитесь в «сказочном деле», и выберете самые подходящие для себя. И тогда, хорошенько поднаторев, сможете их варьировать. Ведь и ход сказочного сюжета, и повороты его зависят от того, когда и для чего вы приступаете к этому делу – придумываете сказку.
А потом вы обучите и своего ребёнка. Впрочем, скорее всего, он и сам научится – по ходу дела.
Чтобы разобраться вам было проще, все эти способы мы сгруппировали и разделили по темам. Но это, конечно, чисто условное деление – для удобства использования «шпаргалки».
Мама рассказывает сказку и по рассеянности так говорит: «Катится колобок, а навстречу ему волк. Колобок говорит: « Волк-волк, я тебя съем!». Сын возмущёно кричит: « Мам, ты чего перепутала, волки пирожки не едят!».
Может, и не едят, да вот только из таких перепутанниц получаются отличные сказки.
Приём первый Перепутанница
Этими приёмами охотно часто пользуются повара. А также фантасты и сказочники, сценаристы и режиссеры. Так почему бы и нам не воспользоваться? Рецепт его очень прост: берутся разные ингредиенты, складываются в одну кучу и хорошенько перемешиваются.
Взять – сложить – перемешать, вот и всё.
И из такой перепутаницы всегда получается то-то своё, новенькое и занимательное.
Причём путать(ся) можно по-разному
а) перепутать героя и сказку
б) перепутать две разные сказки
в) всё перепутать
А потом из этой неразберихи выбираться.
Это очень удобный способ, когда надо чем-то срочно занять ребёнка, а ничего, ну, ничегошеньки в голову не приходит.
Это очень удобный способ, когда самого себя надо перенастроить. То есть выкинуть из головы все бытовые мысли (или хотя бы оттеснить их на задний план) и – в общем, хотя бы на время отрешиться от будничной суеты.
Это очень удобный способ, когда надо расшевелить своё заспавшееся воображение фантазию.
Это очень удобный способ, особенно для начинающих.
Да, вы начнёте с обычной сказки. Но потихоньку ведя сюжет, неспешно втягиваясь в неё, вашу сказку, вы вдруг и сами не заметите, как сюжет начнёт изменяться, герои – вести себя неположенным им образом…
…А внутри у вас отзовётся что-то своё. Да, так и случается. Потому что на самом деле сказки не слушают и не рассказывают – в сказке живут.
А иногда случается и совсем чудесное чудо: сказка вдруг зазвучит в камертон, и вытащит из вас что-то старое, наболевшее, и короста спадёт, и старая боль отпустит, и вы вдруг сами не понимая, как так, назавтра увидите мир немного другим, словно отмытым. На самом деле это не мир изменился – в нём всегда есть и солнце и тучи – на самом деле что-то раскрылось в вас. Как росток из зерна, как цветок из бутона. Это что-то давно лежало «на дне» и ждало возможности пробудиться. Просто сказка открыла старую маленькую дверь (за печкой или за нарисованным очагом).
Смотрите, как это просто делается. Берёте знакомую старую сказку и запускаете в неё нового героя.
Вариации разные
а) в старой сказке новый (другой) герой
Удобно! особо ломать голову в поисках оригинальной идеи не придётся. У вас есть канва, вот по ней и «вышиваете». Например, берёте сказку «Заячья избушка» (как лисица к зайчику в домик попросилась, а потом сама же его и выгнала). И заменяете зайчикана КРОКОДИЛА. Много ли его повыгоняешь? А можно «подменить» лисицу, можно – храброго петуха.
Итак: за основу берёте сказку. Главного героя заменяете на…кого вам захочется?
Предположим, на любимую игрушку малыша. Вот она в лес и покатится, и будет там со всяким зверьём встречаться. В зависимости от того, кто в сказку попадёт, и события развернуться по-разному.
Из такой перестановки можно сделать забавную игру: то слонёнок хозяйничает в сказке, то кастрюля, то булочка с сосиской. Вот хохоту будет!
б) сказки перепутались
А можно и по-другому. Кто, например, вам мешает переплетать сюжеты разных сказок. На книжной полке рядышком стояли, вот и перепутались.
Шли – брели Алёнушка и Иванушка…солнце высоко, до дома далеко, жар донимает, пот выступает. Смотрят: след от телячьего копытца…Пошли они по этому следу, а навстречу им бык (добрый бык, не бодается)…из «Зимовья зверей». А может, и не один бык, а компания (бык, баран, свинья, гусь да петух) оказались в этой сказке…
Или так: …попил Иванушка из козлиного копытца, в козлёночка превратился. Тут ему коза встретилась («Коза и семеро козлят»), решила, что это её козлёнок заблудился, и взяла его к себе домой… А что там с ним будет? Правда ведь, интересно.
в) прогулка по сказкам
В сказке возможно всё. Представьте: карнавал, и на нём – герои любимых сказок.
А может, вы сделаете так, что ваш герой попадает то в одну, то в другую историю, представляете, сколько всего их можно насочинять? Целый сериал« Прогулки по сказкам» получится.
(Кстати, поинтересуйтесь, какого сказочного героя выберет ваш ребёнок. И в какие сказки отправит его. Как вы думаете, почему?).
Случается и такое: ребёнок такое навыбирает, так ярко представит события, что испугается сам. Что делать? Не растеряться. Например, «сажаете» на ковёр – самолёт и улетаете. (А интересно, как часто ваш ребёнок будет сбегать от трудностей? В идеале должно быть так: сделал паузу («улетел») хорошенько подумал, придумал, как в сказке порядок навести, и «вернулся» в неё обратно).
Хороши перепутанницы тем, что воображению есть где разгуляться. Хочешь – за основу одну сказку бери, хочешь – другую, и веди по ней свою историю, как по канве. Всегда есть от чего оттолкнуться, куда повернуться и чем дело закончить.
Менять сюжеты знакомых сказок совсем не сложно. Вот несколько идей:
Перепутались сказочные предметы: шапка – невидимка оказывается в домике, где живут семеро козлят;
Гуси – лебеди утащили не младшего братца, а его сестрицу…
Вместо Колобка по тропинке катится футбольный мяч…
Познакомьте Мальвину с куклой Барби, это она оказалась под окошком домика, а вовсе не Буратино;
Злая мачеха оказалась не злой, а доброй, а падчерица – наоборот;
Вместо девочки – дюймовочки с лягушками воевал бы мальчик – с – пальчик;
И что? И все пойдет шиворот- навыворот, что собственно, и требовалось.
С детьми постарше свою фантазию можно не ограничивать и сказочных героев запускать в наш реальный мир.
Что будет, если…
Кот Баюн пришёл в учительскую… (а может быть, на урок?)
Появляется из проруби щука и говорит: Емеля, я на тебе жениться хочу …
Сивка Бурка допрыгнул до окошка терема, а у окошка сидит не царевна, а царь Горох
Кончились женихи, а Несмеяна всё плачет и плачет, никто Несмеяну не рассмешил… И тут заходит баба Яга…
Прилетает Жар-птица не в сад, а к пожарным
Схватила Василиса Премудрая стрелу и превратилась в лягушку: «Ну, Иван-царевич, узнаешь ты меня!»
Неожиданные сопоставления – хорошая тренировка не только для ребёнка, но и для родителей. Чем неожиданнее – тем лучше
Но есть ещё одна несомненная польза от этих забавных сказок.
Вы сможете втянуть в это дело старших детей, и они запросто вовлекутся. Так, между делом. Когда, например, старший занимается с младшим (братишкой, сестрёнкой, племянниками). И школьники тянутся к сказке, подспудно чувствуя, что она и отвлечёт, и развлечёт, и подскажет выход из запутанной жизненной ситуации.
Такое случается как со взрослыми, так и с детьми.
Когда на душе плохо, когда случаются неприятности, когда упёрлись в проблему и никак не можем её решить, мы словно «откатываемся» назад, в своё прошлое, в то время, когда всё было хорошо. Могут даже вернуться старые «дурные» привычки (от сосания собственного пальца до ночных неприятностей). В такие моменты эмоциональная поддержка детям особенно нужна. И такая прогулка по старым сказкам как раз и делает (даёт) эти два нужных дела: эмоциональное возвращение в прошлое и хороший эмоциональный контакт со своими родителями. А когда вместе, когда есть на что опереться, начинаешь верить, что любые трудности можно преодолеть.
И это действительно так.
Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой…
Можно не использовать никаких игрушек, а «отправить» в сказочную страну «всамделешнего» ребёнка. Вашего. Это отличный приём: детям очень нравится становиться героями.
Как это сделать? Вот вам три способа – на выбор.
Первый. Сказка как сказка, и всё в ней идёт чередом. Но в самый ответственный момент (обычно он ближе к концу) вы «отправляете» туда ребёнка: в сказке появляется ваш юный герой и делает славное дело- чаще всего всех спасает. У Леонида вообще ни одна сказка не обходилась без его спасательного участия: «А потом пришел Леня с ружьем и собаками и прогнал..»
Второй. Ваш ребёнок - Юный герой - запускается в сказку буквально сразу, с зачина. И действует в ней вместе с другими персонажами. Этот вариант для детей, хорошо освоивших сказочную страну и понимающих её особенности и законы. Правда, в таком исполнении сказка обычно меняется до неузнаваемости, но это ещё интереснее: главное – вконец не запутайтесь и как-то, но выбирайтесь из сказочных передряг.
Вариант третий . Герой путешествует по разным сказкам, переходит их одной в другую. Если ребёнок хорошо знаком с разными сказками, то он сам будет охотно вам помогать, сочинять и путешествовать вместе с вами.
Можно забрасывать героя в самую гущу событий; можно – сделать собственный сериал «Сказка с продолжением», а можно отправить в такой момент, который поможет ребёнку решить какие-то свои проблемы. Например, вы хотите, чтоб он хорошенько запомнил свой домашний адрес, или он стеснителен, ему трудно знакомиться. А вот поселился он в сказке «Теремок», стучатся разные гости, каждому он представляется «я такой-то, живу там-то и там-то»…
Итак, вы выбрали сказку. Теперь
Внутри любой сказки, куда вы «запускаете» карапуза, ему надо освоиться, а вам – посмотреть на его реакцию (впечатлительные дети могут какие-то моменты излишне сильно переживать; а уйдя с головой в роль, могут перепугаться). Так что начинайте со сказок попроще, не сердитых и не опасных. Например, попробуйте для начала ту же «Репку», которую все «тянут – потянут, да не вытянут». Ни дед, ни баба, ни внучка, ни жучка, ни кошка – не вытянул никто, а в вашей истории и мышка тоже не помогла – не смогла. «И тогда сели все, опечалились…». И тут появляется ваш герой – ваш малыш (можно даже с любимой техникой, бульдозером там, экскаватором)… И…как будешь действовать там, малыш? Конечно, он сходу найдёт способ, как эту репку вытянуть. («Вот молодец!»)
Если ребёнок так вдохновился, что отправился что-то ещё вытаскивать – не мешайте.
Поддержите инициативу, подкиньте свеженькие идеи. Например, можно помочь коту отбить петушка у лисицы, медведя от теремка прогнать. Возможно, он снова начнёт пересказывать «Репку», теперь уже сам. Прекрасно. Вы сидите и …с удовольствием «убиваете» двух зайцев: малыш гордиться собой и своими благородными поступками, а вы превращаетесь из автоответчика в нормального человека
Дошколёнку подавай сказки покруче. Дошколёнок может влезать в хорошенькие переделки. (Ведь вы уже слышали это гордое: «Я ничего не боюсь!»?). Да, человеку хочется ничего не бояться. И побеждать, и спасать всех направо - налево, и восстанавливать справедливость… (Правда, частенько на свой, нелогичный лад). В 4-5 лет у маленькой детворы – пик детских страхов, и, храбро действуя в сказке, они как бы закаляют себя. И разбираются со своими страхами. В сказке им проще, там всё чётко: вот добро – вот зло, и никакой полутени; сам страх олицетворяет какой-то вредный/противный герой, и, побеждая его на символическом уровне, ребёнок ощущает себя победителем и в мире реальном. И тогда, что важно для правильного формирования юной личности, поднимается его самооценка.
Культурные правила
Чтоб ненароком не обидеть, не насторожить, не оттолкнуть своих юных слушателей/сказителей, родителям стоит соблюдать правила:
1) ребёнок – всегда герой (даже если вначале поступает как дурачок);
2) ребёнок не попадает в унизительные ситуации (а если попадает, то ненадолго и с честью выкручивается из них);
3) вы ничего не критикуете и никого не осуждаете; потому вы просто рассказываете сказку…или сочиняете вместе…
4) «в сказке ложь, да в ней намёк…», но вы не рассказываете никому (даже самому сказочнику), о чём догадались, что узнали какой-то его секрет.
Чем старше ваш ребёнок, тем неукоснительно эти правила стоит соблюдаться
На все возраста
Не только дошколята, и школьники охотно играют в сказки. (И даже чаще, чем мы думаем). Младшеклассники с большим удовольствием послушают ваши, самодельные, где он/она – главное действующее лицо. Во-первых, это повод рядышком с мамой/папой посидеть, во-вторых, кому же не хочется быть красавицей или героем!
Заметим в скобках: если ребёнок в этом возрасте упорно отказывается и предпочитает общаться с телевизором, а не с вами, стоит подумать: а всё ли нормально в отношения, складывающихся в вашей семье? Есть тут какая-то трещинка. И что самое обидное, если мер не принять, с годами она может расширяться и расширяться.
А вообще «мелкоклассники» - это такой ласковый возраст (латентный период, как называют его психологи), когда один кризис прошёл, другой пока не предвидится, и ребёнок настроен на папу и маму. Конечно, заводятся сверстники, друзья, в большом авторитете первая учительница, появились свои (пока мелкие) первые тайны… Но «малыш» ещё рядом, так близко, что позволяет даже себя обнимать, а если спорит – больше по пустякам, и охотно, охотно общается.
Сказка на двоих
Попробуйте отправиться в знакомую сказку вместе. Совместное пребывание придаст ей особую пикантность: получится отдыхательно-развлекательная сказка, сказка-шутка и в то же время - полезный урок «как хорошо нам всем вместе».
Это очень забавно, когда вы вдвоём попадаете в старую сказку: неизвестно, куда она повернёт. Иные родители считают, что школьники не втянутся в такую игру. Да ничего подобного! тут только главное – выбрать подходящее время. Например, в дороге, когда совершенно нечего делать – почему бы не взять да не посочинять? или, например, когда стоите в длиннющей очереди, или – за праздничным столом, когда жевать уже поднадоело, а расходиться не хочется.
Возможно, вам достанется самая главная роль. Например, вы – щука, а сын или дочка отбирают вас у Емели… Или, ещё например: героем, прыгающим к окошку терема, будет ваш сын, а вы, соответственно, Сивка – Бурка, являющийся по первому свисту и взносящий его в облака. (Как вы думаете, каким образом ребёнок станет вас подзывать: свистком? словесной командой? или посвистом молодецким?). А может, вам отведут роль Жар-птицы…или её пера…(«лишь бы не жареного петуха», - как заявила одна мама) Впрочем, Вы можете справедливость восстановить.
Поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок побудет и в вашей шкурке (ой, в вашем сказочном образе!), а вы – в его.
Такой сказочный ход, вполне вероятно, даст вам интересную информацию к размышлению. Как ребёнок относится к вам, что о вас думает. Вы посмотрите на себя со стороны, а он (случайно) может проговориться о каких-то секретах, и вы поймёте суть отношений с друзьями-приятелями, и как относится к другому полу (время влюблённости школьная пора)
В сказке легко можно дать совет, причём так, чтоб захотелось юный человек к совету прислушаться. Потому что советом помогаете герою, а не читаете нотацию
Потому что в сказочном действе вы ничего не навязываете, а просто (наглядным примером, образом, ситуацией) показываете: как надо бы поступить и что получится, если сделаешь так-то и так-то.
Подростки – народ особенный… своеобразное племя. И независимы, и всё желают решать самостоятельно. Но, несмотря на внешнюю отстранённость, они всё ещё дети. И так же, как раньше, нуждаются в вашем совете и вашей поддержке. (Только стесняются об этом сказать). И тянутся к вам (в душе), и всё необычное, нетрафаретное их особенно привлекает. От сказки они не откажутся, если их «взрослости» подыграть. Вместо «сказка» скажите «фэнтази», а Колобка замените на Супергероя. А так – всё как в истинном «Колобке». Вот ваша милая дочка (лет этак пятнадцати) сидит на окошке, смотрит на алый закат (то ли принца ждёт, то ли тоскует), потом подскакивает и… В какой лес она убежит? Кто ей встретиться по дорожке?
Сказка – хороший способ наладить контакт с ребёнком, когда он разладился. Или дать полезный совет. Советы впрямую подростки терпеть не могут; всё кажется, что держат за маленького. В «сказке-фэнтази» можно любую ситуацию разыграть и проблемы решить - на сказочном уровне. Всем детям очень нужны наши советы, они просто сейчас, в этом возрасте, стесняются спрашивать («а вдруг посчитают за маленького, я-то большой»)
Ведь почему взрослеющие дети часто от нас отстраняются? да потому что наша назойливая забота – как тот медведь в теремке: сквозь дверь не пролезу – так на крышу попробую.
Знаете, чего больше всего не хватает взрослеющему ребёнку, подростку? Что его выслушали! За все прошедши годы он столько от пап/мам своих выслушал, столько ему насоветовали-наговорили, что теперь взаимопонимание возможно тогда, когда его услышите. Ему позарез надо сказать, что там, в душе, и что он думает по тому или иному поводу (в том числе и о вас). Согласитесь, что с помощью сказки это гораздо удобнее…
Да и до мамы-папы пожалуй, лучше дойдёт.
28.09.2017Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.
Присказка
Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.
С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».
Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.
Зачин
Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.
Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».
Концовка
Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».
Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.
Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.
Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.
Стихотворные части сказок
Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.
Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.
Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.
Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.
Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.
О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия
Разделы: Работа с дошкольниками
“Вечером слушаю сказки – и
вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!”
(А.С.Пушкин В письме брату Льву из Михайловской ссылке 1824г.)
Программное содержание:
- Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
- Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
- Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
- Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
- Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
- Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.
Предварительная работа:
- Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
- Выставка рисунков по сказкам.
- Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
- Заучивание детьми загадок.
- Создание игровой среды.
Ход занятия
Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.
Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.
Ну тогда заходите, да слушайте.
“Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”
I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)
- Лягушка – попрыгушка
Лягушка – квакушка - Серый волк – волчок
Волчок – драный бочок
Волк – волчок шерстяной бочок - Коза – рогатая
Коза – дереза
Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
Коза хлопота
Козлятушки – ребятушки
Серенький козлик - Мишка – топтыжка
Медведь – лежебока
Медведюшка – батюшка
Медведь – богатырь
Мишка – косолапый
Мишка – плишка – коротышка - Лисичка – сестричка
Рыжая лисица
Лисонька – лиса
Рыжая плутовка
Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
Лиса – кумушка,
Лиса – при беседе краса. - Мышка – норушка
Мышка – поскребушка
Мышка – погрызуха
Маленькая серенькая мышка. - Петушок – золотой гребешок
Петушок – красный гребешок
Петенька – петух
Петя – петушок. - Зайчик – побегайчик
Заюнок – кривоног – по горке скок
Зайчишка – трусишка. - Котик серый, хвостик белый
Котик – коток кудрявый лобок
Котя – серенький лобок
Мурлыка – кот
Кисонька – мурысенька
Котишко – мурлышко – серый лобишко.
По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.
II. Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?
Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?
С зачина.
- В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
- Жили старик со старухой……
- Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
- Жил был старик….
- Жили были дед да баба…
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
- Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
- На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
- Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
- Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
- Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
- Было это ещё в старое недоброе время…
- Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
- В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
- В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
- В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
- Было это давным – давно, в едва памятные времена…
А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”
Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.
– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.
– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.
“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”
Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?
- И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
- Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
- Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
- Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
- Да не простое, а золотое.
Концовка
- Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
- С тех пор стали они жить славно…
- Жили долго и счастливо до глубокой старости.
- Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
- А на том мой сказ и кончается.
- Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
- И стала она в добре поживать, лиха не знать.
- Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
- Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
- И стали они жить дружно, в любви и согласии.
- И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
- Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
- Сказка вся, больше врать нельзя
- Стали они жить – поживать, да горя не знать.
- Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
- И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
- На этом и сказка вся…
III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).
Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.
“Курочка ряба” |
Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться. |
“Колобок” |
|
“Репка” |
|
“Волк и козлята” |
|
“Гуси – лебеди” |
|
Круглый, мохнатый, “масляный” |
Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет. |
“Маша и медведь” |
Не сиди на печи, не жди калачи |
“Жихарка” |
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится |
“Теремок”, “Рукавичка” | В тесноте, да не в обиде. |
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” | Всему своё время |
IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.
Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.
Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:
Дети (хором)
Бабка Ежка – костяная ножка
С печки упала
Ноженьку сломала
А потом и говорит:
Баба – Яга – У меня нога болит
Дети – (поочерёдно)
Пошла на улицу – раздавила курицу
Пошла на лужайку – напугала зайку
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)
Баба – Яга –
А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах
Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)
Баба – Яга –
Да я, если захочу
Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.
Баба – Яга –
Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.
Топает ногой, дети рычат, наступают на неё.
Баба – Яга – А-а-а вы кусаться
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.
V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
(В.Берестов)
Показ пальчикового деревянного театра “Теремок” (Смотри приложение )
Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.
VI. Загадки про сказки – загадывают дети. (Смотри приложение )
VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.
- Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
- Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
- Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди (“Гуси – лебеди”)
VIII. “Назови сказку”
- Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
- Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
- Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
- Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)
IX. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки “Курочка Ряба” – аппликация
X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)
Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.
Список литературы:
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5/2009
- Дошкольная педагогика (август)2009
- Детский сад со всех сторон №30 (66) август 2001 “Игры и изобретения. Вячеслава Воскобовича”
- “Дошкольное воспитание” Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы (разработана воспитателем МДОУ № 27 О.Обросовой)
- Русские народные сказки.
- Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.– М: ТЦ Сфера, 2008г. С.61.
Сказка «Теремок» является русской народной сказкой, которая имеет множество интерпретаций во многих народах. Впервые, три варианта сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1873 году.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях.
Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Но за этим перечислением животным явно есть какой-то смысл.
Посмотрите, во-первых, животные перечислены по градации возрастания размеров. Наполнение теремка начинается от мелких животных и насекомых, таких как мышь, муха, комар, а заканчивается, такими крупными как волк, медведь. Медведь эту цепочку обрывает. Во-вторых, животные изображены без каких-либо дополнительных характеристик. В сказке просто указывается на факт появления очередного животного у теремка, после чего оно (животное) личностно идентифицируется с помощью клички-прибаутки (мышка-норышка, лягушка-квакушка...). Действительно, в этом перечислении животных дается понимание для ребенка того, что нужно видеть в ближнем, в первую очередь, Человека, не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно этот человек: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?
Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Я, мышка-норышка; а ты кто?
А я лягушка-квакушка.
Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами говорится: не думай сколько места у тебя в жилище: много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический диссонанс. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.
Почему не влез медведь?