Развитие социальной работы: история и современность. Становление и развитие теории и практики социальной работы за рубежом Социальная работа за рубежом кратко

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Социально-экономические и политические предпосылки

Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний.

В литературе возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX - началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу.

Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов и развитие социальной работы как научной и учебной дисциплины? Основными причинами, по мнению исследователей, были следующие:

  • 1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;
  • 2. урбанизация и индустриализация;
  • 3. увеличение и социальных связей и отношений человека.

Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.

В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия.

Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе - это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами «взрослеющего» общества.

То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга.

Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми.

Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась.

В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом - оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы.

Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников

Обмен опытом «дружеских визитеров», работающих в различных агентствах, постепенно принимал форму обучающих курсов. В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете).

Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адамс и ее коллегами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы социальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку.

Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работников авторы отводят Голландии. В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую подготовку.

Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участников. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее окончания число школ стало расти.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работников, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия, Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в странах третьего мира.

Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и методический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицированных преподавателей. Учебных пособий практически не было. В США первыми учебниками были книги Амоса Уорнера «Американская благотворительность» и Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях». Подготовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества благотворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:

  • 1. изучение условий жизни неблагополучных семей;
  • 2. социальная работа в медицине;
  • 3. социальная работа в школе;
  • 4. социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.

В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходимом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной сложности. Некоторые специалистов выступали против практики университетского образования для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотворительность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы.

Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной работы. В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекснера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, социальная работа - не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желающих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формализованной программы подготовки профессионалов.

Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для курсов, создаваемых при университетах.

Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов, преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле). Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х гг., когда в Ассоциацию стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право получения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими программами. До 1974 года обучение, по двухгодичной аспирантской программе оставалось единственной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Проблемы периодизации социальной работы. Периодизация социальной работы за рубежом: Архаический период благотворительности (до образования в конце III – начале II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Филантропический период (до IV–V вв. н.э.). Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до XVI в.). Период государственной благотворительности (до рубежа XIX–XX вв.). Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

Ответ:

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.

Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году « Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.



Период социального планирования (1917-1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.

Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.

Христианизация Руси в 988г. (Владимир Святой).

Иногда говорят, что крещение произошло в 980г. из-за летоисчисления.

Особенности:

1) христианство пришло позднее, чем в др. странах. Произошло столкновение двух верований, взаимопроникновение христианства в язычество. Русское православие содержит две основы: вера в Бога и суеверия.

До начала реформ Петра 1, человек без бороды дьявол. Борис Годунов и Лжедмитрий 1 были без бороды.

В 18в исчезают суеверия и система покачнулась, но на смену приходит государственная власть – синод. Православие перерождается.

2) новая вера воспринимается на уровне эмоций, а не на уровне разума. Привлекает красивостью, а не особенностью мировоззрения. Пышные убранства, красота богоудействий, подача милостыни.

Нищенство становится профессиональным занятием.

996г выходит закон - 1 документ, отражающий идеи социальной помощи «Устав князя Владимира 1». Где выделяются 4 категории нуждающихся: вдовы, нищие, странники (странствующие монахи), калеки (душевно больные).

Обязанность им помогать возложена на церковь, содержание нуждающихся часть десятины. К общественной благотворительности можно отнести особую систему княжеской власти, в ее основе нищелюбие: милостыня, кормление на княжеском дворе, развоз продовольствия.

Особенности: не государственная, а частная (личные желания) помощь; отсутствие государственной помощи. Владимир Мономах попытался превратить право помогать нуждающимся в обязанность князя. Он создает образ идеального правителя, как защитника слабых и убогих.

Введены обязанности князя: покаяние, слезы, сострадание, раздача милостыни. 2 и 3 должны быть объединены.

Т.О. системы государственной помощи/ благотворительности создано не было.

В 1132г. Русь вступила в феодальную раздробленность.

Феномен русского подвижничества.

В 11-12в особая система социальной помощи включала 2 компонента: подвижничество и нищенство.

Подвижничество от слова подвиг, подвиг к ближнему. Любовь к ближнему обращается в подвиг любви к ближнему. Все или ничего - максималистская формула.

Нищенство создало благополучную почву для развития слоя профессионального нищих. В Европе нищие божьи люди, живут близ монастырей. Нищий лучший богомолец (церковные братья, богомольцы за мир). У них особая форма одежды, рубаха оголявшая горло как у Иисуса. Жили ватагами (артелями).

1. Дворцовые (почет среди князей),

2. Дворовые, монастырские (стабильный доход),

3. Кладбищенские, гулящие (нет постоянного места),

4. Лежанки (валяющиеся в общественных местах).

Нищих становится много, отношение к ним меняется. Происходит формализация милостыни, в 2х проявлениях:

1. копеечная подача (лишь бы кинуть);

2. церковная милостыня.

Законов об оказании социальной помощи не было.

Монгольское владычество расстроило государственное управление. Стоглавый собор 1551г конструирует систему помощи от церкви и от государства. Нищие разделены на 3 категории: нетрудоспособные, трудоспособные, здоровые. Проведена перепись нищих в городах, формируется церковный тип социальной помощи, на Стоглавом соборе обсуждаются проблемы здоровья. На первый план выдвигаются проблемы пьянства. Но решения Стоглавого собора остаются на бумаге. Впервые государство стало обращать внимание на социальную помощь в 17в.

Причины: великий мор 1601-1603, запрет свободной торговли хлебом, борьба со спекулянтством, запрет винокурения и пивоварения, организованы общественные работы. В столице появляются благотворительные заведения Скудельницы. Особое место в помощи играли приходы.

В середине 17в государство обратило внимание на проблемы социальной помощи. Годы правления Петра I ознаменованы шагом вперед в реализации идеи социального призрения, он последовательно принимал меры по повышению роли государства в этой сфере общественной жизни, стремился поставить под его контроль учреждения всех видов благотворительности. Церковью стало управлять государство. Все доходы монастырей расходовались на выдачу монахам положенных им денег и продуктов, а остаток использовали на обеспечение убогих и престарелых в богадельнях и на пособия монастырям, не имевшим вотчин и получившим субсидии от государства. Петр 1 превратил часть монастырей в богадельни и они стали составным звеном сети «закрытых» благотворительных заведений, а другие монастыри обязаны принимать на содержание определенное количество больных, престарелых и нуждающихся. Особенно монастыри активно использовались после Северной войны для призрения отставных раненых и больных офицеров и солдат.

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботятся о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяют и усиливают указы о жестоких наказаниях нищих.

Продолжателем реформ становится Екатерина 2, которая создает целую систему специализированных учреждений под названием «Приказы общественного призрения» в 1975 году.

Поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании:

1) Народных школ.

2) Установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот, оставшихся после родителей без пропитания.

3) Установление и надзирание госпиталей для излечения больных.

4) Установление и надзирание богаделен для убогих, увечных, престарелых, которые не имеют пропитания.

5) Установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, которые не имеют пропитания.

6) Установление и надзирание дома для сумасшедших.

7) Установление и надзирание работных домов для обоего пола.

8) Смирительные дома.

Таким образом, законодательство Екатерины 2 поворачивало дело призрения от общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением убогих занимались чиновники полиции и приказов.

Во время правления Николая 1 – бюрократизация государственной жизни, гипертрофированный централизм управления, подавление всяких ростков общественной самодеятельности – все это не могло не сопровождаться все большим падением роли монастырей и церквей в области благотворительности. Практически до 60-х гг. 19 века церковно-монастырская отрасль призрения находилась в состоянии кризиса.

В начале 2 пол. 19 века вопрос о реорганизации дела социальной помощи нуждающимся приобрел исключительную остроту. Предшествовавший опыт организации централизованного государственного призрения продемонстрировал свою ограниченность. Церковь получила возможность развивать давнюю традицию призрения нуждающихся в монастырских и церковно-приходских богадельнях, странноприимных домах, лечебницах.

История благотворительности православной церкви неразрывно связана с функционированием церковного прихода. Церковно-приходские попечительства: социальная помощь в форме денежного пособия, на их содержании находились богадельни, приюты, др. заведения; существовали церковно-приходские школы. На их содержании были инвалиды, престарелые, дети.

Во всех крупных городах в 1915 г. Были созданы комитеты попечения о беженцах. Создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Война – обострила проблему инвалидности их жизнеустройства и патронажа (сестринское милосердие).

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство сразу же приступило к реализации страховой программы. Она предусматривала:

1) распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту.

2) распространение страхования на все виды потери трудоспособностей, а именно на случай болезни, увечия, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы.

3) возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей.

4) возмещение по меньшей мере полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.

5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Декрет «Об увеличении пенсий» - всем пенсионерам по несчастным случаям пенсия увеличивалась на 100% за счет пенсионного фонда.

Финансировались страховые фонды страховыми взносами предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахованных от внесения каких-либо взносов.

Социальное обеспечение появилось в период гражданской войны – оно было избирательным и распространялось только на социально слабо защищенные слои населения.

О серьезной социальной напряженности в постсоветской России свидетельствуют следующие факторы:

1. высокий уровень бедности (30% - живут ниже прожиточного мин.)

2. смертность превысила рождаемость

3. увеличивается количество детей-сирот и рожденных вне брака.

4. 4 млн. абортов в год.

5. проблема детской инвалидности, проблема криминализации подростков.

В 1991 год введена должность «специалист по СР»


Социальная работа за рубежом является крайне востребованной профессией, в то время как в постсоветских государствах соц. работники, как правило, с трудом находят работу по специальности. Оплата труда социальных специалистов в этих странах также серьезно отличается от зарубежной. Тем не менее в ХХ веке имперская Россия имела развитую модель соц. работы, которая спокойно конкурировала с зарубежной.Для того чтобы досконально разобраться в системе социальной работы в Европе и США, необходимо рассмотреть развитие профессии с самых ее истоков.

Этап возникновения социальной работы как профессии — XIX-XX век. Преимущественно тогда эта профессия рассматривалась как помощь инвалидам, беднякам или детям. На сегодняшний день она включает в себя очень большое количество различных отраслей, которые направлены в первую очередь на улучшение жизни людей.

После Второй мировой войны количество школ для соц. трудящихся увеличилось. Они открылись во Франции, Германии и других странах Европы. В целом пик развития данной профессии в Европе и США можно отнести к шестидесятым годам. Именно тогда большинство государств в западной Европе и мире переживало существенные реформы, и вместе с ними изменялась структура органов соц. работы и страхования. Было создано большое количество новых организаций, не только государственных или коммерческих, в то время процветала благотворительность. Специальные организации действовали по всему миру.

Мэри Ричмонд как основоположник профессии

В каждой стране мира высшие учебные заведения готовят специалистов данной профессии, первая подобная школа была открыта еще до признания социальной работы как профессии. Произошло это в Нидерландах в 1910 году. И недаром, ведь там трудилась женщина, которая сделала для этой отрасли просто колоссальную работу, — это Мэри Ричмонд. Все началось с того, что она входила в состав добровольной организации по помощи беднякам и другим людям, попавшим в беду. Этап формирования социальной работы в США начался именно с кампании этого фонда «Дружественный визит к беднякам».

Мэри Ричмонд- одна из основательниц профессиональной социальной работы

В ее рамках волонтеры посещали дома самых малообеспеченных граждан, но не только чтобы помочь материально. Сама Ричмонд считала, что бедность — далеко не материальное положение, это «стиль жизни» человека . Именно поэтому благотворительная программа делала своей целью не просто обогатить этих людей, а адаптировать их к жизни в социуме в необходимой мере. Позже развитие социальной работы было подкреплено трудом Ричмонд, который включал в себя практическое пособие для начинающих социальных работников.

Социальная работа в Европе и США сегодня

Со времен возникновения эта профессия в Европе эволюционировала до необходимого среднестатистическому человеку уровня. Тем не менее основная проблема соц. работы на сегодняшний день в том, что она должна и поддерживать человека психологически, и быть тесно связанной с государственными структурами. К примеру, центр помощи для женщин, пострадавших от домашнего насилия, крайне тесно сотрудничает с полицией, а дома престарелых — с докторами. Очень часто проблемы, с которыми клиенты обращаются за помощью, находятся «на грани» морали и закона. Поэтому процент профессионального выгорания среди социальных работников крайне высок.

В Европе и Америке социальный работник — профессия престижная и уважаемая. Стоит отметить, что обучают социальной работе в странах западной Европы преимущественно за государственный счет. Кроме того, большое количество политиков и государственных деятелей стран Западной Европы имеют высшее образование именно в этой сфере. иностранцам также проще именно в этой отрасли.

Качество соц. работы оценивают в возможности не только решать проблемы населения, но и их предотвращать. Определенно, самой интересной страной в плане данной профессии на сегодняшний день является Германия, которой удалось сформировать точную систему, занятую необходимой работой со всеми слоями населения и со всеми возрастами.

На сегодняшний день деятельность соц. служб в странах зарубежья аргументируется несколькими моделями, основа для которых была заложена в книге Мэри Ричмонд «Социальные диагнозы».

книга Мэри Ричмонд «Социальные диагнозы»

Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики социальной помощи, оценкой изменения идеологии, институтов-субъектов и объектов помощи, правовых и экономических основ, ее видов и форм.

Каждый период истории социальной работы характеризуется соответствующей парадигмой (моделью) социальной помощи.

М. В. Фирсов считает, что “каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса... с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием эпидемий, войн и конфликтов, массового голода” *14 .

*14: {Фирсов М. В. История социальной работы в России. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 10.}

Однако в основе изменения парадигмы социальной помощи (а значит, и периодизации истории социальной работы) в большей мере лежат социально-экономические процессы.

Это изменение общественного способа производства, как результат – трансформация самих общественных отношений. Изменившиеся общественные отношения формируют новый состав рисков (угроз) социального положения человека. Это главные факторы трансформации отношений социальной помощи. Новый состав социальных рисков обусловливает изменение объекта социальной помощи. Изменившиеся общественные отношения формируют новые институты-субъекты социальной помощи, оказывает влияние на этот процесс и сам объект как конечный потребитель социальной поддержки и услуг. Институты, в свою очередь, генерируют соответствующую идеологию социальной помощи, ее правовые и экономические основы, виды и формы.

Войны, голод, пандемические процессы, разрушение геополитического или социокультурного пространства – это важные, но второстепенные факторы, не способные самостоятельно вызывать смену этапов и парадигм социальной помощи.

В научной литературе можно встретить различные периодизации, отражающие видение учеными основных этапов исторического процесса развития отношений социальной помощи.

М. В. Фирсов *15 предлагает следующую периодизацию социальной помощи в России:

*15: {Фирсов М. В. История социальной работы в России. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 11.}

  • 1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян – до X в.
  • 2. Период княжеской и церковно-государственной помощи – с X по XIII в.
  • 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. до второй половины XVII в.
  • 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. до второй половины XIX в.
  • 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала XX в.
  • 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 г.

К.В. Кузьмин и Б.А. Сутырин *16 выделяют шесть периодов социальной помощи в России:

*16: {См.: Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). – М.: Академический проект, 2002. – С. 15.}

  • 1. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси – ΙΧ-Χ вв.).
  • 2. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности – X – начало XVI в.
  • 3. Период церковно-государственной благотворительности – XVI-XVII вв.
  • 4. Период государственной благотворительности – XVIII в. – начало XX в.
  • 5. Период социального планирования – 1917-1991 гг.
  • 6. Период социальной работы – с начала 1990-х гг.
  • 1. Архаический период благотворительности – до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств.
  • 2. Филантропический период – приблизительно до IV-V вв. н. э.
  • 3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности – до начала XVI в.
  • 4. Период государственной благотворительности – до рубежа XIX-XX вв.
  • 5. Период социальной работы, продолжающийся по настоящее время.

Интересная периодизация предложена П. Я. Циткиловым *17 . В ее рамки обобщенно укладывается как отечественный, так и зарубежный опыт социальной работы. Она позволяет получить целостное представление о важнейших стадиях формирования и эволюции системы социальной помощи.

*17: {См.: Циткилов П. Я. Указ. соч. – С. 26.}

Основные этапы истории социальной помощи и социальной работы:

  • 1. Период простейших форм помощи и взаимопомощи в эпоху архаики и древнего мира – III тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.
  • 2. Период традиционно-общинной и церковно-монастырской благотворительности в раннем и классическом Средневековье – IV-XV вв.
  • 3. Период складывания и функционирования системы государственного и общественного призрения в позднем Средневековье и в эпоху Нового времени – XVI-XIX вв.
  • 4. Период появления и институционализации социальной работы, формирование систем социального обеспечения – конец XIX в. – конец XX в.
  • 5. Период дальнейшего распространения социальной работы в мире и усиления ее роли в обеспечении социального благополучия – конец XX – начало XXI в.

Приведем некоторые соображения относительно определения основных этапов социальной помощи. Так, К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин, как отмечалось, определяют период развития социальной помощи приблизительно до IV-V вв. н. э. как “филантропический”, очевидно, с учетом возникшего института помощи – филантропии и филантропической деятельности государства.

Можно аргументированно возразить против подобной трактовки. Так, филантропия как частная благотворительность не являлась доминирующим субъектом помощи общества, а так называемая филантропическая помощь государства по своей природе – впервые возникшая государственная социальная помощь.

Нет оснований для снижения значимости конфессиональной и общинной помощи в системе социальной помощи рабовладельческого общества. Поэтому выделить какой-либо институт социальной помощи, определяющий ее систему и поименовать им способ устройства (модель) всей системы, видимо, объективно невозможно.

Учитывая данные соображения, а также то, что, анализируя социальную помощь рабовладельческой эпохи, ученые в основном используют объективные данные по классическим рабовладельческим государствам (Древняя Греция и Рим), можно определить парадигму (модель) социальной помощи, соответствующую рабовладельческому обществу, как античную (от лат. antiquus – древний).

К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин определяют существовавшую в России с XVIII в. по начало XIX в. модель социальной помощи как государственную благотворительность. М. В. Фирсов предлагает следующую периодизацию: со второй половины XVII в. до второй половины XIX в. – период государственного призрения; с конца XIX в. до начала XX в. – период общественного и частного призрения.

Очевидно, что в России с XVIII в. по 60-е гг. XIX в. существовала государственно-общинная модель социальной помощи, а затем, вплоть до 1917 г., – государственно-общественная.

В основу данной периодизации и определения моделей социальной помощи положен принцип доминирующих институтов-субъектов помощи, которые и определяют характер модели.

В XVIII в. происходит существенное усиление российской власти как института-субъекта социальной помощи. Государство предлагает новую, светскую концепцию отношений социальной помощи, централизованную, иерархичную, сословную. Административно-командные воздействия активизируют деятельность субъектов помощи, власть осуществляет надзор и контроль, регулирует общественные отношения поддержки, а также начинает выступать в качестве сильного ее субъекта, формирует нормативно-правовую базу помощи, ее структуру и экономические основы. Власть становится доминирующим субъектом помощи данного исторического периода.

Но доминировала власть не в одиночку. Для крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения России, жизненно важными оставались отношения помощи в семейнородовом, общинном пространстве. Именно сельская община являлась наиболее массовым и непосредственно приближенным к объекту институтом – субъектом помощи.

Другие институты помощи – церковь, благотворительность, корпоративные объединения и т. п. – также вливались в общую сферу отношений помощи, но видной роли в этот период не играли.

Во второй половине XIX в. на фоне значительных социально-экономических преобразований начинает действовать государственно-общественная модель социальной помощи. Эта модель, характерная и для европейской социокультуры, непосредственно связана с формированием капиталистического способа производства, гражданского общества, процессами гуманизации общества, урбанизации и т. п.

В этот период создаются реальные условия для роста всевозможных негосударственных, общественных, самоуправляемых институтов-субъектов помощи. Их стремительное развитие, видная роль в отношениях социальной помощи дают возможность рассматривать совокупность общественных структур поддержки как доминирующий общественный институт помощи. Наряду с властью, общественные формирования составляют систему социальной помощи, где усилия государства и общества определяют парадигму помощи в обществе.

Таким образом, предлагается следующая периодизация истории социальной работы в России:

  • 1. Период родоплеменной и общинной помощи-взаимопомощи – до X в.
  • 2. Период княжеской и приходской помощи – с X по XIII в.
  • 3. Период конфессиональной помощи – с XIV по вторую половину XVII в.
  • 4. Период государственно-общинного призрения – с XVIII по 60-е гг. XIX в.
  • 5. Период государственно-общественной социальной помощи – с середины XIX до начала XX в.
  • 6. Период социального обеспечения – 1917-1991 гг.
  • 7. Период социальной работы – с начала 1990-х гг. по настоящее время.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что является предметом истории социальной работы?
  • 2. Какова сущность и взаимообусловленность понятий “социальная помощь” и “социальная работа”?
  • 3. Какие основные виды социальной помощи существуют и в чем их отличия?
  • 4. Назовите основные условия возникновения социальной помощи.
  • 5. Каковы основные этапы становления социальной помощи в России?
  • 6. Как понимается в отечественной литературе социальная работа?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  • 1. Проблема периодизации истории социальной работы.
  • 2. В чем отличия периодизации истории социальной работы за рубежом и истории социальной работы в России?
  • 3. Каковы особенности формирования понятийного аппарата истории социальной работы?
  • 4. Основные концепции возникновения отношений социальной помощи. Какая из них и почему кажется предпочтительной?
  • 5. Какие факторы лежат в основе изменений парадигмы социальной помощи, а, значит, влияют на периодизацию истории социальной работы?

Литература

Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. – М.: Академический проект, 2002.

Мельников В. П. История социальной работы в России: Учебное пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – М.: Маркетинг, 2002.

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000.

Сорокин П. А. Социология революции / П. А. Сорокин. – М.: Астрель, 2008.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Социально-трудовая сфера: Словарь ключевых терминов и понятий / Под ред. Н. А. Волгина. – М.: РАГС, 1996.

Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект) / М. В. Фирсов. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭКД997.

Фирсов М. В. История социальной работы: Учеб. пособие / М. В. Фирсов. – М.: Академический проект; Трикста, 2004.

Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. пособие / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана) / Ф. Энгельс // Историческая публицистика: О военном искусстве. О теории насилия. – М.: Эксмо, 2003.

Зарубежный опыт социальной работы многолик и многообразен. Практически во всех странах имеются социальные работники? одни их них, получили подготовку в специализированных учебных заведениях и считают себя профессионалами с этой сфере; другие, не имеющие специального образования, занимаются социальной работой на общественных началах или же работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях. социальный общество посредничество клиент

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. И Россия не является исключением. Хоть и некоторые исследователи отмечают, что социальная работа зародилась в России лишь с 90-х годов, но это абсолютно не так.

Необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, который нацелен на оказание поддержки, защиты людей, оказавшихся в трудной ситуации, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, в разные периоды она имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах и касалась она далеко не всех слоёв населения. Как известно, помощь калекам, благотворительность была уместна всегда. И, разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.

Однако только с конца XIX ? начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание как профессии специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.

В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт. Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов - сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом. Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп. I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых. III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых. IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми. V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми. исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность. В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется. В Великобритании социальные работники имеют весьма устойчивые позиции в клиниках по работе с психическими расстройствами, в том время как в Финляндии некоторые клиники по работе с психическими расстройствами перестали брать на работу социальных работников и вместо них предпочитают психиатрических сестер. В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях. Я знаю, что подобные примеры есть в Испании и Нидерландах. Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации: ? организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) ? организация по территориальному принципу. Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов. В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»