Моральные чувства: значение определения, понятия и виды чувств. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические Волевая регуляция поведения

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

«Эта книга пришла к нам с большим опозданием (она впервые увидела свет в 1928 году), но как своевременно! Пиаже затрагивает многие темы: соотношение свободы и принуждения в общении с детьми, роль авторитета взрослого и личного опыта ребенка, но главное - он показывает, какой сложный путь проходит каждый дошкольник, осваивая принципы морали.

Возможно, немало родителей будут удивлены, узнав, что обычная детская игра - это не просто развлечение, а важная и незаменимая школа морали. В совместной...

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с...

В ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь все-таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа.

И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие...

Нравственность связана с духовностью. Что такое нравственность?

Это жизнь человека в соответствии с моральными законами Космоса и человеческого общества. Строго исполняющий эти законы человек – нравственный человек. Законы нравственности изложены во всех великих духовных учениях: Ведах, Библии, в Евангелии Иисуса Христа, Коране, в трудах учителя О.М. Айванхова и других духовных учениях.

Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное...

Чувство юмора - способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора предполагает наличие положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления вроде пошлости и цинизма.

Довлатов писал: "Юмор - инверсия жизни. Лучше так: юмор - инверсия здравого смысла. Улыбка разума." Улыбка - выражение эмоции, сама по себе эмоция, чувство. Разум же безэмоционален по природе своей. Две противоположности - разумное и чувственное, лед...

Что это такое, откуда оно берется? Для чего оно существует?

Чувство вины связано с таким понятием, как совесть. То, что считается правильным и неправильным.

Чувство вины регулирует наше поведение на внешнем и социальном уровне.

Это социально воспитанное чувство. Оно не относится к тем природным чувствам, с которыми мы рождаемся. Оно появляется у нас в тот момент, когда родители начинают нас воспитывать.

Другой момент появления этого чувства - это родовые модели поведения, которые...

Страх перед неопределенностью - это ситуация, при которой человек беспокоится и переживает стресс относительно непредвиденных событий, которые могут или не могут произойти. Об этом понятии начали говорить лишь недавно, поэтому оно считается новомодным веянием, о котором совсем скоро забудут.

Однако это не так. Сейчас мы подробно поговорим о том, почему об этой проблеме нужно знать.

У Тони Роббинса есть фраза, которую он повторяет все время: «Качество вашей жизни прямо пропорционально...

Чувство социальной справедливости, забота о благе других людей появляется у детей лишь в возрасте семи-восьми лет, в младшем возрасте дети склонны вести себя абсолютно эгоистично. Исследователи провели ряд экспериментом с участием 229 швейцарских детей разного возраста, которые должны были сыграть в ряд игр, связанных с разделом ценностей, роль которых играли сладости.

Детей разделили на пары, и один из них должен был сделать выбор между двумя возможностями - например "одно мне - ничего тебе...

Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам , наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).

Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. "Старое общество, - указывает В. И. Ленин, - было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб..., - словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет" (Соч., т. 31, с. 269).

Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.

Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания .

Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).

Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.

Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение ). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.

Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М ., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А ., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с. с илл.

73. ПРИЗНАКИ МОРАЛЬНЫХ ЧУВСТВ

В следующих разделах я буду обсуждать несколько аспектов трех стадий морали более детально. Понятие морального чувства, природа трех психологических законов и процесс, благодаря которому они выполняются, требуют дальнейших комментариев. Обращаясь к первому из этих вопросов, я должен объяснить, что буду использовать старый термин «чувство» (sentiment) для обозначения постоянных упорядоченных семейств управляющих диспозиций, таких как чувство справедливости и человеческая любовь (§ 30), а также постоянной привязанности к конкретным индивидам или ассоциациям, которая занимает центральное место в жизни человека. Итак, у нас есть моральные и естественные чувства. Термин «установка» (attitude) я использую более широко. Как и чувства, установки представляют собой упорядоченные семейства диспозиций, моральных или естественных, но они не имеют устойчивого или регулятивного характера. Наконец, я буду использовать обороты «моральное чувство» и «моральная эмоция» для обозначения чувств и эмоций, которые мы испытываем по конкретным поводам. Я хочу прояснить связь между моральными чувствами, установками, с одной стороны, и соответствующими моральными принципами - с другой.

Главные черты моральных чувств могут быть, вероятно, наилучшим образом прояснены посредством рассмотрения разных вопросов, которые возникают при попытке охарактеризовать их, и различных переживаний, в которых они проявляются17. Стоит рассмотреть их отличие как друг от друга, так и от тех естественных установок и чувств, с которыми их можно спутать. Так, прежде всего, возникают следующие вопросы, (а) Каковы те лингвистические выражения, которые используются для выражения конкретного морального чувства, и каковы существенные вариации, если таковые имеются, этих выражений? (б) Каковы характерные поведенческие признаки данного чувства и каковы способы, которыми человек обычно показывает, что он чувствует? (в) Каковы характерные ощущения и кинестетические чувства, если таковые имеются, которые связаны с моральными эмоциями? Когда человек сердится, он, например, ощущает жар; он может дрожать и испытывать спазмы живота. Он может быть не в состоянии говорить без дрожи в голосе; и, возможно, он не может воздержаться от жестикуляции. Если имеются такого рода характерные ощущения и поведенческие проявления морального чувства, они не составляют чувства вины, стыда, возмущения и т. п. Эти характерные ощущения и проявления не являются ни необходимыми, ни достаточными в конкретных случаях чувства вины у какого-то человека, стыда или возмущения. Это не значит отрицания того, что некоторые характерные ощущения и поведенческие проявления волнения могут быть необходимыми, если человек переполнен чувством вины, стыда или возмущения. Но для наличия этих чувств часто достаточно того, что человек искренне говорит, что он чувствует вину, стыд или возмущение и что он готов дать подходящее объяснение того, почему он чувствует это (в предположении, конечно, что он принимает это объяснение как правильное).

Это последнее наблюдение ставит главный вопрос об отличении моральных чувств от других эмоций и друг от друга, а именно: (г) Каков определяющий тип объяснения, требуемый для наличия морального чувства, и как объяснение одного чувства отличается от объяснения другого? Так, когда мы спрашиваем кого-либо, почему он чувствует вину, какого ответа мы ожидаем? Конечно, не всякий ответ приемлем. Простого указания на предполагаемое наказание недостаточно; это могло бы быть объяснением страха или боязни, но не чувства вины. Аналогично, упоминание вреда или неприятностей, которые выпали человеку вследствие прошлых его поступков, объясняют чувства сожаления, но не вины, и, тем более, не чувство раскаяния. Конечно, страх и боязнь часто сопровождают чувство вины по вполне понятным причинам, но эти эмоции не должны быть смешиваемы с моральными чувствами. Мы не должны предполагать, таким образом, что переживание вины есть нечто вроде смеси страха, боязни и сожаления. Боязнь и страх не являются нравственными чувствами вообще, а сожаление связано с некоторым видением нашего собственного блага, будучи результатом, скажем, неудачи в продвижении наших интересов некоторым благоразумным образом. Даже такие явления, как невротическое чувство вины и другие специальные случаи, воспринимаются как чувство вины, а не просто как иррациональные страхи и боязнь со специальным объяснением отклонения от нормы. В таких случаях всегда предполагается, что более глубокое психологическое исследование откроет (или уже открыло) существенное сходство этих ощущений вины.

Вообще, необходимым признаком моральных чувств и частью того, что отличает их от естественных установок, является то, что объяснение человеком его переживаний опирается на моральные понятия и связанные с ними принципы. Его объяснение своих чувств сводится к познанию правильного и неправильного (того, что такое хорошо и что такое плохо). Когда мы подвергаем сомнению это объяснение, в качестве контрпримеров мы склонны приводить различные формы чувства вины. Это понятно, поскольку самые ранние формы чувства вины - это чувство авторитарной вины, и вряд ли можно стать взрослым, не имея того, что можно назвать остаточным чувством вины. Например, человека, воспитанного в строгой религиозной секте, возможно, учили, что посещение театра неправильно. Хотя он больше и не верит в это, он все еще чувствует вину при посещении театра.

Но это не настоящее чувство вины, поскольку он не собирается извиняться перед кем-либо и не решает никогда больше не ходить на пьесы и т. п. Действительно, он, скорее, скажет, что ощущает некоторую неловкость и похожие чувства, напоминающие те, которые он испытывал во время ощущения вины. В предположении обоснованности договорной доктрины объяснения некоторых моральных чувств опираются на принципы правильности, которые были бы выбраны в исходном положении, в то время как другие моральные чувства связаны с понятием блага. Например, человек чувствует вину, потому что он знает, что он взял большую, чем ему положено (некоторой справедливой схемой), долю, или потому, что он нечестно поступил с другими. Или человек чувствует стыд, потому что он струсил и не высказал своего мнения. Ему не удалось жить согласно концепции моральной ценности, которую он поставил себе целью достичь (§ 68). Моральные чувства отличаются друг от друга принципами и их нарушениями (faults), к которым обращаются при объяснении чувств. По большей части, характерные ощущения и поведенческие проявления одинаковы, представляя собой психологические нарушения и обладая общими чертами таковых.

Стоит заметить, что одно и то же действие может возбуждать несколько моральных чувств сразу, если, конечно, как это часто и случается, каждому может быть дано подходящее объяснение (§ 67). Например, человек, который жульничает, может чувствовать и вину, и стыд; вину из-за того, что он злоупотребил доверием и нечестно извлек преимущества для себя, и вина является реакцией на ущерб другим; стыд, поскольку из-за использования таких средств он предстал в своих собственных глазах (и глазах других) как слабый и ненадежный человек, который прибегает к нечестным и недостойным средствам для достижения своих целей.

Эти объяснения апеллируют к различным принципам и ценностям, позволяя различить соответствующие чувства; оба объяснения часто оказываются верными. Мы можем добавить, что для обладания человеком моральным чувством не необходимо, чтобы каждое утверждение в его объяснении было истинным; достаточно того, что он принимает это объяснение. Человек, таким образом, может заблуждаться, думая, что он взял больше, чем ему полагается. Он может быть невиновен. Тем не менее, он чувствует вину, поскольку его объяснение - нужного рода, и, хотя оно ошибочно, мнения человека искренни.

Далее, есть группа вопросов об отношении моральных установок к поступкам: (д) Каковы характерные намерения, старания и склонности человека, переживающего данное чувство? Какого рода вещи он намерен делать, или обнаруживает, что не может сделать? Человек в гневе в типичном случае старается нанести ответный удар или блокировать цели того, на кого он сердит. Мучаясь, скажем, виной, человек желает действовать должным образом в будущем и соответствующим образом стремится модифицировать свое поведение. Он склонен признать то, что сделал, и просить о восстановлении исходного положения, готов принять наказание и требования возмещения ущерба; он обнаруживает, что менее склонен осуждать других, когда они поступают неправильно. Конкретная ситуация будет определять, какая из этих диспозиций будет реализована; и мы можем также допустить, что семейство выводимых диспозиций варьируется в соответствии с моралью индивида. Ясно, например, что типичные выражения вины и подходящие объяснения будут различаться по мере того, как идеалы и роли морали ассоциации становятся более сложными и требовательными; а эти чувства, в свою очередь, будут отличаться от эмоций, связанных с моралью принципов. В справедливости как честности эти вариации объясняются, в первую очередь, содержанием соответствующего морального взгляда. Структура предписаний, идеалов и принципов показывает, какого типа объяснения требуются.

Мы можем далее спросить: (е) Какие эмоции и реакции ожидает человек, испытывающий какое-то конкретное чувство, со стороны других людей? Как он предвосхищает их реакцию на него, скажем, в своих различных искаженных интерпретациях поведения других в отношении его? Так, человек, ощущающий вину, признающий, что его поступки являются преступлением против законных притязаний других людей, ожидает, что эти другие будут осуждать его поведение и пытаться наказать его различными способами. Он также предполагает, что третья сторона будет относиться к нему с негодованием. Человек с чувством вины, таким образом, относится с пониманием к осуждению и негодованию со стороны других и к тем неясностям, которые из-за этого возникают. Напротив, ощущающий стыд человек ожидает насмешек и презрения. Он лишен стандартов совершенства, уступил слабости и показал себя недостойным ассоциации, в которой состоят разделяющие его идеалы люди. Он опасается, что будет отвергнут, сделается объектом презрения и насмешек.

Именно потому, что в объяснениях чувства вины и стыда используются разные принципы, мы предвосхищаем различные установки у разных людей. Вообще говоря, вина, возмущение и негодование взывают к концепции правильности, в то время как стыд, презрение и высмеивание апеллируют к концепции блага. Эти замечания очевидным образом распространяются на чувства обязанности и обязательства (если такие имеются) и на уместную гордость и чувство собственного достоинства.

Наконец, мы можем спросить: (ж) Каковы характерные побуждения к действиям, приводящим к возникновению морального чувства, и как это чувство обычно объясняется? Здесь вновь встречаются уже отмеченные различия между моральными эмоциями. Чувства вины и стыда имеют разный контекст и преодолеваются разными способами, и эти вариации отражают определяющие принципы, с которыми они связаны, и их особый психологический базис. Так, например, вина облегчается возмещением и прощением, которые могут привести к примирению; стыд же проходит благодаря исправлению пороков, обновлением веры в совершенство личности. Ясно также, что возмущение и негодование имеют свои характерные способы разрешения, поскольку первое причиняется тем, что мы считаем ущербом, нанесенным нам, а второе относится к ущербу, нанесенному другому.

И все же различия между чувствами вины и стыда настолько велики, что полезно обратить внимание, как они соответствуют различиям, проведенным между разными аспектами морали. Как мы видели, нехватка какой-либо добродетели может привести к стыду; достаточно того, чтобы человек высоко ценил те поступки, которые он причисляет к своим совершенствам (§ 67). Аналогично, неправильные действия всегда ведут к осознанию вины, если другим каким-то образом причинен ущерб или нарушены их права. Так, вина и стыд отражают озабоченность относительно других и себя, которая всегда должна наличествовать в моральном поведении. Тем не менее, некоторые добродетели, а, значит, и придающие им значимость моральные качества, более типичны с точки зрения одного чувства, чем другого, и, следовательно, более тесно связаны с ним. Так, в частности, моральные качества действий, выходящих за пределы долга, обеспечивают появление стыда; действительно, они представляют более высокие формы морального совершенства, человеческую любовь и самообладание, и выбирая их, человек рискует не соответствовать их сущностной природе. Было бы ошибкой, однако, выделять одно чувство по сравнению с другим в полной моральной концепции. Теория правильности и справедливости основана на представлении о взаимности, которое примиряет точки зрения «Я» и других как равных моральных личностей. Эта взаимность приводит к тому, что обе точки зрения характеризуют как моральное мышление, так и чувство, в приблизительно равной мере. Ни озабоченность относительно других, ни наша собственная не имеют приоритета, поскольку все равны; и баланс личностей задан принципами справедливости. А там, где этот баланс сдвигается к одной из сторон, как в случае поступков, выходящих за пределы долга, это исходит от «Я», добровольно принимающего на себя большую часть. Таким образом, хотя мы можем представлять точки зрения

«Я» и других в качестве характеристик некоторых моральных качеств в историческом плане или плане определенной перспективы в рамках полной концепции, завершенная моральная доктрина включает и то, и другое. Сами по себе мораль стыда или вины являются лишь частью морального взгляда.

В этих замечаниях я подчеркивал два главных момента. Во-первых, моральные установки нельзя отождествлять с характерными ощущениями и поведенческими проявлениями, даже если таковые существуют. Моральные чувства требуют определенных типов объяснений. Во-вторых, моральное отношение включает принятие особых моральных добродетелей; а принципы, которые определяют эти добродетели, используются для объяснения соответствующих чувств. Суждения, которые проливают свет на различные эмоции, отличаются друг от друга стандартами, используемыми в объяснении. Вина и стыд, раскаяние и сожаление, негодование и возмущение апеллируют либо к принципам, принадлежащим к разным частям морали, либо обращаются к ним с противоположной точки зрения. Этическая теория должна объяснить и найти место этим различениям, хотя, по-видимому, каждая теория попытается сделать это по-своему.

Л.В. Максимов. Квазиобъективность моральных ценностей Знаменитый спор Сократа с Калликлом относительно природы блага и справедливости – являются ли они человеческими установлениями или же обладают особым вне– и надчеловеческим статусом (см.: Платон. Горгий, 483a – 506b) –

11.2. О моральных и внеморальных мотивах Подобно тому как теория знания может основываться не на догматических предпосылках, а на непосредственной достоверности - на анализе непосредственных данных (теоретического) сознания, - подобно этому единственный путь для

13.7. Проблема моральных санкций Мир наш во зле лежит. И слишком уж часто в нашем мире злые торжествуют над добрыми, бесправие - над правом, зло - над добром. Слишком много преступлений остаются безнаказанными, слишком много слез и крови - неискупленными, слишком много

§ 4. Логика моральных и практических суждений Моральные суждения обычно имеют форму императивов. Нам следует чтить отца и мать, быть преданными интересам своей страны, говорить правду, не убивать и т. п. В каком же смысле подобные моральные суждения могут содержать

Глава I Необходимость моральных норм в отношениях между попами Два фактора, взаимообусловленные и имеющие первостепенное значение, характеризуют как древнее, так и современное обществоэкономическая система и семейные отношения. В настоящее время существуют два

253Попытка мыслить о морали, не подпадая под её чары, не доверяя коварству её красивых жестов и взглядов. Миром, перед которым мы можем благоговеть, который отвечает нашему естественному стремлению к поклонению, истинность которого

3.1. Признаки права Признаки - это то, что отличает одно явление от другого. Следовательно, признаки права - это его отличительные характеристики, позволяющие идентифицировать это социальное явление.Несмотря на многообразие подходов к правопониманию и «несоизмеримость

Проблема абсолютности моральных требований Главной проблемой дискуссии, в каких-то случаях всплывавшей на ее поверхность, в иных – остававшейся ее «подводным течением», является, на мой взгляд, проблема абсолютности моральных требований. Нужно подчеркнуть, что,

Признаки трех «Я» Каждое из трех «Я» несет ответственность за свою собственную область. Базовое Я поддерживает и управляет телом и обеспечивает инстинктивную мудрость и энергию, необходимую для нормальной жизни. Сознательное Я накапливает и обрабатывает информацию,

Признаки подавленных чувств Возможно, вы подумали: «Но если подавление эмоций происходит почти неосознанно, как понять, не подавляю ли их я?»Помимо болезненных физических симптомов, индикаторами подавленных эмоций являются определенные психологические проблемы. Вот

Признаки Родовой признакРодовой признак я бы на месте древних греков назвал родительским. Проще говоря, родовой признак - это признак, который включает в себя наше понятие.Например, признак «преступление» для понятия «изнасилование» - это родовой признак.

Отдел второй: К истории моральных чувств 35 Преимущества психологического наблюдения. Что размышление о человеческом, слишком человеческом – или, как гласит более ученое выражение, психологическое наблюдение – принадлежит к средствам, с помощью которых можно облегчить

Мысли о моральных предрассудках Есть много утренних зорь, которые еще не светили. Ригведа Предисловие 1 В этой книге выведен житель подземелья за работой – сверлящий, копающий, подкапывающий. Кто имеет глаза, способные рассмотреть работу на громадной глубине, тот

С. Признаки подъема сил 109 Основное положение: некоторая доля упадка присуща всему, что характерно для современного человека; но рядом с болезнью подмечаются признаки неиспытанной еще силы и могущества души. Те же причины, которые вызывают измельчание людей, влекут

1. Происхождение моральных оценок 253 Попытка мыслить о морали, не подпадая под ее чары, не доверяя коварству ее красивых жестов и взглядов. Миром, перед которым мы можем благоговеть, который отвечает нашему естественному стремлению к поклонению, истинность которого

Для того чтобы дать определение понятию "моральные чувства", следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.

Что такое чувства?

С точки зрения психологии, чувства - это индивидуальное отношение человека к тому, что он познает, к окружающим и к самому себе. Подразделяются они на две категории - низшие и высшие чувства. К первой категории можно отнести удовлетворение любых физиологических потребностей, вторая категория подразумевает нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Откуда появляются моральные чувства?

В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает - мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?

Что будет, если отвергнуть нормы морали?

В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: "Что такое как и кем они устанавливаются?"

Мораль и современный мир

В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример - сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.

А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.

Именно поэтому мораль - сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали - это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль - это доказательство развитости социума.

Как возникают высшие чувства?

В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.

С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали - эстетические чувства.

Моральные чувства - это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?

Гуманность

Данное моральное чувство основывается на и ценностях человека. Именно эта категория чувств направляет человека в познании таких явлений, как признание прав, свободы и достоинства окружающих людей. Проявляется оно через диалог, помощь, сопереживание. Нравственное чувство и моральное поведение - основа гуманности.

Честь

Данная категория отвечает не только за отношение человека к самому себе, но и за то, как к нему относится общество и окружающие люди. Это высшее нравственное чувство - признание общественностью определенных достижений человека.

В это понятие входит желание человека поддерживать свою репутацию, доброе имя, достоинство. К этой категории можно отнести и чувство моральной ответственности.

Интеллектуальные чувства

Возникают у человека в процессе познания того или иного явления. Жажда знаний, эйфория от изучения чего-то неизведанного, чувство тайны, сомнение, удивление, уверенность - все эти чувства неразрывно связаны с понятием морали. Источником является творческая, научная и исследовательская деятельность.

Эстетические чувства

Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.

Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.

Чувство комического

Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны - мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору - сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство - это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.

Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.

Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.

Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности ниже святости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»