Избирательная кампания в российской федерации. Почему демократия невозможна? Президентская и парламентская формы правления

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Товарищи, мне откровенно говоря надоели споры в моём блоге в комментариях о всяких разных демократиях. О выборных системах, фальсификациях и так далее и тому подобное. А самое главное о том, что власть, какой бы они не была - должна уважать свободы своих граждан и прислушиваться к мнению какого-то там "гражданского общества".

В связи с этим, пишу статью на будущие, чтобы каждый раз как только в очередной раз возникают споры на эту тему, давать отсылку на эту статью, дабы в дальнейшем не разъяснять свою позицию каждый раз по новой. Итак, о диктатуре.

Оставим на пару минут вопросы выборности власти и вернёмся к ним чуть попозже, а в первую очередь рассмотрим непосредственно вопрос диктатуры. Начнём с банального

С определения:

Диктатура (лат. dictatura — неограниченная власть), понятие, характеризующее систему осуществления власти в государстве. Употребляется в 2 основных значениях: 1) сущность государственной власти, обеспечивающая экономически господствующему классу политическую власть; 2) способ осуществления власти (диктаторский режим, диктаторские методы и т.п.). Оба эти значения Д. тесно связаны между собой. Диктатура одного класса (в первом значении) является необходимой для всякого классового общества (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 35). Она не может быть связана с какой-либо одной определённой формой государства; и в монархии и в республике она выражает суть организации власти: опирающееся на силу политическое господство класса, который занимает ключевые экономические позиции в обществе; выражение воли этого класса (через монарха или парламент, президента или правительство) зависит от конкретных исторических условий. Применительно к буржуазному обществу В. И. Ленин писал: "Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии" (там же). См. также Диктатура пролетариата , Государство .

При диктаторском политическом режиме (второе значение Д.) происходит концентрация власти в руках одного — диктатора, или нескольких лиц, на первый план в политике выдвигаются насилие и террор. В этих случаях Д. характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью диктаторской власти, наступлением на провозглашённые конституцией демократические права и свободы, ограничением прав представительских органов и т.д. Власть опирается непосредственно на насилие. Носителями Д. выступают, как правило, крупные социальные группы (классы, сословия), но воплощается она в одном лице или в группе лиц (Д. военных вождей и триумвираты в Древнем Риме, абсолютные монархи, современные авторитарные режимы, хунты и т.д.). Установление диктаторских режимов исторически связано обычно с периодами резкого обострения классовой борьбы (например, Д. франко в Испании, фашистская Д. в нацистской Германии) .

А теперь рассмотрим данное определение в современном контексте.

Сначала про первую часть, о диктатуре в классовом обществе. Совершенно уверенно мы можем сказать, что в подавляющем большинстве современных стран общество по прежнему классовое. Но если в средние века или скажем в 19 веке, классовое расслоение было поэтапным и было самым прямым образом обусловлено экономическим разделением труда - то сейчас всё обстоит совершенно иначе.

Полтора два века назад была вполне классическая иерархическая лестница в рамках которой было несколько классов которые имели разные права, разные свободы и соответственно разный достаток. На самом верху понятное дело власть, на уровень ниже аристократия, ещё уровнем торговая-буржуазия, ещё ниже армия, ещё ниже ремесленники и в самом низу рабочие и крестьяне, на труде которых держались все выше обозначенные.

И тогда это совершенно однозначна была диктатура аристократии который было выгодно сохранение текущего положения вещей и пресловутой стабильности. В скором времени, началась индустриализация и урбанизация. Ремесленники в рамках города переходили к цеховому производству, так как оно более рентабельно. Буржуазия накопившая капиталы стала вкладывать в производства и так далее.

Произошло перераспределение разделения труда. Если ранее, собственником произведенного товара в большинстве своём оказывалась аристократия, так как именно она владела землей на которой работали крестьяне, которые и производили основную часть продукции.

То теперь основным собственником оказалась буржуазия, которая владела цеховыми и заводскими производствами. Став непосредственным собственником, буржуазия заявила свои права на власть и в большинстве стран, так или иначе победила аристократию. Диктатура аристократии сменилась диктатурой буржуазии.

Классы аристократии и ремесленников - были упразднены. Но с другой стороны, в отдельный класс превратилась так называемая интеллигенция, которая преимущественно состояла из людей таких профессий как врачи, учителя - которые не находились в состоянии нищеты, но при этом и не являлись собственниками производств. В итоге классовая иерархия стала выглядеть на порядок проще.

Прошло ещё немного времени и вот появилась первая в мире социалистическая страна - СССР. В которой на ужас капиталистов был введен 8 часовой рабочий день. У рабочих появились пенсии. Было реализовано бесплатное образование для всех и бесплатная медицина для всех. В то время как ранее, позволить себе иметь должное образование и медицинский уход могли только обеспеченные люди. Что уж говорить о том, что в 1900 году когда мужчина переставал быть работоспособным и лишался работы в следствии своего возраста, если у него не было детей которые могли бы его содержать - всё что ему оставалось это просить милостыню и дохнуть с голоду?

Не будем ужасаться по поводу того, как произошла революция в РИ. Отметим лишь то, что первое время в существовании СССР была диктатура, диктатура пролетариата, диктатура рабочих и крестьян - и это было совершенно правильно. Власть в раннем СССР представляла интересы именно этого социального класса и выше уже описаны, каким именно образом она действовала в его интересах.

Коммунистическая идеология стала крайне популярна непосредственно в годы экономических, политических и военных успехов СССР, а это в первую очередь - эпоха правления Иосифа Виссарионовича Сталина.

Для того, чтобы мировая революция действительно не произошла, западной буржуазии пришлось проводить социализацию своей государственной системы. Вводить и пенсии, и доступное образование и так далее. Но далее мы снова возвращаемся к вопросам распределения труда и диктатуре.

После смерти Сталина, в СССР, диктатура пролетариата крайне быстро сменилась диктатурой партийной верхушки коммунистов. Партийная верхушка выродилась по сути в отдельный класс номенклатуры, которая ни де юро ни де факто по Сталинской конституции не была собственником средств производства. И из-за этого, по мере роста производительных мощностей, по мере увеличения ВВП и так далее, номенклатура, в соответствии с конституцией, занималась развитием социальной сферы. Дабы каждый человек был выгода получателем от государственной системы.

Но ведь именно партийная верхушка управляла этими самыми средствами производства, заводами, колхозами и т.д. И распад СССР и крах коммунистической идеологии был нужен номенклатуре именно для того, чтобы стать не просто управленцами но и законными собственниками.

Тут важно отметить простую вещь, сейчас популярно говорить, что был потерян дух. Нет, проблема не в духе, а в пресловутом распределение труда всё по тому же самому Марксу. Причиной становления диктатуры аристократии - было разделение труда в средневековом обществе. Причиной становления диктатуры буржуазии - было разделение труда в капиталистическом обществе. Причиной становления диктатуры номеклатуры - было опять таки разделение труда в социалистическом обществе.

То есть, уничтожение производства, которым осознанно занималась демократическая диктатура в начале нулевых, было в первую очередь не потому, что "оккупация", а потому - что надо разрушить распределение труда, надо разрушить производственные отношения и цепочки производственных связей. В таком случае - откат назад невозможен, а возможен именно реванш. И порвали народу в первую очередь не метафизический хребет - а производственные отношения!!!

К чему в итоге пришли и мы и западный мир? К диктатуре олигархии. Сейчас, по сути своей, есть только два социальных класса.

1) Олигархия и крупные капиталситы (5% населения - 95% собственности)
2) Когнетариат - наёмные рабочие. (95% населения - 5% собственности)

Причём, поскольку государство выражает интересы правящего класса, коим несомненно является олигархия для обычного человека нет абсолютно никакой разницы, между быть наёмным рабочим на частном заводе, или быть наёмным рабочим в государственном образовательном учреждении.

Суть разделения труда и производственных отношений - одинаковая. Что частник, что государство - используют труд наёмных рабочих.

И в итоге, в современном обществе, может быть только два типа диктатуры:
1) Либо, это диктатура финансового большинства по отношению к финансовому меньшинству.
2) Либо, это диктатура народного большинства по отношению к народному меньшинству.

Других вариантов нет.

Теперь о том, почему именно диктатура а не демократия. Потому что общество, должно жить по правилам, иначе и общество и государство погрязнет в анархии и братоубийственной войне. Возьмём для рассмотрения простой пример проявления диктатуры в современном мире.

Предположим, что народное большинство взяло власть. При этом, абсолютное большинство граждан придерживаются гетеросексуальной ориентации а абсолютное меньшинство - гомосексуальной ориентации. В итоге, гетеро большинство учиняет над гомо меньшинством диктатуры разной степени тяжести. От запреты гей парадов и пропаганды гомо отношений. Вплоть до статьи за мужеложство (по которой всех гомо представителей свозят в один город, в котором они работают на рудниках во благо отечества, а в свободное от работы время делают друг с другом что хотят). Эта пример правильной и полезной диктатуры.

А вот пример современной полезной диктатуры, часть общества - западники, которые считают, что Россия должна вступить в ЕвроСоюз и интегрироваться в мировую экономику. Но вместо этого наша диктаторская власть (без всяких шуток) проводит политику по интеграции на постсоветском пространстве, тем самым осуществляя диктатуру по отношению к западникам.

С другой стороны, таже самая современная власть, проводит диктатуру по отношению к левым силам, проводя приватизацию и вступая в ВТО, не смотря на то, что эти самые "левые" силы, выступают категорически против этого. Власть - эта всегда диктатура.

И самое последнее, о выборах, как о процедуре смены одной диктатуры на другую. Выборы могут работать, и пример Венесуэлы это наглядно показывает. Народная диктатура может придти к власти с помощью данной процедуры, так что в этом как раз Маркс ошибался. Что вовсе не отменяет факта того, что возможно это только при вполне определённых условиях. То есть, это может произойти в Венесуэле или в Белоруссии.

Но не может произойти в США или в Великобритании. Почему? Ответ предельно простой и Маркс на него уже отвечал - из-за распределения труда. Когда большая часть средств производства, находится в частных руках местной элиты - это не возможно. Но когда в руках местной элиты находиться не всё производство. А когда, часть производство находится в зарубежной собственности, а другая часть в государственной, когда местная элита раздроблена на кланы которые противодействуют друг другу - такой исход событий становится более вероятным.

У нас как раз таки наблюдается последний случай, когда элита раздроблена и грызётся между собой. По этому, теоретически, шанс победить на выборах - существует.

Но тот, кто победит на выборах, всё равно будет устраивать диктатуру, навязывая своё мнение и мнение своей "электоральной группы" остальному населению страны.

Какие мы должны сделать из этого выводы? Очень простые!

Не надо искать потерянный дух! Надо думать, как выстроить политическую систему таким образом, чтобы при социализме снова не произошло расслоение на когнетариат и номенклатуру! Вот самый животрепещущий вопрос, если мы хотим заниматься работой над ошибками.

А если мы хотим брать власть, мы должны заниматься всесторонним объединением ущемленного социального класса под одной структурой, которой могут быть советы!

Почему демократия невозможна?

И все же. Демократия нигде никогда не существовала. Но, может быть, что-то было сделано не так? Может, демократия все-таки возможна? Мы уже обращались к теме управления обществом господствующим классом. И причинам этого. Напомним их:В достаточно большом обществе невозможно организовать процесс управления, в котором будут участвовать все члены общества.


    Большинство членов общество не обладают достаточными для управления обществом знаниями.


    Большинству людей вообще не интересен процесс управления обществом, особенно в аспекте заботы об обществе. Первая причина является свидетельством невозможности демократии, а вторая и третья — двумя основными возражениями против эффективности демократии, которые указывают на четвертую и пятую причину невозможности демократии.


    Демократия подразумевает политманипуляцию.


    Невозможность демократического контроля власти обществом.


Если вторая и третья причина свидетельствует об ущербности демократии, то первая, четвертая и пятая указывают на то, что демократия вообще невозможна.

Образно говоря, вторя и третья причина указывают на то, что нельзя управлять автомобилем, не зная, как это делается. Это может плохо кончится для автомобиля, управляющего автомобилем и окружающих.

Первая, четвертая и пятая причина являются очевидным свидетельством того, что даже самый лучший спринтер не сможет обогнать автомобиль, едущий на полном ходу. Итак, первое плохо, а второе невозможно.

Поскольку управление общественными делами всегда находится в руках меньшинства влиятельных людей, с которыми сознательно или бессознательно считается большинство, итальянский социолог Г. Моска ставит под сомнение сам термин «демократия». И этот мыслитель оказывается абсолютно прав.

Рассмотрим приведенные выше тезисы о невозможности и ущербности демократии более подробно.1. Технологическая невозможность организации процесса массового управления

В общем, очевидно, что технологически невозможно организовать процесс управления обществом, в котором будет принимать участие весь народ. Непосредственная демократия, т. е. когда государством управляет весь народ, невозможна. Но, может, возможна опосредованная демократия, т. е. когда народ управляет через своих представителей? Например, хозяин завода может нанять управляющего, который будет руководить заводом от его имени и, по сути, выполнять его волю.

В действительности опосредованная демократия также невозможна. Качества обывателя: непрофессионализм, незаинтересованность — не предполагают функционирования демократического механизма. Демократия, конечно, может существовать, обыватель может участвовать в демократическом процессе, но его участие будет аналогично попыткам русского понять китайский текст: неинтересно и непонятно.

2. Непрофессионализм обывателя

По данным социологических опросов, из голосующих за тех или иных кандидатов лишь 2-3 % читали хоть какие-то программные материалы. В ходе опросов, проведенных в Москве в мае 2002 года, лишь 2 % смогли назвать фамилию своего депутата. И такое положение дел существует в столице нашей страны, когда еще и года не прошло после выборов. А тех, кто может четко сформулировать программные постулаты той или иной партии или кандидата, — вообще единицы.

По данным опроса, проводимого в США в 1997 году, почти половина населения уверена, что фраза «от каждого по способностям, каждому по потребностям» — статья из Конституции США, а не постулат марксизма. Как показывают данные ВЦИОМ, уже через несколько месяцев после выборов люди не помнят, за кого они голосовали или кто из депутатов представляет их интересы в федеральных, региональных и даже местных органах власти.

«Увы, молодежь России аполитична и политически безграмотна… Как показывает глубинное интервьюирование, реальную расстановку политических сил в стране знает не более 8 % молодых, а политические убеждения имеет не более 4 %. На выборы ходит в среднем 2 %» .

Памятен один случай из предвыборной кампании 1996 года. По телевизору показали пожилую деревенскую женщину, которая сказала, что будет голосовать за Ельцина, а не за Зюганова, потому что Ельцин ей нравится больше. Трагикомичность той ситуации заключалась в том, что она не могла даже правильно выговорить фамилию «Зюганов».

«Идея народовластия не импонировала “отцам-основателям” США. “Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения”, — писал Гамильтон. Мнение Гамильтона в полной мере подтверждали якобинские чулочники, которые во время Великой Французской революции сидели на задних скамьях Конвента и, не поднимая глаз от вязки чулок, дружным голосом отправляли на гильотину всех врагов революции» .

Однако нельзя обвинять народ в том, что он не разбирается в программах различных партий и движений. Почему народ должен в этом разбираться? Мы же не требуем, чтобы профессиональный социолог умел перебрать движок у автомобиля или умел ровно выкладывать кирпичную стенку. В сегодняшнем мире нарастает процесс специализации, это признается всеми, и абсурдно то, что с нарастанием процесса специализации возникает доктрина, требующая от человека хорошо разбираться в том, в чем он не специалист. Каждый должен заниматься своим делом,

«массы уже по самой своей природе не должны и не могут управлять собственным существованием и тем более — управлять обществом, это означает, что Европа переживает сейчас самый тяжелый кризис, который только может затронуть народы, нации и культуры» .

С. Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием.М., 2005. С. 61.
Тощенко Ж. Т. Социология. М., 2001. С. 291.
Яблоко России // №46, 6-12.11.1999.
Зеркин Д. П. Основы политологии. Ростов н/Д., 1996. С. 193.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991. С. 40.

3. Незаинтересованность обывателя

Большинство народа не «разбирается в политике» не потому, что это довольно сложно, но потому, что это абсолютному большинству неинтересно. Для большинства людей интересы своей семьи гораздо ближе, чем интересы государства: «своя рубашка ближе к телу». Половина общества — женщины, для которых интересы семьи, детей приоритетны по своей природе, в противном случае женщину вообще вряд ли можно назвать полноценной.

Нельзя согласиться с теми, кто говорит о том, что политическая близорукость — плохое качество народа. Они не правы. Если все будут альтруистами, если для всех общие интересы будут важнее собственных, если все будут жертвовать своей жизнью ради общего блага, то общество вымрет. Народ выполняет роль своеобразного балласта , и этот балласт необходим обществу. Судно не может плавать без балласта, который придает ему устойчивость, точно так же народ придает устойчивость обществу. Простые люди должны обладать здоровым эгоизмом, консерватизмом, это нормально. Ненормально другое: политику государства пытаются определять люди, природой не предназначенные к управлению. Это все равно как заставлять слепого рисовать или немого петь.

Многие действия избирателя вообще нельзя объяснить в рамках нормальной логики. Например, согласно опросу ВЦИОМ лишь 21% опрошенных считают, что именно от обычных избирателей зависит, кто придет к власти, и какая будет проводиться политика. И в то же время на выборы собираются идти минимум 45,5% . Зачем идти, если ничего не зависит? Зачем участвовать в процессе, когда ты уверен, что в этом процессе тебя просто обманывают? Существуют какие-то неосознанные мотивы прихода электората на избирательный участок. Пойти, потому что все ходят. Пойти, потому что я ощущаю свою значимость. Пойти, потому что я всегда ходил. Пойти, чтобы поесть буфете. Но все это не имеет никакого отношения к осознанному выбору политической элиты.

-------------------

Чтобы обеспечить остойчивость судна и его посадку при отсутствии на борту груза, а также достаточное заглубление винта и руля, в морской практике применяются забортные - балластные - воды. Таким образом достигается обеспечение управляемости судна и его безопасности. Некоторые типы судов, например контейнеровозы, требуют постоянного наличия достаточно больших количеств балласта для регулировки посадки - крена и дифферента.
Только пятая часть россиян по-прежнему верят в честные выборы. 14.06.2007, ПРАЙМ-ТАСС.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

В тек­сте упо­мя­ну­ты «соображения», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние избирателя. На­зо­ви­те любое из этих «соображений». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «соображения».

Пояснение.

1) Ответ на пер­вый вопрос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе призывы самих кан­ди­да­тов):

Позитивное: боль­шин­ство людей редко ошибается.

Негативное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обещаниях.

Какая из рас­смот­рен­ных ав­то­ром из­би­ра­тель­ных си­стем в наи­боль­шей сте­пе­ни за­щи­ща­ет силь­ные по­ли­ти­че­ские партии? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, объясните, в чём про­яв­ля­ет­ся эта защита. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром одну любую функ­цию по­ли­ти­че­ских партий, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в из­би­ра­тель­ном процессе.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

Пропорциональная.

2) Ответ на второй вопрос:

При этой си­сте­ме сильная пар­тия гарантировано про­хо­дит в парламент, получая в нем большинство мест.

3) Указание функции и ее иллюстрация примером:

Элек­то­раль­ная. Накануне выборов в Государственную Думу, партия КПРФ вела предвыборную агитацию, чем обеспечила себе поддержку 20% избирателей.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

3. Гражданское общество, ос­но­ван­ное на плю­ра­лиз­ме мнений и ин­те­ре­сов людей, не в со­сто­я­нии обеспечить доб­ро­воль­ное законопослушание граждан, из­бе­жать острых со­ци­аль­ных взрывов, а может, и кро­ва­вых столкновений, если ор­га­ны государственной вла­сти не будут об­ра­зо­ва­ны на спра­вед­ли­вой выборной ос­но­ве с уча­сти­ем самих же граждан.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3

Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов граждан.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

5

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6

Учёные исследуют социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономического кризиса

2. выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3. теоретическое обоснование полученных данных

4. разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5. описание случаев социальной дифференциации населения

6. оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

7

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.

2. Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.

3. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.

4. Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.

5. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.

8

Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. заработная плата

3. земельный налог

4. проценты по кредиту

5. страховые взносы

6. проценты по вкладу

10

На рисунке отражено изменение предложения молочных продуктов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. уменьшение стоимости кормов для коров

2. ожидания роста потребления молочной продукции

3. банкротство нескольких молочных ферм

4. повышение цен на энергоносители

5. строительство новых заводов молочной продукции

11

Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры. под которыми они указаны.

1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.

2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.

5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

12

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: "Почему снижается воспитательный потенциал семьи?" Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.

5. Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

2. Утверждена республиканская форма правления.

3. Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

4. Граждане поддерживают проведённые преобразования.

5. На выборах победила консервативная партия.

6. Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

16

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право участвовать в отправлении правосудия

2. право на жизнь

3. право на защиту своей чести и доброго имени

4. право быть избранным в органы государственной власти

5. право на тайну переписки, телефонных переговоров

17

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами) и видом (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. дискриминация

2. уголовное право

3. потерпевший

4. заявление в отдел полиции

5. иск в суд

6. трудовое право

19

Выберите верные суждения о правах и обязанностях супругов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К личным правам супругов относится право на общую, совместную собственность.

2. При заключении брака супруги могут добавить к своей фамилии фамилию супруга, если добрачная фамилия не была двойной.

3. К общему имуществу, в частности, относится посуда, мебель, бытовые электроприборы, автомобиль, жилье, а также доходы каждого из супру​гов от трудовой деятельности.

4. При расторжении брака ставится вопрос о разделе всего имущества супругов.

5. Не подлежат разделу вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. контроль

3. институт

4. взаимоответственность

7. мобильность

8. супружество

9. репродукция

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

Показать ответ

элементы :

2) Названы две разновидности республиканской формы правления: Президентская и парламентская республики

3) При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а при парламентской - в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии.

В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Названо одно из «соображений»:

2. Названы одно негативное и одно положительное последствия:

Негативное последствие: есть вероятность, что к власти придёт руководитель, не способный решить острые политические проблемы государства. Положительное последствие: люди, делающие выбор таким методом, заранее испытывают симпатию к этой власти и поддерживают её, а значит не будет недовольств, революционных вспышек и т.д.

Могут быть написаны другие положительные и отрицательные последствия.

Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Ответ на первый вопрос: Пропорциональная.

2. Дано объяснение, в чём проявляется защита партий: Эта защита проявляется в том, что при пропорциональной избирательной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Следовательно, сильные политические партии получают большее количество голосов.

3. Названа и проиллюстрирована примером функция политических партий, которая проявляется в избирательном процессе: В избирательно процессе проявляется электоральная функция политических партий (например, Партия D выступила с предвыборной программой на ТВ).

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы :

1) демократическое государство основано на народовластии, а выборы - это один из каналов, который позволяет принимать гражданам непосредственное участие в политической жизни;

2) выборы гарантируют смену устарелых кадров на более новые, заинтересованные в решение острых проблем государства;

3) демократическое выборы являются общедоступными, а значит, каждый гражданин имеет возможность попасть в верховную власть.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое одно негативное проявление глобализации.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об одном из проявлений глобализации в экономической сфере: Одним из проявлений развития тенденций глобализации является господство в мировой экономике транснациональный корпораций.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об одном из проявлений глобализации в экономической сфере.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса одно из негативных проявлений глобализации, например: К негативным проявлениям глобализации относят рост числа вооружённых конфликтов; проявление сепаратизма, терроризма.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса одно из негативных проявлений глобализации.)

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие позитивные формальные социальные санкции:

1. Премии (Например, начинающему маркетологу Р. вручили премию за разработку перспективной стратегии продаж).

2. Государственные награды (Например, МВД РФ объявило награду Сотрудникам ФСБ (благодарственные письма, грамоты и часы) за раскрытие убийства семьи полицейского под Сызранью).

3. Допуск к высоким должностям и почётным функциям (Например, Ген. директор крупной компании Т.Ш. был избран председателем правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Могут быть названы другие позитивные формальные социальные санкции, приведены другие примеры.

Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности налогоплательщика.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) дан ответ на первый вопрос, обоснование ответа:

Да, налоговые органы обязаны предоставить информацию налогоплательщику об уплачиваемых им налогах. Согласно ст.21 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики имеют право на полную и точную информацию о налоговом законодательстве, о представляемых им законами правах и размерах налогов.

2) Названия любых двух обязанностей налогоплательщика:

1. налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги в полном размере и в указанный срок;

2. обязан вести в установленном порядке учёт доходов, расходов, объектов налогообложения;

3. обязан устранять выявленные налоговыми органами нарушения.

Могут быть названы другие обязанности налогоплательщика.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:


1. Понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики.


2. Основные виды конкурентной борьбы:


а) конкуренция продавцов; конкуренция покупателей;

б) совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция;

в) внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;


г) ценовая (явная и скрытая) и неценовая конкуренция.


3. Функции конкуренции в рыночной экономике:


а) стимулирование роста эффективности производства; 


б) снижение цен и повышение качества;


в) обеспечение нацеленности на запросы потребителя.

4. Положительные стороны:


а) способствует развитию Научно-технического прогресса;

б) чутко реагирует на изменение спроса.

5. Отрицательные стороны:


а) ведёт к дифференциации доходов;

б) создаёт условия для безработицы, инфляции.

6. Защита конкуренции со стороны государства от монополизации в рыночной экономике (Антимонопольное законодательство). 


В ответе возможны другое количество и иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. 
Отсутствие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2. Экономика «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

29.3. Социология, социальная психология «Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

29.4. Политология «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

29.5. Правоведение «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

Демократия — это одно из понятий, которые в современности являются как бы «всем понятными и очевидными». Все слышали, что это «власть народа». Однако кто именно подразумевается под народом и в чём именно заключается власть оного? Если обратиться к истории, то греческий термин изначально, до обретения смысла «власть/управление», означал силу, при этом не физическую, а способность выигрывать в общем виде, побеждать в борьбе. То есть подразумевается возможность народа влиять на свою жизнь — но, опять же, а каким именно способом?

Давайте постепенно разберём, что есть демократия, как она развивалась, что под ней подразумевалось ранее — и что сейчас.

Начнём, пожалуй, с математического обоснования несоответствия демократии справедливости и здравому смыслу. Нет, это не новость — Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе сформулировал свой парадокс ещё в 1785-м году, более двух столетий назад.

Стандартное восприятие демократического выбора, которое существует у избирателя, — это желание, чтобы результат голосования привёл к его удовлетворённости в будущем: «Проголосую, и будет выбран правильный политик, который сделает то, что мне хотелось бы». Однако эффект Кондорсе следует из того, что непопулярные политики и политические тезисы разными избирателями воспринимаются по-разному, что и приводит к парадоксу нетранзитивности: «при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивна), даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны)».

Иллюстраций парадокса Кондорсе существует множество, остановимся на самом наглядном: есть три избирателя, которые голосуют по неким трём вопросам. Их мнение выглядит как «да/да/нет», «да/нет/да» и «нет/да/да» соответственно. Таким образом, суммарный итог голосования будет выглядеть как «да/да/да» — и при этом не будет устраивать вообще никого из участников! По такой схеме, например, некий закон будет принят постатейно, но при этом в целом будет отвергаться всеми участниками — странная ситуация, не так ли?

Сам маркиз предложил избежать подобных недостатков прямого голосования методом ранжирования мнений: не просто «я голосую за Иванова», а «я предпочитаю Иванова, на худой конец — Петрова, а Сидоров у меня в конце списка». Обратите внимание, что метод, исправляющий парадокс, известен с XVIII века, но на практике используются совсем другие. Важно отметить, что знание эффекта Кондорсе вполне может быть использовано для достижения целей, не соответствующих чаяниям избирателей.

Дальнейшее развитие математических доказательств некорректности демократии как инструмента отражения интересов общества получило в 1951 году благодаря Кеннету Эрроу (именно за это он получил Нобелевскую премию в 1972 году). В исследовании «Социальный выбор и индивидуальные ценности » он рассмотрел демократию как модель общественного выбора, объединяющую индивидуальные предпочтения:

Аксиома универсальности: система выборов должна обеспечивать возможность любого распределения голосов. Очевидное требование.

Аксиома единогласия: если имеется единогласное мнение у всех голосующих, то результат голосования должен приводить именно к этому выбору. Ещё более очевидно, не так ли?

Аксиома независимости от несвязанных альтернатив: предпочтение избирателем определённого выбора при голосовании не должно зависеть от его отношения к альтернативным вариантам. Хотя требование логически верно, на практике оно может нарушаться по психологическим причинам. Однако сейчас мы рассматриваем идеальную демократию и математику процесса; да и, если говорить именно о политических выборах, мнение о кандидатах является условием осознанного выбора.

Аксиома полноты: система голосования должна обеспечивать сравнение любой пары кандидатов, включая случай одинаковой привлекательности для избирателя. Также сложно представить демократическую избирательную систему без такого механизма.

Аксиома транзитивности: «если в соответствии с мнением избирателей кандидат В не лучше кандидата А (хуже или эквивалентен), кандидат С не лучше кандидата В, то кандидат С не лучше кандидата А». Простая логика высказываний, по сути просто утверждается рациональность поведения избирателей.

Все пять аксиом полно описывают демократическую избирательную систему в общем виде, не так ли? А вот затем Эрроу доказал, что выполнение всех аксиом одновременно невозможно. Если точнее, то он добавил шестую аксиому об отсутствии диктатора — человека, который имеет возможность и желание навязывать своё мнение всему социуму, и математически доказал, что одновременное выполнение всех шести аксиом невозможно. Т.е. если выполняются первые пять — то выбор осуществляется как следствие подчинения диктатору — именно поэтому конечный вывод Эрроу получил название «теоремы невозможности».

Три цели демократии, а именно — коллективная рациональность, способность избирателя принимать решения и равенство власти, как оказалось, противоречат друг другу. Если исходить из равенства и способности принимать решения (суть избирательного процесса), то придётся отказаться от коллективной рациональности выбора (см. парадокс Кондорсе). Если настаивать на коллективной рациональности, то принцип равенства будет наличествовать лишь при подходе, когда результат голосования определяется лишь полным консенсусом электората. И, в конце концов, если исходить из способности принимать решения, то придётся концентрировать это право для всё более узкого круга, т.е. по сути переходим к тому же диктатору в предельном случае.

При этом в роли диктатора не обязательно должен выступать некий вождь и т.п. — в общем виде условие свободы выбора может быть снято любым достаточно глобальным посторонним воздействием: религией в фундаментальных странах, угрозой всему народу извне и т.д. — включая так называемое общественное мнение, которое зачастую инспирируется внешними силами в своих целях. Забегая вперёд: именно так работает современная демократия.

И ещё один интересный нюанс.

Не относясь напрямую к выборам, так называемое равновесие Нэша также наглядно иллюстрирует современный демократический мир. Джон Форбс Нэш-младший, изучая теорию игр, сформулирован тезис:

«Если в некоторой игре с произвольными количеством игроков и матрицей выигрышей существует такое состояние, что при выборе не соответствующего ему хода любым из игроков в отдельности его личный выигрыш уменьшится, то это состояние окажется “равновесным” для данной игры. Кроме того, в ряде случаев ходы игроков будут иметь тенденцию стремиться к этому состоянию, даже если в этой игре есть другие состояния, в рамках которых выигрыш игроков в целом и/или по отдельности выше».

Обычно теорию игр применяют к экономике, но, говоря о демократии, можно применить её к конкуренции партий — это ведь так демократично, не так ли?

Равновесие Нэша — это «положение, при котором самостоятельные стратегии продавцов не позволяют получить результат лучший, чем результат конкурента», т.е. в условиях олигополии равновесие Нэша достигается при нулевой прибыли (если не работать далее в убыток). Таким образом, оптимальной стратегией для всех олигополистов является сговор, позволяющий держать цены. Но немногочисленные политические партии вполне являются аналогами олигополистов, только на политическом поле — им выгодно продолжать своё существование и иметь с этого власть и прибыль, а не выполнять требования избирателей, так что сговор (не обязательно официальный) тут неизбежен: «нам всем наплевать на избирателей, просто будем изображать конкурентную борьбу и время от времени меняться у руля».

Участие обычных людей, не имеющих возможности действительно влиять на происходящее в стране, что в рыночной экономике, что в либеральной политике направляет их положение к равновесию Нэша, которое на практике может отстоять от их общего и личного блага сколь угодно далеко.

Таким образом, демократия с точки зрения математики является самопротиворечивой моделью социума, при которой велика вероятность устойчивых равновесных состояний, значительно удалённых от оптимума как для социума в целом, так и избирателей лично . Тем не менее она считается если не идеальным общественным строем, то как минимум — вспоминая Уинстона Черчилля — наилучшим.

Древнейшая демократия по названию — это Афины, приблизительно с 500 по 330 гг. до н.э. Реально граждане, обладающие там избирательными правами, составляли хорошо, если четверть взрослого населения: в голосовании не участвовали женщины, рабы и рождённые в других греческих городах. Помните, у Стругацких в «Понедельнике начинается в субботу» был фрагмент про древнегреческого философа и предлагаемое им государство, устройство которого «было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов»? Но если про рабов и так понятно, про женщин тоже многие в курсе, то про другую группу свободнорожденных совершеннолетних эллинов, не допускавшихся к выборам, знают далеко не все: если полноправный гражданин по каким-либо причинам переезжал в другой полис из того, где он родился, то он терял все политические права и часть гражданских.

Кстати, к месту будет вспомнить Новгородское вече — сколько было славословий про «истинную демократию», которую-де изничтожили клятые тоталитарно-царские москали! Однако, когда археологи добрались до вечевой площади, то определили, что её размер был всего лишь где-то 40х50 метров, при этом из летописей известно, что там даже не стояли, а сидели. Короче говоря, исследовав проблему (подробности опускаю), историки определили, что вече в Великом Новгороде составляли несколько десятков знатных человек, а вовсе не всё население.

Так что исторические варианты демократии сейчас очень вряд ли кто-либо назвал демократическими… Давайте теперь посмотрим на прошлое с точки зрения равноправности выборов — ведь демократия это подразумевает, не так ли?

Имущественный ценз . "Люди, не имеющие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством".

Возрастной ценз . Во многих странах активное избирательное право и остальные гражданские права возникали с 21 года (англосаксонская традиция). Когда США начали войну со Вьетнамом, то расхожим выражением стало «слишком молод для выборов, в самый раз — для войны».

Избирательное право для женщин . Первыми всеобщее избирательное право для женщин ввели в Новой Зеландии в 1893-м году, затем — в Австралии (1902 г.) и России (на территории Финляндии — с 1906, на остальной — с 1917 года). Показательный пример: в Германии женщины получили право голоса в 1918-м году, но до 1926-го года на выборах использовали отдельно «женские» и «мужские» бюллетени. Ну и на десерт: в Швейцарии женщины получили всеобщие избирательные права 7 февраля 1971 г.

Расовый ценз . То, что в Америке угнетали негров — все в курсе. Но не все знают, когда это прекратили делать — «Закон о гражданских правах» вступил в силу 2 июля 1964 г.

Ещё интересный факт: всемирно известный борец против рабства Линкольн отнюдь не был аболиционистом. «Честный Эйб» в «Прокламации об освобождении» (1862-63 г.) объявил свободными негров, проживающих на территории Конфедерации, но не на Севере. Государственный секретарь У.Г. Сьюард тогда метко выразился: «Мы выразили свою симпатию рабам, освободив их там, где мы не можем этого сделать, и продолжив держать их в рабстве там, где могли бы освободить их». Такой ход был сделан Линкольном исключительно с целью ослабления Юга, чтобы поднять там негритянскую «пятую колонну». Демократично?

Но давайте глянем на факты ближе к нашему времени: ещё в XX-м веке вполне обычным европейским развлечением были зоопарки, в которых содержались в том числе и люди . Последние клетки с людьми были убраны лишь в середине 30-х гг. XX века, а в 1958-м году в Брюсселе на выставке была представлена «временная экспозиция», где в качестве экспоната демонстрировалась «конголезская деревня вместе с жителями». И даже в США, где негры жили уже пару сотен лет, в зоопарках содержали пигмеев. Демократия XX-го века!

Таким образом, демократия — которая, как общеизвестно, «власть народа» — это очень, очень исторически разнообразное явление, включая не только древнюю, но и новую и даже новейшую историю.

Что же касается Западного мира, то там нормой является концепция «что законно — то и справедливо». В контексте разговора: что назовём демократией, то ей и является.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»