Влияние мультипликационных фильмов на эмоциональное состояние детей. Влияние кинематографа на воспитание. Опасности мультфильмов: "Пингвины из Мадагаскара" культивируют "сортирный" юмор

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н.Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю.С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р.С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н.Е., 2011].

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», – «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В.А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ – мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А.А., 2012].

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л.Б., 2008].

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:

Ведет к усилению агрессивности;

Повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

Формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю.А. Курдюкова, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Л.В. Матвеева, А.Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2011. 160 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. 128 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2010. 632 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: ИЦ Академия, 2011. 368 с.

5. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. Том (часть) 2: Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. 343 с.

6. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. 420 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. 511 с.

8. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие / В.И. Максакова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 238 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. 656 с.

10. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии Том (часть) 1: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. 687 с.

11. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том (часть) 3: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. 739 с.

12. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки беседы занятия изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 205 с.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. 460 с.

14. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2011. 160 с.

15. Проблемы информационной культуры / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – М.: Просвещение, 2009. 246 с.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции «Гуманитарное образование в Сибири» / П. Рюхов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2011. 211 с.

17. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртулизации общества: Монография / А.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. 336 с.


/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. 2011. 384 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н.Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю.С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р.С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н.Е., 2011] .

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В.А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А.А., 2012] .

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л.Б., 2008] .

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:

Ведет к усилению агрессивности;

Повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

Формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю.А. Курдюкова, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Л.В. Матвеева, А.Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2011. 160 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. 128 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2010. 632 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: ИЦ Академия, 2011. 368 с.

5. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. Том (часть) 2: Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. 343 с.

6. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. 420 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. 511 с.

8. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие / В.И. Максакова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 238 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. 656 с.

10. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии Том (часть) 1: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. 687 с.

11. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том (часть) 3: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. 739 с.

12. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки беседы занятия изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 205 с.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. 460 с.

14. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2011. 160 с.

15. Проблемы информационной культуры / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – М.: Просвещение, 2009. 246 с.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции «Гуманитарное образование в Сибири» / П. Рюхов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2011. 211 с.

17. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртулизации общества: Монография / А.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. 336 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника
/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. 2011. 384 с.


Как известно из психологии, любые внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, способны проникать в сознание. Это свойство человеческого организма широко используется в процессах обучения и воспитания. Преподаватели применяют наглядные пособия, чтобы в доступной форме объяснить изучаемый материал. Воспитатели используют фонетический материал для психологического воздействия на своих воспитанников. В последнее время получили большую популярность презентации с использованием подборки фотографий, графики, видеоматериала, музыки и речи. Такая комбинация оказывает максимальное воздействие на главные органы чувств ребенка – глаза и уши. Эту особенность надо учитывать, когда заходит речь о том, какие фильмы следует смотреть детям.

Современный кинематограф обладает мощными средствами воздействия на психику человека. В современных фильмах используются всевозможные трехмерные и четырехмерные эффекты: объемный звук, стереоизображение, вибрация. Все это создает иллюзию полного погружения в виртуальный мир кино, в результате чего порой совершенно теряется связь с реальным миром. Если речь идет о картинах, которые повествуют о реальных событиях, необходимых для изучения, то в этом нет ничего плохого. И сказки, рассказывающие о вечной борьбе добра со злом, в определенной степени вполне допустимы для просмотра ребенком дошкольного и школьного возраста. В воспитательных целях старшим школьникам можно даже смотреть фильмы, содержащие в допустимых нормами пределах сцены насилия и эротики.

Но приходится признать, что в последнее время наблюдается некоторая деградация в кино отдельных жанров и направлений. Особенно это касается мультипликационных или, как их называют на Западе, анимационных фильмов. Казалось бы, эти фильмы, предназначенные в большинстве своем исключительно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, должны содержать в себе элементы воспитания общепринятых норм и традиций. Но, к сожалению, это далеко не так. Как уже отмечалось многими кинокритиками, большинство современных мультфильмов не предназначено для просмотра детям и людям с неустойчивой психикой. Во многих из них имеются такие элементы, которые, мягко говоря, совершенно не предназначены для просмотра не то что детям, но и их родителям.

Этим «недугом» страдают не только американские анимационные фильмы, но и некоторые российские картины. Если раньше существовали различные школы российских и советских аниматоров, воспитанных на лучших традициях диснеевской школы, то сейчас явно ощущается ориентирование на «ширпотреб». Буквально все, начиная с сюжетной линии и заканчивая специальными приемами компьютерной графики, копируется из западных источников. Мало того, совместные проекты российских и американских кинематографистов создаются, как правило, на базе и под чутким руководством американских коллег.

Возможно, кинокритики сильно придираются к таким деталям и неадекватно воспринимают художественный замысел таких картин, но с учетом вышесказанного о воздействии видеоматериала на органы чувств, создателям мультфильмов следовало бы быть внимательнее. А уж воспитателям, педагогам и родителям в первую очередь следует обращать внимание на репертуар анимационных фильмов, который предпочитают их дети.

То же самое относится и к фильмам приключенческого и фантазийного жанров. Некоторые из них на первый взгляд довольно безобидны, но при внимательном рассмотрении не выдерживают никакой критики. Не будем сейчас переходить на личности, упоминать конкретные фильмы и давать практические рекомендации. Каждый педагог должен, во-первых, уметь внимательно, трезво и непредвзято оценивать современные фильмы любого жанра и любой тематики. А во-вторых, он должен разработать свою собственную стратегию, чтобы правильно растолковать те детали и сцены, которые его воспитанники могли увидеть в картинах и понять неправильно.

Особо следует подчеркнуть то пренебрежительное отношение к вопросу семьи и брака, которое подавляющее большинство американских кинематографистов явно или косвенно изображают в своих фильмах. Также стоит сказать пару слов о так называемых естественных потребностях человеческого организма. Для чопорных англичан даже упоминание вскользь об этом считалось недопустимым. Впрочем, и для всей Европы вольности американских фильмов кажутся кощунством. Психологию американцев можно понять. Эта страна в своем прошлом была колонией Англии. После освобождения от влияния английской короны американцы бросили вызов британским традициям и пытались всячески досаждать снобам Туманного Альбиона. Это проявлялось во всем, начиная с манеры общения и заканчивая стилем одежды. Со временем плохие манеры стали нормой и благополучно перешли на экраны кинематографа. Но российским кинематографистам с их богатыми народными традициями не следует им подражать.

Попкова Яна Сергеевна

Студентка 3 курса бакалавриата

по направлению: психолого-педагогическое образование

ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Ключевые слова: младший школьник, информационное пространство,

мультипликационные фильмы, язык мультипликации.

В современном обществе младший школьник активно вовлечен в окружающее его информационное пространство. В связи с этим все более актуальным становится вопрос защиты детей от негативного влияния информации посредством развития у них критического мышления. Рассмотрены некоторые аспекты влияния мультипликационных фильмов на развитие детей данного возраста.

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе нам приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиальными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам. Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении, видео, кино. Особое место в репертуаре детей занимают мультипликационные фильмы.

К сожалению, современные мультипликаторы, стремясь расширить зрительскую аудиторию, очень мало внимания уделяют художественно-нравственной стороне содержания, зачастую ограничиваясь лишь

увлекательным сюжетом. Мультипликация сегодня стала все более коммерциализироваться.

Все чаще стали появляться мультфильмы, предназначенные для семейного просмотра («Шрэк 1, 2, 3»; «Кот в сапогах», «Красная шапочка против зла» и множество других), включающие в себя шутки и подтекст для взрослых. Однако мультфильм может и должен содержать в себе не только развлекательные моменты, но и очень важное для детей поучительное содержание. Неконтролируемое «бездумное» поглощение информации детьми, в силу еще недостаточной сформированности у них психических процессов, может привести к весьма негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.

Влияние мультипликации на развитие детей проявляется по различным направлениям: общее психическое развитие (развитие познавательных процессов, моторное, развитие речи); заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов; формирование интересов и склонностей.

У детей, которые с раннего детства смотрят телевизор более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. В результате интерес детей к предметам, фактам и событиям становится поверхностным, речь примитивной. Просмотр телевизионных передач, видео и кино все чаще начинает заменять такие характерные для детей младшего школьного возраста виды деятельности, как общение со сверстниками, игру, чтение. Подражая героям мультфильмов, учащиеся младшего школьного возраста в своей речи начинают употреблять так называемые «крутые» слова: кретин, безмозглый, тупица, болван, недоумок, больной, используя их в качестве обращений и личностных характеристик. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой все эти слова определены как просторечные, а многие из них отмечены как бранные, жаргонные .

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре происходит на основе устной речи, образцом которой становится язык мультипликации. «Ребенок еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх» .

Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются. Ничего не делая, ребенок приучается получать удовольствия или испытывать яркие эмоции. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Это подтверждается различными исследованиями. А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в ходе психологических обследований младших школьников выявили, что «поток аудиовизуальной информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, чаще всего воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же.

И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций» .

Психологические механизмы мультипликации как вида искусства особенно воздействуют на сознание ребенка. Герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Для детей в определенной мере важны идеально позитивные как художественные, так и реальные модели поведения. На экране отрицательные примеры героев могут оставаться без оценочных комментариев, что со стороны выглядит как одобрение. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм

поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Современные мультфильмы транслируют формы нестандартного гендерного поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и, наоборот, женщины надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Кроме того, дети становятся невосприимчивыми к опасности: «Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций» .

Известный исследователь в области психологии восприятия СМК А. Бандура считает, что для развивающегося ребенка демонстрируемые модели поведения, где представлен широкий диапазон моральных конфликтов, составляют неотъемлемую часть социального научения, а под воздействием научения и моделирования формируются моральные стандарты поведения, подлежащие самостоятельной оценке. Позже они начинают выступать в роли внутренних запретов на совершение недопустимых действий. Символическое моделирование влияет на развитие моральных суждений через то, что оно представляет поведение допустимым или предосудительным. Пришествие телевидения необычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и детям, и взрослым .

Так как ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы, он не может адекватно оценить содержание медиатекстов. Ситуация усугубляется тем, что чаще всего дети воспринимают медиатексты без какой-либо помощи взрослых, а их содержание не выдерживает подчас никакой критики. По поводу мировоззренческой ущербности и нравственной несостоятельности большей части транслируемой информации, а также о наличии недопустимых картин насилия на экране и его влияния на детскую аудиторию, высказывают свои опасения К. А. Тарасов , А. В. Федоров .

Агрессия в мультфильмах представлена красочными, яркими картинками. Сцены с привлекательными героями в красивом помещении могут сопровождаться убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения. Если на основе уже имеющихся представлений о красоте «вливать» картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Несомненно, все негативные воздействия отрицательно сказываются на развитии детей младшего школьного возраста. В условиях активного и агрессивного воздействия медиа на данную аудиторию все более актуальным становится вопрос о развитии у детей аналитического мышления, формирования медиакультуры. Один из выходов уменьшения отрицательного воздействия мультипликации на детей -построение модели и программы работы с учащимися по развитию их медиакомпетентности, в которой немаловажную роль играют не только теоретические, но и практические занятия по анимации. Так, можно не только свести до минимума негативное влияние мультфильмов на развитие, оградить от пассивного просмотра, но и показать ребенку увлекательный мир мультипликации, ведь сегодня дети имеют возможность быть не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса по созданию собственного мультипликационного фильма. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать систему комплексного обучения, решить широкий круг образовательных и воспитательных задач. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества.

В процессе выполнения творческих заданий по созданию мультфильма у детей активно развивается воображение, формируется образное мышление, творческое переосмысление действительности. Мультипликация дает детям возможность проявить свои способности в рисовании, лепке, конструировании (создание персонажей и декораций), что способствует формированию у ребенка манипулятивно-моторных навыков, музыке

(звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), литературе (написание сценария), технике (работа с различным оборудованием). Положительное влияние на детей данного возраста может оказывать работа с мультипликационными фильмами по сюжетам сказок. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Важно, чтобы герои имели четкую моральную ориентацию - были либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Для ребенка в младшем школьном возрасте особенно важен показательный пример.

Сегодня количество мультипликационных студий для детей значительно возросло. Во многом, этому способствует доступность технологий, а также пропаганда детского анимационного движения на фестивалях и в прессе.

Современная мультипликация имеет неоднозначное влияние на ребенка. С одной стороны, современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, так как они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на ребенка. В этом случае, особенно в отсутствии пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. С другой, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с

детьми их педагогический потенциал. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования в условиях современного информационного общества.

Таким образом, мультипликационные фильмы на сегодняшний день стали для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые формируют мировоззренческие взгляды у младших школьников. Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей, а особенно на их поведение. У них ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Влияние мультипликационных фильмов на поведение младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание. Младший школьный возраст является основным периодом формирования мировоззрения. Дети склонны подражать увиденному в мультфильмах, делать представления о нормах поведения, уважению к старшим, дружбе, добре и зле, ценностях.

Список литературы

1. Баженова, Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) : пособие для учителя. М., 2004. 55 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения. СПб., 2000. 427 с.

3. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М., 2005. 359 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М., 1989. 750 с.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс. Мастера психологии. СПб., 2001. 368 с.

6. Тарасов, К. А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией. М., 1997. С. 74-97.

7. Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры. 9. Шариков А. В. Если сомневаешься, М., 1993. 378 с. ключи. По поводу пропаганды насилия на те-

8. Федоров, А. В. Права ребенка и проблема на экране // Культура. 2000. 7 дек. С. 4. насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение - воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм - подражание. Подражание - это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

Мухина В.С. отмечает: "Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения" .

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), "Крошка Енот" (1974), "Бюро находок"(1982), "Смурфы" (1981-1990, Бельгия, США), "Приключение Лунтика и его друзей" (2006, Россия), "Вэлиант. Пернатый спецназ" (2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

"Трое из Простоквашино" (1980), "Приключение домовенка Кузи"(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), "В поисках Немо" (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Например: "Трансформеры", "Человек - паук", "Супермен", "Черепашки Ниндзя". Главные герои таких мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. В подобных мультфильмах распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью . Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. Так же иногда спользуются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков .

« Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста»

Куринная А.П.

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более мобильны, раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Мультфильм – это талант и творчество, кропотливый труд людей. По сравнению со сказками мультфильмы появились относительно недавно. Конкретных психологических исследований в области влияния мультфильмов на формирование идеалов детей еще недостаточно, но психологи не оставляют данную тему без внимания. В.В. Абраменкова пишет, что мультфильмы играют значительную роль в развитии ребенка, они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

Рассмотрев различные точки зрения по данному вопросу, наше исследование мы посвятили вопросу влияние мультфильмов на поведение детей.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миро - созидания и порядочности.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям?

Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Все выше изложенное позволило нам определить цель и задачи исследования, а так же предмет и объект исследования.

Цель: Создать сборник мультфильмов, способствующих воспитанию эмоционально – нравственной отзывчивости младшего школьника.

1.Изучить научно – теоретические основы влияния мультфильмов на поведение младших школьников.

2.Выявить особенности поведения ребёнка младшего школьного возраста.

3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.

4. Подвергнуть анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;

5. Создать сайт с мультфильмами направленными на эмоционально – нравственную отзывчивость.

Объект: мультипликационные фильмы.

Предмет: особенности влияния мультфильмов на эмоционально – нравственную отзывчивость младших школьников.

В своем исследовании мы провели анкетирование среди второклассников и их родителей и попытались отследить взаимосвязь между поведением детей младшего школьного возраста и поведением героев любимых мультипликационных фильмов. Данную возрастную группу, мы выбрали потому что, именно в младшем школьном возрасте продолжаются закладываться нравственные модели поведения ребенка, формируются нравственные чувства. В исследовании принимали участие 16 детей 7-8 летнего возраста и их родители.

Анализ анкеты для родителей позволил нам выявить следующее:

94% - процентов детей смотрят мультфильмы каждый день.

Ответы анкет родителей и детей сходятся во мнении.

При ответе на вопрос, о том мультфильмы каких производителей больше нравятся детям 70 % ответили что зарубежные и 30 % отечественные.

Просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Родители отметили разницу в поведение детей при просмотри зарубежных мультфильмов, у детей появляется не детская агрессия, а порой страхи.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. При ответе родителей на вопрос « Как влияет просмотренный мультфильм на вашего ребенка?», было выявлено, что все родители замечают активность детей после просмотра мультфильмов и 70% родителей отмечают, что дети после просмотренного мультфильма начинают подражать главному герою.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенного нами исследования было выявлено, что 94 - % детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

В младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому, на наш взгляд следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок, лучшими для этого являются отечественные мультфильмы, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека, закладывают в ребёнке ментальные российские ценности: добро, любовь, взаимопомощь…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»