В настоящее время государственный строй франции называется. Франция: история, государственное устройство, наука и культура. Выборы за рубежом: концепция, социальная цель, тип

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Французская Республика является одним из наиболее развитых в экономическом и политическом отношении государств мира. Современное административно-территориальное устройство Франции формировалось на протяжении долгих веков, а процесс включал в себя войны с соседями, феодальные войны внутри страны, а также продолжительный период колонизаторских войн на других континентах. Важную роль в истории страны и всего европейского континента сыграла также Великая французская революция 1789-1799 годов. Важным для страны было также и активное рабочее движение, существовавшее с начала девятнадцатого века.

Средние века на территории Франции

Форма административно-территориального устройства средневекового Франкского государства представляла собой типичную феодальную модель с многочисленными мелкими правителями. К концу X века королевская центральная власть не имела никакого авторитета у двух десятков герцогов и графов, каждый из которых стремился к максимальной независимости от верховного правителя.

В 987 году к власти на территории Франкского королевства приходит династия Капетингов, названная так по имени ее основателя - Гуго Капета. Начало правления новой династии было омрачено многочисленными религиозными войнами внутри страны, крестовыми походами и так называемым Авиньонским пленением Папы, когда Папа Римский фактически находился в заложниках у французских королей.

Однако история государственного строительства Франции пополнилась в средние века и такими примечательными событиями, как созыв Генеральных штатов в 1302 году. Фактически это был первый французский парламент, влияние которого на последующую историю трудно переоценить, так как парламентаризм прочно укоренился во французской политической традиции.

Франция в Новое время

Государственное и территориальное устройство Франции перешло к новой форме во время правления Людовика XI (1461-1483). Во время его правления было фактически завершено объединение страны под довольно сильной единоличной властью короля, существенно сокращены полномочия местных феодальных правителей и начато формирование культа центрального правителя, сыгравшего роковую роль в государственной истории и приведшего к Великой Революции.

В 1589 году пресеклась боковая ветвь династии Капетингов - Ей на смену пришла новая династия - Бурбоны, первым представителем которой на французском престоле стал Генрих IV. Новый король положил конец религиозным войнам между католиками и протестантами, бушевавшими на протяжении нескольких десятилетий.

Подписанный Генрихом IV в 1598 году Нантский эдикт дал протестантам довольно широкие полномочия, что существенно повлияло на форму государственного территориального устройства Франции, так как теперь протестанты могли владеть крепостями и фактически образовали государство в государстве, обзаведясь военной силой.

Тридцатилетняя война

В 1618 году Франция вступила в так называемую Тридцатилетнюю войну, причиной которой стали намерения некоторых европейских государств установить собственную гегемонию на территории Священной Римской империи германской нации.

Результатом этой продолжительной и кровопролитной войны стало создание международных отношений, в основе которой лежит принцип уважения национального суверенитета и приоритета государственных интересов над международными.

Разумеется, такой итог не мог не повлиять на форму государственно-территориального устройства Франции. В это время начала формироваться система, в которой большинство полномочий было сосредоточено в руках центральной власти, в то время как местные элиты активно подавлялись.

В 1685 году Людовиком XIV был отменен Нантский эдикт, что повлекло за собой массовый исход протестантов в соседние страны. Вообще период правления Людовика XIV был не самым мирным в истории государства: Франция была втянута в несколько крупных войн, каждая из которых влияла на территориальное устройство страны.

Франция в XVIII веке

В 1715 году Людовик XIV умирает, и вслед за ним приходит Людовик XV, на правление которого пришлись политический и финансовый кризисы, а также Семилетняя война, поражение в которой привело к радикальному изменению формы административно-территориального устройства Франции. По итогам Парижского мирного договора, она была вынуждена уступить многие свои колонии Великобритании.

Стоит отметить, что самыми крупными потерями государства были Индия и Канада. Флот страны был уничтожен, и на долгие годы Франция стала державой третьего порядка, не способной претендовать даже на европейское господство.

Французская революция

В 1789 году во Франции началась Великая революция, оказавшая колоссальное влияние не только на общественно-политическую систему страны, но и на историческое развитие всех европейских государств.

Осуществление революции привело к ликвидации так называемого Старого порядка, существовавшего в стране на протяжении почти трехсот лет. Главным итогом революции стало упразднение в 1792 году монархии и введение выборных органов власти, а также суд над и его казнь.

Разрушительные войны

На протяжении десяти лет политико-территориальное устройство Франции многократно менялось, так как, помимо собственно революционных событий внутри государства, страна была втянута в войну с Испанией и Великобританией, которые были недовольны экспансией, предпринятой новым французским правительством на территорию Голландии.

После завершения революции и непродолжительного периода политической стабильности Наполеон I Бонапарт был провозглашен императором. За этим последовала череда военных кампаний и сокрушительное поражение.

Колониальная система Франции

Франция сразу за Испанией и Португалией включилась в гонку Великих географических открытий, став таким образом одной из первых стран, заполучивших в свое владение заморские территории.

В 1535 году французский мореплаватель Жак Картье вошел в устье что стало началом истории французской колонии Новая Франция, которая долгое время занимала значительную часть континента Северная Америка.

Исследователи сходятся во мнении, что первоначально Франция имела существенные преимущества перед Великобританией, которая начала свою заморскую экспансию на семьдесят лет позже Франции. Кроме того, Франция имела технологические преимущества перед Испанией и Португалией, однако ее лидерству помешала внутриполитическая нестабильность и континентальные войны, а также революция восемнадцатого века.

Первоначально Франция сосредоточилась на исследовании северных территорий Нового Света, однако позже приступила и к исследованию Южной Америки, а также освоению островов Вест-Индии.

Освоение Северной Америки

Несмотря на то, что в XVIII веке Франция потеряла значительную часть своих колоний в результате военного столкновения с Великобританией, свое влияние на североамериканском континенте она не утратила, но даже расширила колониальные владения вглубь континента.

Огромный вклад в развитие французских колоний в Северной Америке внес граф Фронтенак, при финансовой и политической поддержке которого исследователь Ла Саль совершил плавание по Миссисипи и объявил долину реки французской колонией. Появление заморских территорий существенно повлияло на особенности территориального устройства Франции, так как для управления новыми землями требовались новые учреждения и новые законы.

Несмотря на то что по итогам Семилетней войны Канада отошла Англии, центральная часть материка оставалась за Францией вплоть до ее продажи США.

Луизианская покупка

в 1800 году между Испанией и Францией было заключено тайное соглашение о передаче Луизианы под контроль Французской Республики, что сильно озадачило правительство Соединенных Штатов.

Сразу после информации о тайном соглашении между двумя колониальными державами, США начали переговоры с Францией о продаже Нового Орлеана, но получили неожиданное предложение - о продаже всей колонии Луизиана. Предложение французов было связано, вероятно, с внутренними проблемами метрополии, которые не только не позволяли Парижу эффективно управлять колониями, но и ставили под угрозу само Французское государство.

В результате этой продажи по форме правления и территориального устройства Франция приблизилась к своему современному состоянию.

Французская Республика: современность

Современная Франция представляет собой трансконтинентальное демократическое государство с республиканской формой правления. Территория государства включает в себя основную часть в Западной Европе и ряд заморских департаментов, оставшихся в качестве наследия колониальной империи.

Франция является унитарной республикой президентского типа, где глава государства обладает широчайшими полномочиями. Однако отличительной чертой республики является хорошо развитая система местного самоуправления, которое соответствует территориальному устройству Франции.

Наименьшей единицей территориального устройства являются коммуны, которых в стране насчитывается тридцать шесть тысяч. Каждая такая единица управляется муниципальным советом, который принимает решения в интересах ее жителей: создает необходимые службы, распоряжается общественным имуществом, организует общественно важные мероприятия.

Основной же единицей административного деления являются департаменты, которых на европейской территории Франции насчитывается девяносто шесть (и еще пять заморских департаментов).

Особняком стоят пять заморских сообществ, Новая Каледония, Французские Южные и Антарктические территории и Клипертон.

Департамент как системообразующая единица

Департамент во Франции представляет собой второй уровень управления после коммуны, однако он же является самым важным, так как именно на этом уровне принимается большинство принципиально важных для местных сообществ решений.

Органом представительства на уровне департамента является Генеральный совет, который формируется на основе прямых и всеобщих выборов. Такие выборы проводятся в два тура и по мажоритарной системе, что обеспечивает максимальную прозрачность и демократичность. Полномочия Генерального совета ограничены шестью годами.

Развитие территориальной формы устройства Франции, таким образом, подчинено исторической логике и строится в соответствии с демократическими процедурами, освященными традициями.

В качестве формы правления Конституция Франции 1958 г. учредила в данной стране смешанную президентски-парламентарную республику, сочетающую черты президентской и парламентарной республик. Элементами президентской республики во Франции являются непарламентский способ избрания Президента, наличие у него значительных полномочий по руководству исполнительной властью.

Признаками парламентарной республики выступают наличие поста Премьер-министра, политическая ответственность правительства перед нижней палатой парламента - Национальным собранием, право Президента распустить Национальное собрание.

Иначе говоря, управление государством строится по принципу разделения властей, но концепция «рационализированного парламентаризма» создает преимущества исполнительной власти перед властью законодательной. Государственный режим Франции является близким к дуалистическому.

К системе общенациональных органов государственной власти относятся Президент Республики, Правительство, Парламент, судебные и квазисудебные органы.

Президент Республики занимает согласно Конституции юридисчески первое место в системе высших органов государственной власти. Однако целях демократизации данного института в 2000 г. в Конституцию было внесено изменение, сократившее срок президентских полномочий до пяти лет. Однако на новый срок будет избран лишь следующий после вступления в силу данной нормы Президент Франции (это произойдет в 2002 г.). Президент избирается всеобщими, равными и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного - во втором.

К числу функций Президента Конституция (ст. 5) относит наблюдение за соблюдением Конституции, осуществление арбитража с целью обеспечения нормального функционирования публичных властей, роль гаранта национальной независимости, территориальной целостности. соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Однако конституционные полномочия Президента значительно выходят за пределы перечисленных функций. Президент обладает обширными полномочиями в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также чрезвычайными, внешнеполитическими и некоторыми иными полномочиями.

Наиболее значительные - полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Он назначает министров, других высших чиновников, председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые им, участвует в подготовке правительственных законопроектов.

В законодательной сфере, т.е. во взаимоотношениях с парламентом, Президент созывает парламент на чрезвычайные сессии, по предложению Премьер-министра вносит в палаты предложения об изменении Конституции, по его решению для ратификации поправок к Конституции палаты образуют Конгресс или проводится референдум. Президент промульгирует закон в течение 15 дней после его передачи Правительству и до истечения этого срока может потребовать нового обсуждения палатами закона или его отдельных положений, т.е. обладает правом относительного вето. Президентское вето может быть преодолено абсолютным большинством голосов в обеих палатах. Важным и почти ничем не ограниченным правом президента является также роспуск Национального собрания - нижней палаты парламента. Такой роспуск недопустим лишь в следующих случаях: в течение года после внеочередных выборов палаты, т.е. выборов, состоявшихся после последнего ее роспуска; во время действия чрезвычайного положения; если функции Президента осуществляет председатель Сената или Правительство.

Роспуску Национального собрания должны предшествовать консультации Президента с Премьер-министром и председателями обеих палат парламента.

К полномочиям Президента в законодательной сфере примыкает его право назначить референдум. Конституция предусматривает три случая назначения референдума. Первым из них является конституционный референдум, проводимый с целью ратификации поправок к Конституции (ст. 89). Второй вид референдума предусмотрен ст. 11 Конституции. Во время сессии парламента по предложению обеих палат Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, ратификации международных договоров, экономических и социальных реформ. Данная статья Конституции фактически позволяет Президенту обращаться по перечисленным вопросам напрямую к избирателям, минуя парламент, чем усиливает его позиции в государственном механизме. Наконец, третий случай назначения референдума прямо Конституцией не предусмотрен, но выводится из смысла ст. 53. Это голосование по территориальным вопросам, которые согласно данной статье не могут быть решены без согласия заинтересованного населения. Такое согласие и выражается путем референдумов, которые неоднократно проводились по территориальным проблемам.

Полномочия Президента в сфере судебной власти охватывают его права по назначению трех членов Конституционного совета и право помилования, а также руководство Высшим советом магистратуры и назначение всех его членов.

Весьма значительными являются и чрезвычайные полномочия Президента. Он может единолично ввести в стране чрезвычайное положение при наличии двух условий: 1) существовании серьезной и непосредственной угрозы либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств; 2) нарушение нормального функционирования органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией. Введение чрезвычайного положения предваряется официальной консультацией с Премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционного совета. Кроме того, вводя чрезвычайное положение. Президент должен обратиться к нации с посланием. Сразу после введения чрезвычайного положения парламент собирается на сессию «по праву», он не может быть распущен, но он вправе лишь высказываться по поводу действий Президента, реальных же контрольных полномочий (отмена актов Президента) парламент не имеет.

К чрезвычайным полномочиям Президента примыкают его военные полномочия. Президент - глава Вооруженных сил страны, председатель высших советов и комитетов обороны.

В сфере международных отношений Президент заключает и ратифицирует международные договоры (кроме тех, которые требуют обязательной ратификации парламента), аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах.

Среди перечисленных полномочий Конституция различает права Президента, осуществляемые им самостоятельно, и права, требующие котрассигнации Премьер-министра и в случае необходимости - ответственных министров (ст. 19). Самостоятельно Президент осуществляет назначение референдума согласно ст. 11 Конституции; распускает Национальное собрание; вводит чрезвычайное положение; направляет послания палатам парламента; делает запросы в Конституционный совет о соответствии Конституции законов и международных договоров. Правовые акты, издаваемые Президентом с целью реализации остальных полномочий, требуют контрассигнации.

Важная гарантия деятельности Президента - его неприкосновенность. Во время исполнения своих полномочий он не может быть привлечен к ответственности, иначе как в случае государственной измены, иначе говоря, неприкосновенность Президента Франции не является абсолютной. Но ответственность Президента за государственную измену осуществляется в особом порядке. Обвинение ему может быть предъявлено только двумя палатами парламента, принявшими идентичное решение абсолютным большинством голосов от общего числа своих членов. По существу дело рассматривает и окончательное решение принимает Высокая палата правосудия.

В случае досрочного прекращения Президентом его полномочий их временно осуществляет председатель Сената, а если у последнего, в свою очередь, имеются препятствия, - то Правительством. Они могут осуществлять все полномочия Президента, за исключением роспуска Национального собрания и передачи на референдум законопроектов в порядке ст. 11 Конституции. Но такое замещение Президента является достаточно краткосрочным: голосование по выборам нового Президента, за исключением случаев непреодолимой силы, констатированной Конституционным советом, происходит не менее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после прекращения президентских полномочий.

Правительство Франции - состоит из Премьер-министра и министров.

Премьер-министр назначается Президентом Республики. Премьер-министр имеет особый статус в Правительстве. Он руководит его деятельностью, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, назначает не военные и гражданские должности, в случаях, предусмотренных Конституцией, после обсуждения в Совете министров ставит вопрос о доверии Правительству, замещает Президента в случае необходимости, обладает правом законодательной инициативы и т.д.

Министры назначаются также Президентом, но по представлению Премьер-министра. При этом Конституция не обязывает Президента при формировании Правительства учитывать расстановку политических сил в парламенте, а вновь сформированное Правительство - получить доверие парламента, но на практике это всегда происходит в силу существования парламентской ответственности Правительства.

Министры прекращают свои полномочия в том же порядке, что и назначаются: Президентом по предложению Премьер-министра. Премьер-министр прекращает исполнение своих функций по представлению им заявления об отставке Правительства (ст. 8 Конституции). Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Конституция Франции различает понятия Совет министров и кабинет министров. Совет министров- это собрание министров под председательством Президента, а кабинет министров --- это собрание министров под председательством Премьер-министра. Только Совет министров осуществляет конституционные полномочия Правительства. Все акты, принимаемые данным органом, подписываются Президентом.

Конституция закрепляет принцип парламентской ответственности Правительства. За проводимую политику оно ответственно перед Национальным собранием, которое может выразить ему резолюцию порицания или отказать в доверии. В этом случае Премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства.

Юридическая ответственность членов Правительства реализуется Палатой правосудия Республики, образованной в 1993 г. для рассмотрения дел о преступлениях или деликтов, совершенных членами Правительства при исполнении ими своих функций. Дело может быть начато по обращению любого лица, которое считает себя ущемленным в правах преступлением или деликтом, совершенным министром.

Компетенция Правительства сформулирована в Конституции по остаточному принципу: составляющие ее вопросы специально почти не оговорены в Конституции. Конституция содержит перечень вопросов компетенции парламента, т.е. вопросов, по которым могут приниматься законы. Вопросы же, не входящие в область законодательства, носят регламентарный характер (ст. 37). Регламентарная власть принадлежит Президенту и Правительству. Полномочия Президента очерчены в Конституции достаточно четко. Следовательно, по остальным вопросам регламентарная власть осуществляется Правительством. Кроме того, значительными полномочиями обладает Правительство в законодательном процессе. Оно обсуждает законопроекты перед их внесением в парламент, имеет право вносить поправки в законопроект, регулирует движение «законодательного челнока», устанавливает очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента.

Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание - нижняя палата парламента- включает 577депутатов. Они избираются единовременно на 5 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного - во втором. Пассивным избирательным правом обладают французские граждане, достигшие 23 лет.

Верхняя палата - Сенат - формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются по департаментам избирательными коллегиями, включающими депутатов советов регионов и департаментов, а также представителей советов коммун. Именно они составляют большинство в каждой коллегии и определяют исход выборов сенаторов. Сенат состоит из 305 члена, избираемых на 9 лет.

При этом Сенат обновляется постепенно: на 1/3 каждые 3 года. В крупных департаментах сенаторы избираются по пропорциональной избирательной системе, в остальных - по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного - во втором. Сенаторами могут быть избраны французские граждане, достигшие 35 лет.

Парламент - постоянно действующий орган. Он проводит одну очередную сессию ежегодно: она продолжается с начала октября до конца июня. Чрезвычайные сессии созываются Президентом по требованию Премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. Палаты парламента заседают раздельно. Совместное заседание проводится в единственном случае; когда палаты образуют Конгресс для ратификации поправок к Конституции.

Организация палат включает председателя, его заместителей, бюро палаты, партийные фракции, именуемые парламентскими группами, и комиссии. Комиссии бывают законодательные и иные (например, по расследованию). Законодательные комиссии подразделяются на постоянные и специальные. Постоянные комиссии создаются на весь период соответствующего созыва парламента (Национального собрания), а специальные - для проработки одного акта.

Статус парламентариев характеризуется свободным мандатом, несовместимостью с занятием государственных должностей, наличием индемнитета и иммунитета. Индемнитет слагается из неответственности парламентария за мнения, высказывания или голосования при выполнении депутатских функций (причем, такая неответственность не может быть аннулирована палатой), а также денежного вознаграждения, которое является достаточно высоким. Парламентский иммунитет означает, что депутаты не могут, быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (в межсессионный период - без разрешения бюро палаты), за исключением задержания на месте преступления (ст. 26).

При вступлении в должность и по окончании мандата каждый парламентарий обязан представить в бюро палаты декларацию о своем имущественном положении.

Компетенция парламента - согласно Конституции абсолютно ограниченная. Это означает, что парламент может решать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции и органическом законе. Важным из них согласно ст. 34 Конституции можно признать регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросов гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и органы местного самоуправления, государственная служба, национализация и приватизация предприятий; определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения. Кроме того, парламент одобряет наиболее важные международные договоры, заключенные Президентом перед их ратификацией (ст. 53).По указанным вопросам парламент принимает законы.

Существует еще ряд вопросов, решаемых парламентом, но не путем принятия законов, а посредством издания постановлений и резолюций. Это разрешение объявления войны, продление осадного положения на срок более 12 дней, контроль над деятельностью Правительства, назначение членов Высокой палаты правосудия и Палаты правосудия Республики.

Приоритетное направление деятельности французского парламента, как и в других странах, - принятие законов. В соответствии с Конституцией следует различать простые законы, среди которых особую разновидность составляют законы финансовые; органические законы; а также законы, изменяющие Конституцию. Все они имеют особенности процедуры рассмотрения. Право законодательной инициативы принадлежит Премьер-министру и парламентариям. Причем Премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии - законопредложения. Они могут вноситься в любую палату. Обычно законопроекты проходят три чтения, но чтений может быть и больше.

Особенностью законодательного процесса во французском парламенте является значительная роль в нем Правительства. Оно может вносить в проект поправки, требовать блокового голосования по проекту (т.е. голосования за проект в целом). Принятый одной палатой закон передается в другую палату. Если закон одобрен палатой в абсолютно неизменном виде, закон передается на подпись Президенту. Если же вторая палата не одобряет закон или отдельные его положения, то основной способ преодоления разногласий между ними - законодательный «челнок», означающий, что закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан абсолютно идентичный его текст. «Челнок» может действовать как угодно долго.

Но Правительство имеет право его остановить. Согласно ст. 45 Конституции Премьер-министр вправе созвать смешанную паритетную комиссию палат. Комиссия созывается либо после трехкратного голосования по закону в каждой палате, либо после однократного голосования палатами по закону, который объявлен Правительством срочным. Судьба проекта, выработанного паритетной комиссией, опять таки зависит от Правительства. Оно может не представить текст, выработанный комиссией, парламенту, и тогда снова начинается челночная процедура, а может передать этот текст Национальному собранию. Национальное собрание может вносить в текст паритетной комиссии только те поправки, которые согласованы с Правительством. Если Национальное собрание примет, таким образом, закон, и он будет одобрен Сенатом, закон направляется Президенту. Если же паритетной комиссии не удалось выработать согласованный текст закона, или какая-либо из палат не одобрила его, то Национальное собрание проводит обсуждение и голосование по тому тексту, который существовал до образования смешанной комиссии. В случае одобрения этого текста Сенатом, закон считается принятым и направляется Президенту, а в случае неодобрения либо продолжает действовать «челнок», либо Правительство уполномочивает Национальное собрание окончательно принять закон.

После принятия парламентом закон промульгируется Президентом в течение 15 дней. До истечения этого срока Президент может наложить вето на закон в целом или отдельные его положения. Президентское вето может быть преодолено палатами парламента. Если это произошло. Президент обязан подписать закон. После подписания закона Президентом он контрассигнуется Премьер-министром и соответствующим министром. Далее осуществляется его официальное опубликование, и закон обретает юридическую силу.

Некоторые особенности имеет рассмотрение в парламенте финансовых законопроектов. Они могут вноситься только Правительством и только в Национальное собрание. Если парламент не принял закон в течение 70 дней после внесения его проекта, то по соответствующему вопросу Президент может принять ордонанс.

Принятие органических законов также отличается значительным своеобразием. Между моментом внесения проекта в парламент и его рассмотрением должно пройти не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции; если Правительство после использования «челнока» и паритетной комиссии предоставит право окончательного принятия органического закона Национальному собранию, он может быть принят абсолютным большинством от списочного состава депутатов (в то время как для принятия простого закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании); органические законы после их принятия парламентом, но до подписания Президентом подлежат обязательному конституционному контролю.

Конституционное право Франции содержит институт делегированного законодательства. Делегация полномочий Правительству осуществляется при наличии у него программы путем издания специального уполномочивающего закона. Последний должен предусматривать предмет и срок делегирования. В порядке делегирования Правительство издает ордонансы по вопросам, входящим в область законодательства. Такие ордонансы нуждаются в обязательном утверждении парламента.

Парламентский контроль над деятельностью Правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Последний был учрежден во Франции в 1973 г.

Посредник назначается на шесть лет Советом министров. Он рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод органами и должностными лицами государства. Жалобы посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Посредник не имеет властных полномочий, он может лишь давать рекомендации по устранению нарушений прав и свобод граждан и вносить предложения об улучшении работы тех или иных органов.

Перечисленные формы парламентского контроля осуществляются обеими палатами. Они не связаны с применением парламентом каких-либо неблагоприятных последствий по отношению к Правительству, т.е. с парламентской ответственностью Правительства. Но такая ответственность существует. Правительство несет ответственность только перед Национальным собранием. Формами парламентской ответственности Правительства являются резолюция порицания и отказ в доверии. Резолюция порицания выносится по инициативе депутатов, которая должна исходить не менее чем от 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания. Голосование по резолюции может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения. Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от общего числа депутатов палаты. Резолюция порицания не может быть внесена ее авторами повторно на той же сессии парламента, кроме тех случаев, когда она инициируется в связи с постановкой Премьер-министром вопроса о доверии.

Отказ в доверии может иметь место после постановки перед Национальным собранием вопроса о доверии Правительству Премьер-министром. Конституция (ст. 49) различает две разновидности отказа в доверии - в зависимости от того, в связи с чем Премьер-министр поставил вопрос о доверии. Такой вопрос может касаться одобрения программы или декларации об общей политике Правительства либо быть связанным с принятием парламентом какого-либо акта, желательного для Правительства. В нервом случае на голосование ставится вопрос об одобрении политики Правительства, и если за одобрение проголосует абсолютное большинство членов палаты, программа или декларация об общей политике считается одобренной, а если меньше - нет. Если же вопрос о доверии поставлен Премьер-министром в связи с принятием законопроекта, то собственно вопрос о доверии не голосуется. Соответствующий акт считается принятым, а доверие оказанным автоматически, если только в течение 24 часов после постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию порицания.

Правовое последствие вынесения резолюции порицания и неодобрения Национальным собранием программы или декларации об общей политике Правительства является одинаковым: Премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства.

Среди высших органов государственной власти Франции особое место занимают органы конституционного контроля. Французская модель конституционного контроля имеет несколько особенностей. Во-первых, конституционный контроль является предварительным. Во-вторых, разные правовые акты проверяются на предмет соответствия Конституции различными органами: законы - Конституционным советом, а акты исполнительной власти - Государственным советом. В-третьих, Конституционный совет и Государственный совет являются не судами, а квазисудебными органами.

Конституционный совет состоит из 9 членов, назначаемых на 9 лет без права повторного назначения. Они назначаются по 1/3 Президентом и председателями палат парламента. Каждые 3 года Конституционный совет обновляется на 1/3. Кроме того, в состав Конституционного совета всходят по должности все экс-президенты. Членство в совете несовместимо со многими видами деятельности: предпринимательством, занятием любых должностей в государственном механизме и в руководстве политическими объединениями. Председатель Конституционного совета назначается Президентом.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Его основная функция - рассмотрение вопросов о соответствии Конституции ряда правовых актов. Обязательному конституционному контролю до их вступления в силу подлежат органические законы и регламенты палат парламента, а факультативному - простые законы и международные договоры. Во всех случаях контроль имеет предварительный характер. При этом инициатива рассмотрения спора о конституционности принадлежит Президенту, Премьер-министру, председателям палат парламента и парламентариям любой палаты в количестве не менее 60 человек. Если акт признан противоречащим Конституции, он не может быть введен в действие.

Кроме того, в компетенцию Конституционного совета входит разрешение споров о компетенции органами законодательной и исполнительной власти, о законности выборов парламентариев и Президента, о несовместимости должностей, констатация вакантности поста Президента, наблюдение за ходом референдума и объявление его результатов, и некоторые другие вопросы.

Процедура рассмотрения дел в Конституционном совете является закрытой и письменной. Именно поэтому его принято характеризовать не как судебный, а как квазисудебный орган.

Государственный совет одним из направлений своей деятельности также имеет конституционный контроль. В состав Государственного совета входят Премьер-министр, являющийся его председателем, министр юстиции и члены, назначаемые Президентом. Совет рассматривает дела о несоответствии Конституции тех или иных актов исполнительной власти по жалобам на превышение власти, подаваемым любыми лицами. Совет аннулирует акты, противоречащие Конституции. Иными словами, конституционный контроль, осуществляемый Государственным советом, в отличие от контроля со стороны Конституционного совета, является последующим и конкретным.

Судебная система Франции является многогоэлементной. Она включает систему судов общей юрисдикции, административных и специальных судов.

Систему судов общей юрисдикции образуют:

^ трибуналы малой инстанции, действующие как минимум по одному в каждом главном городе департамента, а также в судебных округах и рассматривающие гражданские дела с суммой иска до 20 тыс. франков, а также уголовные дела, за которые возможно назначить лишение свободы до 2 месяцев или штраф до 6 тыс. франков (при рассмотрении уголовных дел эти суды именуются трибуналами полиции);

^ трибуналы большой инстанции, создаваемые, как правило, по одному в каждом департаменте и рассматривающие большую часть уголовных и гражданских дел;

^ апелляционные суды, создаваемые по одному на 2-4 департамента;

^ суды присяжных, имеющиеся в каждом департаменте, состоящие из трех профессиональных судей и девяти присяжных, слушают только уголовные дела;

^ кассационный суд, возглавляющий судебную систему страны.

Система административной юстиции является обособленной от судов общей юрисдикции. Она состоит из административных, апелляционных административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему органов административной юстиции.

29. Формы правления и государственные режимы: понятие и виды.

Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.

Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству.

абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции.

парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания, Бельгия, Дания).

Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением.

президентская (США):а) президент избирается не парламентским способом, б) Президент формирует Правительство, Правительство подотчетно только Президенту, Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,

парламентарная (Германия, Индия): а) Президент избирается парламентским путем, б) Парламент участвует в формировании Правительства, в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,

смешанная – на примере Франции: а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство, б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке правительства, в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.

Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы.

Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государст­венного управления определяется многими факторами. На него оказыва­ют влияние существующая в стране партийная система, взаимоотноше­ния между органами государства, прямые и обратные связи политичес­ких партий, общественных организаций, органов государства с населени­ем, господствующая в обществе идеология, уровень политической куль­туры, традиции и многие другие обстоятельства, включая иногда и лич­ность главы государства

С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про ведения иной политики;

2) политический плюрализм и переход политического руководства о" одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеоб щих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объ единения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;

3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти

(законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппо­зиции;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее после­дователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают пра­вил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демо­кратических, относительно либеральных режимом (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).

Авторитарный (властный) режим, как и демократический, может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Ма­рокко, Перу и т.д.), промежуточный между авторитарным и тоталитар­ным режим существовал в некоторых социалистических государствах (например, в Венгрии в конце 80-х годов - в период, предшествовавший падению там коммунистической системы).

1) политические права и свободы граждан признаются в ограничен­ном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан (партиципации) в определении государственной поли­тики;

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны про­исходить на основе выборов, но сам выбор партий избирателями, как мы видели, ограничен;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разре­шаются только некоторые организации, причем на определенных услови­ях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства;

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается.;

5) плюрализм политической идеологии ограничивается.

6) вооруженные силы часто играют политическую роль.

С точки зрения характера институтов конституционного права то­талитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;

2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна ле­гальная партия, а если допускается существование других (так называе­мые демократические партии при коммунистическом режиме в Болга­рии, Вьетнаме, КНДР, Польше, Чехословакии и др.), то они, как и массо­вые общественные организации, находятся под контролем партии.

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается

4) разделение властей отвергается.

5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-лени­низм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.). Она обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Франция - унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава наполовину каждые 3 года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом. В коммунах местная власть принадлежит муниципальным советам, избираемым населением на 6 лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

Во Франции сочетаются элементы парламентской и президентской республик. Действующая Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит Президенту. Он избирается путем всеобщих и прямых выборов. В сентябре 2000 г. на референдуме было принято решение о сокращении конституционного срока президентских полномочий с 7 до 5 лет. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрасигнации, однако наиболее важные права Президент осуществляет лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что Президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые Парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать. По предложению Правительства или Парламента Президент может передать на референдум законопроект, "касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора" (ст.11). В случае одобрения законопроекта Президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия Конституции.



Что касается отношений Президента с Парламентом, то здесь прежде всего необходимо отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты. Однако это решение он может принять только после консультации с Премьер-министром и председателями палат (ст.12). В двух случаях - в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий - роспуск Национального собрания невозможен.

Достаточно широки прерогативы Президента и в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает Премьер-министра и по его предложению - других членов Правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров, в соответствии со ст.13 Конституции "производит назначения на гражданские и военные должности". Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент"гарант независимой судебной власти". Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых Президентом в нормальных условиях, ст.16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение ввести чрезвычайные полномочия Президент принимает после консультации с Премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.

Законодательный орган Республики - Парламент - с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на 5 лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. В Сенат входят представители департаментов, "заморской Франции" и французов, проживающих за границей. В составе Сената - 321 человек, избираемый путем косвенных выборов на 9 лет. Каждые 3 года Сенат обновляется на 1/3. Парламент собирается на очередные сессии 2 раза в год. Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий.

Основная функция Парламента - принятие законов - значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего ст.34 точно определяет круг вопросов, по которым Парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению Правительства. Если Парламент превысит свои полномочия, Правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует и то, что депутаты ограничены в реализации законодательной инициативы (ст.40), а правительственные законопроекты пользуются приоритетом (ст.42). Права Парламента урезаны и в финансовой сфере. Статья 7 устанавливает определенный срок принятия Парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока нормы законопроекта вводятся в действие путем издания Правительством соответствующего акта.

Парламент обладает правом контроля за деятельностью Правительства. Статья 49 предоставляет возможность выразить Правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Палаты могут образовывать комиссии для производства парламентского расследования.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст.20 Конституции, "определяет и ведет политику нации". В состав Правительства входят Премьер-министр - глава Правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции Правительства Конституция определяет в самой сжатой форме. Так как ст.37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные "в область законодательства, решаются в административном порядке", т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт Правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст.38, Правительство с разрешения Парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом "до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание". Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания оно должно подать в отставку.

В Конституции специально обозначены полномочия Премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении Парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва Парламента, в любое время выступить в палате Парламента, наконец, требовать, на основании ст.38, передачи Правительству законодательных полномочий.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. 3 члена Совета назначаются Президентом, 3 - председателем Сената и 3 - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, то вправе его отменить. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов Парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет - консультативный орган при Правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет вправе и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказывать свое мнение о реализации экономических планов.

Члены Совета могут выступать перед делегатами Парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку Экономический и социальный совет - консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Правовая система

Общая характеристика

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.

В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д"Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".

Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.

Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.

Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от "классических" они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

За годы, прошедшие с падения Бастилии в 1789 году, в стране было принято 16 конституций. Ныне действующая конституция 1958 года (17-я конституция со времени Декларации 1789 года) оформила создание во Франции Пятой республики.

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведённом 28 сентября 1958 года на территории самой Франции и в её заморских департаментах, и вступила в силу 4 октября 1958 года. Основной закон Франции состоит из трёх документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 года, принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года, принятой во время подъёма демократического движения после Второй мировой войны; конституции 1958 года, в которой есть ссылки на ряд международных актов, в которых участвует Франция (в их числе — договор «О Европейском союзе» 1992 года), в связи с чем некоторые французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 года невелика по объёму. Наряду с краткой преамбулой, в ней содержатся 93 статьи, объединённые в 15 разделов (разд. 13 «О сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 году).

Конституция 1958 года не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях) и о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 года (о собственности, о равном налогообложении с учётом состояния граждан); некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 года. В Декларации 1789 года и в преамбуле конституции 1946 года перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (свобода слова, презумпция невиновности, равенство перед законом, право на образование, здравоохранение и др.).

Конституция 1958 года в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило своё существование уже в 1960-х годах, а юридически было ликвидировано конституционной реформой в 1995 году). Конституция 1958 года подтвердила девиз республики времён первой революции конца XVIII века: «Свобода, Равенство, Братство»; она провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX веке); определила основные условия создания политических партий и их роль; провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности.

Главная черта конституции 1958 года — концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства — одно из проявлений конституционно закреплённой авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962 года, была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы президента прямым всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков. Президент избирается на 5 лет (на общенациональном референдуме 24 сентября 2002 года было принято решение о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет). Президент назначает премьер-министра и отдельных министров, председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента — Национальное собрание — и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 конституции, «определяет и ведёт политику нации». В состав правительства входят премьер-министр, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В конституции специально обозначены полномочия премьер-министра: в сфере его ведения находятся национальная оборона, исполнение законов, нормотворческая деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента.

Законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Основной функцией парламента является принятие законов, однако данная функция существенно ограничена конституцией, точно определяющей круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включённых в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены также в финансовой сфере: Конституция устанавливает определённый срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Вместе с тем парламент обладает правом контроля над деятельностью правительства.

В каждой палате парламента существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие во времена Третьей и Четвёртой республик, в настоящее время значительно ограничены.

Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая — в апреле, при этом не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.

Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание. Если и после этого согласие не достигнуто, премьер-министр может потребовать созыва совещания комитетов, состоящих из равного числа членов обеих палат. Текст законопроекта с поправками и дополнениями, сделанными на этом совещании, вновь представляется правительством на одобрение обеих палат. Если совещанию не удаётся достичь согласия по тексту или текст с внесёнными поправками и дополнениями в дальнейшем не получает одобрения обеими палатами, правительство может просить о третьем чтении в обеих палатах. Если и после этой процедуры соглашение не достигнуто, кабинет министров имеет право обратиться к Национальному собранию с просьбой окончательно решить судьбу проекта.

Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение конституции. Конституционному совету посвящён раздел VII конституции Франции, а также принятый ордонансом председателя Совета министров от 7 ноября 1958 года закон «О Конституционном совете».

Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который даёт заключение о том, соответствуют ли они конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов. Конституционный совет состоит из девяти членов, трое из которых назначаются Президентом Республики, трое — председателем Национального собрания, трое — председателем Сената (ст. 56 конституции).

Особенностью Конституционного совета является то, что в него пожизненно входят все бывшие президенты Французской Республики. К пожизненным членам неприменимы положения об отставке, о замене в случае выполнения несовместимых с членством функций, при вступлении в должность они не произносят присягу.


Смешанная форма правления во Франции (следует показать почему Францию по конституции 1958 г называют смешанной, или полупрезидентской республикой, черты каких форм правления и каким образом в ней заложены)

По форме правления Франция — республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция — Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

К характерным признакам полупрезидентской (смешанной) республики относятся следующее.

    Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один и два тура.

    Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим.

    В Полупрезидентской (смешанной) республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

    Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Интересен тот факт, что в Конституцию 1958 г. не была включена норма Основного закона 1946 г. (ст. 44): «Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на должность Президента республики»; это положение перешло в Конституцию 1946 г. из конституционного закона Третьей республики от 25 февраля 1875 г. после пересмотра последнего 14 августа 1884 г.

    Французская центральная исполнительная власть имеет «двухголовую» структуру: она включает Президента республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства (например, право роспуска Национального собрания, право введения чрезвычайного положения), должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентации Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовною перед обеими палатами парламента. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства (ранее он избирался коллегией выборщиков), укрепила и без того его господствующее положение.

    2. Принятый Конгрессом США законопроект был передан на утвреждение Президенту.

    Какова судьба законопроекта если:

    – Президент наложил вето?

    – Президент получил законопроект в четверг, 10 января. Не дал ответ, а сессия парламента закрылась в понедельник 21 января?

    – Президент получил законопроект в четверг, 10 января, не дал ответ, а сессия парламента закрылась в пятницу?

    1. В случае наложения Президентом вето на законопроект (право на вето Предоставлено раздел 7 статьи 1 Конституции США), то законопроект в течение 10 дней вернется в Конгресс. Вето может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате третями голосов депутатов каждой палаты. И тогда проект станет законом и без подписи Президента.

    2. В случае, если Президент получил законопроект в четверг, 10 января и не дал ответ до 21 января, следовательно прошел установленный срок на ответ 10 дней, то проект автоматически становится законом.

    3. В случае если Президент получил законопроект в четверг, не дал ответ, сессия парламента закрылась, то он может – наложить вето и вернуть его в Конгресс для рассмотрения на следующей сессии. Или подписать, или не отвечать на него и законопроект становится законом.

ПОНЯТИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ текст Гражданского Кодекса Франции Особенности определения победителя на президентских выборах в США Форма государства как способ организации политической власти Форма права

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»