Небесный танкист. Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов Ефимов александр николаевич дважды герой советского союза

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

В последний августовский день 2012-го на девяностом году жизни ушёл в свой Вечный полёт знаменитый лётчик-герой Великой Отечественной, советский военачальник Александр Николаевич Ефимов.

Судьба подарила мне встречи с земляком летом 2003 года. Он после долгой разлуки навестил родные края. Здесь, в слободе Кантемировке Богучарского уезда Воронежской губернии, родился и рос, учился в школе-семилетке. Старшеклассник и курсант планерного клуба Александр Ефимов впервые взлетел в небо в соседнем городке Миллерово Ростовской области, куда переехала на жительство семья.

…Знойный июль. Гость попросил пить. В кармане чехла за спинкой автомобильного сиденья нашлась стеклянная бутылка. Откупорили. Александр Николаевич глотнул, ещё и ещё. И – неверяще вгляделся в бумажную наклейку. «Да я краше кантемировского грушёвого ситро с детства ничего не пил! Господи, неужели сберегли старый рецепт? Я внукам повезу в подарок. Пусть не сходят с ума от заморских напитков». После долго удивлялся: «Надо же, вкус тот же самый. Мне сколько снилось это ситро».

Из тогдашних бесед Ефимова с земляками, из его ответов на наши вопросы родился мой «Маршал неба». В ответ на газетную публикацию мне пришла из Москвы почтовая бандероль с книгой военного лётчика «Штурмовики идут на цель», с тёплыми словами от её автора.

Маршал неба

Уроженец воронежской Кантемировки, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов – один из лучших «воздушных танкистов» Великой Отечественной войны. Лётчик-штурмовик совершил свой первый боевой вылет в девятнадцать лет. А уже в двадцать два года он был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

С виду наш земляк не богатырь. Ни исполинского роста, ни былинной косой сажени в плечах. О таких говорят: как все. В молодости Александр Николаевич, по его словам, особой статью не выделялся. Факт биографии: в морское авиационное училище сдал экзамены на «отлично», а по весовой категории не прошёл. «Посоветовали поправиться килограмма на три-четыре и возмужать».

«Обидно, досадно, – говорит Ефимов. – Но своего всё же добился. В Ворошиловграде-Луганске приняли сначала в аэроклуб, а затем в школу военных пилотов». Там будет учиться летать на фанерной «уточке» – знаменитом У-2, а затем в Уральске поднимет в небо новенький, окованный броней ИЛ-2 – творение конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Это штурмовик – «летающий танк», общепризнанно возглавляющий список самолётов второй мировой войны, «которые вложили наибольший вклад в победу» над фашизмом.

Встретив в 2003-м году своё восьмидесятилетие, Ефимов навестил малую милую родину. А ею Александр Николаевич считает Кантемировку, где родился–рос, недальнее ростовское Миллерово, куда перебралась на жительство семья железнодорожников, там с седьмого класса Саша продолжил и завершил учёбу в средней школе.

Маршалу хотелось пройти–проехать стёжками-дорожками детства далёкого. Иван Григорьевич Алейник, глава районной администрации, сел за руль вездехода. Обязанности штурмана легли на Александра Николаевича. Мне, журналисту Воронежской областной газеты «Коммуна», посчастливилось внимательно слушать гостя, говорить с ним.

На тихой улочке близ Троицкого храма Ефимов, не скрывая удивления и радости, увидел целёхоньким старый домик. «Сменил лишь камышовую крышу. За огородами, – указал, – речка, луг. Там купались, рыбачили. На подножных кормах вырастали», – сказал и засмеялся. А однажды тут свершилось сказочное чудо, которое не просто запомнилось – определило всю будущую жизнь. На заснеженный выгон среди бела дня приземлилась на лыжах сказочная птица – самолёт. Александр Николаевич сейчас считает, что то была для пилота вынужденная посадка. Завороженная детвора вместе со взрослыми до ночи толпились у аэроплана. Его редко кому удавалось видеть в небе, а тут – хоть рукой трогай. Конечно, все сельские мальцы однозначно решили «идти в летчики». Саша со старшим сводным братом Костей с того дня играли только в «авиаторы». Желания взлететь ввысь добавил агитационный прилёт тоже неожиданного гостя – самолёта с именем газеты «Правда» на борту. Пилоты дарили газеты, листовки с рассказами о воздушном флоте,

В руки ребятне попали практические советы – как делать летающие модели самолетов. Дух захватывало, когда над лугом взлетал даже жестяной пропеллер с обычной катушки, а затем и «самолётики с мотором» из резиновых нитей. Уже в Миллерово в клубе планеристов Саше удастся и самому испытать радость полёта. Тогда точно и осознанно сказал себе: буду лётчиком!

Позже семья Ефимовых переселилась на жительство в квартиру просторнее при станции, «из раскрытого окна на крышу вагона можно было шагнуть». Однажды братья баловались – разбили стекло. «Испугались, что накажут нас. Сбежали из дому. К вечеру дошли пешком в большое село Марковку. Остановились у хороших знакомых. Ночью нас разыскали родители».

Александр Николаевич попросил проехать хоть немного тем бывшим просёлком. В Марковку ведь нынче попасть сложно, она теперь заграничная – на Украине.

Остановились на степном всхолмье, откуда открывается полевой простор во все концы света. Ефимов молча всматривался в открывшиеся дали, как будто пытался угадать, где же пролегал только ему знакомый шлях. Смотрел отрешённо, как будто оказался вновь в невозвратном босоногом далеке.

А очнувшись, сказал:

– Наверное, знаете, - из Марковки родом маршал Ерёменко.

Всё же прожитое–пережитое не отпускало. На обратном пути Александр Николаевич рассказывал о себе.

– Меня ведь отчим воспитывал. Отцом родным считаю, его фамилию ношу. Он был инженер, потомственный железнодорожник. Старшие Костя и Лиза – его дети, а я и младшая Люся – мамины. Мы этой разницы не замечали. Росли, как родные.

Отец Николай Герасимович, кстати, поддерживал наше увлечение авиацией. Как чувствовал, что оно станет моим главным делом.

В тридцать седьмом отца арестовали. Через два года признали невиновным. Вернулся и вскоре умер. Мы тогда жили уже в Миллерово у маминых родичей. Костя уехал учиться в Воронеж. В войну его зашлют разведчиком за границу. Будет отличным разведчиком. Наградят орденами. Так случилось, что об этом узнаю после кончины брата. А Лизу, комсомолку, убьют фашисты в оккупацию. Здесь, в Кантемировке, её могила.

Сурово обходилась с семьёй Ефимовых судьба. То была безжалостной, то миловала.

Воскресным утром 22 июня 1941 года Сашу, курсанта - военлёта, вызовут на контрольно-пропускной пункт. Здесь его ожидали мать и сестрёнка. «Так вот ты, какой у нас лётчик», – скажет мама, увидев сына в военной форме. И вдруг добавила, как выдохнула: «Только бы не было войны». А война уже грохотала с четырёх часов утра, но в Ворошиловграде об этом ещё не знали. Саша услышит чёрную весть на трамвайной остановке, когда проводит домой родных.

– Первое желание, Александр Николаевич?

– Идти на фронт. Не один я так думал – все ребята. Прямо на митинге в училище нам сразу же растолковали: охолоньте, армии нужны хорошо подготовленные летчики. Затянулись мои пилотные университеты. Пришлось переучиваться на ИЛ-2 аж в Уральске.

А увидел новый штурмовик ещё в Ворошиловграде, перегоняли куда-то самолёт. Поразил нас сразу. Степной орёл: хищный нос, могучие крылья и сокрушающая сила огня. Лётчик рассказывал и показывал: бомболюки, пушки, пулемёты, снаряды реактивные. Выхватил пистолет и выстрелил в кабину – пуля оставила только царапину на броне.

Мой первый боевой вылет состоялся на таком ИЛ-2. Было это 30 ноября 1942 года в Подмосковье под Ржевом. Разбомбили вражеский эшелон. Разворотили железнодорожные пути. Все бы нормально, только я отстал от своей группы и заблудился.

Хорошо, вышел на соседний аэродром. Там дозаправился горючим. Оттуда благополучно добрался домой. Получил нагоняй от командира эскадрильи. Меня уже считали сбитым. По времени в баках бензин кончился.

– Александр Николаевич, кратко объясните, что такое – штурмовая авиация?

– Одну из своих книг я назвал так – «Над полем боя». В заглавии отражена главная задача штурмовой авиации: поддержка наземных войск с воздуха. По головам врага ходили. Утюжили окопы и траншеи, блиндажи и пулемётные гнезда, артиллерийские батареи, танки, прочую технику, штабы управления, мосты, переправы. Уничтожали прифронтовые аэродромы, железнодорожные составы и станции,

«Крылатая пехота», «летающие танкисты» – так о нас говорили. – Привыкнуть к этому невозможно: по тебе зенитки бьют, а ты сквозь огонь иди на цель.

– Опасно, страшно?

– На передовой безопасного дела нет. Хотя имеются официальные сведения о выживаемости советских летчиков в годы войны: истребительная авиация – 64 вылета, бомбардировочная – 48, штурмовая – 11.

– Вы совершили 288 боевых вылетов. Погибнуть можно было в любом из них, но даже официально, статистически вам 26 раз грозило не возвращаться на аэродром живым. В рубашке родились?

– О счастливой рубашке мне однажды сказал командир звена. Сам до сих пор не пойму, как удалось долететь и благополучно посадить самолёт, у которого зенитным снарядом срезало половину киля и руля поворота.

Так что – лично я признателен в первую очередь Ильюшину Сергею Владимировичу и всем создателям ИЛа. Тем более, что из-за непростых отношений конструктора с наркомом вооружения путь двухместного самолета в небо оказался трудным. Сталин, когда разобрался в этой ситуации, потребовал от оборонщиков увеличить выпуск самолётов: ИЛ-2 нужны как воздух, как хлеб.

О себе скажу так: от Подмосковья до Эльбы прошёл я на ИЛ-2, и он ни разу не подвел меня.

Подобного штурмовика ни у наших союзников, ни у врага не было. Немцы его боялись, а союзники завидовали и восхищались.

Да, первый серийный штурмовик в марте 1941 года взлетел с аэродрома Воронежского авиазавода, наши земляки-самолётостроители постарались.

– Александр Николаевич, на хорошую машину всё одно толковый лётчик нужен.

– Опытные, мастеровитые специалисты везде и всегда нужны. Везение – одно, живучий самолет – другое, а ума набирался в полете, в бою, в коллективе эскадрильи на земле. Отважно и умело сражались с врагом те, кто выполнял уставы в большом и малом, кто умел повиноваться и мог потребовать от других. Война не прощала разгильдяйства.

Умение приходило в сражениях. Звено идет громить защищённый зенитками вражеский объект. Часть экипажей обрушилась на зенитки, вызывая огонь на себя, а основная ударная группа тем временем штурмует цель. Вроде простое решение, но пришло оно не сразу. Потом и другим подсказывали, как действовать.

Если тебе везло постоянно, то это уже мастерство.

А оно, как в любом деле, наживное. Меня ведь вражеские истребители ни разу не сбили не потому, что я был уж таким храбрым. Сразу усвоил главное. На штурмовике от скоростного самолета не уйдёшь. Броня крепка, но не танковая. Её проломит залповый огонь в упор. Значит, в лоб фашисту не подставляйся. Уходи от преследователя или от зенитного огня с земли не по прямой. Маневрируй! ИЛ-2 прекрасно позволял резко отворачивать влево-вправо, идти на снижение или набирать высоту, просто плавно скользить, как на лыжах, то в одну, то в другую сторону.

Противнику трудно предугадать, какое коленце ты выкинешь. Зато важно, если ты ведущий, чтобы тебя наперёд, что называется, не с полуслова, а с первой буквы понимали боевые товарищи. Те, кто следует за тобой.

В полёте ответственность за судьбу штурмовой четвёрки несёт на себе не старший по званию или возрасту, не командир эскадрильи, а ведущий. Твоё счастье, если он мастер штурмовых ударов, умеющий беречь звено.

Я стал ведущим группы в девятнадцать лет на четвёртом или пятом вылете. Произошло это случайно. Только взлетели, как ведущий круто развернулся на вынужденную посадку. Что-то у него стряслось с самолётом. Нежданно-негаданно я оказался впереди. Признаюсь, растерялся. Делаю круг над аэродромом, тройка штурмовиков - за мной. А с земли флажками машут в сторону фронта. Легли на курс. Успокоился. По полётной карте определил, где находимся. «Компас Кагановича», так лётчики прозвали рельсовые пути, потому что железнодорожными сетями страны одно время руководил нарком Лазарь Каганович, вывел нас на станцию с вражескими эшелонами. Подал товарищам сигнал к атаке - чуть качнул крыльями. Пикирую, сбрасываю бомбы прямо в цель. Разворачиваюсь для повторной атаки. Ведомые повторяют мой маневр. Отбомбились удачно. Станция в огне. Повезло, зенитчики прозевали нас, стрельбу открыли запоздало. Но рано радовался. В небе появились шустрые «мессершмитты». Мои ребята жмутся ко мне поближе. Снижаемся и уходим над самой землей, благополучно скрываемся, растворяемся над белоснежным полем. Погони нет. Набираем вновь высоту. Возвращаемся домой строем. Мальчишки. На радостях почему бы не полихачить? На тихой скорости положишь крыло своего самолета на крыло товарища. Только постукиваем: та-та-та. И не боялись врезаться друг в друга…

На аэродроме командир полка после моего доклада сказал: «Ещё один ведущий обозначился».

Памятна встреча с конструктором Ильюшиным. Он расспрашивал, как ведёт самолёт в бою. Внимательно слушал каждого. Удивило то, что конструктор досконально знал тактику штурмового боя, советовал дельное. Будто воевал вместе с нами. Оказалось, Сергей Владимирович - сам лётчик.

– Лётчик тоже не один в поле воин. Что значит для вас боевое товарищество?

– Нет уз святее!

Вернее Николая Васильевича Гоголя не скажешь. Вначале летали на одноместных ИЛах. Сзади самолёт совершенно открыт для вражеского истребителя. Подлетай и бей в упор, спокойно, как по мишени в тире. Нападают «мессершмитты» – звено штурмовиков спасается только вместе. Быстро перестраиваемся в круг. В этой карусели я прикрываю идущего впереди, меня – мой товарищ,

На двухместных ИЛ-2 твоя судьба во многом в руках воздушного стрелка. Как и его – в моих. Он в своей кабине сидит спиной к лётчику. Отбиваемся вместе. Так мы немало воевали вдвоем с Георгием Павловичем Добровым. Отчаянно смелый сержант был моим надёжным щитом. Ему и посейчас вечно благодарен.

Mнe везло на боевых товарищей. А это великое счастье.

– Александр Николаевич, что остается памятным из военных лет?

– Многое, чаще светлое. Храню в душе ту радость, когда узнал, что в январе сорок третьего были освобождены от оккупантов родимые места – Кантемировка, Миллерово, меня поздравляли не только однополчане, приходили из других подразделений, крепко пожимали руку. В те ещё первые месяцы моих фронтовых будней открыл: сколько вокруг хороших, чутких друзей.

Сразу сел за письмо. Ответ от мамы получил только в марте, спустя два месяца. А я уже считал, что их нет в живых.

– О чём вспоминаете с улыбкой?

– Когда благополучно возвращались из боя, то иногда с шиком проходили на бреющем полёте над аэродромом. Однажды и я, ведущий, щегольнул вместе со всем звеном. Увидел, ребята кучкуются возле землянки. А там после дождя стояла грязная лужа. Думаю, сейчас вас припугну. С грохотом пронеслись над ними, чуть земли не касаясь. Вновь набираем высоту, теперь – на посадку. Заруливаю на посадку. Господи! Из кабины вижу автомашину командира дивизии Смоловика. А ему, оказывается, только пошили новую шинель. Да и кожаный реглан командира полка Селиванова после купания в луже выглядел не лучше.

В общем, похвастались на свою голову.

– Вам, лётчику, приходилось встречаться с «большим» начальством?

– Маршал Константин Константинович Рокоссовский меня знал. Тогда он командовал 2-м Белорусским фронтом. При случайных встречах минуту-другую расспрашивал о наших буднях. Генералы, наверное, про себя удивлялись: командующий остановил какого-то капитана. Наград в войну обычно не носили, а в поношенной форме вид у меня был не геройский.

Рокоссовский для меня образец настоящего отечественного офицерства. Да, он талантливейший военачальник двадцатого века. Но всё же когда говорят лишь о нём или только о Жукове, Коневе и других – «Маршал Победы», то не соглашаюсь. Они её творцы, достойны почётного звания. Только первым стоит назвать этим титулом Сталина.

– О чём вы говорите друг другу на встречах с однополчанами?

– Помни войну!

Себе добавлю: помни её победителей.

– Александр Николаевич, от нашей Кантемировки подать рукой к Вёшенской. К всемирно известной донской станице самая ближняя железнодорожная станция тоже ваше Миллерово. А вы ведь не только земляк Шолохова, дружили с великим русским писателем?

– Счастливый случай в моей жизни. Познакомились с Михаилом Александровичем в 1944 году. Мне двадцать один год. Я военный лётчик, получил краткосрочный отпуск, был у мамы в Миллерово, дома. Захожу к знакомому, он спешит к поезду. Шолохова встречает! Взял меня с собой на вокзал. Представил. С того дня мы задружили.

Виделись нередко. Я одним из первых в рукописи читал «Судьбу человека».

Михаил Александрович усадил меня за воспоминания о войне. «Сейчас ты просто не понимаешь, как твой рассказ будет нужен потомкам. Забудь о своих генеральских погонах. Пиши, как фронтовой лётчик. Пиши, что пережил, что видел своими глазами, чему сам свидетель. Пока в памяти всё, не откладывай на потом».

Я следовал его советам. Книга «Над полем боя» вышла в Ростове-на-Дону. Как школьник волновался, когда дарил её Шолохову. А он читал с авторучкой. Сразу вносил поправки. Накидал мне вопросы. Все замечания маршала слова я принял к исполнению, когда готовил воспоминания к переизданию в Москве.

Александр Николаевич объяснил, почему так величает земляка. Он продекламировал строки поэта Феликса Чуева. Стихи посвящены «донским орлам» - Шолохову и ему, Ефимову.

Жили-дружили, как мы, наяву,

Сквозь времена проходили тугие.

Землю потрогали и синеву...

Даже пусть в душах свершится обнова,

Внуки почувствуют в сроки свои

Маршала неба и маршала слова –

Двух земляков по степи и крови.


Родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка, ныне посёлок Воронежской области, в семье железнодорожника. В 1940 году окончил школу № 2 в городе Миллерово Ростовской области. С 1941 года в рядах Красной Армии, в 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

В августе 1942 года, в звании сержанта, получил назначение в 198-й ШАП, действовавший на Западном фронте. Как лётчик - штурмовик участвовал в боях под Вязьмой, Ржевом, Брянском, Смоленском, в Белоруссии, Польше, Германии. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом авиаполка.

К июлю 1944 года командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного Волковыскского полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант А. Н. Ефимов совершил 100 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К 10 апреля 1945 года штурман 62-го штурмового авиационого Гродненского ордена Суворова полка (233-я штурмовая авиационная Ярцевская Краснознамённая дивизия) капитан А. Н. Ефимов совершил 200 успешных боевых вылета. Всего им лично уничтожено 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков, до 2000 фашистов. Проведя 58 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника (1 лично и 6 в составе группы).

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году и Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в ВВС. С 1969 года первый заместитель главкома, с 1984 года - главком ВВС - заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный лётчик. С 1975 года Маршал авиации. Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 - 11 созывов. Жил и работал в Москве. Автор книг: "Над полем боя", "Советские Военно - Воздушные силы".

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными орденами. В городе Миллерово Ростовской области установлен бюст.

* * *

В сквере на центральной улице города Миллерово Ростовской области, в окружении высоких каштанов и серебристых елей, стоит бюст дважды Героя Советского Союза , ныне Маршала авиации - Александра Николаевича Ефимова. За первые 100 боевых вылетов он уничтожил 12 вражеских самолётов, 25 танков, и много другой техники. Свой последний, 222-й боевой вылет, совершил 8 мая 1945 года. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю лётную работу в авиации Вооружённых Сил СССР ему присвоенно почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР".

Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился совсем не так, как хотел его отец, потомственный железнодорожник. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдёт по его стопам. Но нет. Сын выбрал другой путь - небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамье, в середине 1930-х годов. А кто не мечтал тогда стать лётчиком? Да почти вся молодёжь.

Саша посещал школьный авиакружок, где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осовиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов. Ребята с увлечением осваивали теорию и с нетерпением ждали самостоятельных полётов. Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Пусть на небольшую высоту, но поднялся, парил над землей. Чувство это не передать словами!

Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии - династии авиаторов Ефимовых. Ведь не только его дети, но и внук, Александр, посвятил свою жизнь авиации.

Сразу после окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 года - в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1942 года и сразу - на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 233-й штурмовой авиационной дивизии.

Александру, как говорится, повезло: его определили во 2-ю эскадрилью капитана В. А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Ещё до войны Виктор Малинкин был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на лётчика - штурмовика. Под его руководством и началось становление лётчика Ефимова. И очень успешно: он быстро встал в боевой строй.

Как и все фронтовики, Александр Николаевич помнит свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понёс он. Первый вылет доставил молодому лётчику немало радости оттого, что успешно выполнил задачу.

К началу Курской битвы Александр был уже зрелым лётчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал заместителем командира эскадрильи.

Задания следовали одно сложнее другого, обстановка порой складывалась самая невероятная. Лётчикам приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях, с превосходящими силами врага. Накрепко врезался в память Александра Николаевича бой, происшедший в середине июля 1943 года.

Курская битва разворачивалась во всю ширь. Противник, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратил наступление и повернул вспять. 198-му штурмовому авиаполку было приказано нанести удар на Болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в посёлках Сорокино, Уколицы. Для выполнения этой задачи командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе 4 "Илов", в которую входил экипаж Ефимова, повёл на задание капитан Малинкин.

Непродолжительный полёт - и штурмовики уже у цели, у посёлка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Немцы успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и миномётов. Вот так сюрприз!

Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На врагов летят мощные ПТАБы. Взрывы - и вверх взметываются языки пламени. Горят немецкие танки.

Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулемётов живую силу.

Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре лётчики увидели, как большая группа вражеских самолётов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать врагов. А их было 13 многоцелевых Ме-110 и 4 истребителя сопровождения FW-190. Силы явно неравные. Но это не испугало капитана Малинкина. "В атаку, за мной!" - приказывает он по радио.

Завязалась смертельная схватка. Мощным огнём из пушек Малинкин сбивает одного "Мессера". Немцы тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Бой продолжается. Стрелку Ефимова удается подбить ещё один "Мессер". Однако Александр вскоре остается без ведомого - падает на землю самолёт лейтенанта Петрова. Потеря огромная!

Карусель в воздухе не прекращается ни на одну секунду. Невероятными усилиями "Илам" удается потеснить врага, прикрыть свою пехоту. Но используя своё абсолютное превосходство, немцы действуют нагло, атакуют беспрерывно.

"Командир, подбит самолёт комэска", - услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть Капитана он не мог, "Мессеры" наседали. Теперь Александр остался один против стаи врагов. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперёд штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулемётов и сосредоточенным огнём разнёс вражеский самолёт в клочья. Тот взорвался в воздухе.

Ефимов уже вёл штурмовик над самыми верхушками деревьев, затрудняя маневры "Мессерам". Неожиданно они отстали от "Ила". Александр понял: у них кончилось горючее, и враг вышел из боя. Именно на это он и рассчитывал.

Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.

Это был, пожалуй, самый тяжёлый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он стойко выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных лётчиков, так изрядно потрепали немцы? Долго ломал голову Александр и пришёл к выводу: устарели тактические приёмы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое лётное мастерство своё и своих подчинённых, оттачивал искусство маневра.

13 июля 1943 года, после гибели капитана Малинкина, старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром 2-й эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!

* * *

Полетите фотографировать передний край противника, - приказал однажды Александру Ефимову командир полка. - Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать 6 истребителей.

Есть! - коротко ответил Александр.

Да, Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовится к вылету. В его самолёте, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.

В назначенное время Александр поднял в воздух "Ил" и взял курс на город Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу - передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошёл вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъёмку. Ефимов так вёл машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Немцы открыли бешеный огонь.

Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает своё дело. Наконец фотосъёмка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.

* * *

К июню 1944 года Александр Ефимов совершил 100 боевых вылетов. Его стрелок, сержант Ю. П. Добров, сбил к тому времени 4 самолёта противника (2 из них - в группе). Весной 1945 года они участвовали в боях над территорией Польши, проведя 200-й вылет под Гданьском. Свой последний боевой вылет капитан А. Н. Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана 62-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Всего за время войны он совершил 222 успешных боевых вылета из них 47 - на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А сколько техники и живой силы потеряли враги от огня его штурмовика! Их число исчисляется сотнями. За героизм, мужество, отвагу, высокое боевое мастерство 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 его награждают второй медалью "Золотая Звезда".

Александр Николаевич не мыслил себя без авиации. После окончания войны он остался в боевом строю ВВС. В 1951 году А. Н. Ефимов окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Грамотный, образованный офицер (в 1970 году он получил звание "Заслуженный военный лётчик СССР"), А. Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, укомплектованный самолётами Ил-10. Затем авиадивизией с МиГ-15 и МиГ-17, Воздушной армией. В 1975 году ему присваивается звание Маршала авиации.

В 1984 году А. Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации - главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году он удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.

А. Н. Ефимов избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 9 - 11 созывов, народным депутатом СССР (1989 - 1991 гг.), депутатом Верховного Совета РСФСР, Украинской и Латвийской ССР. Он - профессор, кандидат военных наук.

В последние годы Маршал авиации А. Н. Ефимов - председатель комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ, президентом Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945".

* * *

Удар штурмовиков по аэродрому Легштрисс (Данциг).

Укрепившись на подступах к городу. Данциг, немцы оказывали упорное сопротивление нашим наступающим войскам. День и ночь шли ожесточённые бои. Каждый метр земли, каждый дом брался с боем. Данциг, полностью блокированный нашими войсками, был прикрыт сильной системой ПВО. Несмотря на близость линии фронта, аэродром Легштрисс продолжал действовать. Самолёты рассредоточивались далеко за пределами рабочего поля: между ангарами, домами, на расстоянии до 1000 - 1500 метров от рабочего поля. Иногда немцы отруливали самолёты по шоссейной дороге к городу и укрывали их между домами.

25 марта 1945 года я получил приказание группой в 16 Ил-2 нанести удар по артиллерийско - миномётным позициям и скоплению техники противника в районе Олива. Наша часть базировалась на аэродроме Мариенбург. Группу должны были прикрывать 8 Як-3 с этого же аэродрома.

Боевой порядок группы - четвёрки в правом "пеленге". В каждой из последних 3-х четвёрок я назначил экипажи для подавления ЗА противника.

Подходя к НБП - Картхаузы, связался со станцией наведения и получил новое задание: "Нанести удар по аэродрому Легштрисс".

По сведениям разведки, на аэродроме находилось много самолётов, приготовленных к перебазированию. В ангарах велась подготовка к погрузке на баржи разобранных самолётов, которые не могли уйти лётом.

По радио я оповестил всю группу и ведущего группы истребителей прикрытия о перенацеливании. Я решил атаковать цель парами с левым "кругом" и с последующим замыканием его. Открытым текстом я передал ведущим четвёрок о способе атаки цели. Аэродром Легштрисс находился рядом с ранее данной нам целью, так что никаких перерасчётов делать не пришлось, только увеличил курс на 2°, рассчитывая выйти на восточную часть аэродрома, чтобы было удобнее атаковать.

К линии фронта я шёл с набором высоты 2000 - 2200 метров. Линию фронта пересекал со снижением на повышенной скорости (340 км/час). Немцы, привыкнув к расчётам на 290 - 300 км/час для Ил-2, сразу не могли нанести группе поражения. Все разрывы ложились далеко в хвосте. Весь путь до цели мы прошли под сильным огнём немцев, пытавшихся расстроить боевой порядок группы. К аэродрому подошли на высоте 800 - 900 метров. Группа вытянулась в линию по фронту. Поравнявшись с аэродромом, с левым доворотом начали атаку. ЗА аэродрома открыли огонь по группе, но не смогла нанести серьёзного поражения. Специально выделенные для подавления ЗА экипажи на втором заходе заставили их замолчать.

Став в "круг" попарно, группа начала штурмовку аэродрома. Ввиду большой рассредоточенности самолётов приходилось каждому выбирать цель. Группа произвела 3 захода. Выйдя из атаки, я взял курс на центр Данцига. Немцы не ожидали такого маневра и, замолчав, в первый момент не вели никакого огня. Группа вытянулась попарно в цепочку за ведущим. Не дойдя до центра города 2 км, я резко развернулся вправо, одновременно дав об этом команду группе. Срезая "круг", группа быстро приняла боевой порядок, постепенно набирая высоту.

Потерь группа не имела, лишь 4 самолёта получили незначительные повреждения. На аэродроме Легштрисс было сожжено 14 самолётов и ангар, в котором находилось до 20 разнообразных самолётов, приготовленных к эвакуации.

Результаты штурмовки были подтверждены наземными частями, фотоснимками и истребителями прикрытия.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Совершил 222 боевых вылета. К началу апреля 1945 г. на счету капитан Ефимова значились уничтожение 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков. Проведя 58 воздушных боёв, он сбил 7 самолётов противника, включая один лично.

Биография

Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка Воронежской губернии в семье железнодорожника. Детские и юношеские годы прошли в Миллерово, окончил десятилетку. С мая 1941 г. в Красной Армии, окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков и в августе 1942 г. был направлен на фронт.

Кем был

В начале войны недолго служил в 594-й штурмовой авиаполк, а затем направлен в 198-й шап, с которым оказалась связана почти вся военная биография. В апреле 1945 г., после 200-го успешного боевого вылета, был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.

Чем знаменит

Умело и тактически грамотно водил группы штурмовиков, что позволяло выполнять боевые задания с минимальными потерями, нанося при этом огромный урон неприятелю. Внес большой вклад в развитие тактики применения самолетов Ил-2. Продолжил военную службу после Победы. В 1951 г. по окончании Военно-воздушной академии в Монино командовал полком, дивизией; в 1957 г., окончив Военную академию Генштаба, назначается заместителем, а затем командующим воздушной армии. С марта 1969 г. заместитель Главкома, а с декабря 1984 по июль 1990 г. Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР; с 1990 по 1993 г. председатель Госкомиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. Вел большую общественную работу. Доктор военных наук, профессор.

Места сражений

Вступил в бой в Подмосковье, участвовал в Ржевско-Сычевской, Орловской, Могилевской, Белостокской и других крупных наступательных операциях, закончив войну в Восточной Померании.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Один из наиболее жестоких боев с большой группой истребителей выдержал 13 июля 1943 г. к западу от Козельска; лейтенант Ефимов сбил «мессершмитт-110», но единственный из всей четверки вернулся на аэродром на сильно поврежденном штурмовике. При атаке танков северо-западнее Гродно 24 июля 1944 г. противник сбил всех трех ведущих - командиров эскадрилий 198-го шап. И в этот раз мужество и мастерство летчика спасли жизнь всему экипажу капитана Ефимова.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, Мужества, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Лауреат Государственной премии СССР.

Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов.

06.02.1923 – 31.08.2012

Родился он 6 февраля 1923 года в с. Кантемировка Воронежской области. В раннем возрасте вместе с матерью перехал в г. Миллерово. Детские и юношеские годы провел в г. Миллерово, поэтому всегда своей малой родиной считал Миллеровскую землю. В 1940 году Александр закончил среднюю школу № 2, тогда она размещалась по адресу ул. Луначарского, 22. В школе Ефимов организовал кружок юных авиамоделистов, принимал активное участие в соревнованиях планеристов, мастерил модели планеров.

После окончания школы поступил в аэроклуб им. Леваневского в г. Луганске. Там быстро промелькнул год. Занятия по теории, подъем на планере, первые учебные полеты с инструктором на самолете «ПО — 2», шумные споры по вечерам. Когда в апреле 1941 года начались экзамены, Саша Ефимов выдержал их отлично и был зачислен в школу военных летчиков.

Летную школу Александр Николаевич закончил в июне 1942 года, получив звание младшего сержанта. Юноша рвался на фронт. Вскоре Ефимова отправили в запасной авиационный полк, а затем перевели в полк штурмовой авиации.

Первый боевой вылет А.Н.Ефимов совершил осенью 1942 года. Это было во время боев под Ржевом. Прошло некоторое время и Ефимову поручили командование небольшим авиационным подразделением. Ефимов часто летал в тыл врага, принимал участие в штурмовке подходящих к фронту вражеских эшелонов. Во время этих боев Александр Николаевич разработал и успешно применял на практике новую тактику боя. Так он постепенно в совершенстве овладел сложной профессией летчика – штурмовика.

После того, как А.Н.Ефимов совершил 19 боевых вылетов, он получил первую правительственную награду – орден Красного Знамени, а во время боев под Вязьмой и Ельней был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Быстро росло летное мастерство Ефимова. В наиболее опасные и трудные моменты боя он не терял ни самообладания, ни спокойствия.

В 1943 г. Александр Николаевич Ефимов участвовал в боях на Орловско-Курской Дуге. Однажды Ефимов получил задание разбомбить подходящий к расположенной в тылу противника железнодорожной станции вражеский эшелон.

Случилось так, что командир группы истребителей прикрытия по ошибке пошел сопровождать другую четверку «Илов», группа же Ефимова осталась без прикрытия.

— Идем на цель, идем на цель. Плотнее строй! – услышали по радио уверенный голос Ефимова ведомые и группа, сомкнув строй, последовала за командиром.

Мощный бомбовый залп обрушили «Ильюшины» на железнодорожную станцию. Летчики и стрелки видели как запылали вагоны, как рвались снаряды. За первым заходом последовал второй, за вторым – третий, в результате которых эшелоны были вдребезги разбиты. В это время к штурмовикам подкралась пара «Мессершмиттов». Они ринулись было в атаку, но встретили стойкий отпор со стороны воздушных стрелков.

По девяти заходов на цель сделали тогда штурмовики, одновременно обстреливая эшелоны и отражая атаки истребителей. Отразив 5 вражеских атак и сражаясь против 17 вражеских самолетов, Ефимов и его товарищи вышли из неравного боя победителями.

Никогда из памяти Александра Николаевича Ефимова не сотрется день 13 июля 1943 года. Вот его рассказ: «Под прикрытием пары истребителей наша четверка штурмовиков нанесла удачный бомбовый удар по вражеским огневым позициям. Мы уже возвращались назад, когда ведущий группы капитан Малинкин передал по радио: «Внимание!» И тут я увидел, что заставило командира резко изменить курс. Слева над нашим передним краем, замкнув круг, изрыгая огнь, вертелись немецкие самолеты, штурмуя нашу пехоту. Там было 13 «Мессершмиттов» и 4 «Фоккевульфа — 190». Их точное количество мы установили позже. Но в тот момент командир принял решение помочь пехоте и это решение каждый из нас воспринял без малейшего колебания. 6 самолетов наших против 17-ти немецких. Неравный, упорный воздушный бой начался дерзкой атакой «Ильюшиных».

Истребители прикрытия связали боем «фоккеров» и таким образом, на каждого штурмовика приходилось по 4 «мессера-110». Но эффект внезапного нападения оправдал себя полностью: боевой порядок «мессеров» нарушился, их ведущий метнулся в сторону, за ним прекратили штурмовку и остальные стервятники.

Воздушный бой длился 27 минут. Он был очень тяжелым. Мой воздушный стрелок сержант Добров был ранен, вражеский снаряд вывел из строя пулемет. Фюзеляж, крылья и хвостовое оперение самолета были изрешечены – около 400 пробоин насчитали механики в моем «Илье». В этом бою погиб наш командир эскадрильи капитан Малинкин. Погиб, помогая пехоте».

В дни боев на Орловско-Курской Дуге в жизни славного летчика произошло радостное событие — Александра Николаевича приняли в ряды ВКП (б). Вскоре он был назначен командиром эскадрильи, которой всегда поручались наиболее ответственные задания.

На Втором Белорусском фронте Александра Николаевича назначили полковым штурманом. 26 июня 1944 г. воины его части торжественно отмечали радостное событие в жизни Ефимова – в этот день он совершил сотый боевой вылет.

Несколько позднее фронтовая газета в статье «170 вылетов капитана Ефимова» писала о нашем земляке: «Разведчики донесли, что у переправы через один водный рубеж скопилось большое количество немецких автомашин, артиллерии и живой силы. Опытный летчик–штурмовик капитан Ефимов и младший лейтенант Бабкин обратились к командиру с просьбой разрешить им вылететь на уничтожение переправы… »

Вернувшись из этого полета, во время которого было уничтожено громадное количество вражеской техники и солдат, капитан Ефимов получил пятую награду – орден Александра Невского.

Ефимову пришлось принимать участие в боях под Гродно, Кенигсбергом, Штеттином и других городов.

В октябре 1944 г. за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленную в боях отвагу Александру Николаевичу Ефимову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

За время Великой Отечественной войны Ефимов вырос от старшего сержанта до гвардии майора.

Александр Николаевич Ефимов часто шутил: «Мне особенно везет на цифру 2. Начать с того, что самолет мой имел номер 2, эскадрилья была по счету второй в полку. Когда мне было 22 года, на моем счету оказалось 222 боевых вылета, а 18 августа 1945 года я был награжден второй медалью «Золотая звезда».

Высокое летное мастерство, твердая воля к победе, настойчивость, выдержка, целеустремленная отвага Александра Николаевича Ефимова высоко были оценены Родиной. Две золотые звезды Героя Советского Союза, орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны I степени, несколько боевых медалей — заслуженной наградой красовались на груди майора А.Н. Ефимова – участника Парада Победы в Москве.

В 1951 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 — Военную академию Генштаба, служил на командных должностях в ВВС.Он лауреат Государственной премии СССР, кандидат военных наук с 19.03.1966 г.

С декабря 1984 года по июль 1990 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР ; с по 1993 год председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. 29 апреля 1975 года Ефимову было присвоено звание «Маршал авиации» . Он является заслуженным военным летчиком СССР (), доктором военных наук, профессором , академиком Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреатомГосударственной премии СССР ().

С августа 1993 года маршал авиации А. Н. Ефимов - в отставке.

Ежегодно 6 февраля в день рождения Александра Николаевича Ефимова у памятника в г. Миллерово проводится митинг памяти в честь славного земляка.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»