О. Всеволод Чаплин: «Я считаю, что преемственность политической истории России была прервана тогда, когда было разогнано Учредительное собрание. К нему нужно вернуться. Протоиерей Чаплин готовит «черную революцию Прот чаплин в контакте

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:



С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, здравствуйте. Вы знаете, я здесь…

В.ЧАПЛИН: С кем имею честь?

С.ДОРЕНКО: Доренко.

В.ЧАПЛИН: А, здравствуйте, приветствую вас.

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, я, если позволите, высказал два критических соображения в ваш адрес в своей утренней программе «Подъем».

В.ЧАПЛИН: Пожалуйста.

С.ДОРЕНКО: И тотчас сказал, что абсолютно небезынтересна была ваша деятельность по выходу церкви на улицу, в некое подобие христианской демократии в политике, что, наверное, абсолютно нужно русской политической жизни. Вот, смотрите, критическое соображение заключается в том, что вы, конечно, не можете спорить с патриархом, и не может быть равновеликим или даже одного порядка. А позитив, мой интерес к вам, как к политику, что церковь необходима создать некую христианскую демократию и прийти не только к людям воцерковленным, но и к людям колеблющимся, атеистам – ко всем. И здесь я вижу ваш вклад. Вот, пожалуйста, прокомментируйте.

В.ЧАПЛИН: Я бы не называл это обязательно демократией, но общественное христианское действие нам, конечно, нужно, и оно должно быть смелым, оно должно быть откровенным, нам не нужно бояться каких-то людей власть имущих, даже высокопоставленных, спорить с ними, говорить, в чем они правы, а в чем нет. И говорить это нужно сегодня не кулуарно, а как можно более широко, открыто, чтобы все люди это слышали, потому что кулуарными методами сегодня уже ничего не добьешься, нужно какое-то общественное действие. Ну а то, что касается святейшего патриарха, вы знаете, все было нормально, пока этот человек не перестал понимать, что он – это коллективный проект, он должен выражать не только свое мнение, а мнение разных людей в церкви, которые, в общем, этот проект «патриарх Кирилл» создали. Когда он решил, что он есть в церковном общественном пространстве только один и сам, все и поплыло, извините, начиная еще с Андрея Кураева и заканчивая не только ситуацией со мной, а еще, я думаю, многими и многими ситуациями.

С.ДОРЕНКО: В ваших словах почти сомнение, что он удержится, что сумеет удержать власть.

В.ЧАПЛИН: Думаю, что не сумеет.

С.ДОРЕНКО: Не сумеет?

В.ЧАПЛИН: Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму, и только в нее, и окружающей реальностью будет усиливаться. Жалко, конечно, человека, но мне кажется, он не на правильном пути.

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, получается, что патриарха привела к власти какая-то группа, а могла не привести…

В.ЧАПЛИН: Просто все надеялись, что человек будет выслушивать разные точки зрения, консультироваться с людьми, принимать решения системно. Сейчас, увы, очень многие решения принимаются без всякого обсуждения, на ходу, где-нибудь в коридоре, люди начинают с серьезными вопросами за ним бегать, пытаться в течение минуты, полминуты что-то обсудить – и так принимаются важнейшие решения, в то время как системные документы лежат иногда по нескольку месяцев и не рассматриваются. Момент в чем – очень много вопросов замкнуто лично на его святейшестве, он не способен, как никакой человек не был бы способен, все эти вопросы рассмотреть сам. Поэтому нужно было вовремя передавать полномочия, а не пытаться сделать все самостоятельно и замыкать всю власть на себя.

С.ДОРЕНКО: А может быть, что это ваше личное? Иногда же бывает трудно отделить личное ощущение от общественного, потому что мы в конечном итоге через себя пропускаем. Может оказаться, что вы были допущены чаще и больше, входили в кабинет чаще, были востребованы, а затем что-то поменялось, и вы говорите о лично своих обидах и ощущениях?

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нет. Дело в том, что практически все синодальные учреждения лишены возможности в системном режиме обсуждать вопросы, которые их касаются, бумаги иногда не просматриваются по несколько месяцев. Высший церковный совет, который, по-хорошему, должен был бы обсуждать каждую проблему, собирается несколько раз в год и занимается очень избранными вещами. Так что адекватной возможности к доступу принятия решений нет почти ни у кого, если считать адекватной возможностью ловлю начальника в коридоре, чтобы по ходу дела что-то решить, то это адекватной возможностью не является. То есть сама система работает, мягко говоря, странно, и выхода из этого положения два. Нужно все-таки не брать все полномочия и всю власть на себя, либо смиряться с тем, что нужно каждый день совещаться с людьми, а не исчезать куда-то на день, два, неделю и так далее.

С.ДОРЕНКО: Ого! Ничего себе. Скажите, пожалуйста, у вас отберут приход? Вы знаете, мне пишут очень интересные вещи. У меня есть ник, и очень давно. После того, как меня в 1999 году выгнали из Союза журналистов, в котором я никогда не состоял, я в интернете взял ник Расстрига. И мне пишут: так вот настоящий расстрига. В каком смысле вы расстрига? Разве вы расстрига? Сана вас не лишат. А прихода, например, могут лишить?

В.ЧАПЛИН: Я не боюсь и ничего не жду, мне, по большому счету, все равно, в каком статусе я буду находиться в церковной системе, и буду ли я в ней находиться. Никто не отнимет у меня возможности говорить все то, что я хочу. Меня, конечно, можно, что называется, грохнуть, но хуже будет тем, кто это сделает…

С.ДОРЕНКО: Но приход, именно приход? Помните приход, где мы с вами вместе разговлялись вместе с Рюриковым. Я сегодня описывал это, весьма скромная еда была.

В.ЧАПЛИН: Ну да. Еще раз хочу сказать: не боюсь ничего потерять, и ничего не жду.

С.ДОРЕНКО: То есть прихода вы можете лишиться? А имеет ли право церковное начальство сказать вам, как в армии, что вы едет в Благовещенск или, может быть, в Омскую область?

В.ЧАПЛИН: Видите ли в чем дело – оно может сказать что-то, но я могу это не принять. Еще раз говорю, я не держусь ни за какие должности, за прежнюю должность не держался никогда, так что мне дороже моя свобода и возможность напрямую и с церковью, как к обществу миллионов православных христиан, и с обществом в целом, обсуждать вещи, которые я считаю нужным обсуждать.

С.ДОРЕНКО: Скажите все-таки: вы расстрига? Или не расстрига? Слова расстрига должно означать что-то другое?

В.ЧАПЛИН: Расстрига – это монах, который ушел из монастыря и оставил свои обеты. Я никогда монахом-то не был.

С.ДОРЕНКО: Скажите теперь, пожалуйста, об общественной роли церкви. Меня интересует общественная роль церкви. Существует две тенденции. Одна из них на сохранение, направленная вовне, на укрепление ядра, в сущности, воцерковленных, верующих и так далее. Вот мне пишут: в Бразилии, в одной протестантской церкви, отмечают крестиками по спискам присутствие на службе. Это сохранение ядра. А второе движение есть миссионерское движение – нести благую весть. И участвовать в общественной жизни. Вот этот баланс труден, наверняка вокруг него идут споры. Мне кажется, что вы, конкретно вы, занимались той частью духовной деятельности, которая была направлена на движение вовне. Хорошо ли она сейчас развита? Больше ли нужно в церкви? Меньше ее нужно? Сколько ее нужно в церкви?

В.ЧАПЛИН: Ее может быть, конечно, больше, но она может быть только децентрализованной. Ошибкой является попытка закрутить эту деятельность сверху, в то время, как есть огромное количество людей, которые сами проявят инициативу в разных местах, это и Москва, и провинция. Вот мы буквально несколько дней назад в Общественной палате собирали православные общественные организации, приехали люди из многих регионов, и все они что-то делают – выставки, концерты, устраивают благотворительные инициативы. Вот такой деятельности сейчас очень много, и она по определению связана не с какими-то импульсами сверху, а с собственной инициативой людей. Вот так это будет развиваться, благодаря церковной бюрократии или вопреки церковной бюрократии. Церковная бюрократия в данном случае должна поддерживать инициативу людей, если это разумная инициатива. Вот этим я и пытался заниматься. Иногда надо просто не мешать, и дать церковную санкцию хорошей инициативе людей.

С.ДОРЕНКО: Скажите, пожалуйста, а может создастся ситуация, что вы как будто бы находитесь в диалоге с теми, кого вы называете церковной бюрократией, а они вам не отвечают. Вот например, наша служба информации только что позвонила Александру Волкову, руководителю пресс-службы патриарха московского и всея Руси, и он нам сказал: вступать в полемику не собираюсь, высказывания Чаплина на его совести. И у меня прервалось сообщение. Суть в то, что вы выступаете с вашей точки зрения с концептуальными замечаниями, а они делают вид, что вы просто вздорите из-за того, что лично обижен, и никто не отвечает.

В.ЧАПЛИН: Это одна из сегодняшних проблем. У нас очень многие церковные институции превращаются в ноу-коммент-офис, учреждения, из которых нельзя получить никакой церковной позиции. Почему? Потому что люди боятся. Люди понимают, что его святейшество читает интернет, читает материалы СМИ, иногда начинает возмущаться по поводу того, что кто-то сказал. Поэтому да, реакция очень часто бывает спонтанной, несправедливой, и не фундированной, что называется. Поэтому люди стали боятся говорить, и поэтому сейчас очень мало какие люди церкви ходят в прямые эфиры, не контролируемые ими самими или их подчиненными или их союзниками, потому что боятся прямых вопросов. Я, как вы знаете, старался всегда вести программы в прямом эфире сам, принимая абсолютно все звонки..

С.ДОРЕНКО: Да, да, вы принимали.

В.ЧАПЛИН: Надо не боятся ответить ни на какой вопрос, но к сожалению, страх сегодня присутствует, и вот эта ситуация ноу-коммент-офис почти везде в церковной системе присутствует.

С.ДОРЕНКО: Насколько я понимаю, патриарху поставили интернет, и приучили, и приобщили примерно в 2008 - 2009 году, мне говорил об этом один из высокопоставленных чиновников светской администрации,что патриарх очень досадовал тогда, в 2008 или 2009 году, когда впервые с головой погрузился, очень досадовал на неправду и все такое. И с тех пор так и осталось – он читает?

В.ЧАПЛИН: Да, конечно, абсолютно все, и критические моменты, и, к сожалению, все сплетни, все гадости, которые пишут, в том числе несправедливые гадости. Еще одна большая беда, что некоторые интернет тролли научились его дрессировать, научились ставить его психологическое состояние в зависимость от того, что они вылили в очередные сутки в интернет. Человеку нужно уметь, что называется, проигнорировать такие вещи...

С.ДОРЕНКО: Конечно.

В.ЧАПЛИН: А его святейшество человек эмоциональный, и его искренне жаль, потому что иногда он придает слишком большое значение всей той дряни, которую пишут в интернете. А эти вещи нужно знать, но в то же время нужно уметь чувствовать собственную правоту и не обращать внимания ни на какой…

С.ДОРЕНКО: И потом, это же может быть, в сущности, вражеским ударом, Сун Цзы в «Искусстве войны» пишет.

В.ЧАПЛИН: К сожалению, это иногда специально делается некоторыми церковными оппозиционерами, некоторыми светскими оппозиционерами, пытаются травить человека через комменты, посты в соцсетях, зная, что он их читает, и пытаясь его психологически дестабилизировать. К сожалению, отчасти им это удалось, и хочется пожелать его святейшеству не обращать на все это внимания, и не в бюрократических вопросах, а в вопросах высшей правды идти божьим путем, а не подстраиваться под так называемое общество, которое лается в интернете. А это ведь не общество, это, знаете, несколько маленьких групп, несколько секточек, скажем так.

С.ДОРЕНКО: Кураев сказал, что вы циник и атеист.

В.ЧАПЛИН: Знаете, если бы я был атеистом, я бы прожил немножко другую жизнь. Я еще в юные годы пришел в церковь, абсолютно идя против течения, это был 1981 год. В начале 1990-х открывались огромные карьерные перспективы в светском мире, в бизнесе – я всем этим заниматься не стал. Если бы я был циником и атеистом, наверное, я бы не прожил ту жизнь, которую прожил.

С.ДОРЕНКО: Хорошо, у вас изменились какие-то оценки? Вот нас спрашивают про яхту, про часы, про Пусси Райт. Какие-то ваши прежние оценки изменились сегодня, когда вы не связаны бюрократической дисциплиной?

В.ЧАПЛИН: В минимальной степени. Я считаю, что тот же патриарх имеет право на достойную резиденцию, где можно принять главу того или иного государства, посла, главу той или зарубежной религиозной общины. Конечно, люди делают ему подарки, в том числе дорогие. Что, он должен эти подарки возвращать обратно? Это было бы достаточно странно, как и странно было бы их продавать. Частью нашей традиции является такое особое положение каждого епископа, а тем более…

С.ДОРЕНКО: Да, и на этот счет есть крупное церковное решение много веков назад, мы это знаем.

В.ЧАПЛИН: Но при этом сейчас идет вопрос о кадровой структуре церковного управления. К сожалению, в этой структуре остается все меньше людей, которые ведут содержательную работу, и все больше людей, которые являются личной челядью. Эти люди обслуживают резиденции, занимаются личным делопроизводством его святейшества, эти люди занимаются его бытом, питанием и так далее. Вот если кого-нибудь сейчас сокращать, если кому-то не платить зарплату, то я думаю, что в первую очередь все-таки…

С.ДОРЕНКО: Челяди.

В.ЧАПЛИН: Должна идти речь о этой челяди и личных ассистентах, и во вторую очередь о тех людях, которые пишут тексты, занимаются аналитической работой, присутствуют в обществе, действуют в направлениях сущностных.

С.ДОРЕНКО: Я вот вспоминаю Константина Победоносцева, по-моему, не нужны никакие направления сущностные, потому что Константин Победоносцев точно указывал, что русский православный человек напрямую ведет диалог с господом. Зачем все эти премудрости? Напрямую – и все.

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нужно образование, нужна социальная работа, нужно миссионерство – а для этого все-таки нужны люди, которые помогают человеку измениться в его диалоге с богом.

С.ДОРЕНКО: Спасибо вам большое, спасибо. Вы очень хорошо держитесь, я знаю, что вы не можете не быть взволнованным, но вы очень хорошо держитесь.

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, сплю спокойно и считаю себя правым.

С.ДОРЕНКО: Спасибо. Счастливо! До свиданья.

В.ЧАПЛИН: Успехов в добрых делах, всего доброго! До свидания.

Протоиерей Всеволод Чаплин - довольно заметная фигура в общественной и политической жизни Российской Федерации. Известный противоречивыми высказываниями и оценками, он создал себе репутацию конфликтного человека с трудным характером. Его суждения часто вызывают бурю критики, а призывы и требования удивляют как верующих, так и людей, далеких от религии.

Детство Всеволода

Несмотря на то, что семья будущего священника была далека от православия, он уже с подростковых лет понял, что хочет поступать в духовную семинарию.

Происхождение и рождение

Родился в Москве 31 марта 1968 года в семье известных советских интеллигентов, близких к миру науки.

Семья

Отец, Анатолий Федорович Чаплин - профессор-агностик, доктор технических наук, ученый в области теории и техники антенн. Приемный дед по матери, Всеволод Вениаминович Костин - внук К.Э. Циолковского, русского изобретателя, ученого в области аэро- и ракетодинамики.

Всеволод Чаплин, по его словам, воспитывался в «безрелигиозной семье». В подростковом возрасте он сам пришел к вере.

Не женат, детей нет.


Учеба в школе

По словам Чаплина, в школе он практически не занимался точными науками. Интерес не вызывала ни математика, ни физика. Подросток понимал, что данные дисциплины не понадобятся ему в жизни, а удовлетворительную отметку учителя все равно поставят. Уже школьником он намеревался поступить в духовную семинарию.

Юношеские годы и молодость

Учеба в семинарии, дружба с архиепископом Кириллом сыграли большую роль в становлении Чаплина как священника. Биография священнослужителя отличается стремительным продвижением по карьерной лестнице. Это сделало его заметной фигурой в Русской Православной Церкви.

Обучение в Духовной Семинарии

В 1985 году после окончания школы он начал работать в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году - окончил Московскую Духовную Семинарию, в которую поступил по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева). Уже во время учебы был рукоположен архиепископом Кириллом в сан диакона (1991), а затем - и в сан священника (1992).

В 1994 году окончил Московскую духовную академию. Является кандидатом богословия. Тема его диссертации: «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».


Продвижение по карьерной лестнице

Благодаря способностям отца Всеволода, которые не оставались без внимания церковного начальства, его карьерный рост был довольно быстрым.

Всеволод Чаплин, строя свою карьеру, занимал много должностей, в том числе и руководящие посты:

  1. 1990—2009 - служба в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата: прошел путь от рядового сотрудника до заместителя председателя под руководством Смоленского архиепископа Кирилла.
  2. 1996—1997 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
  3. 1997—2001 - глава новообразованного секретариата Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Церкви и общества.


Зрелый возраст

С годами батюшка играл все большую роль в жизни общества. Преподавание, ведение программ на телевидении и радио сделали священника узнаваемым, известным в широких кругах.

Принятие протоиерейского сана

В сан протоиерея был возведен в 1999 году.

Дружба с будущим патриархом Кириллом помогла в продвижении по службе.

  1. 2001—2009 - заместитель главы ОВЦС митрополита Кирилла (курировал публикации, службу коммуникации, секретариаты общественных и межхристианских связей, занимался вопросами отношений Московской Патриархии и Ватикана).
  2. 2004 - член экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам объединений и религиозных организаций.
  3. 2008 - заместитель главы на Всемирном русском народном соборе, глава новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Работа на радио и телевидении

Отец Всеволод в силу занимаемых им должностей вскоре стал медийной личностью.

В. Чаплин был ведущим нескольких программ:

  • «Земля и люди» (соведущий - Андрей Быстрицкий, телеканал «Мир»);
  • «Вечность и время» (телеканал «Спас»);
  • «Комментарий недели» (телеканал «Союз»);
  • «Время доверия» (радио «Русская служба новостей», «Комсомольская правда»);
  • «О главном» (радио «Радонеж», «Голос России»).

В видео - один из выпусков передачи «Комментарий недели», в котором протоиерей Всеволод Чаплин говорит об автомобильных трагедиях и санкционных продуктах.

Преподавание в университете

В должности доцента священнослужитель преподает в православном Свято-Тихоновском университете. Кроме того, он является членом Союза писателей России и Академии российской словесности.

Позиция и высказывания Чаплина

Его противоречивые оценки общественных явлений вызывают порой неоднозначную реакцию в обществе, нередко приводя к скандалам.


Посмотрите видео с речью протоиерея В. Чаплина о пенсионной реформе.

Отставка священника

К 2015 году отношения протоиерея Чаплина и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Споры разгорелись из-за проводимого диалога с властью.

По мнению Чаплина, РПЦ не должна заискивать перед правительством и общественностью, должна твердо отстаивать свою точку зрения. Батюшка также призвал коррумпированную политическую элиту уйти и дать дорогу верующим политическим и экономическим лидерам. В итоге в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью закрыли, а Чаплин был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела объяснили оптимизацией неэффективно работающих отделов.

В 2016 году его также исключили из состава Межсоборного присутствия. Одной из причин отставки было несогласие Чаплина с позицией Патриарха Кирилла по Украине.

В феврале 2017 года вышла книга «Вера и жизнь», в которой священник Всеволод Чаплин описывал факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ.

Каналу «Дождь» Чаплин рассказал собственную версию увольнения: «Полагаю, его Святейшество думает, что в Церкви должен звучать только его голос. Думаю, сейчас проводится попытка исключить в Церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться. Но никто не отнимет у меня мой голос и мою позицию».


Видео о беседах с протоиереем

Видео беседы с отцом Всеволодом Чаплиным о власти и либерализме.

Протоиерей Всеволод Чаплин часто появлялся на экранах телевизоров, много выступал, высказывал оригинальные мысли, делился мнением. Было больше скандального, чем интересного. Сначала забавно было все это слушать, потом батюшка просто надоел отвратительными высказываниями и провокационным бредом.

Начало пути

Всеволод Чаплин, биография которого ничем особым не выделалась, родился в 1968 году. Детство, отрочество и юность его прошли в Москве. Семья - интеллигентная, нерелигиозная. Во время учёбы мальчик неожиданно почувствовал принадлежность к православию. С той поры он там остался. В школе мальчик решил стать священником и получить духовное образование. Об этом знали друзья и одноклассники, и никто не осуждал. Никак не повлияло это и на родителей, принадлежавших к интеллигентному сословию. Всеволод Чаплин считает себя русским, вопреки многочисленным сплетням, смеющим утверждать, что он - крестившийся еврей.

Издательский отдел Московского Патриархата принял юношу на работу в 1985 году в службу экспедиции. Показал он себя умным, прозорливым и мягким сотрудником. Начинающий работник иногда шалил, выражал «передовые» идеи. Однако наставники снисходительно прощали бред юнца, который несмело высказывался за смену церковнославянского языка. Неугомонный новатор организовывал выставки авангардистов в церковных помещениях с разрешения руководства. По рекомендации митрополита Питирима Всеволод Чаплин поступил в семинарию.

Звёздная карьера

Знаменательное событие пришлось на 90-й год. После получения образования Всеволод работает в отделе внешних церковных связей (ОВЦС), руководителем которого был митрополит Кирилл Гундяев. Наставник стал для молодого служителя добрым волшебником, давшим «зелёный свет» в церковной карьере. Работать молодой человек начал рядовым сотрудником в 1990 году, затем возглавил сектор общественных связей в 1997-м. Через год Всеволод Чаплин становится иереем. Параллельно учится в духовной академии, которую окончил в 1994-м.

В 1997 году Чаплин возглавил Секретариат ОВЦС. Работа его была отмечена наградой - возведение в протоиереи. Через три года Всеволоду было оказано высочайшее доверие - его утвердили заместителем председателя ОВЦС. В поле внимания нового руководителя попали секретариаты, служба общения и сектор публикаций. Он участвовал в официальных мероприятиях и встречах, включая переговоры по отношениям РПЦ с Ватиканом и государственной властью. В 2009 году Гундяев стал патриархом.

В зените славы

Всеволода ценят и уважают, показывая это. Русский народный собор избирает протоиерея заместителем главы этого форума. В 2009 году Чаплин стал председателем отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Патриарх Кирилл назначал на посты надёжных людей. С тех пор его доверенное лицо возглавляет идеологию и распространение учений, являясь глазами и ушами церкви в контактах с общественными институтами. Священник продолжает читать проповеди в столичном храме и лекции в университете, выступает на радио и телевидении.

Работа Чаплина отмечена наградами. Так бы и жил обласканный властью человек, радовался. Но попала батюшке шлея под хвост - и понеслось. Это произошло не сразу, предпосылки случались и ранее. Священник Всеволод Чаплин отличался оригинальными взглядами и частенько выдавал изящные перлы. Например, он выступает за узаконивание обязательного ношения одежды, не вызывающей сексуального вожделения в согласии с традициями православной церкви.

Взгляды на жизнь

Высказывания Всеволода самобытны. Выступает он за создание дружин, которые будут отслеживать народ на предмет ношения «уставного» одеяния и соблюдения правил поведения в общественных местах, чтобы не оскорблялись чувства верующих. Священник призывает силовыми методами убеждать тех, кто не понял, в необходимости соблюдения этого. Он отвергает теорию эволюции органического мира на основе естественного отбора по Дарвину. Это гипотеза, не получившая убедительных доказательств в науке, считает Всеволод Чаплин. Вера и жизнь - вот два неразделимых понятия.

Отвратительны высказывания Чаплина о революции и гражданской войне. Он осуждает позицию верующих тех годов и утверждает, что православные проявили пассивность в военных действиях по уничтожению большевиков. Возмущение вызвало выступление Чаплина и позиция в отношении участниц женской экспрессивной группы. Официальная церковь не простила отступников. Резкая критика в адрес протоиерея пошла после выступления в защиту богемной жизни духовенства.

Излишняя суровость

Священник говорил, что участники хулиганской женской группы понесут наказание, и церковь уступать давлению сторонников беспредела не будет. Православным брошен вызов в наглой, агрессивной форме -пляски в святом месте. Религиозными представителями выражена надежда, что в дальнейшем подобные выходки будут исключены. При этом церковь не вправе влиять на следствие, будучи отдалённой государством.

Никакой злобы к участникам «акции» нет. Но совершено циничное кощунство по отношению к святыням. Понести жёсткое наказание хулиганы должны. Отец Всеволод Чаплин призвал не отправлять преступников в колонию, если будет полное признание вины. Никакого раскаяния не прозвучало. Зато ходатайствовали перед патриархом. О том, что за кощунство придётся держать ответ, ничего не сказано. Подобные ходатайства показывают, как христианство путают с гуманизмом. Прощение греха православию чуждо, поэтому виновные осуждены на два года колонии.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность - это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют - несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога - украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы - бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, - благостное дело.

Перевертыш

Протоиерей Всеволод Чаплин - личность колоритная. Он всегда чувствовал дух времени и легко, как хамелеон, менялся с обстановкой. Либерал в 90-х, он ратовал за то, чтобы православная церковь шла в ногу со временем. С изменением общественного климата делал поворот и отец Всеволод. Он перевоплощался в патриота. Ничего запретного нет в том, что Чаплин рассказывал слушателям. Отвратительно, что за этим нет веры, и все похоже на игру. Церковь как административная структура подвержена тем же недостаткам: присутствует борьба за власть, карьерное продвижение.

Всеволод Чаплин оправдывал убийства «внутренних врагов» и сравнивал с божьим благословением. У радиослушателей это вызывало шок. Священник сравнил Владимира Путина и Ивана Грозного - оба руководителя уничтожали внутренних врагов и расширяли границы. Заявления Чаплина - признаки духовного падения. Такое не говорит человек церкви, это несовместимо с Богом. Между методами священника и запрещенным в России Исламским государством знак равенства - оправдание убийств «божьей волей». Всеволод Чаплин забыл выражение «не буди лихо». В декабре 2015 года он был лишён поста председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества и членства в Межрелигиозном совете.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх - незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия - будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Нападки

Всеволод Чаплин требует дать общинам гарантии выдвижения кандидатов в духовенство и архиереи. В действительности епископ ставит настоятелем на приход очередного любимчика, а это неприемлемо, считает Всеволод Чаплин. Где служит единоначалие, там гибнет инициатива, а первыми признаками умирающей структуры становятся трусость окружения и кадровый голод. Дефицит ярких личностей прессует церковь, слышен голос одного патриарха. Там, где это происходит, решения принимаются без обсуждения с народом. Такая модель нежизнеспособна. В церкви важны только слова Святейшего. Но обстановка меняется, и попытка заглушить другие голоса провалилась. Сегодня власть у того, кто влияет на общество.

Если послушать эти смелые и, на первый взгляд, правильные высказывания Всеволода Чаплина, можно увидеть злые слова и желание унизить. Если после ухода из церкви человек разительно изменился и бросается на обидчиков, то это говорит о многом. Видимо, зря двигали его по служебной лестнице, вводили в узкий круг доверенных людей, относились по-дружески.

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность -положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета - аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви - процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием - это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.

В интервью «Новой» Всеволод Чаплин поделился своими планами на очищение церковного организма и дал новое объяснение причин своего конфликта с патриархом

Главной причиной отставки Чаплина накануне Нового 2016 года было резкое несогласие с позицией патриарха по Украине. Конфликт достиг таких масштабов, что патриарх не только уволил протоиерея, но и распустил возглавляемый им Синодальный отдел, слив его с Информационным отделом, которым руководит Владимир Легойда.

О. Всеволод, имевший репутацию «апостола войны», призывал к открытой поддержке со стороны РПЦ «ополчения Донбасса» и чуть ли не к анафематствованию «киевской хунты». Патриарх же Кирилл, боясь потерять 14 тысяч приходов Московского патриархата на Украине, что составляет почти половину всей РПЦ, пытался вести более сбалансированную игру.

Даже «присоединение Крыма» Московская патриархия формально не признала: три ее крымских епархии остаются в составе Украинской православной церкви и подчиняются автономному синоду в Киеве, а не центральному синоду в Москве…

Сейчас Чаплин выступает с новой программой борьбы с ересями и моральным разложением духовенства, для чего возглавил Церковно-общественную комиссию по исследованию нарушений святых канонов и церковного устава. Она объединяет как клириков, так и мирян, причем часть выступает анонимно, боясь репрессий священноначалия, а часть открыто.

— Кто входит в вашу комиссию? Какими методами вы намерены бороться с «беззакониями»?

— Нашу комиссию организовало несколько человек, в том числе священник одной из недалеких от Москвы епархий (он не подписывал пока наших документов), лидер Союза «Христианское возрождение» Владимир Николаевич Осипов, господа Друзь, Морозов, диакон Илья Маслов. Очень много споров было относительно формата, одни предлагали создать профсоюз священнослужителей, другие — что-то еще. У меня с самого начала была идея подтянуть некоторое количество либеральной общественности. Но она либо предлагала неприемлемые фигуры вроде Сергея Бычкова, либо призывала слишком сузить темы, оставляя только борьбу за права попов. Мне лично эта тема интересна меньше всего.

Я вижу, что значительная часть лидеров «непоминающих» (протестное духовенство, отказавшееся поминать на службах патриарха Кирилла . — А. С. ) стремится только создавать альтернативные площадки для совершения треб и зарабатывания денег. Это шкурническо-правозащитное движение мне меньше всего нравится, потому что надо ставить более принципиальные вопросы.

Так против каких именно нарушений собирается бороться комиссия?

— Приоритетные темы: соблюдение канонов и церковного устава, исключение любых личностей, связанных с откровенным и беспардонным нарушением как канонических правил, так и уставных норм. Я считаю, что нормы Евангелия, канонов и действующего устава не могут игнорироваться. Некоторое извинение могло иметь место в условиях несвободы или диаспоры, но для свободного православного народа, живущего в нестесненных условиях, такого извинения нет.

Вряд ли церковное начальство будет исполнять ваши требования — ведь именно это начальство вы в основном и обличаете? Что в таком случае остается: апеллировать к власти, к гражданскому обществу?

— Да, мы считаем, что изменить образ жизни и отношение к вероучительным нормам, к церковным правилам в обществе возможно — в этом нас убеждают примеры религиозного сионизма и Исламской революции в Иране.

Но мы пока стараемся избегать уж самых грязных тем вроде свидетельств о поиске некоторыми клириками гомосексуальных партнеров, хотя к нам поступают такого рода импульсы. Если они будут доказательными, займемся и этим. Очень часто эти импульсы связаны со сплетнями, с фальсифицированными материалами, особенно когда источник является анонимом.

Чем для вас является экуменизм, который последние 60 лет активно поддерживает РПЦ?

— Я считаю экуменизм ересью. Вопрос о предании экуменизма анафеме должен быть обсужден на Соборе. Причем осудить следует не только экуменизм как практику, но и экуменический язык, экуменическое наследие в нашем богословии. Это надо обсудить с участием либеральных и консервативных кругов. Я убежден, что если всем дадут высказаться, если не будет давления на подбор участников, что его святейшество любит делать, тогда станет ясно: абсолютное большинство людей в нашей церкви выступает против экуменизма. Не может быть двух церквей, двух истин. Не могут быть одинаково истинными взаимоисключающие утверждения.

Вместе с тем, я считаю, что сделали ошибку все те, кто сегодня пошел в альтернативные православные группы.

Вот выдавят меня из церкви — тогда буду искать, куда пойти, но удаляться сам не собираюсь, потому что нам нужно бороться за очищение и возвращение логики в большой церковный организм.

Кроме того, мне известно, сколько грязи в этих альтернативных организациях, в некоторых случаях больше, чем в РПЦ. Известно, как они дробятся, как быстро переходят на положение маленьких песочниц, где люди заняты мелкой коммерцией. Большая трагедия произошла с частью тех священников, которые после Гаванской встречи (патриарха Кирилла с папой римским Франциском в феврале 2016 г. А. С. ) ушли из Московского патриархата. Они оказались ведомы теми, кто искал способ независимого зарабатывания денег.

Что уже сделала комиссия?

— Мы приняли 5 документов, в том числе письмо патриарху о недопустимости отстранения духовенства устными распоряжениями, иски в суды Московской и Петербургской епархий против создателей фильма «Матильда» и т.п. Но для того, чтобы судиться с епископами, нужно преодолеть серьезную проблему: иск к епископу может подавать только клирик епархии этого же епископа либо церковная институция епархии. Сейчас мы спорим со справедливостью этого положения. Получается так, что на епископа может подать только подчиненное ему лицо.

Значит, вы как клирик Московской епархии можете подать только на патриарха? Собираетесь ли вы это сделать?

— На своего епископа (патриарха) я пока не планирую подавать. Нет однозначно очевидного повода. Подписанная им Гаванская декларация — спорный вопрос, это остаточный экуменический язык, от которого постепенно стали отказываться после скандала, возникшего в результате декларации. Я считаю это большим достижением, только отказаться от этого языка надо на уровне прямых формулировок, а не втихую. Нужно добиться того, чтобы было ясно сказано о так называемых католиках и протестантских группах, которые уходят все дальше от христианства, — являются ли они церквами.

В свое время мы разработали проект документа об отношении РПЦ к нехристианским религиям, но он был заблокирован по прямому указанию тогдашнего митрополита Кирилла. Конечно же, православный человек не может считать, что мы верим в одного Бога с мусульманами или иудаистами.

Как реагируют патриархия и церковный суд на ваши обращения?

— В ответ на наши обращения избрана тактика молчания, на наши обращения и заявления суд не отвечает. Процедура обжалования в некоторых случаях есть, но она не касается отказов от передачи дел в церковный суд. Однако есть случаи тяжких нравственных поступков, когда можно вспомнить, что некоторые из этих проступков являются экономическими, уголовными преступлениями, и тут молчание не может быть вечным, потому что есть российские и международные инстанции, куда эту информацию можно направить. Если где-то арестуют счета, это подействует.

Сейчас мы взяли некоторую паузу и изучаем информацию, которая приходит от разных людей. Есть очень интересные случаи…

Протоиерей Всеволод Чаплин - человек, для которого Патриарх Кирилл сделал все. Можно сказать, что он сделал протоиерея Чаплина. Без Патриарха Кирилла Всеволода Чаплина вообще не было бы. Не было бы блистательной карьеры в Церкви. А был бы необразованный мальчик-заика, не знающий, чем заняться в жизни, потому что в школе он учился на двойки и тройки.

Сейчас он обиделся на Патриарха Всея Руси и предрек скорый уход "Патриарха Кирилла". Но Предстоятель Всея Руси может уйти только на тот свет, а не со своего поста.

В Русскую Православную Церковь Чаплина, по заверениям многих, привел именно Патриарх. Он взял на высокую ответственную работу мальчика-заику, которого никуда не брали из-за сильных проблем с речью, и позволил ему сделать феноменальную карьеру в церкви.

Теперь Чаплин точно решил, что он наверняка знает, что говорит Бог по тому или иному поводу.

Детство и отрочество будущего священника прошли в московском микрорайоне Гольяново, учился он в средней школе № 836 (теперь УВК 1688 – улица Камчатская, дом 13), где также учился и брат Чаплина, который моложе протоиерея на три года и впоследствии пошел по другой стезе, никак не связанной с религией. Мальчик Сева был не особенно общителен. По рассказам одноклассников, Сева всегда был "немного странным": аккуратно одет, причесан, мало улыбался.

У некоторых из одноклассников в памяти осталась детская история с канализационным люком, который Сева, наверное случайно, не закрыл, а другой школьник из-за этого сломал ногу. В подсознание ее, видимо, вытеснило Севино решение "уйти в семинарию", которое в 6-7 классах долго обсуждали одноклассницы. По их рассказам, "учителя перешептывались, но нам виду не подавали, что сами были в шоке".

В "Лоскутках" Чаплин так описывает свое обращение: "Еще в ранние школьные годы я с каким-то особым, "предчувственным" вниманием собирал из советских учебников все крохи знаний о вере и Церкви, что там содержались". Приход к вере произошел во время первого самостоятельного, не "на экскурсию", прихода Севы в храм, "чтобы купить "модный" тогда крестик", после чего Чаплин понял: "Здесь останусь". Очевидно, что храмом, в котором юный Сева открыл для себя Православие, был Богоявленский патриарший собор в Елохове – крупнейший в те годы действующий храм РПЦ МП в столице. Хотя ближайшим к месту жительства семейства Чаплиных действующим храмом был сравнительно маленький и не очень широко известный храм Рождества Христова в Измайлове, куда, вероятно, позже новообращенный Всеволод не раз заглядывал.
"Первым человеком, с которым я заговорил, – вспоминает о. Чаплин, – стала очень благородного вида старушка за ящиком Елоховского собора. С ее объяснений – бесхитростных, но очень убежденных – начался мой путь ко Христу". "Вскоре покойный отец Вячеслав Марченков совершил надо мной чин оглашения, а летом 1981 года в Калуге я был крещен отцом Валерием Суслиным, также ныне уже покойным. Крещение было совершено в номере гостиницы, где жил отец Валерий (?!), – втайне от всех, включая мою родню, которая мой выбор совершенно не одобряла", - рассказывает протоиерей.

Решение Севы не было тайной ни для кого, включая учителей и директора школы, а потому должно было естественным образом привести к исключению его из пионеров и последующему отказу комсомола принять его в свои ряды. Мало того, в "Лоскутках" Чаплин называет свою семью "близкой к науке и партийной элите". По тем временам уход мальчика из такой семьи "в религию" был скандалом. Однако, по воспоминаниям тогдашнего заместителя секретаря школьного комитета ВЛКСМ Ольги Долговой, ни о чем подобном она даже не слышала, хотя до нее "наверняка такая информация дошла бы". Лично не знакомая с будущим отцом Всеволодом, она, тем не менее, считает, что "в школьные годы он никак не проявлял себя как человек верующий и пытающийся с кем-либо обсудить это или кого-либо наставить на путь истинный".

Впрочем, возможно, дело в том, что после 8-го класса родители перевели Севу Чаплина в соседнюю 314-ю школу, и, таким образом, скандала в школе 836-й удалось избежать. А вот у директора 314-й школы, Ларисы Андреевны (ныне покойной), были неприятности, связанные с религиозностью Чаплина, ее тогда вызывали по этому поводу в райком КПСС.

Невидимые силы оберегали Севу от возмездия со стороны атеистического режима и помогали преодолевать все препоны. Когда в первой половине 80-х он приехал на Пасху в Тулу, то непонятным образом прошел в храм сквозь обычные тогда кордоны дружинников, поставленные специально для того, чтобы не пропускать на службу молодежь. Были ли силы, помогавшие Севе, небесного или земного происхождения, – еще одна загадка его биографии.

Одноклассники, знавшие Севу лично, вспоминают, что, "когда во дворе играли в войнушку, завоевывали ледяные крепости, Сева в этом не участвовал, говорил, что драться и шкодить–плохо". Это заявление, вполне естественное для будущего священника, находится в интересном противоречии со словами уже нынешнего, маститого протоиерея Чаплина: "Западное христианство, в значительной своей части увлеченное пацифизмом, перед лицом нынешних угроз имеет будущее только в том случае, если снова научит своих последователей сражаться и умирать. Так, как это делали их предки".

В собственных мемуарах о. Чаплин говорит, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему "не пригодятся", а "удовлетворительно" ему все равно поставят. Согласно другим источникам, изучать химию в 7-м классе Чаплин вообще отказался. К сожалению, проверить степень отказа Севы от химии уже невозможно: его учительница химии Валентина Ивановна Титова умерла осенью 2011 года.

По воспоминаниям учительницы географии Галины Васильевны Тургеневой, она заметила, что в 8-м классе Чаплин стал систематически прогуливать уроки: "Я как-то спросила: "Сева, почему ты вчера не был в школе?" - "Я был в церкви, я не гулял". Я говорю: "Но это же можно и после уроков". - "А я был на утрене". - "И что тебе там?" - "Мне там интересно". Вы понимаете, при классе разговор не будешь же вести. Я говорю: "Хорошо, садись. Но пропускать уроки не надо". По мнению учительницы, Чаплин добился того, к чему стремился, и это вызывает у нее уважение. Иногда она видит его на автобусной остановке в Гольяново. Видимо, Чаплин приезжает туда навещать мать, хотя, по иным сведениям, он продолжает жить в том же районе, где родился. "Он располнел, стал такой солидный протоиерей, а раньше был изящный, тоненький, хрупенький мальчик, скромный, воспитанный, примерный, спокойный, из очень интеллигентной семьи", - вспоминает Галина Васильевна.

Помимо того, что у самого Всеволода Чаплина детей нет, ничего неизвестно о том, имел ли он когда-либо намерение вступить в брак. О. Всеволод, имея сан протоиерея, принадлежит к "белому", то есть женатому духовенству – на рукоположение "целибатов", то есть лиц неженатых, но и не принявших монашества, в Русской Церкви всегда смотрели косо. Практику рукоположения "целибатов" неоднократно осуждал Патриарх Кирилл. Когда еще о. Всеволод работал под его началом в ОВЦС МП, не раз возникал вопрос о его постриге и хиротонии в сан епископа, но о. Всеволоду каждый раз каким-то образом удавалось уклоняться от заманчивых предложений. Подлинные причины его отказа от монашества до сих пор не ясны. Раньше статья об о. Всеволоде в Википедии давала однозначно положительный ответ на вопрос о наличии у священника семьи. Впоследствии, однако, запись была стерта. Ее следы ведут сюда, где утверждается, что "В.А. Чаплин женат, детей в семье нет". После нашумевших высказываний о. Чаплина о дресс-коде для российских женщин интернет-пользователи особенно активно гадают: "У него нет жены, он председатель синодального отдела, а там только те, кто имеют статус безбрачия, то есть монахи…". "Он протоиерей, а не иеромонах или игумен. У него есть жена, детей нет…". Вместе с тем, кто является женой о. Всеволода, если таковая есть, неизвестно, нигде в публичном пространстве его появления с супругой зафиксированы не были. Во всяком случае, различные заявления о. Всеволода на темы семейно-бытовой этики выражают неплохое знакомство протоиерея с этой проблематикой и дают больше оснований считать, что он имел соответствующий опыт, нежели наоборот. (Особенно интересный опыт в отношениях с женщинами продемонстрировал о. Чаплин в заявлении, что откровенно одетые и ярко накрашенные девушки провоцируют мужчин на сексуальное насилие над собой).

Так или иначе, прежде чем завести или не завести семью, Всеволод Чаплин успешно окончил школу в 1985 году и, поскольку в армию его не брали по состоянию здоровья (астма), был принят в штат сотрудников отдела экспедиции Издательского отдела Московского патриархата, который возглавлял ныне покойный митрополит Питирим (Нечаев), оказывавший протекцию новому талантливому сотруднику. Параллельно, в свободное от работы время, Чаплин заочно учился в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре, куда его рекомендовал профессор МДАиС митрополит Питирим. Семинарию Чаплин окончил в 1990 году.

Служа в Издательском отделе Московской патриархии, Всеволод Чаплин, судя по всему, стал более активным, общительным и жизнерадостным человеком, чем был в школе. Например, как вспоминает сам протоиерей, во время какого-то скучного межхристианского заседания с участием зарубежных гостей он для вида надел наушники для синхронного перевода, а сам подключил к ним магнитофонную запись с выступлением Геннадия Хазанова.

В годы обучения в семинарии Всеволод Чаплин сблизился не только с официальными церковными педагогами, такими, например, как известный своей ультраконсервативностью архимандрит Георгий (Тертышников), остроумно объяснивший иподиакону Всеволоду, когда он опоздал на занятие, церковное происхождение слова "сволочь" как синонима иподиакона, в чьи обязанности входило "сволакивать" мантию за архиереем. Еще со школьных лет, с 14-15-летнего возраста, Всеволод был вхож также и в "подпольные", диссидентские православные общины: и в общину о. Александра Меня, которого называет "апостолом советской интеллигенции", и в общину о. Димитрия Дудко, в круг общения которого, по признанию Чаплина, "в отличие от круга Меня, попасть было очень просто". Таким образом, Чаплин окормлялся как у "западника" Александра Меня, так и у монархиста Димитрия Дудко, в последние годы жизни сблизившегося со сталинистами. Многих его сослуживцев и однокашников поражало, насколько Всеволод уже с очень ранних лет был сведущ и информирован в различных тонкостях церковной жизни, как официальной, так и неофициальной. В этом смысле он был своего рода "звездой" и вундеркиндом. Позже, в одном из интервью, о. Всеволод признался, что увлекался некогда поисками "истинного" Православия и скептически смотрел на руководство "советской" Церкви, однако постепенно, во всем разобравшись, может со знанием дела засвидетельствовать: никакой Катакомбной Церкви не было и нет, есть лишь одна каноническая РПЦ МП.
Публично выступать Всеволод Чаплин начал, будучи сотрудником Издательского отдела. Первое его выступление состоялось в Доме Телешева в 1990 г., оно было посвящено Патриарху Никону. В начале 90-х Дом Телешева был "культовым" местом православно-патриотического движения: там постоянно проходили разного рода съезды, конференции, заседал Союз "Христианское возрождение" Владимира Осипова, а по соседству действовал магазин православно-патриотической книги, где продавалось немало такого, что в наше время было бы однозначно квалифицировано как "экстремистская литература". Вероятно, из круга последователей о. Димитрия Дудко и собраний в Доме Телешева почерпнул о. Всеволод, как он сам говорит, свое "радикально-фундаменталистское мировоззрение", которое порой довольно причудливо переплетается с идеологией официального церковного чиновника высокого ранга. Именно это переплетение придает известную эпатажность заявлениям протоиерея, особенно на политические темы.

По воспоминаниям Чаплина, в юности он любил ездить в обитель Патриарха Никона – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на Истре, под Москвой, где многие экскурсоводы были верующими и не вели атеистической пропаганды, как это делали их коллеги в Троице-Сергиевой лавре. По воспоминаниям слушателей первого доклада Чаплина в Доме Телешева, эмоционально он заметно проигрывал выступившему вслед за ним знаменитому специалисту по Патриарху Никону курскому протоиерею Льву Лебедеву, который вскоре перешел в РПЦЗ и написал очень популярную среди православных консерваторов того времени брошюру "Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви". В то время особенно проявлялся недостаток Всеволода, связанный с риторикой, - он заикался и дикция его была достаточно нечеткой. Однако позднее, в конце 1990-х – начале 2000-х гг., о. Всеволоду удалось полностью излечиться от заикания и приобрести характерный, специально поставленный бас.

Восходя по служебной лестнице Издательского отдела, начав регулярно публиковать небольшие статьи (в основном, официального характера – о служениях Патриарха, различных торжествах и юбилеях) в "Журнале Московской патриархии" и газете "Московский церковный вестник", Всеволод Чаплин достаточно быстро стал человеком, с которым в Церкви советуются, которому доверяют важные поручения. Так, во время празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Чаплин участвовал в организации выставки христианского искусства в Москве, на Солянке. Уже тогда ему, простому иподиакону митрополита Питирима, звонил домой, чтобы посоветоваться, выставлять ли предметы искусства из Патриаршей коллекции, сам игумен Сергий (Соколов), тогда келейник Патриарха Пимена, впоследствии епископ Новосибирский, скончавшийся в возрасте 50 лет.

По окончании Московской духовной семинарии церковно-служебный статус Всеволода Чаплина резко меняется. В октябре 1990 года у Чаплина происходит размолвка с митрополитом Питиримом, которого впоследствии, после провала ГКЧП в августе 1991 года, отец Глеб Якунин обвинил в сотрудничестве с органами госбезопасности и путчистами. После размолвки с Питиримом Чаплин переходит из Издательского отдела РПЦ МП в Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС МП), находившийся под началом митрополита (ныне Патриарха) Кирилла - это тот самый отдел РПЦ МП, который курировал безакцизный сигаретный бизнес, о чем СМИ писали еще в 90-х годах прошлого века.

Рядовым сотрудником в Отделе Чаплин трудится всего год – его таланты замечает председатель Отдела. В то время юного Всеволода можно было иногда встретить на праздничных богослужениях в Троицком соборе Данилова монастыря – благо, здание ОВЦС МП находится прямо напротив собора. В конце 1991 года Чаплин становится заведующим сектором общественных связей ОВЦС МП. Правда, должно было пройти еще 7 лет, прежде чем он стал секретарем ОВЦС МП с последующим возведением в сан протоиерея, и еще 3 года, пока в 2001 г. его назначили решением Синода на должность заместителя председателя Отдела, то есть человека из ближайшего окружения нынешнего Патриарха Кирилла.

Соответственно, и духовная (священническая) карьера Всеволода Чаплина после перехода в Отдел митрополита Кирилла начала развиваться гораздо быстрее, чем в Издательском отделе. В свободное от работы время он проходит обучение в Московской духовной академии (образование он получал исключительно заочное – не любит о. Всеволод учиться. он предпочитает поучать других), где в 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли". А ещё до окончания академии Всеволод Чаплин был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991 г.), а затем и в сан священника (7 января 1992 г., на праздник Рождества Христова). В 1996 году о. Всеволод получил первую церковную награду – орден преподобного Даниила Московского III степени.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»