Какие функции выполняет политология как наука. Предмет, методы и функции политологии. Возникновение и становление политической науки

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Методы исследования и функции политологии

Современное состояние политологии

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Античная и средневековая политическая мысль

Политические теории Возрождения и Нового времени (15 – 18 вв.)

Марксистская концепция политики

Развитие политической мысли в России

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

Тема 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Сущность, происхождение и функции политики

Основные элементы политики и основные области политики

Диалектика экономики и политики

Политика и мораль

Тема 4. ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Определение власти, элементы властных отношений, виды власти

Понятие, признаки, структура и функции политической власти

Классовое господство и легитимность политической власти

Тема 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сущность и структура гражданского общества

Функции гражданского общества

Особенности формирования гражданского общества в России

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

МЕХАНИЗМ ФОРМИВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ВЛАСТИ

Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества: понятие и механизм функционирования

Структура политической системы и ее функции

Функции политической системы

Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие политического режима

Проблема перехода к демократическому политическому режиму

Демократический режим

Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие и признаки демократии

Теории демократии

Формы демократии

Условия успешного функционирования демократии

Тема 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Функции и роль выборов в политической системе

Основные принципы избирательного права

Типы избирательных систем

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Тема 10. ГОСУДАРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Сущность, теории происхождения, признаки, функции государства

Формы государственного правления

Формы государственно-территориального устройства

Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМ

Политическая партия: определение, функции и структура

Типология политических партий и партийных систем

Тенденции формирования партийной системы в современной России

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Виды субъектов политики

Понятие политической элиты

Политическая элита современной России

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

1 . Природа и сущность лидерства

Типы лидеров и их функции

Специфика политического лидерства в России

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕТЫ ПОЛИТИКИ

Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Понятие политической культуры и ее элементы

Типы политической культуры

Особенности политической культуры в России

Политическая социализация

Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Сущность и функции идеологии

Взаимовлияние идеологии и политики

Основные современные политические идеологии

Предисловие

Важнейшей сферой деятельности людей является политика. Интерес к политике, сути и содержании политических отношений со стороны субъектов общественной жизни четко прослеживается на протяжении всей истории человечества. Именно политика, и прежде всего государство, оказывали и оказывают важное воздействие на судьбы стран и народов, да и во многом на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политической жизни и устройства общества, демократии и государства затрагивают интересы каждого гражданина. Вот почему развитие политического сознания членов общества, их активное участие политической жизни справедливо рассматривается как фактор укрепления у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничения влияния на них популизма, радикализма и манипуляции. Политологическое знание становится обязательным условием выработки и проведения в жизнь глубоко продуманных политических решений, касающихся развития каждого города, региона и страны в целом. Более того, социально – гуманитарные дисциплины, к которым относится политология, очень важны в современную эпоху научно – технического прогресса и новейших технологий, ибо не математика, физика, сопромат, термех и даже не менеджмент или теория маркетинга обеспечивают готовность к жизни в социуме, именно предметы социально - гуманитарного цикла.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Политология как уже следует из названия (от греческого роlitika – государственные и общественные дела и logos – слово, учение) – это наука о политике.

В развитии политологии можно выделить два основных этапа, отражающие изменения содержания политики и возрастание ее роли в общественной жизни. До середины 20 века политология рассматривается преимущественно как наука об управлении обществом со стороны государства. В этот период она развивается в рамках других общественных наук: философии, социологии, теории государства и права. На втором этапе доминирующей становится тенденция преодоления отождествления политики с государством и его властью, ведущее к пониманию государства как единственного субъекта политики. Во второй половине XIX века происходит становление политологии как самостоятельной, независимой научной дисциплины, имеющей свой предмет, методы, категории и функции. Первые кафедры и школы политических наук были созданы в США в 1857 году, во Франции в 1872, в Англии в 1885 году. В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. Активизации и интенсификации политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политический науки, которая продолжает свою работу и в наши дни.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Важный вклад в мировую политическую науку внесли М.М.Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я.Острогорский и марксистские теоретики Г.В. Плеханов, В. И.Ленин и другие. В годы советской власти отдельные политические проблемы анализировались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других дисциплин. Как самостоятельный предмет в нашей стране политология стала изучаться лишь в 1990 году.

Объект и предмет политологии. Объектом политологии, то есть тем, на что направлено познание, является политическая сфера. В связи со сложной структурой политики это могут быть политические идеи, политические интересы, политические ценности, политические группы, политические институты, политические процессы и пр. Все это составляет содержание политической сферы. Главным объектом изучения в политологии были и остаются политическая система и государство как ее основное звено.

В понимании предмета политологии нет единства мнений. При решении этого вопроса выделяются как минимум две позиции. Первая позиция исходит из представления, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. При этом предметом своего изучения она имеет институциональные стороны политической жизни, прежде всего, механизмы власти в государстве. Наряду с ней самостоятельно существуют политическая социология, политическая философия, политическая антропология, политическая психология и т.д. Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические методы различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников данной позиции, не позволяет в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой интегративную науку о политике во всех проявлениях . Она включает в себя в качестве составных частей следующие политические дисциплины:

Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения;

Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений;

Теория государства и права изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий;

Политическая антропология изучает человека как субъекта политического творчества. Возможности и пределы влияния на общество она выводит из биосоциальной природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства;

Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.

По сравнению с указанными дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических наук, выступает их методологической основой. Другая особенность проявляется в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти и прежде всего место, роль и значение во властных процессах государства, политических партий, элит, лидеров и различных социальных общностей. Кроме того, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.

Таким образом, политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфическое отличие политологического знания от других видов знаний состоит в том, что оно представляет природу, условия, технологии распределения власти в политическом сообществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Поэтому предметом политологии в строгом смысле являются закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государстве.

Политология - это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали разъяснять политические процессы с помощью научных, а не религиозно-мифологических аргументов.

Основы научной политической теории заложили Н. Макиавелли , Т. Гоббс , Дж. Локк , Ш.-Л. Монтескье и др. Политология как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться во второй половине ХІХ в. Завершился процесс становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины в 1948 г. В этот год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. На проведенном ею Международном конгрессе (Париж, 1948 г.) по вопросам политической науки было определено содержание этой науки и рекомендовано включить курс политологии к изучению в системе высшего образования как общеобязательной дисциплины.

Было решено, что основными составными частями политической науки являются:

1) политическая теория;

2) политические институты;

3) партии, группы и общественное мнение;

4) международные отношения.

В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политологические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС , других общественных наук. При этом их изучение носило догматический, однобокий характер. Политология как новый учебный курс начинается преподаваться во всех высших учебных заведениях Украины только после распада СССР. Как самостоятельная наука политология имеет свой объект и специфический предмет познания.

Объектом политологии выступает сфера политических отношений в обществе. Сфера политических отношений включает процессы функционирования и развития власти, включения масс в политику, экономические, социальные и духовные интересы общества. Политическая сфера представляет собой взаимодействие в политическом процессе больших и малых социальных групп, объединений граждан, отдельных индивидов. Политическая сфера включает в себя и социально-политические институты и организации, посредством которых осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами политики.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организационном обществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.


Таким образом, политология - это система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, об организации политической жизни общества. Собственные подходы к изучению разных аспектов политики имеют история и география, право и социология, философия и экономика, психология и кибернетика и ряд других наук. Каждая из них имеет своим предметом исследование того или иного аспекта сферы политических отношений, начиная от методологических и кончая конкретно-прикладными вопросами.

Категории и функции политологии

Как и всякая научная дисциплина, располагающая предметом исследования, политология имеет свою систему категорий , т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки . Спецификой политологического категорийного аппарата является то, что формируясь позже, чем аппарат других обществоведческих наук, он заимствовал многие категории из исторического, философского, правового, социологического словаря.

К числу важнейших категорий политологии относятся: политика, политическая власть, политическая система общества, политический режим, гражданское общество, политические партии, политическая культура, политическая элита, политическое лидерство и др. Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся все более распространенными и существенными. Это свидетельствует о наличии многообразных связей политологии с обществом, о выполнении ею ряда важных функций.

Выделим наиболее очевидные:

1) Теоретико-познавательная функция связана с выявлением, изучением, пониманием различных тенденций, трудностей, противоречий политических процессов, с оценкой происшедших политических событий;

2) Методологическая функция политической науки, предполагает, что понимание общих закономерностей политической жизни общества поможет другим социальным наукам в решении их специфических задач;

Функции политологии:

1) Теоретико-познавательная;

2) Методологическая;

3) Аналитическая функция политологии, как и других общественных наук, направлена на постижение сути политических процессов, явлений, их всестороннюю оценку;

4) Регулятивная функция заключается в том, что политология способствует выработке правильных ориентиров в бурных политических потоках, обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях;

5) Суть прогностической функции в том, что знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определить эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и не эффективных действий.

Прикладная политология

Условно политологию можно разделить на теоретическую и прикладную. Обе составляющие неразрывно связаны между собой, дополняют и обогащают друг друга.

Обобщение.

Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии.

Сюда относят:

- опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

- наблюдение , которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

- статистические методы , с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

- математические методы , которые открывают возможность для моделирования политических процессов;

- метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.

политология

1)

2) Социальная сфера

3) Духовная сфера

4) Политическая подсистема

Предметами политологии являются

Объект политологии

1. Политическая философия.

2. Теория политики.

3. Политическая социология.

4. Политическая психология.

6. Политическая география

7. Прикладная политология.

Функции и методы политологии

Функции

1. Теоретико-познавательная

2. Методологическая

3. Рационализаторская

4. Диагностическая

5. Социализирующая

Метод

1. Социологический метод

3. Функциональный метод

4. Системный метод

5. Антропологический метод

6. Сравнительный метод

7. Исторический метод

8. Эмпирический метод

Функции политики в современном обществе

1. Управленческая, регулятивная функция – политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их.

2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы.

3. Функция политической социализации – политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения.

4. Функция мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие.

5. Гуманитарная функция – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.

Билеты 5, 6. Особенности политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Политические идеи Платона и Аристотеля.

Античная демократия

К середине VIII в. до н. э. в городах-государствах Греции власть царей постепенно уступает место власти аристократии – знатным родам. Вскоре после господства аристократии все более активно выступает демос – средние и мелкие землевладельцы, ремесленники, торговцы. Период гражданских междоусобиц закончился победой демоса. Этому способствовали и реформы VII-VI вв. до н. э., закрепившие успехи демоса в долгой и трудной борьбе с аристократией. На становление афинской демократии оказали определяющее воздействие:

Кодификация (упорядочение и запись) права;

Разделение граждан на группы по имущественному признаку;

Предоставление низшему классу гражданских прав; учреждение народного суда.

Демократические органы государственной власти Афин:

– народное собрание – решало вопросы внутренней и внешней политики, избирало должностных лиц, определяло налоговую политику;

– Совет пятисот – занимался делами текущего характера, подготавливал дела для рассмотрения их в народном собрании;

народный суд – рассматривал имущественные и прочие тяжбы.

Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства .

Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи того времени не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) в своих произведениях «Государство», «Политик», «Законы» сформулировал представление об идеальном государстве. Власть принадлежит людям способным, социальная иерархия выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости.

Типы государственного устройства по Платону :

тимократия – власть честолюбцев;

– олигархия – господство немногих над большинством;

– демократия – власть большинства;

– тирания – власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) анализирует проблемы политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Этика». Аристотель высказывал основополагающие мысли о социальной природе демократии, которая основана на преобладании большинства, т. е. бедных. Государство, по Аристотелю, – высшее единство общества. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

Римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон считал наиболее приемлемой форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

Билет 9.

Реформация – широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в. В основе – борьба против католической церкви. Результатом Реформации стало появление протестантизма и его направлений: лютеранства, кальвинизма, англиканства. Реформация открыла путь новым политическим и правовым идеям и изменила средневековые представления о смысле богатства, экономической активности, труда.

Билет 10.

Т. Мор, Т. Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Коммунистическая утопия итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568–1639) «Монархия Мессии» представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии.

Типология власти

1. в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): -

Государственная;

Партийная;

Профсоюзная;

Власть органов местного самоуправления и т. д.

2. по функциям, которые выполняют ее органы :

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

3 . в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

4 . по методам воздействия на объект:

Демократическая – широкие гражданские права и свободы человека;

Тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

Виды политических партий

Так как политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, в процессе исторического развития сформировались различные виды партий.

Классификация политических партий:

1) по идейным основаниям их деятельности:

доктринальные (ориентированные на защиту своей идеологии),

прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий),

харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

2) по социальной направленности программы и деятельности:

социал-демократические,

либерально-демократические,

коммунистические, классовые,

националистические,

фашистские,

религиозные,

государственно-патриотические,

народные и т. п.;

3) по методам выполнения программы:

революционные (направленные на радикальное качественное преобразование общества),

реформаторские (стремящиеся улучшить качество общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий :

реакционные,

консервативные,

умеренные,

радикальные,

экстремистские;

5) по месту в политическом спектре :

центристские,

6) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике:

правящие

оппозиционные (которые в силу своего юридического статуса могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами –

демократические,

антидемократические;

8) по характеру членства :

кадровые (характеризуются немногочисленностью, свободным членством, организационной нестабильностью),

массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, укрепить связи, упрочить структуру);

9) по организационной структуре :

парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты),

лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов),

авангардные (действующие на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.;

10) по интересам отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции).

Выборы бывают

· президентские,

· парламентские,

· в местные органы самоуправления – региональные (областные),

· муниципальные (городские),

· выборы судей и т. д.

Кроме того, выборы бывают очередными , внеочередными , дополнительными .

v Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.

v Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).

v Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.

v Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон – партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов.

v Избирательная борьба – основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат – это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах.

Управление конфликтом

Основные методики разрешения политических конфликтов:

альтернативное разрешение конфликтов – конфликт регулируется самими сторонами противоборства путем взаимного сотрудничества и соглашения;

избегание конфликта – временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.;

переговоры – самый распространенный и успешный способ разрешения политических конфликтов;

подмена конфликта – перемещение конфликта, противоречия в иную плоскость;

конфронтация – жесткие, радикальные решения;

приспособление – действия по самостоятельной выработке решений по урегулированию конфликта одной из сторон, которые удовлетворяют обе стороны;

откладывание – временная уступка более сильному противнику;

примирение сторон при помощи посредника , ищущего компромисс;

третейское разбирательство, арбитраж.

Современная методика эффективного урегулирования конфликтов – «теория принципиальных переговоров и терпимости» (авторы – Р. Даль, Р. Фишер, М. Херманн, У. Юрии ). Политические проблемы необходимо решать на основе их качественных свойств. Нужно стремиться найти взаимную выгоду там, где возможно, а там, где интересы сторон не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на нормах, правилах независимо от воли каждой из сторон.

Принципы данной методики:

– отказ от процесса «торга» и сосредоточение на интересах, а не на позициях; использование объективных оснований;

– разработка взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– продуманная тактика взаимодействия со второй стороной;

– подключение в случае необходимости третьей стороны, посредника.

Для благополучного разрешения политического конфликта необходимо

o локализовать конфликт – четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов;

o вовремя принять конструктивные усилия и меры , чтобы минимизировать последствия, которые могут быть опаснее самого конфликта;

o Участники политического конфликта должны выйти за пределы конфликтной ситуации и рассмотреть ее с точки зрения общечеловеческих принципов : гуманизма, демократии, прав человека и т. п.

Полномочия Президента РФ

1. Является главой государства.

2. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3. Определяет основные направления внутренней политики и внешнеполитический курс страны.

4. Принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

5. Обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

6. Представляет интересы Российской Федерации на внешнеполитической арене. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Полномочия Правительства РФ

1. Разрабатывает проект федерального бюджета, обеспечивает его исполнение.

2. Обеспечивает проведение единой государственной политики страны в области науки, образования, социального обеспечения, экологии и т. д.

3. Обеспечивает проведение единой финансовой и денежной политики.

4. Управляет федеральной собственностью.

5. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан РФ.

6. Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализует внешнюю политику страны.

Судебная власть на федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

Билет 1. Политология как наука: объект, предмет, методы, функции.

Термин «политология» этимологически образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Таким образом, политология – это наука о политике. В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:

1) Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества.

2) Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов.

3) Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности.

4) Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Предметами политологии являются

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.

2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.

5. Политическая антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

6. Политическая география . Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов.

7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.

Функции и методы политологии

Функции

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах.

2. Методологическая – использование знаний в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями.

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром.

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Методы и направления исследования политологии

Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод политологии

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

Социологические методы политологии

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный метод политологии

Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

Системный анализ в политологии

Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

Синергетический подход в политологии

Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Синергетический подход основывается на следующих положениях:

  • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
  • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
  • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
  • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
  • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
  • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
  • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
  • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
  • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
  • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Теория социального действия

В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, -- наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному: 1. Политология -- наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англо-американском «Словаре политического анализа», к нынешнему этапу развития ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает «управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый анализ; политику и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическую теорию; публично-административную деятельность и организационное поведение; международные отношения». В этом случае политология -- дисциплина, связанная с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике. Главным аргументом в пользу такой позиции является ссылка на естественно сложившуюся в ходе истории дифференциацию наук, на междисциплинарное разделение труда. Действительно, в силу различных причин традиционно главным объектом изучения политической науки были государство, его устройство и деятельность, а также другие политические организации. Затем предмет ее расширился за счет политических явлений, не исследуемых другими науками: политических процессов, политического поведения, политических систем и т.д. Однако такое спонтанное расширение предмета политологии нередко противоречит научной логике и не позволяет ответить на вопрос, почему, помимо традиционных для нее политических институтов, она включает в свой предмет одни политические явления, например поведение, и не включает другие, например стереотипы, установки и т.п. Кроме того, существенным недостатком трактовки политологии как сравнительно частной науки о политике является логически следующее из такого подхода фактическое отрицание общей науки о политике, интегрирующей все политические знания в единую систему. Вероятно в силу отмеченных слабостей, эта (первая) позиция в последние годы утрачивает свое влияние, особенно в Европе. 2. Политология -- единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. В содержание политической науки не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и некоторые другие. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма, о котором более подробно речь пойдет ниже. Бихевиористы отрицают подлинную научность предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах. В 60-х гг. нынешнего века радикально настроенные политологи-бихевиористы вообще противопоставляли политическую науку политической теории, под которой понималась «отрасль, занимающаяся политической этикой и историей политических идей». Современные сторонники бихевиоризма обычно не столь категоричны в отрицании политической теории. Однако и они признают в качестве научных лишь эмпирико-аналитические концепции, построенные на базе конкретных, эмпирических фактов и верифицируемых (проверяемых на опыте) гипотез. При этом отрицаются связанные с ценностным подходом нормативные теории, исследующие сущность и смысл существования государства и общества, разрабатывающие политические идеалы и пути их реализации, а также историко-диалектические концепции, занимающиеся критическим анализом общества, раскрытием лежащих в основе политики противоречий и закономерностей. Логическим следствием бихевиористской позиции является разделение политических знаний на две части: на нормативные знания, связанные с ценностями и оценками, требованиями и пожеланиями, и на строго научные знания, основанные на фактах. Такой подход подвергается критике за противопоставление двух этих видов знаний и за отлучение нормативных теорий от науки. Как: показывает история, хотя нормативные и эмпирические знания имеют большую специфику, их полный разрыв губителен для общественной науки, поскольку обрекает ее на дегуманизацию, отход от жгучих проблем человечества и вырождение в малозначимые абстракции. 3. Политология -- общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности. Достоинством широкой трактовки политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие категории «политология» значению этого термина -- общая наука о политике, но прежде всего ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и тем самым на получение целостной картины исследуемых объектов. Научная позиция, рассматривающая политологию как общую, единую и вместе с тем внутренне дифференцированную науку о политике, находит все более широкое мировое признание, что, в частности, получило отражение в употреблении термина «политическая наука» в единственном числе в названии всемирной организации политологов -- «Международная ассоциация политической науки». Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно. Это вызвано, прежде всего, чрезвычайной многозначностью термина «политика», возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии. Учитывая все это, некоторые авторы предлагают вообще отказаться от попыток дать этой науке общепризнанное определение. Объект и предмет политологии Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности. Политика как объект науки Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания. Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей - классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек - существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе - в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей. Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. В чем же состоит суть, специфика политических отношений как отношений между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти - одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика это сфера властных отношений. Власть - первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика "означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей - Н. Макиавелли, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный. Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных определений. Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение. В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе. Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций - управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд и другие представители системного анализа. Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами. Виды политики Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики. Внешняя политика - это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. Предмет политологии Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногласия в оценке границ, содержания политологии, круга охватываемых ею проблем и даже названии этой области знания. Наряду с понятием "политология" широко употребляются термины "политическая наука", "политические науки". Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политических дисциплин в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли. Но основная трудность в определении предмета политологии обусловлена, прежде всего, сложностью и многоплановостью объекта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками - философией, социологией, правоведением, психологией, историей и др. Существует целый комплекс научных дисциплин, которые возникли как бы на стыке собственно политологического и иного обществоведческого знания - политическая философия, политическая социология, теория государства и права, политическая история и т.д. Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую юриспруденцию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества. Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе - всю совокупность и развитие политических отношений и политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе. Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание феномена политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти. Исследование политической власти предполагает выяснение ее объектов и субъектов, целей власти, которые формулируются политической идеологией; функций власти, т.е. ее основных задач, направлений деятельности; механизмов структуры власти (политических систем); способов ее осуществления (политических режимов) и т.д.

Структура политической науки Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики. Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией. Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым -- политическая социология, политическая психология, политическая география. Политическая философия -- отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть. Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений. Во-первых, это политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения. Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов. В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования. Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества. Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории государства включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты, традиционно стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест. политический политология фашизм идеология

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»